Адаптивная образовательная программа что это
В чем «разница» между АОП и АООП?
Хохлова Инна Анатольевна
заместитель директора по УВР
МОУ сош с.Новая Кука
Читинский район Забайкальский край
Место АОП и АООП в сфере общего образования
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно-правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «В чем принципиальная разница между АОП и АООП»? Анализируя различные точки зрения, определили следующие позиции:
АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.
АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных уровней общего образования.
АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.
АООП разрабатывается на каждого ребенка.
АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.
АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.
АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.
АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.
АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП, если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.
АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).
АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.
АОП – это рабочая программа учителя.
Очевидно, что наличие такого широкого взгляда порождает проблему, «Какую программу нужно разрабатывать в образовательной организации АОП или АООП?». Для того чтобы решить возникшую проблему и определить необходимую позицию, сначала нужно разобраться с терминологией.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (далее ФЗ № 273) даны четкие определения, что такое образовательная программа (далее ОП), примерная основная образовательная программа (далее ООП) и адаптированная образовательная программа.
«Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Делаем вывод ОП = АОП.
Теперь необходимо определить «разницу» АОП от АООП (таблица 1 «Сравнительная характеристика АОП в контексте двух стандартов: ФКГОС и ФГОС»):
— АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79 п.1.);
— к АОП относятся АООП; по АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79.п.2.);
— АООП разрабатывается на категорию детей, а не на отдельного учащегося, так как нет добавления слова «индивидуальная»;
— до 01.09.2016 г. АООП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; с 01.09.2016 г. АООП представляет самостоятельную образовательную программу.
Основа для разработки
четко не регламентируется
в соответствии с ФГОС
включается раздел «Программа коррекционной работы» и учебные планы или индивидуальные учебные планы для лиц с ОВЗ
в соответствии с примерной АООП
Рабочая программа учителя
адаптируется содержание учебного материала и система оценивания, учитываются методики и технологии, применяемые для лиц с ОВЗ и т.п.
учитываются специальные требования, включенные в стандарты, предъявляемые для реализации программы для лиц с ОВЗ
составляется с учетом примерной АООП
Применяется к лицам
Приказы Минобрнауки России
№ 29/2065-п от 10.04.2002
Таблица №1. «Сравнительная характеристика АОП в контексте двух стандартов: федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС) и федеральный государственный стандарт (далее – ФГОС)»
На основании выше изложенного материала определили место АОП и АООП в сфере общего образования (рис 1 «Место АОП и АООП в сфере общего образования»). Таким образом, наша позиция заключается в том, что к АОП относится АООП.
Рис. №1. Место АОП и АООП в сфере общего образования.
Предоставленное в образовательное учреждение заключение ПМПК, является основанием для создания специальных образовательных программ и других условий для обучения и воспитания ребенка.
Все основные аспекты по составлению и реализации АОП в МОУ сош с. Новая Кука закрепили в нормативно-правовом акте – «Положение о порядке обучения по адаптированной образовательной программе».
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»
П риказ Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
Приказ Минобразования РФ от 6.10.2009 г. №373 ««Об утверждении ФГОС НОО».
Приказ Минобразования РФ, от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС СОО»
Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК ».
Адаптированная образовательная программа
Юлия Васильевна
Адаптированная образовательная программа
Презентация «Адаптированная образовательная программа» Структура написания, содержание.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программыреабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Адаптированная образовательная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми и детьми-инвалидами (далее — дети с особыми образовательными потребностями) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.
Адаптированная образовательная программа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
-Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
-Содержание программы. Компонент структуры АОП,раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательнымипотребностями направлена на решение задач:
1. Определение особых образовательных потребностей детей – инвалидов.
2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка в ДОУ и семье.
4. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями определение степени их готовности к школьному обучению;
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Адаптированная образовательная программа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еёосновное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Главная > Консультации > Омбудсмен > Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ. В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.
При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) — два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) — два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.
Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
Категория детей с ОВЗ | Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО |
глухие | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
слабослышащие | 2.1, 2.2, 2.3 |
слепые | 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 |
слабовидящие | 4.1, 4.2, 4.3 |
с тяжелыми нарушениями речи | 5.1, 5.2 |
с нарушениями ОДА | 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 |
с задержкой психического развития | 7.1, 7.2 |
с расстройствами аутистического спектра | 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 |
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |