Авторская программа что это такое
МАТЕРИАЛЫ
09.06.2012, 17:44 | |
Некоторые подходы к пониманию смысла авторской образовательной программы |
1. Авторская программа представляет собой образовательную программу, являющуюся результатом педагогического творчества автора или коллектива авторов и удовлетворяющую критериям новизны и педагогической ценности. Авторская программа имеет инновационный характер содержания, используемых педагогических технологий и методик организации учебно-воспитательного процесса.
В современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ. К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки, дополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности).
По отношению к рекомендованным Министерством образования и науки РФ программам соответствующего профиля и назначения авторская программа может представлять собой:
альтернативу (замещает содержание имеющейся программы, не меняя ее основных целей);
интеграцию (творчески объединяет цели и содержание ряда программ);
качественно новое направление (новые цели и содержание).
2. Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы
по анализу уже имеющихся программ данной тематики,
современных методик,
инновационных технологий обучения,
передового педагогического опыта.
Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса, либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.
Исходной основой для разработки авторской образовательной программы могут служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков детей, которые должны быть освоены.
От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ:
расширять
углублять
конкретизировать его, но помнить, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей программы нельзя.
3. Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Цель создания авторской программы: решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом
по его собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми,
опыта,
уровня педагогического мастерства,
наработанных методик,
его видения проблемы и пути ее решения.
Учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения целей и задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.
Принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности.
Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать, какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
Рекомендации по составлению авторской образовательной программы
Рекомендации по составлению
авторской образовательной программы
1. Определение авторской программы , обоснование написания, условия создания
· предназначенной для решения определённой проблемы в дополнительном образовании.
1.2. Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога (или коллективом педагогов),и является результатом его(их) исследовательской работы, п олностью созданная и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
· по анализу уже имеющихся программ данной тематики,
· передового педагогического опыта.
но помнить, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей
1.4. Если примерная (типовая) программа видоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе). Если предлагаемые изменения программы и действующих методик проводятся в ходе проведения эксперимента, то она становится экспериментальной. Если программа или ее части применяются с целью опробации и в ходе работы претерпевают изменения, то эта программа адапрированная.
1.5. Цель создания авторской программы : решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
1.6. Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом
· по его собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми
· уровня педагогического мастерства,
· его видения проблемы и пути её решения.
1.7. Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения. Первое обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям
· Закона РФ «Об образовании»
· Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
· Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.г. № ).
1.8. Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:
· в чём смысл программы
· каким представляется результат реализации программы
· в чём новизна и степень авторства
· соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям
· какие преимущества от программы получат дети
· есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении
· есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности
1.9. Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.
2. Построение программы согласно принципам дидактики
педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
· принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
· принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
· учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
· принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
· принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
· принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);
· принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
· принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
· принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
2.2. Требования к составлению авторской образовательной программы
К авторской программе как к официальному документу предъявляются
определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.
Общецелевые требования , отражают стратегию развития современного
образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик
· актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
· прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
· рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
· реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;
· целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
· контролируемость — свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;
· корректируемость — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
2.3. Требования концептуально-содержательного плана. Эти требования
подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив
развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы. Общий
замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос
«как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться
максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:
· последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;
· опыт других педагогов;
· последние достижения психолого-педагогических наук;
· современные требования к дополнительному образованию.
3..Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд
последовательных действий, которые условно можно разбить на три блока
· научно-аналитический (замысел автора),
· научно-методический (составление программы ),
3.1. В первый блок входят:
Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка
ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение
Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение
психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
Создание образа программы – формулирование темы, конструирование
учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-
Оформление программы – передача её на обсуждение в методический
(педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение
методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.
программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим)
советом и директором образовательного учреждения.
4. Алгоритм написания авторской образовательной программы
4.1. Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
· Определение вида проектируемой программы ( образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
· Установление цели, ради которой вводится новая программа.
· Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
· Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
· Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
· Определение средств, методов и форм обучения.
· Составление списка необходимой литературы.
5. Структура авторской образовательной программы
Программа должна обязательно содержать следующие структурные элементы:
· содержание изучаемого курса;
· справочный (список литературы).
5.1. Первый блок – концептуальный:
5.1.1. Пояснительная записка
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной
образовательной программы. Вот здесь необходимо выполнить второе
обязательное условие написания авторской программы – отличие её
от уже существующих образовательных программ .
5.1.2. При формулировке обоснования необходимо отразить:
· необходимости создания авторской программы
· влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом
· на развитие его способностей
· изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.
· её отличие от типовой (базисной) программы
· ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа
определения целей и задач таким образом, чтобы в них прослеживались
общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.
Принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно,
что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены
в систему образовательной деятельности.
5.1.4. Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать:
какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем
авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
В этом блоке необходимо раскрыть собственные ведущие теоретические идеи,
на которых базируется данная программа.
5.2.1. В учебно-тематическом плане педагог должен отразить:
· те новшества, которые он предусматривает в ходе деятельности образовательного процесса,
· собственную технологию изучения программы.
5.3.1. В разделе «Содержание программы» педагог должен:
· раскрыть содержание тем и разделов с использованием
· собственного представления современных инновационных технологий
· своего педагогического опыта
· указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
· остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,
· изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.
предоставляет педагогу возможность передать «дух» его педагогического
творчества, воплотить собственные «изюминки» в конкретную картинку
5.4.1. Методическое обеспечение включает описание:
· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу авторской образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.
5.4.2. Контрольно-методический блок содержит:
· прогнозируемый результат реализации программы
· формы и методы диагностики
5.4.3. Методика выявления и диагностика необходима при составлении
программ для того, чтобы определить
· определить степень её значимости
5.4.4. Чтобы определить результат, нужно знать:
· с чем пришли дети (стартовый контроль)
· что получили на выходе (итоговый контроль)
5.4.5. Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки
обученности детей (собеседование, реферат, участие в конкурсах,
выставках, открытое занятие и т. д.) представить свою систему оценки.
5.5. Пятый блок – справочный, содержит сведения о литературе, использованной
автором при составлении своей программы. Причём необходимо представить
триа списка литературы:
· используемый педагогом для работы
· рекомендованный для чтения детям
· рекомендованный для чтения родителям.
Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы
(монографии, пособия, статьи и т. д.).
Конспекты занятий, дипломы, грамоты, фотографии и др. материалы входят
в раздел «Приложение».
Любая (в т. ч. авторская) образовательная программа – это официальный
документ, который должен быть оформлен определённым образом.
6. Требования к оформлению программ:
Программа должна быть выполнена на листе формата А-4. При оформлении следует
придерживаться следующих правил: текст печатается через 1 интервал,
верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см,
шрифт (Times New Roman, размер 14).
Титульный лист оформляется по единому образцу
Рецензия должна содержать:
· наименование темы методической разработки;
· упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;
· краткий перечень основных вопросов, изложенных в метод разработке;
· обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности;
· перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков,
· оценка реальной значимости метод разработки;
· вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном
· процессе для преподавателей или студентов;
· должность и место работы рецензента, его подпись.
Рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов,
организаций и образователных учреждений соответствующего профиля.
8. Оформление титульного листа программы:
УТВЕРЖДАЮ:
(директор) ________________
(подпись)_________________
(дата)___________________г.
_________________________________________
_________________________________________
(название)
________________________программа (год написания)
(с указанием возраста обучающихся и сроком раелизации)
Согласовано
Методист
_______________
(ФИО)
Рассмотрено на заседании _____________________________________ _____________________________________
Председатель ________________________
Разработал реподаватель_______________
_____________________________________
Ф. И.О.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Смотреть что такое «АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА» в других словарях:
Авторская программа — документ, в котором определен и представлен авторский вариант того или иного круга знаний, видение усвоения этого знания. Авторские школы передового педагогического опыта (педагогические мастерские, педагогические практикумы) форма общения… … Исследовательская деятельность. Словарь
Авторская программа Сергея Доренко — Жанр информационно аналитическая программа Автор(ы) Сергей Доренко Производство ОАО «Общественное российское телевидение» (1999 2000) Ведущий(е) Сергей Доренко Страна прои … Википедия
Намедни (программа) — Запрос «Намедни» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Намедни Заставка программы (2002 2004) Жанр информационная программа неполи … Википедия
Итоги (программа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Итоги. Итоги … Википедия
Постскриптум (программа) — Постскриптум Жанр Аналитическая телепрограмма Производство ТВ Центр Страна производства … Википедия
Плавленый сырок (программа) — Сюда перенаправляется запрос Плавленый сырок (программа). На тему «Плавленый сырок (программа)» нужна отдельная статья. Сюда перенаправляется запрос Бесплатный сыр (телепрограмма). На тему «Бесплатный сыр (телепрограмма)» … Википедия
Радио Спорт — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Список программ Первого канала — Перечень программ, выходивших или выходящих на Первом канале российского телевидения. Содержание 1 О телеканале 2 Информационные 3 Утренние каналы … Википедия
Программы Первого канала — Перечень программ, выходивших или выходящих на Первом канале российского телевидения. Содержание 1 О телеканале 2 Общественно политические 3 Утренни … Википедия
Авторская программа – это учебно-воспитательный процесс, который спроектирован педагогом на базе своей методической системы. Она предназначается для внесения инноваций в образование и получение повышенных результатов.
Авторская программа — это результат длительной интеллектуальной деятельности педагога, демонстрация его постоянного самообучения и саморазвития. В настоящее время к представителям этой профессии предъявляются серьезные требования. В частности, одним из них является разработка собственных методических курсов, факультативов, публикация результатов деятельности в педагогической прессе.
Принцип построения
Педагог отражает системность подобранных средств для обновления содержания образования. Также отмечается инновационность воспитательных и образовательных задач, направленность на преобразование образовательного пространства.
Авторские программы педагогов должны опираться на функционирующие методические разработки и программы, заинтересовывать не только учеников, но и коллег разработчика.
Структура программы
Вам будет интересно: «Злободневный» — это о текущей повестке
Существуют определенные требования, которым должна отвечать любая разработка. Авторская рабочая программа имеет гармоничную структуру:
Важные моменты
Что должна включать пояснительная записка? Примерная авторская программа предполагает раскрытие значимости рассматриваемой программы, указание цели и задач, выделение новизны, значимости разработки. Автор отмечает методы и формы организационной работы.
В содержании программы предполагается раскрытие каждой темы, прослеживается соответствие с учебным планом, отмечается то время, что отводится на изучение каждого вопроса. Педагог отмечает формы проведения занятий, занятость детей.
Есть определенные требования и к предварительным результатам. Важно указывать требования к уровню знаний, умений, навыков (ЗУН), которыми должны овладеть ученики, к средствам контроля, к оценке.
Вам будет интересно: Классификация Гиппократа: типы и описание, подробная характеристика
Содержание
Авторские образовательные программы начинаются с детального изучения аналогичных работ, созданных другими авторами, выделением в них положительных и отрицательных моментов. При составлении важно осознавать концепцию, основные идеи, логику программы, опираться на личный опыт, индивидуальные особенности и условия работы, на запросы родителей и школьников, отношения между педагогом и его воспитанниками.
Авторские образовательные программы должны быть краткими, реалистичными, оригинальными.
Обязательным элементом является постановка цели, которая конкретизируется в задачах и методах их решения. Также автором отмечается прогнозируемый результат, перечисляются критерии его оценки.
Основные требования
Авторская рабочая программа строится на принципе личностно-ориентированного обучения, предусматривает разные формы творческой деятельности детей:
Автор закладывает оптимальное сочетание совместной и индивидуальной деятельности детей и подростков. Программы строятся с обязательным учетом возрастных особенностей каждого ученика, предусматривают возможность использования индивидуального подхода к ребенку. Авторские программы обучения должны учитывать физиологические особенности детей, содержать описание развивающей среды, перечень используемого оборудования и материалов.
Структурные элементы
На титульном листе необходимо указать полное название образовательной организации, в которой работает автор.
Также должны быть сведения о том, когда и кто утвердил представляемую авторскую программу. Далее идет название курса, указывается возраст, на который он предназначен. Затем пишут Ф. И. О одного автора либо творческого коллектива, которым создан материал, отмечают населенный пункт, а также год разработки.
В пояснительной записке необходимо отметить вид учебного заведения (лицей, школа, гимназия), а также его тип (специальное, общеобразовательное), отметить класс. Так как на основе авторской программы будут работать другие педагоги, важно обосновать ее значимость, новизну, актуальность.
Вам будет интересно: История валенок: происхождение и возникновение
Далее автор выделяет цель, задачи курса, сроки его реализации. По требованиям, предъявляемым к содержанию авторской разработки, необходимо указать методы, формы обучения, а также график проведения занятий. Автор перечисляет предполагаемые результаты, представляет систему оценки достижений школьников, выделяет инструментарий для оценочных действий.
В учебно-тематическом плане перечисляются темы или разделы, а также логика их рассмотрения. Уделяется внимание количеству часов, которое отводится на каждую тему, перечисляются формы и вид занятий. Согласно требованиям ФГОС в авторском курсе должен быть указан образовательный продукт (те материалы, что будут созданы ребятами в рамках проектной и исследовательской деятельности, экспериментов).
В содержательной части перечисляются темы, предлагается их краткое описание. Внимание уделяется теоретической и практической части предлагаемой программы. Материал должен подбираться с учетом физиологических особенностей обучающихся.
Информационное обеспечение предполагает указание литературы, используемой для составления программы, образовательных дисков, прилагаемых к курсу.
В качестве приложений можно рассматривать списки тем исследований (рефератов), примеры проектов, методические рекомендации.
Первый блок
Авторские программы образования предполагают указание причин введения предмета (курса, факультатива) посредством следующих маркеров:
Также в первом блоке необходимо отметить особенности материала программы, вооружившись следующими шаблонами:
При указании роли и места курса (факультатива, предмета) в образовательной деятельности можно использовать следующие маркеры:
Отдельное внимание необходимо уделить адресату, вооружившись некоторыми шаблонами:
После модернизации отечественной образовательной системы обязательным элементом первого блока авторской программы стало указание ее соответствия требованиям Государственного федерального стандарта. Для такой записи можно вооружиться следующими маркерами:
При выделении требований к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, предъявляемых после освоения авторской программы, подойдут следующие шаблоны:
Требования к ЗУН обучающихся
Данный раздел является важным компонентом авторского курса (программы, электива). В зависимости от основного предназначении создаваемого курса автор отмечает индивидуальные требования к знаниям, навыкам, умениям школьников, которыми они должны овладеть после его завершения. Особое внимание необходимо уделить целевой установке программы.
Для этого подойдут следующие элементы:
Помимо постановки цели, важно отметить основные задачи, которые будет решать предлагаемая авторская методика (курс, факультатив, электив). Для правильного оформления задач можно воспользоваться следующими вариантами:
Что важно знать
Публикацией таких материалов занимается издательство «Просвещение». Авторские программы должны иметь четкую структуру – несколько блоков, соединенных между собой по смыслу и содержанию. Автор отмечает название каждого раздела, поясняет те инструменты (методические приемы, формы работы), благодаря которым можно достичь желаемого результата.
Отмечая формы учебного процесса, педагог выделяет: традиционные уроки, лекционные занятия, экскурсии, семинары, диспуты.
Как отметить в авторском курсе сочетание самостоятельной и коллективной работы школьников? К примеру, можно указать, что отличительной особенностью предлагаемого авторского курса является акцент на самостоятельную деятельность школьников. Также в качестве уникальности предлагаемого материала можно рассмотреть вовлечение обучающихся в проектную деятельность.
Итоговый контроль
Данный вопрос обязательно должен быть отмечен в любой авторской программе. К примеру, можно написать, что завершающим элементом станет проведение зачетной работы. Если предполагается контроль знаний в каждом полугодии (четверти), это также отмечается в содержании авторского курса.
Подведем итоги
Наличие собственной методики (программы или курса) является показателем профессионализма педагога. Собственная программа, оформленная согласно требованиям федерального образовательного стандарта, является основанием не только для присвоения учителю высшей квалификационной категории, но и выдвижением его кандидатуры на награждение его отраслевой (ведомственной) наградой.