Что будет если ребенок умрет в школе
— Для кого?
— Прежде всего, для тех, кого обвинят. Чувство вины, которое могут пережить люди, которых обвинили, делает их очень уязвимыми и вводит в группу суицидального риска.
Поэтому надо сразу говорить с учениками, с родителями, с преподавателями, чтобы никакой информации в средства массовой информации не давалось. Естественно, сми могут получить информацию, но от следственного комитета, который не особенно будет с ними делиться до окончания следствия. Или от пресс-службы министерства образования региона, например.
Я знаю трагичную историю, когда средства массовой информации назначили виновного, потом человек попал в психиатрическую больницу с диким чувством вины, пережил огромные страдания, и совершенно незаслуженно.
Интересы журналистов во всей этой истории надо поставить на самое последнее место.
— Наверное, какие-то стороны этой истории могут как раз использовать журналистов для того, чтобы переложить ответственность с себя на кого-то другого? Допустим, директор школы чувствует ответственность школы за случившееся. И может дать интервью прессе о том, что виновата семья. Бывает такое?
— Нет. Я думаю, что вряд ли директор школы дает интервью. В любом случае, это не дело директора школы — решать, кто виноват.
Тем более, что нет какой-то одной причины. Причин всегда много. Это и личное состояние этого суицидента, и определенные черты характера, и определенное воспитание, и взаимодействие с другими, и его дурной выбор. Причины должно выяснять следствие, а не фантазеры в СМИ, которые все равно не смогут ничего установить.
Второе – ни в коем случае не начинать делать глупости с тестированием учащихся.
— А такое бывает?
— Сплошь и рядом. Начинают им давать какие-то сомнительные опросники. Мало того, что от этих опросников вообще толку не много, так еще и дети в таком состоянии находятся, что не могут объективно отвечать на те вопросы, которые им задают. Получается тотальная профанация.
— Понятно, чем не надо заниматься. А чем надо?
— Надо попытаться найти людей с чувством вины. Это могут быть родители, ученики из класса суицидента, из параллельных классов, учителя и так далее. Задача — определить группу риска.
Это такая информация, которую мы получаем непосредственно от тех членов коллектива, кто в курсе. От каких-то учеников, которые общаются со всеми.
Конечно, среди учеников существует представление о том, что если кто рассказывает, тот стукач. Здесь надо объяснять, что даже близко никакого стукачества в этом деле нет. Вы помогаете своим друзьям, которые находятся в ужасном состоянии. Это не стукачество, а помощь.
Эту информацию можно также найти на поминках или на похоронах. Не надо бояться идти на похороны. Там видно, кто как переживает, кто с кем в группе, кто как взаимодействует, кто как относится к смерти. И для опытного психолога или чуткого классного руководителя это может дать очень много информации, откуда можно ждать беды.
Также могут обнаружиться те, кто говорят: «Не хочу жить, хочу уйти за ним», они тоже в группе риска. В этой же группе, как я уже сказал, люди, испытывающие сильнейшее чувство вины. Их надо выявлять и это чувство вины снимать.
— Речь идет о достаточно серьезной, квалифицированной психологической работе. Есть ли в школах такие люди, которые могут все то, о чем вы сказали, сделать?
— Смотря, в какой школе. Не во всех, конечно, есть такие люди.
Собственно, здесь ничего сложного, на самом деле, нет. Нужно только желание, мотивация и в определенной степени зрелость, чтобы пытаться получить информацию из эпицентра этой самой информации.
— Чего еще не следует делать?
— Кто и где организует эти хвалебные выступления детей?
— Учителя, психологи школьные. В некоторых случаях директора. Это достаточно частый случай.
— Да, это дикость, конечно.
— Наоборот, необходима дегероизация поступка погибшего. Задавать вопросы: «Чего достиг этот человек? Для чего он это все делал? Почему сейчас страдают люди?» Четко дать понять: «Мы никак не можем оправдать этот поступок и не должны его оправдывать». Все школьники должны знать, что мы относимся к этому как к недопустимому, совершенно ненормальному. А человека, который это сделал, мы отчасти даже презираем, и совершенно справедливо. Это трусость, это никакой не поступок нормального человека, это попытка избежать сложности, а не решить ее.
И так далее. Мы формируем правильное отношение к суициду.
— Мне представляется сложным вот так пройти по грани, чтобы достаточно негативно оценить поступок и в то же время не получился какой-то «суд над покойником».
— Никакого суда над покойником мы не проводим. Мы разделяем личность и поступок. Поступок мы однозначно осуждаем, мы его с разных сторон показываем как абсурдный, ни к чему хорошему не приведший.
А вот что касается самого суицидента, мы говорим о том, что нам жалко этого человека. Мы и соболезнуем, и сочувствуем, и переживаем за того, кто совершил сей шаг. Но, увы, помочь мы уже никак не можем. И это является уже само по себе профилактическим фактором.
— Как следует работать с теми школьниками, которых мы выявили и определили как ближний круг самоубийцы?
— Надо искать чувство вины у этих людей. А для этого их надо сажать в круг, не бояться ничего, проводить так называемый sharing, предварительное знакомство, устанавливать доверие. И задавать вопрос, а кто что чувствует. Кто чувствует слабость, а кто гнев, а кто обиду, а кто чувство вины и так далее. И вот исходя из этого, расспрашивая каждого, в итоге приводить детей к принятию ситуации и осознанию того, что они не отвечают за этот дурной поступок другого человека.
— А кто может чувствовать вину в такой ситуации?
— Вину может чувствовать кто угодно. Например, кто-то, кто ему когда-то не дал списать. Он же не может уже ему дать списать, потому что человек мертв. И его вдруг накрывает невротическое чувство вины, что «вот я, такой растакой, то-то и то-то не сделал, то-то и то-то не додал».
А теперь уже у некоторых магическое мышление присоединяется. Это странно конечно, но бывает нередко после выяснения ситуации.
— В каком смысле магическое мышление?
— У детей бывает, что «я плохо про папу думал, а папа умер. Видно, потому что я про него плохо думал». Нормальному человеку понятно, что здесь никакой связи нет, а ребенок видит связь. Вот это магическое мышление.
— Вера в силу своей мысли.
— Мы не знаем причины, на самом деле, почему у детей определенного возраста существует магическое мышление на тему любой смерти, практически в 100% случаях.
— Очень много в американских фильмах ужасов таких моментов, когда рождается какой-то демонический ребенок, и он своей мыслью убивает людей, устраивает бедствия. Может, еще это как-то влияет?
— Не исключаю, вполне может быть.
Особое внимание надо уделять братьям, сестрам суицидентов. Это наиболее уязвимая категория людей. Как раз среди них наиболее часто возникает мотив «уйду за ним».
Следующая задача. Проводятся родительские собрания, где обязательно должна быть дана информация, куда обращаться, если вдруг у ребенка мысли о суициде, куда человеку позвонить. Такую же информацию и ученикам надо давать. Очень важно говорить с родителями про стигматизацию психиатрической деятельности, то есть о том, что, если нужна помощь, не надо бояться обращаться к психиатру.
На учет никто не поставит, никто не залечит до состояния овоща. Вот это все важно объяснять, давать телефонные ресурсы, которые направлены на антисуицид. Например, сайт Победишь.ру, общероссийский телефон детской горячей линии 8800, местные линии телефонные для записи к местным психиатрам. Может быть, какие-то стационары. телефоны волонтеров, священников, которые умеют на эту тему разговаривать.
Вся информация должна быть у родителей и учеников, чтобы они могли ей при необходимости воспользоваться. Реальная и актуальная информация, что самое главное. Не то, что одна бабка сказала — то ли помогут, то ли наоборот. А именно актуальная информация для вашего региона.
— На какие признаки детского поведения родителям стоит обращать внимание в этот период?
— Стоит обращать внимание, если ребенок плохо спит. Или слишком веселый. Или длительное время слишком грустный. Это поводы для обращения к специалисту.
— Речь идет о братьях, сестрах погибшего?
— Нет, речь идет обо всех, кто имел или мог иметь отношение к суициденту
— Вы рассказали о том, что нужно делать с ближним кругом, с людьми, которые были непосредственно затронуты. Братья, сестры, класс. Нужно ли что-то делать по отношению к остальным ученикам школы, какие-то мероприятия провести, ведь вся школа знает об этом событии и на всех может повлиять?
— Со всеми учениками можно с учетом возраста каждого класса проводить первичную профилактику. То есть, не прямо касаясь темы суицида, показывать просто ценность жизни, болезненность ухода из этой жизни, страдания, которые суицидент приносит окружению и близким, последствия для здоровья, для социальной жизни.
— То есть, какого-то общего школьного собрания на эту тему не нужно делать?
— Все остальные, получается, питаются только слухами и своими собственными мыслями.
— Ну, да. Мы должны формировать отрицательное мышление к суициду. Если это удается, то цель будет достигнута.
Мы все умрём. Как говорить с детьми о смерти
коррекционный психолог. Работает с детьми и подростками. Умеет отвечать на сложные вопросы.
Почему нужно говорить с ребёнком о смерти
Мы не любим думать о смерти: эти мысли вызывают тревогу и горестные воспоминания. Но у ребёнка пока не сложилось таких ассоциаций, и его вопрос — просто один из множества вопросов о том, как устроен мир. Если отвечать спокойно, аккуратно и честно, он всё поймёт правильно.
Если разговор о смерти приходится начинать в связи с потерей близкого человека, дело обстоит иначе. Часто взрослые не считают нужным говорить ребёнку об этом, потому что боятся травмировать детскую психику. Это плохая тактика: он всё равно сделает выводы — возможно, неправильные. О том, к чему приводит замалчивание и ложь, мы отдельно поговорим ниже.
Смерть — это тема, полная горя, боли и страха. Не в ваших силах навсегда оградить ребёнка от этих эмоций. Зато вы можете научить переживать их наиболее безопасным образом.
Ещё одна причина поговорить с ребёнком о смерти — разобраться в собственных чувствах. Часто простые детские вопросы заставляют нас всерьёз задуматься о сложных вещах. Упорядочить и сформулировать то, о чём раньше думали только вскользь, и удивиться собственным выводам.
Что дети знают о смерти
Привезли его домой —
Оказался он живой.
Понимание, что всё живое рано или поздно умирает, обычно приходит к ребёнку в пять-шесть лет. Это время первых разговоров о смерти.
— Бабушка, ты умрёшь?
— Умру.
— Тебя в яму закопают?
— Закопают.
— Глубоко?
— Глубоко.
— Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!
Корней Чуковский. От двух до пяти
Евгений Шварц. Обыкновенное чудо
Важно начать беседу о смерти, если ребёнку пришло в голову шантажировать кого-либо: «Вот умру — и все вы будете плакать!» Нужно спокойно объяснить, что если он умрёт, то не сможет насладиться этим зрелищем. Потому что к тому времени уже не будет ничего чувствовать.
Когда говорить с ребёнком о смерти
Едва ли стоит начинать такой разговор в целях общего развития. Поводом для него должна служить определённая ситуация и желание ребёнка. Обычно, столкнувшись со смертью знакомых или знаменитостей, дети сами задают вопросы. Не пытайтесь сразу рассказать всё, что знаете, но честно отвечайте на каждый.
Если сын или дочь переживает потерю, но ничего не спрашивает, лучше начать разговор самому. Осторожно задайте наводящие вопросы, но не настаивайте, если ребёнок не захочет развивать тему. Лучше вернуться к ней позже.
Разговоры о смерти, как и любые важные беседы, заслуживают специально выделенного времени. Это не та тема, которую можно обсуждать между делом. Кроме того, нужно быть готовым, что это будет не единичный разговор. Ребёнок может возвращаться к нему время от времени на протяжении недель и даже месяцев.
Чего избегать в разговоре
Не менее аккуратными стоит быть при упоминании аспектов веры. В нерелигиозных семьях дети нередко впервые узнают о Боге и загробной жизни после потери кого-то из близких. В этой ситуации ребёнок очень многое может истолковать неправильно, особенно если взрослые сами не слишком хорошо владеют предметом.
Что говорить ребёнку о смерти
Разумеется, никаких конкретных рекомендаций мы дать не можем. Всё зависит от ситуации, возраста, особенностей ребёнка и ваших с ним отношений. Поэтому ограничимся тезисами, которые могут быть уместны.
Если вы не знаете ответа на тот или иной вопрос, говорите честно: «Я не знаю». Главное — делать это уверенно и не юлить.
Нет смысла прятать от ребёнка собственное горе. Напротив, ваша скорбь поможет ребёнку понять, что горевать — это нормально. И всё же, если вы пока не чувствуете душевных сил, чтобы начать этот разговор, позаботьтесь сперва о себе. В такой трудный момент ребёнку нужен рядом уверенный взрослый. Если вопросы ребёнка причиняют вам слишком сильную боль, попросите сначала поговорить с ним кого-то из родных или друзей, кто менее вовлечён в трагедию. Но это обязательно должен быть важный для ребёнка взрослый, которого он давно знает и ценит.
Иногда взрослые пытаются «подсластить пилюлю» и сделать для ребёнка в этот день что-то особенное — что-то подарить, накормить праздничной едой, сводить на развлечения. Этого делать не стоит: у ребёнка могут сложиться неприятные ассоциации с определённым местом, вещью или блюдом, это может служить поводом для страхов. Либо спустя время он будет винить себя, что беспечно наслаждался жизнью в тот трагический день.
Покажите ребёнку, что жизнь не закончилась. Стройте планы на будущее, расскажите, что будет через день, неделю, месяц. Ваша уверенность в завтрашнем дне придаст ему сил.
Что может произойти дальше
Невозможно предугадать, как ребёнок отреагирует на известие о смерти близкого. Это могут быть слёзы и крик или странные вопросы, неуместное любопытство и даже смех. Так психика ребёнка ищет способ пережить потерю и усвоить новую информацию.
Наконец, может не быть вообще никакой реакции. Взрослые теряются, если ребёнок после разговора о смерти родственника ни о чём не спрашивает и спокойно возвращается к своим делам. Не беспокойтесь: он всё услышал и понял, просто ему нужно время, чтобы это осознать. Позже он сам вернётся к этой теме и задаст вопросы.
Ещё одной из возможных реакций может быть гнев на умершего за то, что тот оставил его. Не запрещайте ребёнку злиться, но через некоторое время объясните, что человек умер не по своей воле и что, если бы он мог, никогда не расставался бы с ним.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
«Мы ругаем их за тройки, а они разрабатывают план самоубийства»
Наши дети, подрастая, все больше отдаляются от нас. Причем, чем меньше мы им уделяем внимания, они все дальше и жестче их отдаление, вплоть до мыслей о суициде… Почему эти мысли появляются? Читайте…
Пять писем подростков
Идеальные отношения между подростками и родителями – редкость. Родители начинают готовиться к переходному возрасту своих детей заранее: читают статьи с советами психологов и других экспертов, нередко консультируются со школьными учителями, придумывают, чем бы нагрузить ребенка, чтобы у него «не оставалось времени на ерунду». Однако это не помогает. Почему? Какие ошибки совершают родители? Эти вопросы «Я‑родитель» задал старшеклассникам обычной подмосковной школы и предложил им написать предельно откровенные письма своим родителям. Некоторые из них мы приводим в этой статье.
Алина, 16 лет:
Павел, 15 лет:
Ольга, 15 лет:
Сережа, 14 лет:
Олег, 18 лет:
Некоторые из писем, с разрешения учащихся и без указания имен, были зачитаны на общешкольном родительском собрании. Реакция была разной. Были родители, которые нашли себя и свою историю в отрывках и просто промолчали, других это разозлило. Кто-то возмущенно пытался спорить с упреками подростков. Одна из присутствующих мам удивленно сказала: «Мы ругаем их за тройки, а они разрабатывают план самоубийства. Кто даст нам гарантию, что они его не осуществят?»
В актовом зале стало тихо.
Ребёнок и суицид
Подростковый суицид
Один из журналов назвал явление подросткового суицида поколением RESET. Действительно, сегодня молодые люди, попав в тяжелую ситуацию, не затрудняют себя поиском решения проблем, а предпочитают по подобию компьютерной игры начать все сначала, просто нажав кнопку reset. По статистическим данным, число самоубийств среди детей и подростков составляет около трех тысяч в год. И эти цифры не включают в себя попытки свести счеты с жизнью.
Суицид бывает двух видов — истинный и ложный. Истинный суицид — это всегда обдуманное решение, хотя иногда самоубийство и выглядит спонтанным. Самому факту суицида всегда предшествуют депрессия, угнетенное состояние и суицидальные мысли. Человек уходит из жизни, стараясь избавиться от душевной боли, но перед этим он пытается найти альтернативные пути, ищет поддержки у близких людей, которые порой просто не замечают, что с подростком что-то происходит, из-за собственной невнимательности или даже черствости.
Молодые люди довольно часто склонны искать смысл жизни. В силу своего юношеского максимализма, который выражается в принципе «хочу все и сразу!», многие подростки не могут справиться с внутренней пустотой. Даже самоубийства из-за любви не являются простым взрывом гормонов. У подростков сильно выражена потребность быть нужными хоть кому-нибудь. Если подростка не понимают в семье, он не находит общий язык с близкими, а еще и не может добиться взаимности у объекта своей любви, то ему кажется, что он в этом мире совсем никому не нужен. А какой тогда смысл жить дальше?
Ложный суицид выбирают те, для кого самоубийство неприемлемо, но и жить дальше они не хотят. Такие подростки не перерезают себе вены и не прыгают с крыши. Они выбирают для себя суицидальное поведение, которое рано или поздно приводит их как бы к случайной гибели. Суицидальным поведением можно назвать и быструю езду на автомобиле, и стремление попасть на войну в «горячую точку», и наркоманию. Что касается детей, то у них такое поведение может проявляться в опасных играх.
Кажется, что потеря смысла жизни у каждого человека происходит по-своему, ведь у всех понятие об этом совершенно разное, поэтому и причины для самоубийства у каждого свои. Но если попытаться обобщить причины подросткового суицида, то все опять сводится к родительскому воспитанию. Ничто не может заменить ребенку родительскую поддержку, внимание и добрый совет. Только близкий взрослый человек может помочь подростку обрести смысл жизни, указать цель, к которой нужно стремиться.
Человек сталкивается с различными возрастными кризисами. Это неизбежно.
Кризис 3 лет у детей
Кризис 7 лет у детей
Кризис переходного возраста у детей. Подростки
Рано или поздно любой подросток столкнется с жизненными трудностями, от которых ему не удастся убежать, которые придется преодолеть. Подросток должен осознать, что за этими трудностями последует развитие его личности. Это надо принять как факт. В любой жизненной ситуации нужно уметь видеть возможность для дальнейшего развития, путь вперед а не в темноту.
Есть точка зрения, что истинный суицид вызывается конкретными объективными причинами и присущ в основном взрослым людям, а ложный суицид — это имитация, шантаж, который практикуют подростки от безделья или нехватки внимания. Есть хорошее высказывание на этот счет каждый истинный суицид — критическая демонстрация человеком собственного отчаяния, а каждый демонстративный (ложный) — потенциальный истинный. Подростковый суицид на самом деле явление гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд.
Конечно, демонстративный суицид свойствен в основном подросткам. В некоторых молодежных субкультурах отметины на теле, оставленные неудачной попыткой самоубийства, воспринимаются как знаки отличия и высоко почитаются. Но зачастую за этим стоит не просто попытка эпатировать взрослых, но и более глубокий смысл, например, побороть в себе страх смерти. Надо отметить, что сам факт свершившегося самоубийства среди представителей таких субкультур в общем числе подростковых суицидов не так велик.
Очень часто подростки проявляют суицидальное поведение, подражая другим, например, кумирам. Факт: каждый раз после гибели какого-нибудь известного молодежного кумира начинается суицидальная волна среди его фанатов, причем подростки стараются копировать и способ ухода из жизни.
Согласно данным статистики, самое большое количество попыток покончить жизнь самоубийством приходится на подростков и молодых людей в возрасте до 25 лет. Попытки заканчиваются смертью, когда подростку трудно выйти за рамки реальности, когда он не видит иного выхода в связи с отсутствием жизненного опыта. Большинство погибших подростков были абсолютно нормальными, психически здоровыми людьми. Любого из них можно было спасти, достаточно было просто вовремя обратить на них внимание и помочь преодолеть возникшие трудности.
Рассмотрим некоторые признаки, по которым можно определить, что подросток собирается свести счеты с жизнью.
1. Подросток, собирающийся совершить самоубийство, делится своими переживаниями хотя бы с одним человеком. Иногда информация может подаваться в завуалированной форме, чаще — как прямое предупреждение о самоубийстве, но кто-то из близкого окружения подростка, несомненно, об этом знает.
2. Меняется отношение подростка к учебному процессу. Его перестает волновать успеваемость, он начинает часто прогуливать уроки в школе.
3. Интересы, увлечения, которые раньше радовали подростка, теряют для него интерес. Он замыкается в себе, реже общается с друзьями.
4. Он прекращает думать и говорить о будущем. Его не волнуют вопросы, связанные с проведением каникул или поступлением в вуз.
5. У подростка пропадает интерес к собственной внешности. Он перестает следить за собственной гигиеной, умываться, причесываться. Девочки могут резко изменить стиль внешности, например, внезапно отрезать длинные волосы, которыми раньше так гордились.
6. Появляется интерес к музыке, кино или книгам, в которых затрагиваются вопросы смерти.
На эти признаки родителям стоит обратить внимание, ведь изменение поведения всегда является сигналом о том, что с ребенком или подростком что-то происходит.
Мотивы. Почему.
Это самый распространенный вопрос, который задают родители и друзья погибшего от суицида подростка. Зачем он это сделал? Что его толкнуло на этот страшный поступок? Действительно, почему молодые люди, у которых, казалось бы, вся жизнь впереди, собственноручно лишают себя жизни? Существует целый ряд причин, которые мотивируют подростков перерезать себе вены, пить лекарство смертельными дозами, вешаться, топиться, сбрасываться с крыши высотного дома. Конечно, каждый случай суицида индивидуален, поэтому выстроить какую-то классификацию не представляется возможным, но выделить общие тенденции, присущие именно подростковым самоубийствам, все-таки можно. И, нужно отметить, мотивы, по которым дети и подростки уходят из жизни, существенно отличаются от мотивов взрослых людей.
Любовь. Романтическую историю юных Ромео и Джульетты, описанную Шекспиром, знают все. Молодые люди, принадлежавшие двум враждующим родам, полюбили друг друга, но на пути их любви встретилось слишком много препятствий, поэтому они, не выдержав разлуки, убили себя. Шекспир, сочиняя эту пьесу, наверное, не догадывался, что в далеком будущем его история станет примером для подражания для многих влюбленных подростков. В нашей стране огромное количество случаев, когда юноши и девушки, разочаровавшись в первой любви, лишают себя жизни. Чаще всего самоубийство театрально обыгрывается, тщательно и долго планируется, в него вкладывается огромный смысл, оно задумывается как послание возлюбленному. Такие самоубийства обычно сопровождаются душещипательной предсмертной запиской, обращенной к объекту любви. Особо заботит влюбленных подростков то, как будет выглядеть их тело после смерти. Им важно остаться юными и красивыми, даже лежа в гробу. Способы самоубийства при таком мотиве часто копируются из трагических фильмов о любви. Самыми распространенными способами лишения себя жизни у влюбленных подростков является отравление ядом или лекарственными препаратами и перерезание вен.
По мнению японского психолога Ямамото Тэйя, число суицидов, совершаемых по этой причине, в возрасте до 16 лет составляет 36,6% у мальчиков и 42,2% — у девочек. К 25 годам число самоубийств, совершенных по причине неразделенной любви, резко снижается. Нередко подростки совершают самоубийство по причине любви, если их возлюбленный погибает. Отличающиеся повышенной эмоциональностью и возбудимостью, молодые люди не в состоянии справится с утратой, поэтому принимают решение добровольно расстаться с жизнью и воссоединиться на «небесах» с любимым человеком.
Родители. Ценность родительского внимания и заботы утрачивается с возрастом, поэтому конфликты с родителями как причина суицида характерны в большей степени для детей, чем для подростков.
Как правило, самоубийства, основанные на мотиве ссоры с родителями, являются случайными. Ребенок на самом деле не хочет умирать, в большинстве случаев просто не понимает, что делает. Решив напугать родителей, чтобы обратить на себя их внимание, ребенок не рассчитывает наносимого вреда и в результате погибает. Очень часто такие случаи провоцируются появлением в семье второго ребенка. Ревность к родителям, необходимость помогать в уходе за новым членом семьи воспринимаются детьми как лишение собственного детства. Известны случаи в истории, когда из-за этого лишали себя жизни даже пятилетние дети. При такой мотивации самоубийства психологическую работу нужно проводить прежде всего с родителями, ведь поведение детей является зеркальным отражением поведения их отцов и матерей.
Учеба. Неуспеваемость и сложности в учебном процессе довольно часто провоцируют детей и подростков на самоубийство. Наиболее часто по этой причине лишают себя жизни студенты, обучающиеся точным и техническим наукам. Специалисты связывают этот факт с тем, что подобные профессии выбирают для себя замкнутые, необщительные дети, такие, которых называют «ботаниками». Такие подростки, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, что выделяет среди сверстников и делает их изгоями. Некоторые замыкаются в себе, многие попадают под зависимость от Интернета, находят себя в сетевых играх и на форумах. Те же подростки, у которых неразвиты компенсаторные механизмы, очень часто пытаются лишить себя жизни.
Мода и подражание. Как это ни дико звучит, но в подростковой среде групповые самоубийства вошли в моду. Особенно ярко тенденция прослеживается в японской культуре. Это объяснимо. Долгое время лишение себя жизни самураем считалось героическим и мужественным поступком. В последнее время молодые люди встречаются на форумах, посвященных суициду, в сети Интернет, обсуждают эту тему и договариваются в определенное время определенным образом лишить себя жизни. После этого средства массовой информации сообщают о странной серии произошедших самоубийств, унесших жизни нескольких подростков в одно и то же время в разных точках страны. Подобные инциденты были отмечены во многих европейских странах.
Вообще, культура современной молодежи способствует развитию смертельной моды. Молодежь зачитывается книгами, смотрит фильмы и передачи, посвященные теме смерти. Часто самоубийства у подростков происходят на почве подражания вымышленным литературным героям или реальным кумирам, которые совершили суицид. Известные личности, лишившие себя жизни по не известным для общества причинам, возводятся молодым поколением в ранг непризнанных гениев, которым подростки стремятся подражать во всем, даже в смерти.
Психологические заболевания и расстройства личности. Еще совсем недавно всех людей, которые пытались покончить жизнь самоубийством, считали ненормальными, психически больными людьми. Конечно, это утверждение неправильное, потому что большинство людей, погибших от суицида, были абсолютно нормальными и здоровыми. Но тем не менее расстройства психики могут стать причиной самоубийства. Наиболее часто люди лишают себя жизни под воздействием накатившей депрессии. Бывают случаи самоубийства также на фоне неврозов. Как правило, суициды на фоне психических заболеваний носят истинный характер.
Другие причины
В этой группе мотивов подростковых самоубийств мы рассмотрим причины, которые не являются распространенными, но встречаются в подростковой среде.
Юбилейные самоубийства. Склонность к театральности иногда толкает группу подростков на массовое самоубийство. приуроченное к какой-то дате. Этот мотив можно было бы отнести к подражательным самоубийствам, но здесь есть существенное различие — момент смерти во времени. Важным является точность, иногда вплоть до минуты. Юбилейные суициды могут приурочиваться, например, к годовщине смерти какого-нибудь кумира. Так, в Америке самоубийство Курта Кобейна вызвало целый ряд юбилейных самоубийств среди подростков — фанатов его творчества. Подростки лишали себя жизни различными способами, но именно в дату его смерти, указывая эту причину в предсмертной записке.
Самоубийства-убийства. Бывают случаи, когда отчаявшийся и забитый подросток, доведенный до крайней точки, лишая себя жизни, забирает с собой еще и своих обидчиков.
Самоубийства, связанные с физической неполноценностью или неизлечимыми болезнями. Как правило, подростки очень болезненно и критически относятся к собственной внешности и к внешности других людей. Очень часто можно наблюдать картину, когда подростки издеваются и насмехаются над людьми, имеющими врожденные уродства или приобретенные увечья. Причем многие родители поощряют негативное отношение своих детей к неполноценным людям, запрещая с ними общаться. Многие подростки не могут найти в себе силы и вынести постоянные издевки и насмешки со стороны сверстников, поэтому предпочитают добровольно расстаться с жизнью.
Самоубийства, связанные с религиозным сектантством. Подростки в своем возрасте озадачены поиском смысла жизни. Иногда случается, что находят они его в религиозных сектах. Не будем сейчас углубляться в тему того, какое влияние могут оказать подобные организации на наивного подростка. Это и так всем известно. Но факт остается фактом. Существует множество примеров, когда руководители секты своими идеями доводили массы людей до суицида.
Надо помнить о том, что каждый человек индивидуален, поэтому подвести его к решению покончить с собой может все что угодно. Перечисленные мотивы суицида могут выступать в реальной жизни в различных комбинациях или в менее выраженных формах. Родители подростков должны помнить, что есть много негативных мыслей, которые, накапливаясь в мыслях, могут подвести их ребенка к краю пропасти.
Суицидальные мысли
У многих людей время от времени рождаются в голове мысли покончить с собой. Эти мысли не так опасны, как обдумывание и планирование самоубийства. Риск, что человек решится на суицид, резко возрастает, если суицидальные мысли становятся частыми и навязчивыми, если человек начинает разрабатывать реальный план того, как свести счеты с жизнью.
Многие из тех людей, которые совершают попытки суицида, на самом деле не хотят умирать. Их целью является решение навалившихся проблем или избавление от сильной боли. Если человек чувствует безнадежность ситуации, то он начинает верить в то, что никто и ничто уже не сможет ему помочь, даже если проблема не так сложна, как ему кажется. Человек, чувствующий свою бесполезность, начинает постоянно думать о своих неудачах, и это его сильно гнетет.
Специалисты выделяют ряд факторов, которые являются провоцирующими для появления суицидальных мыслей:
1. Сам человек или кто-то из его близких в прошлом уже совершали попытки суицида.
2. В семье человека были случаи суицида, закончившиеся смертью близкого родственника.
3. Человек склонен к депрессиям, часто испытывает чувство тревоги или страдает каким-либо психическим заболеванием.
4. Человек злоупотребляет алкоголем или страдает наркотической зависимостью.
У детей и подростков склонность к суициду может проявляться особым интересом к теме смерти и внезапным разрывом отношений с друзьями.
Многие люди, у которых рождаются мысли о суициде, не ищут посторонней помощи, так как не верят в то, что кто-то в состоянии им помочь. Но на самом деле это не так. Часто люди начинают думать о суициде, когда страдают каким-либо серьезным физическим заболеванием, которое вполне можно вылечить. Суицидальные мысли посещают людей, подверженных депрессиям или страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. Но и эти недуги излечимы. Они не стоят того, чтобы лишать себя жизни. Если у человека появились мысли о суициде, важно вовремя обратиться за помощью к специалистам, так как врач в состоянии помочь человеку избавиться от подобных мыслей.
Суицидальные мысли могут найти реальный выход, если человек начинает конкретно планировать самоубийство: выбирает орудие убийства, определяет место и время. Человек решается на суицид, когда осознает для себя, что других способов справиться с проблемой у него нет. Но, скорее всего, он их просто не видит. Если вы заметили, что человек думает о суициде, поговорите с ним. Возможно, свежий взгляд на проблему, поддержка и помощь помогут человеку избавиться от опасных мыслей и выбрать для себя продолжение жизни.
Суицидальное поведение
Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации человека в условиях конфликта. Можно выделить ситуационные и личностные факторы, провоцирующие у человека суицидальное поведение.
К ситуационным факторам относятся.
1. Прогрессирующее заболевание, не поддающееся лечению. Причем фактор прогрессирования болезни более значим для риска возникновения суицидального поведения, чем сама тяжесть заболевания.
2. Экономические трудности, ведущие к материальным проблемам, связанным с едой, одеждой, жильем. Люди, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, начинают чувствовать себя неудачниками.
4. Конфликты в семье или развод родителей. Согласно исследованиям, многие подростки, покончившие с собой, воспитывались в неполных семьях.
К личностным факторам можно отнести комплекс неполноценности человека, шизоидный тип характера.
Кроме этих факторов, можно выделить общие особенности, присущие суицидальному поведению.
1. Фиксированность позиции. Человек не может изменить ситуации, не имеет возможности манипулировать ее элементами в пространстве и времени.
2. Вовлеченность. Человек смотрит на проблему изнутри, не может отстраниться от нее, помещая себя в точку приложения угрожающих сил.
3. Сужение сферы позиции личности по отношению к сфере конфликтной ситуации. Человек ограничивает представления о собственных возможностях, изолирует себя от окружающих, оставаясь наедине со своими проблемами.
4. Замкнутость позиции. Человек занимает по отношению к обществу позицию конфронтации, которая свидетельствует об отчуждении личности.
5. Пассивность позиции. Человек настолько поглощается своей проблемой, что не может конструктивно действовать в направлении ее решения. Все возможные варианты, основанные на опыте и знаниях, обесцениваются и отвергаются.
Главным компонентом суицидального поведения выступает сужение когнитивной сферы личности, когда человек замыкается на определенном предмете, человеке или проблеме. Суицидальное поведение может быть вызвано обострением этой проблемы или взаимоотношений с этим человеком, либо утратой значимого для человека предмета или человека. В этих случаях в душе человека образуется пустота, которую он не может в данный момент ничем другим заполнить. В результате эта пустота его поглощает.
Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки и сам факт суицида. Подростковое суицидальное поведение имеет несколько особенностей, отличающих его от суицидального поведения взрослого человека. Исследования показывают, что проявление суицидального поведения возрастает в возрасте 14–15 лет и достигает пиковой точки в 16–19 лет.
Необходимо помнить, что детские переживания и конфликты протекают несколько иначе, чем у взрослых. Порой родители воспринимают проблему своего ребенка как пустяковую, не понимая, что в данный момент подростку кажется очень важной и он, в силу отсутствия опыта, не может ее самостоятельно решить. Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей оставляет подростка наедине с его проблемой и порождает чувство отчаяния, способного спровоцировать суицидальное поведение.
В подростковом возрасте спровоцировать суицидальное поведение могу депрессивные состояния, отличающиеся от взрослых. К ним можно отнести грустное настроение, скуку, усталость, бессонницу, чувство беспокойства, излишнюю эмоциональность, замкнутость в себе, невнимательность, агрессию, неуспеваемость в школе, злоупотребление алкоголем, наркозависимость.
Мифы и факты суицида
В отношении суицида существует множество самых различных мифов. Попробуем рассмотреть их и подтвердить либо опровергнуть.
Миф 1
На самоубийство идут только психически нездоровые люди. Факт: согласно исследованиям, около 80% людей, покончивших жизнь самоубийством, были абсолютно нормальными, здоровыми людьми.
Миф 2
Миф 3
Склонность к суициду — это характерная черта определенного типа людей. Факт: кончают жизнь самоубийством люди самых разных типов. Все зависит от конкретной ситуации и ее восприятия конкретным человеком.
Миф 4
Решение свести счеты с жизнью приходит внезапно. Факт: исследования показывают, что человек может вынашивать мысли о суициде несколько недель или даже месяцев, прежде чем решится на этот шаг.
Миф 5
Человек, решившийся на самоубийство, сообщает об этом окружающим, но его не воспринимают всерьез. Факт: суицид несет в себе косвенные замыслы, кроме самоубийств в состоянии аффекта, поэтому в большинстве случаев человек предупреждает близких о своем намерении покончить с жизнью.
Миф 6
Нет таких признаков, по которым можно было бы определить, что человек собирается совершить суицид. Факт: на самом деле суициду практически всегда предшествуют изменения в поведении человека.
Миф 7
Человек, однажды совершивший попытку суицида, никогда не станет делать этого вновь. Факт: в реальности риск повторной попытки самоубийства достаточно высок. В первые два месяца после неудачной попытки 60–80% людей пытаются сделать это снова.
Миф 8
Склонность к суициду передается по наследству. Факт: ген, отвечающий за суицидальное поведение, до сих пор ни одним ученым не найден. Тем не менее суицид в семье может выступать в качестве деструктивного подражания.
Миф 9
Чтобы отвлечь человека от суицидальных мыслей, нужно загрузить его работой. Это его отвлечет. Факт: это не правда. Работа не способна отвлечь надолго от мыслей о самоубийстве.
Миф 10
Употребление алкоголя помогает расслабиться и снимает суицидальное напряжение. Факт: у человека в состоянии алкогольного опьянения повышается чувство тревоги, обостряется конфликтность, повышается жалость к самому себе. По статистике около 50% самоубийств совершаются именно в состоянии алкогольного опьянения.
Миф 11
Люди, говорящие о желании умереть, никогда не решатся на совершение самоубийства. Факт: большинство людей непосредственно перед тем, как лишить себя жизни, приводят доказательства своих намерений, некоторые обращаются за помощью к специалистам. Практически каждому суицидальному поступку предшествует сигнал о готовности к его совершению. Если человек говорит о желании свести счеты с жизнью, то это либо предупреждение, либо призыв о помощи.
Миф 12
Говоря о суициде, человек стремится привлечь к себе внимание окружающих. Факт: если человек хочет покончить с собой, значит, он испытывает душевную боль и хочет сообщить о ней близким людям.
Миф 13
Миф 14
Самоубийство и попытка самоубийства — это одно и то же. Факт: попытка суицида представляет собой не неудавшееся самоубийство, а крик о помощи в сложной ситуации.
Миф 15
Если подросток пережил суицид, то, даже став взрослым, он никогда не сможет чувствовать себя в безопасности. Факт: на самом деле многие молодые люди пытаются покончить с собой, но потом проходят определенное лечение, реабилитацию и впоследствии ведут вполне нормальный образ жизни.
Миф 16
Когда кризис проходит, риск суицида уходит вместе с ним. Факт: на самом деле человек может твердо решить для себя, что он не хочет больше жить, а стабилизация ситуации может только придать ему сил для выполнения задуманного.
Миф 17
Разговоры о суициде способствуют его совершению. Факт: если человек делится с кем-то своей болью и получает в ответ поддержку, то он начинает осознавать, что он не один, что есть люди, готовые его поддержать, разделить его боль. Очень часто обсуждение проблемы становится первым шагом к предупреждению самоубийства.
Миф 18
Самоубийство — это способ решения личных проблем. Факт: желание покончить с собой по сути — иррационально. Кризис может возникнуть на фоне личных проблем, но не всегда связан с их обострением.
Миф 19
Человек может самостоятельно побороть депрессию усилием воли. Факт: сознательно контролировать депрессивное состояние очень сложно, поэтому призывы человеку взять себя в руки могут только снизить его самооценку.
Миф 20
Дети не совершают суицидов. Факт: как это ни прискорбно, но совершают. В больницы регулярно попадают дети и подростки самых разных возрастов, которые сознательно решились на такой шаг.
Как разрушить романтизм подросткового суицида
Отравление
Этот способ чаще всего практикуют девочки-подростки. Они тщательно подготавливают сценарий, красиво обставляют комнату цветами, зажигают свечи, надевают самое красивое платье, делают прическу. Далее девочка принимают смертельную дозу таблеток, ложится в постель и ждет смерти, представляя, как ее найдут потом родственники или возлюбленный, такую красивую, бледную, как спящая красавица.
Повешение
Непосредственно после того, как самоубийца выбивает из-под ног опору, у него начинается агония. Он раскачивается на веревке, ударяется о находящиеся рядом предметы, вследствие чего на теле образуются множественные кровоподтеки и ссадины. Особо неромантичным покажется тот факт, что у повешенного непроизвольно расслабляются сфинктеры заднего прохода и мочевого пузыря. Вся кровь из тела оттекает в ноги, поэтому труп становится бледным, а ноги приобретают бордовый цвет и распухают. Очень часто шейные позвонки не выдерживают и ломаются. На лице у повешенного — жуткая гримаса. Ну очень нелицеприятное зрелище.
Прыжок с крыши
Интересно, о чем думает подросток, спрыгивая с крыши высотного дома? На какую красоту он рассчитывает? Чаще всего человек от удара о землю превращается просто в фарш, в месиво. Кости и внутренние органы вываливаются на всеобщее обозрение. Череп от удара деформируется так, что не разобрать, где нос, где рот, а где уши. Самоубийца лежит на асфальте в луже крови, на которую тут же слетаются мухи. Вокруг сразу же собирается толпа зевак, которые с интересом рассматривают, обсуждают, осуждают. Вряд ли это покажется кому-то романтичным. К тому же хоронить то, что осталось от человека, будут в зарытом гробу.
Перерезание вен
Перед потерей сознания у человека начинается агония. Лицо сводит судорогой, кровь оттекает, начинается непроизвольное слюноотделение. Так же, как и при повешении, расслабляются сфинктеры заднего прохода, человек плавает в ванне вместе с собственными фекалиями. Если человека находят не сразу, то к этой красоте добавляются еще и изменения, присущие утопленникам. Картина не слишком красивая.
Самострел
В фильмах мы видим, что человек пускает в себя пулю и у него в голове остается только маленькое обожженное отверстие. Ну да — романтично. Входное отверстие действительно маленькое, зато выходное — очень большое. Мозг человека при этом растекается по стене. Огнестрельное ранение в голову всегда обезображивает лицо до неузнаваемости. Голову просто разрывает изнутри. Череп иногда раскалывается пополам или на несколько кусков. Бывают случаи, что домашние животные, застав хозяина в таком виде, начинают пробовать его на вкус. Романтичное зрелище — кошка, поедающая мозг своего хозяина? Кровь в жилах стынет.
Смерть далека от романтики. Нет в ней абсолютно ничего прекрасного. Донесите эту информацию до подростка. Пусть он выкинет из головы эти страшные мысли. Живет и наслаждается жизнью.
Рекомендации родителям
Специалисты выявили ряд изменений в поведении подростка, которые могут помочь родителям определить суицидальные намерения своего ребенка.
1. Нарушения сна. Это может выражаться в появившейся бессоннице или, наоборот, в повышенной сонливости.
2. Нарушение аппетита.
3. Подросток проявляет признаки беспокойства, становится слишком раздражительным.
4. Повышается чувство тревоги.
5. Подросток сильно утомляется, проявляется упадок сил.
6. Подросток перестает следить за своим внешним видом, пренебрегает личной гигиеной, выглядит неряшливо.
7. Постоянно жалуется на физическое недомогание, плохое самочувствие.
8. У него часто меняется настроение.
9. Подросток замыкается в себе, отдаляется от друзей и родственников.
10. Совершает рисковые поступки.
11. В его разговорах часто затрагивается тема бессмысленности жизни, безнадежности, смерти. Иногда речь заходит о его собственных похоронах.
12. Подросток начинает употреблять выражения «я ненавижу жизнь», «я никому не нужен», «зачем я родился на свет?», «не могу больше это выносить».
Иногда сигналом готовности подроста расстаться с жизнью может послужить раздаривание личных вещей, которые представляют для него ценность, попытка уладить конфликты с людьми, с которыми он находился в ссоре.
Постарайтесь ни в коем случае не оставлять подростка одного в таком состоянии. Если вам необходимо уйти, оставьте его на попечение другого взрослого. Если вы видите, что не можете самостоятельно справиться с проблемой и беседы результатов не дают, обратитесь за помощью к специалисту, который поможет вашему ребенку выйти из кризисного состояния.