Что будет если сорвется лифт
Почему лифт не падает в шахту когда обрывается трос
Как устроен современный лифт
Несмотря на различные модификации и разновидности лифтов, общее их устройство выглядит примерно одинаково.
Любой современный лифт состоит из следующих элементов:
Когда появился безопасный лифт
История лифтостроения уходит далеко в прошлое. Считается, что первые механические подъемники использовали еще при возведении египетских пирамид.
Намного позднее такие подъемники стали использовать повсеместно, в том числе и для перевозки пассажиров.
Во времена строительного бума, особенно актуальны стали строительные подъемники, но падали они настолько часто, что строительным компаниям приходилось доплачивать работникам за риски.
Так продолжалось до середины 19 века, когда наконец некто Элайша Отис продемонстрировал восхищенной толпе придуманный им лифтовый тормоз, который впоследствии так и прозвали — «Ловитель Отиса».
Почему лифт не падает в шахту
Почему же кабина не падает в шахту? Кабина подвешена в шахте на нескольких тросах, обычно от 4 до 7 и перемещается по специальным неподвижным направляющим наподобие рельсов.
Даже один такой трос способен удержать её в шахте, поэтому обрыв сразу всех тросов практически исключен. Всего для предотвращения падения кабины в шахту, предусмотрены около 30 электронных и 5 механических защит.
Что будет если все тросы лифта оборвутся
Допустим все же все тросы оборвались. Что тогда?
На помощь придет механическое устройство безопасности — ограничитель скорости. Это вращающийся шкив, который установлен в машинном помещении (в самом верху шахты). Он соединен со шкивом, установленным в приямке (внизу шахты)
Ограничитель скорости имеет две канавки, по которым перемещаются канаты, не связанные с тяговыми тросами. Нижний шкив снабжен системой грузов и электронным выключателем. Груз регулирует необходимое натяжение канатов.
Ограничитель скорости — это не совсем обычный шкив. Внутри он имеет специальный кулачковый механизм, который настроен на определенную скорость вращения.
К кабине крепится система ловителей. Это два металлических «башмака» клиновидного типа. Кабина как бы скользит на этих башмаках по направляющим. К ловителям крепится также металлическая тяга, которая прикреплена к контрольному тросу ограничителя скорости.
При превышении скорости вращения эти кулачки под действием центробежной силы выдвигаются и заклинивают шкив. Что в свою очередь вызывает трение контрольного троса о канавку. Контрольный трос не успевает за скоростью кабины и неизбежно тянет тягу за собой.Тяга, в свою очередь, вызывает срабатывание ловителей и они за счет своей клиновидной формы останавливают лифт на своих направляющих, то есть зажимают их.
Поэтому даже если все тросы, удерживающие кабину, одновременно оборвутся, лифт успеет пролететь от силы пару метров, а потом неизбежно его заклинит на направляющих.
В современных лифтах кроме механических ограничителей существует несколько электронных систем защит, которые настроены на определенные параметры положения лифта и не дадут ему упасть.
Один из таких электронных устройств — контрольный выключатель слабины тросов.
Тяговые тросы, поднимающие и опускающие кабину лифта настроены на определенное натяжение.
Когда они стареют, они неизбежно начинают вытягиваться. Но на этот случай под ними установлена специальная площадка по типу детской качели-маятника, под которой установлен датчик.
В случае, если хоть один из тросов ослабнет, под действием силы тяжести он нажмет своим концом на эту площадку и контрольный выключатель сразу остановит лифт до прихода персонала.
Еще одна современная страшилка. Вы вызываете лифт, перед вами открывается дверь, а там только пугающая пропасть шахты. К счастью, это невозможно. Современные лифты устроены таким образом, что внешние двери не могут открыться в отсутствии самой кабины. Именно на кабине расположено устройство, которое при контакте с дверями автоматически их открывает.
В здании пожар, а вы находитесь в лифте
Есть ли вероятность, что при пожаре лифт застрянет или распахнет двери на этаже, где бушует пожар? Современные лифты устроены таким образом, что если вы окажетесь внутри во время пожара, он автоматически спустится на нижний этаж здания и только тогда откроется дверь. Таким образом исключена возможность остановки кабины на горящих этажах или застревание в шахте.
Несмотря на это, не стоит забывать, что пользование лифтом во время пожара категорически запрещено. Шахта является источником высокой тяги, а замкнутое пространство кабины небезопасно при пожаре.
Теперь вы знаете, почему лифт не падает в шахту, а также что пользоваться современным элеватором абсолютно безопасно. Надеемся, что наша статья помогла кому-то избавится еще от одной распространенной фобии.
Может ли лифт упасть и что делать, если застрял в кабине?
В многоэтажном доме лифты совершают за день сотни рейсов, поднимая и опуская пассажиров на разные этажи. Подъемные устройства способны выдерживать большие нагрузки даже при очень активной эксплуатации, при условии соблюдения пользователями техники безопасности, а также при недопущении перегрузок и регулярном проведении плановых ремонтов. Что нужно знать о лифте простому обывателю, живущему в типовой « многоэтажке »?
Кабины лифтов, выпускаемых современными производителями, имеют разные виды внутренней отделки: серийную, оригинальную и повышенной комфортности (люкс). Конструкции пассажирских подъемников предусматривают соблюдение всех современных правил безопасности.
Всё лифтовое оборудование, используемое для монтажа электрического подъемника, должно быть изготовлено специализированными предприятиями по конструкторской документации и техническим условиям, которые разрабатываются и у тверждаются в соответствии с ТНПА.
Скажем сразу: падение лифта в шахту при обрыве канатов – событие маловероятное, фактически невозможное. Кабину пассажирского лифта поднимают от трех до пяти канатов (в зависимости от конструкции), которые никак не могут оборваться одновременно. В случае не только обрыва, но и ослабления хотя бы одного каната сразу сработает включатель слабины канатов. Если скорости движения кабины лифта превысит номинальную на 15% и более, то ограничитель скорости включает механизм ловителей, и лифт остановится на любом отрезке шахты.
Пассажирский лифт «склонен» прекращать движение в случае любой неисправности, и пусть эта мера безопасности причиняет пассажирам неудобства, она ограждает их от более серьезных неприятностей, вплоть до угрозы здоровью и жизни.
Часто лифт совершает аварийную остановку в случае сбоя в работе привода дверей, на которые приходится основная нагрузка.
В случае отключения в доме электричества кабина лифта механически блокируется в шахте, и даже при появлении электротока устройство подъемника не приводится заново в движение до тех пор, пока лифтер вручную не запустит лифт.
Самостоятельная диагностика
Насторожить пользователей должны следующие признаки:
— громкий шум и скрипы при движении кабины, вибрация, резкие толчки по прибытии на этаж, изменение скорости движения кабины;
— неисправности кнопок вызова, отсутствие освещения в лифте, отсутствие связи с диспетчером;
— визуально диагностируемый физический износ любых частей подъемника.
Двери лифта должны открываться полностью, между порогом кабины и порогом дверей шахты лифта г оризонтальное расстояние должно быть не более 35 мм.
В случае столкновения с каким-то предметом в процессе автоматического закрытия двери кабины должны прекратить движение и начать заново открываться.
Жители дома должны незамедлительно сообщать диспетчеру об актах вандализма, повлиявших на работу лифта.
Лифты являются частью общедомового имущества, поэтому их обслуживание и текущий ремонт осуществляются за счет средств, отчисляемых жильцами на капремонт. В случае необходимости замены лифтового оборудования это решение принимается общим собранием жильцов, после чего работы оплачиваются средствами из местного бюджета либо средствами, собранными на капремонт собственниками жилья.
Застряли в лифте. Что делать?
Главный совет: не паниковать. Нажмите кнопку вызова диспетчера, и через 10-15 минут придет лифтер и выпустит вас из заточения. Кабина застрявшего лифта ставится на ближайший этаж вручную путем вращения штурвала лебедки. После этого лифтер открывает двери шахты над кабиной и с ее крыши освобождает пассажиров, открыв им двери специальным ключом.
Не стоит пытаться выбраться из лифта самостоятельно: кабина может тронуться с места в любой момент.
Пространство лифта не герметично, поэтому застрявшие в кабине пассажиры не рискуют остаться без доступа кислорода, но курить в кабине, разумеется, не стоит.
Если кому-то из участников инцидента стало плохо в кабине застрявшего лифта, об этом стоит сообщить диспетчеру, чтобы тот вызвал медиков.
В случае если диспетчер не отзывается на вызов, застрявшие в лифте граждане могут позвонить знакомым, попросив их вызвать аварийную службу.
Падение в бездну: можно ли выжить в падающем лифте?
Наверняка у вас хоть раз возникала пугающая, но мимолётная мысль о том, что лифт, в котором вы едете, может упасть. Каковы же шансы выжить в такой аварии? Попробуем прикинуть.
Можно ли выжить в падающем лифте
Да, во многих случаях есть вероятность того, что вы останетесь живы, даже если трос оборвётся. Для безопасности пассажиров предусмотрено несколько технологий, среди которых двойной трос и пружина в шахте.
Кабина лифта обычно крепится не на один, а на два и более тросов. При этом каждый из них способен выдерживать вес кабины с пассажирами. Если один из тросов оборвётся, лифт наклонится и остановит движение, но не упадёт. У пассажиров будет возможность вызвать аварийную службу и дождаться бригаду в накренившейся кабине.
Конечно, эти пружины слабо снизят силу удара, но теоретически могут спасти жизнь
Но основная технология, которая защищает пассажиров от гибели — это система автоматического торможения лифта. Если кабина начинает падать, срабатывает механизм, который более-менее плавно останавливает её в шахте. Даже если он не сработает полностью и не остановит кабину, то сможет значительно снизить скорость падения и силу последующего удара.
Изобретение такого ловителя принадлежит Элайше Отису, который придумал прикрепить на крышу пружину, крепящуюся к тросу, которая без натяжения (при обрыве троса) выгибалась и превращалась в распорку, останавливающую падение лифта. Сейчас это изобретение значительно усложнено, но суть остаётся прежней — при обрыве троса появляется блок, который не позволяет кабине двигаться вниз по шахте.
Огромную роль в шансах на выживание играет высота, с которой падает лифт. Так, при падении с 3-го этажа, даже без учёта пружины, есть все шансы обойтись «всего лишь» переломами ног. А вот если лифт падает с пятого этажа и выше — то здесь риск погибнуть резко увеличивается.
Как сохранить жизнь в падающем лифте
Итак, рассмотрим несколько простых советов, которые помогут вам выжить в аварийной ситуации:
Нужно ли прыгать в момент столкновения
Есть байка, что достаточно просто прыгнуть в момент столкновения лифта с дном шахты — и всё, никакого удара не будет. Или будет, но сильно смягчённый. К сожалению, это миф. Даже если мы предположим, что вы смогли в закрытой кабине точно просчитать время до удара (что крайне маловероятно, учитывая, что лифт редко падает дольше 4–5 секунд), то нам всё равно ещё предстоит потягаться с обычной физикой.
Истории выживших
В 2016 году в Китае, в городе Шэньчжэнь, мужчина чудом выжил после падения с 30-го этажа. По какой причине сорвался лифт, неизвестно, но китаец чудом остался жив. Немаловажную роль в его выживании сыграло то, что сразу после падения мужчина оперативно вызвал скорую помощь — иначе он мог бы скончаться от полученных травм.
А в 2018 году жертвой падения лифта стал уже россиянин. В московском сорокаэтажном жилом комплексе мужчина пролетел в сорвавшемся лифте 20 этажей и остался жив. Его спасло автоматическое торможение лифта — иначе его «свободный полёт» длился бы вдвое дольше, и благополучный исход был бы куда менее вероятен.
В 2012 году в Санкт-Петербурге двое пассажиров падающего лифта (высота не уточняется) отделались черепно-мозговыми травмами и переломами, но остались живы. Их спасла вовремя сработавшая система автоматического торможения.
Лифтовой ловитель, сработавший вовремя, способен сохранить жизнь
Ваше выживание в падающем лифте мало зависит от вас. В этот роковой момент всё решает качество автоматики, надёжность систем безопасности и высота, на которой оборвались тросы.
Может ли лифт упасть: инженеры развеяли популярные мифы
Что произойдет, если отключится электроэнергия или оборвется трос
Современный лифт надежен как швейцарский банк
Многие наверняка не раз в кино видели страшилку, когда трос лифта обрывается и он на всей скорости летит в шахту. Но может ли такое быть в реальной жизни?
Разобраться в этом можно на примере лифтов, которые устанавливает «Группа ЛСР» в своих жилых комплексах.
Для начала стоит отметить, что трос, который поднимает кабину лифта, крайне сложно оборвать. В качестве тяговых канатов используются плоские полиуретановые ремни, армированные стальными тросами. Такие ремни не требуют смазки, они прочны, бесшумны и долговечны. К тому же за их состоянием в режиме 24/7 следит электроника.
Но случилось невозможное — трос оборвался. Вертикальная скорость лифта будет превышена. Тут же сработают ловители, которые затормозят кабину до ее полной остановки.
«Смертельный трюк» провернул Элиша Отис на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1854 году. Перед толпой журналистов он залез на платформу открытого лифта, находящуюся на высоте четвертого этажа, и дал отмашку. Его помощники тут же перерубили тросы, на которых держалась кабина. Толпа охнула, но лифт не упал. Так Отис продемонстрировал свое изобретение — лифтовый тормоз, или ловитель.
Лифту не дадут упасть специально спроектированные ловители
Сегодня безопасность пассажиров в лифте обеспечивают несколько десятков электронных и механических устройств. И самыми главными по-прежнему являются ловители. Их конструкция, конечно, несколько отличается от той, что придумал Элиша Отис — прогресс не стоит на месте. Но результат остается прежним: при превышении вертикальной скорости лифта срабатывает система вертикальных ловителей, тормозя лифт до полной остановки.
Если же случится пожар, температурные датчики, установленные на лебедке, контроллере, приводе и аккумуляторе, зафиксируют перегрев, и кабина автоматически остановится на ближайшем этаже. А если неожиданно отключится электроэнергия, сработает аварийная система, которая питается от аккумуляторов, а электронный контроль скорости обеспечит быстрый и безопасный выход пассажиров.
Так что, заходя в лифт в доме от «Группы ЛСР», беспокоиться совершенно не о чем. Лучше послушать музыку, которая играет в кабине.
Как лифты убивают людей. Мифы и правда
Чего стоит опасаться жильцам воронежских многоэтажек
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Лишь трагические инциденты в Москве заставили государство обратить внимание на состояние российских лифтов. Напомним, 19 декабря 2015 года в одной из столичных многоэтажек на улице Островитянова в результате падения лифта погиб младенец.
А 14 января 2016 года в элитном жилом комплексе «Алые паруса» в Москве вместе с кабиной лифта с 7-го этажа упала и насмерть разбилась дочь известного диктора Евгения Кочергина Ирина Володина.
Крушение лифта сродни авиакатастрофе. Происходит редко, но заставляет бояться миллионы людей. С помощью воронежских специалистов корреспонденты «МОЁ!» узнали, что должно случиться с лифтом, чтобы в нём погиб человек.
Обрыв троса
Происходит крайне редко. В Воронеже последний такой случай лифтёры даже не могут припомнить.
— Трос ведь не один, их сразу три, — главный инженер ООО «Аварийно-диспетчерская служба «Лифт» Алексей Щербаков в лифтовой показывает на лебёдку, на которую намотаны металлические тросы. — Сложно даже представить, что нужно положить в лифт, чтобы тросы оборвались. Нормативная грузоподъёмность лифта 350 — 400 килограммов. Тросы рассчитаны на вес примерно в 800 килограммов. Оборваться одновременно они могут только в результате диверсии — если их кто-то перережет.
Двери лифта открылись, а кабины в шахте нет
Так в 1980 году погибла дочь председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина. Женщина с коляской, в которой был маленький ребёнок, вызвала лифт. А когда двери лифта открылись, стала заходить туда спиной, таща за собой коляску. Но, несмотря на открытые двери, лифта не оказалось (он почему-то остановился этажом выше). Она упала в шахту лифта и погибла.
Воронежские электромеханики уверяют, что в нашем городе повторение этой трагедии невозможно, потому что в Воронеже нет лифтов такой модели.
— У нас двери лифта на площадке самостоятельно открыться не могут, — рассказал «МОЁ!» электромеханик. — Они вообще не оборудованы никакой электроникой. Двери шахты может открыть только подъехавшая кабина, когда они стыкуются с её дверями.
Столкновение с бетонным противовесом
А вот это, по словам специалистов, куда более вероятно. Особенно в новых домах. Дело в том, что вновь построенный дом даёт усадку. Поэтому направляющие, на которых закреплены кабина лифта и противовес, деформируются. Порой даже незаметно для глаза — смещаются на 2 — 3 сантиметра. Но этого достаточно, чтобы противовес сошёл со своих направляющих.
Кстати, работники воронежского лифтового хозяйства предполагают, что именно в этом была причина трагедии в жилом комплексе «Алые паруса» в Москве. Дом стоит на берегу реки, на песчаной почве. По мнению директора ООО АДС «Лифт» Романа Фёдорова, из-за смещения направляющих кабина лифта при движении вниз могла столкнуться с противовесом и получить повреждения. А потом, когда кабина поехала дальше вниз, на неё ещё начали падать сверху бетонные блоки противовеса.
Кабина лифта неожиданно пришла в движение до закрытия дверей
Скорее всего, так произошло в доме на улице Островитянова, где погиб младенец (стоящую в дверном проёме лифта коляску из-за этого в буквальном смысле слова сплющило). По словам электромехаников, причиной такой трагедии может быть всего лишь небольшое замыкание и выход из строя одного из реле на станции управления лифтом.
Здесь воронежцам можно надеяться только на добросовестность производителей и организаций, обслуживающих лифты. От того, насколько честно они выполняют свою работу, зависит наша с вами безопасность. И на судьбу…
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.