автор программы сопровождения обучения будущего императора
История тьюторства
10 Май
История тьюторства
Тьютор– (от лат. tutorem– наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился в конце XIV века в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом. Его задача состояла в соединении на практике содержания жизни студента с академическими идеалами. С XVII века сфера деятельности тьютора стала расширяться. Все большее значение в ней начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план учебной работы, следит за академической успеваемостью студентов и их подготовкой к университетским экзаменам. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы. В течение XVIII–XX веков в старейших университетах Англии она занимает центральное место в обучении. Лекционная система служила лишь дополнением к ней. Таким образом, тьютор – исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, сопровождая процесс индивидуального продвижения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования.
История тьюторства в России:
1989-1990 гг. – проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики (П.Г. Щедровицкий), г.Москва.
1991 г. – со здание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» (науч.рук. Т.М.Ковалева), г.Томск
1996-2013 гг., 2016 г. – Всероссийские научно-практические тьюторские конференции (г.Томск)
2007 г. – создание Межрегиональной тьюторской ассоциации
с 2008 г. – международные тьюторские конференции в Москве
2011-2017 гг. – разработка корпоративного стандарта профессиональной тьюторской деятельности
2012 г. – концепт тьюторской модели образования стал одним из победителей конкурса «Школа Сколково»
2012-2015 гг. – Проект «Разработка системы оценки качества условий индивидуализации образования», ФИП МОиН РФ
с 2012 г. – ежегодные Летние университеты тьюторства (Геленджик, Одесса, Владивосток, Чебоксары, Архангельск, в 2017 г. на Байкале)
с 2013 г. – программа подготовки экспертов в сфере индивидуализации и тьюторства по корпоративным стандартам МТА.
2015 г. 2017 г. – совместно с ПрЭСТО проведение Всероссийского конкурса «Тьютор года»
2016 г. – заключен договор о сотрудничестве с Международной ассоциацией организаций финансово-экономического образования – Тьютор финансовой грамотности
2018 г. – первая магистратура по Тьюторству в России переезжает из МПГУ (Московский Государственный Педагогический Университет) в МГПУ (Московский Городской Педагогический Университет).
2018 г. – ЛУТ в Санкт-Петербурге.
2019 г. – ЛУТ в Томске.
2020 г. – МТА выиграла Президентский грант на реализацию проекта “Навыки самообразования” – интенсивный учебный курс подготовки тьюторов.
2020 г. – ЛУТ в Геленджике.
2021 г. – принят Этический кодекс тьютора Правлением МТА и директоратом АНО ДПО “ПрЭСТО”.
Дверь учебной горницы должна быть неприкосновенна
Очередной открытый урок «проводит» Василий Андреевич Жуковский
План учения его императорского высочества, государя великого князя наследника цесаревича Александра Николаевича*
140 лет назад, 1 марта 1881 года, от рук народовольцев погиб Александр II. Царь-освободитель, царь-реформатор, крепко усвоивший главные уроки своего воспитателя Василия Андреевича Жуковского: будь просвещенным, уважай закон, окружай себя достойными помощниками, люби свободу и народ.
Цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели.
Учение образует для добродетели, знакомя питомца:
— с тем, что окружает его;
— с тем, что он быть должен, как существо нравственное;
— с тем, для чего он предназначен, как существо бессмертное.
Полагаю, что учение будет продолжаться от 8-ми до 20-ти лет. Его можно разделить на три главных периода.
Первый период. Отрочество (От 8-ми до 13-ти лет).
Сей период можно сравнить с приготовлением к путешествию: надобно дать в руки компас, познакомить с картою, снабдить орудиями, нужными для приобретения сведений и для открытий.
— Карта. Знания. Сообщение вкратце, в связи, в ясной и полной системе, сообразуясь с понятием воспитанника, наблюдая нужную постепенность всех тех познаний, которые после должны быть предложены ему отдельно, как науки со всеми необходимыми подробностями.
Второй период. Юношество (От 13-ти до 18-ти лет).
Учение подробное.
Продолжая сравнение, назовем сей период самым путешествием. Путеводный компас в руках. Карта известна. Дороги означены. Нет опасности заблудиться: ум приготовлен, любопытство пробуждено. Не опасаясь смутности и беспорядка в понятиях, воспитанник может обращать все свое внимание на каждый предмет отдельно.
— Подробное преподавание наук, нужных воспитаннику как члену просвещенного общества.
— Более подробное преподавание таких наук, которые наиболее нужны ему по его назначению:
1. Науки антропологические, имеющие предметом человека: История. География, то есть этнография и статистика. Политика. Философия.
2. Науки онтологические, имеющие предметом вещь: Математика. Естественная история и технология (физическая география). Физика.
Третий период. Первые годы молодости (От 18-ти до 20-ти лет).
Учение применительное.
Этот период мы сравним с окончанием путешествия. Сведения собраны, остается их обозреть, привести в порядок и определить: какое должно быть сделано из них употребление. В этом периоде воспитанник более действует сам, нежели приобретает от наставника. Он уже не занимается никакою наукою отдельно, он сам составляет для себя коренные правила жизни, которые не иное что, как произведение всего, что дали ему воспитание и учение. Этот период должен быть посвящен занятиям собственным и чтением немногих истинно-классических книг, предпочтительно таких, кои могут познакомить питомца с высоким его назначением и страною, которой он должен посвятить жизнь свою.
О дисциплине
Дверь учебной горницы, в продолжение лекции, должна быть неприкосновенна; никто не должен себе позволять в нее входить в то время, которое великий князь будет посвящать занятию: из этого правила не должно быть ни для кого исключения. Великий князь приучится дорожить своим временем, когда увидит, что им дорожат и другие, и что в порядке часов соблюдается строжайшая точность. Его высочество в продолжение своего воспитания должен привыкнуть не почитать ничего выше своих обязанностей. Он должен идти вперед постоянным и равным шагом: порядок ненарушимый есть главное для сего условие
О контроле
Дабы иметь понятие о ходе и успехах учения, должны быть установлены экзамены, ежемесячные и полугодовые; ежемесячные должны производиться в присутствии государыни императрицы; полугодовые (в половине июня и в конце декабря), если возможно, в присутствии самого государя императора.
На учебном столе должна лежать настольная книга, в которую учителя, по окончании каждой лекции, будут записывать, каково было во время ее поведение и учение великого князя.
О поощрении
Осмеливаюсь прибавить здесь одно замечание: изъявляемое одобрение государя императора должно быть величайшею наградою для нашего воспитанника, а изъявленное неодобрение его величества самым тяжким наказанием. Надобно весьма дорожить сим важным средством. Чем будет оно реже, тем более будет иметь цены, тем сильнее будет действие.
Великому князю надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую необходимость, не заслуживающую никакого особенного одобрения: такая привычка образует твердость характера. Каждый отдельный хороший поступок весьма маловажен: одно только продолжительное постоянство в добре заслуживает внимание и хвалу. Его высочество должен приучиться действовать без награды: мысль об отце должна быть его тайною совестью. Тогда только одобрение отца будет для него благодетельным счастьем и действительным поощрением к новым усилиям.
Об осуждении
То же самое можно сказать и о выражении родительского неодобрения. Его высочество должен трепетать при мысли об упреке отца. Государь будет всегда знать о его мелких проступках, но пускай это будет тайною между его величеством и наставниками; пускай воспитанник чувствует вину свою и сам наказывает себя тягостным своим чувством. Но испытать явный гнев отца должно быть для него случаем единственным в жизни.
Об истории
История познакомит наследника престола с судьбой народов и, объяснив причины их бедствий и благоденствия во всех временах, должна сказать ему в заключение: верь, что власть царя происходит от Бога, но верь сему, как верили Марк Аврелий и Генрих Великий; сию веру имел и Иоанн Грозный, но в душе его она была губительною насмешкою над божеством и человечеством.
О главном
Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом.
Уважай общее мнение: оно часто бывает просветителем монарха.
Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа.
Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя, удаляющее от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага.
Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения.
* Публикуется с сокращениями. Подзаголовки для удобства чтения поставлены редакцией.
Тест «Тьюторское сопровождение деятельности обучающихся при сетевой форме реализации образовательных программ в условиях реализации сетевого взаимодействия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курс переподготовки :
1.Как переводится с английского « tutor »?
Выберите один ответ:
2.К какому типу (по Е.А.Климову) можно отнести профессию «Тьютор»:
Выберите один ответ:
3.Что такое тьютерское сопровождение?
Выберите один ответ:
4.Как называется тьютор, обучающий технологии исследования?
Выберите один ответ:
5.Обобщенные трудовые функции должности «Тьютор» определяет:
Выберите один ответ:
6.Назовите функции тьютора:
Выберите один ответ:
7.Создание тематического портфолио относятся к следующему этапу работы тьютора:
Выберите один ответ:
8.Наиболее часто используемая тьюторская технология:
Выберите один ответ:
технология групповой работы,
9.Устанавливание с обучающимися отношения иерархии (знающий – не знающий) относится к действиям:
Выберите один ответ:
10.Назовите роли тьютора:
Выберите один ответ:
Модуль 2 Организация образовательного процесса в цифровой среде
1.Основные требования к организации дистанционных курсов:
Выберите один ответ:
2.Обозначьте роль тьютора при дистанционного обучении
Выберите один ответ:
3.Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять:
Выберите один ответ:
4.Какая цель использования дистанционных образовательных технологий:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
6.К основным этапам тьюторского сопровождения не относится …
Выберите один ответ:
7.Какой уровень взаимодействия в цифровом образовательном процессе соответствует тьютору?
Выберите один ответ:
8.Отрицательные последствия цифровизации профессионального образования и обучения:
Выберите один ответ:
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей):
Выберите один ответ:
a.с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
c.со всеми перечисленными выше документами.
d.со свидетельством о государственной регистрации;
e.с лицензией на осуществление образовательной деятельности;
Кто может войти в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?
Выберите один ответ:
b.родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
c.работники организации, осуществляющей образовательную деятельность;
d.представители совершеннолетних обучающихся;
Ресурсная схема тьюторского сопровождения не предполагает одного из перечисленных векторов расширения образовательного пространства учащегося:
Выберите один ответ:
Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
Выберите один ответ:
a.получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся;
b.получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
c.давать согласие на участие в психологических, психолого-педагогических обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них;
d.давать согласие на проведение психологических, психолого-педагогических обследований;
Выберите один ответ:
a.самый простой вид видеоконференций, который позволяет двум участникам видеть и слышать друг друга, а также обмениваться различной информацией с помощью специальных технических средств,
b.видеоконференция, используемая для организации живых встреч или презентаций по сети Интернет. Каждый участник такой видеоконференции сидит за своим персональным компьютером и подключен к другим участникам конференции по технологии клиент-сервер через сеть ИнтернеТ ;
d.мгновенный обмен сообщениями через мессенджеры.
Выберите один ответ:
a.начинается одновременно с трудовой деятельностью
c.происходит в школе
d. является результатом влияния друзей
Термин «девиантное поведение» используется для характеристики поведения:
Выберите один ответ:
a. формирующего нормы
b. отклоняющегося от социальных норм
d. соответствующего социальным нормам
К законным представителям ребенка относятся:
Выберите один ответ:
a. патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка,
Какой из факторов не является основополагающим при взаимодействии с подростками в процессе наставнической деятельности?
Выберите один ответ:
b. применение технических средств обучения
d. внутренняя позиция человека
Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
Выберите один ответ:
a.«Конституция Российской Федерации»
d.«Всеобщая декларация прав человека»
К принципам государственной политики в интересах детей не относится:
Выберите один ответ:
a. государственная поддержка семьи
b. ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
c. светский характер образования
Ведущим методом нравственного воспитания является:
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
С развитием сетевых технологий возникла идей:
Выберите один ответ:
a. дошкольного образования
b. очного образования
c. электронного образования
d. дистанционного образования
Под адаптацией понимается способность человека:
Выберите один ответ:
a. противостоять социальной среде
b. не замечать влияние социальной среды
c. активно взаимодействовать с социальной средой
Какая из предложенных моделей наставничества предполагает взаимодействие исключительно со взрослыми людьми?
Выберите один ответ:
Методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений воспитанников выступает:
Выберите один ответ:
a. положительный пример
c. педагогическая беседа
Недостатком программированного обучения является:
Выберите один ответ:
a. недостаточное развитие самостоятельности учащихся
b. недостаточное развитие творческого мышления учащихся
c. отсутствие индивидуального подхода к обучению
d. отсутствие четких критериев контроля знаний
Дайте определение понятию технология воспитания
Выберите один ответ:
a. направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов,
c. отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений,
d. направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей
Обучение посредством предоставления модели действий и их корректировки в ходе обратной связи называется…
Выберите один ответ:
Какова основная сфера применения наставничества?
Выберите один ответ:
c. все перечисленные варианты
Целью организации сетевого взаимодействия СПО является:
Выберите один ответ:
a. подготовка кадров и внедрения программ опережающей профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования;
d. создание инновационной сети распространения лучших практик профориентационной работы,
Взаимодействие сетевой площадки в целях подготовки кадров и внедрения программ опережающей профессиональной подготовки осуществляется:
Выберите один ответ:
a. с организациями среднего профессионального образования
c. с учреждениями дополнительного образования;
d. с центрами занятости населения;
Непосредственное управление сетевым взаимодействием образовательных учреждений в рамках реализации образовательных программ осуществляет Координационный совет сети, состоящий из:
Выберите один ответ:
a. представителей органов управления образованием, работодателей, объединений работодателей.
Не является задачей тьютора:
Выберите один ответ:
a. помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимися ИОП;
b. составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных проектов.
Воспитание и образование Николая II
Детские годы Николая прошли в стенах Гатчинского дворца. Его воспитанием и образованием лично руководил отец. Строилось оно на традиционной для того времени в России религиозной основе. Воспитатели Николая и его брата Георгия получили строгое наставление от Александра III: «Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут. Это — самое мое первое требование».
В раннем возрасте к наследнику был приставлен воспитатель-англичанин, обучивший его свободному владению английским языком. С 9-летнего возраста образование наследника было поручено генерал-адъютанту Г.Г. Даниловичу.Учеба будущего Императора велась по тщательно разработанной программе, которая предусматривала восьмилетний общеобразовательный курс и четырехлетний курс высших наук. Сложность программы привела к необходимости продолжения занятий еще на один год. В основе общеобразовательного курса лежала измененная программа классической гимназии. Вместо латинского и греческого языков изучались ботаника, зоология, анатомия, физиология и минералогия. Особое внимание уделялось таким предметам, как: политическая история, русская литература, французский, немецкий и английский языки, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Программа обучения на следующие пять лет соединяла курсы экономического и юридического факультетов университета с курсом Академии Генерального штаба как необходимых наук для государственного деятеля.
С ранних лет наследник Цесаревич испытывал тягу к военному делу. Он знал в совершенстве воинские уставы и традиции офицерской среды. Для лучшего усвоения порядка строевой службы и ознакомления с войсковым бытом отец направил его на военные сборы. Николай провел два лагерных сбора в рядах лейб-гвардии Преображенского полка, два летних сезона проходил службу эскадронным командиром в рядах кавалерийской службы лейб-гвардейского гусарского Его Величества полка, один лагерный сбор состоял в рядах гвардейской артиллерии и до восшествия на престол командовал в чине полковника первым батальоном лейб-гвардейского Преображенского полка. К солдатам Николай относился по-отечески, свободно напрямую общался с ними и обсуждал насущные проблемы. Трудности армейских буден на лагерных сборах или маневрах переносил стойко и безропотно.
6 мая 1884 года, по достижении совершеннолетия (для Наследника), принёс присягу в Большой Церкви Зимнего дворца, о чём извещалось Высочайшим манифестом. Первым опубликованным от его имени актом был рескрипт на имя московского генерал-губернатора В. А. Долгорукова: 15 тысяч рублей для распределения, по усмотрению того, «между жителями Москвы, которые наиболее нуждаются в помощи»
Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знания.
В первом обращении к народу Николай Александрович, взошедши на престол, возвестил, что «отныне Он, проникшись заветами усопшего родителя своего, приемлет священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России, и устроение счастья всех Его верноподданных». В обращении к иностранным государствам Николай II заявлял, что «посвятит все свои заботы развитию внутреннего благосостояния России и ни в чем не уклонится от вполне миролюбивой, твердой и прямодушной политики, столь мощно содействовавшей всеобщему успокоению, причем Россия будет по-прежнему усматривать в уважении права и законного порядка наилучший залог безопасности государства».
Автор программы сопровождения обучения будущего императора
Лекция 1. Теория и история тьюторства
Одна из наиболее заметных линий реформирования современного образования связана с появлением за последние несколько лет достаточно большого числа попыток введения новых образовательных профессий. Редкая школа, претендующая на место в инновационном движении, не «пригласила» в свой штат социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей (воспитателей) или гувернеров. Далеко не последнее место в этом списке занимают тьюторы. И сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным.
Однако то, с какой скоростью и в какие сроки идея тьюторства стала очевидной для российского педагогического сообщества, заставляет внимательнее приглядываться к такой очевидности. Что-то кажется здесь тревожащим, когда вспоминается фраза Б. Д. Эльконина (сказанная, правда, в несколько ином контексте) о том, что «модели создаются не для того, чтобы ими пользоваться, но чтобы модельно мыслить». Поэтому мы исходим из того, что прежде чем обсуждать возможные направления реализации тьюторства, вопрос о нем еще нужно поставить. Мы рассматриваем данную статью как один из возможных шагов к такой постановке.
Понятно, что разнообразие «мест» в образовательной системе, по отношению к которым обсуждается тьюторство, определяет ту пестроту смыслов, которые лежат сегодня за различными его трактовками. Между тем, уже становится ясно, что в рамках такого разнообразия складываются два противоположных подхода, каждый из которых заявляет себя в качестве держателя идеи тьюторства как проектной идеи.
В основании этих подходов лежат различные ответы на вопрос о существе проблемной ситуации в современном образовании, а, следовательно, различные по направленности способы интерпретации, понимания сути возникающих противоречий в образовательной практике, того, каковы их наиболее характерные проявления и способы преодоления.
Второй подход объединяет направления, полагающие сам принцип воспроизводства в качестве проблемы. Основной критический пафос этих направлений связан с идеей «антропологической катастрофы» как следствием «дегуманизации образования», утери образованием собственно человеческого измерения. Отмечается, что в образовании сегодня не происходит главного — самоопределения личности, выбора человеком самого себя в мире истории и культуры. А потому в рамках указанной тенденции все попытки «учета индивидуальных особенностей учащихся» оборачиваются комплексом мероприятий по реабилитации того, что индивидуальностью в собственном смысле слова не является. В этой связи образование призвано культивировать особую технику — технику «пробы сил» по установлению «соразмерности порядка индивидуальной души с миром вокруг нас, то есть с тем, что заведомо больше самого человека» (М. К. Мамардашвили).
Принятие идеи воспроизводства как «рамки» для педагогического самоопределения с необходимостью ведет к обсуждению того узла проблем и метаморфоз, с которыми связана история этой идеи. Поэтому было бы ошибочным утверждать, что перспективы тьюторства, как и любой другой профессии в образовании, могут строиться автономно от обсуждения принципа и идеи воспроизводства, являющейся по своему смыслу философской.
Принципиальная идея — идея гетерогенности мира, названная М. К. Мамардашвили трансцендентальным принципом (основанием) европейской культуры, предопределила двойственность трактовки и две различные интерпретации, из которых следуют противоположные по направленности философские и педагогические программы.
Обсуждая этот вопрос, М. К. Мамардашвили говорит о постоянно происходящих в истории попытках мифологизации и натурализации трансцендентальных оснований культуры, сформулированных Платоном, которые привели в рамках схоластической и естественнонаучной парадигмы к представлению о педагогике как передаче Общей Картины Мира. «И продуктом такого процесса явилось представление о некоторой сверхчувственной реальности, стоящей над эмпирической, «потусторонней» реальностью, существовании некоторых идеальных предметов в этой сверхчувственной реальности». В этом смысле образование перестает быть восхождением к Истине, ее поиском, а становится набором представлений и предписаний, которые сами претендуют на истинность.
Обозначив исходные линии, попытаемся наметить возможный вариант реконструкции исторических оснований тьюторства, используя материал истории становления первых английских университетов.
Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». (Интересно, что в Британской энциклопедии последнего издания понятие «tutorial» встречается в двух случаях — в статье «Computer-assisted instruction» и в статье «Special education»). Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах — Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являвшегося в Европе процессу воспроизводства культуры. По традиции эти университеты давали практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к гуманитарному образованию.
В отличие от немецкой модели университета, основывающейся на системе кафедр и учебной программе, закрепленной за каждой кафедрой, английский университет не заботился о том, чтобы студенты слушали именно определенные курсы. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Первые пять постоянных кафедр (греческого и еврейского языков, римского права и медицины) были введены только в начале XVI века.
В средние века университет как школьная корпорация, образовавшаяся на основе научных интересов, являлся видовым понятием общего понятия «университет», которое, согласно терминологии римского права, означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Так, и город как союз граждан, и ремесленный цех были universitas. Университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов, universitates magistrorum et scolarium, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами студенты, а в других — преподаватели. Формальную границу между ними в средневековом английском университете провести было практически невозможно. Так, бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой — продолжал оставаться учеником. Магистр какого-либо низшего факультета (например, искусств — artium), стремившийся получить ученую степень по одному из высших (юридическому, медицинскому или богословскому), становился в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. В этой связи интересно отметить, что в средние века различались корпорация, существование которой было вызвано школьными интересами (university), и сама школа — в смысле организованного школьного, или учебного дела (studium). Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний.
Первые профессора и студенты стекались в местечко Оксфорд из разных уголков Англии, Франции и Германии в поисках благоприятных местных законов для чужеземцев, занимающихся наукой. Основная их часть пришла из Франции, где в одном из городов произошла ссора с местными жителями из-за чрезмерно высокой платы за жилье. В Оксфорде городская община согласилась предоставлять льготы тем жителям, которые сдавали внаем свободные помещения школярам за низкую плату. Школяры, в свою очередь, играли роль нанимателей, входивших в договорные соглашения (относительно гонорара и помещения для аудиторий) с теми лицами, лекции которых они хотели слушать и под руководством которых собирались заниматься. Поскольку город заботился только о своих гражданах, чужестранцы, привлекаемые славой тех или иных профессоров, объединялись в землячества. Эти союзы постепенно получили привилегии и грамоты, дававшиеся университетам королем или местными управителями: «. господствовала идея, что наука принадлежит целому миру, что штудирующие собираются в данное место со всех концов мира и образуют здесь свою общину чужеземцев в противоположность местной городской общине». Университет и возник как своего рода гильдия — ассоциация чужеземцев, пришлых людей, озабоченных поиском средств к спокойному существованию на чужбине. Согласно русскому исследователю истории средневековых университетов Николаю Суворову, именно квартирный вопрос, являющийся наиболее острым для пришлых в университетский город людей, позднее привел к образованию коллегий. Частные лица стали завещать университетам свои земли, имения и целые состояния. В XIII веке большая часть школяров жила уже в частных пансионах, где и читались лекции. В XIV веке частные пансионы стали заменяться фундированными стипендиальными коллегиями, также существовавшими на пожертвования, завещания и доход от собственности.
Первая коллегия в Оксфорде, так называемая University-College, открылась в 1249 году; в Кембридже — St.-Peters-College — в 1280 году. Сегодня в этих двух старейших университетах Англии действуют 39 и 29 коллегий соответственно. Они представляют собой самоуправляемые единицы университета, которые входят в состав университета, но от него не зависят. Именно коллегии контролируют прием и обучение студентов, предоставляют им жилье, питание и пр. В свою очередь студент, поселяясь в коллегию и получая полное содержание, обязан подчинить свою жизнь режиму, установленному в ней. Деятельность коллегии регулируется товариществом преподавателей (fellows), членом которого можно стать после пяти лет пребывания в коллегии и возглавляется heads, которых fellows выбирают из своей среды.
Первоначально коллегии не имели целью давать пожизненное содержание. Однако многие коллегиальные воспитанники духовного звания с ученой степенью по окончании учебного курса оставались без бенефиции (места) или продолжали учиться дальше для получения высших ученых степеней. Они жили в коллегиях в качестве причисленных к университету под названием tutors и со временем образовали главную составную часть коллегий. Эти тьюторы, получая в коллегии общее содержание, обязаны были содержать определенное дарителем или завещателем количество студентов. Тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров; они сопровождали жизнь студента во время пребывания в коллегии, включая его быт, готовили к академическим лекциям и руководили в частных занятиях.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически, тьютор заменяет студенту родителей. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII—XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней. Сегодня примерно 90% занятий в Оксфордском и 75% в Кембриджском университете проводится тьютором с одним или двумя студентами.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.
Однако все это, так сказать, внешний контекст. Через что в историческом материале можно вычленить внутреннее, содержательное основание тьюторской деятельности? По-видимому, как наиболее значимую можно выделить линию генетической связи тьюторства с христианским, точнее, монашеским образцом жизни.
В XI—XII веках монастыри создавали наиболее благоприятные условия для развития образования и культуры. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей перешло к городам, ясно проявилось в истории английского университетского образования. Известно, что коллегии во многом сформировались под влиянием нищенствующих монашеских орденов, включенных в университет. «Их своеобразие и доблесть состояли в том, что они решительно повернули к городской среде. Именно этому новому обществу они проповедью, исповедью и своим примером стремились дать ответ на возникшие новые вопросы. Они перенесли обители в людные города. Они продублировали монастырские кафедры университетскими, где, утвердившись, затмили всех других». Способные молодые монахи командировались орденами для занятий науками со значительными льготами для них в отношении исполнения орденских обязанностей. Доминиканский Орден стал первым из орденов, поддерживавших монахов-школяров и молодых преподавателей в организации быта и обеспечении достаточного контингента слушателей. Так, к 1303 году Оксфорд был одним из университетов Доминиканского ордена, куда провинции ордена, расположенные по всей Европе, могли посылать каждая по три студента. А. Окольский отмечает, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица.
Весьма симптоматичным тот исторический факт, что тьюторы в коллегиях противостояли новому фетишизму книги, характерному для университетских профессоров и магистров, отстаивая вспомогательную функцию книги. Успех в таком противостоянии подтверждается тем обстоятельством, что примерно после 1630 г. начинается решительный перенос учебы из университетских аудиторий в коллегии, чему способствовал кризис схоластического учения в университете и обращение к гуманитарной, древнеклассической образованности, идеалом которой были беседы и чтения в кругу ближайших по мысли. В 1638 году вместо «прежней схоластической обрядности» в коллегиях вводятся «действительные испытания».
Вернемся к автору «Начал английского университетского воспитания». Размышляя относительно «общих начал, по которым производится и должна производиться работа английских университетов», William Whewell определяет основную идею коллегиального образования как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях. «. Мы можем для отличия практическое наше учение разуметь под именем коллегиальных чтений, а спекулятивное учение под именем профессориальных чтений. ».
В чем заключается смысл этого отличия? В первом случае «главные начала являются в ясном, несомненном виде и служат основанием наших познаний», «приобретается навык к истолкованию, строгому мышлению и связному рассуждению, дающему возможность схватываться с теми вопросами, которые задают нам настоящее и прошедшее», осваивается «интеллектуальная дисциплина в отношении к началам языка и мысли». Во втором же случае студент может слушать и приобретать те сведения, которыми владеет учитель, но его не обязывают делать что-либо, что зависит от приобретаемых таким образом сведений. «Он может усваивать с полным сознанием и основательным убеждением те взгляды, которые передает ему учитель, но он все еще остается в страдательном положении: он зритель, а не деятель на этой интеллектуальной сцене. Дело учителя сказать, а учащегося принять то, что было преподано или должно было быть преподано по этим предметам. Учащийся, учась им, не приобретает новой способности, которую он должен был бы упражнять практически. Если бы присоединить к спекулятивным чтениям и испытания, то все они едва ли составят практическое учение, потому что в этом случае познание, сообщаемое чтениями, или просто удерживается в памяти учащегося, или употребляется им как материал для дальнейшего умозрения, а не превращается и не претворяется в практический навык интеллектуального действования».
Реконструируя эту линию размышлении, можно предположить, что в основании деятельности тьютора может быть положено представление о двойственности процессов исторического развития человеческого мышления и деятельности, которые, с одной стороны, могут осуществляться и реализовываться только в конкретной ситуации («способности»), а с другой стороны, существуют в истории и культуре в виде образцов и норм. В этой связи главной проблемой, которую решает тьютор, является проблема поиска критериев, методов и средств фиксации и построения необходимых соотношений объективизации и ситуативизации деятельности в процессе образования, простраивание переходов от объектно представленных к ситуационно (индивидуально) значимым способам мышления и деятельности и обратно. Содержание деятельности тьютора состоит в выявлении и выделении реальной деятельностной ситуации и в переводе этой ситуации в образовательную. Тьютору необходимо, с одной стороны, уметь управлять процессами «живой», реальной деятельности, в которые включен его подопечный, а с другой стороны, переводить деятельностные ситуации в структуру объектов, объективировать деятельность, развертывающуюся в ситуации.
История тьюторского сопровождения
В современной ситуации тьюторство помимо элитных учебных заведений особенно интенсивно распространяется в дистантном (в будущем самом массовидном) обучении. На настоящий момент в России пятьдесят семь вузов включены в эксперимент по дистантному образованию.
1. Не для того, чтобы ее повторять, но чтобы продолжать традиции в каком-то новом повороте, контексте;
2. Если мы будем иметь перед глазами пример более чем семивековой истории тьюторства, нам будет с чем сравнивать современную ситуацию, ее трудности и неясности с проблемами, которые стояли в прошлой ситуации;
3. Увидеть и проанализировать ситуацию возникновения такой фигуры как тьютор, ее исторической необходимости: когда какое-то явление возникает в культуре впервые не проектным способом, а естественным, эволюционным, то в нем можно увидеть его сущность первичную функцию яснее.
Кроме того, история помогает и в экзистенциальном выборе. Предлагаю историческую реконструкцию, позволившую выделить некоторые базовые характеристики университетской среды и особенностей университетского образования, которые олицетворялись в деятельности тьюторов.
Университетская среда представляла собой открытое культурное и образовательное пространство, и тьютор возник как фигура, востребованная именно в открытом образовательном пространстве, где знание представлялось высшей ценностью (не только его трансляция в культуре, но творчество и реализация в деятельности): т.е. в пространстве, где взаимоприсутствовали множество школ, множество авторитетов, множество учителей, каждый из которых являлся автором своего курса, и где способом освоения пространства являлось постоянное самоопределение, выстраивание своей траектории. Тьютор в нем был фигурой, помогающей выстраивать эти траектории, и выполнял функции поддержки процесса самоопределения.
Отличительной чертой университетского сообщества, непреходящей ценностью была свобода (преподавания и учения), а тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром (выполнял, на нашем языке, менеджерские функции в свободно организованной среде, приводил непредвиденные условия задачи к необходимому результату). Ценность свободы тесно связана с ценностью личности, сам университет представлял собой личность, именно личностные устремления были залогом образованности и развития науки, а задача тьютора была соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.
Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний. Основным процессом получения университетской образованности был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения самообразования (технологического, технического). Тьютор не получал для этого никакого специального педагогического образования, он передавал свой опыт самообразования, в силу того, что владел техниками рефлексии и передачи, оставаясь в полном смысле университетской фигурой: «тьюторствуя», он продолжал вести научные исследования, самообразовываться, жить университетской жизнью.
Сегодня вся сфера образования тяготеет к универсальности и культурной открытости, ориентации на ценности личности и свободы, к переносу центра управления образованием на полюс самого образующегося.
Ситуация в современном высшем образовании показывает, что все вузы стремятся стать университетами, вести научную деятельность, иметь как можно больше факультетов, расширять контингент своих слушателей, строить отношения с другими, особенно иностранными вузами, внедрять новые формы образования, участвовать в экспериментах, вводить авторские программы, строить межпредметные связи, создавать внутри себя институты и центры, организовывать конференции, вводить краткосрочные курсы, устанавливать отношения с практиками, выходить в пространство Интернета.
И весь этот поток не может уже управляться системой единых программ, предметной организацией содержания, кафедральной и лекционно-семинарской системой, которая сменила самоорганизующуюся средневековую университетскую среду (модель) в свое время.
И более всего от этого страдают студенты, потому что у них нет возможности выстроить все это содержание по отношению к своим собственным перспективам, по отношению к перспективам своего выбора, своей специальности. Тьютор снова мог бы быть проводником и систематизатором в этом пространстве, выступать посредником между предложением и спросом от лица студента.
В XI-XII века в Европе возник такой феномен как мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Центр тяжести культуры сместился: первенство от монастырей перешло к городам; университеты, выросшие из монастырской культуры, стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.
Знания становились необходимым условием жизни и развития общества. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Именно поэтому наше время было названо Новым средневековьем.
Университеты возникали как кампусы вокруг старинных монастырских школ, где хранились большие книжные собрания и в городах, чьи местные законы были благоприятны для чужеземцев, занимающихся наукой. Они появлялись в городах на пересечении больших торговых путей. Со всех сторон в университетские кампусы стекались жаждущие знания и жаждущие нести знание в мир.
«. господствовала идея, что наука принадлежит целому миру, что чужеземцев в противоположность местной городской общине». Штудирующие собираются в данное место со всех концов мира и образуют здесь особою общину.
Интересно здесь заметить, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица.
Благодаря университетам знание стало выходить за стены монастырей в открытое культурное пространство.
Университет был наднациональным образованием, не знающим государственных границ, но с другой стороны, поскольку город заботился только о своих гражданах, чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов. Эти союзы постепенно получали привилегии и грамоты, дававшиеся университетам королем или местными управителями, и приобретали автономию.
Университеты основывались владетельными особами и/или городскими коммунами, частные лица стали завещать университетам свои земли, имения и целые состояния, а школяры и магистры объединялись сами в подобие корпорации.
Корпоративные интересы объединяли всех. Университетские корпорации:
2. Были свободны в своей научной деятельности, в преподавании, образовании.
Все это делало их устойчивыми и позволяло сохранять традиции. Свобода в науке и образовании была тесно связана со свободой экономической и юридической, что является проблемой в современных образовательных институтах.
Оксфорд традиционно складывался как федерация автономных республик-колледжей, объединенных общей внешней политикой, отношениями с правительством и другими университетами, общей системой ценностей и правилами жизни, учебной и научно-исследовательской работы.
Так, обрастая корпоративными правилами и статусами, все университетское население объединилось и снова разделилось на ректора (master, warden, provost), на членов коллегии и студентов (школяров). Члены коллегии (подтверждающие свой статус сдачей экзаменов) в свою очередь поделились на просто членов и членов-преподавателей. В обязанности члена коллегии входит, самое большее, провести или закончить некоторое исследование. Члены-преподаватели читали частные лекции, или стали исполнять обязанность тьюторов (tutors), стали профессорами университета, (на должность профессора избирала коллегия университета).
Таким образом, сама модель университетской жизни представляла собой во многом общество, управляемое просвещенными, выборными фигурами со своими сословиями, принадлежность к котором зависела только от личных способностей и усилий каждого из членов.
В средние века различались корпорация, существование которой было вызвано школьными интересами (university) и сама школа в смысле организованного школьного или учебного дела (studium). Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний.
В университетском «свободном» от инородных зависимостей пространстве и сама образовательная деятельность была свободной, свободной для занятий науками. Изначально не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах разделились свободные кафедры (частные лекции), коллегиальные лекции и intercollegiate lectures, за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов.
В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.
Содержание тьюторской деятельности
Десакрализация книги сопровождалась рационализацией средств и методов интеллектуальной работы, текст стал предметом не только толкования, но средством доказательства, схоластический метод поставил проблему личной интеллектуальной ответственности. Однако в ситуации интеллектуализации образования необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности и была направлена тьюторская система.
Формы тьюторской деятельности
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:
· Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года (культурный тренд);
· Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального);
· Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд).
Во все эти три процесса тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он, как правило, продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со студентом по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.
В учебном режиме, как правило, тьютор занимался со своим студентом «tete-a-tete», а наиболее известные тьюторы устраивали «тьюторские классы». Частные, не коллегиальные тьюторы ( профессионалы) должны были обладать универсальными познаниями, так как приготовляли к экзаменам по всем предметам курса, тогда как лекции читались не по всем. В особую обязанность тьютора входило передать студенту массу всяческих мнемотехнических приемов и правил.
Тьютор задавал путь освоения материала и прихода к цели, задавал линии освоения его вглубь и вширь. Тьюторами в отличие от профессоров становились те, кто обладал способностями к рефлексии своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Это было очень актуально для тех студентов, кто планировал стать профессионалом: так как в режиме самоорганизации образование в университете длилось по 10-20 лет.
В наше время также существует необходимость учиться быстрее и не только в университете, но и постоянно самообразовываться в течение жизни. Так как сегодня время жизни специалиста во много превосходит время жизни некоторых процессов в организации деятельности.
Второе. Тьюторы следили за выполнением студентом правил общежития в Университете. Старый английский университет давал не столько образование, сколько воспитание.
Жизнь в коллегии призвана была нести отпечаток монастырской жизни, интеллектуальная активность соединялась с духовной аскезой. Нормы поведения, духовной жизни и чувствования должны были быть уравновешены. «Мы должны не просвещать только, а воспитывать: вместе с познаниями; мы должны внушать чувство нравственной и религиозной ответственности; образуя ум, мы должны ускорять и начала поведения. Но как это сделать? Мы можем заставить мальчика выучить на память и правила, и молитвы, и символы Веры; но память не властна над сердцем. Урок сей, которого нельзя выучить одною памятью, сообщается студенту тем самым положением, в которое он поставляется в Английских университетах. Ибо он подчиняется здесь разным правилам и отдается под надзор тьюторам, которые облекаются — совокупно — и отеческою и служебного властью. От того он живет и действует здесь, как в малом мире, который слагается из определенных отношений и обязанностей, требует на каждом шагу известного самоограничения и самоуправления, и, таким образом, служит ему настоящей школой, приготовляющей его к действительному миру.
В обязанности тьютора входило следить за поведением студента. Тьютор следил за посещением студентом церкви, за его костюмом, за посещением лекций, за тем, чтобы тот соблюдал правила режима дня.
Третье. Тьюторы принимали самое активное участие в самом образе жизни студентов вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.
Неотъемлемая часть университетского образа жизни — всевозможные игры и общества. Гонки, скачки, охота, теннис, крикет, карты, шахматы, футбол. В университете существовали политические общества, social clubs. Для каждой игры у студента был свои костюм, общества также сочиняли себе форму. Если проранжировать значимость в студенческой жизни различного рода времяпрепровождений, то на первом месте будут игры, на втором лекции, на третьем религия, на четвертом политика.
Таким образом, университетская жизнь представляла собой модель гражданского общества, а тьютор знал и общался со своим подопечным не только как со студентом и как с другом, но и как с гражданином этого общества. Сегодня на игры у студента либо не хватает времени, либо они становятся, в первую очередь, несущими престиж и при этом трансрегиональными, отрывающимися от университетской среды: образ жизни отрывается от знания.
Таким образом, через деятельность тьютора в классических университетах осуществлялась построение панорамы изначально и сущностно разрозненного материала образования (учения, воспитания и формирования образа жизни) и возможностей его индивидуального освоения. Триединство воспитания разума, воли и сердца не находят сегодня ни единого пространства, ни одной фигуры, которая бы собирала эти процессы в своей деятельности.
Российская модель наставничества
Ситуация в образовательной культуре России складывалась иначе. Германская модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала института тьюторов. Но если германская модель предполагала свободу в учении, и эта свобода была возможна в силу того, что в каждом университете у студента всегда был выбор: к какому профессору пойти и какие курсы слушать, была возможность слушать их не в одном, а в нескольких университетах, то в России и такой возможности изначально не было.
1. Индивидуальный подход // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1: А — М. — С. 361.
3. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С. 3—18.
4. Громыко Н. В. Мюнхенская школа трансцендентальной философии: методологические аспекты // Кентавр: альманах. — М, 1995. — №1. — С. 23—34.
5. Рыбалкина Н. В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология: Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. — Томск, 1996. — С. 15—30.
6. Иностранные университеты. Вып.1. Университеты Англии. М., 1899.
7. Суворов Н. Средневековые университеты. — М., 1898.
8. Университетское образование в Великобритании. — М., 1976.
9. Игнатович Ю. В. История английских университетов. — СПб, 1861.
10. Барбарига А. А., Федорова И. В. Британские университеты. — М., 1979.
11. ОкольскийА. Реформа английских университетов в XIX столетии. (Данные не сохранились).
12. О началах английского университетского воспитания: Пер. с англ. М.И. Попова. — М., 1859.
13. Иоанн Павел II. Апостолическое послание «Свет с Востока» // Символ: журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. — Париж. — 1995. — № 33. — С. 215—244.