Что будет если произойдет разгерметизация самолета
Разгерметизация самолета: что происходит на высоте
Как известно, при авиакатастрофах может произойти так называемая разгерметизация салона. О ней ходит множество различных легенд и слухов. Что такое разгерметизация салона самолета и это обязательно приводит к катастрофе? Что происходит с человеком при разгерметизации самолета на высоте?
Не всегда она приводит к полной гибели самолета и к смерти самих пассажиров. Например, Аэробус А320 в Сомали смог долететь до аэропорта с дырой в фюзеляже. Пассажиры воспользовались кислородными масками, и абсолютно никто не пострадал. Причины разгерметизации могут быть разные, как и последствия.
Что такое разгерметизация?
По сути, это нарушение целостного покрова самолета или полное разрушение одной из его частей, вследствие чего происходит падение давления и уровня кислорода внутри салона.
Причины могут быть разные. Одна из самых распространенных, человеческая ошибка — сюда можно отнести невнимательность инженеров при осмотре самолета перед отправкой его в рейс, а также халатность и непрофессионализм действий летчиков.
Если происходит взрывная декомпрессия, то самолет может сильно разрушиться.
Например, гибель рейса HCY522, следующего в Прагу, произошла по ошибке инженеров. Они отключили автогерметизацию в кабине пилотов, в результате чего самолет упал, врезавшись в гору, рядом с г. Афины.
Также разгерметизация может произойти по чисто технической причине. Или к примеру вследствие взрывной декомпрессии.
Например, в случае рейса AQ 243, которые летел из Гавайи в Гонолулу. Через 23 минуты у лайнера сорвало верхнюю часть фюзеляжа в носу самолета.
Пилотам удалось посадить самолет, но все же один человек погиб. Стюардессу снесло от потока воздуха. Причиной аварии стала коррозия металла и его многочисленные повреждения.
Влияние разгерметизации на пассажиров
Итак, что происходит с пассажирами при разгерметизации самолета? В первую очередь, это, конечно, кислородное голодание. На таких высотах, на которых, летают самолеты, уровень кислорода чрезвычайно низок, поэтому люди не могут перенести такую нагрузку.
При разгерметизации салона самолета следует, в первую очередь, странный свистящий звук. Многие пассажиры, пережившие это явление, говорят о том, что он появляется в первую очередь.
Затем выпадают кислородные маски, которые советуют сразу одеть детям, если вы путешествуете с ними, а затем уже надеть их самим.
Кислородные маски выпадают автоматически после разгерметизации.
Кислород в них рассчитан всего на 12 минут. Этого времени должно хватить пилотам, чтобы снизиться на ту высоту, когда уже можно спокойно дышать.
Что касается самих пилотов, то у них есть целые баллоны с кислородом, поэтому они могут управлять самолетом еще 2 часа после декомпрессии.
Главное! Если вы не наденете вовремя кислородную маску, то у вас начнется кислородное голодание. У вас наступит эйфория, головокружение, а затем вы просто потеряете сознание.
Кроме того, конечно, у пассажиров со слабым сердцем может произойти инфаркт из-за сильного стресса.
Последствия разгерметизации
Баротравма при разгерметизации самолета может быть одним из последствий для пассажиров при таком явлении.
Она может быть легкой — повреждение барабанных перепонок или легких, так и очень тяжелой.
Это происходит из-за резких перепадов давления. Внешне это проявляется в покраснении, а также в болезненных ощущениях для человека.
При разгерметизации ни в коем случае не паникуйте! А следуйте указаниям экипажа.
Конечно, при удачном исходе, вы можете отделаться легким испугом и шоком, от которого вы быстро придете в себя.
Например, так повезло пассажирам, летевшим рейсом 812 из Финикса в Сакраменто. В верхней части фюзеляжа образовалось отверстие. Пилоты совершили экстренную посадку, и никто не пострадал.
Если вы боитесь летать на самолете, обязательно прочитайте эту статью.
Разгерметизация салона: чем грозит и как себя вести
Пассажирские авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Они считаются опасным видом транспорта не только по этой причине. Если корпус фюзеляжа ненадежный, из-за перепада давления в нем может образоваться трещина. Как результат — разгерметизация самолета. Это повлечет за собой негативные последствия для членов экипажа и пассажиров.
Что происходит при разгерметизации
Современный кинематограф зрителю предоставляет массу фильмов, в которых в мельчайших подробностях показывают авиакатастрофы по причине разгерметизации. Многие люди, посмотрев эти картины, стараются не совершать полеты. Но так ли это на самом деле? Правда ли все, что нам показывают?
Наверняка все помнят уроки физики, на которых рассказывали про атмосферное давление. Его показатели на земле и в небе значительно отличаются. Соответственно, давление внутри самолета не такое, как в окружающем его пространстве во время полета.
При разгерметизации происходит выравнивание давления. Из салона выходит кислород. На высотах, которые предназначены для перелетов авиалайнеров, его недостаточно для обеспечения жизнедеятельности.
Что происходит с пассажирами? Их ожидают такие воздействия:
Первое, с чем столкнется человек — паническое состояние. Нужно постараться успокоиться, и слушать сообщения бортпроводников.
Важно. Авиакомпании оснащают самолеты всем необходимым оборудованием, которое используют в случае разгерметизации салона.
Причины
Сохранность герметичности авиалайнера зависит от многих факторов. К ним относят следующее:
Чтобы избежать разгерметизации во время полета в результате технических дефектов, конструкторы оснащают авиалайнеры прочными каркасами и обшивками.
Важно. Разгерметизация салона не оказывает негативного воздействия на работу двигателей. Самолет продолжает лететь в установленном скоростном режиме.
Существует два типа разгерметизации салона: аварийная и запланированная. Аварийная потеря герметизации происходит по разным причинам. Из-за перепадов давления самолет разрывает по частям. Все люди, находящиеся в это время на борту, обречены.
Полезно знать! При незначительных повреждениях, обшивка сохраняет свою целостность. В этом случае удается контролировать ситуацию.
Запланированную разгерметизацию проводят перед посадкой. Воздушные судна оснащены специальными клапанами. Пилот открывает их, тем самым выравнивая давление в салоне с давлением за бортом.
Действия при разгерметизации
Что делать, если салон самолета разгерметизировался? Во-первых, не стоит паниковать. Во многих случаях летальных исход для пассажиров фиксируют в результате их хаотичных и необдуманных действий.
Во-вторых, при разгерметизации самолета необходимо воспользоваться кислородными масками. В случае аварийной ситуации они автоматически выпадают из специальных верхних отсеков.
Запас кислорода позволит нормально дышать пассажирам и членам экипажа на протяжении 15 минут. Этого времени пилоту хватит, чтобы снизить самолет до высоты 3 км. На этом воздушном рубеже воздух не такой разряженный, и в нем присутствует достаточное количество кислорода.
В-третьих, нужно пристегнуть ремни. Это не даст пассажиру выпасть из кресла из-за сильного ветра. Если есть возможность, нужно помочь соседу выполнить это действие.
Все остальное зависит от профессионализма пилотов и членов экипажа. Во многих случаях удается избежать катастрофы.
Известные случаи разгерметизации
Первое подобное происшествие было зафиксировано в 1988 году. Самолет летел над Гавайскими островами. Произошла внезапная разгерметизация салона. Пострадала обшивка и часть основной конструкции. Несмотря на это, самолет удалось посадить. Один из членов экипажа получил смертельные ранения.
В 2005 году в воздушном пространстве вблизи Афин произошла постепенная разгерметизация салона. В результате этого самолет потерял управление и врезался в гору. Погибло 6 членов экипажа и 115 пассажиров.
В 2011 году в самолете, который совершал полет из Феникса в Сакраменто, образовалась дыра. Ее диаметр достигал 1,5 м. Благодаря слаженной работе персонала, авиалайнер удалось посадить. Никто не пострадал.
В 2015 году в Московском аэропорту за 20 минут до посадки произошла разгерметизация самолета. Он следовал по маршруту «Самара — Москва». В результате этой аварийной ситуации никто не пострадал.
Скидки и полезные ссылки для путешественников
Что будет с человеком, если самолет разгерметизируется?
Но вернемся к вопросу. Как я уже говорил, последствия будут зависеть от скорости утечки. При небольших скоростях система кондиционирования будет стараться компенсировать отток, а пилот — начнет быстро снижать самолет до высоты, на которой проточная система сможет обеспечить безопасность полета. Пассажиры при этом могут почувствовать заложенность ушей, от умеренной до выраженной, реже — боль в ушах. При длительном нахождении при низком давлении может развиться тошнота и головокружение. «Порог» неприятных последствий — около 4000-4500 метров. Соответственно, пилот будет снижаться до высоты, при которой система кондиционирования сможет обеспечить примерно 450-470 мм рт ст. При дальнейшем снижении давления головокружение почувствуют даже тренированные люди, а обычные могут начать терять сознание. Для того, чтобы этого избежать каждый пассажир получает кислородную маску. С подачей кислорода организм нетренированного человека успешно справится с падением давления уже до 250-300 мм рт ст — это соответствует высоте полета 8-9 километров. Такая ситуация невозможности снижения может возникнуть при полете, например, над океаном, вдали от аэродромов. Ведь чем выше летит самолет — тем меньше его расход горючего, и снижение до малых высот может обозначать, что топлива до аэродрома не хватит, даже до ближайшего. В целом, сравнительно плавная потеря давления с дачей кислорода ни к каким непоправимым последствиям не приведет.
Вторая категория ситуаций — взрывная декомпрессия. Это резкая, практически мгновенная потеря давления в салоне. Такая ситуация возникнет когда площадь мгновенно возникшего дефекта обшивки составит квадратные метры, а для крупных лайнеров, типа B737 или A380 — даже более десятка «квадратов». И вот эта взрывная декомпрессия (звучит то страшно как!) как раз и пугает больше всего. Но давайте обратимся к цифрам. Как мы уже договорились, давление в кабине самолета в нормальных условиях даже при полете на максимальной для пассажирского лайнера высоте (около 12 километров) не опускается ниже 550 мм. рт. ст. При взрывной декомпрессии — рассмотрим худший случай — перепад давления составит всего около 350-380мм. рт. ст. Много это или мало? Каждый, кто нырял в бассейне стандартной трехметровой глубины, испытывал перепад давления в 230 мм. рт. ст. при всплытии. Есть дискомфорт? Да как то от слова совсем, если только уши заложит. Максимальный перепад давления при мгновенной декомпрессии салона эквивалентен всплытию с глубины в пять с небольшим метров. Ну и ещё одна цифра — это всего около полукилограмма на квадратный сантиметр. Поставьте на кончик пальца поллитровую бутылку. Больно? Да ни разу. Ткани человека вполне способны выдержать такую дополнительную нагрузку. Да, почти все испытают короткую острую боль в ушах. Да, все непроизвольно резко и может даже болезненно выдохнут. У части пассажиров может возникнуть баротравма барабанных перепонок, кровоизлияние в неё или даже разрыв — но если вы испугались и заорали, открыв рот, шанс на это заметно меньше. Очень редко при взрывной декомпрессии с таким градиентом может возникнуть небольшое перерастяжение легких — эмфизема. Опасности оно представлять не будет, и его последствия через пару недель уже полностью пропадут. У детей и у людей с заболеваниями носа, носоглотки последствия для ушей могут быть более тяжелыми, но в большинстве случаев даксимальные долговременные последствия — это небольшое снижение слуха. Даже разорванная перепонка зарастает, дефект остается навсегда очень редко.
Но позвольте! Ведь растворимость газов падает при снижении давления! Они же разом выделятся! появятся пузырьки в крови и всё на свете заткнут. Да, растворимость падает. Да, выделятся. Может быть. Но, во-первых, выделится только азот, а кислород останется химически связанным. Но всё равно, выделится порядка 70% растворенного азота. А много это или мало? Нууу.. При нормальных условиях растворимость азота в крови составляет порядка 10 миллилитров на литр. 40-45 миллилитров всего. При сниженном до обычных 550 мм рт ст давлении в самолете и снижении концентрации азота у человека в крови останется около 35 миллилитров азота, из них около 25 превратится в газ при декомпрессии в наших условиях. Опять же, много ли это? Для сравнения, литр среднестатистической газировки содержит около 8 грамм углекислоты. Это, на минуточку, около 4 литров! Так что по количеству пузырьков выделившегося при декомпрессии газа кровь не будет похожа даже на слабогазированный напиток. Так, чуть-чуть микроскопической взвеси появится. Никаким «вскипанием» и эмболией тут даже не пахнет. Ну и так, совсем для сравнения — для аквалангистов порог глубины погружения без необходимости в прохождении специальной декомпрессии (то есть можно просто всплыть) — около 30 метров. То есть у них перепад давления примерно в 6 раз больше, чем в разгерметизировавшемся самолете — и ничего с ними не происходит.
Разгерметизация самолета: что происходит с пассажирами?
Огромный тяжелый авиалайнер, который летит на высоте 10-15 км над землей, является весьма опасным транспортом. В случае возникновения трещины в корпусе непременно произойдет разгерметизация самолета, что может закончиться очень печально для пассажиров и членов экипажа. Однако крушение лайнера в воздухе, которое рисует фантазия человека, чаще всего не соответствует действительности.
Разгерметизация самолета: что происходит при этом?
Самая главная опасность, которая поджидает людей на большой высоте при разгерметизации, – нехватка кислорода. Уже через несколько секунд человек начинает дышать как сумасшедший, пытаясь уловить хотя бы немного кислорода из сильно разряженного воздуха. При этом он забывает обо всем на свете, и выпавшая возле него кислородная маска просто мешает. Человек в состоянии шока не понимает, что происходит, и тем более не понимает, что делать с только что выпавшей маской.
Сильный стресс, который обязательно имеет место при разгерметизации самолета, может повлечь сердечный приступ у людей со слабой сердечно-сосудистой системой. Впрочем, некоторые пассажиры в случае срабатывания системы автоматического сброса масок успешно ими пользуются. После того как человек надевает маску, можно начинать беспокоиться об остальных проблемах.
Низкая температура
Конечно, такое возможно только в том случае, если трещина, которая привела к разгерметизации самолета, будет большой. Если возникает небольшая пробоина размером с пулевое отверстие, то навряд ли она сможет вызвать активный порыв воздуха в салоне и быстро «утащить» весь воздух. В этом случае ее достаточно закрыть журналом.
Перепад давления
Давление внутри салона самолета является привычным для людей. Оно равно атмосферному давлению на земле. Однако на высоте 10-15 км атмосферное давление в 2,5 раза ниже по сравнению с давлением на земле и в самолете. Внутри лайнера оно поддерживается искусственно, чтобы люди могли комфортно дышать. В случае разгерметизации самолета воздух с огромной силой вырывается наружу, и давление в салоне стабилизируется, то есть становится таким же, как и снаружи. При таком резком изменении давления пассажиры в салоне испытывают известное аквалангистам состояние. Речь идет о декомпрессионной болезни (ее также называют кессонной болезнью). Результат в этом случае трагичен: газы, которые есть в тканях и крови, образовываются в пузырьки, разрушают стенки сосудов и клеток. В результате человек может погибнуть. Именно поэтому аквалангистам нельзя резко опускаться на большую глубину или резко с нее подниматься. Перепад давления может стоить им жизни.
Незначительная разгерметизация салона самолета
При небольших повреждениях обшивка самолета способна сохранять свою целостность. То есть, если не произошла взрывная разгерметизация самолета на высоте, которая сопровождалась бы большими порывами потока воздуха, то ситуацию можно контролировать. Пилоту в случае обнаружения падения давления в салоне или снижения уровня кислорода необходимо просто сбавить высоту, но делать это нужно постепенно. Рекомендуемая высота для снижения – 3-4 километра над землей. На такой высоте давление в салоне и на улице приблизительно сравняется, и экипажу, равно как и пассажирам, будет комфортно.
После снижения до безопасной высоты экипаж на основе имеющихся данных о состоянии судна может принять решения о необходимости выполнения посадки на ближайшем аэродроме или продолжения полета. Чаще всего выполняется посадка в ближайшем аэропорту, поскольку это достаточно серьезный повод для аварийной посадки – разгерметизация самолета. Что происходит уже в аэропорту после аварийной посадки? Людей эвакуируют, оказывают медицинскую помощь, самолет исследуют для выявления пробоины и ищут причины, из-за чего это произошло.
Что делать пассажирам?
Итак, мы уже выяснили, что происходит с пассажирами. Разгерметизация самолета обязательно вызывает панику, и с этим ничего не поделать. И хотя специалисты рекомендуют сохранять спокойствие, на практике это невозможно. В том случае если удается сохранять спокойствие, то необходимо сразу же пристегнуться и надеть кислородную маску, которая выпадает сверху. Желательно пристегнуть людей, которые находятся рядом (если они сами этого не сделали). Пожалуй, это максимум, что может сделать обычный пассажир, который находится в самолете с пробоиной. Никакого подвига человек совершить в данном случае не может, поэтому необходимо надеть маску и спокойно наблюдать, как профессиональные пилоты стараются сохранить очень дорогой самолет и еще более дорогие жизни пассажиров.
Известные случаи
Отметим, что разгерметизация происходит часто. И хотя это внештатная ситуация, она имеет место, однако часто это заканчивается благополучно для экипажа и пассажиров, но не всегда. Известные случаи:
Из этих случаев единственным катастрофическим является второй, когда самолет стал неуправляемым, что привело к смерти 127 человек.
В заключение
Из всего этого следует, что сама по себе разгерметизация не страшна. Все зависит от условий, при которых она происходит. И чем выше находится самолет и чем большее отверстие возникает в прошивке лайнера, тем страшнее могут быть последствия. Многие самолеты летают на высоте 2-3 километра с отсутствием какой-либо герметизации, и ничего страшного не возникает. Но резкий перепад давления, отсутствие кислорода, огромная скорость, низкая температура и паника – все это может привести к печальным последствиям. Итак, мы уже выяснили, что происходит с людьми. Разгерметизация самолета может привести к гибели всех людей, находящихся в самолете, а может никому не навредить. Чаще случается второе.
взрывная декомпрессия
Меры безопасности
Не последнюю роль в том, чем заканчивается разгерметизация самолета, играет то, насколько тщательно проводится предполетная подготовка как самого воздушного судна, так и его экипажа. Играет важную роль достаточно широкий ряд факторов: правильная эксплуатация, продуманная конструкция, своевременное обслуживание, регулярные проверки и т. д.
Современные авиалайнеры оснащены большим количеством систем, постоянно контролирующих состояние самолета на протяжении всего времени полета. При наличии должного опыта пилоты вовремя заметят даже незначительные неполадки и предпримут необходимые меры, чтобы предотвратить негативные последствия
Ну а при внезапных и серьезных изменениях крайне важно то, что будет сделано в первые секунды. Так, любой современный самолет оснащен специальными кислородными масками, автоматически выбрасывающимися над креслами при аварийной декомпрессии
Их демонстрируют в начале каждого полета в ходе рассказа о технике безопасности. Но это еще не все.
Лечение
Лечение баротравмы, в первую очередь, поддерживающее, симптоматическое, но может быть также назначена:
Доктора
специализация: Лор (отоларинголог) / Пульмонолог / Травматолог
Токаева Анастасия Анатольевна
10 отзывов1700 руб.
Рябова Нина Петровна
Деревянко Сергей Николаевич
Лекарства
Процедуры и операции
Основные причины разгерметизации
Причины у разгерметизации салона самолета могут быть разные, это и различные технические неполадки в самом самолете, например, износ частей корпуса самолета, и попадание в самолет тяжелых предметов, например, ракеты.
Как перестать бояться летать на самолете
Но чаще всего причиной нарушения герметизации салона является человеческая неосмотрительность, например:
Места у аварийного люка
Примечания
Разгерметизация самолета
На высоте 10000 метров давление значительно ниже, чем на земной поверхности. Еще там гораздо холоднее, недостаточно кислорода для нормального функционирования человеческого организма. Стоит ли говорить о том, что даже сама идея дыры в обшивке может напугать даже самого опытного и спокойного пассажира? Современный кинематограф принес здравый смысл в жертву зрелищности, и среди простых людей бытует мнение, что даже крохотное отверстие в оболочке самолета, не предусмотренное его конструкцией, обязательно приведет к гибели всех, кто находится на борту. На деле все с точностью наоборот — разумеется, повреждение обшивки нельзя отнести к совершенно нормальной ситуации, но и рассматривать это как катастрофу совершенно необязательно. История знает немало случаев, когда даже достаточно в корпусе не становились помехой для спокойного завершения рейса. Итак, стоит разобраться, что подразумевается под термином «разгерметизация самолета» и что это означает на практике.
Основные причины
В стандартной ситуации лайнер герметичен, безопасность обеспечивается за счет автономных систем жизнеобеспечения, что обеспечивает безопасность. Запланированная разгерметизация проводится перед посадкой лайнера, при помощи системы клапанов обеспечивается управляемое выравнивание давления в салоне. В случае аварийной разгерметизации удачный исход возможен только при минимальных повреждениях обшивки, чаще всего происходит авиакатастрофа, корпус машины разрушается на ходу, пассажиры гибнут. Дело в том, что на высоте более 10 тыс. км давление и температура очень низкие, дефицит кислорода считается препятствием для нормальной жизнедеятельности организма.
Причины аварийной разгерметизации:
Основная опасность разгерметизации заключается в кислородном голодании, обморожениях, кессонной болезни, чаще всего пристегнутые пассажиры не выпадают из самолета, если только пробой не расположен в непосредственной близости к ним.
Разгерметизация самолета что это такое последствия разгерметизации
Более низкое парциальное давление кислорода на высоте снижает напряжение альвеолярного кислорода в легких, а затем в мозге, что приводит к нарушению мышления, зрения, потере сознания и, в конечном счете, к смерти.
У некоторых людей, особенно с заболеваниями сердца или легких, симптомы могут начинаться с уровня 1500 м, хотя большинство пассажиров могут переносить высоту 2400 м без вредного воздействия.
Гипоксию можно решить путем вдыхания дополнительного кислорода через кислородную маску. Без повышения давления кислород может доставляться на высоту около 12 000 м. Это связано с тем, что человеку, привыкшему жить на уровне моря, требуется нормальное давление кислорода около 0,20 бар, чтобы нормально функционировать, и это давление может поддерживаться до примерно 12 000 м за счет увеличения мольной доли кислорода в воздухе.
Защита от последствий
Выброшенные кислородные маски
В военных самолётах регуляторы давления в кабине (АРД) имеют так называемый «боевой» режим работы, подразумевающий сниженное давление наддува, а значит, и более низкие последствия у экипажа при прострелах гермокабины. Подобное техническое решение пришло из опыта второй мировой войны, когда экипажи бомбардировщиков погибали при нарушении герметичности кабины на большой высоте.
Первая помощь
Известные случаи разгерметизации
Первое подобное происшествие было зафиксировано в 1988 году. Самолет летел над Гавайскими островами. Произошла внезапная разгерметизация салона. Пострадала обшивка и часть основной конструкции. Несмотря на это, самолет удалось посадить. Один из членов экипажа получил смертельные ранения.
В 2005 году в воздушном пространстве вблизи Афин произошла постепенная разгерметизация салона. В результате этого самолет потерял управление и врезался в гору. Погибло 6 членов экипажа и 115 пассажиров.
В 2011 году в самолете, который совершал полет из Феникса в Сакраменто, образовалась дыра. Ее диаметр достигал 1,5 м. Благодаря слаженной работе персонала, авиалайнер удалось посадить. Никто не пострадал.
В 2015 году в Московском аэропорту за 20 минут до посадки произошла разгерметизация самолета. Он следовал по маршруту «Самара — Москва». В результате этой аварийной ситуации никто не пострадал.
Уважаемые посетители сайта Aviawiki!
Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму.
Клинические симптомы взрывной декомпрессии
Причины
Сохранность герметичности авиалайнера зависит от многих факторов. К ним относят следующее:
Чтобы избежать разгерметизации во время полета в результате технических дефектов, конструкторы оснащают авиалайнеры прочными каркасами и обшивками.
Важно. Разгерметизация салона не оказывает негативного воздействия на работу двигателей
Самолет продолжает лететь в установленном скоростном режиме.
Известные случаи
Несмотря на то что разгерметизация самолета — нештатная ситуация, она происходит довольно часто, но практически всегда обходится без серьезных последствий. Впрочем, не всегда все заканчивается благополучно.
Очевидно, декомпрессия сама по себе не так уж и страшна. Все зависит от разумных действий людей, впрочем, как и обычно. Так что не стоит пренебрегать инструкциями экипажа, особенно когда они призывают пристегиваться во время полета к креслу.
Патогенез
Травмирование, возникающее под воздействием давления, происходит за счет деформации тканей как компенсация разницы давления.
Особенности нарушений и степень выраженности напрямую зависят от барометрического давления и продолжительности нахождения в этих условиях. Начиная с высоты 3-4 тыс. м барометрическое давление снижается до 530—450 мм рт.ст., что приводит к расширению газов и относительному увеличению их давления в различных замкнутых и полузамкнутых полостях тела организма: придаточных полостях носа, лобных пазухах, в среднем ухе, плевральном пространстве, желудочно-кишечном тракте. Под давлением газов наблюдается раздражение рецепторов этих полостей, развиваются болевые ощущения, которые наиболее выражены в структурах слухового анализатора. На высоте 9 тыс. м (225 мм рт.ст.) в более 10-15% случаев появляются симптомы декомпрессии, связанной с переходом в газообразное состояние имеющегося в тканях растворенного азота. Пузырьки азота способны проникать в кровоток и разноситься с кровью по организму, провоцируя ишемию тканей и эмболию (закупорку) сосудов, что оказывается особенно опасно в коронарных сосудах и тканях головного мозга.
Высота 19 тыс. м (47 мм рт.ст.) влечет «закипание» жидких сред и высотную тканевую эмфизему.
Компрессия вызвана быстрым переходом из среды с нормальным атмосферным давлением в среду с повышенным давлением, что в результате может повлечь вдавление барабанной перегородки, а при непроходимости слуховых труб вызывает резкую боль в ушах, сжатие имеющихся в кишечнике газов, а также повышает кровяное наполнение внутренних органов. Очень быстрое и резкое погружение на глубину может спровоцировать разрыв сосудов кровеносного русла и стенок легочных альвеол. Главным болезнетворным фактором гипербарии в результате компрессии считается процесс сатурации — повышенного растворения газов в жидких средах организма.
Была определена прямая зависимость между объемом растворенного газа в организме и парциальным давлением воздуха, вдыхаемого погружающимся человеком. Погружение на глубину каждые 10,3 м повышает давление на 1 атмосферу, что соответственно повышает и количество растворенного азота. Насыщение азотом наиболее характерно для органов, богатых жирами, оно происходит в 5 раз интенсивнее, чем, к примеру, кровь. В тканях нервной системы много липидов, что приводит к развитию состояния «глубинного восторга» — легкого возбуждения быстро сменяющегося наркотическим, а в дальнейшем и токсическим действием, которое провоцирует ухудшение концентрации внимания, головные боли, головокружение, нарушение нейромышечной координации и даже потерю сознания.
В результате декомпрессии — перехода из области повышенного барометрического давления в условия нормального атмосферного давления могут развиваться различные симптомы кессонной болезни, причиной которой является сниженная растворимость газов — десатурация. Процесс сопровождается высвобождением из тканей азота в избытке, он не успевает диффундировать из кровотока через дыхательную систему наружу и образует газовые пузырьки, которые могут превышать размер 8 мкм — величину просвета капилляров. В результате развивается газовая эмболия и как следствие — основные проявления декомпрессионной болезни, выражающиеся в виде мышечно-суставных и загрудинных болях, нарушениях зрения, кожного зуда, вегетососудистых и мозговых нарушениях, поражениях периферических нервов.
Взрывная декомпрессия возникает при взрыве, создающем ударную волну (сжатие окружающих слоев воздуха до высокой плотности) и такую разницу давлений способную нанести серьёзные травмы не только слуховому аппарату, но и легким и ЖКТ. Наиболее известный пример – применение наступательных гранат, действие которых направлено на дезориентирование врага и нанесения вреда посредством баротравмы.