Что будет если прикоснуться чистым пальцем к внутреннему углу глаза
Что будет если прикоснуться чистым пальцем к внутреннему углу глаза
Тема: практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»
Цели и задачи: закрепить материал о нервной регуляции в человеческом организме; обобщить знания о клеточном строении организма, видах тканей, системах органов в организме и уровнях организации организма; подготовиться к контролю знаний по изученным темам; развивать знания о строении человеческого организма; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, интерес к предмету, пополнять словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология 8 класс», р/т, таблицы а-2 «Схема строения нервной системы», а-3 «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», тетради для практических работ.
1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).
3.Мотивация.
4.Выполнение практической работы по схеме:
Цель работы: на основе получения мигательного рефлекса выяснить действие высших центров мозга на работу низших центров.
Оборудование: материал текста стр. 29 учебника биологии.
Ход работы:
Вывод: (формулировка вывода: «благодаря мигательному рефлексу можно понять, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или затормаживать рефлексы»)
6.Подведение итогов урока.
7.Домашнее задание: повторить §1-5, стр.32-33 учебника.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ СТЕФУТИНОЙ И.В. 2015.
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 9 Рефлекторная регуляция
Стр. 56. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что входит в состав центральной нервной системы, а что — в состав периферической?
В состав центральной нервной системы входит головной мозг и спинной мозг. В состав периферической нервной системы входят нервы, нервные окончания и нервные узлы.
№ 2. Что такое рефлекс?
Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на какое-то воздействие (раздражитель), проходящее с участием рецепторов и находящееся под управлением ЦНС.
Стр. 60. Вопросы
№ 1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.
Рефлекс – это стандартный ответ живого организма на какой-то раздражитель или его действие, который происходит под контролем ЦНС и с участием ее рецепторов. Рефлекторной дугой называют простейшую нейронную цепь – путь, по которому проходят все нервные импульсы от точки воздействия на рецептор до рабочего органа. К примеру, можно осторожно прикасаться к уголку глаза со стороны носа чистым пальцем руки. Потом точки прикасания можно ставить ближе к ресницам, бровям, у щеки. В некоторых местах прикасание будет вызывать непроизвольное мигание. Сигнал от рецептора будет передаваться по чувствительным нейронам к исполнительным нейронам.
№ 2. Как по-другому называют врождённые рефлексы и рефлексы, приобретённые в процессе жизни? Как вы думаете, почему они получили такие названия?
Врожденные рефлексы человека имеют другое название – безусловные. Они непроизвольные, например, отдергивание руки от горячих предметов, сосательный рефлекс у детей и т.д. Рефлексы, которые человеческий организм приобрел в процессе своей жизни, называются условными. Такие рефлексы могут меняться, исчезать и оставаться в зависимости от того, что происходит в жизни человека.
№ 3. Какими свойствами обладают рецепторы?
Рецепторами называют окончания нервных структур с высокой степенью раздражимости. Они преобразуют определенные виды энергии в нервный импульс. Когда в рецепторах возникают импульсы, они по отросткам чувствительных нейронов достигают ЦНС. В ней информация обрабатывается вставочными нейронами, которые могут быть не только возбуждающими, но и тормозными. Далее сигналы отправляются в исполнительные нейроны, которые возбуждаются и посылают сигналы, провоцирующие работу желез, мышц, органов.
№ 4. Где расположены тела чувствительных нейронов?
В рецепторах органов чувств (спинномозговых ганглиях).
№ 5. Какую функцию выполняют вставочные и исполнительные нейроны?
Вставочные нейроны обеспечивают связь между чувствительными и исполнительными нейронами в рефлекторных дугах. Исполнительные нейроны образуют в мышечных волокнах синапс и иннервируют железы (их отростки образуют с железой синапс).
№ 6. Объясните необходимость наличия обратных связей в нервной системе.
Необходимость наличия обратных связей в нервной системе обусловлена тем, что мозг может отслеживать верность выполнения команд, поступивших из ЦНС.
Стр. 60. Задания
№ 1. Используя рисунок 21, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите её части.
№ 2. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. Проанализируйте это явление и укажите его возможные причины. Предположите, какие процессы в синапсах рефлекторной дуги могут вызвать торможение рефлекторной реакции.
У меня мигательный рефлекс затормозился после четырех прикосновений. Это произошло, потому что мой организм привык к раздражителю – прикосновению к внутреннему уголку глаза.
№ 3. Проверьте, существует ли возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Если вам это удалось, объясните, почему это произошло.
Мне удалось с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Я думаю, что так произошло, потому что этот рефлекс может подчиняться силе воли человека.
№ 4. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
Соринка – это инородный предмет. Нахождение его в глазу вызывает дискомфорт, а значит, глаз реагирует на это. Это и есть мигательный рефлекс. Когда мне попадает соринка в глаз, я стараюсь избавиться от нее: моргаю, тру глаз.
№ 5. Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.
Мигательный рефлекс – это своеобразная защита наших глаз от внешних раздражителей: пыль, ветер, солнце. При закрывании веками глаза не только обеспечивается защита от механических повреждений, но и происходит увлажнение его поверхности. Это позволяет сохранить здоровье глаз.
Глава 4
Опорно-двигательная система
Практическая работа по биологии «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» (8 класс)
Практическая работа № __
Охрана труда ! Тем, кто носит очки, предлагаем на время опыта их снять. Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей, ручек, циркулей и других предметов для раздражения кожи и век, недопустимо.
Цель работы : рассмотреть особенности нервной регуляции функций организма на примере мигательного рефлекса, определить значение мигательного рефлекса и его торможения.
Вспомните, что происходит, когда к нашим глазам неожиданно приближается посторонний предмет?
1. Изучаем теорию. Прочитайте материал § в учебнике. Укажите элементы рефлекторной дуги мигательного рефлекса.
1.______________________________________
2. Экспериментируем. Опыт №1. Осторожно, но быстро, прикоснитесь чистым пальцем (друг другу, по очереди):
а) к наружному углу глаза, б) к внутреннему углу глаза, в) к ресницам, г) к щеке.
Области, раздражение которых вызывает непроизвольное мигание, отметь знаком «+»
Область или действие
Непроизвольное мигание (мигательный рефлекс)
Наружный угол глаза
Внутренний угол глаза
3. Экспериментируем. Опыт №2. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Фиксируем результат. Что происходит? __________________________________________________________________________
Делаем выводы. (что вы изучили, и что поняли об особенностях нервной регуляции функций организма, о мигательном рефлексе)
Как работает нервная регуляция? Какое значение имеет мигательный рефлекс? Мигательный рефлекс относится к безусловным рефлексам. Докажите это утверждение.
Домашнее задание. Изучив дополнительный материал ( https://cyberlesson.ru/kakoe-znachenie-imeet-migatelnyj-refleks/ ), вы сможете лучше понять и объяснить результаты сегодняшних исследований. Дайте ответы на вопросы из рубрики «Размышляем»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Какое значение имеет мигательный рефлекс для человека
Мигательный рефлекс это
Мигательный рефлекс — это защитная врожденная реакция организма, заключающаяся в рефлекторном смыкание век на приближающийся к глазу предмет.
Он был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.
Центр данного защитного рефлекса как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения) находится в продолговатом отделе головного мозга.
1.Рецепторы (находятся во внутреннем углу глаза) возникает возбуждение
2.Чувствительный нейрон — передает нервные импульсы в ЦНС
3.Вставочный нейрон в ЦНС (продолговатый мозг) обрабатывают информацию
4.Двигательный или исполнительный нейрон (передает информацию и приводит в действие исполнительный орган)
5.Рабочий орган ( круговая мышца глаза), смыкающая веки.
Описание рефлекса
При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, т.е. образуется нервный импульс который передаются на чувствительный нейрон.
Чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС, ЦНС передает нервный импульс на исполнительный нейрон, который в свою очередь передает возбуждение на круговую мышцу глаза. Мышца сокращается и веки смыкаются (т.е происходит действие. )
Механизм передачи нервного импульса на мышцу:
1. Аксон исполнительного нейрона
3. Пузырьки с ацетилхолином
4. Рецепторы на мышечной клетке, воспринимающие ацетилхолин
На аксоне исполнительного нейрона находятся пузырьки с биологически активной жидкостью (ацетилхолин), которые при возбуждении исполнительного нейрона лопаются.
Ацетилхолин выходит с синаптическую щель (пространство между аксоном и мышечной клеткой) и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая в ответ на данное вещество возбуждается и сокращается. Так происходит рефлекторное смыкание век.
Мигательный рефлекс наблюдается ТОЛЬКО при возбуждении определенных рецепторов, которые находятся во внутреннем уголке глаза!
После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Потому что происходит торможение рефлекса, которое не позволяет возбуждению распространяться безгранично.
Причина: При многократном раздражении запасы медиатора в пузырьках истощаются и необходимо время для их восстановления.
с. 1
Государственная противопожарная служба нормы пожарной безопасности специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий
2.Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. 3. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины.
Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях. 4. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. 5. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка.
Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.
С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток.
Возникает торможение мигательного рефлекса.
Условные и безусловные рефлексы
Рефлекс – ответная реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.
Развитие представлений о поведении человека, которое всегда являлось загадкой, было достигнуто в работах русских ученых И. П. Павлова и И. М. Сеченова.
Рефлексы безусловные
Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.
К безусловным рефлексам относятся:
Пищевые (слюноотделение, сосание, глотание);
Оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета);
Ориентировочные (скашивание глаз, повороты головы);
Половые (рефлексы, связанные с воспроизведением и уходом за потомством).
Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря ним сохраняется целостность организма, поддержание постоянства внутренней среды и происходит размножение.
Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные рефлексы.
Наиболее важным из них является рефлекс сосания. Раздражитель рефлекса сосания – прикосновение к губам ребенка какого-либо предмета (груди матери, соски, игрушки, пальца руки). Рефлекс сосания – это пищевой безусловный рефлекс. Кроме этого, у новорожденного имеются уже и некоторые защитные безусловные рефлексы: мигание, которое возникает, если постороннее тело приближается к глазу или коснется роговицы, сужение зрачка при действии сильного света на глаза.
Особенно ярко проявляются безусловные рефлексы у различных животных.
Врожденными могут быть не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов.
Рефлексы условные
Условные рефлексы – это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, стук, время и т.д.). И. П. Павлов изучал образование условных рефлексов на собаках и разработал методику их получения.
Для выработки условного рефлекса необходим раздражитель – сигнал, который запускает условный рефлекс, многократное повторение действия раздражителя позволяет выработать условный рефлекс. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловного рефлекса. Теперь данный безусловный рефлекс осуществляется не под действием совершенно новых внешних сигналов.
Эти раздражения из окружающего мира, к которым мы были безразличны, теперь могут приобрести жизненно важное значение. В течение жизни вырабатывается множество условных рефлексов, которые составляют основу нашего жизненного опыта. Но этот жизненный опят имеет смысл только для данной особи и не передается по наследству ее потомкам.
В самостоятельную категорию условных рефлексов выделяют вырабатываемые в течение нашей жизни двигательные условные рефлексы, т. е. навыки или автоматизированные действия. Смысл этих условных рефлексов состоит в освоении новых двигательных умений, выработке новых форм движений. За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией.
Навыки – это основа нашего поведения. Сознание, мышление, внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые автоматизировались и стали навыками повседневной жизни. Самый успешный путь овладения навыками – это систематические упражнения, исправление вовремя замеченных ошибок, знание конечной цели каждого упражнения.
Если не подкреплять некоторое время условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного раздражителя.
Но не исчезает совсем. При повторении опыта рефлекс очень быстро восстанавливается. Торможение наблюдается и при воздействии другого раздражителя большей силы.
Рефлекс. Схема дуги рефлекса
Основной принцип работы нервной системы — рефлекторный. Нервный импульс, возникший при раздражении, проходит определённый путь, называемый рефлекторной дугой. В состав рефлекторной дуги входит пять частей:
Каждый вид рецепторов реагирует на определенный раздражитель: свет, звук, прикосновение, запах, температуру и др. Рецепторы преобразуют эти раздражители в нервные импульсы – сигналы нервной системы).
Рефлексы человека разнообразны. Соматические рефлекторные дуги осуществляют двигательные рефлексы.
Вегетативные рефлекторные дуги координируют работу внутренних органов.Рефлекторная реакция заключается не только в возбуждении, но и в торможении, т.е. в задержке, ослаблении или полном прекращении возникшего возбуждения. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивают согласованную работу организма.
Отдергивание руки в ответ на укол или ожог кожи, обильное выделение слез под действием веществ, раздражающих глаза, чиханье при попадании посторонних частиц в носовую полость.
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы. Рефлекторная дуга — нейронный путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.
Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:
При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.
Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса.
Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.
Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телучувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг.
Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза!
→ затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.
Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился.
При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и обратные связи, несущие информацию от органов в мозг.
Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны через какое-то время рефлекс угас.
Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение.
По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.
Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:
Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.
Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные центры продолговатого мозга — это центральное торможение, открытое русским физиологом Сеченовым: «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров: усиливать или затормаживать рефлексы».
Коленный рефлекс спинного мозга:перекиньте ногу на ногу.
Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие.
При всех других случаях рефлекса не будет.
Уровни Организации Организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие определенным строением и выполняющие определенные функции.
Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.
Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.
Поведенческий уровень, определяющий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.
Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.
Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:
При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.
Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса.
Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.
Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телучувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза!
→ затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.
Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился.
При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и обратные связи, несущие информацию от органов в мозг.
Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны через какое-то время рефлекс угас.
Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка.
Беспокоящая информация достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.
Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:
Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.
Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные центры продолговатого мозга — это центральное торможение, открытое русским физиологом Сеченовым: «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров: усиливать или затормаживать рефлексы».
Коленный рефлекс спинного мозга:перекиньте ногу на ногу.
Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет.
Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.
Уровни Организации Организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие определенным строением и выполняющие определенные функции.
Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.
Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.
Поведенческий уровень, определяющий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.
Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.