бухгалтерский учет для программистов
Основы бухгалтерского учета для программиста 1С
Активы и пассивы
Бухгалтерский учет — это учет хозяйственной деятельности предприятия в денежном выражении.
Методы для ведения бухгалтерского учета:
Активы — это то что принадлежит предприятию, его имущество: основные средства, товары, задолженность покупателей, деньги в кассе и т.п.
Пассивы — это источники формирования имущества предприятия: уставный капитал, задолженность перед поставщиками, кредиты и займы и т.п.
Активы всегда равны пассивам. Активы и пассивы формируют баланс. Сумму активов и сумму пассивов (которые равны между собой) называют валютой баланса.
АКТИВ | ПАССИВ | ||
---|---|---|---|
Внеоборотные активы | Капитал и резервы | ||
Основные средства | 100000 | Уставный капитал | 10000 |
Оборотные активы | Краткосрочные обязательства | ||
Товары | 50000 | Кредиторская задолженность | 150000 |
Денежные средства | 60000 | Расчеты с персоналом | 50000 |
БАЛАНС | 210000 | БАЛАНС | 210000 |
Бухгалтерские счета
Бухгалтерский счет объединяет однотипные хозяйственные операции. Например, счет 50 Касса. Все операции по увеличению или уменьшению денег в кассе будут сгруппированы на одном счете.
План счетов — это просто объединение всех бухгалтерских счетов в один список.
Пример плана счетов:
Код счета | Наименование счета |
---|---|
10 | Материалы |
41 | Товары |
50 | Касса |
60 | Расчеты с поставщиками |
62 | Расчеты с покупателями |
Дебет — это доход предприятия, актив баланса.
Кредит — это расход предприятия, пассив баланса.
Бухгалтерская отчетность обычно составляется или на определенную дату или за период. Поэтому у счета может быть сальдо на начало периода, оборот по дебету, оборот по кредиту и сальдо на конец периода. Сальдо — это остаток.
Бухгалтерские счета можно поделить на 3 вида:
Активные счета отражаются в активе баланса. Пассивные счета в пассиве. Активно-пассивные счета могут отражаться как в активе, так и в пассиве, зависит от остатка на счете. Если остаток дебетовый, то в активе. Если остаток кредитовый, то в пассиве. Пример такого счета — Расчеты с подотчетными лицами. Если мы выдали сотруднику денежные средства на покупку товаров, то теперь он нам должен, следовательно это актив. Если по какой-то причине он вернул больше чем взял, то теперь мы ему должны. Это пассив.
У активных счетов сальдо всегда дебетовое. Если оборот по кредиту был больше оборота по дебету + начальное сальдо по дебету, то сальдо будет отрицательным. Сальдо на конец периода считается как Сальдо на начало периода + оборот по дебету — оборот по кредиту.
Пример активного счета:
Активный счет | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Сальдо начальное | 100 | |
Оборот | +200 | -150 |
Сальдо конечное | 150 |
Пример пассивного счета:
Пассивный счет | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Сальдо начальное | 100 | |
Оборот | -200 | +150 |
Сальдо конечное | 50 |
У активно-пассивных счетов Дебетовое сальдо на конец периода считается как Дебетовое сальдо на начало периода + оборот по дебету — оборот по кредиту. Кредитовое сальдо на конец периода считается как Кредитовое сальдо на начало периода + оборот по кредиту — оборот по дебету. Остаток будет или по дебету или по кредиту.
Пример активно-пассивного счета:
Активно-пассивный счет | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Сальдо начальное | 50 | |
Оборот по дебету | +200 | |
Сальдо конечное | 50 |
Также счета можно поделить на балансовые и забалансовые. На балансовых счетах учитывается имущество организации. На забалансовых — то что не принадлежит организации, например арендованные основные средства.
Проводки
Любая операция в бухгалтерском учете затрагивает сразу два счета: один по дебету, второй по кредиту. Такая операция называется проводкой или корреспонденцией счетов. Благодаря этому соблюдается баланс, а также всегда есть возможность проанализировать обороты между счетами.
