Аннотация к рабочей программе что это
Что такое аннотация к рабочей программе?
Нормативные документы обязывают в подразделе «Образование» размещать сведения «об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)».
Это значит, что на сайте образовательной организации должны быть размещены копии рабочих программ на текущий учебный год, и к каждой программе должна быть аннотация. Требований к аннотации ни в одном из действующих нормативных документов нет, поэтому её составляют так, как понимают. Текст аннотации рабочей программы не стандартизирован, поэтому мы рассмотрим возможные варианты оформления аннотации.
Сначала обратимся к теории жанров
С точки зрения теории жанров, аннотация – это характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чём говорится в первичном документе.
Значит, аннотация рабочей программы содержит краткую характеристику этого документа; по сути, аннотацией может быть краткое изложение пояснительной записки рабочей программы.
А что должно быть отражено в этой краткой характеристике?
Посмотрим на примеры
Если набрать в любом поисковике «аннотация рабочей программы», то в выдаче результатов окажется множество ссылок на сайты школ, училищ, вузов, которые уже размещают аннотации рабочих программ. Основными в них являются следующие компоненты:
Составителя рабочей программы (учителя) в аннотации не указывают.
На сайтах некоторых школ аннотации повторяют содержание пояснительной записки рабочей программы, то есть содержат большой по объему текст, что противоречит жанровым признакам аннотации. Итак, у каждой рабочей программы своя аннотация.
Как разместить аннотации на сайте?
Копия аннотации не требуется, да и нет такого документа в номенклатуре дел образовательной организации, поэтому форма представления может быть разной:
Мне встречались в основном случаи, когда аннотации размещают в виде прикрепленных файлов.
Рабочих программ много, соответственно, и аннотаций много. Как сделать проще?
Вариант 1. Одна аннотация – один файл. Сначала даем ссылку на аннотацию, после нее – на копию соответствующей рабочей программы (или сначала даем список аннотаций, затем – список рабочих программ). На сайте будут большие списки из рабочих программ и аннотаций.
Вариант 2. Все аннотации рабочих программ по одной дисциплине собираем в один файл и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет несколько файлов с аннотациями: по русскому языку, по математике, по истории и т.д.
Вариант 3. Все аннотации всех рабочих программ собираем в один документ и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет один файл с аннотациями.
Очевидно, что самый простой – 3-й вариант.
Выводы:
Всё, что здесь изложено, носит исключительно рекомендательный характер и не обязывает делать именно так. Возможно, ваша образовательная организация предложит более грамотный вариант создания и размещения аннотаций рабочих программ.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Воловского района Тульской области
Аннотации к рабочим программам и их копии
Рабочие программы учебных предметов МКОУ «Краснодубровская основная общеобразовательная школа» в начальной школе по УМК «Школа России» разработаны на основании нормативно-правовых документов:
*Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373;
*Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373;
*Учебного плана МКОУ «Краснодубровская ООШ»».
*Программы для общеобразовательных учреждений по УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2012 год
*Образовательной программы начального общего образования МКОУ «Краснодубровская ООШ»
*Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МКОУ «Краснодубровская ООШ» по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО».
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рабочие программы по учебным предметам в 5 и 6 классах разработаны на основании требований нормативно-правовых документов:
*Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
*Примерных программ по учебным предметам.5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
*Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Краснодубровская ООШ»
*Учебного плана в 5 и 6 классах МКОУ «Краснодубровская ООШ»
*Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МКОУ «Краснодубровская ООШ» по реализации ФГОС НОО И ФГОС ООО».
Как составляется аннотация к рабочей программе по ФГОС
Аннотация к рабочей программе является необходимым условием составления рабочих программ по любой школьной учебной дисциплине.
Особенности составления аннотации
Любой российский педагог, работающий в современной системе образования, обязан предоставлять до начала учебного года рабочую программу по преподаваемому им предмету.
Министерством образования РФ разработаны определенные требования, согласно которым оформляется аннотация к рабочей программе.
Рассмотрим вариант составления структуры программы на основе такой серьезной учебной дисциплины, как химия.
Особенности учебной дисциплины
Данная учебная дисциплина преподается в настоящее время для учеников 8, 9, 10, 11 классов. Есть существенные отличия в структуре предмета на основной и старшей ступени обучения, которые отражаются в учебной программе педагога. В аннотации не только указывают теоретические аспекты, но и отражают практическую часть учебного материала по данной учебной дисциплине.
Аннотация к программе по химии
Аннотация к рабочей программе по химии составляется в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральными стандартами, созданными для начального, среднего образования на основе классического варианта программы О.С. Габриеляна (издательство «Дрофа», 2010). Перед преподавателем химии стоят определенные задачи. И аннотация к рабочей программе составлена с учетом основных из них.
Особенности составления
Аннотации к рабочим программам по ФГОС содержат информацию о связи преподаваемой дисциплины с будущей профессиональной деятельностью выпускников.
В задачи преподавателя химии входит формирование у школьников рационального отношения к процессам окружающей среды, логического мышления.
Что еще должна содержать качественная аннотация по рабочим программам? Школа самостоятельно разрабатывает дополнительные пункты, которые указывает в своих рабочих программах педагог.
Например, помимо количества часов в каждом классе за учебный год, указывается количество контрольных, практических, лабораторных работ по физике (химии).
Аннотация к рабочей программе по русскому языку предполагает указание количества диктантов, изложений, проводимых в полугодии, за год.
Кроме того, для любой учебной дисциплины, включая и гуманитарные предметы, обязательно указывают соответствие программы федеральному учебному плану.
Аннотация к рабочей программе по русскому языку предполагает и указание полного учебно-методического комплекта, которым будет пользоваться в своей работе педагог.
Например, в аннотации к школьному курсу по химии (по программе О.С. Габриеляна) предполагается следующий комплект методической литературы:
Заключение
Независимо от специфики преподаваемой учебной дисциплины, аннотация составляется по определенной структуре. В ней указывается автор программы, по которой будет работать педагог. Кроме того, указывается соответствие программы федеральному базисному учебному плану, число контрольных, лабораторных, практических работ.
По новым правилам, в аннотации также прописывается количество учебных часов, отведенных на региональный компонент. Обязательным пунктом аннотации является запись полного учебно-методического комплекта. Учитель указывает год издания учебников, их авторов, издательство. Книги должны быть включены в перечень учебной литературы, разрешенной Министерством образования РФ для общеобразовательных школ. При написании аннотации к предметам естественного цикла в нее включают формирование у школьников практических навыков, мировоззренческих и логических качеств. Для гуманитарных предметов предполагается развитие устной речи школьников.
Аннотация к рабочим программам
Светлана Пархоменко
Аннотация к рабочим программам
Рабочая программапо освоению образовательной области содержит следующие разделы:
• Планируемые результаты освоения Программы
• Содержание работы по освоению Программы
• Тематическое планирование с указанием количества НОД.
Титульный лист содержит:
— полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОУ;
— грифы согласования и утверждения с указанием даты;
— название образовательной области;
— Ф. И. О. педагога (полностью);
— стаж и квалификационная категория педагога;
— год составления программы.
Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы,который содержит следующие элементы:
• перечень нормативных документов, на основании которых разработана рабочая программа;
• адресность (возраст детей и группы);
• количество НОД в неделю, в месяц, в год;
Планируемые результаты освоения образовательной области
Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС ДО, планируемыми результатами освоения ООПДО ДОУ по каждой группе.
структурный элемент рабочей программы,включающий:
— перечень и название разделов или тем;
— необходимое количество НОД для освоения раздела, темы;
— творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
— возможные виды самостоятельной деятельности обучающихся (воспитанников).
Тематическое планирование – структурный элемент рабочей программы,содержащий:
— перечень разделов, тем, последовательность их изучения;
В дошкольном учреждении разработаны и реализуются следующие рабочие программы:
— Рабочая программа по освоению образовательной области «Познавательное развитие»;
— Рабочая программа по освоению образовательной области «Речевое развитие»;
— Рабочая программа по освоению образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»;
— Рабочая программа по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»;
— Рабочая программа по освоению образовательной области «Физическое развитие».
Рабочие программы являются обязательной составной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного ДОУ, разрабатываются воспитателями и специалистами ДОУ.
Определены основные педагогические технологии в работе с детьми: игровая технология, технология проектного обучения, педагогика сотрудничества, традиционное обучение, технология социализации.
Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с ТНР Аннотация к адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Аннотация к дополнительной программе художественной направленности «Волшебные ладошки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ладошки» составлена в соответствии Методическими рекомендациями.
Аннотация к научно-методическому пособию «от А до Я» 1. В практике логопедической работы всё чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта, а также недоразвитием высших психических.
Аннотация к основной образовательной программе в детском саду Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие.
Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы по реализации основной образовательной программы ДОУ Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы по реализации основной образовательной программы МБДОУ ДС №13 «Родничок».
Перспективный план работы по рабочим тетрадям «Вместе учимся считать» в средней группе 1. «Число и цифра «0» Цели: закрепление знаний о числе и цифре «0»;закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«0» ;развитие мелкой.
Перспективный план работы по рабочим тетрадям «Вместе учимся считать» в средней группе. 2 часть 1.«Число и цифра «6» Цели: закрепление знаний о числе и цифре «6»;закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«6»; закрепление навыков.
Аннотации к рабочим программам
Просмотр содержимого документа
«Аннотации к рабочим программам по русскому языку 5-9 классыWord (6)»
Аннотации к рабочим программам по русскому языку 5-9 классы
Рабочие программы по русскому языку для 5-9 классов составлены на основе следующих документов, определяющих содержание лингвистического образования в школе:
— Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Данные программы конкретизируют содержание стандарта, дают распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла.
В системе школьного образования дисциплина «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
1.Цель изучения дисциплины: совершенствование речемыслительной деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
2.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен
■ сознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
■ понимать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
■ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
■ орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
■ уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
■ анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
■ проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
■ аудирование и чтение
■ использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
■ извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
■ говорение и письмо
■ создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
■ применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
■ соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
■ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
■ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание
культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Темы в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.
3. Основные образовательные технологии
В процессе изучения русского языка используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д.
4. Общая трудоемкость
Согласно учебному плану МКОУ «Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2» 646 часов отводится для изучения учебного предмета в 5-9 классах: 5 учебных часов в неделю в 5 классах ( 170 часов),
4 учебных часа в 6-7 классах 9 по 136 часов в год), 3 учебных часа в 8-9 классах( по 102 часа в год). Срок реализации программы – 1 год.
Входной, промежуточный и итоговый.
Просмотр содержимого документа
«ИЗО Word»
Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-7 классы
Программа по «Изобразительному искусству» для 5-7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Данная рабочая программа учебного курса изобразительного искусства составлена на основе Авторской программы по ИЗО В,А Кузина.
1. Цели программы обучения
-формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
— дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
— понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
— осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества;
2. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
— овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти по представлению;
— ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
— воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства.
3. Структура дисциплины
Курс подразделяется на три части:
4. Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
• отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
• создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
• создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
• работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
• выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
• добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
• передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
• передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
• передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
• в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
• пользоваться различными графическими техниками
• связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
• работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
• передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
• изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
• выполнять элементы оформления альбома или книги;
• отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
• вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
5. Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения.
6. Формы контроля. Диагностические работы, конкурсы и выставки, обсуждение работ в классе; четвертные оценки.
Согласно учебному плану МКОУ «Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2» 105 часов отводится для изучения учебного предмета в 5-7 классах:
— в 5 классе – 35 ч. (1 час в неделю)
— в 6 классе – 35 ч. (1 час в неделю)
— в 7 классе – 35 ч. (1 час в неделю)
Просмотр содержимого документа
«КТНД t Word»
Аннотация к рабочей программе по КТНД 8-11 классы
Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Одним из таких предметов является «Культура и традиции народов Дагестана» (КТНД), знакомство с которым и изучение становится актуальным в настоящее время. Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики.
1. Цель предмета КТНД является:
-приобщение школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Дагестан, к их традициям, обычаям;
-формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку;
-укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей;
-духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому Дагестана, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей культуры;
— формирование устойчивого интереса к богатому право культурному наследию родного края;
— формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся подвижников.
2. Задачи:
-создать условия для знакомства учащихся с историей народов Дагестан, их бытом, духовной и материальной культурой;
-формировать ценностное отношение учащихся к национальной культуре;
-учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
-способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
-воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников;
-прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
-актуализация знаний в области культурной традиции для современных школьников;
— развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
-приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов культуры;
— формирование умений анализа и оценки поведения на основе норм этики.
Формы обучения: комбинированный, интегрированный урок, экскурсии, проведение праздников.
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать :
-первичные знания культуры, традиции, основные события истории;
-историю и традиции важнейших праздников и их духовное содержание;
Учащиеся должны уметь :
=обобщать полученные знания и применять их на практике, в конкретной жизненной ситуации;
=заботиться и помогать другим людям;
=научиться общаться друг с другом, уважать своих товарищей.
=узнавать основные праздники.
(1час в неделю) 34 ч. автор Г.Х. Магомедсалихов. Издательство «Лотос» Махачкала 2009г.
4. Дополнительных пособий для учителя:
Методические рекомендации и разработки уроков для 8-9 классов. Автор М.А.Магомедова. Махачкала 2009
Журнал. Народы Дагестана.
5. Общая трудоемкость
Согласно учебному плану МКОУ «Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2» 168 часов отводится для изучения учебного предмета в 8-11 классах:
— в 8 классе – 35 ч. (1 час в неделю)
— в 9 классе – 34 ч. (1 час в неделю)
— в 10 классе – 35 ч. (1 час в неделю)
— в 11 классе – 34 ч. (1 час в неделю)
Входной, промежуточный и итоговый форме тестирования, проектной работы.