черный цвет для печати cmyk параметры
Подготовка макета: черный цвет
На экране компьютера существует только один способ получения чистого черного цвета. Если точка монитора не светится — она черная. При офсетной печати черный цвет можно получить разными способами. Необходимо решить какой способ лучше для получения желаемого результата.
Самый простой способ — это чистый черный цвет состоящий на 100% из черной краски. Этот цвет идеален для областей менее 25 кв.мм., таких как логотипы или текст. Однако на больших площадях он может выглядеть сероватым и неравномерным. Это происходит от того, что в печатной машине ролики должны раскатать краску по большой поверхности, что сложно сделать равномерно.
Качество чистого черного цвета можно попытаться улучшить непосредственно при печати. Для этого можно использовать специальную офсетную краску, дающую «глубокий» черный цвет, либо просто отпечатать работу в два прогона, наложив два слоя черной краски и тем самым усилив цвет.
Недостатки этих мер очевидны. Во-первых, так как черный цвет присутствует не только в плашках но и в других элементах макета, его усиление может привести к цветовым искажениям или потере четкости на мелких элементах. Во-вторых, дополнительные работы, выполненные типографией, отразятся на цене печати, естественно, в сторону её увеличения.
При подготовке макета для полноцветной печати вы имеете возможность увеличить качество черного цвета путем добавления дополнительных составляющих к чистому черному. Существует много разных комбинаций, которые можно использовать:
насыщенный черный | C40-M0-Y0-K100 | |
холодный черный | C60-M0-Y0-K100 | |
теплый черный | C0-M60-Y30-K100 | |
черный — версия Photoshop | C75-M68-Y67-K90 |
Приведенные в таблице изображения черного, конечно, дают слабое представление о реальном результате.
На площадях свыше 25 кв.мм. мы рекомендуем использовать насыщенный черный, который состоит из 100% черного и 40% голубого. Такая комбинация дает ровный насыщенный отпечаток, так как второй цвет выравнивает и дополняет чистый черный цвет. Но никогда не используйте насыщенный цвет для текста, потому что даже небольшое отклонение в совмещении цветов будет заметно.
Теоретически можно использовать все четыре составляющие CMYK «на все 100». То есть выставить цвет C100-M100-Y100-B100. Однако, напечатать такое сочетание практически невозможно, так как краска при печати ляжет слишком толстым слоем, который не сможет высохнуть. Отпечаток будет мазаться и перетискиваться с листа на лист. Подробнее об этом читайте в статье о насыщенности цвета.
Оптимальный насыщенный черный цвет — это все же C40-M0-Y0-B100. Выглядит красиво и печатается без проблем. Пытаясь улучшить качество черного и завысив процент дополнительных красок можно получить обратный результат. А черный текст, покрашенный в 4-е цвета, практически невозможно напечатать, он все равно будет выглядеть размытым и неаккуратным.
Черный цвет в печати в CMYK
Автор: Ariel Garaza Díaz
Черный цвет играет основную роль в печати CMYK. CMYK является аббревиатурой цветов красок для печати. Первые три буквы названы по первой букве цвета: Cyan (голубой), Magenta (пурпурный) и Yellow (желтый), а для последней буквы аббревиатуры, обозначающей черный цвет (Black), используется последняя буква слова. Делается это, во-первых, во избежание путаницы с синим цветом (Blue), а во-вторых, по той причине, что черный также называют ключевым цветом (Key color), поскольку именно черный наиболее важен в печати CMYK. Большинство типографий печатает черный цвет первым (K-C-M-Y). Многие специалисты утверждают, что если при печати качество черного цвета удовлетворительное, то и печать всего материала будет качественной, но если с черным цветом возникли проблемы, то исправить ситуацию будет практически невозможно.
Кроме того, черный цвет является наиболее сложным для печати, поэтому навыки работы с ним так важны.
Черный цвет: RGB и CMYK
Как вы, наверное, знаете, монитор вашего компьютера, а также веб-страницы используют другой цветовой режим — RGB. Эта аббревиатура составлена по первым буквам цветов видимого спектра: Red (красный), Green (зеленый) и Blue (синий). В этой цветовой модели черный цвет имеет значение «темный» или «без света», поскольку он представлен нулевым значением для всех трех цветов: R:0; G:0; B:0. Само собой разумеется, что черный цвет отображается на мониторе как наиболее темный.
Однако черный цвет в CMYK представляет совершенно другую концепцию: цвета создаются посредством смешения типографских красок. Эта цветовая модель является субтрактивной. Субтрактивная схема формирования цвета подразумевает наложение цветов, при котором конечный цвет становится темнее и стремится к черному. В силу того обстоятельства, что сформировать чистый черный цвет, используя только голубой, пурпурный и желтый, практически невозможно, в CMYK черный добавляется к другим трем цветам. RGB, напротив, является аддитивной цветовой моделью, где цвета получаются путем добавления, а конечный цвет стремится к белому.
К примеру, для создания красного цвета в CMYK необходимо использовать смесь желтого и пурпурного. При добавлении черной краски красный станет темнее.
Однако существует одна проблема: в печати CMYK используются прозрачные краски, что обусловливает наложение их при печати. Это значит, что 100% черный цвет в CMYK не запечатывает область непрозрачным черным слоем. То же самое получается в результате создания градиента от любого цвета к черному: черный выглядит серым и «разбавленным». Существуют и другие схожие ситуации, когда необходимо расположить изображение в оттенках серого поверх фона. Далее мы обсудим возможные решения этих проблем.
Чистый черный и насыщенный черный
При заполнении черным цветом CMYK фона или другой обширной области станет заметно, что черный цвет не настолько темный, как ожидалось. В CMYK используются значения от 0% до 100% (и повысить значение для каждого цвета выше этой отметки просто невозможно), однако в результате черный все равно будет больше напоминать темно-серый. Самое распространенное решение этой проблемы состоит в добавлении другого цвета (например, 40% голубого: C:40; M:0; Y:0; K:100). При замене голубого цвета на пурпурный в результате получится теплый черный. Оптимальным решением является добавление по 40% голубого, пурпурного и желтого (C:40; M:40; Y:40; K:100). Этот метод дает в результате хороший нейтральный черный цвет. Такой цвет называется насыщенным черным, то есть смесью черного с другими цветами, в то время как для получения чистого черного используется только черный (C:0;M:0; Y:0; K:100).
Работа с градиентами
При применении к другому цвету фонтанной заливки, состоящей из чистого черного, в результате может получиться нехороший «полинялый» цвет, больше похожий на светло-серый.
В этом случае вместо чистого черного следует воспользоваться насыщенным черным. Вы заметите огромную разницу (как на мониторе, так и в отпечатанных материалах). К примеру, для получения градиента от 100% черного к 100% голубому наилучший результат будет достигнут при использовании формулы «100% черного +100% голубого к 100% голубому».
Суммарное покрытие красок
Некоторые предпочитают устанавливать максимально высокие значения содержания красок (C:100; M:100; Y:100; K:100), поскольку в этом случае на мониторе результат близок к черному цвету RGB. Такой подход, однако, может повлечь за собой определенные проблемы при печати, особенно при нанесении краски на обширную поверхность. Поскольку после нанесения каждая краска должна просохнуть, максимально высокие значения содержания красок приведут к увеличению времени, затрачиваемого на печать, а также станут причиной нежелательных дефектов.
Рекомендуется полностью отказаться от установки максимальных значений при подготовке проекта для печати. В большинстве цветовых профилей предусмотрен лимит суммы наносимой краски (общего объема всех четырех цветов). Если максимально высокое значение содержания красок равняется 400% (по 100% для каждого цвета), то в цветовых профилях предусмотрено ограничение суммарного покрытия (от 300% до 340%). Например, некоторые цветовые профили конвертируют 100% всех красок в 75% голубого + 75% пурпурного + 75% желтого + 95% черного для получения 320% суммарного покрытия.
Черный цвет: Pantone и CMYK
Не все проекты одинаковы. При печати материалов, цветовая гамма которых состоит, к примеру, только из черного и красного, практичнее всего будет использовать две краски вместо четырех. Для печати таких проектов наиболее распространенными являются цвета Pantone. Разнообразные цветовые палитры Pantone разделяются по типу бумаги (мелованная, офсетная и пр.), а также по типу печати (шелкография, печать на одежде и пр.).
Подавляющее большинство красок Pantone непрозрачны, в то время как чернила CMYK обладают лессирующими свойствами. В определенных случаях использование полупрозрачных красок может сослужить хорошую службу. Для получения качественного результата при одноцветной печати с использованием, допустим, только черного, достаточно воспользоваться только черным цветом Pantone. К сожалению, при добавлении цвета Pantone в печатный проект CMYK возникнет необходимость в использовании всех пяти красок, что повлечет за собой дополнительные издержки. В некоторых ситуациях использование дополнительной краски является единственным способом достижения желаемого результата. Примером тому могут послужить проекты, для печати которых требуются краски металлических оттенков (золотого, серебряного и т. п.) или флуоресцентные цвета.
Кроме того, полупрозрачные краски используются для создания полутонов. Для печати серого можно воспользоваться оттенком черного в CMYK, где содержание черного будет составлять 10% или 20%. Напечатанное изображение будет состоять из точек, которые и создадут эффект серого цвета. В тех же случаях, когда необходимо использование сплошного цвета, можно прибегнуть к краске Pantone (например, PANTONE Cool Gray 1 C), которая даст в результате сплошной слой серого цвета. На отпечатанных материалах разница очевидна, особенно при рассмотрении через увеличительное стекло.
Смешение цветов
Наложение черного
Мы часто слышим термин «Наложение черного», однако не все имеют представление о том, что это такое и почему это понятие имеет такое огромное значение в допечатной подготовке. Представьте себе, что вы собираетесь напечатать текст черного цвета на зеленом фоне. Если не воспользоваться наложением черного, то в результате в точках разделения останутся белые незапечатанные области фона, поскольку ни одна полиграфическая печатная машина не может совместить составляющие цвета с абсолютной точностью. Несовмещение происходит по разным причинам, в том числе из-за растяжения бумаги и небольшого различия в скорости печати. В результате оттиск может выглядит так, как будто по краю букв появилась тонкая белая окантовка. Этого достаточно, чтобы не только испортить внешний вид печатной продукции, но и сделать текст нечитабельным. Избежать подобной ситуации можно, применив наложение черного при выводе на печать. Это особенно важно при печати тонких линий и мелкого текста. Поскольку в этом случае черный смешивается с цветом фона, контрастность текста повышается и он становится более читабельным.
Итак, прием наложения исключительно важен при печати тонких линий и мелкого шрифта. Однако при использовании наложения в проектах, где обширные объекты печатаются поверх неоднородного фона, могут возникнуть проблемы. Помните: чернила CMYK не обладают перекрывающими свойствами, поэтому фон, состоящий из разных цветов, будет в результате просвечивать через наложение черного. Тот же принцип действует и при наложении других цветов поверх заливок или объектов с контрастными контурами. Не забывайте активировать опцию Моделировать наложение в меню Вид.
Типичные CMYK-рецептуры глубокого черного цвета
Глубокий черный цвет в полиграфии
В полиграфии есть понятие, как глубокий черный цвет. 100% Black как правило смотрится сероватым, но ни как не черным в нашем понимании, в сравнении, скажем, с черным углем. Поэтому применяют сочетание всех красок CMYK для достижения насыщенного черного цвета.
Сочетание может сильно разниться. Из опыта существуют такие схемы:
Холодный (воронье крыло) глубокий черный | Теплый глубокий черный | Нейтральный глубокий черный | |
C | 60% | 40% | 50% |
M | 40% | 60% | 40% |
Y | 30% | 40% | 20% |
K | 100% | 100% | 100% |
Данные схемы многократно зарекомендовали себя.
Причем в первых двух случаях суммарное по CMYK – 240%, в последнем – 220%. Т.е. применение 400% CMYK абсолютно не оправданно и логически не может быть объяснено.
Единственное применение 400% CMYK есть в офсетной печати, расстановка специальных меток для контроля сведения цветов печатником во время печати.
Вариантов глубокого черного цвета может быть множество, но проверить это возможно только практически и сильно зависит от конкретной печатной машины. Его применение должно быть оправдано. Нет смысла применять данное сочетание CMYK в мелких текстах/элементах, этого просто-напросто не будет видно. Хорошо смотрится глубокий черный цвет на крупных элементах – заголовках, плашках и т.д.
CMYK-рецептура глубокого чёрного цвета в триадном офсете
Глубокий чёрный («суперчёрный» или superblack) можно создать по-разному. Рассмотрим, какие варианты более удачные и почему.
Здесь собраны типичные CMYK-рецептуры «суперчёрного», которые опробованы в обычных офсетных тиражах в разных типографиях.
TIL — total ink limited (суммарное количество красок)
0-0-0-100 | Это просто 100% чёрный без добавления триадных красок. Мало того, что светлота такой плашки оставляет желать лучшего, она ещё и нетехнологична: на больших раскатах будет заметно горизонтальное и вертикальное полошение, и все пылинки с марашками словно специально соберутся именно в этом месте. | Для запечатки однородного чёрного фона такая рецептура не рекомендуется. |
50-0-0-100 | Плашка, рекомендуемая крупной журнальной типографией «Блиц-Принт» (Киев). Немного циана на чёрной достаточно, чтобы прикрыть марашки, но не хватает для серьёзного повышения контраста оттиска. | выходит очень светлой |
75-68-67-90 | Цветоделение «фотошоп по умолчанию», профиль — американский стандарт SWOP В поделённом по-американски чёрном образце есть серьёзные изъяны: высокий TIL, много светлой жёлтой краски, краски CMY неправильно сбалансированы для печати «европейской триадой» и главное — мало самой чёрной краски. Класть много триадных красок в смесь суперчёрного и забыть положить самого чёрного — плохой рецепт для настоящего Superblack. А высокий TIL неизбежно приведёт к тому, что печатник убавит подачу всех красок до нижней границы своих норм во избежание отмара и других неприятностей, и большая плашка SWOP (а не мой маленький тестовый образец) будет реально ещё на пару единиц выше по светлоте и переместится на пятое место. Стало быть, рецептуру 75-68-67-90 деления чёрного «фотошопом по умолчанию» не рекомендую. Помимо слабого чёрного, она вообще не подходит для красок с колористикой европейской триады, используемых в Европе и России. | есть серьёзные изъяны |
50-50-50-100 | Рецептура типичной плашки с одинаковыми процентами красок CMYK 50-50-50-100 далека от нейтрали. Она хоть и получилась приличной по светлоте, однако это, скорее, не чёрный, а коричнево-чёрный цвет. | Смотрится не ахти… |
60-40-30-100 | Плашка (60-40-30-100) с рекордно низким TIL = 230 вышла на второе место не случайно. В ней используется соотношение 1:0,7:0,7 плюс 10% анти-UCA жёлтой краски, она немного холодная по абсолютному оттенку, но низкая по светлоте и смотрится великолепно. Чёрный «воронье крыло», что на жёлтых, что на синих сортах бумаги, смотрится куда шикарнее тёмно-коричневого. | |
70-40-30-100 | Справедливо попала в лидеры |
Большой TIL при цветоделении — это ещё и много жёлтой краски, а как известно, жёлтый — враг чёрного. Жёлтый полупрозрачный и светлый печатается последним, лежит поверх чёрного и других красок и осветляет их. Жёлтый нужен для нейтральности баланса (суперчёрная плашка вообще без жёлтого будет несколько фиолетовой), но он совсем не добавляет черноты суперчёрному, а наоборот.
Четыре правила суперчёрного
Некоторые правила, которыми можно руководствоваться при подборе рецептуры суперчёрного.
1. Оттенок. Если нужна нейтраль, ахроматичный чёрный, то соотношение красок CMY поверх 100% чёрной заливки должно быть приблизительно 1:0,7:0,7, а не 1:0,8:0,8, как для триады без чёрного. И уж тем более не 1:0,9:0,9, как в балансе суперчёрного по американскому стандарту SWOP.
2. Жёлтой краски должно быть поменьше, она враг суперчёрного. Если не принципиально отклониться от нейтрали в цвет «воронье крыло», жёлтую всегда лучше прибрать: светлота такой плашки снизится, динамический диапазон оттиска вырастет. В глянцевом журнале на контрасте с тёплыми телесными оттенками плашка «воронье крыло» 70-40-30-100 с низкой светлотой смотрится гораздо благороднее, чем коричневая плашка типа 50-50-50-100.
3. TIL не обязательно должен быть высоким. Чем он выше и чем больше площадь запечатки, тем сильнее печатник сбавит подачу красок, и плашка получится светлее, чем хотелось бы. Кроме того, плашки с высоким TIL, даже при очень хорошем накате краски, отнюдь не рекордсмены по уровню светлоты даже на маленьких образцах. На больших раскатах они проигрывают в офсете ещё сильнее, чем на маленькой тестовой шкалке. А разница между TIL = 300 и TIL = 330 в пользу второго по уровню светлоты порой заметна только на экране. В реальной печати мы часто получаем картину с точностью до наоборот: вместо повышенной «пластики» и хороших локальных контрастов в глубоких тенях — залипшие и не «глубокие» тени при завышенном TIL. На моей памяти была отпечатана плашка с TIL = 400, чудом проскочившая два префлайта — в препрессе и типографии; рулонному офсету с горячей сушкой (heatset) и такое не страшно. Плашка на оттиске была просто коричневая. При нестандартной, завышенной светлоте L чёрной краски, триадные CMY начинают играть большую роль в светлоте суперчёрного.
4. Чем больше чёрной краски в суперчёрном, тем лучше. Однако BIL = 100 требует дополнительного пояснения. В офсете часто в составе изображений чёрный 95–98% и чёрный 100% под триадными красками практически не контрастируют друг с другом (на 100% плашке красковосприятие последующих красок хуже, чем на 95–98%). Чтобы относительный контраст сохранялся в самых глубоких тенях («разделка» в тенях), в профилях цветоделения часто устанавливают BIL 95–98. Но для плашки, создаваемой отдельно от цветоделения, можно смело задавать вручную 100% чёрного.
Существует мнение, что и на плашке в офсете точка должна быть открыта для увлажнения и плашку желательно задавать не 100, а 95–98%. Я не согласен: неоднократно наблюдал паразитные эффекты на листовых и рулонных машинах, связанные с открытой точкой на большой чёрной плашке.
Во-первых, весьма заметно шаблонирование: растровая плашка типа 95% шаблонирует куда сильнее, чем плашка 100%. Если в дизайне плашка расположена квадратной буквой О, то горизонтальные суперчёрные перекладинки будут отличаться от вертикальных заметнее на 95%, чем на 100% чёрного.
Во-вторых, если по плашке идёт вывороткой шрифт, особенно с засечками, то по плашке 95–98% он часто закатывается краской с краёв («засаливание»). Печатник кладёт много краски на плашку, чтобы получить не серый, а глубокий чёрный. Мелкие пробельные элементы 2–5% начинают затягиваться или «засаливаться» краской, вместе с ними она затекает и на края букв. На 100% плашке такого не происходит. Оба эффекта я проверял неоднократно на одном и том же кочующем из журнала в журнал макете: чёрная плашка буквой Г с текстом и картинкой в правом нижнем углу. Печатали и так, и эдак, а я наблюдал и делал выводы. Если в глубокой печати пробельные элементы на 100% плашках всё равно присутствуют в виде сетки или опорных точек, то в офсете обычно можно печатать настоящую 100% плашку без открытой точки, даже без самых мелких пробельных элементов на сколь угодно большой площади.
Рецептуры с открытой точкой в чёрном показали результаты по светлоте хуже, чем со 100% чёрной краской.
Четвёртое правило, возможно, самое важное: в суперчёрном, прежде всего, должен быть сам чёрный по максимуму, триада лишь дополняет эффект понижения светлоты чёрного и повышения контраста (динамического диапазона) оттиска. Не случайно американское цветоделение SWOP 75-68-67-90 заняло предпоследнее место по уровню светлоты: в ней TIL хоть и высокий, но мало чёрной краски. Рецептура 100-100-100-0 вообще без чёрного также не вышла бы в лидеры, я не внёс её в тест как заведомо вздорную, хотя встречал и такую рецептуру. У одного знакомого редактора был назначен отдельный цвет в шаблоне вёрстки: мелкие шрифты с засечками она оформляла стилем 100-100-100-0. Не шучу. Я даже отдельное правило написал для префлайта, где именно эта рецептура для шрифтов принудительно заменялась на 0-0-0-100, а PitStop Server исправно правило отрабатывал перед отправкой файлов в типографию. Этот курьёз и другие встреченные рецепты суперчёрного на плашках, разумного объяснения которым я не нашёл, и натолкнули на мысль написать этот текст.
Правила составления CMYK-рецептуры суперчёрного были бы иными при ином порядке наложения красок. В офсете в стародавние времена жёлтая печаталась первой, тогда она ещё была непрозрачной. В случае, если бы сегодня жёлтая в триадном офсете ложилась первой, она бы не осветляла чёрную и нетехнологичный завышенный TIL на большой рисованной чёрной плашке был бы оправдан, как он оправдан в глубокой печати. Но в современном триадном офсете, описанном стандартом, жёлтая полупрозрачная и всегда последняя, а чёрная — кроющая и всегда первая.
Черный цвет в наружной рекламе
При подготовке в печать баннеров, биллбордов и другой рекламной продукции для наружной рекламы рекомендуется черный цвет делать композитным.
Самый простой способ
Из CMYK конвертировать в RGB, а потом опять в CMYK. Но это, все же, не совсем корректно.
Рекомендуемый способ
Черный цвет сделать 30+30+30+100. В таком случае суммарное количество красок не превысит допустимый порог, а черный цвет будет насыщенным.
Перевал по CMYK
Перевал по CMYK (перелив по CMYK), не официальное название суммарно допустимого сочетания красок по CMYK в процентном соотношении.
В газетных типографиях допускается – 220-250%, на листовых машинах более высокого качества допускается – 310-340%.
Теоретически, да и практически печать 400% CMYK возможна, но есть несколько моментов, в связи с которыми этого следует избегать.