Что будет если читать намаз не вовремя

Как быть, когда пропущенных намазов слишком много?

Что будет если читать намаз не вовремя. Смотреть фото Что будет если читать намаз не вовремя. Смотреть картинку Что будет если читать намаз не вовремя. Картинка про Что будет если читать намаз не вовремя. Фото Что будет если читать намаз не вовремя

Возмещение пропущенных намазов является одним из важных вопросов для верующих. Особенно этот вопрос волнует тех, кто не совершал намазы в определённое время, а потом принёс искреннее покаяние и желает освободиться от своих долгов.

Абсолютное большинство учёных-богословов (джумхур) согласны с тем, что мусульманин, пропустивший обязательные намазы со дня своего совершеннолетия, вне зависимости от того, по какой причине (по уважительной или без уважительной), должен возместить их.

Верующий должен возместить пропущенные намазы как можно скорее, как бы много их ни было. Если намазы были пропущены по уважительной причине, он имеет право на отсрочку их возмещения, а те намазы, которые были пропущены без уважительной причины, необходимо возмещать безотлагательно, в срочном порядке.

Такой человек должен тратить всё своё свободное время на возмещение намазов, пропущенных без уважительной причины. Исключением является время, которое он вынужден тратить на самое необходимое: сон, зарабатывание средств для обеспечения себя и близких.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Пропущенные намазы желательно возмещать в срочном порядке, если они были пропущены по уважительной причине, например, из-за сна или по забывчивости, и обязательно возмещать в срочном порядке, если они были пропущены БЕЗ уважительной причины (по лени и т. д.), согласно наиболее аргументированному мнению (аль-асахх).

Желательно (суннат) также соблюдать последовательность в возмещаемых намазах, совершив сначала пропущенный утренний (фаджр) намаз, а потом пропущенный полуденный (зухр) и так далее, чтобы избежать полемики среди тех учёных, которые считают это обязательным.

Также желательно при возмещении намазов (пропущенных ПО уважительной причине), совершать их раньше своевременных, если нет риска пропустить время своевременной молитвы, подражая порядку совершения своевременных молитв, и чтобы избежать полемики тех учёных, которые считают это обязательным. (Такое опережение желательно, даже если есть риск из-за этого пропустить своевременный джамаат-намаз).

Ведь передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) из-за интенсивных военных действий в день битвы у рва (хайдака) пропустил послеполуденный (‘аср) намаз и совершил его после захода солнца, а после него совершил вечерний (магриб) намаз. Этот хадис передаётся в сборниках достоверных хадисов («Сахих») Бухари (596) и Муслима (631)».

Далее Аль-Хатиб Аш-Ширбини пишет:

«Примечание: выше написано о желательности соблюдать последовательность в возмещаемых намазах обобщённо. Но это решение действительно только в тех случаях, когда все возмещаемые намазы были пропущены по уважительной причине или же когда они все пропущены без уважительной причины.

Если же часть этих намазов была пропущена по уважительной, а другая – без уважительной причины, то обязательно следует в срочном порядке сначала возместить намазы, пропущенные без уважительной причины, [а потом пропущенные по уважительной причине], как было сказано выше.

Также обязательно совершать намазы, пропущенные без уважительной причины, раньше своевременных намазов, если при этом остаётся время для совершения своевременного намаза».

Если пропущенных намазов у человека так много, что он не в силах возместить их в срочном порядке из-за своей слабости, болезни или риска заболевания, утомления, изнеможения или причинения вреда имуществу из-за того, что ему придётся всё время возмещать намазы, то в таких случаях разрешается отсрочка их возмещения на время, необходимое для устранения этих проблем.

В таких случаях, как поиск пропитания для себя и для тех, кого человек должен обеспечивать, он может возмещать пропущенные БЕЗ уважительной причины намазы в свободное от этих дел время после каждой обязательной молитвы, сколько он может и насколько ему позволяет время.

Таким образом следует возмещать все пропущенные намазы, пока человек не будет уверен, что у него не осталось ни одной пропущенной молитвы. Если человек точно возместит все пропущенные намазы, его совесть будет чиста.

Также учёные-богословы указали на то, что человек, пропустивший без уважительной причины намазы, должен совершать только обязательные намазы. До возмещения таких намазов ему не разрешается совершать любые желательные богослужения, даже суннат-намазы, в том числе ратибаты, то есть вместо этих суннат-намазов нужно возмещать обязательные намазы, пропущенные без уважительной причины.

Если же обязательные намазы были пропущены по уважительной причине, например, из-за сна, по забывчивости и т. д., то совершать желательное богослужение, в том числе суннат-намазы, разрешается, а также позволено тратить свободное время на что-то другое.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Тому, кто должен возмещать намазы, пропущенные без уважительной причины, не разрешается тратить своё свободное время ни на что, кроме как на возмещение этих намазов. Не разрешается тратить время даже на желательные деяния.

Исключением из этого может быть время, которое он вынужден тратить на сон и т. п., добывание средств для обеспечения тех, кого он обязан обеспечить, или на другие обязанности, если отрезок времени, отведённый на их совершение, истекает, и есть риск их пропустить».

Каждый верующий обязательно должен успеть до своего смертного часа восполнить все пропущенные намазы. Ему также следует делать твёрдое намерение восполнить все эти пропущенные намазы до того, как он покинет этот мир.

Если человек знает количество намазов, которое он пропустил, он должен возместить столько намазов, сколько пропустил. А в случае, когда неизвестно, сколько пропущено намазов, следует совершать их до тех пор, пока не будет уверенности в том, что он восполнил их все.

Пропущенные намазы можно возмещать в любое время суток, даже в те моменты, когда нежелательно совершать намаз (после утреннего намаза, во время восхода солнца, когда солнце в зените, после аср-намаза и во время заката). Поэтому нужно спешить как можно быстрее в срочном порядке возмещать все долги по намазам.

Мухаммад Султанов

Что будет если читать намаз не вовремя. Смотреть фото Что будет если читать намаз не вовремя. Смотреть картинку Что будет если читать намаз не вовремя. Картинка про Что будет если читать намаз не вовремя. Фото Что будет если читать намаз не вовремя

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять?

Что будет если читать намаз не вовремя. Смотреть фото Что будет если читать намаз не вовремя. Смотреть картинку Что будет если читать намаз не вовремя. Картинка про Что будет если читать намаз не вовремя. Фото Что будет если читать намаз не вовремя

Что делать, если пропустил намаз?

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

В каких случаях можно пропустить намаз?

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб.

Аль-Бухари 598, Муслим 209

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней».

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».

Ан-Ниса, 101-й аят из 176

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».

«Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий».

Когда следует совмещать два намаза?

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера:

Пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними».

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними».

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее».

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *