19842 электромонтер по обслуживанию подстанций программа обучения
П р о г р а м м а для подготовки электромонтеров по обслуживанию подстанций (III и IV разряды)
Пояснительная записка
Квалификационная характеристика
Тематический план
Теоретического обучения
Программа
Теоретического обучения
Энергетические системы России. Объединенные энергетические системы. Единая энергетическая система России. Понятие о диспетчерском управлении энергосистемой и электрическими сетями предприятия электрических сетей. Изменение условий труда и быта в результате электрификации страны.
Значение технического обучения персонала в овладении новейшей техникой и передовыми методами труда, необходимость постоянного повышения культурного и технического уровня рабочих.
2.1. Электрическая цепь постоянного тока
Понятие электрического заряда и электрического поля. Работа сил электрического поля. Определение потенциала. Напряженность электрического поля. Связь между напряженностью и потенциалом.
Проводники и диэлектрики. Свободные электроны в проводниках.
Понятие об электрическом токе. Проводники электрического тока. Понятие о полупроводниках.
Простейшая электрическая цепь. Источники электрического тока. Определение электрического тока.
Физический смысл электродвижущей силы (э.д.с.). Определение э.д.с., единицы измерения. Напряжение электрического тока. Сопротивление элементов электрической цепи и источника электрического тока, единица измерения. Удельное сопротивление проводника электрического тока. Зависимость сопротивления от материала, сечения, длины и температуры проводника. Проводимость, единица ее измерения.
Соотношение между э.д.с., сопротивлением и током в электрической цепи. Закон Ома. Сила тока и ее единица измерения. Плотность тока. Закон Ома для замкнутой электрической цепи. Внутреннее сопротивление источника электрического тока. Три возможных режима работы электрической цепи: холостой ход, короткое замыкание, нагрузочный.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Разветвленные электрические цепи. Первый закон Кирхгофа. Суммарные сопротивления ветвей, соединенных последовательно и параллельно.
Смешанное соединение сопротивлений. Электрические цепи с несколькими источниками э.д.с. Второй закон Кирхгофа.
Энергия и мощность источников электрического тока, единицы измерения. Коэффициент полезного действия источника электрического тока.
Тепловое действие электрического тока. Зависимость количества тепла, выделяемого проводником, от силы тока. Значение теплового действия тока для различных электрических машин.
Химическое действие электрического тока. Механизм переноса электрических зарядов в электролите. Химические источники электрического тока. Устройство и принцип действия гальванического элемента. Принцип работы электрических аккумуляторов.
2.2. Электромагнетизм
Магнитное поле вокруг проводника с током. Намагничивающая или магнитодвижущая сила, силовые линии магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Магнитная индукция, ее физический смысл, единица измерения.
Магнитный поток. Единицы измерения магнитного потока и напряженности магнитного поля от силы тока.
Ферромагнетизм. Свойства ферромагнитных материалов. Остаточное намагничивание. Магнитное насыщение. Магнитная проницаемость ферромагнетиков. Кривая намагничивания. Применение ферромагнетиков в электрических машинах и аппаратах. Понятнее о гистерезисе.
Взаимодействие проводника с током с магнитным полем. Принцип работы электродвигателей и генераторов.
Электромагнитная индукция. Индуцированная э.д.с. Э.Д.С. самоиндукции. Энергия магнитного поля.
2.3. Переменный электрический ток
Определение переменного тока. Синусоидальный ток. Период и частота переменного тока. Амплитуда. Мгновенное значение. Получение переменных э.д.с. Фаза и сдвиг фаз напряжения и тока.
Действующее значение тока и напряжения. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Цепь переменного тока, содержащая индуктивность. Цепь переменного тока с индуктивностью и активным сопротивлением.
Цепь переменного тока с емкостью. Цепь переменного тока с последовательно соединенными индуктивностью и емкостью. Резонанс напряжений. Параллельное соединение индуктивности и емкости, резонанс токов. Мощность переменного тока. Активная, реактивная, полная мощность. Коэффициент мощности (косинус фи).
Измерение активной мощности переменного тока ваттметрами.
Поверхностный эффект. Вытеснение тока из внутренних слоев проводника. Учет влияния поверхностного эффекта при выборе проводов.
2.4. Трехфазный переменный ток
Трехфазный переменный ток, принцип его получения. Устройство генератора тока. Соединение обмоток в звезду и треугольник. Линейные и фазные токи и напряжения и соотношения между ними. Симметричная и несимметричная нагрузка обмоток, соединенных в звезду и треугольник.
Мощность трехфазного тока. Активная, реактивная и полная мощность. Назначение и способы компенсации реактивной мощности.
Способы и приборы для измерения мощности трехфазной системы. Вращающееся электромагнитное поле. Синхронные и асинхронные машины, принципы их действия и устройства.
Программа подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Электромонтер по обслуживанию подстанций» (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
«МОСКОВСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»
НП «Московский учебный центр ЕЭС»
«____»___________ 2012 г.
П Р О Г Р А М М А
подготовки и повышения квалификации рабочих
«Электромонтер по обслуживанию подстанций»
Электромонтер по обслуживанию подстанций
г. Москва, 2012 год
Настоящая программа предназначена для профессиональной подготовки и повышения квалификации как работающего персонала, так и для обучения лиц, готовящихся к работе по данной профессии.
Программа разработана в соответствии с требованиями «Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики» (ТКС), Москва, 1999 г., действующих документов: «Правила организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства» (РД 34.12.102) и другими руководящими документами, а также лицензионными требованиями Комитета образования при Правительстве Москвы в целях дальнейшего повышения качества профессиональной подготовки оперативно-диспетчерского персонала.
В прилагаемый список литературы допускается вносить изменения по мере обновления руководящих документов и технической литературы.
Продолжительность обучения составляет 72 часа с отрывом от производства.
Для теоретического обучения отводится 60 часов.
Для тренажерной подготовки 12 часов.
Группа комплектуется из числа лиц, прошедших подготовку на рабочем месте по данной профессии и имеющих группу по электробезопасности не ниже 3.
В целях качественного обучения количество слушателей в группе не должно превышать 16 человек.
При составлении расписания занятий допускается, в зависимости от уровня подготовки слушателей, внесение изменений в программу по часам какой-либо темы, но при условии сохранения общего количества часов программы.
Для проведения занятий приглашаются преподаватели учебных заведений, а также специалисты, имеющие опыт производственной и преподавательской работы. Критериями для выбора преподавателей служат – квалификация и опыт работы, преподавательский стаж, а также личностные качества.
По завершению теоретической и практической частей учебной программы проводится итоговое занятие в форме экзамена.
Слушателям, успешно сдавшим экзамен, выдаются удостоверения установленного образца.
Допуск электромонтера по обслуживанию подстанций к самостоятельной работе проводится в установленном порядке после экзамена в экзаменационной комиссии предприятия, после прохождения дублирования на рабочем месте и получения положительных оценок по итогам противоаварийных тренировок.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Электромонтер по обслуживанию оборудования подстанций (ПС) предприятий электрических сетей (ПЭС) напряжением 35, 110 кВ III степени сложности, прошедший подготовку на рабочем месте по данной профессии, имеющий уровень квалификации 4 разряда.
•Оперативное и техническое обслуживание оборудования подстанций напряжением 35, 110 кВ III степени сложности.
•Обеспечение установленного режима по напряжению, нагрузке, температуре и другим параметрам.
•Проведение режимных оперативных переключений в распределительных устройствах подстанций. Оперативные переключения при ликвидации аварий.
•Подготовка рабочих мест. Допуск рабочих к работе, надзор за их работой, приемка рабочих мест после окончания работ.
•Осмотр оборудования подстанций. Проведение небольших по объему и кратковременных работ по ликвидации неисправностей на щитах и сборках собственных нужд, в приводах коммутационных аппаратов, в цепях вторичной коммутации закрытых и открытых распределительных устройств подстанций.
•Определение параметров аккумуляторных батарей. Устранение неисправностей осветительной сети и арматуры со сменой ламп и предохранителей.
•Назначение и устройство обслуживаемого оборудования. •Электрические схемы распределительных устройств.
•Схемы первичных соединений подстанции.
•Сети собственных нужд, оперативного тока и электромагнитной блокировки.
•Назначение и зоны действия релейных защит и автоматики. •Назначение устройств измерений и телемеханики.
•Сроки испытания защитных средств и приспособлений, применяемых в электроустановках.
•Виды связи установленные на подстанциях, правила их пользования.
Рабочая программа по ПМ.04 специальность 13.02.07
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04 Выполнение работ по профессии 19842 Электромонтер по обслуживанию подстанций
Предметной (цикловой) комиссией по укрупненной группе 140000 Электроснабжение (НПО и СПО)
Протокол от ___ ________ _2014г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования
270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Председатель предметной (цикловой) комиссии
Заместитель директора по УМР
Скопцова Наталья Игоревна преподаватель второй квалификационной категории, ГБОУ СПО КС №54
Ф.И.О., учёная степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО/ предприятие, ВУЗ
2. Результаты освоения профессионального модуля
3. Структура и содержание профессионального модуля
4. Условия реализации программы профессионального модуля
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности )
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО 140409 Электроснабжение (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности Выполнение работ по профессии 19842 Электромонтер по обслуживанию подстанций и соответствующих профессиональных компетенций:
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки работников в области энергетики при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля– требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
применения приспособлений, слесарного инструмента и оборудования при выполнении слесарно-сборочных работ;
выполнения подготовительных электромонтажных работ
организовывать электромонтажные работы, производить подготовительные работы, пользоваться разнообразным электромонтажным инструментом;
производить слесарные и слесарно-сборочные работы, пользоваться слесарным инструментом, приспособлениями и оборудованием;
устанавливать крепежные детали и опорные конструкции;
выполнять сверлильные и пробивные работы;
выполнять соединение жил проводов и кабелей различными способами;
производить несложные электро – газосварочные работы;
виды слесарных работ;
правила выбора и применения инструментов;
последовательность слесарных операций; приемы выполнения общеслесарных работ;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
организацию электромонтажных работ, состав и технологию выполнения подготовительных работ;
назначение и устройство кабельных изделий;
способы соединения и оконцевания жил проводов и кабелей;
общие сведения о электро-, газосварочном оборудовании;
техническую документацию на электромонтажные работы.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Всего – 372 часов, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 228 часов, включая:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 152 часов;
самостоятельную работу обучающегося – 76 часов;
учебную и производственную практики – 144 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Наименование результата обучения
Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
Выполнять подготовительные электротехнические работы
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Наименования разделов профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
в т.ч., курсовая работа (проект),
в т.ч., курсовая работа (проект),
Раздел 1. Подготовительные электротехнические работы
Раздел 2. Слесарно-сборочные работы.
3.2.Содержание обучения по профессиональному модулю
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)
МДК 04.01. Подготовительные электротехнические работы
Раздел 1. Подготовительные электротехнические работы
Цели и задачи, структура профессионального модуля. Последовательность освоения профессиональных компетенций по модулю; требования к уровню подготовки знаний и умений.
Тема 1.1. Электромонтажные материалы и изделия
Изделия для прокладки кабелей и проводов. Изделия для крепления кабелей, проводов и труб.
Изделия для электропроводок в трубах
Монтажные и установочные провода: область применения, марки, стандартные сечения.
Силовые кабели: область применения, марки, стандартные сечения.
Современные изделия и материалы.
Расшифровать условное обозначение кабеля (провода) с определением области его применения.
Расчет сечения проводов по токовой нагрузке.
Расчет сечения проводов по допустимым потерям напряжения.
Тема 1.2. Электротехнические работы
Понятие об электротехнических работах
Техническая документация на электромонтажные работы
Порядок их организации
Механизация и автоматизация процесса выполнения работ
Правила техники безопасности при выполнении электромонтажных работ
Соединение и ответвление жил проводов и кабелей общие сведения о контактах
Электросварка контактным разогревом
Пайка алюминиевых и медных жил
Составление перечней инструментов и приспособлений для проведения электромонтажных работ.
Составление инструкционно – технологических карт по выполнению разметочных работ
Составление инструкционно – технологических карт по выполнению пробивных работ
Составление инструкционно – технологических карт по выполнению крепежных работ
Выполнение пробивных работ с помощью ручного и механизированного инструментов ударного, ударно-поворотного и ударно-вращательного действия
Установка опор, крепежных изделий и электромонтажных конструкций без вяжущих растворов и клеев
Установка опор, крепежных изделий и электромонтажных конструкций с помощью вяжущих растворов и клеев
Соединение алюминиевых и медных жил болтовыми
Опрессовка токоведущих жил сечением 2,5-10 мм 2
Ответвление и оконцевание проводов пайкой
Пайка алюминиевых жил
Пайка алюминиевых и медных жил
Соединение и ответвление жил проводов и кабелей
Опрессовка однопроволочных и многопроволочных жил сечением 16-240 мм.кв.;
Штамповка жил сечением 25-240 мм. 2
Изучение устройства сварочного трансформатора
Самостоятельная работа обучающегося
1. Создание мультимедийных презентаций различной тематики
Способы соединения проводов
Правила техники безопасности при выполнении электромонтажных работ.
МДК.04.02. Слесарно-сборочные работы
Раздел 2. Слесарно-сборочные работы.
Цели и задачи, структура профессионального модуля. Последовательность освоения профессиональных компетенций по модулю; требования к уровню подготовки знаний и умений.
Тема 2.1. Организация слесарных работ
Правила техники безопасности при слесарных работах
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места
Тема 2.2. Основы слесарных работ
Общие сведения о слесарных работах. Основные инструменты и приспособления для выполнения слесарных работ. Рабочее место слесаря.
Разметка. Рубка. Резка. Опиливание. Назначение. Инструменты. Разработка и анализ технологии выполнения.
Составление инструкционно – технологической карты по разметке
Освоение приемов разметки на плоскости.
Использование измерительного инструмента
Выполнение разрубания и вырубания металла, разрубание металла на плите и по уровню губок тисков, вырубание заготовок различных очертаний
Составление инструкционно – технологической карты по опиливанию.
Гибка профилей разных радиусов кривизны.
Составление инструкционно – технологической карты по сверлению.
Сверление, зенкование и зенкерование отверстий
Составление инструкционно – технологической карты по нарезанию резьбы.
Тема 2.3. Слесарно-сборочные работы
Общая технология сборки. Методы, требования к подготовке деталей, техническая документация на сборку.
Неподвижные неразъемные соединения. Виды, назначение, достоинства и недостатки. Виды заклепочных швов, сварных швов и соединений и условия обеспечения их прочности. Контроль качества сборки: методы и средства. Наиболее вероятные дефекты сборки, меры их предупреждения и исправления. Требования к организации и безопасности работ при сборке неподвижных неразъемных соединений. Выполнение сборки неподвижных неразъемных соединений
Технология сборки неподвижных неразъемных соединений (клепка, пайка, лужение, склеивание, соединения с гарантированным натягом, сборка под сварку): способы, используемые материалы, приспособления, инструменты, последовательность и техника выполнения.
Неподвижные разъемные соединения. Виды, назначение, детали соединений.. Контроль качества сборки: методы и средства. Наиболее вероятные дефекты сборки, методы их предупреждения и исправления. Требования к организации рабочего места и безопасности при сборке неподвижных разъемных соединений. Выполнение сборки неподвижных разъемных соединений.
Технология сборки неподвижных разъемных соединений : последовательность и техника сборки, используемое оборудование, приспособления, инструменты
Технология сборки ременных и цепных передач: последовательность и техника сборки, используемое оборудование, приспособления, инструменты
Виды зубчатых передач и зацеплений. Конструкция передач. Требования к зубчатым колесам и передачам.
Технология сборки зубчатых передач (цилиндрических, конических, червячных): приемы, последовательность сборки, применяемые приспособления и инструмент. Способы проверки радиальных и боковых зазоров в передаче. Особенности сборки червячных передач. Выполнение сборки зубчатых передач
Технология сборки механизмов преобразования движения (кулачковых, реечных, кривошипно-шатунных, кулисных, передач винт-гайка). Приемы, последовательность сборки, применяемые приспособления и инструмент. Технология сборки механизмов привода прямолинейного движения. Контроль качества сборки: методы и средства. Дефекты при сборке, способы их обнаружения и исправления.
Технология узловой сборки. Последовательность сборки, технологическая документация на сборку, применяемый инструмент и приспособления. Комплектование и сборка сборочных единиц, узлов и механизмов. Контроль качества сборки
Составление инструкционно – технологической карты по пайке.
Выполнение пайки и определение дефектов соединения
Соединение деталей заклепками с потайными головками
Исследование на прочность клеевых соединений.
Изучение и исследование конструкций разъемных соединений
Сборка резьбовых соединений.
Сборка шпоночных и шлицевых соединений.
Сборка подшипников скольжения на валу (работа со схемой, составление технологической карты).
Изучение зубчатых передач
Заполнение таблицы по монтажным съемникам и приспособлениям для запрессовки.
Выполнение сборки механизмов преобразования движения
Самостоятельная работа обучающегося
3. Создание мультимедийных презентаций различной тематики:
Учебная (производственное обучение) практика
1. Слесарные работы: разметка; правка и гибка; резка металла ножовкой, ножницами; сверление отверстий; лужение и пайка жил проводов; нарезание резьбы; изготовление мелких деталей (с использованием ручного электроинструмента).
2. Электросварочные работы: сварка металлических деталей в различных положениях.
3. Подготовительные электромонтажные работы. Разметка трасс электропроводок и мест установки крепежных деталей и конструкций, ответвительных коробок, электроустановочных изделий, приборов и аппаратов. Заготовка элементов электропроводок.
4. Монтаж электропроводок на стендах по рабочим чертежам в жилых и промышленных зданиях и сооружениях. Прокладка проводов в стальных и пластмассовых трубах, в коробах, на лотках и других опорных конструкциях. Прокладка временных электропроводок.
Разделка проводов и кабелей. Соединение, оконцевание проводов и кабелей. Изолирование мест соединений.
5. Монтаж светильников с источниками света различных типов.
6. Монтаж электроустановочных изделий, приборов и аппаратов, распределительных устройств.
7. Заземление и зануление осветительных электроустановок.
8. Проверка надежности крепления конструктивных элементов, выполнения контактных соединений, электроустановочных изделий. Прозвонка проводов и кабелей, проверка работоспособности различных участков электропроводок.
9. Нахождение и устранение неисправностей в элементах осветительных сетей. Определение неисправностей электроустановочных изделий, приборов и аппаратов. Организация и особенности проведения демонтажа и несложного ремонта элементов осветительной сети, электроустановочных изделий, приборов и аппаратов, электрооборудования.
. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
— рабочие места на 25-30 обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— учебно-лабораторный комплекс «Электромонтаж, Электробезопасность»;
-комплект образцов материалов, объемных моделей, деталей, инструментов и приспособлений;
-комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации;
— комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
— персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением ( программное обеспечение общего и профессионального назначения) и мультимедиа проектор.
Оборудование мастерских и рабочих мест:
— рабочие места на 15 обучающихся;
— рабочее место мастера производственного обучения;
— станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
— набор слесарных инструментов;
— набор измерительных инструментов;
— приспособления, вспомогательный инструмент;
— заготовки для выполнения слесарных работ;
— комплекты рабочих чертежей;
-комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации;
— комплект противопожарных средств;
— инструкции и плакаты по безопасности труда и электробезопасности.
— рабочие места на 15 обучающихся;
— рабочее место мастера производственного обучения;
— лабораторный стенд «Электромонтажный комплекс (НТЦ-47.100)»;
— знаки и плакаты по электромонтажным работам;
-наборы электромонтажных инструментов, приспособлений и вспомогательного инструмента;
— набор измерительных инструментов;
— комплект электроизмерительных приборов;
— набор кабелей и проводов различных марок и расходные материалы;
— заготовки для выполнения пайки, лужения и сварки;
— схемы подключения приборов на стендах;
— комплекты рабочих чертежей;
— комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации;
— комплект противопожарных средств;
— инструкции и плакаты по безопасности труда и электробезопасности.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест на предприятии.
Инструмент, материалы, приспособления, ответвительные коробки, электроустановочные изделия, приборы и аппараты, распределительные устройста, электрооборудование.
Установочные, крепёжные, изоляционные изделия и арматура, лотки, струны, короба, металлорукава и различные виды труб.
Светильники с лампами накаливания и газоразрядными источниками света всех видов.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: Учебное пособие для начального профессионального образования М.: ОИЦ «Академия», 2010.
2. Ктиторов А.Ф. Практическое руководство по монтажу электрических сетей: Учебное пособие для начального профессионального образования М.: Высшая школа, 2012
3. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий М.: ОИЦ «Академия», 2010
4. Ктиторов А.Ф. Практическое руководство по монтажу электрического освещения М.: Высшая школа, 2012
5. Семенов В.А. Лабораторно-практические работы по специальной технологии для электромонтажников: Учебное пособие М.: Высшая школа, 2009
6. Корякин – Черняк С.Л. Справочник электрика СПб.: Наука и Техника, 2009
7. Правила устройства электроустановок. Все действующие разделы шестого и седьмого изданий с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 ноября 2009г. М.: КНОРУС, 2010.
8. СНиП 12-03-99 Часть 13 «Электромонтажные работы»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная (производственное обучение) практика проводится на базе образовательного учреждения, то есть в мастерских Слесарных работ и Электромонтажной, при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля.
Производственная практика проводится на различных предприятиях, в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Педагогический состав : дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: Техническое черчение, Электротехника, Электроматериаловедение, Общая технология электромонтажных работ. Опыт деятельности на предприятиях и в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение междисциплинарного курса. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и п роходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года
5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Текущий контроль проводится преподавателем (ями) в процессе обучения.
Итоговый контроль проводится после обучения по:
— профессиональному модулю – экзамен (квалификационный).
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК4.1. Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
демонстрация точности и скорости чтения технических чертежей;
демонстрация скорости и качества анализа технологической документации;
демонстрация способности вести расчеты и составлять эскизы необходимые при сборке изделий;
демонстрация качественного выполнения слесарной обработки, пригонки и пайки деталей и узлов различной сложности в процессе сборки;
соответствие выполненных работ требованиям ПУЭ, техническим условиям, технике безопасности.
наблюдение за деятельностью учащегося в процессе работы;
экспертное заключение на выполненную практическую работу;
презентация выполненной работы
ПК4.2. Выполнять разборку и сборку узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин.
владение технологией выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ;
обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении слесарных и слесарно-сборочных работ.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения профессионального модуля.
В рамках текущего контроля:
при выполнении и защите практических и лабораторных работ, внеаудиторной самостоятельной работы,
при выполнении работ
на различных этапах учебной и производственной практик.
ПК4.3. Выполнять подготовительные электротехнические работы
владение технологией выполнения электротехнических работ;
обоснованный выбор технологического оборудования, инструментов, приспособлений, мерительного и вспомогательного инструмента при выполнении электротехнических работ.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения профессионального модуля.
В рамках текущего контроля:
при выполнении и защите практических и лабораторных работ, внеаудиторной самостоятельной работы,
при выполнении работ
на различных этапах учебной и производственной практик.
ПК 4.4. Контролировать качество выполненных работ
точность соблюдения критериев оценки качества выполненных электромонтажных работ;
участие в приёмо-сдаточных испытаниях монтажа осветительной сети и оценке качества монтажа осветительного оборудования;
соблюдение порядка сдачи-приемки осветительной сети в эксплуатацию;
правильность использования приборов для измерения параметров электрической сети
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения профессионального модуля.
В рамках текущего контроля:
при выполнении и защите практических и лабораторных работ, внеаудиторной самостоятельной работы,
при выполнении работ
на различных этапах учебной и производственной практик.
дифференцированного зачета по МДК и
итоговой аттестации по модулю (квалификационного экзамена)
Итоговая аттестация по модулю:
МДК – зачет (на основе накопительной системы оценки)
ПМ – экзамен (квалификационный):
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
аргументация и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
активная инициатива в процессе освоения профессиональной деятельности;
наличие положительных отзывов по итогам производственной практики;
участие в конкурсах и выставках профессионального мастерства, олимпиадах и других мероприятиях
участие во внеурочной деятельности связанной с будущей профессией
Экспертное наблюдение за отношением обучающихся к учебно-познавательной деятельности в урочное и внеурочное время и оценка результатов наблюдений за их деятельностью в процессе освоения профессионального модуля
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
обоснование постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;
демонстрация эффективности и качества их выполнения;
соответствие выбранных методов (проведения маркетинговых исследований) их целям и задачам
своевременная сдача заданий, отчетов и т.д.
Экспертное наблюдение и оценка собственной деятельности обучающихся
при решении профессиональных задач,
выбранных методов и приёмов при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
анализ профессиональных ситуаций;
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач;
демонстрация умений объективно оценить ситуацию, результаты своей работы и их коррекцию;
полнота, критичность самоанализа
убедительность в понимании ответственности за результаты своей работы
Экспертное наблюдение и оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе освоения профессионального модуля
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов учебной и производственной практик
Экспертное наблюдение и оценка результатов по эффективному использованию обучающимися различных источников, включая электронные в процессе освоения профессионального модуля
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
рациональное и правильное и спользование информационно-коммуникационных технологий и различных видов программного обеспечения, в том числе специального в профессиональной деятельности;
применение ИКТ и ПК в оформлении технической и другой документации
Экспертное наблюдение и оценка использования обучающимися информационных технологий в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, лабораторных работах, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, работ по учебной и производственной практике
ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
умение работать в команде, разрешать возможные конфликтные ситуации;
взаимодействие и общение в ходе обучения с коллегами, мастерами производственного обучения, преподавателями, руководителями практик и работодателями;
коммуникабельность со сверстниками при проведении деловых игр, выполнения коллективных заданий
проявление ответственности за результаты выполненных заданий
Экспертное наблюдение и оценка результатов наблюдений за умением
обучающихся работать в команде, разрешать возможные конфликтные ситуации, общаться со сверстниками и различными категориями руководителей и работников
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
объективно анализировать и вносить коррективы в результаты собственной деятельности;
постоянное проявление ответственности за качество выполнения рабо т.
Экспертное наблюдение и оценка собственной деятельности обучающихся
при решении профессиональных задач,
выбранных методов и приёмов при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
посещение профессиональных выставок, мастер-классов и т.д.
Экспертное наблюдение и оценка собственной деятельности обучающихся
при решении профессиональных задач,
выбранных методов и приёмов при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики
ОК9Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.
Экспертное наблюдение и оценка собственной деятельности обучающихся
при решении профессиональных задач,
выбранных методов и приёмов при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики