Что будет если украсть бюллетень
Что будет если украсть бюллетень
УК РФ Статья 142.2. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 249-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Ст. 142.2 УК РФ. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования
Вынос бюллетеня из избирательного участка
Направил запрос в Центризбирком с вопросом. Избиратель заходит на избирательный участок, регистрируется по паспорту, получает бюллетень голосования, но решает поставить галочку в нём дома, после чего прийти на участок и положить его в урну голосования. Имеет ли право зарегистрированный избиратель выносить бюллетень для голосования за пределы избирательного участка? Да/нет, на какие статьи сослаться? Пришёл ответ из Центризбиркома, скрин: http://www.picshare.ru/view/10276660/
Статьи не указаны. Как должен вести себя избиратель, если члены местного избиркома или полиция препятствуют выносу бюллетеня?
Ответы на вопрос:
Избиратель может в данном случае обратиться в суд согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 75.
Т.к. законом не установлен запрет на его действия.
Поэтому в ответе и нет конкретных статей.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.
Поэтому, если нет уважительных причин, Вы не можете проголосовать вне помещения.
И вынести бюллетень не можете за пределы участка
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)
Выносу бюллетеня не могут препятствовать. Да и не проконтролируешь это, т.к. бюллетень могут просто спрятать или один кинуть, а другой нет. А когда вернетесь, могут посчитать, что Вы уже проголосовали согласно требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ведь невозможно отследить, чей бюллетень будет кидать этот гражданин.
Бюллетень это бланк для участия в голосовании на выборах. С его помощью избиратель может реализовать свои конституционные права, такие как избирать и на управление делами государства.
Специальная ответственность за вынос избирательного бюллетеня с избирательного участка законом не предусмотрена.
Вместе с тем, такие действия могут быть расценены как самоуправство, и в этом случае гражданина можно привлечь к ответственности по статье 19.1 Кодекса об административных правонарушениях.
Мое правоприменительное усмотрение по вашему вопросу, это обратиться избирателю в суд согласно ст.75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Всего вам доброго в разрешении Вашего вопроса!
А вопрос действительно интересный, поскольку ответственности никакой не предусмотрено ни КоАП РФ, ни УК РФ, ни ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
А ссылаться я думаю можно на ст. 22 Конституции РФ.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
То есть удерживать Вас на участке и требовать бросить бюллетень они не имеют права.
В описанной вами ситуации нужно исходить из того, что в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ нет нормы прямо запрещающей избирателю выносить бюллетень с избирательного участка Поэтому в полученном из Центр избиркома ответа не указаны статьи закона
В Центризбиркоме России нет единого мнения о том, нужно ли законодательно запрещать гражданам выносить бюллетени с избирательного участка.
,Члены ЦИК разошлись во мнениях, нужно ли запрещать гражданам выносить бюллетени с участка
Коль в законе нет прямого запрета на вынос, то избиратель должен иметь при себе телефонные номера прокуратуры, чтобы оперативно туда позвонить в случае препятствования членами местной избирательной комиссией и полицией выносу бюллетеня
Обжалование же в суде незаконных действий ст.4 КАС РФ-процедура достаточно трудоемкая, а поэтому не способствует оперативному решению проблемы.
Порядок голосования описан в ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Вынос бюллетеня из помещения для заполнения его вне помещения избирательного участка не предусмотрен, заполнение его производится в специально оборудованной кабинке.
Заполнение бюллетеня дома возможно в соответствии со ст. 66 закона.
Вынос бюллетеня для последующего голосования этим же бюллетенем не допускается, поскольку закон не устанавливает обязанность оборудовать избирательные участки прибором, который проверяет подлинность бюллетеней после их выноса из помещения перед опусканием в опечатанный ящик для бюллетеней.
Избиратель должен заранее обратиться с просьбой, чтобы ему обеспечили возможность голосования дома.
В Ваших намерениях усматривается злоупотребление правами избирателя, что не допустимо (ст. 10 ГК РФ).
P.S.Бюллетень имеет защиту (ст. 63 закона);
3. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
3.1. На выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой.
Петр Петрович, такой порядок голосования, как Вы описали не предусмотрен законодательно, на это указывают положения Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»Статья 64. Порядок голосования
8. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.
Данный порядок о котором вы говорите предусмотрен действующим законодательством если есть письменное разрешение на голосование от комиссии вне помещений для голосования.
Порядок голосования указан в ст.81
Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Статья 81. Порядок голосования
Статья 83. Порядок голосования вне помещения для голосования
1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования
Ст.81 1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства (место пребывания) избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или при работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.
3. На избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса непосредственно перед наступлением времени голосования получают от председателя участковой избирательной комиссии список избирателей или книги, на которые разделен список избирателей, а также избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей приступить к голосованию.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
11. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.
12. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования. Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 79 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов.
Ответственность за нарушение избирательного законодательства
В связи с проведением на территории округа избирательной кампании УМВД России по Ненецкому автономному округу напоминает об ответственности за нарушения избирательного законодательства Российской Федерации.
Сотрудники полиции предупреждают, что за нарушения избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Список правонарушений весьма обширен, охватывает вопросы деятельности, реализации прав и соблюдения возложенных законом обязанностей кандидатами, членами избирательных комиссий, представителями средств массовой информации, гражданами и другое.
За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего.
Так, размер штрафа для физических лиц может составлять от 500 рублей за совершение таких правонарушений, как размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ).
Законодателем выделены в отдельные статьи правонарушения, посягающие на установленные правила финансирования избирательного процесса (статьи 5.16, 5.17, 5.19, 5.20, 5.21, 5.50 КоАП РФ).
При этом максимальный размер наказания для юридических лиц установлен ст. 5.18 КоАП РФ — за незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и составляет до 1 миллиона рублей.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностные лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме.
Принимая во внимание значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.
Статьей 141 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
За нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума статья 141.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.
Также статьей 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение данного преступления законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.
Кроме того, напомним, что с 2017 года УК РФ дополнен новой статьей 142.2, ответственность по которой наступает за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.
Так, выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо других избирателей или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также выдача гражданам уже заполненных избирательных бюллетеней будет наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.
В свою очередь граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования, понесут наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет.
За такое деяние можно лишиться свободы на срок до трех лет.
Пресс-служба УМВД России по Ненецкому автономному округу
Вынес бюллетень — получи протокол по самоуправству
Фото: Ноябрьск-24
На участников общероссийского голосования составляют административные протоколы о самоуправстве за вынос бюллетеней. Уже известны два таких случая: Стерлитамак и Екатеринбург.
Кампания по общероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию принесла еще один сюрприз. Теперь вынос бюллетеня из помещения для голосования расценивается полицейскими как самоуправство. Уже известны два случая, когда на избирателей составили административные протоколы по 19.1 КоАП (самоуправство):
Под самоуправством понимается самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.
Владислав Иванов 1-го июля пришел на участок № 1614 в Екатеринбурге, чтобы проголосовать по поправкам в Конституцию. Получил бюллетень, прошел в кабинку, провел в ней одну минуту и вышел. Затем минуя стационарный ящик для голосования Иванов прошел к выходу, а бюллетень положил в портфель.
На него составили административный протокол по статье 19.1 КоАП РФ.
«При этом повестку выписали в районный суд, хотя по кодексу должен рассматривать мировой. Дата суда еще не назначена», — делится своими впечатлениями Иванов.
Похожий случай произошел в башкирском Стерлитамаке. Руфина Лаврентьева также пришла 1 июля на избирательный участок № 690, получила бюллетень и унесла его с собой. Председатель участковой комиссии вызвал наряд полиции, который поехал к избирательнице домой. Полицейские не застали Лаврентьеву дома. 6 июля к ней на работу приехал старший лейтенант полиции, который сообщил, что будет возбуждаться уголовное дело по хищению госсобственности, а пока ей светит административка по 19.1 КоАП. Руфина Рамильевна отказалась подписывать объяснения и сообщила, что явится в полицию только по повестке. Такую история рассказа дочь избирательницы Ксения Лаврентьева.
Юрист Станислав Рачинский уверен, что обвинение по самоуправству «притянуто за уши». Иначе полиции придется по каждому недействительному бюллетеню возбуждать дело по статье 19.1 КоАП:
«Если считать повествовательное описание порядка голосования в разделе 8 обязательными нормами, то придется считать таким же правонарушением опускание в ящик для голосования бюллетеня без отметок или с несколькими отметками. По каждому недействительному бюллетеню полиции придется возбуждать дело по статье 19.1».
Еще безумнее выглядят рассуждения о госсобственности. Бюллетени, как и любая бланковая продукция после получения из типографии не рассматриваются как товарно-материальные ценности, поясняет юрист:
«Бюллетени, как и вообще вся бланковая и аналогичная продукция, после их получения из полиграфической организации не рассматриваются как товарно-материальные ценности. Учет бюллетеней, как и любых бланков, осуществляется за балансом. И пусть обвинения в хищении госсобственности предъявляет тот сотрудник правоохранительных органов, который ни разу не портил и не уничтожал «госсобственность», ошибившись при заполнении какого-нибудь бланка».
Мошеннические переводы ложатся на банковские плечи
Банк России планирует определить сумму денежных средств, которую банки должны возвращать клиентам-физлицам, ставшим жертвами мошенников, в упрощенном порядке, следует из материалов ЦБ о планах внести изменения в 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Они были разосланы участникам банковского рынка от имени директора департамента информационной безопасности ЦБ Вадима Уварова.
С предложениями ознакомился РБК, их подлинность подтвердили три источника на финансовом рынке. Получение материалов подтвердили представители Росбанка и Альфа-банка. О разработке соответствующих изменений в 161-ФЗ Уваров рассказал 2 декабря на международном форуме по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia.
«Основными предпосылками для внесения изменений в закон являются: наблюдаемая картина по доле возврата денежных средств клиентам, необходимость существенной модернизации механизма противодействия хищению денежных средств и возврата списанных со счетов клиентов денежных средств», — отмечал Уваров. За третий квартал 2021 года мошенники похитили у банковских клиентов путем несанкционированных денежных переводов 3,2 млрд руб., при этом банки вернули клиентам только 7,7% похищенных средств, или меньше 250 млн руб.
Широко распространенное сейчас мошенничество, связанное с добровольной передачей физическим лицом данных (например, номеров платежных карт, кодов, паролей), которые используются преступниками для кражи средств с помощью методов социальной инженерии, «является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом», говорится в справке к поправкам в закон.
Планируется ввести упрощенный порядок возврата денежных средств гражданам, пострадавшим от мошеннической операции, в размере суммы, которую определит Банк России. Для этого гражданин должен уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления от банка о проведенной операции. Точную методологию расчета этой суммы ЦБ не раскрывает, отмечая лишь, что она будет посчитана, «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80–90% всех случаев социальной инженерии». Согласно исследованию группы «Тинькофф», в 2020 году мошенники похищали у россиян в среднем 13,9 тыс. руб. за один раз.
Возврат средств в пределах установленной суммы распространяется на все банки, но если у банка низкий уровень антифрода (механизма по предотвращению хищений), то ему придется вернуть клиенту всю похищенную денежную сумму, даже если она превышает этот размер. К низкому уровню будут относиться случаи, когда банки не могут выявить операции, совершенные без согласия клиента, несмотря на получение необходимой информации от ЦБ о мошеннических транзакциях.
Из документа не ясно, в какой степени на процедуре возврата отразится поведение самого клиента банка, когда он под воздействием мошенников самостоятельно переводит им средства. Сейчас по закону банки должны возвращать средства только в тех случаях, когда они не украдены по вине клиента. Два источника РБК в банках также говорят о том, что у рынка пока нет ответа на этот вопрос.
Помогут ли новые правила
Банк России провел первый раунд консультаций с участниками рынка, по итогам которых получил значительное количество предложений и уточняющих вопросов, рассказал РБК представитель ЦБ: «По результатам обсуждения готовится очередная редакция законопроекта, которая пройдет еще один раунд обсуждения. Пока о конкретных мерах или инструментах говорить преждевременно. Полагаем необходимым максимально учесть мнение участников рынка».
По мнению руководителя направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB Павла Крылова, из предложенных ЦБ инициатив поможет увеличить возвраты только мера по установлению их суммы. Директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов считает, что обязательные возмещения не окажут положительного эффекта на динамику роста мошеннических операций. «В случае принятия данного изменения потенциально возможны случаи злоупотребления со стороны недобросовестных клиентов, которые будут оспаривать ранее совершенные операции и требовать возмещения. Дополнительно проект изменений никак не описывает то, кто и каким образом определяет уровень зрелости «антифрода», — рассуждает Иванов.
Сейчас проблема с возвратами в том, что банк не обязан возмещать средства, если доверчивый клиент поверил мошенникам и выполнил их указания, отмечает советник по специальным проектам коллегии адвокатов А1 Сергей Демкин, при этом похищенные средства выводятся со счетов быстрее, чем клиент приходит в себя и начинает их поиск, а МВД неохотно работает по таким делам. По мнению юриста, ЦБ необходимо сосредоточиться на выработке общих правил и рекомендаций для банков по идентификации потенциальных мошенников. «Также особое внимание надо обратить на перевод денег за рубеж, особенно на Украину», — подчеркнул Демкин.
Эффективна ли заморозка операций
По действующему законодательству банк может заморозить сомнительную операцию максимум на два дня до связи с клиентом. Если он не вышел на связь, то операция возобновляется. Но далеко не все банки этим правом пользуются, говорит директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов. Также уже сейчас банки могут приостановить расходные операции по счету на срок до пяти рабочих дней, если клиент сообщает в свой банк о мошеннической операции, напомнил эксперт.
«На практике встречаются случаи, когда при временной приостановке системой мониторинга подозрительного платежа/перевода, имеющего признаки операции без согласия, клиент под влиянием мошенников подтверждает легитимность операции и просит осуществить перевод. Только спустя несколько дней приходит осознание, что клиент стал жертвой мошенников», — отмечает Иванов. Пяти рабочих дней, на которые ЦБ предлагает замораживать счет, недостаточно, чтобы потерпевший клиент успел обратиться в правоохранительные органы, полагает он: «Считаем, что данный срок должен быть увеличен до 30 рабочих дней».
Останавливать перевод на один-два дня, несмотря на согласие клиента, — это хорошая идея с точки зрения антифрода, но у добросовестных клиентов могут появиться проблемы, предупреждает Крылов: «Внедряя подобные меры по предотвращению хищений, банки могут столкнуться с ошибочными блокировками. Тем, у кого стоят хорошие антифрод-системы, беспокоиться не стоит, у них будет низкий процент жалоб, а вот остальные могут получить вал жалоб и обращений».