активные методы обучения на уроках русского языка по обновленной программе
Мастер-класс «Эффективность применения активных методов обучения на уроках русского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Переход на обновленное содержание образования предполагает использование современных методов и приемов преподавания. Данный мастер-класс даст возможность убедиться в эффективности применения активных форм обучения и позволит учителям планировать уроки по-новому.
Тема: «Активные методы обучения»
Цель: Познакомить учителей с активными методами обучения, способствующими эффективному преподаванию и обучению учащихся
Ожидаемый результат: учителя смогут организовать активную работу на уроках русского языка и литературы
Целевая аудитория: учителя русского языка школ с казахским языком обучения
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня нас ждет плодотворная работа, но сначала я бы хотела представиться. Использую для знакомства с вами метод «Инфографика»: по ключевым картинкам попробуйте рассказать мою биографию
-Вас зовут Алатаева Динам Давлетовна
-Закончили Костанайский государственный университет, учитель
-Двое детей: сын и дочь
-Мобильная, номер телефона оставили!
Все верно! Итак, цели сегодняшнего мастер-класса таковы: вы узнаете, как можно учить по-новому, посредством каких подходов и методов обучения.
— В качестве погружения в тему, предлагаю вам заменить слова (на слайде) синонимами.
(учителя подбирают слова: эффективные приемы преподавания»)
— Спасибо! Итак, вы сами подобрали нужные слова! Почему нам нужны эти методы? Попробуем ответить на мой вопрос…
Программа обновленного содержания образования предполагает внедрение активных форм обучения, в ходе которых учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания.
На слайде показана эффективность обучения при различных видах деятельности.
Попробуем убедиться на практике.
Задание: прочитайте текст.
— Насколько эффективно восприятие материала? (10%)
20% Аудиовизуальные материалы.
Просмотр видеофрагмента урока.
— Эффективно ли такое восприятие материала?
30 % Наглядная демонстрация
Выбрать 3-4 участников для выполнения задания. Разложить на полу картинки школьных принадлежностей. Участники должны встать на тот предмет, который назовет учитель.
— Каковы впечатления от проделанной работы? Чего добились? (реализуем принципы обучения в системе полиязычия : казахский язык – русский язык – английский язык)
— Сейчас мы будем работать в парах, но сначала поиграем в «Синий диванчик». В центре класса ставлю 3 стула. Приглашаю одного участника и говорю: «Асель, представьте что Вы – карандаш». Асель садится на средний стул. Затем обращаюсь к остальным: «Что нужно Карандашу?»
Те, кто назвал эти слова, садятся по обе стороны Карандаша. Он из двух предметов выбирает один: «Я выбираю пенал, потому что там можно жить». Карандаш с Пеналом уходят и игра продолжается до тех пор, пока все участники не найдут пару.
— Итак, с какой целью я провела игру?
(объединение в пары, отдых)
Итак, начинаем! (1 мин)
Эффективность наглядной демонстрации составляет 30%, но бывает и выше!
Участники распределяются по линии мнений, в зависимости от того, насколько они согласны с утверждением
Цель: занять определенную позицию по данному вопросу и объяснить своё мнение.
Когда все найдут своё место на линии, я становлюсь модератором, беру микрофон и опрашиваю несколько человек: „Почему вы стоите именно на этом месте?“ Когда кто-то говорит свое мнение, никто не должен ему мешать или оценивать его.
Пока ученик объясняет выбор своего местоположения на линии, остальные могут
обдумать его аргументы. Если аргументы показались им убедительными, можно
поменять своё место на более подходящее.
Утверждения для обсуждений:
Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы мешают сосредоточиться на теме
Активные методы обучения – это те же дидактические игры
При использовании АМО нарушается дисциплина в классе
Спасибо за участие! При таком подходе к изучаемой теме эффективность равна 50 %!
Но мы хотим больше! А для этого используем практические занятия! Их процент составляет 75!
Задание по русскому языку, которое подойдет для учащихся 5 классов (обновленное содержание образования)
Коммуникативный навык – письмо, П1 (Создание текстов разных жанров и стилей речи).
Практические задания легче выполнять вместе, поэтому объединимся в малые группы по 4-5 человек и приступим к выполнению следующих заданий
Написать рекламный текст про АМО
Объявление (на продажу АМО)
(7 мин на выполнение )
— Как вы думаете, для чего я провела это задание?
-Для того, чтобы эффективность обучения достигла 90%, учитель планирует работу так, чтобы учащиеся сами обучали друг друга.
Для этого используем стратегию «Письмо другу». Сегодня каждый из вас получит бумажное письмо
По истечении времени участники становятся в круг и под музыку передают письма друг другу. Когда музыка останавливается, нужно прочесть письмо, которое оказалось в этот момент у них.
Затем участники возвращаются на места, у каждого осталось письмо с описанием АМО.
— Оцените эффективность применения такого метода. Какой цели я добилась? (развитие навыка письма, чтения, обмен опытом, знакомство с новым методом, релаксация)
— А ктуальная тема, между прочим, была на мастер-классе!
— Б ольшое количество новой информации я взяла для себя.
— В от как можно построить уроки по-новому!
— Г оворят: «Век живи-век учись!» и т.д.
Участники мастер-класса помогают в выборе реплики.
Поэтому желаю вам активной творческой деятельности и новых идей!
Мастер-класс ««Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы, как средство реализации «ФГОС»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Мастер-класс2.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ «Куликовская СШ» Учитель русского языка и литературы Белова Т.В.
Современное обучение предполагает вместе с детьми…
Цели: рассмотреть активные методы в обучении; выделить особенности АМО.
Активные методы обучения (АМО)— это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Активные методы обучения – это:
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
Иностранная инструкция по уходу за швейными изделиями: Перед стиркой выверните платок на левую сторону Прием «Невозможное – возможно»
Прием «Необычное в обычном»
Желание ученика выразить в полной мере себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я»
Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной
Применение активных методов обучения на уроках литературы позволяет:
Пусть каждый урок станет открытием! Пусть жажда открытий и ведет на урок и ученика, и учителя, вселяя обоюдную радость творчества, сотрудничества! Е.Н.Ильин
Выбранный для просмотра документ мастер-класс.docx
Сегодня вашему вниманию я представляю мастер- класс на тему: « Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы, как средство реализации «ФГОС»
Современное обучение предполагает вместе с детьми…
Ставить проблему и находить решение
Применять знания в новой ситуации
Работать в команде
Исследовать и проектировать
Стремиться к активной мыслительной и практической деятельности
Цели:
1. рассмотреть активные методы в обучении;
2. выделить особенности АМО
Активные методы обучения (АМО)— это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом
Виды АМО: Драматизация, кластер, проблемные ситуации, работа с текстом, дискуссии и тд.
Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cin q »-пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
У него есть свои правила написания и нет рифмы.
Слайд 7 Мастер- класс
Правила составления синквейна:
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Особое внимание мне хотелось бы уделить отличительным особенностям активных методов обучения на уроках литературы и русского языка.
Первая отличительная особенность АМО
Прием «Невозможное – возможно»
Иностранная инструкция по уходу за швейными изделиями: Перед стиркой выверните платок на левую сторону
Прием «Необычное в обычном»
Вторая отличительная особенность АМО:
Желание ученика выразить в полной мере себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я»
Третья отличительная особенность АМО:
Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-106264
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Доклад на тему «Активные методы обучения на уроке русского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Казалинский аграрно-технический колледж
Педагогические чтения на тему:
«Эффективность реализации образовательных программ технического и профессионального образования, основанных на модульно- компетентностном подходе»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ергараева Лаура Айбергеновна
Преподаватель русского языка и литературы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
2. 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОМОГАЮТ.
«Необходимо, чтобы на уроке дети,
по возможности, трудились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным
трудом и давал для него материал»
Преподаватель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы учащиеся задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым студентом конкретного знания. Из пассивного слушателя студент должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Преподавателю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить студента мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Использование активных методов как средства формирования творческих способностей учащихся на уроке русского языка.
Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Динамично помогают начать урок такие методы, как
— «Улыбнемся друг другу»
Учащиеся, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одногруппников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учащимися в течение нескольких минут.
«Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Шит колпак, да не по-колпаковски
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать».
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала помогают следующие методы и приемы. Например, «Проблемно-поисковый».
Для того чтобы постоянно поддерживать и развивать у учащихся интерес к русскому языку как к средству общения и как к учебному предмету, стимулировать развитие их творческих способностей используется различные методы и приемы Так, например, при изучении темы «Причастие Причастный оборот » на первом курсе учащимся сообщается цель работы: сопоставить глагол, прилагательное и путем их анализа доказать структурные отличия глагола и прилагательного от причастия.
Умелое использование проблемно – поисковых методов на уроке русского языка позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у студентов позновательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых и овладения устной и письменной речью.
Сущность проблемного обучения заключается:
в создании проблемных ситуации, в результате которых возникают и формируется учебные проблемы;
в осознании и принятии этих проблем учащимися;
в овладении обобщенными задачами и проблемных вопросов.
Отличительной особенностью проблемного обучения являются создание проблемных ситуатций.
Проблемная ситуация – это осознание человеком того, что в известном есть нечто неизвестное, которое может быть понято и обяснено путем самостоятельного поиска. При использовании методов проблемных ситуации на уроке применяю соответствующие тексты по теме.
При анализе слова краснеющими выясняется, что это не глогол, так как в нем выделяются и признаки прилагательного. Но это не прилагательное, как так выделяются и признаки глагола.
Какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся сами самостоятельно делают вывод о том, что это слово имеет признаки глагола и признаки прилагательного, то есть причастное к имени и глаголу.
Давайте вдумаемся, что обозначает это слово?
— Одновременно обозначает действие и качество предмета.
Обозначает признак предмета по действию. Имеет признаки глогола: вид, время – и признаки прилагательного: род, число, падеж.
Но при какой части реи?
Мнение разделились: одни говорят, что при глоголе, другие – что при прилагательном.
Как оно образуется?
— это особая форма глогола
Учащиеся сверяют свои выводы с материалом в учебнике. Таким образом, создавая проблемные ситуации учащиеся сами делают выводы, активно участвуют в процессе общения, самостоятельно состовляют таблицу «Причастие».
Необходимо чаще создовать на уроке проблемные ситуации, ставить учащихся перед необходмостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать, чаще практивать формы самостоятельной работы учащихся на уроках.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
— отстаивать свое мнение;
— принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
— ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
— оценивать ответы и письменные работы товарищей;
— заниматься обучением отстающих;
— объяснять более слабым учащимся непонятные места;
— самостоятельно выбирать посильное задание;
— находить несколько вариантов возможного решения познавательной проблемы;
На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:
«Мозговой штурм» чтобы понять на сколько понял и освоил сегодняшний урок.
— Что обозначает причастие?
— От какой самостоятельной части речи образуется причастие?
— Что общего у причастия с прилагательным и глаголом?
— Каким членом предложения может быть причастие?
? хочу узнать подробнее
Данный метод обязывает студента не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Также на этом этапе хорошо использовать метод «Синквейн«, «Эссе».
Синквейн – пятистишие по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме представляет лесенку из пяти строк.
Завершить урок, можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» — 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
На этапе рефлексии можно применить следующие методы:
Цель: оценить свою активность и качество работы.
Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Учащиеся имеют свои особенности, поэтому не всегда могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело преподавателя и его творчества.
«Теория и практика преподавания русского языка и литературы в образовательных учреждениях республики казахстан в контексте обновленной программы» Региональная научно-практическая конференция. – Талдыкорган, ЖГУ им. И. Жансугурова, 2019. 371 c
Системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина, В,В. Давыдова: сущность и принципы обучения, особенности содержания образования, организации урока и методов обучения: https://studopedia.ru/8
Мастер-класс «Применение АМО на уроках русского языка и литературы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мастер-класс: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Цель: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках.
Познакомить участников с АМО.
Углубить знания об АМО, алгоритме применения АМО.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Аудитория: молодые учителя-предметники КМУ
Оборудование: компьютер, проектор; презентация мастер-класса, карточки-задания, трафареты ладошек по количеству участников;
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать наш мастер-класс с упражнения «Пожелания здоровья!»
— Свой мастер-класс я начала с АМ «Приветствие», «Комплименты». На мой взгляд , это самые вариативные, эмоциональные методы, которые могут стать основой для мотивации учебной деятельности учащихся
Слайд 2. Ещё А.Дистерверг говорил: «Плохой учитель преподносит истину,
Слайд 4. В начале урока всегда обращаю внимание на настроение, с которым ко мне приходят учащиеся. Иногда они не могут его объяснить, тогда предлагаю активный метод «Комплименты», который создаёт позитивный настрой учащихся на работу в классе и экономит время на уроке.
-А вы, коллеги, с каким настроением пришли на мастер-класс?
Мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете. Перед вами лежат разноцветные карточки, и в качестве своего ответа на мой вопрос поднимите ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению, а именно: зеленый – все хорошо, желтый – так себе, красный – лучше было остаться дома.
— Я вижу, что настроение в группе различное. Кто-то улыбается и радуется нашей встрече, а у кого-то в голове не слишком веселые мысли. Давайте сделаем так, чтобы вы все улыбались на нашем сегодняшнем мастер-классе. Для этого каждый из вас пусть повернется к соседу по парте и сделает ему приятный комплимент.
Слайд 5. Постановка цели и задач урока
На любом уроке, занятии можно использовать АМ для выяснения целей, опасений, ожиданий
— Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Слайд 6. На своих уроках я применяю метод «Ладошки»
И вы, уважаемые коллеги, запишите свои ожидания, опасения и способы
— Давайте определим, что вы ожидаете от мастер-класса, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.
В конце занятия мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания. А также этот метод поможет сформировать группы для дальнейшей работы на уроке. Деление по цвету ладошек.
Каждому из вас я хочу подарить свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
В конце занятия мы к ним ещё вернёмся.
Формирование групп по теме «Согласованные и несогласованные определения».
Каждый участник мастер-класса вытягивает листок, на котором написаны словосочетания.
Задание молодым учителям: определить количество групп и принцип их деления на эти группы. (раздаточный материал)
Девочка с голубыми глазами
Квартира сорок пять
Скамья для публики
(деление на 2 группы: согласованные и несогласованные определения)