Что будет если ребенок умрет в школе

— Для кого?

— Прежде всего, для тех, кого обвинят. Чувство вины, которое могут пережить люди, которых обвинили, делает их очень уязвимыми и вводит в группу суицидального риска.

Поэтому надо сразу говорить с учениками, с родителями, с преподавателями, чтобы никакой информации в средства массовой информации не давалось. Естественно, сми могут получить информацию, но от следственного комитета, который не особенно будет с ними делиться до окончания следствия. Или от пресс-службы министерства образования региона, например.

Я знаю трагичную историю, когда средства массовой информации назначили виновного, потом человек попал в психиатрическую больницу с диким чувством вины, пережил огромные страдания, и совершенно незаслуженно.

Интересы журналистов во всей этой истории надо поставить на самое последнее место.

— Наверное, какие-то стороны этой истории могут как раз использовать журналистов для того, чтобы переложить ответственность с себя на кого-то другого? Допустим, директор школы чувствует ответственность школы за случившееся. И может дать интервью прессе о том, что виновата семья. Бывает такое?

— Нет. Я думаю, что вряд ли директор школы дает интервью. В любом случае, это не дело директора школы — решать, кто виноват.

Тем более, что нет какой-то одной причины. Причин всегда много. Это и личное состояние этого суицидента, и определенные черты характера, и определенное воспитание, и взаимодействие с другими, и его дурной выбор. Причины должно выяснять следствие, а не фантазеры в СМИ, которые все равно не смогут ничего установить.

Второе – ни в коем случае не начинать делать глупости с тестированием учащихся.

— А такое бывает?

— Сплошь и рядом. Начинают им давать какие-то сомнительные опросники. Мало того, что от этих опросников вообще толку не много, так еще и дети в таком состоянии находятся, что не могут объективно отвечать на те вопросы, которые им задают. Получается тотальная профанация.

— Понятно, чем не надо заниматься. А чем надо?

— Надо попытаться найти людей с чувством вины. Это могут быть родители, ученики из класса суицидента, из параллельных классов, учителя и так далее. Задача — определить группу риска.

Это такая информация, которую мы получаем непосредственно от тех членов коллектива, кто в курсе. От каких-то учеников, которые общаются со всеми.

Конечно, среди учеников существует представление о том, что если кто рассказывает, тот стукач. Здесь надо объяснять, что даже близко никакого стукачества в этом деле нет. Вы помогаете своим друзьям, которые находятся в ужасном состоянии. Это не стукачество, а помощь.

Эту информацию можно также найти на поминках или на похоронах. Не надо бояться идти на похороны. Там видно, кто как переживает, кто с кем в группе, кто как взаимодействует, кто как относится к смерти. И для опытного психолога или чуткого классного руководителя это может дать очень много информации, откуда можно ждать беды.

Также могут обнаружиться те, кто говорят: «Не хочу жить, хочу уйти за ним», они тоже в группе риска. В этой же группе, как я уже сказал, люди, испытывающие сильнейшее чувство вины. Их надо выявлять и это чувство вины снимать.

— Речь идет о достаточно серьезной, квалифицированной психологической работе. Есть ли в школах такие люди, которые могут все то, о чем вы сказали, сделать?

— Смотря, в какой школе. Не во всех, конечно, есть такие люди.

Собственно, здесь ничего сложного, на самом деле, нет. Нужно только желание, мотивация и в определенной степени зрелость, чтобы пытаться получить информацию из эпицентра этой самой информации.

— Чего еще не следует делать?

— Кто и где организует эти хвалебные выступления детей?

— Учителя, психологи школьные. В некоторых случаях директора. Это достаточно частый случай.

— Да, это дикость, конечно.

— Наоборот, необходима дегероизация поступка погибшего. Задавать вопросы: «Чего достиг этот человек? Для чего он это все делал? Почему сейчас страдают люди?» Четко дать понять: «Мы никак не можем оправдать этот поступок и не должны его оправдывать». Все школьники должны знать, что мы относимся к этому как к недопустимому, совершенно ненормальному. А человека, который это сделал, мы отчасти даже презираем, и совершенно справедливо. Это трусость, это никакой не поступок нормального человека, это попытка избежать сложности, а не решить ее.

И так далее. Мы формируем правильное отношение к суициду.

— Мне представляется сложным вот так пройти по грани, чтобы достаточно негативно оценить поступок и в то же время не получился какой-то «суд над покойником».

— Никакого суда над покойником мы не проводим. Мы разделяем личность и поступок. Поступок мы однозначно осуждаем, мы его с разных сторон показываем как абсурдный, ни к чему хорошему не приведший.

А вот что касается самого суицидента, мы говорим о том, что нам жалко этого человека. Мы и соболезнуем, и сочувствуем, и переживаем за того, кто совершил сей шаг. Но, увы, помочь мы уже никак не можем. И это является уже само по себе профилактическим фактором.

— Как следует работать с теми школьниками, которых мы выявили и определили как ближний круг самоубийцы?

— Надо искать чувство вины у этих людей. А для этого их надо сажать в круг, не бояться ничего, проводить так называемый sharing, предварительное знакомство, устанавливать доверие. И задавать вопрос, а кто что чувствует. Кто чувствует слабость, а кто гнев, а кто обиду, а кто чувство вины и так далее. И вот исходя из этого, расспрашивая каждого, в итоге приводить детей к принятию ситуации и осознанию того, что они не отвечают за этот дурной поступок другого человека.

— А кто может чувствовать вину в такой ситуации?

— Вину может чувствовать кто угодно. Например, кто-то, кто ему когда-то не дал списать. Он же не может уже ему дать списать, потому что человек мертв. И его вдруг накрывает невротическое чувство вины, что «вот я, такой растакой, то-то и то-то не сделал, то-то и то-то не додал».

А теперь уже у некоторых магическое мышление присоединяется. Это странно конечно, но бывает нередко после выяснения ситуации.

— В каком смысле магическое мышление?

— У детей бывает, что «я плохо про папу думал, а папа умер. Видно, потому что я про него плохо думал». Нормальному человеку понятно, что здесь никакой связи нет, а ребенок видит связь. Вот это магическое мышление.

— Вера в силу своей мысли.

— Мы не знаем причины, на самом деле, почему у детей определенного возраста существует магическое мышление на тему любой смерти, практически в 100% случаях.

— Очень много в американских фильмах ужасов таких моментов, когда рождается какой-то демонический ребенок, и он своей мыслью убивает людей, устраивает бедствия. Может, еще это как-то влияет?

— Не исключаю, вполне может быть.

Особое внимание надо уделять братьям, сестрам суицидентов. Это наиболее уязвимая категория людей. Как раз среди них наиболее часто возникает мотив «уйду за ним».

Следующая задача. Проводятся родительские собрания, где обязательно должна быть дана информация, куда обращаться, если вдруг у ребенка мысли о суициде, куда человеку позвонить. Такую же информацию и ученикам надо давать. Очень важно говорить с родителями про стигматизацию психиатрической деятельности, то есть о том, что, если нужна помощь, не надо бояться обращаться к психиатру.

На учет никто не поставит, никто не залечит до состояния овоща. Вот это все важно объяснять, давать телефонные ресурсы, которые направлены на антисуицид. Например, сайт Победишь.ру, общероссийский телефон детской горячей линии 8800, местные линии телефонные для записи к местным психиатрам. Может быть, какие-то стационары. телефоны волонтеров, священников, которые умеют на эту тему разговаривать.

Вся информация должна быть у родителей и учеников, чтобы они могли ей при необходимости воспользоваться. Реальная и актуальная информация, что самое главное. Не то, что одна бабка сказала — то ли помогут, то ли наоборот. А именно актуальная информация для вашего региона.

— На какие признаки детского поведения родителям стоит обращать внимание в этот период?

— Стоит обращать внимание, если ребенок плохо спит. Или слишком веселый. Или длительное время слишком грустный. Это поводы для обращения к специалисту.

— Речь идет о братьях, сестрах погибшего?

— Нет, речь идет обо всех, кто имел или мог иметь отношение к суициденту

— Вы рассказали о том, что нужно делать с ближним кругом, с людьми, которые были непосредственно затронуты. Братья, сестры, класс. Нужно ли что-то делать по отношению к остальным ученикам школы, какие-то мероприятия провести, ведь вся школа знает об этом событии и на всех может повлиять?

— Со всеми учениками можно с учетом возраста каждого класса проводить первичную профилактику. То есть, не прямо касаясь темы суицида, показывать просто ценность жизни, болезненность ухода из этой жизни, страдания, которые суицидент приносит окружению и близким, последствия для здоровья, для социальной жизни.

— То есть, какого-то общего школьного собрания на эту тему не нужно делать?

— Все остальные, получается, питаются только слухами и своими собственными мыслями.

— Ну, да. Мы должны формировать отрицательное мышление к суициду. Если это удается, то цель будет достигнута.

Источник

Мы все умрём. Как говорить с детьми о смерти

Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть фото Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть картинку Что будет если ребенок умрет в школе. Картинка про Что будет если ребенок умрет в школе. Фото Что будет если ребенок умрет в школе

Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть фото Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть картинку Что будет если ребенок умрет в школе. Картинка про Что будет если ребенок умрет в школе. Фото Что будет если ребенок умрет в школе

Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть фото Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть картинку Что будет если ребенок умрет в школе. Картинка про Что будет если ребенок умрет в школе. Фото Что будет если ребенок умрет в школе

Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть фото Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть картинку Что будет если ребенок умрет в школе. Картинка про Что будет если ребенок умрет в школе. Фото Что будет если ребенок умрет в школе

коррекционный психолог. Работает с детьми и подростками. Умеет отвечать на сложные вопросы.

Почему нужно говорить с ребёнком о смерти

Мы не любим думать о смерти: эти мысли вызывают тревогу и горестные воспоминания. Но у ребёнка пока не сложилось таких ассоциаций, и его вопрос — просто один из множества вопросов о том, как устроен мир. Если отвечать спокойно, аккуратно и честно, он всё поймёт правильно.

Если разговор о смерти приходится начинать в связи с потерей близкого человека, дело обстоит иначе. Часто взрослые не считают нужным говорить ребёнку об этом, потому что боятся травмировать детскую психику. Это плохая тактика: он всё равно сделает выводы — возможно, неправильные. О том, к чему приводит замалчивание и ложь, мы отдельно поговорим ниже.

Смерть — это тема, полная горя, боли и страха. Не в ваших силах навсегда оградить ребёнка от этих эмоций. Зато вы можете научить переживать их наиболее безопасным образом.

Ещё одна причина поговорить с ребёнком о смерти — разобраться в собственных чувствах. Часто простые детские вопросы заставляют нас всерьёз задуматься о сложных вещах. Упорядочить и сформулировать то, о чём раньше думали только вскользь, и удивиться собственным выводам.

Что дети знают о смерти

Привезли его домой —
Оказался он живой.

Понимание, что всё живое рано или поздно умирает, обычно приходит к ребёнку в пять-шесть лет. Это время первых разговоров о смерти.

— Бабушка, ты умрёшь?
— Умру.
— Тебя в яму закопают?
— Закопают.
— Глубоко?
— Глубоко.
— Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!

Корней Чуковский. От двух до пяти

Евгений Шварц. Обыкновенное чудо

Важно начать беседу о смерти, если ребёнку пришло в голову шантажировать кого-либо: «Вот умру — и все вы будете плакать!» Нужно спокойно объяснить, что если он умрёт, то не сможет насладиться этим зрелищем. Потому что к тому времени уже не будет ничего чувствовать.

Когда говорить с ребёнком о смерти

Едва ли стоит начинать такой разговор в целях общего развития. Поводом для него должна служить определённая ситуация и желание ребёнка. Обычно, столкнувшись со смертью знакомых или знаменитостей, дети сами задают вопросы. Не пытайтесь сразу рассказать всё, что знаете, но честно отвечайте на каждый.

Если сын или дочь переживает потерю, но ничего не спрашивает, лучше начать разговор самому. Осторожно задайте наводящие вопросы, но не настаивайте, если ребёнок не захочет развивать тему. Лучше вернуться к ней позже.

Разговоры о смерти, как и любые важные беседы, заслуживают специально выделенного времени. Это не та тема, которую можно обсуждать между делом. Кроме того, нужно быть готовым, что это будет не единичный разговор. Ребёнок может возвращаться к нему время от времени на протяжении недель и даже месяцев.

Чего избегать в разговоре

Не менее аккуратными стоит быть при упоминании аспектов веры. В нерелигиозных семьях дети нередко впервые узнают о Боге и загробной жизни после потери кого-то из близких. В этой ситуации ребёнок очень многое может истолковать неправильно, особенно если взрослые сами не слишком хорошо владеют предметом.

Что говорить ребёнку о смерти

Разумеется, никаких конкретных рекомендаций мы дать не можем. Всё зависит от ситуации, возраста, особенностей ребёнка и ваших с ним отношений. Поэтому ограничимся тезисами, которые могут быть уместны.

Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть фото Что будет если ребенок умрет в школе. Смотреть картинку Что будет если ребенок умрет в школе. Картинка про Что будет если ребенок умрет в школе. Фото Что будет если ребенок умрет в школе

Если вы не знаете ответа на тот или иной вопрос, говорите честно: «Я не знаю». Главное — делать это уверенно и не юлить.

Нет смысла прятать от ребёнка собственное горе. Напротив, ваша скорбь поможет ребёнку понять, что горевать — это нормально. И всё же, если вы пока не чувствуете душевных сил, чтобы начать этот разговор, позаботьтесь сперва о себе. В такой трудный момент ребёнку нужен рядом уверенный взрослый. Если вопросы ребёнка причиняют вам слишком сильную боль, попросите сначала поговорить с ним кого-то из родных или друзей, кто менее вовлечён в трагедию. Но это обязательно должен быть важный для ребёнка взрослый, которого он давно знает и ценит.

Иногда взрослые пытаются «подсластить пилюлю» и сделать для ребёнка в этот день что-то особенное — что-то подарить, накормить праздничной едой, сводить на развлечения. Этого делать не стоит: у ребёнка могут сложиться неприятные ассоциации с определённым местом, вещью или блюдом, это может служить поводом для страхов. Либо спустя время он будет винить себя, что беспечно наслаждался жизнью в тот трагический день.

Покажите ребёнку, что жизнь не закончилась. Стройте планы на будущее, расскажите, что будет через день, неделю, месяц. Ваша уверенность в завтрашнем дне придаст ему сил.

Что может произойти дальше

Невозможно предугадать, как ребёнок отреагирует на известие о смерти близкого. Это могут быть слёзы и крик или странные вопросы, неуместное любопытство и даже смех. Так психика ребёнка ищет способ пережить потерю и усвоить новую информацию.

Наконец, может не быть вообще никакой реакции. Взрослые теряются, если ребёнок после разговора о смерти родственника ни о чём не спрашивает и спокойно возвращается к своим делам. Не беспокойтесь: он всё услышал и понял, просто ему нужно время, чтобы это осознать. Позже он сам вернётся к этой теме и задаст вопросы.