Дебет | Кредит | Сумма | Комментарий |
---|---|---|---|
41 | 60 | 2000 | Купили товар у поставщика на 2000 руб. |
60 | 50 | 2000 | Оплатили поставщику из кассы |
Счета учета первого порядка называются синтетическими. Например счет 10 Материалы. Также у счета могут быть субсчета:
Помимо двух счетов и суммы, в проводке может присутствовать аналитика. Аналитика позволяет получить более детальный учет на бухгалтерском счете. Например, на счете товаров это могут быть сами товары. На счете задолженности поставщикам — поставщики.
Дебет | Аналитика по дебету | Кредит | Аналитика по кредиту | Сумма | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
41 | Шкаф | 60 | ИП Иванов | 2000 | Купили шкаф у поставщика ИП Иванов на 2000 руб. |
60 | ИП Иванов | 50 | Основная касса | 2000 | Оплатили ИП Иванову из основной кассы |
На некоторых бухгалтерских счетах помимо суммового учета можно вести количественный учет. Например, на счете Товары.
Дебет | Аналитика по дебету | Кредит | Аналитика по кредиту | Сумма | Количество | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
41 | Шкаф | 60 | ИП Иванов | 2000 | 2 | Купили 2 шкафа у поставщика ИП Иванов на 2000 руб. |
60 | ИП Иванов | 50 | Основная касса | 2000 | Оплатили ИП Иванову из основной кассы |
Оборотно-сальдовая ведомость
Это отчет, в котором можно увидеть остатки и движения по бухгалтерским счетам за определенный период.
Пример оборотно-сальдовой ведомости:
Пример отражения проводок
Например, мы открыли свою фирму. Для ведения бухгалтерского учета был разработан рабочий план счетов:
АКТИВ | ПАССИВ | ||
---|---|---|---|
Основные средства | 50000 | Капитал | 80000 |
Товары | 10000 | Прибыль | 5000 |
Денежные средства | 32500 | Кредиторская задолженность | 15000 |
Дебиторская задолженность | 7500 | ||
БАЛАНС | 100000 | БАЛАНС | 100000 |
Заключение
Если совсем коротко, то нужно запомнить 3 пункта:
Бухучет для программистов 1С
Платформа: 1C: Предприятие 8.2
Конфигурация: 1С:Бухгалтерия 8
Рано или поздно почти каждый начинающий программист 1С испытывает нехватку знания базовых принципов ведения бухгалтерского учета. Готовясь к «Специалисту по платформе 8.2» я и сам испытал это при решении бухгалтерских задач.
Просмотрев различные форумы по решению бух. задач в 1С, книги по 1С: Бухгалтерии и перечитав добрый десяток статей для бухгалтеров-новичков, я постарался систематизировать полученные знания, надеюсь, Вам понравится. Выражаю благодарность авторам с проекта infostart.ru за конструктивные замечания и поддержку. Особая благодарность Шилкину Николаю!
Откуда взялся бухучет?
Представьте себе большую сумку, где в одном кармане в одной куче у вас лежит телефон, расческа, документы, ключи, блокнот, ручки, и т.п. Вы едете за рулем автомобиля, и вдруг из сумки доносится звонок. Вы начинаете судорожно копаться в этой куче одной рукой. Телефон уже замолчал, и вы его так и не нашли. Звонок упущен, продажа не произошла, встреча сорвалась и т.п. последствия. Так вот, с ростом конкуренции пришлось более рационально относится к таким звонкам, и быстрее реагировать на события, т.е. в любом месте с закрытыми глазами вы должны знать, где у вас лежит телефон, где расческа, документы, ключи и другие вещи.
То есть организация учета должна обеспечивать построение такой системы, которая позволит давать четкие ответы, где что находится в организации и в каких суммах. Организация бухгалтерского учета потребовалась, когда люди стали складывать свои капиталы, давать имущество друг другу на время, одалживать деньги в банках, продавать товары в долг своим покупателям.
Литературный период развития учета начинается в 1494 г. с работы Луки Пачоли «Сумма арифметики и геометрии, учение о пропорциях, отношениях». Один из разделов этой работы – трактат «О счетах и записях» – представлял собой первое из известных к настоящему времени учебных пособий для изучения бухгалтерии с использованием двойной записи.
Двойная бухгалтерия и двойная запись
А вот двойная запись — это способ ведения бухучёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, по крайней мере, на двух счетах, обеспечивая общий баланс. По Дт одного счета и по Кт другого счета.
Как понять Баланс? Отличие активов от пассивов
В левой (верхней) части отражаются активы (средства) предприятия: деньги в кассе и на расчетном счете банка, товарно-материальные запасы, долги «кого-то» нашему предприятию. Все это имущество предприятия, т.е. активы.
В правой (нижней) части отражаются источники средств предприятия (либо откуда предприятие их получило, либо кому должно).
Следует знать, что заполнение, форма, сроки сдачи и места сдачи бух. баланса регламентированы законами/приказами.
Средства не могут взяться из «ниоткуда» и исчезнуть в «никуда» (по правилу двойной записи), поэтому раз у нас есть какое-то имущество, должны быть и обязательства (пассивы). Часть средств нам дали собственники бизнеса, и мы учитываем долг предприятия перед ними на счете «Уставный капитал». Другую часть средств мы получили в банке или взяли товары в долг у поставщика.
Сумма имущества должна быть равна сумме обязательств, другими словами сумма активов должна быть равна сумме пассивов и капитала.
Все, что мы имеем в активе организации, было кем-то предоставлено ранее. Т.е. в пассиве мы собираем информацию о тех людях и организациях, которые сформировали активы нашей организации.
Виды счетов. Взаимосвязь Активных счетов с Активом баланса
Счета учета обязательств называют «Пассивными» и остатки по ним отражают в пассиве баланса.
Сальдо на начало и на конец периода
Поскольку почти все бухгалтерские отчеты строятся за определенный промежуток (период) (который имеет дату начала и дату окончания), существуют понятия «Сальдо на начало» и «Сальдо на конец». Если мы строим отчет с 01 по 31 августа, 1С выведет сальдо на начало – на 01 августа 00 часов 00 минут, а сальдо на конец – на 31 августа 23 часа 59 минут.
Обороты по счету
Итоговым оборотом, называется общая сумма оприходованного (израсходованного) за период.
Как в управленческом учете, обороты делятся на «пришло за период» и «ушло за период», в бухгалтерском учете также существуют обороты по Дебету (для активных счетов показывают сумму поступлений, а для пассивных – сумму погашенной задолженности) и обороты по Кредиту (для активных счетов показывают сумму списанных средств, а для пассивных – сумму увеличенной задолженности).
Особые «активно-пассивные» счета
Еще один пример, поставщик доставил нам товар на сумму 100 руб. На счете 60 «Поставщики» отразится долг перед ним по кредиту. В конкретно этот момент времени счет 60 «Поставщики» является пассивным, на нем отражен долг перед поставщиками.
Контрольное правило: на активном счете никогда не может быть остатка по кредиту, на пассивном счете никогда не может быть остатка по дебету, а на активно-пассивном счете может быть и дебетовый и кредитовый остаток одновременно. Поэтому активно-пассивные счета в конкретный момент времени могут отражаться и в активе баланса (если у счета есть дебетовый остаток, т.е нам кто-то должен) и в пассиве баланса (если у счета есть кредитовый остаток, т.е мы кому-то должны).
Первичные документы
Отражение операций на счетах
Открытие счета
Закрытие счета. Закрытие месяца
В 1С: Бухгалтерии процедуру закрытия месяца запускают через меню «Операции – Закрытие месяца».
Отличие операции от проводки
Все записи по всем счетам (проводки), которые будут сделаны на основании одного первичного документа, называются операцией.
Корреспонденция счетов
При вводе такой проводки проверяется равенство суммы всех дебетовых всем кредитовым записям одной операции. Таким образом не нарушается правило двойной записи.
Обратная сторона медали этой системы в том, что теряется возможность анализа оборотов между счетами: мы не сможем узнать на какую сумму было получено товаров (именно товаров, а не материалов, основных средств и т.д.) от поставщиков (именно поставщиков, а не прочих дебиторов-кредиторов или сотрудников). Остается лишь возможность анализа остатков и оборотов по отдельно взятому счету.
1С: Предприятие позволяет реализовать обе схемы учета.
Счета, которые не отражаются в Балансе
– при схеме учета с корреспонденцией (Российская система): не требуется указывать корреспондирующий счет.
– при схеме учета без корреспонденции (Западная система): не требуется формировать еще одну зависимую запись с противоположным типом движения.
Счета и субсчета
Счета имеют целочисленные номера: 01, 02, 03, 04 и т.д.
Субсчета имеют дробные номера: 01.01, 01.02, 01.03 и т.д.
Разделение может быть и иным, например, дефис (как в минфиновской Инструкции по применению плана счетов) или вообще пустым (как это часто встречается на Западе).
Остаток счета равен сумме остатков всех принадлежащих ему субсчетов. То же касается и оборотов.
Нюанс: в активно-пассивных счетах агрегация данных осуществляется независимо: отдельно по дебетовым и отдельно по кредитовым остаткам.
Синтетический и аналитический учет. В чем разница?
Аналитический учет – это учет с дополнительной аналитикой (в 1С по Субконто).
У каждой проводки может быть указаны несколько субконто (в типовой 1С:Бухгалтерии – до трех).
Вид субконто – это тип элемента, например «Номенклатура», «Контрагент» и т.д.
Виды субконто хранятся в плане видов характеристик (этот объект чем-то похож на справочник, основное отличие которого в том, что программист отдельно указывает возможные типы хранимых значений для каждого элемента ПВХ. Рекомендую почитать подробнее).
В отличие от субсчетов, учет на которых также детализирует счет в целом, учет на аналитических счетах (видах субконто) может вестись параллельно по нескольким аналитическим срезам (например, товары и склады: один и тот же товар может лежать на разных складах и, наоборот, на одном складе могут лежать товары разных видов).
Свернутое и развернутое сальдо
Так вот, за месяц кто-то отчитался по полученным деньгам (Дт Расходы, Кт Расчеты с подотчетными лицами), кому-то выдали денег (Дт Расчеты с подотчетными лицами, Кт Касса), кто-то не отчитывался и оставался должен предприятию.
Пришла пора формировать баланс за месяц. Как известно, в балансе отображается обобщенная информация, и поэтому мы должны решить – в актив или пассив записать сальдо нашего счета «Расчеты с подотчетными лицами»?
Посмотрите на таблицу, что будет, если мы свернем наше сальдо.
Впервые взглянув на активно-пассивный счет с нулевыми остатками можно подумать «Ну и что тут особенного?». А представьте, Иванов взял 100 рублей из кассы и, не отчитавшись за них, благополучно уволился. Что будет с остатками по дебету? 100 рублей «зависнут» навсегда. Похожая ситуация часто встречается на предприятиях, когда несколько предприятий должны нам 100 тыс. рублей, и мы одновременно должны кому-то 100 тыс. рублей. Если свернуть сальдо – получится что никто никому ничего не должен, что естественно неверно.
Поэтому сальдо по счетам расчетов, к которым относится счет «Расчеты с подотчетными лицами» никогда не показываются в балансе свернуто, это является нарушением ПБУ 4/99 и ПВБУБО (РСБУ) и IAS1 (МСФО).
Развернутое сальдо покажет нам остаток, как по дебету, так и по кредиту по конкретным сотрудникам (в 1С – для каждого субконто счета).
Но по другим счетам сворачивать остатки разрешается. Чтобы это выяснить, нужно определить – какие остатки перевешивают (кто должен больше – мы или нам?). Делается это простым подсчетом суммы начального сальдо и оборотов (отдельно по дебету и отдельно по кредиту). Затем из большего вычитаем меньшее и получаем сумму которую нужно записать в дебет. Если в Дебете было 11, а в кредите 9, значит у нас еще остались должники на 2 рубля, таким образом свернутое сальдо у нас будет дебетовым.
Количественный учет
Количественный учет обеспечивается с помощью добавления в регистр бухгалтерии ресурса «Количество» с признаком учета «Количественный».
Многовалютный учет
Многовалютный учет обеспечивается с помощью добавления в регистр бухгалтерии измерения «Валюта» со снятым флажком «Балансовый» (контролировать баланс по разным валютам – невозможно, т.к. курс меняется ежедневно).
Сами курсы валют хранят обычно в регистре сведений, откуда через виртуальную таблицу «СрезПоследних» получают актуальную валюту на момент проводки.
Что такое кратность? Если 56 рублей можно обменять на 1000 «Турецких лир», то кратность = 56.
Трехвалютный учет
Кросс-курс – это разность между курсом валюты сделки и курсом валюты учета.
Например, заключили сделку на 1000 евро. Валюта учета – доллар. Значит кросс-курс = 42/30.
Несколько Балансов, или учет по предприятиям холдинга
Директор и владелец – разные понятия
Например, Петров вложил в бизнес 100 рублей. В данном случае директор и владелец одно лицо – Петров. Петров (как владелец) дал деньги в оборот Петрову (как директору). Бухгалтерский учет «смотрит» на все это со стороны директора, и видит, что директор имеет в своем распоряжении 100 рублей в кассе и должен теперь владельцу 100 рублей.
Резюмируя
Буду рад любым вашим идеям по дополнению и развитию статьи, а также совместному сотрудничеству! Пишите мне на mail@buravov.pro.
С уважением, Андрей Буравов, www.buravov.ru
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Бухгалтерский учет для программистов
Увлекательная бухгалтерия для программистов: компьютерный учёт, подготовка базы
Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин
В дело вступает программист:
— Для компьютеризации вашего учёта будем использовать 1С, которая состоит из двух частей: самой программы (её ещё называют платформой) и бухгалтерской базы (папка с данными).
Устанавливаем учебную версию 1С
Для установки платформы выполните следующую инструкцию: ссылка на инструкцию.
После этого на рабочем столе появится вот такой ярлык:
Платформа 1С установлена.
Устанавливаем учебную бухгалтерию
Для установки бухгалтерской базы:
Открываем базу
Наконец, открываем нашу базу в режиме пользователя (кнопка 1С:Предприятие в списке запуска):
Нас спрашивают имя пользователя и пароль:
Пользователь: Администратор
Пароль: пустой (нет пароля)
Нажимаем кнопку «ОК».
Открывается окно бухгалтерии (нажмите, чтобы увеличить):
Это учебная бухгалтерия (редакция 3.0) ещё до введения интерфейса «такси».
Создаём организацию
В открывшемся справочнике «Организации» (он пока пуст) нажимаем кнопку «Создать» и из вывалившегося списка выбираем «Юридическое лицо»:
Систему налогообложения оставляем общую и нажимаем «Выбрать».
Откроется карточка организации, заполняем её следующим образом и нажимаем кнопку «Записать и закрыть»:
Создаём контрагентов
Теперь занесём наших покупателей и поставщиков. Для этого перейдём в раздел «Покупки и продажи» (закладка сверху) и в левой панели выберем пункт «Контрагенты» (почти в самом низу):
Этот справочник пока также пуст, нажмём кнопку «Создать», чтобы занести первого контрагента:
Аналогичным образом занесём всех остальных контрагентов:
Полный список контрагентов будет таким:
Создаём номенклатуру
Занесём в базу товар, чтобы в дальнейшем отразить его в покупках у поставщиков и продажах покупателям. Для этого зайдём в раздел «Номенклатура и склад» (закладка сверху) и в левой панели выберем пункт «Номенклатура» (почти в самом низу):
И уже в ней будем заносить наш товар (кнопка «Создать»):
Общий список номенклатуры после этого будет таким:
Создаём расчётный счёт у организации
Чтобы отражать поступление денег на расчётный счет его нужно занести в карточку организации. Для этого возвращаемся в раздел «Справочники и настройки учёта» и вновь открываем пункт «Организации» в левой панели. Открылся список организаций. Двойным щелчком открываем нашу организацию Конфетпром:
В самом низу карточки нажимаем на пункт «Создать» (рядом с надписью «Банковский счет»). Открылась карточка банковского счёта, заполним её следующим образом: