Что будет если прогорит прокладка гбц

Как понять, что прокладка ГБЦ прогорела, и чем опасно это состояние

Прокладка между головкой и блоком цилиндров необходима для полной герметизации камеры сгорания, а также каналов, по которым циркулирует масло и охлаждающая жидкость. При любых ее повреждениях работа мотора нарушается. Если не устранить проблему вовремя, это приведет к поломке двигателя. Поэтому, если пробило прокладку ГБЦ, нужно немедленно принимать меры, чтобы не проводить дорогостоящий ремонт или замену ДВС впоследствии.

Почему пробивает прокладку ГБЦ

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Прокладка головки блока цилиндров, или, как ее называются специалисты, ПГБЦ, – это важная деталь мотора. Она отвечает за герметизацию каналов и идеальное соединение блока с головкой. Причины повреждения прокладки могут быть следующими:

Если при замене недостаточно хорошо зачистить остатки старой прокладки, они могут спровоцировать пробой через короткое время после ремонта.

Чаще всего именно эти причины провоцируют возникновение проблемы. Но не стоит забывать и об естественном износе. Из-за высокой температуры со временем прокладка начинает прогорать, а на дизелях на нее воздействует еще и очень высокое давление, что еще больше снижает ресурс.

Признаки неисправности

Люди с опытом быстро определяют пробой прокладки ГБЦ. Это можно понять по нескольким характерным симптомам. Они зависят от того, где возникло повреждение и насколько оно сильное.

Выбивает охлаждающую жидкость

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Если повреждение между камерой сгорания и каналом, по которому проходит охлаждающая жидкость, раскаленные газы из цилиндра будут попадать в систему ОЖ. Из-за этого в ней создается очень большое давление, которое выдавливает воздух вместе с жидкостью через клапан пробки, установленной на расширительном бачке. Когда клапан неисправен, давление раздувает и рвет резиновые шланги. Или повреждение прокладки увеличивается, а газы попадают в систему смазки.

Проверить просто: снять крышку с бачка и запустить двигатель после этого. Из горловины пойдут пузыри вместе с жидкостью. Не стоит откручивать пробку на работающем моторе, так как избыточное давление с силой вытолкнет ОЖ и раскаленный пар наружу и спровоцирует ожоги.

Холодный воздух из отопителя

Этот вариант проявляется на некоторых моделях авто. Если пробка не успевает стравливать излишки давления, то воздух скапливается в радиаторе отопителя (высшая точка системы), из-за чего из него идет только холодный воздух при любых настройках.

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Чтобы определить, пробита ли прокладка ГБЦ, нужно запустить печку на самой высокой температуре и снять патрубок на выходе из радиатора отопления. Когда пойдет ОЖ, быстро надеть патрубок и затянуть. Если через какой-то промежуток времени тепло пропадет, скорее всего, проблема именно в прокладке.

Скачки температуры двигателя

Когда газы идут в ОЖ, то могут скапливаться перед термостатом, так как он не выпускает жидкость. Из-за этого теплопередача нарушается и узел срабатывает с заметным запозданием, и температура поднимается заметно выше, чем обычно.

После открытия термостата температурные показатели нормализуются, после чего процесс повторяется заново. Поэтому скачки наблюдаются постоянно, нет нормального температурного режима. Со временем проблема может усугубиться еще больше.

Чтобы точно узнать, что виновата прокладка, а не термостат, нужно заглянуть в расширительный бачок. Там будет много пузырьков воздуха.

Водомасляная эмульсия или капли воды на щупе двигателя

Этот вариант легко определить по щупу. На нем будет эмульсия белесого цвета. Если пробой небольшой, эмульсия может быстро расслаиваться после остановки двигателя, но на щупе можно увидеть капельки воды – это конденсат.

Второй вариант – масляная пленка в расширительном бачке ОЖ. Это обратный процесс, когда масло попадает в систему охлаждения. Увидеть несложно, но лучше делать это после того, как машина постоит какое-то время.

Способы диагностики

Есть несколько простых методик, помогающих определить проблему даже неопытному автовладельцу. Для проверки не нужно специальное оборудование, все делается таким образом:

Еще один вариант проверки газов в антифризе – обычный презерватив. Натянуть его на горловину расширительного бачка и дать поработать двигателю несколько минут. Если он надувается – в системе избыточное давление.

Можно ли ездить на авто?

Все специалисты единодушны – ездить с пробитой прокладкой ГБЦ нельзя без крайней необходимости. Конечно, есть вероятность, что машина пройдет не одну сотню и даже тысячу километров без проблем, но может быть и наоборот – двигатель выйдет из строя очень быстро.

Если определить и устранить проблему с прокладкой на первых этапах ее возникновения, то шансы на быстрый и недорогой ремонт намного выше. Ехать можно только в случае крайней необходимости, когда нет другого выхода.

Что делать если пробило прокладку ГБЦ

Когда проблема обнаружена, нужно менять прокладку как можно скорее. Она стоит недорого, но при этом придется приобретать и другие детали. Болты, которые держат головку нужно также менять. Обязательно проверяется плоскость, прилегающая к блоку. При необходимости производится шлифовка, которая стоит денег.

Сам процесс замены несложен, но нужно убрать все мешающие узлы, слить жидкости, отсоединить разъемы датчиков. Работа кропотливая, поэтому, если опыта нет, лучше поручить ее специалистам.

После замены обязательно какое-то время следить за двигателем, чтобы убедиться, что все сделано качественно.

Советы по выбору материала прокладки

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Часто возникает вопрос, какую прокладку ГБЦ лучше использовать – металлическую или паронитовую. На самом деле в продаже представлено три варианта, и у каждого есть свои особенности:

Нет смысла выбирать между паронитом или металлом, гораздо проще и дешевле взять композитный вариант, который почти не имеет недостатков. При правильной установке он прослужит долгие годы.

Обнаружить, что прокладка ГБЦ пробита, намного проще, чем кажется на первый взгляд. Если знать основные признаки и проверять по рекомендациям специалистов, то в 99% случаев автовладелец сможет определить проблему самостоятельно. Главное – вовремя заменить прокладку.

Источник

Прогорела прокладка головки блока цилиндров: симптомы неисправности

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

За герметичность соединения блока цилиндров и головки блока цилиндров отвечает прокладка ГБЦ. Указанная прокладка позволяет реализовать герметизацию камеры сгорания и каналов рубашки охлаждения, по которым движется охлаждающая жидкость. Прокладка может быть изготовлена из тонкого металла. Вторым доступным вариантом является армированный паронит, который дополнительно имеет металлическую окантовку в тех местах, где в прокладке выполнены отверстия под камеру сгорания.

Прогар или пробой прокладки головки блока цилиндров представляет собой серьезную и достаточно распространенную неисправность. Вполне очевидным ответом на вопрос, можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ, является необходимость срочного ремонта. Следует добавить, что при незначительной потере герметичности передвигаться своим ходом на автомобиле можно, но подобный дефект желательно устранить в срочном порядке. В том случае, если сильно пробило прокладку гбц и явно заметны признаки поломки, эксплуатация ДВС запрещена.

Причины поломки и как проверить прокладку ГБЦ

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Последствия для двигателя могут быть губительными даже при кратковременной езде на авто с указанной проблемой. В случае игнорирования пробоя прокладки головки блока цилиндров даже после небольшого пробега возникает необходимость капитального ремонта.

Указанная поломка может возникнуть как в бензиновом, так и в дизельном двигателе, в агрегате с турбонаддувом или атмосферном варианте. Пробой прокладки требует правильной и своевременной диагностики. Указать на проблему на ранней стадии может повышение расхода топлива, затрудненный пуск двигателя и неустойчивая его работа, снижение мощности ДВС, падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, низкая компрессия в цилиндрах.

Наиболее частыми причинами пробоя или прогара прокладки головки блока цилиндров являются:

Перегрев двигателя является основной причиной пробоя прокладки головки блока цилиндров. Возникает перегрев мотора по разным причинам, начиная от неисправности системы охлаждения и заканчивая такими явлениями, как детонация двигателя или калильное зажигание. Как металлические (асбестовые) прокладки, так и паронитовые в таких условиях обычно не выдерживают растущей температуры во время перегрева и прогорают. После такого прогара прочность прокладки становится меньше и ее выдувает.

В списке последствий перегрева силового агрегата также отмечается искривление головки блока цилиндров, а точнее ее плоскости. В обиходе встречается определение «ГБЦ повело». Чаще всего ведет головку блока от перегрева в том случае, если материалом ее изготовления является алюминиевый сплав. Отметим, что головки из чугуна более устойчивы к высокой температуре, хотя в ряде случаев могут возникнуть трещины. Если головку повело, тогда подобное искривление устраняется при помощи шлифовки. В целях профилактической меры (без необходимости) шлифовка головки блока цилиндров не рекомендуется.

Признаки пробитой прокладки ГБЦ

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Если прогорела прокладка гбц или ее пробило, тогда в списке основных симптомов подобной неисправности отмечены:

В том случае, если выхлопные газы прорываются в месте, где головка блока стыкуется с блоком цилиндров, тогда это явный признак пробитой прокладки ГБЦ. Данное явление также сопровождается значительным повышением шума во время работы двигателя. Заметный выход отработавших газов наружу через пробитую прокладку встречается не часто, при этом диагностируется достаточно легко. В случае разрыва внешней оболочки прокладки на внешних поверхностях мотора в месте соединения головки и блока также могут проявиться потеки ОЖ или моторного масла. Среди признаков, которые требуют более тщательного осмотра, выделяют:

Стоит добавить, что в случае прогара прокладки головки блока между камерами сгорания может происходить смешивание отработавших газов и топливно-воздушной смеси в смежных цилиндрах. Чаще неисправность проявляется в виде неустойчивой работы холодного мотора, которая нормализуется после прогрева. Указанные сбои в работе ДВС могут быть вызваны различными неполадками. Что касается проверки прокладки, то для точной диагностики необходимо произвести замеры компрессии двигателя. Если отмечается схожее по показателям падение компрессии в соседних цилиндрах, тогда вполне вероятен дефект прокладки ГБЦ.

Как менять прокладку головки блока цилиндров правильно

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Начнем с того, что снятие головки блока цилиндров на некоторых моторах является сложной и трудоемкой процедурой, которая требует слива техжидкостей, демонтажа отдельных агрегатов и узлов. При замене прокладки ГБЦ необходимо убедиться в том, что головка имеет максимально ровную плоскость прилегания к блоку цилиндров.

На прилегающих поверхностях не допускается наличие грязи, глубоких царапин и других дефектов. Если головка блока шлифовалась, тогда необходимо отдельно учитывать толщину снятого слоя с прилегающей поверхности.

В обязательном порядке необходимо соблюдать рекомендуемую последовательность и усилие во время затяжки болтов ГБЦ. Для получения точных данных завод-изготовитель двигателя и производители прокладок головки блока цилиндров предоставляют схему, по которой необходимо производить затяжку крепежей. Также указывается рекомендуемое усилие (момент) затяжки. Добавим, что при замене прокладки ГБЦ рекомендуется также заменить болты крепления. После выкручивания при последующей затяжке с должным усилием старые шпильки не выдерживают нагрузки, в результате чего болт ломается.

В том случае, если шпилька ГБЦ обломалась, но прокладка не прогорела, тогда отломанную часть необходимо выкрутить. После этого болт в обязательном порядке меняется на новый. Для удаления сломанного болта можно воспользоваться простым способом, который предполагает приваривание при помощи сварки к остатку болта металлической трубки. Указанная трубка должна иметь меньший диаметр сравнительно с болтом. Трубка прикладывается к сломанной шпильке и обваривается изнутри. На верхнюю часть трубки можно также наварить гайку, после чего без особых трудностей удается выкрутить сломанную шпильку.

Нужно ли протягивать ГБЦ после замены прокладки

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Как уже было сказано выше, в процессе замены прокладки повышенное внимание уделяется болтам крепления, а также правильности затяжки. Головку необходимо затягивать только с рекомендуемым усилием по четко определенной схеме (последовательности). Перетяжка или недостаточное затягивание являются недопустимыми.

Перетянутые болты ГБЦ могут привести к тому, что произойдет отрыв головки крепежного болта. Потеря прижимного усилия будет означать, что головка блока не прилегает достаточно плотно, происходит потеря герметичности и прокладку снова пробивает.

Головку нужно обязательно протянуть в том случае, ели замечены потеки в области стыка с блоком цилиндров. Для этого необходимо воспользоваться динамометрическим ключом и произвести затяжку с тем усилием, которое рекомендуется производителем автомобиля для протяжки головки на конкретном двигателе.

Металлическая или паронитовая прокладка ГБЦ: что лучше

Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть фото Что будет если прогорит прокладка гбц. Смотреть картинку Что будет если прогорит прокладка гбц. Картинка про Что будет если прогорит прокладка гбц. Фото Что будет если прогорит прокладка гбц

Многие автолюбители задаются вопросом, какая прокладка гбц лучше, металлическая или паронитовая. По утверждениям специалистов и автомехаников, металлическая прокладка головки блока цилиндров способна выдержать большие нагрузки сравнительно с прокладкой из армированного паронита. Особенно это касается двигателей с турбонаддувом и форсированных ДВС, на которых быстро продувает паронитовые прокладки ГБЦ после установки.

Также необходимо добавить, что между группами отверстий в прокладках стенки очень тонкие. По этой причине на срок службы металлических или паронитовых прокладок в первую очередь влияет правильность и точность во время установки, а уже потом материал изготовления. Результатом неправильной установки становится то, что прокладка быстро прогорает, после замены прокладки гбц машина не заводится или раздается стук поршней. Последний случай более характерен для дизельных двигателей, когда поршень может задевать кромку прокладки.

Советы и рекомендации

Если диагностика показала, что прокладка головки блока прогорела, тогда дальнейшая эксплуатация автомобиля крайне не рекомендуется. Возможные последствия для двигателя и расходы на их устранение могут оказаться в десятки раз больше по сравнению с тем, сколько стоит прокладка головки блока цилиндров и работа по ее замене. На разные модели автомобилей стоимость прокладки может составлять от 15 до 50 у.е. Крепежные болты в среднем обойдутся в 10-20 у.е.

Отдельно стоит обратить внимание на вопрос, можно ли использовать прокладку гбц повторно. Однозначным ответ не может быть даже в том случае, если прокладка находится в идеальном состоянии. Как показывает практика, в случае необходимости снятия ГБЦ лучше произвести профилактическую замену прокладки и крепежей.

Напоследок добавим, что повышенное внимание необходимо уделить качеству прокладки. С учетом сложности и объема работ по демонтажу головки блока цилиндров лучше сразу купить фирменную оригинальную прокладку или аналог известного производителя, чем повторно снимать головку через 10-15 тыс. км. Покупка прокладки надлежащего качества будет полностью оправдана даже при учете более высокой стоимости (на 25-50%) по сравнению с более доступными по цене бюджетными вариантами в группе подобных изделий.

Источник

5 основных признаков пробитой прокладки ГБЦ

В автомобильном двигателе практически нет незначительных или второстепенных деталей. Каждый болт, гайка или прокладка имеет свое назначение и является незаменимым элементом. Прокладка блока цилиндров (ГБЦ) выполняет настолько важную функцию, что при неработоспособности этой детали двигатель может быть поврежден и надолго выведен из строя.

Что такое прокладка гбц

Прокладка ГБЦ представляет собой прессованную плоскую пластину, на которой сделаны отверстия для цилиндров, каналов системы охлаждения и смазки. В местах, где на материал изделия может оказываться значительное давление (камера сгорания, масляная магистраль) впрессованы металлические вставки. Таким образом удается сохранить изделие от прорыва среды из одной рабочей системы в другую при работе мотора.

Прокладка ГБЦ служит для надежной герметизации блока цилиндров с головкой. Благодаря наличию этого элемента удается также в значительной степени компенсировать тепловые расширения обеих деталей.

Прокладка под ГБЦ может также использоваться с целью тюнинга двигателя. Например, изменением толщины этого изделия можно регулировать степень сжатия в цилиндрах. При увеличении толщины ГБЦ появляется возможность использовать более дешевые сорта топлива без возникновения эффекта детонации, а при уменьшении – существенно возрастает мощность двигателя. Можно использовать одновременно более одной прокладки, но в этом случае прочность узла существенно уменьшается.

Можно ли ездить с пробитой прокладкой ГБЦ

Использование автомобиля с пробитой прокладкой ГБЦ не рекомендуется. Возможность непродолжительной эксплуатации возможна только при внешних прорывах, которые происходят крайне редко. Если нарушена герметичность системы смазки, то двигатель очень скоро начнет работать в условиях масляного голодания, что может привести к необходимости выполнения капитального ремонта силового агрегата.

Если незначительно потекла охлаждающая жидкость из блок наружу, то можно без проблем доехать до места ремонта, конечно, при условии, что антифриз вытекает только наружу.

Сложность определения степени повреждения прокладки ГБЦ в дорожных условиях не позволяет принять решение правильное на 100%, поэтому если есть возможность вызвать эвакуатор или доставить автомобиль к месту стоянки на гибкой сцепке, то следует воспользоваться таким вариантом.

Признаки пробития прокладки

Пробой прокладки ГБЦ не всегда удается вовремя заметить, поэтому водитель может продолжительно эксплуатировать машину в аварийном режиме. Часто целостность изделия нарушается только изнутри, поэтому не наблюдается каких-либо изменений на самой прокладке или на рядом расположенных элементах двигателя. Кроме того, можно ошибочно принять за внешние проявления такой поломки негерметичность прокладки крышки головки блока цилиндров. Наиболее часто место пробоя локализуется следующим образом:

Практически всегда пробой прокладки ГБЦ можно обнаружить по нарушению работы двигателя либо по наличию посторонних веществ в масляной магистрали или в системе охлаждения.

Повреждение прокладки ГБЦ между цилиндрами

Если цилиндры в блоке распложены слишком близко, то может произойти пробитие металлической вставки в местах соприкосновения гильз. Такую поломку очень сложно идентифицировать, но положительный момент такого события заключается в том, что даже продолжительная эксплуатация мотора не приведет к его критическим повреждениям.

Сложность определения повреждения ГБЦ между цилиндрами заключается в том, что последствия, которые появляются при этом, могут определяться как неисправность системы зажигания или нарушения в работе газораспределительного механизма. Наиболее распространенными симптомами в ситуации, когда прогорела прокладка ГБЦ между цилиндрами, являются:

Поэтому часто водитель продолжительное время не может понять, какой именно узел ответственен за перебои в работе двигателя, и пытается найти причину в неисправности совершенно иных механизмов и систем.

Снижение уровня антифриза и/или газы в расширительном бачке

Прогар прокладки ГБЦ может произойти таким образом, что выхлопные газы попадают в систему охлаждения двигателя. Чтобы обнаружить такое последствие прогоревшей детали достаточно открутить крышку расширительного бачка. При значительном прорыве прокладки в системе охлаждения будет наблюдаться бурление, но даже при небольшом отверстии из камеры сгорания в жидкостную рубашку, можно обнаружить небольшую дымку.

При прорыве металлической окантовки прокладки в охлаждающую магистраль, возможен значительный расход охлаждающей жидкости. Связано это с тем, что в фазе наполнения цилиндров горючей смесью, антифриз будет просачиваться в цилиндр. Из цилиндра жидкость испаряется в результате нагрева и поступает вместе с выхлопными газами либо выливается через выпускной клапан, если в камеру сгорания поступает значительное количество ОЖ.

