адаптивная физическая культура программа обучения
Рабочая программа «Адаптивная физкультура»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 городского округа город Шарья Костромской области
на заседании методического объединения учителей смежных наук
от « » __________ 20… г.,
Руководитель: ________ /____________/
Согласовано зам.директора по УВР
_______________/______________/ «_____» «__________ » 2010 г
«_____» «__________ » 20… г
курса «Адаптивная физкультура»
Утверждено: Директор школы:
«_____» «__________ » 20… г
Данная программа составлена на основе дополнения к методическим рекомендациям по организации деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства по физкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-9 классы) А.Н. Асикритова.
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях. Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители. По данным социологических исследований, выявлявших отношение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к подходу в образовании, на открытый вопрос о том, что вызывает у них беспокойство, были такие ответы: — отсутствие индивидуального подхода (в том числе на уроках физкультуры и ЛФК), нет индивидуальной программы для каждого ребёнка; — недостаточно занятий с учётом специфики детей, нет дополнительных занятий, не всегда уровень подготовки педагогов соответствует требованиям по организации работы с детьми-инвалидами; — отсутствие специально обучающих программ (мало уроков физической подготовки, крайне необходимых детям-инвалидам…); — личностные особенности детей (затруднения в общении, недостаточная организованность и т.д.). В качестве наиболее актуальной проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья родители указали на «трудности самореализации, невостребованность в обществе, отсутствие перспектив». Кроме этого родители рассматривают необходимость образования не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.
Цели и задачи программы
Программа факультативного курса «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 1. Создание мотивации; 2. Согласованность активной работы и отдыха; 3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций; 7. Сотрудничество с родителями; 8. Воспитательная работа.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. Формами подведения итогов реализации программы являются: — включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; — проверка выполнения отдельных упражнений; — выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
наглядные средства обучения.
Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Остановимся на некоторых из них: Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки. Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
выполнение движения в облегчённых условиях;
использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),
использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),
использование имитационных упражнений,
использование при ходьбе, беге лидера,
использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),
изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),
изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),
изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,
изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд; Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий. Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.
Форма подведения итогов
Для определения динамики эффективности АФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования, а, именно, методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретённые ребятами в период обучения. Они фиксируются в журнале наблюдений. При повторении и закреплении материала используются следующие формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимного контроля. Динамику развития физических качеств ребёнка позволяют оценить контрольные тесты, проводимые два раза в год. Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья занимающихся помогает определить медицинский контроль, который осуществляет врач два раза в год, он же даёт рекомендации преподавателю и родителям ребёнка. Контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся должен быть обязательным. Для этого необходимо дважды в год (сентябрь, май) проводить контрольное тестирование, начиная со второго класса, по следующим видам упражнений:
Тесты для учащихся 5 – 9 классов:
Тест №1 Приседания (кол-во раз за 30 секунд)
Тест №2 Бросок набивного мяча из исходного положения стоя (вес мяча 1- 2 кг)
Тест №3 Упражнение на пресс: поднимание туловища из положения лежа в положение
сидя с поддержкой ног (кол-во раз за 30 секунд)
Тест №4 Прыжок в длину с места толчком двух ног
Способы проверки знаний, умений, навыков
Мышечная сила кисти
Цель : измерить мышечную силу кистей рук с помощью ручного механического динамометра.
Перед обследованием необходимо познакомить детей с прибором динамометром и рассказать, как им пользоваться. Во время тестирования ребенок принимает исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Инструктор АФК, дает указание взять в руки динамометр, при этом рука ребенка опущена и немного отведена в сторону. Затем инструктор использует игровой прием и предлагает ребенку поднять « сетку картошки» — сильно сжать прибор.
Делается по две попытки каждой рукой, между попытками даются 1-2 минуты отдыха. Результаты измерений фиксируются с точностью до 0,1 кг.
правая рука — 6,9 – 9,3
левая рука — 6,5 – 8,8
правая рука — 4,2 – 8,5
левая рука — 4,9 – 8,8
Силовая выносливость мышц.
Цель: Оценить силовую выносливость мышц шеи.
Ребенок принимает исходное положение, лежа на спине, руки лежат вдоль туловища, подбородок прижат к груди. Инструктор дает указание приподнять голову от пола на 4 – 5 см и удерживать до усталости ( в секундах).
Цель: Оценить силовую выносливость мышц живота.
Ребенок принимает исходное положение, лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Инструктор дает указание поднять прямые ноги вверх под углом 45* и удерживать до усталости ( в секундах), колени не сгибать, носки ног тянуть от себя.
Цель: Оценить силовую выносливость мышц спины.
Ребенок принимает исходное положение, лежа на животе, руки вытянуты вперед. Инструктор дает указание приподнять над полом прямые руки, ноги и голову. Руки в локтях не сгибать, голова между рук, носки ног тянуть. Удерживать это положение до усталости ( в секундах).
Цель: выявить координационные возможности ребенка при удержании равновесия.
Ребенок принимает исходное положение, основная стойка, руки на поясе. Инструктор дает указание согнуть в колене левую ногу ( и наоборот) и пытается при этом сохранить равновесие.
Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером.
Ребенок принимает исходное положение, сидя на стуле, руки на коленях. Инструктор делает указание сделать максимальный вдох и выдох, затем вновь глубокий вдох, закрывает рот и зажимает пальцами нос, задерживая дыхание на предельно возможное время, которое определяется по секундомеру.
Ребенок принимает исходное положение, сидя на стуле, руки на коленях. Инструктор делает указание сделать вдох, затем выдох и задерживает дыхание.
Программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет (5-9 классы), 169 часов, 1 час в неделю
Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Двигательные умения и навыки.
Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Краткое содержание программы:
В I раздел программы вошли:
— «Корригирующие упражнения» специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.
Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:
— различные виды бега, прыжков;
— упражнения в бросках, ловле, метании, переноске и передаче предметов;
— упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;
— элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем, г/лентой);
III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно-моторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивная физическая культура»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Принята на педагогическом
совете МБОУДО ДЮСШ
Директор МБОУДО ДЮСШ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Адаптивная физическая культура»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Детско-юношеская спортивная школа»
посёлка Усть-Камчатск Усть-Камчатского муниципального района
срок реализации – 4 года
возраст занимающихся 6-18 лет
Разработчик : заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Программа по адаптивной физкультуре для МБОУДО ДЮСШ п. Усть-Камчатск разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.), «Примерными программами спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ», на основе инновационных программно- методических материалов и нормативных документов Министерства образования РФ, Госкомспорта РФ и учебных пособий.
Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить двигательные навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем тот или иной вид спорта. Программа способствует развитию интереса у воспитанников с ОВЗ к здоровому образу жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в положительном влиянии занятиями общей физической подготовки на здоровье обучающихся. Занятия адаптивной физической культурой позволяют укрепить сохранные двигательные функции детей с ограниченными возможностями здоровья, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий.
С целью выявления эффективности применения данной программы, закрепления и обобщения полученных навыков возможна подготовка тренером-преподавателем контрольных заданий в виде тестов, фронтального опроса. При разработке заданий тестов необходимо учитывать проверку учебного материала и закрепление многих элементов, согласно правилам проведения Специальной Олимпиады.
По окончанию курса обучения данной программы, занимающиеся должны знать:
-историю развития физической культуры и спорта;
-основы техники и элементарные технические приемы;
-влияние физических упражнений на организм занимающихся;
-способы предупреждения травм.
-выполнять элементарные технические и тактические приемы;
-соблюдать режим дня;
-выполнять основные виды движений без посторонней помощи;
-организовывать специальную самостоятельную разминку;
-уметь управлять своими эмоциями и противостоять утомлению;
-применять полученные знания и умения в игре.
Программа рассчитана для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в возрасте от 6,5-18 лет и предусматривает проведение теоретических, практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель программы : развитие физических качеств обучающихся.
формировать, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
-развивать чувства темпа и ритма, координацию движений;
-подготовить занимающихся для участия в соревнованиях разного уровня и по различным видам спорта;
пропаганда Специальной Олимпиады.
Один- два раза в год проводятся контрольные испытания по общей, специальной и технической подготовке. По данным контрольных испытаний оценивается уровень подготовленности занимающихся.
-стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий;
-динамика индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;
-динамика индивидуальных показателей физического развития и основных физических качеств занимающихся;
-уровень освоения основ физической культуры и спорта, навыков гигиены и самоконтроля, навыков бытового самообслуживания;
Условия зачисления в спортивно-адаптивные группы
На спортивно-оздоровительный этап подготовки принимаются учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья желающие заниматься физической культурой и спортом по допуску наблюдающего педиатра. Максимальный объем учебно-тренировочной работы (час/неделю) может быть обусловлен группой инвалидности или видом поражения, возрастными и половыми особенностями обучающихся, годом обучения и другими факторами.
