адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз

Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ

от 11 февраля 2019 г. N 05-108

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

1. Востребованность программ профессионального обучения для лиц, имеющих нарушения интеллекта.

Согласно пункту 6 Порядка N 292 к освоению основных программ профессионального обучения допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Обучающиеся с различными формами умственной отсталости не получают основное общее и среднее общее образование и в соответствии с частью 13 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ им по окончании обучения выдается свидетельство об обучении по образцу и в соответствии с порядком его выдачи (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145).

Указанное свидетельство об обучении дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения в соответствии с Порядком N 292.

Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального обучения является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2. Выбор программ профессионального обучения для лиц с различными формами умственной отсталости.

Согласно части 2 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (ред. от 12 ноября 2018 г.).

Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при выборе программ профессионального обучения следует учитывать предусмотренные профессиональными стандартами для различных профессий и должностей ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья и др.

Особенности организации труда несовершеннолетних регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»). Статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации установлены виды работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет.

Так, запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет:

на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

на подземных работах;

на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью, нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительством Российской Федерации от 20 июня 2001 г. N 473 и от 20 июня 2011 г. N 479).

Также необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики), с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58.

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников;

порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно пункту 48 Приказа N 302н работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии в том числе следующих общих медицинских противопоказаний:

врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;

последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;

заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.

Кроме того, при выборе и разработке программ профессионального обучения для лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать методические рекомендации, утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» в части рекомендованных видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов; рационального трудоустройства инвалидов.

3. Организация реализации программ профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

В соответствии с частью 9 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Учредитель вправе осуществлять финансирование профессионального обучения в качестве отдельной государственной (муниципальной) услуги. При этом должен быть произведен расчет нормативных затрат на реализацию программ профессионального обучения по соответствующим профессиям, должностям служащих. Нормативные затраты могут быть дифференцированы в зависимости от соответствующих профессий, должностей служащих. Учредителем может быть определен перечень профессий рабочих, должностей служащих, обучение по которым может осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

При организации прохождения профессионального обучения получать соответствующее государственное задание могут профессиональные образовательные организации, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами, имеющие соответствующую лицензию.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, а также с учетом иных особенностей, предусмотренных Законом об образовании.

Региональными нормативными и методическими документами регламентируются механизмы организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального обучения в субъекте Российской Федерации:

формирование актуального перечня профессий, должностей служащих с учетом потребности в рабочих кадрах в субъекте Российской Федерации;

финансирование профессионального обучения в качестве государственной (муниципальной) услуги;

установление нормативных затрат на реализацию программы профессионального обучения по соответствующим профессиям, должностям служащих;

получение государственного задания на организацию прохождения профессионального обучения;

создание специальных условий обучения, учитывающих особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояние здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

4. Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения. В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Предоставление профессионального обучения осуществляется при наличии необходимых условий. Данные условия могут быть созданы как самой образовательной организацией, либо с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

В реализации программы с использованием сетевой формы могут участвовать организации, обладающие необходимой инфраструктурой для реализации части такой программы, обеспечивающей прохождение профессионального обучения.

Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит итоговую аттестацию обучающихся, проходящих профессиональное обучение в форме квалификационного экзамена, и по его результатам выдает свидетельство о профессии рабочего (должности служащего).

На основании части 10 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе N 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ).

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (часть 5 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 (ред. от 18 августа 2016 г.). При этом следует отметить, что лица с умственной отсталостью легкой степени могут не иметь инвалидности.

Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных основных программ профессионального обучения. Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно (часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего в соответствии с пунктом 13 Порядка N 292.

5. Организационная и методическая поддержка получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Мероприятия получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплены в региональных Программах по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве.

Деятельность БПОО включает:

— профориентационную деятельность, осуществление консультаций инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам получения среднего профессионального образования, в том числе с проведением профессиональной диагностики;

— обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования, программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, учитывающим особенности ограничений по состоянию здоровья;

— разработку и реализацию адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием сетевой формы;

— оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

— предоставление для коллективного пользования специальных информационных и технических средств, дистанционных образовательных технологий, учебно-методических материалов;

— сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью;

— повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Основными функциями РУМЦ СПО выступают:

— методическое, информационно-аналитическое обеспечение и экспертно-консультационное сопровождение деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;

— разработка основных профессиональных образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, фондов оценочных средств с участием работодателей (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведения учебных занятий) и представителей общественных организаций инвалидов;

— разработка и апробация программ, модулей, контрольно-измерительных материалов, методик и технологий подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе разработка заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства;

— разработка методических рекомендаций: по трансляции лучших практик подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО; по формированию программ содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах; по межведомственному взаимодействию по вопросам профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ;

— разработка перечня оборудования, необходимого для подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ различных нозологических групп по программам СПО (в том числе для проведения конкурсов профессионального мастерства);

— повышение квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам инклюзивного профессионального образования;

— мониторинг потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ в получении среднего профессионального образования с учетом различных групп нозологий.

Источник

Адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз

адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Смотреть фото адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Смотреть картинку адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Картинка про адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Фото адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Смотреть фото адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Смотреть картинку адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Картинка про адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Фото адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Смотреть фото адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Смотреть картинку адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Картинка про адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овз. Фото адаптированная программа профессионального обучения для лиц с овзОбзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 ноября 2016 г. № 05-616 Об утверждении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки разработаны и направляются для использования в работе методические рекомендации для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации
для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

1. Основные положения

Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования.

Целью настоящих Методических рекомендаций является соблюдение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессионального образования и формирование единых подходов к проведению государственного контроля (надзора) в сфере образования, единой правоприменительной практики.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:

анализ и экспертиза документов и материалов, регламентирующих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);

анализ условий, обеспечивающих получение профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (доступная среда).

Параметрами оценки являются «имеется/отсутствует», «обеспечено/не обеспечено».

При оценивании обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования экспертам рекомендовано пользоваться разработанной в настоящих Методических рекомендациях технологической картой (приложение к настоящим Методическим рекомендациям).

По итогам проверки экспертом делается вывод о соответствии или несоответствии организационного обеспечения инклюзивного образования и создания специальных условий в профессиональной образовательной организации для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На основе представленных экспертом выводов по итогам проверки непосредственно после ее завершения должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, составляет акт проверки по установленной форме.

2. Основные понятия

В Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:

3. Экспертиза локальных актов профессиональной образовательной организации

При проведении проверки профессиональной образовательной организации эксперт осуществляет анализ локальных актов, регламентирующих обеспечение необходимых условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

наличие в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

наличие локальных нормативных актов, содержащих нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

ведение специализированного учета обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства.

В случае если такое структурное подразделение в профессиональной образовательной организации не создано, его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям, что также закрепляется в положениях о них, в должностных обязанностях ответственных лиц.

Наличие норм по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами необходимо проверить в:

положении о структурном подразделении профессиональной образовательной организации, ответственном за инклюзивное образование;

положении о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;

правилах приема в образовательную организацию;

правилах применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

положении об индивидуальном обучении и других нормативных документах, затрагивающих интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Таким образом, при проверке локальных актов необходимо запросить протоколы советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.

В ходе проверки документации приемной комиссии эксперту необходимо ознакомиться с материалами, подтверждающими учет особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья при проведении вступительных испытаний в части:

учета возможных трудностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья при сдаче вступительного испытания в общей аудитории;

присутствия ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей;

наличия инструкции о порядке проведения вступительных испытаний;

наличия технических средств, необходимых для сдачи вступительных испытаний (если таковые требуются);

наличия условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

соблюдения требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с разделом 6 Порядка приема на обучение.

В соответствии с Требованиями к организации образовательного процесса в личном деле обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должны содержаться сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения. В целях обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами профессиональными образовательными организациями должен быть организован сбор сведений о данных лицах, и обеспечен их систематический учет, В ходе проверки по данному вопросу необходимо запросить личные дела обучающихся, информацию по специализированному учету и документ, подтверждающий согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных,

4. Экспертиза соблюдения законодательства Российской Федерации при организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья

1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе не должно превышать 15 человек.

В соответствии с частью 11 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пунктом 44 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

5. Экспертиза содержания и структуры адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования

Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также и индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа должна содержать комплекс учебно-методической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.

При этом необходимо учитывать, что адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Введение адаптационных дисциплин в ППКРС и ППССЗ предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Профессиональная образовательная организация должна обеспечить обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. При этом все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности.

Образовательная организация вправе самостоятельно сформировать перечень разделов или дополнить данный перечень другими разделами.

При проверке учебного плана необходимо учитывать, что учебный план для реализации адаптированной образовательной программы разрабатывается на основе примерного учебного плана и предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций. Дисциплины, относящиеся к обязательной части учебных циклов, учебной и производственных практик, являются обязательными для освоения всеми обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Не допускается изъятие каких-либо дисциплин или модулей, практик и процедур итоговой аттестации из числа обязательных в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При разработке учебного плана адаптированной образовательной программы образовательной организацией может приниматься решение увеличения срока получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае при реализации адаптированной образовательной ППКРС максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, который обучается на базе основного общего образования, может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 30 академических часов в неделю.

Эксперту необходимо знать, что максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на базе среднего общего образования, может быть снижен до 39 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 26 академических часов в неделю. Допускается устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

При разработке учебного плана адаптированной образовательной ППССЗ максимальный объем учебной нагрузки обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 30 академических часов в неделю. По возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной программы, определенные в ФГОС СПО по специальности (профессии) образовательные организации должны реализовывать в полном объеме и использовать:

на реализацию адаптационного учебного цикла;

на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части;

на введение новых элементов (дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей).

При их реализации в рамках адаптированной образовательной программы образовательной организацией предусматриваются специальные требования к условиям их реализации:

оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений здоровья;

информационное обеспечение обучения, включающее предоставление учебных материалов в различных формах;

формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны быть адаптированы для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание при проверке должно быть уделено реализации раздела/дисциплины «Физическая культура». Образовательной организации рекомендуется устанавливать самостоятельно порядок и формы освоения данного раздела/дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья локальным нормативным актом образовательной организации. В программе раздела/дисциплины должны быть прописаны специальные требования к спортивной базе, обеспечивающие доступность и безопасность занятий. Преподаватели раздела/дисциплины «Физическая культура» должны иметь соответствующую подготовку для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Группы для занятий физической культурой рекомендуется формировать в зависимости от видов нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания).

При необходимости организацией разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Эксперту стоит обратить внимание, что в индивидуальном плане обучения должны быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в профессиональной образовательной организации (в академической группе и индивидуально), а так же на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

6.1. Кадровое обеспечение

Экспертом проверяется квалификация кадрового состава образовательной организации, принимающего участие в реализации адаптированных образовательных программ. При проверке наличия кадрового состава также устанавливается доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом экспертом проверяется ознакомление педагогических работников, участвующих в реализации адаптированной образовательной программы, с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проверяется привлечение тьюторов, психологов (педагогов-психологов, специальных психологов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагогов, сурдопереводчиков, тифлопедагогов, тифлосурдопереводчиков к реализации адаптированной образовательной программы.

6.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Адаптированная образовательная программа должна быть обеспечена учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии/специальности.

При проверке доступа к информационным и библиографическим ресурсам в сети «Интернет» эксперту нужно исходить из того, что каждый обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен быть обеспечен не менее чем одним учебным, методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (включая электронные базы периодических изданий).

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья комплектация библиотечного фонда осуществляется электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Рекомендуется обеспечить к ним доступ обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных технических и программных средств.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены доступом к сети «Интернет».

6.3. Материально-техническое обеспечение

Экспертом проверяется соответствие материально-технического обеспечения реализации адаптированной образовательной программы не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в структуре материальнотехнического обеспечения образовательного процесса каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможности здоровья должна быть отражена специфика требований к доступной среде, в том числе:

организации безбарьерной архитектурной среды образовательной организации;

организации рабочего места обучающегося;

техническим и программным средствам общего и специального назначения.

Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.

6.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Экспертом проверяется реализация всех видов практик, предусмотренных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности. Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики определяются образовательной организацией самостоятельно.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Для прохождения практики должны быть в наличии (при необходимости) специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых трудовых функций.

При определении мест прохождения учебной и производственных практик обучающимся инвалидом образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики инвалидами создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

7. Экспертиза соответствия результатов освоения адаптированной образовательной программы требованиям ФГОС СПО

Экспертом проверяется соответствие структуры оценки качества освоения обучающимися ППКРС, ППССЗ требованиям ФГОС СПО, включающей текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, государственную итоговую аттестацию.

данные промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том числе, осуществляется проверка соответствия фондов оценочных средств, позволяющих оценить соответствие умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций требованиям ФГОС СПО;

проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Эксперт проверяет своевременность доведения данной информации до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации.

Эксперту следует обратить внимание на осуществление входного контроля. Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также при выполнении индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действии, соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала, формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.

7.2. Государственная итоговая аттестация выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии пунктом 33 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности государственная итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по профессии/специальности СПО, является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Экспертом проверяется наличие программы государственной итоговой аттестации, определяющей требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также к процедуре ее защиты.

Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Процедура защиты выпускной квалификационной работы для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление необходимых технических средств и при необходимости оказание технической помощи.

В случае проведения государственного (-ых) экзамена (-ов) в соответствии с ФГОС СПО форма его (их) проведения для выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).

8. Проверка подготовки к трудоустройству и содействия трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их закреплению на рабочих местах

Данные мероприятия должны осуществляться во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эксперт должен акцентировать внимание на наличие в программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин подготовки выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству.

9. Экспертиза комплексного сопровождения образовательного процесса и здоровьесбережения

Эксперт оценивает наличие:

контроля за посещаемостью занятий;

помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

организации индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;

содействия в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;

социального сопровождения (содействия в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения);

толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

10. Перечень документов по вопросам инклюзивного образования

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;

приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;

приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

Технологическая карта для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обзор документа

Разработаны Методические рекомендации для экспертов, участвующих в контрольных мероприятиях по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профобразования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках мероприятий проводятся экспертиза документов и материалов, регламентирующих получение профобразования данными лицами, а также средств обеспечения образовательного процесса; анализ условий, обеспечивающих получение профобразования.

Перечислены конкретные вопросы, подлежащие проверке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *