Что будет если сидеть в темноте и тишине
Темнота заставляет наш мозг работать иначе
У многих людей в темноте обостряется иррациональное чувство страха.
Фото Pixabay.
Страх темноты, или никтофобия, считается самой распространённой фобией в мире. Людям с таким страхом может казаться, что кроме них ночью в доме кто-то есть, а окружающие предметы могут принимать зловещие очертания в полумраке…
Что это за фобия? Откуда она берёт начало? Исследователи из Австралии решили разобраться в этом вопросе подробнее и обнаружили механизм в мозгу, который может объяснить иррациональные реакции многих людей, находящихся в темноте.
Учёные проанализировали результаты функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) 23 человек. Исследование работы мозга проводилось при умеренном (100 люкс) и слабом (10 люкс) освещении, а также при полном отсутствии света (менее 1 люкс). Периоды разной освещённости длились 30 секунд. Всего же участники исследования провели в аппарате МРТ примерно по полчаса.
Оказалось, что умеренное освещение вызывало резкое снижение активности в миндалевидном теле. Эта область мозга играет ключевую роль в формировании эмоций, в частности страха.
В то же время слабое освещение способствовало лишь небольшому снижению активности этой области мозга по сравнению с умеренным.
В сравнении с периодом темноты, при включённом свете (как умеренном, так и тусклом) у участников исследования повышалась «функциональная связь» между миндалевидным телом и вентромедиальной префронтальной корой, которая связана с обработкой эмоциональных реакций человека.
Другими словами, хорошее освещение способствует рациональной обработке эмоций, которые испытывает человек. Даже если человек будет испытывать страх и нервозность, при свете дня (или любом другом свете) его мозг лучше справится с этими ощущениями, чем в темноте.
Это, впрочем, вполне объяснимо. Миллионы лет эволюции млекопитающих не могли пройти бесследно, и от наших предков нам мог достаться страх ночных хищников, которые охотятся в темноте. Ведь страх является защитной реакцией.
Кроме того, известно, что уровень освещения, а также смена дня и ночи влияют на активность нашего мозга. Ранее мы писали о том, как клетки сетчатки контролируют цикл «сон-бодрствование».
Авторы нового исследования, опубликованного в издании PLOS One, считают, что страх темноты можно побороть, контролируя уровень освещённости.
Такой вывод, впрочем, выглядит очевидным. При свете ночника или настольной лампы не бояться тёмных углов комнаты проще. Однако теперь исследователи получили лучшее представление о том, что именно происходит в мозге при недостатке света.
Они считают, что важную роль в этих процессах могут играть светочувствительные ганглионарные клетки сетчатки (ipRGC). Они напрямую реагируют на свет и посылают сигналы в разные области мозга. Учёные планируют в дальнейшем исследовать связь этих клеток с миндалевидным телом. Это потенциально откроет дорогу методикам борьбы с этим иррациональным страхом.
Ранее мы писали о том, что учёные обнаружили нейроны, подавляющие страх, а ещё о том, что происходит с людьми, у которых полностью разрушается миндалевидное тело.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».
Что будет, если человека оставить на 30 дней в темноте
Как известно, жизнь на нашей планете циклична и подчинена суточному движению солнца. Но не только смена дня и ночи столь важны для человека. Подавляющее большинство информации мы получаем при помощи зрения, а потому оказаться в темноте фактически означает – оказаться с минимумом информации об окружающем мире. Что станет с человеком, который отважится провести продолжительное время в абсолютной темноте в изоляции от внешнего мира? На подобное добровольное заключение отважился американец Рич Алати, заключивший со своим другом пари на 100 000 долларов.
Условия эксперимента
Рич Алати и Рори Янг – профессиональные игроки в покер – поспорили, сможет ли человек провести в звукоизолированной темно комнате 30 дней – без гаджетов и общения с внешним миром. Ричу Алати, согласившемуся выступить в роли подопытного, было обещано питание из местной кафешки, но нерегулярное, чтобы он не мог хоть как-то отслеживать время. Кроме того, «заключенный» получал некоторые удобства: коврик для йоги, несколько простых спортивных снарядов, гигиенические принадлежности.
Перед заключением пари Янг проконсультировался с психологом Майклом Мунро (ведь речь шла о большой сумме), и тот утверждал, что 30 дней в полной темноте и изоляции выдержать практически невозможно. Но даже если Ричу удастся это сделать, психологические (и, скорее всего, физиологические) проблемы ему гарантированы. Доктор основывался на исследованиях Михаэля Бонда, изложенных им в книге «Сила Других», и был недалек от истины.
20 дней темноты
Начало эксперимента Алати перенес довольно легко. Он прекрасно запомнил, где располагаются нужные ему предметы и, подобно роботу, регулярно выполнял простые упражнения. Находясь в покое, он медитировал и размышлял. Но через некоторое время, как рассказывал сам Рич, его все чаще стали посещать тревожные мысли, и, если бы не медитативная практика, подопытный вполне согласен с тем, что мог бы тронуться рассудком.
Эксперимент был прекращен на 20-й день, но инициатором этого стал вовсе не Алати. Его товарищ, с каждым днем осознавая, что с деньгами все-таки придется расстаться, начал торг, предложив, прекратить пари на половине срока и суммы. Алати отвечал отказом, но на 20 сутки Рори сумел добиться согласия, предложив сумму в 62 400 долларов. Рич «вернулся в мир» надев солнцезащитные очки, и едва не оглохнув от показавшегося ему запредельным шума. Но адаптировался к нормальной жизни он довольно быстро.
А если дольше?
Вышеописанное пари – интересный, но не единственный (и даже не первый) эксперимент подобного рода. В 1962 году французский ученый Мишель Сифр спустился в пропасть на глубину более 100 метров и провел там два месяца в абсолютной темноте. Свои ощущения он подробно описал в книге «Один в глубинах земли», добавив к ним также и отчеты коллег о наблюдениях.
За все это время ученый не испытывал существенных проблем и лишь однажды впал в транс, схожий с припадком безумия. Что касается проблем, поле выхода на поверхность, то их было несколько: повышенная светочувствительность – до болевых ощущений; перевернутое изображение, которое формирует глаз на сетчатке, а уже мозг переворачивает в привычное положение – мозг Сифра разучился это делать, но способность быстро вернулась; и потеря ориентации во времени – ученый был уверен, что прошло не два, а почти три месяца.
Мнения ученых
Но два приведенных случая не должны вводить читателей в заблуждение. Вынужденная изоляция в полной темноте и тишине далеко не всегда переносится человеком столь легко. Американский психиатр Терри Куперс в одной из своих научных статей рассказывают, что решающее значение для человеческой психики является понимание того, что эксперимент когда-то закончится, или что его можно прекратить по собственному желанию. Обратным примером являются заключенные, которых часто помещают в одиночную камеру и главный страх, который они испытывают, и который заставляет их медленно сходить с ума, что их уже никогда отсюда не выпустят.
Синдром заходящего солнца: как он проявляется у больных деменцией?
Вечернее время суток нередко людьми воспринимается неоднозначно. Так, одним кажется, что в наступающей темноте есть зловещий смысл, другие радуются закату как концу дня и возможности провести тихий и расслабленный вечер. Но есть отдельная категория людей, для которых заход солнца может быть болезненно пугающим. К ним относят больных деменцией. И даже есть специальное обозначение для их тревожного беспокойства: синдром заходящего солнца. Что он собой представляет, как проявляет себя и как с ним справляться, «АиФ» рассказала кандидат медицинских наук Юлия Рублева.
В чем суть проблемы
«Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, деменция — это синдром, при котором происходит прогрессирующее снижение мыслительных способностей (памяти, понимания, речи и способности ориентироваться, считать, познавать и рассуждать) в большей степени, чем это ожидается при нормальном старении», — отмечает специалист. Согласно статистике, говорит она, в мире насчитывается около 50 миллионов людей с деменцией, ежегодно возникают до 10 миллионов новых случаев заболевания. Наиболее распространённая форма деменции — болезнь Альцгеймера (60-70% всех случаев), однако существует множество других форм.
На фоне деменции у людей могут развиваться разные патологические состояния.
Синдром заходящего солнца
«Одним из проявлений деменции является синдром заходящего солнца, или синдром заката. Он характеризуется колебаниями уровня сознания и возникновением в вечернее время эпизодов возбуждения, тревожности, дезориентации. Клинические исследования также показали ухудшение походки и поддержания равновесия в вечернее время», — говорит Юлия Рублева.
Кроме этого, как отмечает специалист, у пациентов с деменцией зачастую наблюдаются изменения суточных ритмов с частыми ночными пробуждениями, трудностью засыпания в вечерние часы и чрезмерной дневной сонливостью.
Почему развивается
Конечно же, многих, особенно родственников пожилых людей с деменцией, волнуют причины развития такого состояния. «Причины возникновения данного состояния включают несколько аспектов, как патофизиологических (нарушение циркадных ритмов), так и психологических (усталость в конце дня, дезориентация из-за слабого освещения, незнакомые окружающие условия, например, при нахождении в больнице)», — говорит Юлия Рублева.
При этом переживаниям такого рода подвержены не все люди, имеющие диагноз «деменция», как говорит Юлия Рублева. Однако его считают довольно частым проявлением у таких пациентов.
Грозят ли осложнения?
Также в связи с синдромом заходящего солнца возникает и вопрос о потенциальных осложнениях. «Симптомы синдрома заката оказывают влияние не только на настроение людей с деменцией, но и на их безопасность. Ночные пробуждения, блуждания, эпизоды возбуждения увеличивают риск травматизации, непреднамеренного нанесения вреда себе и окружающим (например, при неправильном обращении с бытовыми приборами и газом), ухода из дома. Также увеличивается нагрузка на ухаживающих за пациентом людей», — говорит Юлия Рублева.
Как справляться с проблемой?
В связи с тем, что синдром этот беспокоит пожилых больных с деменцией, а также увеличивает нагрузку на родственников такого пациента, особую актуальность приобретает вопрос коррекции ситуации, лечения или профилактики.
«Чтобы уменьшить выраженность синдрома заходящего солнца, специалисты рекомендуют обеспечить больному максимально комфортную среду: терпеливое и доброжелательное отношение, успокаивающие фразы, достаточное освещение. Также необходимо поддержание регулярной физической активности, ограничение дневного сна. В некоторых случаях может потребоваться врачебная помощь для назначения медикаментозной терапии», — говорит Юлия Рублева.
Тут важно помнить, что никакой самотерапии медикаментами быть не должно. Все назначения обязательно должен делать врач на основании осмотров и изучения истории болезни пациента.
Эффект «тёмной комнаты», или ваш ребёнок взрослеет.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
О днажды, притом довольно неожиданно, вы начинаете замечать, что ребёнок реагирует на вас и мир как-то странно: стал грубее и отстранённее, держится с вызовом, разговаривая с вами, частенько не смотрит в глаза, и на все попытки узнать, что с ним происходит, отвечает неизменное «всё нормально». Правда, что вы удивлены и не знаете, что случилось?!
Вопрос: причём здесь те, кто всегда был рядом и оберегал? Ответ на поверхности: чувство неизвестности и страх рождают сомнения, и вот уже простой вопрос «Ну как там дела в школе?» воспринимается подростком как вызов и попытка проконтролировать, уличить в несоответствии ожиданиям, а, стало быть, вызывает протест и агрессию.
Следующий вопрос: откуда может прийти опасность?
— для Саши это новая ситуация, и он не знает, как реагировать – нет образца;
— ему кажется, что мама его больше не любит, он ей не интересен;
— теперь всё свободное время мама будет проводить с «другим»;
— когда мамы нет рядом с Сашей, значит она всегда с «другим».
Может ли ребёнок счастливо жить и развиваться с внутренним ощущением «ненужности»? Ребёнок столкнулся с новым для себя явлением и почувствовал, что не может контролировать ситуацию – с этого начинается его вхождением в незнакомый «мир взрослых».
Что тут непонятно?
Подросток не знает наших чувств, не понимает причин наших поступков, особенностей отношений, но постоянно сталкивается с ними. И преодолевая страх, начинает объяснять их для себя – как может… В результате, многие важные моменты взрослой жизни искажаются в сознании ребёнка, и в дальнейшем он воспринимает не реальность, а отражение «кривого зеркала».
А теперь представим, что перед нами младенец – что мы будем делать? Мы возьмём его на руки и начнём терпеливо объяснять всё, с чем он сталкивается. И у нас не возникнет негодования, если мы заметим, что ребёнок расчесался вилкой или разрисовал обои.
Но когда наш ребёнок «не в духе» и не желает объяснять, что происходит, мы нередко раздражаемся и обижаемся на него. А у него в сознании просто нет слов, которыми он может назвать новые для него переживания или описать ситуацию. Даже себе он не может этого объяснить.
И здесь приходит на помощь любящие родители, которые говорят: «Расскажи нам, что с тобой; просто выговорись, возможно, нам знакома твоя боль». И если родители в этот момент не торопятся и доброжелательны, ребёнок может «открыться».
Судью «на мыло»!
Когда подобные разговоры станут традицией, и ребёнок привыкнет «сверять» свои наблюдения с вашим восприятием ситуации – считайте, что вы выиграли, а точнее, выучили с ребёнком «язык», на котором он будет общаться «как взрослый», и в его сознании за словом «любовь», например, закрепились понятия ласки, заботы, поддержки вместо эмоций и грубости. В «тёмной комнате» зажглись огни, а значит, страх перед неизвестным отступит, освобождая энергию для познания мира.
А что если ребёнок в ответ на откровенность получает обратную связь: «ты ещё ничего не понимаешь!», «это же глупо!», «мы думали, ты будешь умнее…», «что же тут непонятно»? У него просто нет шансов повзрослеть! Мы, родители, из любящих превращаемся в оценивающих и начинаем пугать ребёнка, который и так находится в полной растерянности в большом непонятном мире.
Следует запастись терпением и любым способом уйти от оценки: что бы не предполагал ребёнок, знайте – ему просто страшно, и он пробует объяснить мир – как умеет. А поэтому – мы с вами будем его расспрашивать, долго выслушивать его идеи и мнения, а затем осторожно предложим своё видение. Например, можно использовать для начала фразы «давай посмотрим на это так…», «я восприняла бы это немного иначе…», «я вижу, тебе сложно, давай поговорим…».
Ситуация с Сашей и его семьёй успешно разрешилась благодаря настойчивости мамы. Она пригласила сына поработать в саду, и в процессе работы сказала, что иногда люди сталкиваются с ситуациями, которые они пока не могут объяснить для себя, и очень важно, чтобы рядом оказались те, кому он доверяет. Именно они помогут правильно понять случившееся, помогут посмотреть «со стороны». А затем поделилась с сыном наблюдениями за его реакциями в последнее время и спросила, что стало причиной. Саша промолчал, тогда мама сказала: «Можно я предположу, что может тебя беспокоить?» и перечислила причины. Сын её внимательно слушал, а затем согласился и заплакал. Это были слёзы облегчения, потому что кто-то его понял, и оказалось, что в его внутренних переживаниях нет ничего страшного, и маму это не отталкивает. А затем мама обняла ребёнка и заверила его в любви и уважении, после чего Саша повеселел и даже смеялся над своими страхами.
Короткий алгоритм для родителей, как помочь ребёнку во взрослении:
— быть заинтересованным в его жизни и чутким к его настроению;
— реагировать на изменения в настроении, приглашать на беседу: «Я очень соскучилась по тебе – давай пообщаемся»;
— внимательно выслушивать всё, что он рассказывает, делится с вами – потому, что для него это важно;
— не оценивать информацию, которую вы получаете от него;
— обязательно проговаривать с ним чувства и ощущения, которые вызвала та или иная ситуация;
— давать обратную связь, например: «Возможно, это немножко по-другому», «посмотри, как я это вижу», «если тебе интересно, я поделюсь, какие чувства это вызвало у меня», «меня взволновал твой рассказ» и многие другие фразы, которые дадут понять подростку, что его понимают и могут помочь.
А «судью» внутри себя всё-таки «на мыло», вспомните: мы тоже были детьми!
Если в младенчестве вы научили ребёнка ходить, разговаривать, узнавать прежде незнакомые вещи, то он будет практиковать это всю жизнь. И если вам удастся отследить начало взросления у подростка и помочь ему в интерпретации, осознании взрослого мира, то вы избавите его от страха и укрепите доверие между вами. А это значит только одно: ребёнок будет продолжать гармонично развиваться.
Что будет если сидеть в темноте и тишине
Такая вы не одна! Я готовый экземпляр того же теста 🙂 как минимум я готова вам написать здесь. Я вас всегда пойму, мы наверно вообще не различаемся в такой ситуации. Я одна со своими мыслями, поступками, никому ничего не расскажешь, никаких друзей, наверно полный крах, но может просто нужно с ним бороться? Не сдаваться и подняв голову стать чем-то большим, чем просто существующим человеком. (сама всё это пишу и думаю, почему для себя то я такого раньше и не сделала). В общем, я могу и хочу быть вашим другом. Хотите ли вы этого?
Попробуй найти друга вне семьи. Это должен быть не обязательно сверстник или парень для отношений. Главное,чтобы человек душевный был. Заведи собаку, если родители позволят, конечно. И первый друг у тебя уже появится. Плюс когда будешь выгуливать собачку, можно ненавязчиво заговорить с такими же собачниками,благо тема для разговора рядом бегает и так заведёшь знакомство.
Здраввствуйте. Сама в такой же ситуации. Бросил любимый человек. Спасает только работа. Если я свою сделала,помогаю другим, только чтобы быть занятой постоянно. Дам совет, если можно. Устройтесь на работу, подработку. Надо максимально уставать, чтобы не было сил даже думать. Мне помогает перестать воспринимать жизнь черной. Просто надо чувствовать себя нужной. Хотя бы на работе. Можно стать волонтером и помогать тем, кому хуже. Я была в прошлом году в детском хосписе. Там каждый день дорог как золото.. Советы я давать люблю, но себе не могу помочь.
Света,я думаю и любимый человек у вас еще появится, и друзья, и работа. ну вам же не 80 лет в конце концов! А легкий депресняк у всех бывает, и утром не хочется просыпаться и ничего не радует, все знакомо. Давайте потерпим немножко, потрудимся для своего счастья, дождемся нового года и Рождества. Хочется верить как в детстве в сказку, что все обязательно наладится. К концу года многие устают и ждут праздников,как чуда. И мы с вами дождемся,обязательно.
Привет, Света! И у меня тоже самое, я в полном одиночестве со своими мыслями, переживаниями, страхами, грузом прошлых обид и неудач. Как ты уже убедилась, ты такая далеко не одна. Светочка, нужно ценить то, что имеешь на данный момент. Ты имеешь живых родителей, которые хотя бы обеспечивают тебя, а некоторые дети растут в детдоме, потом оказываются на улице или в непригодном для жизни общежитии. Ты имеешь брата и сестер, тебе есть, с кем поговорить, с кем посоветоваться или поделиться переживаниями, пусть даже у них и своя жизнь, но пообщаться с ними всегда можно. У меня вот нет родных братьев и сестер, с двоюродными так получилось, что практически не общаемся, знаешь, как мне порой хочется иметь брата или сестру, с которыми вместе выросли, с которыми связывает родственная ниточка. У тебя есть возможность учиться, а многие не могут себе позволить получить образование. То, что ты имеешь в жизни-это уже много, вокруг тебя окружают те, у кого все тоже самое в жизни есть (родители, учеба), но есть много людей, которым еще хуже! Насчет твоей апатии, что хочется лежать в темноте и ничего не делать, срочно искореняй эти мысли, старайся не сидеть дома. Ты скажешь мне некуда пойти, выходи на улицу просто пройтись, заведи собачку, с которой будешь гулять. Запишись на фитнес, после занятий весь негатив улетучивается и чувствуешь себя лучше. Сходи в салон красоты, сделай новую прическу, красивый маникюр. Если есть возможность больше путешествуй, хотя бы езди к родственникам или друзьям в другие города! Найди себе подработку, если позволяет учеба. Или пойди на какие-нибудь курсы той деятельности, которая тебе по душе. Например, графика и дизайн на ПК (такие изумительные вещи на компьютере можно создавать) или научись создавать сайты в интернете (всегда сможешь что-то себе заработать) или, если учишься, к примеру, на экономиста, пойти на курсы бухгалтерии или кадровой работы, будет полезно. На курсах группы маленькие, обычно люди сразу начинают дружить и общаться. Ты можешь знакомиться и общаться в интернете, сейчас множество соц.сетей, вступай в группы по интересам. Только не вздумай сидеть дома одна, еще и в темноте. Я сама, как начинаю дома сидеть, начинаю с ума сходить. Станешь активнее, веселее, больше будешь бывать среди людей и общаться и встретишь свою вторую половину. Тебе всего-то 19, тебе ведь не 29, не 39, у тебя все самое вкусное в жизни еще впереди.
Здравствуй, Светлячок))
иногда случается, что после сдачи экзаменов, во времена сессии, во время размолвок с родными нервная система истощается и наступает период апатии. это, конечно, не грипп, но тоже приятного очень мало-в такой период стоит сменить обстановку и отдохнуть.
настоящих друзей в жизни бывает немного-у меня в мои 35 их трое, знакомы мы уже не один десяток лет. я отдам последнюю рубашку за каждую из них)))
то, что люди доверяют свои тайны говорит только об одном-ты замечательный собеседник и умеешь выслушать оппонента. у меня этого ДАРА не было долгое время и до сих пор приходится подчас себя сдерживать невероятными усилиями. так что ты-молодец))
а если устроить себе лежание в этакой темной комнате?? на пару суток?? меня мои родители обычно понимали и не беспокоили.
все мы живем во власти навязанных стереотипов-одиночка-это плохо. а вот мое мнение, что только пустой человек боится остаться один. а мне одной интересно)) я всегда найду чем заняться))
у меня двое детей-старший сын-жуткий социально адаптированный человек. ему без общения плохо. минуточку не посидит спокойно!!
а дочка любит побыть одна. спокойненько занимается своими делами, напевает, рисует.А
внешне они абсолютно одинаковы))
ну вот такие мы))) нам вовсе неплохо побыть в одиночестве)) и я, честно говоря, не понимаю, чего тут стыдиться)))