Ещё одной из возможных реакций может быть гнев на умершего за то, что тот оставил его. Не запрещайте ребёнку злиться, но через некоторое время объясните, что человек умер не по своей воле и что, если бы он мог, никогда не расставался бы с ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

«Мы ругаем их за тройки, а они разрабатывают план самоубийства»

Наши дети, под­рас­тая, все больше отда­ля­ются от нас. При­чем, чем меньше мы им уде­ляем вни­ма­ния, они все дальше и жестче их отда­ле­ние, вплоть до мыс­лей о суи­циде… Почему эти мысли появ­ля­ются? Читайте…

Пять писем подростков

Иде­аль­ные отно­ше­ния между под­рост­ками и роди­те­лями – ред­кость. Роди­тели начи­нают гото­виться к пере­ход­ному воз­расту своих детей зара­нее: читают ста­тьи с сове­тами пси­хо­ло­гов и дру­гих экс­пер­тов, нередко кон­суль­ти­ру­ются со школь­ными учи­те­лями, при­ду­мы­вают, чем бы нагру­зить ребенка, чтобы у него «не оста­ва­лось вре­мени на ерунду». Однако это не помо­гает. Почему? Какие ошибки совер­шают роди­тели? Эти вопросы «Я‑родитель» задал стар­ше­класс­ни­кам обыч­ной под­мос­ков­ной школы и пред­ло­жил им напи­сать пре­дельно откро­вен­ные письма своим роди­те­лям. Неко­то­рые из них мы при­во­дим в этой статье.

Алина, 16 лет:

Павел, 15 лет:

Ольга, 15 лет:

Сережа, 14 лет:

Олег, 18 лет:

Неко­то­рые из писем, с раз­ре­ше­ния уча­щихся и без ука­за­ния имен, были зачи­таны на обще­школь­ном роди­тель­ском собра­нии. Реак­ция была раз­ной. Были роди­тели, кото­рые нашли себя и свою исто­рию в отрыв­ках и про­сто про­мол­чали, дру­гих это разо­злило. Кто-то воз­му­щенно пытался спо­рить с упре­ками под­рост­ков. Одна из при­сут­ству­ю­щих мам удив­ленно ска­зала: «Мы ругаем их за тройки, а они раз­ра­ба­ты­вают план само­убий­ства. Кто даст нам гаран­тию, что они его не осуществят?»

В акто­вом зале стало тихо.

Ребёнок и суицид

Подростковый суицид

Один из жур­на­лов назвал явле­ние под­рост­ко­вого суи­цида поко­ле­нием RESET. Дей­стви­тельно, сего­дня моло­дые люди, попав в тяже­лую ситу­а­цию, не затруд­няют себя поис­ком реше­ния про­блем, а пред­по­чи­тают по подо­бию ком­пью­тер­ной игры начать все сна­чала, про­сто нажав кнопку reset. По ста­ти­сти­че­ским дан­ным, число само­убийств среди детей и под­рост­ков состав­ляет около трех тысяч в год. И эти цифры не вклю­чают в себя попытки све­сти счеты с жизнью.

Суи­цид бывает двух видов — истин­ный и лож­ный. Истин­ный суи­цид — это все­гда обду­ман­ное реше­ние, хотя ино­гда само­убий­ство и выгля­дит спон­тан­ным. Самому факту суи­цида все­гда пред­ше­ствуют депрес­сия, угне­тен­ное состо­я­ние и суи­ци­даль­ные мысли. Чело­век ухо­дит из жизни, ста­ра­ясь изба­виться от душев­ной боли, но перед этим он пыта­ется найти аль­тер­на­тив­ные пути, ищет под­держки у близ­ких людей, кото­рые порой про­сто не заме­чают, что с под­рост­ком что-то про­ис­хо­дит, из-за соб­ствен­ной невни­ма­тель­но­сти или даже черствости.

Моло­дые люди довольно часто склонны искать смысл жизни. В силу сво­его юно­ше­ского мак­си­ма­лизма, кото­рый выра­жа­ется в прин­ципе «хочу все и сразу!», мно­гие под­ростки не могут спра­виться с внут­рен­ней пусто­той. Даже само­убий­ства из-за любви не явля­ются про­стым взры­вом гор­мо­нов. У под­рост­ков сильно выра­жена потреб­ность быть нуж­ными хоть кому-нибудь. Если под­ростка не пони­мают в семье, он не нахо­дит общий язык с близ­кими, а еще и не может добиться вза­им­но­сти у объ­екта своей любви, то ему кажется, что он в этом мире совсем никому не нужен. А какой тогда смысл жить дальше?

Лож­ный суи­цид выби­рают те, для кого само­убий­ство непри­ем­лемо, но и жить дальше они не хотят. Такие под­ростки не пере­ре­зают себе вены и не пры­гают с крыши. Они выби­рают для себя суи­ци­даль­ное пове­де­ние, кото­рое рано или поздно при­во­дит их как бы к слу­чай­ной гибели. Суи­ци­даль­ным пове­де­нием можно назвать и быст­рую езду на авто­мо­биле, и стрем­ле­ние попасть на войну в «горя­чую точку», и нар­ко­ма­нию. Что каса­ется детей, то у них такое пове­де­ние может про­яв­ляться в опас­ных играх.

Кажется, что потеря смысла жизни у каж­дого чело­века про­ис­хо­дит по-сво­ему, ведь у всех поня­тие об этом совер­шенно раз­ное, поэтому и при­чины для само­убий­ства у каж­дого свои. Но если попы­таться обоб­щить при­чины под­рост­ко­вого суи­цида, то все опять сво­дится к роди­тель­скому вос­пи­та­нию. Ничто не может заме­нить ребенку роди­тель­скую под­держку, вни­ма­ние и доб­рый совет. Только близ­кий взрос­лый чело­век может помочь под­ростку обре­сти смысл жизни, ука­зать цель, к кото­рой нужно стремиться.

Чело­век стал­ки­ва­ется с раз­лич­ными воз­раст­ными кри­зи­сами. Это неизбежно.

Кри­зис 3 лет у детей

Кри­зис 7 лет у детей

Кри­зис пере­ход­ного воз­раста у детей. Подростки

Рано или поздно любой под­ро­сток столк­нется с жиз­нен­ными труд­но­стями, от кото­рых ему не удастся убе­жать, кото­рые при­дется пре­одо­леть. Под­ро­сток дол­жен осо­знать, что за этими труд­но­стями после­дует раз­ви­тие его лич­но­сти. Это надо при­нять как факт. В любой жиз­нен­ной ситу­а­ции нужно уметь видеть воз­мож­ность для даль­ней­шего раз­ви­тия, путь впе­ред а не в темноту.

Есть точка зре­ния, что истин­ный суи­цид вызы­ва­ется кон­крет­ными объ­ек­тив­ными при­чи­нами и при­сущ в основ­ном взрос­лым людям, а лож­ный суи­цид — это ими­та­ция, шан­таж, кото­рый прак­ти­куют под­ростки от без­де­лья или нехватки вни­ма­ния. Есть хоро­шее выска­зы­ва­ние на этот счет каж­дый истин­ный суи­цид — кри­ти­че­ская демон­стра­ция чело­ве­ком соб­ствен­ного отча­я­ния, а каж­дый демон­стра­тив­ный (лож­ный) — потен­ци­аль­ный истин­ный. Под­рост­ко­вый суи­цид на самом деле явле­ние гораздо более слож­ное, чем может пока­заться на пер­вый взгляд.

Конечно, демон­стра­тив­ный суи­цид свой­ствен в основ­ном под­рост­кам. В неко­то­рых моло­деж­ных суб­куль­ту­рах отме­тины на теле, остав­лен­ные неудач­ной попыт­кой само­убий­ства, вос­при­ни­ма­ются как знаки отли­чия и высоко почи­та­ются. Но зача­стую за этим стоит не про­сто попытка эпа­ти­ро­вать взрос­лых, но и более глу­бо­кий смысл, напри­мер, побо­роть в себе страх смерти. Надо отме­тить, что сам факт свер­шив­ше­гося само­убий­ства среди пред­ста­ви­те­лей таких суб­куль­тур в общем числе под­рост­ко­вых суи­ци­дов не так велик.