Если снижение уровня антифриза происходит на фоне нестабильной работы мотора, а внешние проявления утечки отсутствуют, то с высокой долей вероятности можно предполагать прорыв прокладки блока цилиндров.

Появление масляной пленки в системе охлаждения

Прокладку ГБЦ может пробить в месте расположения масляной магистрали. Смазка подается в двигателе под большим давлением, поэтому даже при наличии незначительного повреждения масло начнет просачиваться в систему охлаждения. Обнаружить пробой прокладки можно по наличию масла в расширительном бачке. При незначительной утечке может обнаруживаться тонкая жирная пленка, но, как правило, такой прорыв прокладки ГБЦ сопровождается образованием значительного количества эмульсии.

Если происходит прорыв масла в систему охлаждения, то его количество резко уменьшается. Если вовремя определить проблему, то это позволит избежать необходимости выполнения капительного ремонта двигателя, но если масляное голодание будет продолжаться долго, то произойдет существенный износ всех входящих во взаимодействие внутренних деталей.

Холодный воздух из отопителя – признак пробоя прокладки ГБЦ

Если прокладка ГБЦ пробивает, то может не работать печка. Взаимосвязь этих двух элементов двигателя просматривается, если понимать, что отводимое от блока цилиндров тепло сразу направляется к радиаторам. Дело в том, что при разгерметизации камеры сгорания отработанные газы могут попадать в рубашку двигателя, а затем перемещаться в патрубки, где могут образовывать пробки.

Если печка перестает работать при наличии постоянного снижения уровня антифриза в расширительном бачке, то, в этом случае, следует проверить целостность прокладки. Перед тем как приступить к разборке двигателя не лишним будет заглянуть в расширительный бачок во время работы двигателя. Если в нем будет обнаружен дым, то следует как можно скорее заглушить мотор, слить антифриз и заменить прокладку ГБЦ.

Другие признаки пробитой прокладки ГБЦ

Кроме перечисленных симптомов пробития прокладки ГБЦ следует также обращать внимание и на менее часто встречающиеся признаки неисправности. Среди проявлений этой «патологии» могут быть:

При подозрении на внутренний пробой прокладки ГБЦ водителю следует внимательно посмотреть на масляный щуп. Если на нем будут обнаружены следы эмульсии, то следует установить источник попадания влаги в смазку.

Признаки перегрева двигателя

Если пробивает прокладку ГБЦ, то температурный режим двигателя может иметь значительные отклонения. Характерным признаком неисправности является быстрый переход автомобиля от работы в нормальном температурном режиме к перегреву. Связано это с тем, что при небольшом разрыве металлической окантовки выделение газов в систему охлаждения может осуществляться только при определенных условиях. Например, машина может эксплуатироваться в стандартном режиме, но как только значение температуры ОЖ достигает определенных значений, двигатель практически моментально закипает. Не всегда поломку удается заранее обнаружить, что вызывает вытеснение антифриза в расширительный бачок и просачивание его через предохранительный клапан из-за повышенного давления в системе.

Когда внешних признаков перегрева еще нет, то водителя может насторожить существенное снижение мощности мотора. Если при этом значение термометра на приборной доске приближается к максимальному значению, то следует остановить автомобиль и заглушить двигатель.

Перегрев двигателя, как правило, наблюдается при прорыве прокладки в местах примыкания цилиндров к жидкостной рубашке. Если этот симптом отсутствует, но имеются другие признаки пробоя прокладки ГБЦ, то не следует их игнорировать даже в том случае, если силовой агрегат работает без перебоев.

Как узнать, что прокладка ГБЦ пробита

Не всегда перечисленные симптомы могут однозначно указывать на пробитие прокладки. Двигатель автомобиля может троить по причине вышедшей из строя свечи зажигания, а перегрев часто наблюдается из-за элементарного игнорирования правил замены антифриза. Снимать головку блока цилиндров и каждый раз проверять прокладку на пробитие – это необоснованная трата времени и денег (прокладку ГБЦ придется заменить в любом случае). Поэтому важно знать основные правила определения нарушений целостности этого изделия «неинвазивными» методами.

Следует также предостеречь водителей о принятии поспешных решений даже в том случае, когда источник ненормальной работы двигателя, на первый взгляд, очевиден. Даже наличие дыма и масла в системе охлаждения, а жидкости в смазке еще не означает того, что прокладка ГБЦ повреждена. Например, если автомобиль использовался зимой с сильно разбавленным водой антифризом, то образование льда в узких металлических каналах может привести к их разрыву, что станет причиной аналогичных проявлений.

Пробитую прокладку ГБЦ легко обнаружить, если ее разрыв произошел наружу. Место подтекания масла, тосола или вырывающегося в подкапотное пространство дыма не составит большого труда обнаружить без использования дополнительных инструментов и приборов. С определением внутреннего пробоя могут наблюдаться серьезные затруднения. Автолюбители и профессиональные мастера уже не одно десятилетие имеют дело с такой неприятностью, поэтому методом проб и ошибок были найдены несколько наиболее точных способов позволяющих обнаружить повреждения прокладки ГБЦ.

Почему пробивает прокладку

Прокладок в двигателе автомобиля несколько десятков, но изделие между блоком цилиндров и головкой пробивает чаще всего. Связано это с тем, что эта деталь работает в очень жестких условиях. Конечно, инженеры-разработчики автомобильных деталей предусмотрели эту особенность эксплуатации, но, достаточно относительно небольшого превышения рабочих параметров, чтобы материал прокладки ГБЦ не выдержал нагрузки.

Эта деталь рассчитана на работу в условиях повышенных температур и давления, но бывают случаи, когда мотор перегревается или внутри цилиндропоршневой группы возникает повышенное давление в результате детонации горючего.

Водитель может залить воду вместо антифриза и забыть слить ее перед наступлением холодов. Расширяющийся лед может легко повредить этот элемент, также вызывая значительные повреждения. Кроме того, при эксплуатации в холодном климате на начальном этапе прогрева металлические детали могут быть недостаточно хорошо прижаты, что может вызвать прорыв газов или масла в прокладке.

Могут встречаться также совершенно «экзотические» поломки прокладки ГБЦ, например, в результате внешнего механического воздействия при ремонте или во время аварии. Далее будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины выхода из строя этой детали.

Почему прогорает прокладка ГБЦ при перегреве

Прогоревшая прокладка ГБЦ в результате перегрева двигателя – это наиболее вероятная причина выхода из строя этой детали на новом автомобиле. Если машина была приобретена в автосалоне, а водитель уже в течение первого месяца эксплуатации столкнулся с такой проблемой, то это означает, что был грубо нарушен тепловой режим работы мотора. Часто такая неприятность происходит с неопытными водителями, которые большое внимание уделяют дорожной обстановке и не следят за приборами и предупреждениями автоматических систем о перегреве силового агрегата.

Прокладка может прогореть из-за снижения уровня антифриза ниже минимально допустимых значений. Головка блока находится довольно высоко, поэтому большая часть утечек по причине негерметичности элементов системы охлаждения неминуемо приводят к снижению уровня антифриза ниже положения этой детали.

При эксплуатации машины в жарком климате следует постоянно следить за наличие достаточного количества антифриза в двигателе автомобиля. Если длительное время не доливать тосол или иную охлаждающую жидкость, то ее уровень опустится по причине испарения.

Оригинальная деталь рассчитана инженерами на определенную нагрузку, поэтому при стандартных условиях эксплуатации прогорание прокладки случается редко. Совсем иная ситуация наблюдается, когда при замене изделия была установлена подделка. В этом случае, езда будет недолгой даже при умеренном стиле вождения и правильном техническом обслуживании двигателя внутреннего сгорания.

Неправильное усилие при затяжке болтов ГБЦ

Головка к блоку цилиндров крепится посредством длинных шпилек из прочной стали. Затяжка этих элементов осуществляется с определенным усилием и в правильной последовательности. Если последний ремонт со снятием ГБЦ осуществлялся неквалифицированным специалистом, то гайки болтов крепления головки могли быть затянуты недостаточно хорошо либо со значительным перекосом. Если ремонт автомобиля осуществляется своими силами, то перед установкой головки блока цилиндров следует ознакомиться с рекомендации по затягиванию резьбовых соединений.

Причина разрыва прокладки блока цилиндров заключается в том, что при неправильной затяжке болтов этот элемент недостаточно плотно прилегает к металлическим поверхностям. Выхлопные газы, моторное масло или антифриз «находят» слабые места и прорывают их.

При длительной эксплуатации автомобиля следует также помнить о том, что через определенное количество километров пробега требуется подтяжка болтов ГБЦ. Эту процедуру также следует выполнять с учетом максимального усилия и в правильной последовательности. Часто бывает так, что повело головку блока цилиндров только потому, что болты неравномерно были затянуты различным моментом. Если изменение геометрии этой детали не определить вовремя, то прокладка ГБЦ будет постоянно прогорать из-за неравномерного прилегания параллельных плоскостей.

Пробило прокладку ГБЦ? Причина в некачественном материале

Если пробило прокладку под головкой, то, возможно, причиной разгерметизации изделия является некачественный материал. При покупке новой детали следует обязательно осмотреть её поверхность. Если будут обнаружены следы ржавчины, локального истончения или царапины, то от покупки следует отказаться. Неправильное хранение может стать причиной невозможности использовать изделие, поэтому транспортировку изделия желательно осуществлять завернутым в бумажный материал в горизонтальном положении, при этом должны быть исключена вероятность физического воздействия на запчасть.

Технический изъян может быть заложен еще на стадии производства изделия. Например, фирмы, выпускающая прокладки ГБЦ, в целях экономии денег могут использовать недостаточно прочные или термоустойчивые материалы. Произведенные по такой «технологии» запчасти будут постоянно пробивать, вне зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Если в очередной раз пробило прокладку, то следует сменить производителя изделия, либо проверить не поведенная ли головка блока установлена на автомобиль. Оптимальным решением проблемы будет являться приобретение оригинальной запасной части у производителя автомобиля. Даже если стоимость детали будет в несколько раз превышать цену прокладки на местном рынке автозапчастей, рекомендуется отдать предпочтение именно такому изделию, чтобы надолго забыть о необходимости ремонтировать двигатель.

Дополнительные причины

Кроме перечисленных причин выхода из строя прокладки ГБЦ целостность изделия может быть нарушена по причине выполнение ремонта двигателя внутреннего сгорания неквалифицированными специалистами. Нарушения последовательности затяжки болтов ГБЦ является лишь частным случаем. Прокладка может быть установлена в неправильном положении либо использовано неподходящее по размеру изделие (например, может применяться по ошибке запчасть для форсированного двигателя, у которого внутренний диаметр цилиндра немного больше, чем у стоковой модели).

Повреждения прокладки во время установки также не редкость. При этом могут отсутствовать видимые разрывы материала, но даже небольшие вмятины и микротрещины станут хорошим основанием для образования прогара или пробоя прокладки под давлением выхлопных газов.

Не всегда погрешности в ремонте двигателя, приводящие к выходу из строя прокладки ГБЦ могут быть допущены при выполнении ремонтных работ в области блока цилиндров и головки. Например, при настройке работы масляной магистрали неопытный мастер может чрезмерно затянуть перепускной клапан масляного насоса, наличие которого позволяет избежать повышение давления смазочной жидкости выше заданных пределов. В результате, прокладку может прорвать в месте прохождения масла между блоком и головкой.

Существенное смещение момента зажигания может привести к взрывной разгерметизации камеры сгорания. Учитывая тот факт, что цилиндры изготавливаются с высокопрочного металлического сплава довольно большой толщины, слабым звеном может оказаться прокладка ГБЦ.

Как проверить прокладку ГБЦ

Проверить прокладку ГБЦ на исправность можно в условиях гаража и, в большинстве случаев, без привлечения дополнительной рабочей силы. Для этой цели не потребуется использовать сложные инструменты и оборудование. Специальных знаний также не требуется, но необходима внимательность, ведь только при правильном следовании пошаговым инструкциям можно корректно оценить состояние детали, лишь незначительная часть которой может быть исследована визуально.

Среди наиболее информативных методов выявления утечки выхлопных газов через прокладку в каналы системы охлаждения, являются:

Также может быть подвергнута различным испытаниям головка блоков цилиндров, если перед установкой этой детали есть подозрение на образование микротрещин. Более подробно данные методы обнаружения неисправностей будут изложены далее.

Как определить пробитую прокладку ГБЦ с помощью перчатки, пакета или воздушного шара

Проверка прокладки ГБЦ может осуществляться и использованием подручных средств. Наиболее простым способом определения негерметичности является использование воздушного шара, перчатки или пакета. Обязательным условием успешности диагностического исследования является полная герметичность перечисленных предметов. Работа выполняется в такой последовательности:

Если после запуска мотора шарик или иной предмет, установленный на горловину расширительного бачка, начнет увеличиваться в объеме, то это будет говорить о том, что выхлопные газы поступают в систему охлаждения из камеры сгорания.

Данный способ диагностики позволяет определить пробой прокладки только в случае, когда разгерметизация будет располагаться в местах примыкания системы охлаждения к цилиндру.

Как понять, что пробита прокладка ГБЦ с помощью бутылки

С помощью бутылки также можно обнаружить наличие выхлопных газов в системе охлаждения автомобиля. Для выполнения диагностической операции следует подготовить прозрачную емкость, наполненную на 2/3 водой. Затем следует изготовить деревянную затычку для расширительного бачка, с помощью которой можно плотно закрыть горловину. В середине самодельной пробки необходимо сделать отверстие дрелью. Диаметр сверла следует подобрать таким образом, чтобы внутри затычки шланг помещался с небольшим натягом. Плотное прилегание внешней поверхности к горловине также является залогом успешного диагностирования.

Проверка пробоя прокладки с помощью бутылки осуществляется в такой последовательности:

Если произошел пробой прокладки в месте нахождения металлической окантовки цилиндров, то попадающие в систему охлаждения газы будут поступать в расширительный бачок, а затем по шлангу в бутылку с водой. Выделение пузырьков из трубки однозначно укажет на прогар внутренней детали двигателя.

Проверка на микротрещины

Часто симптомы, появляющиеся при прогаре прокладки ГБЦ, идентичны ситуациям, когда в головке блока цилиндров появляются микротрещины. Если не проверить эту деталь на герметичность, то заменой прокладки невозможно будет избавиться от технических проблем.

Проверять наличие трещин ГБЦ можно различными способами, большая часть которых доступна каждому владельцу автомобиля. Наиболее информативными методами диагностиками является использование жидкости, магнитного порошка и воздуха под давлением.

Магнитно-порошковая проверка

Данный метод отлично подходит для выявления незначительных по размеру трещин, которые бывает сложно определить на глаз. Для выполнения работы следует заготовить порошок из ферромагнетика. Также понадобятся мощные магниты. Диагностика заключается в размещение магнитов со всех сторон головки блока цилиндров, с последующим рассыпанием на ее поверхности ферромагнетика. Порошок начнет притягиваться к магнитам, поэтому будет находить ближайший путь, который лежит через трещины в материале. По скоплению металлической стружки получится точно определить наличие места разгерметизации.

С помощью жидкости

Для визуального определения трещин можно использовать специальную красящую жидкость. Прежде чем приступить к нанесению диагностического состава на головку блока цилиндров, ее поверхность следует тщательно вымыть ацетоном или бензином. Далее работа выполняется в такой последовательности:

При наличии трещин головки блока цилиндров их можно будет легко обнаружить по цветным полосам на поверхности.

Проверка под давлением

Проверка головки блока под давлением может осуществляться двумя способами: с погружением в воду и без погружения. Проведение диагностической операции с помещением ГБЦ в емкость с жидкостью осуществляется в такой последовательности:

Выделение пузырьков на поверхности головки блока цилиндров укажет на наличие негерметичности системы охлаждения.

Аналогичным образом можно провести проверку ГБЦ, но без погружения в жидкость. Достаточно обработать поверхность головки мыльным раствором и подать давление внутрь изделия, чтобы по образовавшимся пузырькам определить место локализации разлома металла.

Что делать при пробитии прокладки ГБЦ

Если повреждена главная прокладка в машине, то лучше воздержаться от дальнейшего использования транспортного средства. При эксплуатации машины возможны сильные и частые перегревы мотора, повышенный износ трущихся деталей, увеличение расхода топлива и нестабильная работа автомобиля. В ситуации, когда поломка была обнаружена в гараже можно приступить к немедленному устранению неисправности. Если прогорела прокладка ГБЦ в пути, то ехать далее не следует.

При подозрении на пробитие прокладки в систему охлаждения рекомендуется как можно скорее слить часть антифриза таким образом, чтобы его уровень оказался ниже неисправной детали. Таким образом удастся избежать утечки жидкости в цилиндры и в масляный поддон.

При недостаточном уровне знаний и опыта, замену прокладки ГБЦ лучше доверить профессионалам. Следует заранее договориться со специалистами о времени, когда можно посетить мастерскую. В автосервис транспортное средство следует доставить на эвакуаторе.

Какая прокладка ГБЦ лучше. Правила выбора

От качества материала и соблюдения технологии изготовления детали, будет зависеть продолжительность эксплуатации прокладки головки блока цилиндров. Учитывая сложность операции по замене изделия и высокой вероятности повреждения других деталей двигателя при пробое, запчасть для замены следует подбирать наиболее тщательно. Прокладка ГБЦ может быть изготовлена из металла, асбеста и паронита. Каждый материал имеет свои преимущества и недостатки, поэтому владельцу автомобиля следует подробно изучить свойство каждой разновидности.

Металлические прокладки ГБЦ

ГБЦ прокладки могут быть полностью изготовлены из металла. Преимущество такого изделия в высокой прочности. К сожалению, такие изделия не лишены недостатков. Металл невозможно сжать таким же образом, как другие материалы, поэтому при наличии на блоке цилиндров или на головке глубоких царапин, по ним может происходить выделение газа, масла или охлаждающей жидкости между полостями.

Асбестовые прокладки ГБЦ

Асбестовые прокладка головки блока цилиндров отлично вжимаются в металл с обеих сторон, что позволяет получить идеальные характеристики герметичности. Материал обладает отличными показателями температурной устойчивости и мало изменяется в размерах при нагревании, но его прочность относительно невелика. У этого типа прокладок ГБЦ вокруг цилиндра имеется тонкая металлическая окантовка, которая чаще всего прогорает.

Безасбестовые прокладки головки блока цилиндров

Асбестовые прокладки ГБЦ постепенно вытесняются более современными изделиями из композитных материалов. Преимущество этого материала заключается в отсутствии усадки в процессе эксплуатации, хорошему прилеганию к металлическим поверхностям, возможности выдерживать повышенное давления и температуру.

При выборе новой прокладки ГБЦ после шлифовки головки блока важным критерием является толщина изделия. Вне зависимости от материала, из которого изготовлена деталь, чем большее количество металла было снято при выполнении работ, тем большая высота должна быть у устанавливаемого изделия.

Прокладка ГБЦ является важнейшей деталью двигателя внутреннего сгорания. Своевременная замена детали при прогорании позволит использовать автомобиль сразу после ремонта, но только при условии, что использовалась качественная запчасть, а работа была доверена квалифицированному мастеру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *