Что будет если прилагательное взять в кавычки
Письмовник
В каких случаях нужны кавычки?
Правописание
В современном русском языке кавычки выполняют следующие функции:
Ниже будут рассмотрены особенности употребления кавычек при словах, используемых в необычном, ироническом, особом значении.
Кавычки при словах, употребляемых не в своем обычном значении
Кавычки при словах, употребляемых в необычном, особом, условном, ироническом значении, не только помогают автору текста обратить внимание читателя на то или иное слово или выражение, но и дают возможность использовать лексические единицы, принадлежащие к другому стилю, например употребить разговорное слово в публицистическом тексте (часто в таких случаях кавычки используются автором для «перестраховки»).
Первое, что необходимо отметить: кавычки при необычно употребляемых словах рассматриваются как факультативный знак (в отличие от обязательного употребления кавычек при собственных наименованиях и прямой речи).
«Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя указывает, что кавычками выделяются:
1) слова непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание;
2) слова, употребленные в особом, необычном значении;
3) слова, представляющие собой малоизвестные термины;
4) слова устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчеркивается эта их особенность;
5) слова, употребленные в ироническом значении;
6) слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту).
Таким образом, один из основных критериев при употреблении кавычек рассматриваемого типа – «обычность/необычность», или, другими словами, «привычность/непривычность». Но разграничить «привычное» и «непривычное» значения слова зачастую очень трудно: во-первых, для этого необходимо обладать высокоразвитым языковым чутьем, а во-вторых, нередко возникают случаи, когда «привычное» для одного носителя языка является «непривычным» для другого. Наконец, «непривычное» значение слова с течением времени может становиться «привычным». Именно поэтому постановка кавычек при необычно употребляемых словах вызывает столько вопросов.
Чем же все-таки руководствоваться при ответе на вопрос о постановке кавычек? Вот два нехитрых правила:
Слова и словосочетания, не требующие выделения кавычками
В списке представлены слова и словосочетания, о целесообразности постановки кавычек при которых часто спрашивают посетители «Справочного бюро» «Грамоты.ру».
Следует запомнить, что эти лексические единицы обычно не выделяются кавычками:
звезда (‘известный человек, артист’)
золото (‘награда высшей пробы’)
изюминка (‘прелесть, острота’)
молния (‘быстро задергивающаяся застежка’)
хвост (‘экзаменационная задолженность’)
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | |
5. Металлургический цех запущен. | |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | |
16. Спуск вниз строго запрещен. | |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | ||
как дамоклов меч | ||
вольная птица | ||
бесструнная балалайка | ||
гусь лапчатый | ||
ударить по рукам | ||
буриданов осел | ||
валаамова ослица | ||
перейти Рубикон | ||
лебединая песня | ||
притча во языцех | ||
секрет Полишинеля | ||
китайская грамота | ||
эзопов язык |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | |
Он довел родителей до белого колена. | |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | |
Это дело выеденного гроша не стоит. | |
Не надо было мусор из избы выносить. | |
Эта поездка играет большое значение для меня. | |
Должник как сквозь землю канул. | |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. |
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Задание 1. Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Реноме
Мизантроп
Человек, занимающийся скупкой и продажей подержанных книг
Мнение, установившееся о ком-нибудь, репутация
Монограмма Торжественное открытие художественной выставки
Букинист Человек, избегающий общества людей, человеконенавистник
Вернисаж Образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, а также психология нации
Компиляция Сплетение начальных букв фамилии и имени в виде вензеля
Курьез Составление сочинений на основе чужих исследований, плагиат
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | С правилами словоупотребления |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | К непониманию |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | Способность слов соединяться по смыслу |
5. Что такое паронимы? | Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | Избыточность или недостаточность слов |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? | Тавтология – повторение однокоренных слов |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Талантливый рифмоплёт | Везде нарушена лексическая сочетаемость |
Великий писака | |
Выдающийся эскулап | |
Уважаемый хвастун | |
Честный провокатор | |
Широкая улочка | |
Очаровательный карьерист | |
Толстая книжка |
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Вольная птица | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Машенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Выдающиеся произведение | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | Изменение формы слова |
Он довел родителей до белого колена. | Замена слова |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | Изменение формы слова |
Это дело выеденного гроша не стоит. | Контаминация |
Не надо было мусор из избы выносить. | Замена слова |
Эта поездка играет большое значение для меня. | Контаминация |
Должник как сквозь землю канул. | Контаминация |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. | Замена слова |
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 4. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
Задание 5. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | |
5. Металлургический цех запущен. | |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | |
16. Спуск вниз строго запрещен. | |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. |
Задание 6. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
Брать под обстрел | ||
Как дамоклов меч | ||
Вольная птица | ||
Бесструнная балалайка | ||
Гусь лапчатый | ||
Ударить по рукам | ||
Буриданов осел | ||
Валаамова ослица | ||
Перейти Рубикон | ||
Лебединая песня | ||
Притча во языцех | ||
Секрет Полишинеля | ||
Китайская грамота | ||
Эзопов язык |
Задание 7. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | |
Он довел родителей до белого колена. | |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | |
Это дело выеденного гроша не стоит. | |
Не надо было мусор из избы выносить. | |
Эта поездка играет большое значение для меня. | |
Должник как сквозь землю канул. | |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. |
Задание 8. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Проверим грамотность! Вставьте вместо точек, где необходимо, вторую согласную.
Ком. ерсант, ком. ивояжер, ком. утатор, ком. ендант, экспрес…, конгрес. прогрес. рас. путница, рас. еянность, эс. е, эс. енция.
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Свободный человек | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Мошенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Последнее произведение какого-нибудь автора | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | Изменение формы слова |
Он довел родителей до белого колена. | Замена слова |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | Изменение формы слова |
Это дело выеденного гроша не стоит. | Контаминация |
Не надо было мусор из избы выносить. | Замена слова |
Эта поездка играет большое значение для меня. | Контаминация |
Должник как сквозь землю канул. | Контаминация |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. | Замена слова |
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Реноме
Мизантроп
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).