Очень часто под­ростки про­яв­ляют суи­ци­даль­ное пове­де­ние, под­ра­жая дру­гим, напри­мер, куми­рам. Факт: каж­дый раз после гибели какого-нибудь извест­ного моло­деж­ного кумира начи­на­ется суи­ци­даль­ная волна среди его фана­тов, при­чем под­ростки ста­ра­ются копи­ро­вать и спо­соб ухода из жизни.

Согласно дан­ным ста­ти­стики, самое боль­шое коли­че­ство попы­ток покон­чить жизнь само­убий­ством при­хо­дится на под­рост­ков и моло­дых людей в воз­расте до 25 лет. Попытки закан­чи­ва­ются смер­тью, когда под­ростку трудно выйти за рамки реаль­но­сти, когда он не видит иного выхода в связи с отсут­ствием жиз­нен­ного опыта. Боль­шин­ство погиб­ших под­рост­ков были абсо­лютно нор­маль­ными, пси­хи­че­ски здо­ро­выми людьми. Любого из них можно было спа­сти, доста­точно было про­сто вовремя обра­тить на них вни­ма­ние и помочь пре­одо­леть воз­ник­шие трудности.

Рас­смот­рим неко­то­рые при­знаки, по кото­рым можно опре­де­лить, что под­ро­сток соби­ра­ется све­сти счеты с жизнью.

1. Под­ро­сток, соби­ра­ю­щийся совер­шить само­убий­ство, делится сво­ими пере­жи­ва­ни­ями хотя бы с одним чело­ве­ком. Ино­гда инфор­ма­ция может пода­ваться в заву­а­ли­ро­ван­ной форме, чаще — как пря­мое пре­ду­пре­жде­ние о само­убий­стве, но кто-то из близ­кого окру­же­ния под­ростка, несо­мненно, об этом знает.

2. Меня­ется отно­ше­ние под­ростка к учеб­ному про­цессу. Его пере­стает вол­но­вать успе­ва­е­мость, он начи­нает часто про­гу­ли­вать уроки в школе.

3. Инте­ресы, увле­че­ния, кото­рые раньше радо­вали под­ростка, теряют для него инте­рес. Он замы­ка­ется в себе, реже обща­ется с друзьями.

4. Он пре­кра­щает думать и гово­рить о буду­щем. Его не вол­нуют вопросы, свя­зан­ные с про­ве­де­нием кани­кул или поступ­ле­нием в вуз.

5. У под­ростка про­па­дает инте­рес к соб­ствен­ной внеш­но­сти. Он пере­стает сле­дить за соб­ствен­ной гиги­е­ной, умы­ваться, при­че­сы­ваться. Девочки могут резко изме­нить стиль внеш­но­сти, напри­мер, вне­запно отре­зать длин­ные волосы, кото­рыми раньше так гордились.

6. Появ­ля­ется инте­рес к музыке, кино или кни­гам, в кото­рых затра­ги­ва­ются вопросы смерти.

На эти при­знаки роди­те­лям стоит обра­тить вни­ма­ние, ведь изме­не­ние пове­де­ния все­гда явля­ется сиг­на­лом о том, что с ребен­ком или под­рост­ком что-то происходит.

Мотивы. Почему.

Это самый рас­про­стра­нен­ный вопрос, кото­рый задают роди­тели и дру­зья погиб­шего от суи­цида под­ростка. Зачем он это сде­лал? Что его толк­нуло на этот страш­ный посту­пок? Дей­стви­тельно, почему моло­дые люди, у кото­рых, каза­лось бы, вся жизнь впе­реди, соб­ствен­но­ручно лишают себя жизни? Суще­ствует целый ряд при­чин, кото­рые моти­ви­руют под­рост­ков пере­ре­зать себе вены, пить лекар­ство смер­тель­ными дозами, вешаться, топиться, сбра­сы­ваться с крыши высот­ного дома. Конечно, каж­дый слу­чай суи­цида инди­ви­дуа­лен, поэтому выстро­ить какую-то клас­си­фи­ка­цию не пред­став­ля­ется воз­мож­ным, но выде­лить общие тен­ден­ции, при­су­щие именно под­рост­ко­вым само­убий­ствам, все-таки можно. И, нужно отме­тить, мотивы, по кото­рым дети и под­ростки ухо­дят из жизни, суще­ственно отли­ча­ются от моти­вов взрос­лых людей.

Любовь. Роман­ти­че­скую исто­рию юных Ромео и Джу­льетты, опи­сан­ную Шекс­пи­ром, знают все. Моло­дые люди, при­над­ле­жав­шие двум враж­ду­ю­щим родам, полю­били друг друга, но на пути их любви встре­ти­лось слиш­ком много пре­пят­ствий, поэтому они, не выдер­жав раз­луки, убили себя. Шекс­пир, сочи­няя эту пьесу, навер­ное, не дога­ды­вался, что в дале­ком буду­щем его исто­рия ста­нет при­ме­ром для под­ра­жа­ния для мно­гих влюб­лен­ных под­рост­ков. В нашей стране огром­ное коли­че­ство слу­чаев, когда юноши и девушки, разо­ча­ро­вав­шись в пер­вой любви, лишают себя жизни. Чаще всего само­убий­ство теат­рально обыг­ры­ва­ется, тща­тельно и долго пла­ни­ру­ется, в него вкла­ды­ва­ется огром­ный смысл, оно заду­мы­ва­ется как посла­ние воз­люб­лен­ному. Такие само­убий­ства обычно сопро­вож­да­ются душе­щи­па­тель­ной пред­смерт­ной запис­кой, обра­щен­ной к объ­екту любви. Особо забо­тит влюб­лен­ных под­рост­ков то, как будет выгля­деть их тело после смерти. Им важно остаться юными и кра­си­выми, даже лежа в гробу. Спо­собы само­убий­ства при таком мотиве часто копи­ру­ются из тра­ги­че­ских филь­мов о любви. Самыми рас­про­стра­нен­ными спо­со­бами лише­ния себя жизни у влюб­лен­ных под­рост­ков явля­ется отрав­ле­ние ядом или лекар­ствен­ными пре­па­ра­тами и пере­ре­за­ние вен.

По мне­нию япон­ского пси­хо­лога Яма­мото Тэйя, число суи­ци­дов, совер­ша­е­мых по этой при­чине, в воз­расте до 16 лет состав­ляет 36,6% у маль­чи­ков и 42,2% — у дево­чек. К 25 годам число само­убийств, совер­шен­ных по при­чине нераз­де­лен­ной любви, резко сни­жа­ется. Нередко под­ростки совер­шают само­убий­ство по при­чине любви, если их воз­люб­лен­ный поги­бает. Отли­ча­ю­щи­еся повы­шен­ной эмо­ци­о­наль­но­стью и воз­бу­ди­мо­стью, моло­дые люди не в состо­я­нии спра­вится с утра­той, поэтому при­ни­мают реше­ние доб­ро­вольно рас­статься с жиз­нью и вос­со­еди­ниться на «небе­сах» с люби­мым человеком.

Роди­тели. Цен­ность роди­тель­ского вни­ма­ния и заботы утра­чи­ва­ется с воз­рас­том, поэтому кон­фликты с роди­те­лями как при­чина суи­цида харак­терны в боль­шей сте­пени для детей, чем для подростков.

Как пра­вило, само­убий­ства, осно­ван­ные на мотиве ссоры с роди­те­лями, явля­ются слу­чай­ными. Ребе­нок на самом деле не хочет уми­рать, в боль­шин­стве слу­чаев про­сто не пони­мает, что делает. Решив напу­гать роди­те­лей, чтобы обра­тить на себя их вни­ма­ние, ребе­нок не рас­счи­ты­вает нано­си­мого вреда и в резуль­тате поги­бает. Очень часто такие слу­чаи про­во­ци­ру­ются появ­ле­нием в семье вто­рого ребенка. Рев­ность к роди­те­лям, необ­хо­ди­мость помо­гать в уходе за новым чле­ном семьи вос­при­ни­ма­ются детьми как лише­ние соб­ствен­ного дет­ства. Известны слу­чаи в исто­рии, когда из-за этого лишали себя жизни даже пяти­лет­ние дети. При такой моти­ва­ции само­убий­ства пси­хо­ло­ги­че­скую работу нужно про­во­дить прежде всего с роди­те­лями, ведь пове­де­ние детей явля­ется зер­каль­ным отра­же­нием пове­де­ния их отцов и матерей.

Учеба. Неуспе­ва­е­мость и слож­но­сти в учеб­ном про­цессе довольно часто про­во­ци­руют детей и под­рост­ков на само­убий­ство. Наи­бо­лее часто по этой при­чине лишают себя жизни сту­денты, обу­ча­ю­щи­еся точ­ным и тех­ни­че­ским нау­кам. Спе­ци­а­ли­сты свя­зы­вают этот факт с тем, что подоб­ные про­фес­сии выби­рают для себя замкну­тые, необ­щи­тель­ные дети, такие, кото­рых назы­вают «бота­ни­ками». Такие под­ростки, как пра­вило, обла­дают высо­ким уров­нем интел­лекта, что выде­ляет среди сверст­ни­ков и делает их изго­ями. Неко­то­рые замы­ка­ются в себе, мно­гие попа­дают под зави­си­мость от Интер­нета, нахо­дят себя в сете­вых играх и на фору­мах. Те же под­ростки, у кото­рых нераз­виты ком­пен­са­тор­ные меха­низмы, очень часто пыта­ются лишить себя жизни.

Мода и под­ра­жа­ние. Как это ни дико зву­чит, но в под­рост­ко­вой среде груп­по­вые само­убий­ства вошли в моду. Осо­бенно ярко тен­ден­ция про­сле­жи­ва­ется в япон­ской куль­туре. Это объ­яс­нимо. Дол­гое время лише­ние себя жизни саму­раем счи­та­лось геро­и­че­ским и муже­ствен­ным поступ­ком. В послед­нее время моло­дые люди встре­ча­ются на фору­мах, посвя­щен­ных суи­циду, в сети Интер­нет, обсуж­дают эту тему и дого­ва­ри­ва­ются в опре­де­лен­ное время опре­де­лен­ным обра­зом лишить себя жизни. После этого сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции сооб­щают о стран­ной серии про­изо­шед­ших само­убийств, унес­ших жизни несколь­ких под­рост­ков в одно и то же время в раз­ных точ­ках страны. Подоб­ные инци­денты были отме­чены во мно­гих евро­пей­ских странах.

Вообще, куль­тура совре­мен­ной моло­дежи спо­соб­ствует раз­ви­тию смер­тель­ной моды. Моло­дежь зачи­ты­ва­ется кни­гами, смот­рит фильмы и пере­дачи, посвя­щен­ные теме смерти. Часто само­убий­ства у под­рост­ков про­ис­хо­дят на почве под­ра­жа­ния вымыш­лен­ным лите­ра­тур­ным героям или реаль­ным куми­рам, кото­рые совер­шили суи­цид. Извест­ные лич­но­сти, лишив­шие себя жизни по не извест­ным для обще­ства при­чи­нам, воз­во­дятся моло­дым поко­ле­нием в ранг непри­знан­ных гениев, кото­рым под­ростки стре­мятся под­ра­жать во всем, даже в смерти.

Пси­хо­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния и рас­строй­ства лич­но­сти. Еще совсем недавно всех людей, кото­рые пыта­лись покон­чить жизнь само­убий­ством, счи­тали ненор­маль­ными, пси­хи­че­ски боль­ными людьми. Конечно, это утвер­жде­ние непра­виль­ное, потому что боль­шин­ство людей, погиб­ших от суи­цида, были абсо­лютно нор­маль­ными и здо­ро­выми. Но тем не менее рас­строй­ства пси­хики могут стать при­чи­ной само­убий­ства. Наи­бо­лее часто люди лишают себя жизни под воз­дей­ствием нака­тив­шей депрес­сии. Бывают слу­чаи само­убий­ства также на фоне нев­ро­зов. Как пра­вило, суи­циды на фоне пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний носят истин­ный характер.

Дру­гие причины

В этой группе моти­вов под­рост­ко­вых само­убийств мы рас­смот­рим при­чины, кото­рые не явля­ются рас­про­стра­нен­ными, но встре­ча­ются в под­рост­ко­вой среде.

Юби­лей­ные само­убий­ства. Склон­ность к теат­раль­но­сти ино­гда тол­кает группу под­рост­ков на мас­со­вое само­убий­ство. при­уро­чен­ное к какой-то дате. Этот мотив можно было бы отне­сти к под­ра­жа­тель­ным само­убий­ствам, но здесь есть суще­ствен­ное раз­ли­чие — момент смерти во вре­мени. Важ­ным явля­ется точ­ность, ино­гда вплоть до минуты. Юби­лей­ные суи­циды могут при­уро­чи­ваться, напри­мер, к годов­щине смерти какого-нибудь кумира. Так, в Аме­рике само­убий­ство Курта Кобейна вызвало целый ряд юби­лей­ных само­убийств среди под­рост­ков — фана­тов его твор­че­ства. Под­ростки лишали себя жизни раз­лич­ными спо­со­бами, но именно в дату его смерти, ука­зы­вая эту при­чину в пред­смерт­ной записке.

Само­убий­ства-убий­ства. Бывают слу­чаи, когда отча­яв­шийся и заби­тый под­ро­сток, дове­ден­ный до край­ней точки, лишая себя жизни, заби­рает с собой еще и своих обидчиков.

Само­убий­ства, свя­зан­ные с физи­че­ской непол­но­цен­но­стью или неиз­ле­чи­мыми болез­нями. Как пра­вило, под­ростки очень болез­ненно и кри­ти­че­ски отно­сятся к соб­ствен­ной внеш­но­сти и к внеш­но­сти дру­гих людей. Очень часто можно наблю­дать кар­тину, когда под­ростки изде­ва­ются и насме­ха­ются над людьми, име­ю­щими врож­ден­ные урод­ства или при­об­ре­тен­ные уве­чья. При­чем мно­гие роди­тели поощ­ряют нега­тив­ное отно­ше­ние своих детей к непол­но­цен­ным людям, запре­щая с ними общаться. Мно­гие под­ростки не могут найти в себе силы и выне­сти посто­ян­ные издевки и насмешки со сто­роны сверст­ни­ков, поэтому пред­по­чи­тают доб­ро­вольно рас­статься с жизнью.

Само­убий­ства, свя­зан­ные с рели­ги­оз­ным сек­тант­ством. Под­ростки в своем воз­расте оза­да­чены поис­ком смысла жизни. Ино­гда слу­ча­ется, что нахо­дят они его в рели­ги­оз­ных сек­тах. Не будем сей­час углуб­ляться в тему того, какое вли­я­ние могут ока­зать подоб­ные орга­ни­за­ции на наив­ного под­ростка. Это и так всем известно. Но факт оста­ется фак­том. Суще­ствует мно­же­ство при­ме­ров, когда руко­во­ди­тели секты сво­ими иде­ями дово­дили массы людей до суицида.

Надо пом­нить о том, что каж­дый чело­век инди­ви­дуа­лен, поэтому под­ве­сти его к реше­нию покон­чить с собой может все что угодно. Пере­чис­лен­ные мотивы суи­цида могут высту­пать в реаль­ной жизни в раз­лич­ных ком­би­на­циях или в менее выра­жен­ных фор­мах. Роди­тели под­рост­ков должны пом­нить, что есть много нега­тив­ных мыс­лей, кото­рые, накап­ли­ва­ясь в мыс­лях, могут под­ве­сти их ребенка к краю пропасти.

Суи­ци­даль­ные мысли

У мно­гих людей время от вре­мени рож­да­ются в голове мысли покон­чить с собой. Эти мысли не так опасны, как обду­мы­ва­ние и пла­ни­ро­ва­ние само­убий­ства. Риск, что чело­век решится на суи­цид, резко воз­рас­тает, если суи­ци­даль­ные мысли ста­но­вятся частыми и навяз­чи­выми, если чело­век начи­нает раз­ра­ба­ты­вать реаль­ный план того, как све­сти счеты с жизнью.

Мно­гие из тех людей, кото­рые совер­шают попытки суи­цида, на самом деле не хотят уми­рать. Их целью явля­ется реше­ние нава­лив­шихся про­блем или избав­ле­ние от силь­ной боли. Если чело­век чув­ствует без­на­деж­ность ситу­а­ции, то он начи­нает верить в то, что никто и ничто уже не смо­жет ему помочь, даже если про­блема не так сложна, как ему кажется. Чело­век, чув­ству­ю­щий свою бес­по­лез­ность, начи­нает посто­янно думать о своих неуда­чах, и это его сильно гнетет.

Спе­ци­а­ли­сты выде­ляют ряд фак­то­ров, кото­рые явля­ются про­во­ци­ру­ю­щими для появ­ле­ния суи­ци­даль­ных мыслей:

1. Сам чело­век или кто-то из его близ­ких в про­шлом уже совер­шали попытки суицида.

2. В семье чело­века были слу­чаи суи­цида, закон­чив­ши­еся смер­тью близ­кого родственника.

3. Чело­век скло­нен к депрес­сиям, часто испы­ты­вает чув­ство тре­воги или стра­дает каким-либо пси­хи­че­ским заболеванием.

4. Чело­век зло­упо­треб­ляет алко­го­лем или стра­дает нар­ко­ти­че­ской зависимостью.

У детей и под­рост­ков склон­ность к суи­циду может про­яв­ляться осо­бым инте­ре­сом к теме смерти и вне­зап­ным раз­ры­вом отно­ше­ний с друзьями.

Мно­гие люди, у кото­рых рож­да­ются мысли о суи­циде, не ищут посто­рон­ней помощи, так как не верят в то, что кто-то в состо­я­нии им помочь. Но на самом деле это не так. Часто люди начи­нают думать о суи­циде, когда стра­дают каким-либо серьез­ным физи­че­ским забо­ле­ва­нием, кото­рое вполне можно выле­чить. Суи­ци­даль­ные мысли посе­щают людей, под­вер­жен­ных депрес­сиям или стра­да­ю­щих от алко­голь­ной и нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти. Но и эти недуги изле­чимы. Они не стоят того, чтобы лишать себя жизни. Если у чело­века появи­лись мысли о суи­циде, важно вовремя обра­титься за помо­щью к спе­ци­а­ли­стам, так как врач в состо­я­нии помочь чело­веку изба­виться от подоб­ных мыслей.

Суи­ци­даль­ные мысли могут найти реаль­ный выход, если чело­век начи­нает кон­кретно пла­ни­ро­вать само­убий­ство: выби­рает ору­дие убий­ства, опре­де­ляет место и время. Чело­век реша­ется на суи­цид, когда осо­знает для себя, что дру­гих спо­со­бов спра­виться с про­бле­мой у него нет. Но, ско­рее всего, он их про­сто не видит. Если вы заме­тили, что чело­век думает о суи­циде, пого­во­рите с ним. Воз­можно, све­жий взгляд на про­блему, под­держка и помощь помо­гут чело­веку изба­виться от опас­ных мыс­лей и выбрать для себя про­дол­же­ние жизни.

Суи­ци­даль­ное поведение

Суи­ци­даль­ное пове­де­ние явля­ется след­ствием соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции чело­века в усло­виях кон­фликта. Можно выде­лить ситу­а­ци­он­ные и лич­ност­ные фак­торы, про­во­ци­ру­ю­щие у чело­века суи­ци­даль­ное поведение.

К ситу­а­ци­он­ным фак­то­рам относятся.

1. Про­грес­си­ру­ю­щее забо­ле­ва­ние, не под­да­ю­ще­еся лече­нию. При­чем фак­тор про­грес­си­ро­ва­ния болезни более зна­чим для риска воз­ник­но­ве­ния суи­ци­даль­ного пове­де­ния, чем сама тяжесть заболевания.

2. Эко­но­ми­че­ские труд­но­сти, веду­щие к мате­ри­аль­ным про­бле­мам, свя­зан­ным с едой, одеж­дой, жильем. Люди, столк­нув­ши­еся с финан­со­выми труд­но­стями, начи­нают чув­ство­вать себя неудачниками.

4. Кон­фликты в семье или раз­вод роди­те­лей. Согласно иссле­до­ва­ниям, мно­гие под­ростки, покон­чив­шие с собой, вос­пи­ты­ва­лись в непол­ных семьях.

К лич­ност­ным фак­то­рам можно отне­сти ком­плекс непол­но­цен­но­сти чело­века, шизо­ид­ный тип характера.

Кроме этих фак­то­ров, можно выде­лить общие осо­бен­но­сти, при­су­щие суи­ци­даль­ному поведению.

1. Фик­си­ро­ван­ность пози­ции. Чело­век не может изме­нить ситу­а­ции, не имеет воз­мож­но­сти мани­пу­ли­ро­вать ее эле­мен­тами в про­стран­стве и времени.

2. Вовле­чен­ность. Чело­век смот­рит на про­блему изнутри, не может отстра­ниться от нее, поме­щая себя в точку при­ло­же­ния угро­жа­ю­щих сил.

3. Суже­ние сферы пози­ции лич­но­сти по отно­ше­нию к сфере кон­фликт­ной ситу­а­ции. Чело­век огра­ни­чи­вает пред­став­ле­ния о соб­ствен­ных воз­мож­но­стях, изо­ли­рует себя от окру­жа­ю­щих, оста­ва­ясь наедине со сво­ими проблемами.

4. Замкну­тость пози­ции. Чело­век зани­мает по отно­ше­нию к обще­ству пози­цию кон­фрон­та­ции, кото­рая сви­де­тель­ствует об отчуж­де­нии личности.

5. Пас­сив­ность пози­ции. Чело­век настолько погло­ща­ется своей про­бле­мой, что не может кон­струк­тивно дей­ство­вать в направ­ле­нии ее реше­ния. Все воз­мож­ные вари­анты, осно­ван­ные на опыте и зна­ниях, обес­це­ни­ва­ются и отвергаются.

Глав­ным ком­по­нен­том суи­ци­даль­ного пове­де­ния высту­пает суже­ние когни­тив­ной сферы лич­но­сти, когда чело­век замы­ка­ется на опре­де­лен­ном пред­мете, чело­веке или про­блеме. Суи­ци­даль­ное пове­де­ние может быть вызвано обостре­нием этой про­блемы или вза­и­мо­от­но­ше­ний с этим чело­ве­ком, либо утра­той зна­чи­мого для чело­века пред­мета или чело­века. В этих слу­чаях в душе чело­века обра­зу­ется пустота, кото­рую он не может в дан­ный момент ничем дру­гим запол­нить. В резуль­тате эта пустота его поглощает.

Суи­ци­даль­ное пове­де­ние вклю­чает в себя суи­ци­даль­ные мысли, наме­ре­ния, попытки и сам факт суи­цида. Под­рост­ко­вое суи­ци­даль­ное пове­де­ние имеет несколько осо­бен­но­стей, отли­ча­ю­щих его от суи­ци­даль­ного пове­де­ния взрос­лого чело­века. Иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что про­яв­ле­ние суи­ци­даль­ного пове­де­ния воз­рас­тает в воз­расте 14–15 лет и дости­гает пико­вой точки в 16–19 лет.

Необ­хо­димо пом­нить, что дет­ские пере­жи­ва­ния и кон­фликты про­те­кают несколько иначе, чем у взрос­лых. Порой роди­тели вос­при­ни­мают про­блему сво­его ребенка как пустя­ко­вую, не пони­мая, что в дан­ный момент под­ростку кажется очень важ­ной и он, в силу отсут­ствия опыта, не может ее само­сто­я­тельно решить. Отсут­ствие под­держки и пони­ма­ния со сто­роны роди­те­лей остав­ляет под­ростка наедине с его про­бле­мой и порож­дает чув­ство отча­я­ния, спо­соб­ного спро­во­ци­ро­вать суи­ци­даль­ное поведение.

В под­рост­ко­вом воз­расте спро­во­ци­ро­вать суи­ци­даль­ное пове­де­ние могу депрес­сив­ные состо­я­ния, отли­ча­ю­щи­еся от взрос­лых. К ним можно отне­сти груст­ное настро­е­ние, скуку, уста­лость, бес­сон­ницу, чув­ство бес­по­кой­ства, излиш­нюю эмо­ци­о­наль­ность, замкну­тость в себе, невни­ма­тель­ность, агрес­сию, неуспе­ва­е­мость в школе, зло­упо­треб­ле­ние алко­го­лем, наркозависимость.

Мифы и факты суицида

В отно­ше­нии суи­цида суще­ствует мно­же­ство самых раз­лич­ных мифов. Попро­буем рас­смот­реть их и под­твер­дить либо опровергнуть.

Миф 1

На само­убий­ство идут только пси­хи­че­ски нездо­ро­вые люди. Факт: согласно иссле­до­ва­ниям, около 80% людей, покон­чив­ших жизнь само­убий­ством, были абсо­лютно нор­маль­ными, здо­ро­выми людьми.

Миф 2

Миф 3

Склон­ность к суи­циду — это харак­тер­ная черта опре­де­лен­ного типа людей. Факт: кон­чают жизнь само­убий­ством люди самых раз­ных типов. Все зави­сит от кон­крет­ной ситу­а­ции и ее вос­при­я­тия кон­крет­ным человеком.

Миф 4

Реше­ние све­сти счеты с жиз­нью при­хо­дит вне­запно. Факт: иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что чело­век может вына­ши­вать мысли о суи­циде несколько недель или даже меся­цев, прежде чем решится на этот шаг.

Миф 5

Чело­век, решив­шийся на само­убий­ство, сооб­щает об этом окру­жа­ю­щим, но его не вос­при­ни­мают все­рьез. Факт: суи­цид несет в себе кос­вен­ные замыслы, кроме само­убийств в состо­я­нии аффекта, поэтому в боль­шин­стве слу­чаев чело­век пре­ду­пре­ждает близ­ких о своем наме­ре­нии покон­чить с жизнью.

Миф 6

Нет таких при­зна­ков, по кото­рым можно было бы опре­де­лить, что чело­век соби­ра­ется совер­шить суи­цид. Факт: на самом деле суи­циду прак­ти­че­ски все­гда пред­ше­ствуют изме­не­ния в пове­де­нии человека.

Миф 7

Чело­век, одна­жды совер­шив­ший попытку суи­цида, нико­гда не ста­нет делать этого вновь. Факт: в реаль­но­сти риск повтор­ной попытки само­убий­ства доста­точно высок. В пер­вые два месяца после неудач­ной попытки 60–80% людей пыта­ются сде­лать это снова.

Миф 8

Склон­ность к суи­циду пере­да­ется по наслед­ству. Факт: ген, отве­ча­ю­щий за суи­ци­даль­ное пове­де­ние, до сих пор ни одним уче­ным не най­ден. Тем не менее суи­цид в семье может высту­пать в каче­стве деструк­тив­ного подражания.

Миф 9

Чтобы отвлечь чело­века от суи­ци­даль­ных мыс­лей, нужно загру­зить его рабо­той. Это его отвле­чет. Факт: это не правда. Работа не спо­собна отвлечь надолго от мыс­лей о самоубийстве.

Миф 10

Упо­треб­ле­ние алко­голя помо­гает рас­сла­биться и сни­мает суи­ци­даль­ное напря­же­ние. Факт: у чело­века в состо­я­нии алко­голь­ного опья­не­ния повы­ша­ется чув­ство тре­воги, обост­ря­ется кон­фликт­ность, повы­ша­ется жалость к самому себе. По ста­ти­стике около 50% само­убийств совер­ша­ются именно в состо­я­нии алко­голь­ного опьянения.

Миф 11

Люди, гово­ря­щие о жела­нии уме­реть, нико­гда не решатся на совер­ше­ние само­убий­ства. Факт: боль­шин­ство людей непо­сред­ственно перед тем, как лишить себя жизни, при­во­дят дока­за­тель­ства своих наме­ре­ний, неко­то­рые обра­ща­ются за помо­щью к спе­ци­а­ли­стам. Прак­ти­че­ски каж­дому суи­ци­даль­ному поступку пред­ше­ствует сиг­нал о готов­но­сти к его совер­ше­нию. Если чело­век гово­рит о жела­нии све­сти счеты с жиз­нью, то это либо пре­ду­пре­жде­ние, либо при­зыв о помощи.

Миф 12

Говоря о суи­циде, чело­век стре­мится при­влечь к себе вни­ма­ние окру­жа­ю­щих. Факт: если чело­век хочет покон­чить с собой, зна­чит, он испы­ты­вает душев­ную боль и хочет сооб­щить о ней близ­ким людям.

Миф 13

Миф 14

Само­убий­ство и попытка само­убий­ства — это одно и то же. Факт: попытка суи­цида пред­став­ляет собой не неудав­ше­еся само­убий­ство, а крик о помощи в слож­ной ситуации.

Миф 15

Если под­ро­сток пере­жил суи­цид, то, даже став взрос­лым, он нико­гда не смо­жет чув­ство­вать себя в без­опас­но­сти. Факт: на самом деле мно­гие моло­дые люди пыта­ются покон­чить с собой, но потом про­хо­дят опре­де­лен­ное лече­ние, реа­би­ли­та­цию и впо­след­ствии ведут вполне нор­маль­ный образ жизни.

Миф 16

Когда кри­зис про­хо­дит, риск суи­цида ухо­дит вме­сте с ним. Факт: на самом деле чело­век может твердо решить для себя, что он не хочет больше жить, а ста­би­ли­за­ция ситу­а­ции может только при­дать ему сил для выпол­не­ния задуманного.

Миф 17

Раз­го­воры о суи­циде спо­соб­ствуют его совер­ше­нию. Факт: если чело­век делится с кем-то своей болью и полу­чает в ответ под­держку, то он начи­нает осо­зна­вать, что он не один, что есть люди, гото­вые его под­дер­жать, раз­де­лить его боль. Очень часто обсуж­де­ние про­блемы ста­но­вится пер­вым шагом к пре­ду­пре­жде­нию самоубийства.

Миф 18

Само­убий­ство — это спо­соб реше­ния лич­ных про­блем. Факт: жела­ние покон­чить с собой по сути — ирра­ци­о­нально. Кри­зис может воз­ник­нуть на фоне лич­ных про­блем, но не все­гда свя­зан с их обострением.

Миф 19

Чело­век может само­сто­я­тельно побо­роть депрес­сию уси­лием воли. Факт: созна­тельно кон­тро­ли­ро­вать депрес­сив­ное состо­я­ние очень сложно, поэтому при­зывы чело­веку взять себя в руки могут только сни­зить его самооценку.

Миф 20

Дети не совер­шают суи­ци­дов. Факт: как это ни при­скорбно, но совер­шают. В боль­ницы регу­лярно попа­дают дети и под­ростки самых раз­ных воз­рас­тов, кото­рые созна­тельно реши­лись на такой шаг.

Как раз­ру­шить роман­тизм под­рост­ко­вого суицида

Отрав­ле­ние

Этот спо­соб чаще всего прак­ти­куют девочки-под­ростки. Они тща­тельно под­го­тав­ли­вают сце­на­рий, кра­сиво обстав­ляют ком­нату цве­тами, зажи­гают свечи, наде­вают самое кра­си­вое пла­тье, делают при­ческу. Далее девочка при­ни­мают смер­тель­ную дозу таб­ле­ток, ложится в постель и ждет смерти, пред­став­ляя, как ее най­дут потом род­ствен­ники или воз­люб­лен­ный, такую кра­си­вую, блед­ную, как спя­щая красавица.

Пове­ше­ние

Непо­сред­ственно после того, как само­убийца выби­вает из-под ног опору, у него начи­на­ется аго­ния. Он рас­ка­чи­ва­ется на веревке, уда­ря­ется о нахо­дя­щи­еся рядом пред­меты, вслед­ствие чего на теле обра­зу­ются мно­же­ствен­ные кро­во­под­теки и сса­дины. Особо неро­ман­тич­ным пока­жется тот факт, что у пове­шен­ного непро­из­вольно рас­слаб­ля­ются сфинк­теры зад­него про­хода и моче­вого пузыря. Вся кровь из тела отте­кает в ноги, поэтому труп ста­но­вится блед­ным, а ноги при­об­ре­тают бор­до­вый цвет и рас­пу­хают. Очень часто шей­ные позвонки не выдер­жи­вают и лома­ются. На лице у пове­шен­ного — жут­кая гри­маса. Ну очень нели­це­при­ят­ное зрелище.

Пры­жок с крыши

Инте­ресно, о чем думает под­ро­сток, спры­ги­вая с крыши высот­ного дома? На какую кра­соту он рас­счи­ты­вает? Чаще всего чело­век от удара о землю пре­вра­ща­ется про­сто в фарш, в месиво. Кости и внут­рен­ние органы выва­ли­ва­ются на все­об­щее обо­зре­ние. Череп от удара дефор­ми­ру­ется так, что не разо­брать, где нос, где рот, а где уши. Само­убийца лежит на асфальте в луже крови, на кото­рую тут же сле­та­ются мухи. Вокруг сразу же соби­ра­ется толпа зевак, кото­рые с инте­ре­сом рас­смат­ри­вают, обсуж­дают, осуж­дают. Вряд ли это пока­жется кому-то роман­тич­ным. К тому же хоро­нить то, что оста­лось от чело­века, будут в зары­том гробу.

Пере­ре­за­ние вен

Перед поте­рей созна­ния у чело­века начи­на­ется аго­ния. Лицо сво­дит судо­ро­гой, кровь отте­кает, начи­на­ется непро­из­воль­ное слю­но­от­де­ле­ние. Так же, как и при пове­ше­нии, рас­слаб­ля­ются сфинк­теры зад­него про­хода, чело­век пла­вает в ванне вме­сте с соб­ствен­ными фека­ли­ями. Если чело­века нахо­дят не сразу, то к этой кра­соте добав­ля­ются еще и изме­не­ния, при­су­щие утоп­лен­ни­кам. Кар­тина не слиш­ком красивая.

Само­стрел

В филь­мах мы видим, что чело­век пус­кает в себя пулю и у него в голове оста­ется только малень­кое обо­жжен­ное отвер­стие. Ну да — роман­тично. Вход­ное отвер­стие дей­стви­тельно малень­кое, зато выход­ное — очень боль­шое. Мозг чело­века при этом рас­те­ка­ется по стене. Огне­стрель­ное ране­ние в голову все­гда обез­об­ра­жи­вает лицо до неузна­ва­е­мо­сти. Голову про­сто раз­ры­вает изнутри. Череп ино­гда рас­ка­лы­ва­ется попо­лам или на несколько кус­ков. Бывают слу­чаи, что домаш­ние живот­ные, застав хозя­ина в таком виде, начи­нают про­бо­вать его на вкус. Роман­тич­ное зре­лище — кошка, поеда­ю­щая мозг сво­его хозя­ина? Кровь в жилах стынет.

Смерть далека от роман­тики. Нет в ней абсо­лютно ничего пре­крас­ного. Доне­сите эту инфор­ма­цию до под­ростка. Пусть он выки­нет из головы эти страш­ные мысли. Живет и насла­жда­ется жизнью.

Реко­мен­да­ции родителям

Спе­ци­а­ли­сты выявили ряд изме­не­ний в пове­де­нии под­ростка, кото­рые могут помочь роди­те­лям опре­де­лить суи­ци­даль­ные наме­ре­ния сво­его ребенка.

1. Нару­ше­ния сна. Это может выра­жаться в появив­шейся бес­сон­нице или, наобо­рот, в повы­шен­ной сонливости.

2. Нару­ше­ние аппетита.

3. Под­ро­сток про­яв­ляет при­знаки бес­по­кой­ства, ста­но­вится слиш­ком раздражительным.

4. Повы­ша­ется чув­ство тревоги.

5. Под­ро­сток сильно утом­ля­ется, про­яв­ля­ется упа­док сил.

6. Под­ро­сток пере­стает сле­дить за своим внеш­ним видом, пре­не­бре­гает лич­ной гиги­е­ной, выгля­дит неряшливо.

7. Посто­янно жалу­ется на физи­че­ское недо­мо­га­ние, пло­хое самочувствие.

8. У него часто меня­ется настроение.

9. Под­ро­сток замы­ка­ется в себе, отда­ля­ется от дру­зей и родственников.

10. Совер­шает рис­ко­вые поступки.

11. В его раз­го­во­рах часто затра­ги­ва­ется тема бес­смыс­лен­но­сти жизни, без­на­деж­но­сти, смерти. Ино­гда речь захо­дит о его соб­ствен­ных похоронах.

12. Под­ро­сток начи­нает упо­треб­лять выра­же­ния «я нена­вижу жизнь», «я никому не нужен», «зачем я родился на свет?», «не могу больше это выносить».

Ино­гда сиг­на­лом готов­но­сти под­ро­ста рас­статься с жиз­нью может послу­жить раз­да­ри­ва­ние лич­ных вещей, кото­рые пред­став­ляют для него цен­ность, попытка ула­дить кон­фликты с людьми, с кото­рыми он нахо­дился в ссоре.

Поста­рай­тесь ни в коем слу­чае не остав­лять под­ростка одного в таком состо­я­нии. Если вам необ­хо­димо уйти, оставьте его на попе­че­ние дру­гого взрос­лого. Если вы видите, что не можете само­сто­я­тельно спра­виться с про­бле­мой и беседы резуль­та­тов не дают, обра­ти­тесь за помо­щью к спе­ци­а­ли­сту, кото­рый помо­жет вашему ребенку выйти из кри­зис­ного состояния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *