Актуализированные программы спо что это
Актуализированные программы спо что это
УТВЕРЖДАЮ
Министр образования и науки
Российской Федерации
Д.В.Ливанов
20 апреля 2015 года N ДЛ-11/06вн
Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов
Введение
Актуализация ФГОС СПО включает определение необходимости доработки и (или) разработки ФГОС СПО и внесение в них изменений в целях обеспечения учета положений ПС.
В рекомендациях описан типовой алгоритм актуализации ФГОС СПО:
Формирование перечня ПС и обобщенных трудовых функций, сопряженных с ФГОС СПО.
Определение необходимости доработки ФГОС СПО.
Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников.
Шаг 2. Определение необходимости коррекции требований к умениям и знаниям.
Шаг 3. Оформление результатов анализа.
Внесение изменений во ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС.
Шаг 1. Дополнение раздела «Характеристика профессиональной деятельности выпускников».
Шаг 2. Коррекция требований ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП, дисциплин (модулей) ее составляющих.
Актуализация ФГОС СПО должна проводиться по мере утверждения соответствующих ПС.
В процессе актуализации ФГОС СПО могут быть сформулированы предложения по совершенствованию ПС, которые направляются в Минтруд России для принятия решения.
Актуализация ФГОС СПО с учетом принимаемых ПС не влечет за собой изменения их структуры и понятийного аппарата. Перечень ПС (с указанием реквизитов нормативных правовых актов по их утверждению), требования которых учитываются в ФГОС СПО, вносится в раздел I «Область применения» с использованием сноски к наименованию ФГОС СПО. В сноске указывается: «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования разработан с учетом требований профессионального(ых) стандарта(ов): «__________», утвержденного(ых) приказом(ами) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «__» ________ 201_ г. N ____».
Последовательность действий при актуализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом положений профессиональных стандартов
Этап 1. Формирование перечня ПС и ОТФ, сопряженных с ФГОС СПО
Информацию об утвержденных ПС в соответствии с пунктом 21 Правил разработчики получают от Минобрнауки России. Определение ПС и входящих в него (в них) обобщенных трудовых функций, подготовка к выполнению которых может осуществляться при освоении той или иной профессии (специальности) среднего профессионального образования, проводится путем экспертного обсуждения. В число экспертов должны входить специалисты, хорошо осведомленные в содержании данной профессиональной деятельности, и специалисты в области среднего профессионального образования (подготовки по рассматриваемой профессии или специальности).
Необходимость использования ПС для актуализации ФГОС СПО определяется путем последовательного сопоставления структурных единиц ПС и ФГОС СПО, причем на каждом последующем шаге происходит уточнение и (или) проверка выбора. Типовая последовательность действий, объекты анализа и признаки выбора ПС приведены в таблице 1, примеры анализа представлены в приложении 1.
Таблица 1. Выбор ПС и обобщенных трудовых функций, сопряженных с ФГОС СПО
Объект анализа в ПС
Объект анализа во ФГОС СПО, признаки необходимости использования ПС для актуализации ФГОС СПО
Наименование ПС и вида профессиональной деятельности
Соответствие обобщенной трудовой функции направленности (профилю) ОПОП: области профессиональной деятельности, указанной во ФГОС СПО (при необходимости уточнить область профессиональной деятельности рекомендуется обратиться к перечню видов деятельности).
Подсказкой при выборе обобщенной трудовой функции может служить соответствие возможных наименований должностей квалификации, присваиваемой в соответствии с ФГОС СПО
Уровень квалификации выбранных обобщенных трудовых функций
Соответствие уровня квалификации возможностям образовательной программы СПО:
В рамках программы могут осваиваться и обобщенные трудовые функции (трудовые функции) более низкого уровня, например, связанные с выполнением подготовительных и вспомогательных работ или с освоением профессии рабочего в рамках ППССЗ
Уровень квалификации в ПС определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534).
Требования к образованию, необходимому для выполнения выбранных обобщенных трудовых функций
Требования к опыту практической работы для выполнения обобщенных трудовых функций
Как правило, отсутствуют
Выводы: указываются ПС и входящие в их состав обобщенные трудовые функции, в части которых ФГОС СПО должен быть сопоставлен с ПС
Исключение ПС и (или) обобщенной трудовой функции, не соответствующих указанным признакам, из дальнейшего рассмотрения не должно быть формальным (механическим).
если информация ПС об уровне квалификации, требованиях к образованию или опыту работы отличается от указанной в столбце 2 данной таблицы, но, по мнению экспертов, обобщенная трудовая функция соответствует области профессиональной деятельности, ее освоение целесообразно и возможно в рамках соответствующей программы среднего профессионального образования, такую обобщенную трудовую функцию не следует исключать из рассмотрения;
если в ПС по рассматриваемой обобщенной трудовой функции указаны требования к опыту выполнения работ более низкого уровня квалификации, чем осваиваемый в рамках ОПОП, то обобщенную трудовую функцию, скорее всего, нельзя исключать из рассмотрения;
Этап 2. Определение необходимости доработки ФГОС СПО
Для определения необходимости доработки ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС надо провести сравнительно-сопоставительный анализ следующих единиц данных документов (таблица 2).
Таблица 2. Сопоставление единиц ПС и ФГОС СПО
Обобщенные трудовые функции или трудовые функции
Виды деятельности, иногда профессиональные компетенции
Трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции или трудовые действия. Иногда необходимые умения
Профессиональные компетенции по каждому виду деятельности
Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников
Задача А. Определить, все ли обобщенные трудовые функции, отобранные на первом этапе, нашли отражение во ФГОС СПО, и каким видам деятельности они соответствуют.
Для решения задачи необходимо сопоставить обобщенную трудовую функцию с видом деятельности из ФГОС СПО. Уточнить содержание обобщенной трудовой функции можно, рассмотрев перечень трудовых функций, трудовых действий, умений, необходимых для ее выполнения. Уточнить содержание вида деятельности можно путем анализа соответствующих ему ПК.
В результате сопоставления может выясниться следующее:
все обобщенные трудовые функции представлены в ФГОС СПО. В этом случае необходимо перейти к решению задачи Б;
одна или несколько из рассматриваемых обобщенных трудовых функций не представлены в ФГОС СПО. В этом случае эксперты должны обсудить вопрос о необходимости дополнения перечня видов деятельности в ФГОС СПО. Решение ввести новый вид деятельности принимается в том случае, когда без овладения им невозможно начало трудовой деятельности или если освоение этого вида деятельности значительно расширяет профессиональную мобильность выпускника и возможно в рамках предусмотренного ФГОС СПО срока обучения (часов обязательной части программы).
Также может оказаться, что не все виды деятельности, перечисленные в ФГОС СПО, относятся к рассматриваемому(ым) ПС (они могут быть описаны в других, в том числе еще неразработанных ПС). Такие виды деятельности исключаются из дальнейшего рассмотрения.
В результате анализа делается вывод о необходимости дополнения перечня видов деятельности или отсутствии таковой и определяется, какие обобщенные трудовые функции из ПС и виды деятельности из ФГОС СПО будут рассматриваться далее.
Пример анализа ФГОС СПО приведен в приложении 2.
Задача Б. Определить, необходима ли коррекция наименований видов деятельности и коррекция перечней и наименований профессиональных компетенций выпускников.
Определение необходимости коррекции наименований видов деятельности и коррекции перечней и наименований ПК выпускников в ФГОС СПО проводится на основе их сопоставления с перечнями и наименованиями обобщенных трудовых функций и трудовых функций или трудовых действий, а иногда и умений профессионального(ых) стандарта(ов). Это удобно сделать с использованием сопоставительных таблиц. Примеры их построения и проведения анализа приведены в приложении 3.
При сопоставлении необходимо учитывать, что формулировки требований ФГОС СПО и ПС могут не совпадать текстуально, но быть идентичными по смыслу.
На основании сопоставления можно сделать следующие выводы:
1) требования ФГОС СПО соответствуют положениям ПС, коррекция не требуется;
2) требования ФГОС СПО по объему меньше требований ПС, но достаточны для трудоустройства выпускников, коррекция не требуется;
3) требования ФГОС СПО не в полной мере соответствуют ПС, необходимы:
дополнение перечня ПК по видам деятельности и расширение практического опыта, обеспечивающего их освоение;
исключение из ФГОС СПО устаревших требований или корректировка формулировок видов деятельности и профессиональных компетенций.
Шаг 2. Определение необходимости коррекции требований к умениям и знаниям
Оценку соответствия положениям ПС требований ФГОС СПО к умениям и знаниям можно проводить аналогично оценке соответствия перечня видов деятельности и профессиональных компетенций выпускников (шаг 1, задача Б). При этом надо учесть, что прикладные умения и знания в ФГОС СПО отнесены к профессиональным модулям, каждый из которых обеспечивает подготовку к тому или иному виду деятельности. Умения и знания общепрофессионального характера отнесены к дисциплинам.
При проведении сравнения необходимо найти значимые с точки зрения выполнения трудовых действий умения и знания, не указанные в ФГОС СПО, а также проверить современность используемой терминологии.
Пример анализа приведен в приложении 4.
На основании сопоставления можно сделать следующие выводы:
1) требования ФГОС СПО соответствуют положениям ПС, коррекция не требуется;
2) требования ФГОС СПО по объему меньше требований ПС, но достаточны для освоения видов деятельности и профессиональных компетенций, коррекция не требуется;
Актуализированные программы спо что это
Сокращение программ за праздничные дни не проводится. Объем программы не может быть меньше, чем определено ФГОС и ПООП. В календарном учебном графике сразу распределяется нагрузка с учетом всех праздничных дней.
В новом ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование не предусмотрен перечень осваиваемых профессий рабочих, должностей служащих (и в примерной программе этот профессиональный модуль отсутствует). Означает ли это, что студенты не должны осваивать ни одной рабочей профессии, должности служащего?
Не все ФГОС СПО обязывают осваивать рабочие профессии в рамках ППССЗ. Об этом говорится в пункте 36 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464. Поэтому отсутствие перечня рабочих профессий во ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование не является нарушением требований к реализации программ СПО. Рабочую профессию обучающиеся могут осваивать в рамках профессионального обучения, которое реализуется как отдельная образовательная программа. Перечень профессий представлен в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». Реализация программ профессионального обучения предусматривает наличия у образовательной организации лицензии на осуществление данного вида образовательной деятельности.
Нормативно закреплен ли перечень дисциплин, по которым объем часов необходимо поделить на лекции и практические занятия в равном соотношении?
Существуют ли нормативные документы, содержащие требования к срокам издания учебной литературы для программ СПО?
На сегодняшний день требования к формированию библиотечного фонда по образовательным программам среднего профессионального образования заданы федеральным государственными образовательными стандартами. Например, ФГОС СПО 4-го поколения, уже не содержит требования как ФГОС СПО предыдущего поколения: «Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет». Таким образом, требования к срокам издания учебной литературы зависят от того, согласно какому ФГОС реализуется образовательная программа. Если ФГОС данных требований не содержит, необходимо их определить локальным нормативным актом образовательной организации с учетом ПООП.
Вправе ли работодатель при проведении аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности проводить аттестационные испытания, либо требовать предоставления портфолио педагогического работника?
Аттестация педагогических работников, реализующих программы СПО, регламентируется приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок). В Порядке говорится, что для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержатся сведения:
Документы (портфолио), подтверждающие, например, результаты профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, могут быть запрошены работодателем, ведь не всегда руководитель образовательной организации как работодатель владеет полной информацией о деятельности своих сотрудников. Никаких дополнительных испытаний Порядок не предусматривает. Согласно пункту 14 Порядка в аттестационную комиссию дополнительные материалы работник может предоставлять только по собственному желанию, т.к. оценка деятельности работника производится на основании представления работодателя.
Вводится в действие новый ФГОС СПО по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 13 марта 2018 года № 183 и зарегистрированный в Минюсте 20.03.2018 г. Вопрос: необходимо ли проходить лицензирование этой программы? Код не поменялся.
Примерная основная профессиональная программа содержит перечень основной литературы по учебным дисциплинам и профессиональным модулям конкретных издательств. Можно ли при разработке ОПОП техникумом использовать основную литературу других издательств, не указанных в примерных программах, но имеющих такое же название?
Образовательным организациям рекомендовано ориентироваться на предложенные ПООП и ФГАУ «ФИРО» перечни, однако, запрета на включение в перечень ОПОП иной учебной литературы нормативные правовые документы не содержат.
Как разработать ОПОП, включая учебный план, по актуализированному ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, утвержденному в 2018 году, если отсутствует примерная основная образовательная программа?
Согласно пункту 2.9 ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69, государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена. Вышеуказанная специальность не входит в ТОП-50 профессий СПО, по которым проводят чемпионат Ворлдскиллс. Как в этом случае разрабатывается демонстрационный экзамен?
Что такое ФГОС СПО по ТОП-50?
Что представляет собой демонстрационный экзамен?
Демонстрационный экзамен — это вид проведения государственной итоговой аттестации, позволяющий обучающемуся в условиях, приближенных к производственным продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции.
В ФГОС указана защита ВКР в виде демонстрационного экзамена. Нужно ли утверждать темы ВКР? Должна ли быть предоставлена письменная ВКР и нужно ли проводить её защиту после демонстрационного экзамена, если в п. 2.9 ФГОС СПО указано, что «требования к содержанию, объему и структуре ВКР. образовательная организация определяет самостоятельно. «?
Состав экзаменационных процедур определяется на основании положений федерального государственного стандарта среднего специального образования – ФГОС. ФГОС по профессии: «п. 2.8 Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена».
Методическими рекомендациями по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования, утвержденным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1090 от 15.06.2018, определены особенности выпускной квалифицированной работы в виде демонстрационного экзамена в 2018 году по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
Так, выпускная квалифицированная работа выполняется в виде демонстрационного экзамена, который предусматривает моделирование реальных производственных условий, для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Следовательно, письменная экзаменационная работа не включается в состав процедур ГИА, и соответственно проводить ее защиту после демонстрационного экзамена не нужно
Согласно Методическим рекомендациям темы выпускных квалификационных работ в виде демонстрационного экзамена по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов определяются образовательной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР. Для подготовки ВКР каждому студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Закрепление за студентами тем ВКР, назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации. Таким образом, темы ВКР должны быть утверждены образовательной организацией.
Согласно п. 2.9 ФГОС СПО по профессии требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалифицированной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом примерной основной образовательной программы.
Рекомендуем при организации и проведении государственной итоговой аттестации в форме ВКР использовать положения ПООП и Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования, утвержденные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1090 от 15.06.2018.
В п. 5.4 приказа Минобрнауки № 1186 от 25.10.2013 (в ред. от 31.08.2016) по заполнению дипломов СПО сказано, что по ГИА указывается: наименование предусмотренных образовательной программой форм аттестационных испытаний (выпускная квалификационная работа (с указанием ее вида и наименования темы (в кавычках)), государственный экзамен). Как должна быть сделана запись о ГИА в приложение к диплому, если защита ВКР в виде демонстрационного экзамена? Так: Выпускная квалификационная работа (демонстрационный экзамен) «Наименование темы. «?
Согласно п. 5.4. приказа Министерства образования и науки РФ от 4 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» в графе «Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик» указывается наименование предусмотренных образовательной программой форм аттестационных испытаний (выпускная квалификационная работа (с указанием ее вида и наименования темы (в кавычках)), государственный экзамен).
Если государственная итоговая аттестация в форме выпускной квалифицированной работы проводилась в виде демонстрационного экзамена, запись в приложении к диплому должна быть сделана следующим образом: Выпускная квалификационная работа (демонстрационный экзамен) «Наименование темы».
Программы ППССЗ и ППКРС формируются единожды и ежегодно в них вкладываются листы изменений или на 01.09. каждого года необходимо формировать новые на вновь набранный первый курс и к ним прикладывать листы изменений, если таковые имеются? Листы изменений обязательны?
Программы ППССЗ и ППКРС формируются единожды и ежегодно в них вкладываются листы изменений на 01.09. Листы изменений каждого года необходимо формировать новые на вновь набранный первый курс, если таковые имеются. Таким образом, листы изменений обязательны, а если реальных изменений нет, то так и указывается в листе изменений.
Если в техникуме обучаются инвалиды, которые не нуждаются в индивидуальном обучении и посещают занятия со всеми студентами, то программы ППССЗ и ППКРС для инвалидов создаются отдельно или можно приложить пояснительную записку к основным программам? Обязательно собирать программы ППССЗ и ППКРС для всех возможных инвалидов, если в техникуме обучаются только два инвалида по слуху?
Если в техникуме обучаются инвалиды, которые не нуждаются в индивидуальном обучении и посещают занятия со всеми студентами, то достаточно приложить пояснительную записку к основным программам.
Собирать программы ППССЗ и ППКРС для всех возможных инвалидов, если в техникуме обучаются только два инвалида по слуху, не надо. Надо это сделать только по реальной картине с инвалидами в Вашем учебном заведении.
Проблема не форме фиксации расчётов, а в механизме определения затрат на реализацию образовательной программы.
Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Базовые нормативы затрат включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.
В пункте «Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» рекомендуется заполнить таблицу (см.макет ПООП, предложенный ФИРО). Также, рекомендуется указать нормативно-правовые акты, а основании которых данный расчет производился (Методику определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденную Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн, а также региональные нормативные акты).
Форма свидетельства утверждается Департаментом образования вашего региона. Обычно, бланки свидетельств разработаны в соответствии с приказами Минобрнауки №1408 от 26.12.2013 г. и №486 от 12 мая 2015 г. и методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя (письмо Минобрнауки № 2202/6 от 05.08.2014 г.).
Независимо от того самостоятельно определялась форма или бланки закупались, в выдаваемом сертификате должны быть указаны все пройденные в учебном центре дисциплины, которые должны соответствовать примерной программе подготовки водителей транспортных средств той или иной категории с результатами внутреннего экзамена. Лицевая сторона свидетельства должна содержать серию и номер.
Выдача свидетельства должна производиться по окончанию изучения модуля после проведения квалификационного экзамена или при выпуске студентов?
Время выдачи свидетельства выпускнику определяет учебное заведение.
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в п.2 написано о том, что прием на обучение в соответствии с ФГОС 2014 г. по данной специальности прекращается 1 сентября 2018 года. Означает ли это, что образовательная организация имеет право осуществлять набор и обучение (вновь принятых на первый курс до 1 сентября 2018 года) по стандартам 2014 года?
Актуализированный ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), принятый 5 февраля 2018 года, начинает действовать с 1 сентября 2018 года (учебного года). В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (п.2) сказано, что прием на обучение в соответствии с упраздняемым ФГОС прекращается с 1 сентября 2018 года, значит, прием должен быть завершен (вместе с зачислением) 31 августа 2018 года.
Таким образом, до 1 сентября 2018 года прием в образовательную организацию и обучение ведется по стандарту 2014 года. С 1 сентября 2018 года образовательная организация обязана осуществлять обучение в соответствии с актуализированным ФГОС 2018 года.
Кроме того, пунктом 2 указанного приказа установлено, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего Приказа в силу, с их согласия.
Это значит, обучающиеся по ФГОС-3 могут требовать перехода на обучение по актуализированному ФГОС СПО. При этом образовательная организация, осуществившая набор обучающихся по старым ФГОС, не может осуществить донабор в эти группы.
Кроме того, в случае проведения проверки Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования вправе запросить программную документацию по новому (актуализированному) ФГОС СПО.
Сетевое издание spo-edu.ru зарегистрировано Роскомнадзором 19 августа 2021 г., свидетельство серия Эл № ФС77-81683.
Главный редактор: Ноговицина Н. Б.
Адрес электронной почты Редакции: