Chery M11 (2010 год). Проверка и регулировка углов установки колес
Проверка и регулировка углов установки колес необходимы для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля, а также равномерного износа шин при его эксплуатации. Проверку и регулировку углов установки колес выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации.
Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным в спецификациях, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.
Замена или ремонт деталей подвески может повлечь за собой изменение углов установки колес, поэтому проверка углов установки колес после проведения этих работ обязательна.
Углы установки передних колес:
угол продольного наклона оси поворота колеса : смотрите в спецификациях автомобиля
угол поперечного наклона оси поворота колеса : смотрите в спецификациях автомобиля
угол развала : смотрите в спецификациях автомобиля
схождение : смотрите в спецификациях автомобиля
Углы установки задних колес:
угол развала : смотрите в спецификациях автомобиля
схождение : смотрите в спецификациях автомобиля
Углы установки колес проверяйте на автомобиле с балластом массой 70 кг на каждом переднем сиденье, с заполненным наполовину топливным баком, нормальным давлением воздуха в шинах, при отсутствии чрезмерных люфтов в узлах подвески.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед проверкой углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая два-три раза усилие, направленное сверху вниз, сначала к заднему бамперу, а затем к переднему. Колеса автомобиля должны быть расположены параллельно продольной оси автомобиля.
Проверяя углы установки передних колес, сначала определите углы продольного и поперечного наклона оси поворота колес, затем угол развала колес и в последнюю очередь схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота переднего колеса образован вертикалью на виде сбоку и линией, проходящей через середину верхней опоры телескопической стойки и центр сферы шаровой опоры, закрепленной на нижнем рычаге.
Угол поперечного наклона оси поворота переднего колеса образован вертикалью на виде спереди и линией, проходящей через середину верхней опоры телескопической стойки и центр сферы шаровой опоры, закрепленной на нижнем рычаге.
Угол развала передних колес характеризуется отклонением средней плоскости вращения переднего колеса от вертикали.
Регулировка углов продольного и поперечного наклона оси поворота, а также угла развала передних колес не предусмотрена конструкцией автомобиля. При отклонении этих углов от номинальных значений замените поврежденные и деформированные детали.
Схождение передних колес представляет собой угол между плоскостью вращения переднего колеса и продольной осью автомобиля. Схождение передних колес регулируют изменением длины рулевых тяг.
Углы установки задних колес могут быть отрегулированы в процессе эксплуатации.
Угол развала задних колес характеризуется отклонением средней плоскости вращения заднего колеса от вертикали. Угол развала заднего колеса регулируют вращением регулировочных болтов крепления верхнего поперечного рычага к кронштейну кузова и к задней поперечной балке.
Схождение задних колес представляет собой угол между плоскостью вращения заднего колеса и продольной осью автомобиля. Схождение задних колес регулируют вращением регулировочного болта, находящегося с внутренней стороны рычага управления.
Угол отклонения оси от вертикали задается конструкцией автомобиля.
Эффект угла отклонения оси от вертикали
Основная функция угла отклонения оси от вертикали — поддержание движения автомобиля по прямой. Если при повороте переднего колеса угол отклонения оси от вертикали положительный — внутренняя сторона автомобиля опускается вниз, а ходовая часть соответственно поднимается вверх. Поэтому нагрузка будет увеличиваться и передаваться на поворотную цапфу. Если угол отклонения оси от вертикали двух колес одинаков, автомобиль после поворота возвращается обратно и двигается прямо вперед. Увеличение положительного угла отклонения оси от вертикали повышает устойчивость руля. Однако также будет увеличиваться сила поворота. Уменьшение положительного угла отклонения оси от вертикали уменьшает устойчивость руля. Однако сила поворота будет уменьшаться. Угол отклонения оси от вертикали не влияет на износ шины, он используется для стабилизации направления движения и обеспечения автоматического возврата к движению «прямо вперед» при повороте. Если автомобиль оборудован традиционной механической системой рулевого управления, угол отклонения оси от вертикали обычно очень мал, иногда даже стремится к отрицательной величине, что делает управление легче. Если автомобиль оборудован рулевым управлением с усилителем для обеспечения легкости при управлении, положительный угол обычно больше. Увеличение положительного угла отклонения оси от вертикали вызовет увеличение силы поворота, а также увеличение стабильности автомобиля при движении вперед.
2) Угол развала колеса
При нормальных условиях необходимо регулировать угол развала после сбора независимой подвески и поворотной цапфы колеса. Если развал колеса, по каким-либо причинам, отклоняется от допустимого предела, следует выполнить его калибровку при помощи соединительного болта независимой подвески и поворотной цапфы.
а) Перед калибровкой сначала проверьте (визуально) наличие повреждений деталей системы управления, и замените неисправные детали.
б) Если угол развала переднего колеса превышает предел отклонения, ослабьте соединительный болт 1 переднего амортизатора и поворотной цапфы, после чего для выполнения калибровки подвигайте колесо.
3) Схождение переднего колеса
Схождение должно быть проверено и отрегулировано при помощи специального стенда регулировки колес.
а) Подготовьтесь к регулировке и выравниванию в соответствии с показаниями детектора, затем зафиксируйте руль в положении «прямо вперед» при помощи имеющегося в продаже фиксатора руля (руль должен быть расположен в положении «прямо вперед» с отклонением, не превышающим ±5°). Нижний болт прижимного фланца рулевого вала должен находиться в горизонтальном положении.
б) Отвинтите контргайку поперечной рулевой тяги.
в) При помощи плоскогубцев снимите упорные кольца гибкой рубашки (2).
Примечание: Замените упорное кольцо, если оно недостаточно эластично.
г) Вращайте установочный рычажок схождения для регулировки длины до требуемой указанной величины.
д) Затяните контргайку (1), затем повторно установите упорное кольцо рубашки (2) и проверьте состояние затяжки контргайки и правильное расположение рубашки.
е) После регулировки схождения переднего колеса проверьте горизонтальное положение руля. В противном случае, ослабьте контргайку руля и отрегулируйте руль до горизонтального положения, после чего затяните контргайку руля с моментом затяжки согласно спецификации (27
4) Проверка угла поворота переднего колеса
После замены соединения рулевой тяги поворотной цапфы или регулировки схождения проверьте угол поворота. Если угол поворота переднего колеса не соответствует спецификации, проверьте и отрегулируйте длину левой и правой рулевой тяги поворотной цапфы.
После замены соединения рулевой тяги поворотной цапфы или регулировки схождения проверьте угол поворота. Если угол поворота переднего колеса не соответствует спецификации, проверьте и отрегулируйте длину левой и правой рулевой тяги поворотной цапфы.
Задние колеса
Регулировка сходимости заднего колеса Чери Тиго
Если сходимость заднего колеса не соответствует требованиям, для выполнения регулировки используйте эксцентрический компенсатор 18 или эксцентрическую регулировочную гайку 21. Ослабьте болт 17, не допуская ослабления эксцентрического компенсатора 18 и эксцентрической регулировочной гайки 21 из паза. Поверните эксцентрический компенсатор 18 и эксцентрическую регулировочную гайку 21 до тех пор, пока величина сходимости заднего колеса не будет соответствовать требованиям, после чего затяните болт 17 с требуемым моментом затяжки. (Колеса с правой и левой стороны должны быть отрегулированы одинаково.)
Регулировка угла развала заднего колеса Чери Тиго
Если угол развала заднего колеса не соответствует требованиям, для выполнения регулировки используйте эксцентрический компенсатор или эксцентрическую регулировочную гайку 4. Ослабьте болт 1, не допуская ослабления эксцентрического компенсатора и эксцентрической регулировочной гайки 4 из паза. Поверните эксцентрический компенсатор и эксцентрическую регулировочную гайку 4 до тех пор, пока величина сходимости заднего колеса не будет соответствовать требованиям, после чего затяните болт 1 с требуемым моментом затяжки. (Колеса с правой и левой стороны должны быть отрегулированы одинаково.)
Регулировка углов установки колес Chery Kimo / Chery А1
3. Регулировка углов установки колес
1.1 Регулировка схождения передних колес
1. Установить автомобиль на ровную горизонтальную поверхность.
2. Установить колеса в направлении прямолинейного движения.
3. Используя специальный инструмент, измерить величину схождения передних колес.
4. Если схождение передних колес не соответствует стандартной величине, необходимо произвести регулировку колес. Стандартная величина схождения колес: 0 – 6´.
5. Для регулировки, необходимо расшплинтовать стопорные гайки наконечников рулевых тяг. Затем проворачивая наконечник рулевой тяги по или против часовой стрелки отрегулировать схождение передних колес.
6. После регулировки, затянуть стопорные гайки наконечников рулевых тяг с моментом затяжки 35±3 Н∙м. зашплинтовать стопорные гайки.
7. После регулировки схождения передних колес, необходимо проверить правильность расположения рулевого колеса. В случае необходимости, отвернуть стопорную гайку рулевого колеса и отрегулировать его.
1.2 Регулировка поперечного угла наклона оси поворота колеса
1. Установить автомобиль передними колесами на специальные поворотные диски. Затем установить колеса в направлении прямолинейного движения.
2. Используя специальное оборудование, измерить угол наклона поперечной оси поворота колеса. Стандартная величина угла наклона: 0.87°±57´.
3. Перед началом работ по регулировке углов установки передних колес, необходимо произвести проверку элементов подвески на наличие повреждений и дефектов. При обнаружении дефектов каких-либо элементов, необходимо произвести их замену новыми.
4. Для регулировки поперечного угла наклона оси поворота, необходим отпустить верхний болт крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку и гайку крепления наконечника рулевой тяги. Затем, перемещая поворотный кулак внутрь или наружу, отрегулировать угол наклона.
5. После регулировки, произвести повторное измерение.
Примечание: Угол продольного наклона оси поворота не регулируется. Эта величина заложена конструктивно и составляет 3.4°±30´.
Геометрия колёс автомобиля представляет собой совокупность взаимозависимых углов установки всех колёс. Углы установки колёс влияют на управляемость и устойчивость автомобиля, когда он находится в движении. Правильная регулировка геометрии колёс существенно влияет на управляемость, курсовую устойчивость и равномерность износа шин.
Способ проверки геометрии передних и задних колёс зависит от типа используемого оборудования и от его изготовителя. Для правильной регулировки геометрии колёс нужно обязательно следовать инструкциям изготовителя используемого оборудования. На данном автомобиле регулировке подлежат следующие углы:
Передний мост
Задний мост
Проверку и регулировку геометрии колёс следует выполнять, когда высота автомобиля соответствует его высоте в снаряжённом состоянии. Высота в снаряжённом состоянии, это нормальная ездовая высота автомобиля. Высота измеряется от определённой точки автомобиля до поверхности земли или выделенного участка, при этом автомобиль должен находиться на ровной горизонтальной площадке.
Работа
Измерение высоты автомобиля в снаряжённом состоянии
Проверка и регулировка геометрии колёс выполняется, когда высота автомобиля соответствует его высоте в снаряжённом состоянии.
Примечание: Перед непосредственным измерением высоты нужно несколько раз качнуть переднюю и заднюю часть автомобиля, чтобы подвеска заняла своё положение. Раскачивайте автомобиль, нажимая на среднюю часть облицовки бампера, с каждым нажатием увеличивая ход подвески. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить бампер В нижней точке каждого хода отпускайте бампер. Повторите это действие несколько раз. Проделайте эту процедуру для передней и для задней подвески равное количество раз.
Проверка перед регулировкой геометрии колёс
Чтобы обеспечить правильную регулировку геометрии колёс, перед её проведением нужно проверить следующее:
1. Убедитесь, что топливный бак полностью заправлен. Если бак заправлен не полностью, то уменьшенная масса автомобиля повлияет на его высоту и на результаты регулировки.
2. В салоне и в багажном отделении должны находиться только штатные комплектующие.
3. Проверьте давление в шинах. Давление в шинах должно быть доведено до рекомендуемого значения. Все шины должны быть одного размера, находится в хорошем состоянии и иметь примерно одинаковый износ протектора.
4. Проверьте передние колёса в сборе с шинами на наличие чрезмерного радиального биения.
5. Проверьте затяжку резьбовых соединений всех компонентов подвески.
6. Проверьте все шаровые шарниры и рулевые тяги на наличие зазоров, признаков износа или повреждений.
7. Проверьте резиновые втулки подвески на износ или разрушение. Если найдены изношенные резиновые втулки, то все втулки нужно заменить перед регулировкой геометрии колёс.
8. Проверьте высоту автомобиля в снаряжённом состоянии.
Проведение регулировки геометрии колёс
1. Установите автомобиль на стенд для регулировки геометрии колёс.
2. Следуя указаниям производителя, установите на автомобиль необходимое оборудование. Для данного автомобиля рекомендуется регулировка с установкой датчиков на четыре колеса.
3. Прочитайте текущие значения углов установки колёс. Сравните полученные данные с техническими условиями на развал, схождение и угол наклона оси.
Диагностирование и проверка
Проверка автомобиля
Проверьте наличие повреждений следующих компонентов:
Износ шин
Проверьте износ протектора шин:
Таблица поиска и устранения неисправностей, связанных с геометрией колёс
Условия
Возможные причины
Способы устранения
Преждевременный износ протектора
— Неправильное давление в шинах. — Неправильная геометрия колёс.
— Доведи е давление в шинах до нужного значения. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс.
Шум от качения шины
— Неправильное давление в шинах. — Процесс истирания протектора.
— Доведите давление в шинах до нужного значения. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс.
Шум от дорожного покрытия или вибрация кузова автомобиля
— Неправильное давление в шинах. — Колесо не отбалансировано. — Деформация колеса или шины. — Процесс истирания протектора.
— Доведите давление в шинах до нужного значения. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс. — При необходимости отремонтируйте подвеску или установите новый компонент подвески.
Вибрация рулевого колеса в вертикальной плоскости
— Ослаблена гайка крепления колеса. — Колесо не отбалансировано. — Трещина в подушке опоры двигателя или износ подушки опоры. — Трещина в подушке опоры коробки передач или износ подушки опоры.
— Затяните гайку крепления колеса. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс. — При необходимости отремонтируйте подвеску или установите новый компонент подвески. — Установите новую подушку опоры двигателя или коробки передач.
Круговая вибрация рулевого колеса
— Ослаблена гайка крепления колеса. — Колесо не отбалансировано. — Недостаточное давление в шине. — Повреждение или износ подшипника ступицы породного колеса. — Неисправность рулевого управления.
— Затяните гайку крепления колеса. — Доведите давление в шинах до нужного значения. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс. — При необходимости отремонтируйте подвеску или установите новый компонент подвески.
Рулевое колесо отклоняется в одну сторону
— Неправильное давление в шинах. — Чрезмерный износ шины. — Неисправность рулевого управления. — Неисправность подвески.
— Доведите давление в шинах до нужного значения. — Проверьте рулевое управление. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс. — При необходимости отремонтируйте подвеску или установите новый компонент подвески.
— Доведите давление в шинах до нужного значения. — Проверьте рулевое управление. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс. — При необходимости отремонтируйте подвеску или установите новый компонент подвески.
Рулевое колесо поворачивается с большим усилием
— Неправильное давление в шинах. — Неисправность рулевого управления. — Неисправность подвески. — Неправильная геометрия колёс.
— Доведите давление в шинах до нужного значения. — Проверьте рулевое управление. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс. — При необходимости отремонтируйте подвеску или установите новый компонент подвески.
Рулевое колесо не возвращается в среднее положение
— Неправильное давление в шинах. — Неисправность рулевого управления. — Неисправность подвески.
— Доведите давление в шинах до нужного значения. — Проверьте рулевое управление. — Проверьте и отрегулируйте геометрию колёс. — При необходимости отремонтируйте подвеску или установите новый компонент подвески.
Геометрия передних колёс
Регулировка схождения передних колёс
Внимание: Не перекручивайте защитный чехол, вращая внутренний наконечник рулевой тяги при регулировке схождения передних колёс. Возможно, понадобится снять хомут с чехла там, где он крепится к внутреннему наконечнику рулевой тяги.
2. Захватите внутреннюю тягу и, вращая её, отрегулируйте схождение до нужной величины.
3. Следите за тем, чтобы не был перекручен защитный чехол наконечника рулевой тяги место хомут чехла, если он был снят.
4. Снимите оснастку для регулирования геометрии колёс.
5. Опустите автомобиль и качните его переднюю и заднюю часть.
Углы установки задних колёс
Регулировка развала задних колёс
1. Удерживая неподвижным эксцентриковый болт (1) нижнего рычага задней подвески ослабьте его затяжку.
2. Вращая болт в правую или в левую сторону, установите нужное значение развала задних колёс.
Регулировка схождения задних колёс
1. Удерживая неподвижным эксцентриковый болт (1) верхнего рычага задней подвески ослабьте его затяжку.
2. Вращая болт в правую или в левую сторону, установите нужное значение схождения задних колёс.
Колеса и шины
Диагностирование и проверка
Проверка автомобиля
Наружный осмотр автомобиля рекомендуется перед проведением дорожных проверок и любых иных процедур. Поднимите автомобиль на подходящем подъёмнике.
Поверьте следующее:
Вибрация шин и колёс
Дисбаланс колёс, их биение и колебание нагрузки на колёса приводят к вибрации рулевого колеса.
Примечание: Балансировочные станки должны быть откалиброваны и содержаться в соответствии с требованиями производителя.
Виды износа шин
По характеру износа протектора можно судить о причинах этого износа:
Примечание: В протекторе имеются индикаторы износа. Когда глубина рисунка протектора уменьшится до 1,6 мм, индикатор износа выйдет наружу в виде ленты. Когда индикатор износа появится в двух или более канавках протектора или появится пятнистый износ, шину нужно менять.
Проверка биения колеса
Техническое обслуживание на борту автомобиля
Описание
Для каждого автомобиля применяется свой тип шин. Они обеспечивают оптимальные ездовые характеристики в условиях нормальной эксплуатации. Ездовые характеристики и характеристики управляемости отвечают требованиям автомобиля. При должном уходе шины обеспечивают прекрасное сцепление с дорогой, сопротивление заносу, ресурс протектора и высокую надёжность.
Внимание: — Использование на автомобиле шин, не соответствующих скоростным характеристикам, может привести к внезапному отказу шины. — Чтобы использовать скоростные возможности автомобиля, на нём должны использоваться шины, имеющие такой же или более высокий индекс скорости в сравнении с оригинальными шинами. Если установить шины с более низким индексом скорости, то будет нарушена управляемость автомобиля, а скоростные характеристики автомобиля будут ограничены разрешённой скоростью для этого типа шин. Чтобы избежать дорожных происшествий с тяжёлыми последствиями, проконсультируйтесь с представителями изготовителя шин по поводу максимального индекса скорости.
Процедура замены
Соблюдайте следующие рекомендации при замене шин:
Процедура ремонта
Соблюдайте следующие рекомендации при ремонте шин:
Колесо в сборе
Описание
Установленные оригинальные колёса рассчитаны на работу до определённых максимальных нагрузок на автомобиль.
Проверьте колеса на наличие следующих дефектов:
Примечание: Не пытайтесь ремонтировать колесо правкой, нагревом или сваркой.
Примечание: Колесо крепится специально предназначенными для этого гайками. Не используйте подменный крепёж иной конструкции или более низкого качества.
Снятие и установка
1. Поднимите автомобиль и поставьте под ним гидравлическую стойку.
2. Если гайки крепления колеса закрыты декоративным колпаком, то колпак нужно снимать при помощи подходящего инструмента, используя выемку между колесом и кромкой колпака.
Примечание: Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить отделку колеса.
4. Установка производится в порядке обратном снятию.
Балансировка колеса
Описание
При необходимости выполните балансировку колеса, следуя указаниям изготовителя балансировочного оборудования.
Примечание: — Балансировочные станки должны быть откалиброваны и содержаться в соответствии с требованиями производителя. — Балансировочные грузики должны точно подходить к ободу колеса.
Процедура балансировки колеса
1. Поднимите автомобиль и поставьте под ним гидравлическую стойку.
2. Отверните гайки крепления колеса и снимите колесо в сборе с шиной.
3. Выполните проверку дисбаланса колеса.
Примечание: Если по результатам проверки требуется установка грузика массой не более 5 г, то колесо считается отвечающим техническим условиям.
4. Устанавливайте грузики на внутренний (2) и наружный (1) обод, пока дисбаланс не будет уменьшен до допустимого значения.
Примечание: На каждую сторону колеса можно устанавливать не более одного грузика с массой не более 40 г.
Внимание: Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить грузики при установке колеса.
Перестановка шин
Описание
Шины на передних и задних колёсах работают при разных нагрузках и выполняют разные задачи при езде, управлении и торможении. По этой причине шины изнашиваются с разной скоростью и имеют различный характер износа. Последствия работы шин в разных условиях можно смягчить их регулярной перестановкой.
Перестановка шин позволяет:
Шины с ненаправленным рисунком.
Примечание: Рекомендуется показанная на рисунке схема перестановки. Существуют иные схемы перестановки, но они позволяют полностью реализовать ресурс шины.
Примечание: Если автомобиль оснащён компактным или временным запасным колесом, то можно применять только схему перестановки для четырёх колёс.
1. Поднимите автомобиль и поставьте под ним гидравлическую стойку.
2. Отверните гайки крепления колеса и снимите колесо в сборе с шиной.
3. Переставьте шины на нужные места.
Внимание: Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить грузики при установке колеса.
Шины с направленным рисунком
На некоторых автомобилях могут быть установлены скоростные шины с направленным рисунком протектора. Эти шины предназначены для улучшения тягово-сцепных качеств на дороге с влажным покрытием. Чтобы полностью использовать преимущества такой конструкции, шины нужно устанавливать, сохраняя заданное направление вращения. Направление вращения указано стрелкой на боковине шины. При установке шины нужно быть внимательным, чтобы сохранить правильное направление вращения шины.
1. Отверните гайки крепления колеса и снимите колесо в сборе с шиной.
2. Переставьте шины на нужные места.
Внимание: Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить грузики при установке колеса.