3. Информационная карта программы:
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней общей физической подготовки детей с ОВЗ. Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 42- 46 тренировочных недель.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
На каждый год обучения поставлены задачи в соответствии с возрастом занимающихся и их возможностей, требований многолетней подготовки.
Первый год обучения:
-укрепление здоровья детей и достижение его полноценного физического развития;
— формирование правильных навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
-поддержание интереса к двигательной деятельности
— место занятий, инвентарь, техника безопасности на занятиях по общей физической подготовке;
-гигиена, закаливание, врачебный контроль;
— техника безопасности на занятиях;
-правила подвижных игр;
Общая физическая подготовка;
— упражнения на развитие быстроты и ловкости, выносливости;
— упражнения на развитие равновесия и координации движений;
— упражнения на ориентировку в пространстве;
— упражнения на развитие гибкости;
— упражнения на развитие силы;
— подвижные игры; спортивные упражнения
Второй год обучения:
-укрепление здоровья и закаливание организма;
— формирование у подростков умений и навыков правильного выполнения
— воспитание интереса к активной двигательной деятельности;
-обучение техники движений, ходьбы на лыжах, баскетбол, футбол, бочча, легкая атлетика, настольный теннис, волейбол и др.
— место занятий, инвентарь, техника безопасности на занятиях
— гигиена, закаливание, врачебный контроль;
— правила подвижных игр;
— техника безопасности на занятиях;
Общая физическая подготовка.
— умение сохранять правильную осанку;
— упражнения на ловкость, выносливость и других физических качеств;
— упражнение на ориентировку в пространстве;
— упражнения на координацию движения;
Третий и четвертый год обучения:
— формирование навыков сохранения правильной осанки;
— повышение степени устойчивости организма к воздействию неблагоприят-
ных факторов окружающей среды;
— приобщение детей к здоровому образу жизни;
— овладение основами техники элементов спортивных игр (футбол,баскетбол,
Волейбол, настольный теннис и др.) и спортивных упражнений;
— развитие общей и статической выносливости, гибкости и скоростных
— воспитание ответственного отношения к правилам при выполнении
физических упражнений и в подвижных и спортивных играх;
— развитие самоорганизации в подвижных и спортивных играх.
— физическая культура и спорт в России;
— техника безопасности на занятиях;
— гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха, врачебный контроль;
— инвентарь, выбор, хранение, уход за ним;
— правила подвижных и спортивных игр.
— комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие органов движения, укрепление опорно-двигательного аппарата, формиро-вание осанки;
— упражнения для развития у детей выносливости, гибкости;
— спортивные и подвижные игры, направленные на развитие координации движений, быстроты реакции, силы, глазомера, ловкости;
— эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей.
— игровые упражнения, направленные на закрепление умений и навыков передвижения на лыжах;
— игровые упражнения, направленные на выполнение поворотов во время ходьбы на лыжах;
— игровые упражнения, направленные на закрепление ходьбы на лыжах с палками и без палок;
— игровые упражнения, направленные на обучение подъёма на гору и спуска с горы на лыжах.
Баскетбол и Волейбол
— упражнения для обучения стойке и передвижению по площадке;
— упражнения и игры, подготавливающие к обучению технике передачи-
— упражнения для обучения ведению мяча;
— упражнения и игры, подготавливающие к броску мяча в корзину.
— упражнения и игры с передачей мяча;
— упражнения и игры с ведением мяча;
— упражнения и игры с бросками мяча в корзину;
— игровые упражнения, направленные на овладение
— игровые упражнения, направленные на освоение ударов по
неподвижному мячу и по катящемуся мячу, приёмов мяча;
— игровые упражнения, эстафеты, направленные на обучение ведения мяча
по прямой, «змейкой» вокруг предметов, развитие скорости движений;
— игровые упражнения с передачей мяча друг другу и отбор мяча;
— игровые упражнения, направленные на обучение ведения мяча толчками попеременно обеими ногами;
— игровые упражнения, на развитие точности попадание мячом в предметы, забивания в ворота;
— игровые упражнения с ловлей и отбивания мяча;
-подготовительные упражнения, развивающие подвижность и эластичность лучезапястного сустава;
-подготовительные упражнения с мячом;
-упражнения, развивающие внимательное наблюдение за мячом для формирования умения попадать в цель;
-упражнения, направленные на обучение броска стартового мяча;
-Ходьба и медленный бег
— Бег на короткие дистанции до 100м
— Прыжки в длину с места
-Метание мяча с места, на дальность
— Специальные беговые упражнения
— Старт высокий, низкий
Учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий