Что будет если развалится ступичный подшипник
Все признаки неисправности ступичного подшипника (фото и видео).
Добрый день. В сегодняшней записи мы поговорим о признаках неисправности ступичного подшипника. После прочтения статьи, вы легко продиагносируете ваши ступичные подшипники, и научитесь определять их неисправности задолго до появления критического люфта.
Какие бывают ступичные подшипники?
Есть два принципиально разных типа ступичных подшипников.
На ведущих колесах применяют плоские опорные подшипники:
Вот так выглядит ступица ведущего колеса в сборе:
На ведомых колесах, в большинстве случаев, используют два конических подшипника установленных навстречу друг другу.
Вот так выглядят ступичные подшипники такого типа:
Вот так выглядит ступица в сборе:
Как и почему изнашиваются ступичные подшипники?
Не смотря на кажущуюся простоту конструкции, подшипники имеют очень сложную технологию изготовления.
Ролики и опорные поверхности сделаны из пластичной стали с поверхностным уплотнением (закалкой или легированием). Если подшипник перекатить он треснет при первом попадании в яму, а если оставить сырым, он очень быстро износится и загудит.
Для того чтобы уменьшить трение, в ступичные подшипники набивают специальные тугоплавкие смазки, а для фиксации роликов на месте они устанавливаются в сепаратор из тугоплавкого пластика.
При повреждении любого из элементов подшипника он приходит в негодность.
В большинстве случаев, причина отказа подшипников — естественный износ. При появлении люфта между роликами и беговыми дорожками сначала появляется повышенный шум при работе, а при критическом значении износа, колесо начинает натурально болтаться, как в этом видео примере:
Эта неисправность проявляется и прогрессирует постепенно. В большинстве случаев ее причиной является вымывание смазки из подшипника. Резко с трассы заехали в глубокую лужу, через две недели готовьтесь менять подшипники. Дело в том, что при движении на больших скоростях подшипники нагреваются до высоких температур, а смазка в них расплавляется. При заезде в лужи, подшипник резко охлаждается и подхватывает воду (при охлаждении). Как итог — часть смазки вымывается, а вода и грязь остаются.
Естественно, подшипники не могут служить вечно, но попадание воды значительно сокращает их ресурс.
Гораздо реже причиной износа подшипника является выплавление или поломка сепаратора. В этом случае происходит смещение роликов в подшипнике и, как следствие, резко появляется запредельный люфт или даже заклинивание.
Вот пример поломки подшипника вследствие разрушения сепаратора:
Наименее вероятная причина отказа подшипника — механическое разрушение беговой дорожки или ролика. Как правило, это происходит на начальном этапе (при приработке) или после резких ударов.
Вот пример такой поломки подшипника:
Каждая из приведенных мной неисправностей проявляется и появляется по-своему.
Признаки неисправности ступичного подшипника:
Повышенный шум и гул.
Гул увеличивается при возрастании нагрузки на подшипник (при повороте в сторону неисправного подшипника).
Если подшипник загудел, можете быть уверены — в нем уже нет смазки, и даже если ее набить, долго он не проработает т.к. в нем появился люфт. Если подшипник конусный то после замены смазки, при условии что его износ не стал запредельным, а ступица правильно отрегулирована, он может работать ещё несколько лет! Плоские упорные подшипники ведущих колес набивать смазкой бесполезно, так как они не регулируются их лучше сразу менять.
Как уже было обозначено выше — при запредельном износе ступичных подшипников колеса начинают болтаться
На гудящих подшипниках можно проездить несколько недель или даже месяцев, но это не очень комфортно в плане шума.
Появление вибрации или болтанки, похожей на спущенное колесо.
Так проявляются и выплавление сепаратора и разрушение роликов или беговых дорожек.
При вывешивании автомобиля на домкрат, колесо с повреждённым подшипником будет явно болтаться….
Если вы обнаружили эту неисправность, вам следует незамедлительно ехать в сервис, соблюдая все меры предосторожности. Дело в том, что вам не важно, что именно случилось с подшипником — в любом случае в нем люфт, и он может заклинить.
Если вы больше любите смотреть видео предлагаю вам посмотреть вот этот ролик про диагностику ступичных подшипников:
Заключение.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что благодаря статье вы легко определите первые признаки неисправности ступичного подшипника. Если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.
Выход из строя переднего ступичного подшипника — причины, диагностика, замена
Всем привет!
С наступлением весны заметил симптомы постепенно выходящего из строя ступичного пошипника, а именно:
— гул в передней части при движении автомобиля, не зависимо от подключения трансмиссии, усиливающийся в определенном скоростном промежутке (это связано с резонансными явлениями в системе «подшипник — полуось») — у меня это промежуток 80-100 км/ч — далее затихает
— гул усиливается при повороте и прохождении затяжных поворотов на скорости
— гул отдается в рулевой механизм и ощущается на рулевом колесе
Причины выхода из строя этого немаловажного узла банальны — ударные нагрузки в кинематических парах: «шарик-внешняя обойма» и «шарик-внутренняя обойма» от наших замечательных дорог. В итоге дорожка, по которой шарик обегает обоймы, получает удары шариком, твердость которого, обычно, выше. Поверхность дорожки становится похожей на наши дороги, повторяя их в миниатюре. Ну, а подшипник повторяет в миниатюре грохот всего автомобиля, катящегося по российской дороге.
Дальнейшее диагностирование скорой кончины подшипника не представляет трудности:
— Вывешиваем диагностируемое колесо, под задние колеса подкладываем кирпичики и ставим на стояночный тормоз для верности. Или наоборот ))
— Запускаем двигатель, отключаем систему DSC, которая не позволит нашему висящему колесу вращаться, снижая тягу двигателя
— «Трогаемся», на самом деле оставаясь на месте за счет работы дифференциала, разгоняем висящее колесо до 80-120 км/ч по спидометру, бросаем на нейтралку, выходим слушать
Звук умирающего подшипника ни с чем не спутать, т.ч. услышите.
— Снимаем авто с домкрата, идем покупать подшипник и меняем его любым доступным способом
В оригинале на нашем автомобиле установлен подшипник фирмы KOYO. Код по каталогу мазды: GS1D-33-047A (B, С, D) — последняя буква указывает только на ревизию. Можно спокойно заказывать. НО! Тот же подшипник по каталогу KOYO бьётся по коду DAC4280W11CS40, а цены получаются такие:
Оригинал: 3100-4500
«Оригинал» без нашлепки Мазда: 1400 ))) Почувствуйте разницу!
Но, как на зло, япошки долго не поставляли в Россию тот самый DAC4280W11CS40 и его долго не было ни в одном магазине, обещали в конце мая, но он не бился до конца июня нигде. Решено было купить неплохой, судя по отзывам, заменитель: SNR/NTN с кодом R17049 — это комплект из подшипника, гайки ступичной и кольца стопорного. Маде ин Жапан. Вроде ставят так же в оригнале, на Субары вроде тоже в оригинале идут этой фирмы, т.ч. можно не беспокоиться:
Магнитное колечко для работы ABS:
Ну, а дальше вроде несложно:
— Снимаем ступицу с поворотным рычагом, открутив его от нижнего рычага (шаровую), верхнего рычага (гайка на пальце шаровой), рулевого наконечника (шплинт и гайка), открутив центральную ступичную гайку и выбив полуось, а так же сняв суппорт (повесив его на проволочку, чтобы не мешал), тормозной диск и отсоединив датчик ABS:
Выбиваем половинку внутренней обоймы, видим печаль:
Сначала зубилком, потом съемником и прессом снимаем вторую половинку внутренней обоймы со ступицы:
Выпрессовываем из поворотного рычага внешнюю обойму и, используя ее как проставку, запрессовываем новый подшипник, фиксируя его стопорным кольцом:
Ставим на автомобиль в обратной последовательности:
Ну и напоследок любуемся на старый подшипник перед тем, как отправить его в корзину:
А вот диагностика подвески показала только чуть подуставшие втулки стабилизатора, остальное в идеале. Удивительно! Я рад!
В итоге проведенных манипуляций: тишина при движении, безумное удовольствие от управления автомобилем и приятное чувство на душе! Здорово!
Такие вот дела! Всем удачи! Всем мир!
Не только гул: почему ступичные подшипники такие дорогие и как они ломаются?
В Интернете слово «подшипник» часто коверкают до какого-то неведомого «подшибника». Я на месте подшипника, тем более ступичного, здорово на это обиделся бы. Деталь, может, и не слишком дорогая, но чрезвычайно важная, а её так обзывают… Это несправедливо. Поэтому сегодня будем восстанавливать доброе имя этой детали, вспоминая, зачем она нужна и почему она будет стоить всё дороже и дороже. И, конечно же, вспомним, как правильно проверить ступичный подшипник на автомобиле, и если он ещё цел, как продлить ему жизнь. Или хотя бы не сократить, ту, что отмерили ему на заводе.
Упереться и катиться
Есть ли смысл рассказывать о том, что такое ступичный подшипник и зачем он нужен? Наверное, нет. Все знают, что это тот подшипник, на котором крутится колесо. Конечно же, это подшипник качения, а не скольжения. А вот по типу эти подшипники бывают разными. Их можно поделить на две большие группы: цилиндрические и конические радиально-упорные. По типу тел качения эти подшипники тоже отличаются. Они могут быть и роликовыми, и шариковыми. В чём отличия этих двух типов?
Грубо говоря, в возможности их регулировки. Цилиндрические подшипники регулировать нельзя, а вот конические – можно. Если в таким подшипнике появился люфт, его можно подтянуть. С одной стороны, это хорошо. С другой, эта регулировка может доставлять массу проблем.
Например, на первых Шевроле Нивах передние подшипники приходилось регулировать чуть ли не каждые десять тысяч пробега, что знатно выматывало нервы владельцам этих Нив (хотя, если честно, там много что мотало нервы – и эти подшипники, и расширительные бачки, и много что ещё). С другой стороны, есть множество автомобилей прошлого, в которых такие же конструктивно подшипники служили сотни тысяч километров, а владельцы могли даже не догадываться о том, что их надо постоянно регулировать. Например, об этом редко задумывались владельцы старых Mercedes-Benz W124 или Toyota Land Cruiser 100. Так что у меня есть подозрение, что тут дело в Ниве, а не в конструкции подшипника.
Думаю, некоторые обратили внимание на фразу «множество автомобилей прошлого». Почему это прошлого? Потому что в настоящем подход к ступичным подшипникам изменился. В первую очередь именно из-за отказа от регулируемых конических радиально-упорных подшипников в пользу нерегулируемых цилиндрических. К сожалению, конические радиально-упорные подшипники – штука довольно дорогая, так что от неё стали постепенно отказываться. Кроме того, изменилась культура обслуживания автомобилей. Скажите честно, есть ли у вас привычка после каждого заезда по трассе щупать все колёса и проверять, не греется ли одно из них? А ведь для регулируемых подшипников такая процедура может считаться обязательной.
Если диск греется, пора приниматься за регулировку. Иначе подшипник может перегреться, рассыпаться, а худшем случае – и вовсе заклинить колесо. Сейчас щупать колёса руками уже совсем не модно, так что более дешёвые в производстве, неразборные и необслуживаемые цилиндрические подшипники одержали верх. Немного даже жаль, потому что они менее стойки к нагрузкам, которых по-хорошему надо избегать, но которые часто неизбежны. Например, к ударам по боковине колеса.
На отказе от регулируемых подшипников (правда, пока ещё не везде) дело не остановилось. Далее пришла вторая волна оптимизации, и теперь ступичные подшипники можно поделить на ещё два больших класса: устанавливаемые отдельно от ступицы и устанавливаемые в сборе с ней.
Ещё проще, ещё дешевле
Итак, появилось новое понятие – ступичный узел. Это такая штука, которая включает в себя не только сам подшипник, но и фланец, через который крепится колесо. Крепится оно стандартно – болтами или шпильками. Поэтому во фланце могут быть либо эти самые шпильки, либо резьба под болты. У этого решения есть два совершенно противоположных результата: это одновременно и дешевле, и дороже. Парадокс? К сожалению, в век эффективных менеджеров в автомобилестроении – нет. Это норма. Объясню, почему так получилось.
Раньше замена ступичного подшипника могла сильно затянуться из-за необходимости выпрессовывать его из ступицы. Ладно, если в сервисе есть пресс. А если его нет, то за эту работу лучше и не браться. Потому что одной газовой горелки и молотка с мускулистыми руками могло и не хватить. А вот заменить подшипник в сборе со ступицей намного проще: достаточно открутить несколько болтов. Кроме того, в случае замены ступичного узла в сборе нет такого страха напортачить с установкой подшипника. Как-то не так его затянуть, переложить или недоложить смазки. То есть, меньше ответственности.
Вроде всё прекрасно, но есть одно «но»: ступица в сборе с подшипником стоит намного дороже отдельно подшипника. Разумеется, это очень радует производителей и продавцов запчастей, но сильно огорчает тех, кто вынужден для замены одного подшипника менять всю ступицу.
Смирившись с тем, что придётся платить за замену «ступичного» больше, чем раньше, автовладельцы не сразу поняли, что доить их только начинают. Потому что почти сразу же догадались, что на ступичный узел можно поставить и ответную часть датчика ABS. Поэтому теперь иногда нужно менять дорогущий узел целиком в сборе не только из-за поломки подшипника, но и датчика ABS. Эффективные менеджеры торжествуют.
Хотя надо признать, что техническое преимущество у ступичного узла всё-таки тоже есть, и оно существенное: так как поверхность качения тут – сам корпус ступицы, узел в сборе стал заметно легче. А это приводит к снижению неподрессоренной массы. Да и радиальное биение при таком подходе всё же обычно ниже.
Станет ли когда-нибудь этот узел дешевле? Вряд ли. Сейчас уже вовсю планируется следующее поколение ступичного узла, в котором объединены не только ступица, подшипник и датчик ABS, но и ШРУС, и даже тормозной диск. И это, само собой, будет стоить ещё дороже. Не знаю, что в этом хорошего для конечного пользователя, но если эта система приживётся, я буду сильно расстроен.
Разумеется, классификацию и виды ступичных подшипников я перечислил далеко не полностью. Они отличаются ещё массой параметров, а их конструкции весьма разнообразны. Есть подшипники для ведущих управляемых осей, для ведомых управляемых, для неуправляемых ведущих и ведомых. Есть саморегулирующиеся и ещё многие другие. Тут можно говорить очень много, но это скучно и, скорее всего, не очень-то и надо. Лучше посмотрим, как проверить ступичный подшипник.
Руками и ушами
Начнём с обычного ТО. Если поставить машину на подъёмник, можно провести пару простых тестов. Самое простое – просто покрутить колёса в разные стороны. При этом слушать звук. Никаких хрустов или тресков быть не должно. Если они есть, то придётся искать причину: хрустеть или издавать другие звуки может и заклинивший суппорт, и просто грязь под защитными кожухами тормозных дисков.
Если колесо крутится хорошо, смотрим дальше. Рукой хватаемся за пружину подвески и крутим колесо. Часто при изношенном подшипнике пружина начинает вибрировать. Если рукой ничего необычного почувствовать не удалось, то всё прекрасно.
Конечно, в запущенных случаях не заметить гибель подшипника трудно. Передние обычно гудят в поворотах, задние – в каком-то диапазоне скорости, который постепенно растёт. Если дело совсем труба, то колесо вообще болтается. Но это уже надо быть совсем глухим пофигистом-самоубийцей, чтобы довести подшипник до такого состояния.
Можно ли ездить с воющим подшипником? Однозначно нет. Потому что он может выть и тысячи километров, а может очень быстро заклинить. Тут как повезёт, и если не повезёт, можно лечь отдыхать на крышу в кювете или выехать лоб в лоб с Камазом. Потихоньку съездить в сервис можно, а беззаботно кататься – нет. Ни в коем случае.
Хотя, конечно, бывает, что кто-то ездит поразительно бездумно – с люфтящим во все стороны колесом. Само собой, машина плохо управляется, но опаснее опять же возможный клин колеса. Ну, тут предупреждай – не предупреждай, всё бесполезно.
Долго и счастливо
У нас остался последний вопрос: почему подшипник умирает раньше срока? Есть несколько основных причин.
Первая – это, конечно, плохие дороги. Подшипник должен помогать колесу вращаться, а не скакать по ямам. Теоретически в хорошем подшипнике люфта нет, поэтому удары ему не слишком страшны, но это лишь в теории. На самом деле как только подшипник немного изнашивается, появляются зазоры. И после этого разрушение подшипника на плохих дорогах заметно ускоряется. Особенно сложно подшипники переживают удары в боковину колеса – они на это не рассчитаны абсолютно.
Вторая причина – езда по глубокой грязи и бродам. Без комментариев: если стоять по ступицы в луже, вымывается смазка, а в подшипник попадает вода.
Третья – это неправильный выбор дисков колёс. Слишком большой вылет диска – это практически приговор подшипнику. Но жертвам Need for Speed на это, конечно же, плевать. Нештатные шины и диски большого размера, увеличивающие нагрузку на ступицу, тоже сокращают ресурс подшипника. Так что сток – один из залогов долгой его жизни.
И обязательно проверяйте подшипники на каждом ТО. На раннем этапе они ещё не воют, а заклинить могут в любой момент. Так что в случае с ними лишнее внимание не помешает.
Ступичный подшипник развалился!
В общем, помимо хорошего, происходят и слегка чудные, если можно так выразится, происшествия.
Еду тут значит с работы, вроде час пик, но в конкретном месте дорога слегка свободная, наваливаю совсем чуть-чуть, впереди правый поворот, я в него вхожу на скорости 50-60 км/ч и тут прям в повороте — БАХ! какой-то щелчок из-под машины, первая мысль — камень вылетел из-под колеса и отрекошетил в днище/арку. чуть сбрасываю скорость, впереди пешеходный переход и тут звуки вновь появляются и прям как пулеметная очередь грохочут… Я даже успел небольшую кучу сделать от того, насколько громко и пронзительно грохотало… Мыслей поначалу никаких, потом подумал, п***** раздатке (не знаю даже почему именно об этом подумал) остановился у обочины, взял фонарик, открыл капот (мало ли, вдруг что увижу), но там ничего, все отлично, заглянул под машину, думая, вдруг под ней лужица, но и там сухо. Посидел, подумал, решил еще проехать в менее людное место. Еду, а треск то есть, то нет… то есть то нет и при этом никакой систематики, просто хочет трещит, хочет не трещит…
В общем остановился еще раз, еще раз все осмотрел, ничего опять не увидел. До дома 8 км пути, станция где обслуживаюсь там же. Хотел вызвать знакомый эвакуатор, но у него не получилось. В итоге, решил ехать потихоньку, даже не подозревая, что это стучит-трещит. Ехал всю дорогу 30-40 км/ч, народ из обгоняющих авто иногда сигналил, понимаю, поток я сдерживал прилично 🙂
В общем упущу подробный рассказ того, как добрался и как произвел осмотр на СТО, скажу лишь, что у левого переднего колеса явно видны были проблемы с подшипником (колесо прям болталось), но все равно, откуда такие щелчки и грохот, ответа не нашли. На след. день купил подшипник для замены, решил начать с меньшего, думая что мало ли, может и правда в нем причина.
Когда разобрал ступицу и подшипник, я мягко сказать, чуть не упал, от увиденного…
ниже фото:
Как доехать до дома если у вас разлетелся ступичный подшипник.
Случилась у меня неприятная ситуация в праздники — разлетелся ступичный подшипник. Поехал в Псковскую область в деревушку небольшую 350 км от города. Не доехав 50 км проклинило колесо, на улице ночь — решил ехать до деревни с утра смотреть, что можно сделать.
Подшипник еще признаков не подавал, что разваливается.
На утро объездил все ближайшие населенные пункты — ответ один на иномарки только под заказ и поставщики будут работать только после праздников. Попробовал подобрать из русской техники, что то. Замерил диаметры своего внутренний 45 мм, внешний диаметр 73 мм ( Конусный подшипник переднего колеса). От русской ничего не подходит все либо не налазит либо слишком большое.
Приехал думаю… что делать…
Начал разбираться: У меня есть (в раковинах, но есть) внешнее и внутреннее роликовое кольцо подшипника. Стерлась в ноль роликовая кассета и сами ролики превратились в квадраты.
Начал подбирать ролики — и о чудо НИВА! 2121 — точно такие же. все остальное не подходит, а ролики в самый раз. Беру! отдал 420р поехал колхозить.
Благо на русскую технику есть запчасти в каждом магазине.
Значит что делаем! Выкидываем внешнее кольцо и внутреннее нам тоже не понадобиться, нам нужны только ролики и кассета — так как кассета тоже меньше то мы ее разрубаем пополам и освобождаем от внутреннего кольца и забираем ролики.
Дальше засовываем ролики в кассету разрубленную и насаживаем на наше родное роликовое кольцо подшипника заведомо оно должно быть уже надето на ступице. Так как наш вал больше нивовского то кассета будет иметь разрыв гдето сантиметр на валу — это плохо надо подобрать более менее уцелевшие ролики и доложить их туда у меня влезло 3 штуки. Если живых не осталось роликов покупаем еще подшипник. (Если этого не сделать я предполагаю, что ролики развернет и колесо получит клин).
Смазываем все хорошенько смазкой она же будет удерживать весь этот колхоз что бы он не рассыпался пока вы одеваете диск ( лучше делать вдвоем). Закручиваем смотрим что бы все ходило гладко.
И можно ехать сначала не быстро вслушиваясь что там происходит. Потом можно побыстрее.
Я так доехал до дома 350 км со скоростью 80 км/ч.
Думаю она и больше может.
Заказал новые подшипники на все 4 колеса.
Может кому то поможет такая информация потому как я думал уже, что придется бросить там машину.