Что будет если украсть электросамокат с проката
Одной ногой на земле: как прокат самокатов борется с угонщиками
Прокат электросамокатов набирает популярность. Вместе с ним активизируются мошенники и воришки. Мнимые хакеры угрожают взломать чужие аккаунты, поставить GPS-глушилки и отключить скоростной лимит. Часто такая информация продается: пользователь отдает деньги, после чего злоумышленники исчезают, так и не раскрыв секрет бесплатных поездок. С физическим угоном дела обстоят иначе. Кражи случаются регулярно, однако потери совсем невелики. Как городской прокат борется с угонщиками — выясняли «Известия».
Невыполненное обещание
Мошенники нашли способ наживаться на любителях электросамокатов. В Сети появился инструктаж, который описывает, как бесплатно арендовать городской транспорт, а также отключить скоростной лимит. Как правило, мошенники предлагают воспользоваться украденными аккаунтами, специальным промокодом или другим техническим лайфхаком. Об этом рассказали в компании по стратегическому управлению цифровыми рисками Bi.Zone.
Стоимость подобной информации может составлять от 1 до 3 тыс. рублей. Обычно к публикации приложен скриншот, который якобы доказывает успешность действий по описанной модели. На деле вместо обещанной «бесплатной схемы» ее продавец исчезнет с деньгами покупателя.
Организатор движения городских самокатов Let’s kick Moscow Александр Нилов подтвердит, что знает подобные форумы, но ничего кроме подозрения они не вызывают.
Несмотря на откровенный обман, погрешности в работе сервиса всё же возможны. Уязвимости, как следствие ошибок разработчиков, могут быть выявлены в любой части системы аренды, например, в серверах управления, мобильном приложении или даже в самом самокате, перечисляет замруководителя департамента аудита и консалтинга Group-IB Павел Супрунюк.
— Из-за подобных «дыр» в декабре 2020 года пострадала сеть постаматов PickPoint: в результате атаки ячейки оказались открыты и хранившиеся в них отправления оказались доступны любому желающему. Злоумышленники смогли понять схему управления и удаленно устроить «день открытых дверей». В случае с самокатами схема та же.
Ранее группа Zimperium zLabs, занимающаяся вопросами безопасности, выяснила, что популярный электрический самокат Xiaomi M365 имеет уязвимость. Она позволяет хакерам дистанционно управлять средством, в том числе заставить самокат внезапно ускоряться или тормозить. Причиной исследователи назвали процесс авторизации, который осуществляется по Bluetooth. Тогда в Xiaomi заявили, что знают об уязвимости и готовят обновление программного продукта.
Собрать — не разобрать
Проблема взлома пока мало известна на рынке кикшеринга, считает коммерческий директор компании «Карусель» Сергей Четвериков.
— Если говорить о нас и паре других крупных игроков, мы производим самокаты под заказ в Китае. Всё железо, все IT-модули устанавливаются прямо там. Поэтому, чтобы взломать самокат, инженер должен работать лучше, чем группа российских и китайских программистов. Мы такого Кулибина, наоборот, сразу возьмем на работу, — заявил собеседник.
В компания Whoosh сообщили, что взломов аккаунтов сервис не наблюдает. Продажа «схем», «промокодов», изменение скоростного режима — явное мошенничество, от которого страдает не сама фирма, а доверчивый пользователь.
Куда чаще сервис сталкивается не с виртуальными, а реальными кражами. Такие попытки действительно происходят регулярно, однако потерь — единицы.
— Сенсоры, GPS- и GSM-модемы постоянно сообщают о состоянии и локации транспорта. Даже если самокат попадет в помещение, мы его отследим и вызовем полицию для содействия в вызволении, — рассказали в Whoosh.
Есть случаи, когда воришки пробуют работать с глушилками, но и это не помогает. В Новосибирске молодые люди пытались украсть два электросамоката, используя оборудование для подавления сигнала GPS. Сейчас горе-хакеры под следствием.
По мнению представителей Whoosh, воровать самокаты просто бессмысленно.
— Даже если украсть шеринговый самокат, получить из этого выгоду сложно. Разве что продать детали или за копейки на металлолом — шеринговые модели отличаются от потребительских, у них своя специфическая сборка. В краже очень мало смысла, а риск наказания — большой, — добавили в пресс-службе.
С такой логикой согласны и в «Карусели». Последние два года и в России, и на Западе крупные компании заказывают специальные шеринговые самокаты. Они узнаваемы и сложны в разборке.
— До этого брали обычные персональные самокаты, и на них, грубо говоря, отверткой крепили нужную электронику. Современная же техника уникальна и никому здесь не нужна. У нее свои запчасти, болты, внутренняя электроника. Пока человек поймет, что к чему, за ним уже приедут, — говорит Сергей Четвериков. — К тому же в самокат встроены датчики на движение и ускорение, на случай если самокат погрузят в машину. Бывало, наша команда уже за МКАДом догоняла автомобиль с угонщиками. Что говорить о случаях, когда воришки просто оставляют самокат в подъезде.
В 2021 году «Карусель» потеряла всего один самокат, уточнили в компании. Годом ранее, когда сервис только развивался, краж было больше. По словам Четверикова, прокатные самокаты переняли технологии безопасности, которые были разработаны еще для каршеринга. А те быстро научились защищать свой автопарк.
Нечаянно украл
Довольно часто кражи происходят по неведению или наивности, полагает организатор движения городских самокатов Let’s kick Moscow Александр Нилов. Далеко не все граждане понимают, что угоняют чужое имущество, да еще и под присмотром десятков камер.
— Недавно я видел сюжет, как женщина пыталась украсть непристегнутый самокат, видимо, подумала, что он бесхозный. Часто пенсионеры в виде подарка отдают «ничейный» самокат своим внукам. Но всё это попадает под определение кражи, — напоминает Нилов.
Тем не менее, по наблюдению эксперта, уровень краж и вандализма в крупных городах России несколько ниже, чем в Европе и США, где в момент появления электросамокатов проводились целые акции по их уничтожению:
— Сервисы по прокату появились внезапно. Но в отличие от России, где прирост фирм был постепенный, в Европе и США компании сразу закупили огромное количество самокатов, не продумав правила парковки. Там вы могли оставить самокат где угодно, на тротуаре их стояло по 10–20 штук. Естественно, они мешали пешеходам. Тогда появились горячие головы, которые создали движение по очистке улиц от самокатов. Транспорт ломали, сжигали и сбрасывали в реку.
Отечественные компании выбрали другую модель парковки: самокаты нужно пристегивать в зоне работы сервиса. Поэтому особых проблем с вандализмом у нас нет, подытожил Александр Нилов.
Как воруют тачки и электросамокаты из каршеринга
mastika0007
mastika0007
mastika0007
Как все устроено
Для начала давайте разберемся, как тачка или самокат связываются с прокатом.
-Как это сделать?
-Использовать глушилку.
Давайте взглянем на саму схему по угону:
Как сделать глушилку GPS
Ничего сложного в этом нет
Конденсаторы и резисторы, можно создать при помощи токовых зеркал и других заменяемых цепей. Благодаря такому подмену имеется возможность уменьшить габариты гаджета и его себестоимость.
Важнейшим моментом является настройка, помогающая избавиться от таких проблем, как глушение иных сигналов, например, 3G или Bluetooth. Чтобы частоты не смешивались лучше всего настроить катушку индуктивности, от которой и зависит излучаемая частота. Производиться это действие за счёт изменения количества витков на сердечнике.
Для более точного определения витков потребуется воспользоваться специальной формулой, показывающей зависимость между частотой, индуктивностью и намотками.
Формула Томпсона. Определение резонансной частоты v- частота, L-индуктивность катушки, С- емкость конденсатора
Дополнительно потребуется устроить работу усилителя. Этот агрегат сможет показать насколько сильным будет сигнал, который может не дать должного эффекта при работе прибора.
В некоторых случаях лучше всего уменьшить коэффициент усиления, тем самым снизив помехи сторонних источников связи. Регулировка этого показателя заключается в экспериментальной ручной настройке усилителя, попутно проверяя работу всего комплекса и его воздействие на устройства слежения.
Антенна — это часть, которая не требует настройки, но нужно внимательней подойти к её выбору. Верным решением будет установка SMA антенн, излучающих сигнал во все стороны и дающих наилучший коэффициент усиления.
Глушилка сотовой связи
В качестве основы ГУН будет использоваться генератор качающихся частот. Чтобы собрать блокиратор GSM сетей используем генератор помех, работающего для выделения синхросигналов на 45МГц, он должен активировать порты гетеродина приемника, что расположены на микросхеме.
Для стабилизации сопротивления генератора синхросигналов и порта гетеродина, сигнал местного гетеродина приемника будет пропускаться через сеть согласования сопротивлений. К антенне на 800МГц подключаем порт гетеродина, что также является РЧ входом, а РЧ выход сначала будет отправлен к специализированному усилителю сигнала, который усилит наш подавитель сотовой связи, увеличивая выходную мощность на 15-16дБм. Далее усиленный сигнал передаётся к выходной антенне. Частотный диапазон всех мобильных телефонов, работающих по стандарту 800 МГц, постоянно варьирует в пределах 45МГц, соответственно, частоты входного и исходного сигнала будет разниться между собой ровно на 45МГц. По этим причинам, все кто будут звонить в пределах работы нашего блокиратора мобильных телефонов, будут слышать в динамике лишь свой голос, поскольку на приёмник телефона возвращается тот же сигнал, что отправлялся. Кроме всего прочего, подобную глушилку сотовой связи можно использовать как блокиратор GPS трекеров или других следящих приборов, поскольку устройство будет блокировать сотовую связь, что трекеры используют для записи и передачи зафиксированных данных.
В качестве корпуса взят старый алюминиевый блок, а для вывода и ввода применены УКВ-разъемы от мобильного телефона «Моторола».
Москвич
В Москве из каждой точки шеринга ежедневно воруют как минимум два самоката
И если вам это может показаться даже в каком-то смысле забавным, то вот прокатчикам не до смеха. Суммарно они рискуют потерять в нынешнем сезоне 150 млн рублей.
Исследование провела компания Delta, специализирующаяся на охранных системах. Согласно данным аналитиков, только за прошлый год спрос на аренду самокатов в городе увеличился на 70%. Но такой значительный рост потребительской базы просто не мог обойтись без наплыва жуликов, так что, увы, вандализм и кражи очень быстро стали обыденностью.
По статистике, сегодня средний московский шеринг-парк включает в себя от 500 до 1200 самокатов. И в каждой точке проката (да, вот прямо в каждой, уверяют в Delta) за день фиксируется три-четыре попытки украсть транспортное средство, одна из которых стабильно завершается успехом. Более того, крадут, как правило, сразу несколько самокатов, так что убытки получаются едва ли не катастрофические. Тут, правда, вопрос, сколько из этих самокатов потом все же находят и возвращают. Вполне возможно, что достаточно, иначе все такие компании давно бы обанкротились и позакрывались.
Занятно, к слову, что, как рассказал гендиректор Delta Андрей Цыбаков, частные охранные компании не спешат выходить на рынок, так как не особо понимают специфику. Самокат, дескать, вещь весьма легкая и предполагающая динамичное перемещение, так что успешно ее охранять тяжело. 95% всех краж происходит непосредственно в точке самообслуживания и только 5% — во время трека. Наиболее уязвимыми местами эксперты называют парковки вблизи жилого массива. Зато парки, наоборот, считают безопасными, так как воры не очень любят открытые пространства, где их отовсюду и далеко видно. Ну а оптимальным решением проблемы на сегодняшний день профессионалы видят в GPS-трекерах. Злоумышленник вряд ли сможет самостоятельно его деактивировать после преступления, так что определить местоположение самоката не составит труда. Только вот штуки эти, раз, дорогие, два, не всегда надежные в плане точности передаваемой информации.
Как бы там ни было, тревогу бить пока рано. Судя по количеству рассекающих по улицам горожан, дефицита в устройствах пока не наблюдается. С другой стороны, а вдруг они все угнанные? Так что проявите бдительность. Когда в вас следующий раз врежется еще один такой любитель современных способов передвижения, поинтересуйтесь, а где он, собственно, этот самокат взял.
Самокатошеринг: инструкция по применению
Стартовые вложения (3 станции)
В 2020 году самокатошеринг видится отличным вариантом бизнеса, ведь сейчас арендовать двухколесные средства передвижения не только выгодно, но и модно. По полочкам о том, что нужно для старта.
Самокатошеринг, или краткосрочная аренда самокатов на мускульной и электрической тяге — настоящий тренд последних лет. Интересно, что одними из первых услугу проката недорогих двухколесных транспортных средств смогли реализовать предприниматели из России. Выходец из Калининграда Василий Быков, создавший в свое время небезызвестную сеть платежных терминалов Qiwi, в 2016-ом основал компанию Samocat Sharing, которая занялась выпуском станций проката самокатов. Идею предприимчивого бизнесмена отечественные инвесторы поначалу приняли с холодком, однако россиянину удалось привлечь к проекту партнеров из Финляндии.
Однако настоящий толчок к развитию индустрии дал успешный стартап скандально известного бывшего топ-менеджера Uber Трэвиса Вандерзанена. В 2016-ом он был уволен со своего поста по подозрению в промышленном шпионаже, но не опустил руки и всего год спустя запустил в американской Санта-Монике первую станцию аренды самокатов под брендом Bird. На сегодняшний день это один из наиболее крупных провайдеров самокатошеринга в мире.
Определяемся с форматом: станции или free-float
Для начала предлагаем выбрать формат самокатошеринга, по которому вы планируете вести бизнес. Существует две наиболее распространенных модели сдачи самокатов в аренду — с использованием специализированных парковочных станций и так называемая модель free-float.
С первым форматом все в принципе ясно — пользователь может завершить аренду только после того, как припаркует самокат на станции. А вот в случае с free-float самокат можно после использования оставить где угодно (при условии что это место входит в географически разрешенную зону парковки). Такой формат наиболее популярен в Штатах, где клиенты «бросают» самокаты именно там, где им удобнее всего. При этом в вечернее время любой желающий может заработать на том, чтобы забрать самокат к себе домой и зарядить его.
В России изначально больше прижился первый вариант, во многом благодаря позиции чиновников в этом вопросе. Например, мэр Москвы Сергей Собянин высказался с резкой критикой модели free-float, отметив что «бесстанционный прокат приведет к тому, что площади у станций метро, центральные улицы, входы в университеты и крупные бизнес-центры будут захламлены» неиспользуемыми самокатами. Также оставленные в любой точке города самокаты становятся более легкой добычей для злоумышленников и вандалов.
Поэтому мы рекомендуем остановить свой выбор все же на более традиционном формате самокатошеринга — с использованием стационарных парковок.
Регистрация самокатошеринга
Для того, чтобы официально зарегистрировать свой бизнес необходимо открыть ООО, указав следующие коды деятельности ОКВЭД:
77.21: Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров. Сюда входят прокат товаров для отдыха и спортивного снаряжения: туристических судов, каноэ, парусных шлюпок, велосипедов, пляжных шезлонгов и зонтиков, другого спортивного инвентаря, лыж.
77.29: Прокат и аренда прочих предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения.
71.40.4: Прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха.
Закупка оборудования
Клиенту, как правило, предлагается на выбор два типа самокатов: электрические и на мускульной тяге.
Электросамокаты более востребованы рынком, однако требуют обновления раз в 1-2 года. Об этом не стоит забывать, учитывая амортизацию купленной техники. Лучше покупать более качественные и «неубиваемые» модели, которые обладают повышенным ресурсом и закладывать соответствующие затраты в бюджет на будущее.
Самокаты на мускульной тяге. С точки зрения предпринимателя самокат на мускульной тяге выгоднее — чем проще, тем лучше. С одной стороны аренда самоката на мускульной тяге принесет меньше денег компании, да и ремонта такое транспортное средство тоже время от времени требует. Однако, по сути, после устранения мелких неисправностей, его можно продолжать снова сдавать в аренду, не тратясь на закупку нового самоката.
Стоимость приобретения готовой станции у поставщика составляет от 390 до 450 тысяч рублей. К слову себестоимость производства одной станции, по словам Samocat Sharing, составляет порядка 300 000 рублей. То есть немного сэкономить можно, однако только в том случае, если вы собираетесь закупать сразу большое количество станций проката. Одна станция обычно включает слоты для установки 10 самокатов — это и мускульные и электрические модели.
Франшиза или собственные разработки
На текущий момент у предпринимателя, решившего попробовать себя в сфере самокатошеринга, есть два варианта развития сценария. Первый — купить готовую франшизу действующего провайдера услуг, второй — попытаться самостоятельно реализовать все бизнес-процессы в компании. У обоих направлений развития есть свои плюсы и минусы.
С одной стороны франшиза может стать неплохим вариантом — особенно для предпринимателя, который хочет только попробовать себя в этом деле, не обременяя себя большими вложениями. В таком случае можно рассчитывать на готовые IT-решения, в том числе готовое отлаженное мобильное приложение под iOS и Android, а также систему отслеживания местоположения самокатов через GPS. Однако при этом не стоит забывать, что работая по франшизе вам придется отдавать часть выручки в виде роялти и паушальных взносов головной компании.
Открытие своего самокатошеринга с нуля потребует больших инвестиций на старте, однако и пожинать плоды своей деятельности вы будете самостоятельно. При этом можно более креативно подойти к организации бизнеса, внедрив технологии и решения, которых нет у конкурентов.
Разработка IT-решений
Стоимость разработки приложения под самокатошеринг может варьироваться в зависимости от подрядчика, который будет заниматься его реализацией. Обычно лучше всего обращаться в такие компании, среди кейсов которых есть похожие реализованные проекты — например в сфере проката велосипедов или каршеринга. Средняя стоимость разработки составит порядка 300 000 рублей.
Помимо разработки приложения для пользователей необходимо будет заняться его продвижением в Apple Store и Play Market. Обычно такую услугу может предложить и непосредственно сам разработчик ПО, и специалисты, работающие по аутсорсингу.
Сайт должен наглядно демонстрировать пользователям преимущества от использования сервиса, выбранные тарифы и предлагаемые модели, а также давать возможность оперативно зарегистрироваться. Разработка сайта потребует небольших затрат в размере 10-15 000 рублей, после чего необходимо провести его SEO-оптимизацию под поисковые системы.
Все самокаты необходимо оснастить датчиками GPS, которые позволят дистанционно контролировать их местоположение. Стоимость системы составит порядка 3-5 тысяч рублей. Таким образом оснастить модулями слежения парк из 10 самокатов обойдется не дороже 50 000 рублей.
Продажи и маркетинг
Продвижение бизнеса охватывает два направления — оффлайн и онлайн.
Оффлайн. С первым все понятно — яркая станция проката сама по себе привлекает внимание прохожих, а нанесенные на самокатах сайт и телефон службы поддержки позволят пользователям узнать больше информации и зарегистрироваться на сервисе. Часто станции проката размещаются вблизи бизнес-центров, станций общественного транспорта либо учебных заведений — что позволяет привлекать потенциальных покупателей благодаря большому трафику с высокой концентрацией целевой аудитории.
Онлайн-маркетинг предполагает продвижение в соцсетях, на тематических форумах города или порталах по активному отдыху, в информационных СМИ. В продвижении услуги хорошо работает сотрудничество с местными блогерами, которые смогут донести преимущества самокатошеринга до вашей целевой аудитории, опробовав сервис на себе. В самокатошеринге, ка и в более «взрослом» каршеринге, неплохо зарекомендовали себя различные акции с накоплением бонусных баллов и промокодами. Например, акция «Приведи друга», при которой пользователь, рекомендовавший сервис новому клиенту, получает скидку на последующие поездки.
Контекстная реклама. Ввиду невысокой пока конкуренции в регионах стоимость показов и кликов в контекстной рекламе “Яндекс.Директ” и Google Adwords относительно невысока. При ограниченном геотаргетинге интернет-рекламы бюджет на продвижение можно ограничить 20 000 — 30 000 рублей.
Сотрудничество с мэрией. Зачастую инициативу самокатошеринга поддерживают местные власти, предоставляя возможность продвигать услугу на форумах и различных мероприятиях по развитию транспортной инфраструктуры. Вообще для чиновников самокатошеринг — отличный способ решить некоторые транспортные проблемы города, поэтому при грамотном подходе не должно возникнуть вопросов со стороны администрации при согласовании размещения станций.
Персонал
Нанимать большое количество персонала на первых порах не только нецелесообразно, но и невыгодно. Все работы в сфере IT проводятся в основном сторонними подрядчиками — это и разработка программного обеспечения, и настройка рекламной компании.
В штате необходимо держать техника, который займется обслуживанием станций, зарядкой и мелким ремонтом самокатов. ФОТ составляет порядка 25 000 рублей, а гибкий график работы позволит рассматривать соискателей среди студентов очных отделений ВУЗов.
Также необходимо взять сотрудника колл-центра, который будет отвечать на звонки клиентов, вести группы компании в соцсетях и т. д. Фонд оплаты труда менеджера по работе с клиентами составляет от 30 000 рублей.
Финансовые показатели
Предлагаем подробнее рассмотреть, сколько можно заработать на самокатошеринге. Затраты на открытие бизнеса на начальном этапе будут формироваться исходя из следующих статей расходов:
Закупка 3 станций проката. Стоимость одной стационарной станции проката на 10 самокатов составляет, как мы уже упоминали выше, порядка 400 000 рублей. Открывать только одну станцию смысла нет — во-первых доходы будут минимальны, а во-вторых не будет точного понимания в каком месте лучше идет бизнес. Открыв одну станцию проката и прогадав с местоположением, предприниматель может разочароваться в бизнесе. Минимум три станции проката уже смогут дать «среднюю температуру по больнице». Итого 3 станции в общей сложности на 30 самокатов обойдутся в 1 200 000 рублей.
Разработка программного обеспечения. Поскольку в нашем сегодняшнем обзоре мы рассматриваем модель самостоятельного ведения бизнеса (не по франшизе), необходимо учитывать затраты на разработку приложения. Средний прайс среди компаний-разработчиков за выполнение такого проекта — порядка 300 000 рублей.
Закупка мебели и оргтехники: 50 000 рублей;
Аренда офиса: 15 000 рублей;
Запуск рекламных кампаний онлайн и оффлайн: 50 000 рублей.
Итого первоначальные инвестиции при запуске проекта из 3 станций в различных районах города составят 1 615 000 рублей. При этом стоимость открытия одной станции не превышает полумиллиона.
Ежемесячные затраты составят порядка 100 000 рублей:
Реклама: 30 000 рублей;
Аренда офиса: 15 000 рублей;
В дальнейшем при запланированном износе самокатов возможен мелкий ремонт, на который также будут закладываться затраты в бюджете.
Доходная часть
Теперь о главном. Сколько может принести одна станция самокатошеринга?
Выручка. По словам представителей этой ниши, в месяц одна станция проката способна приносить от 30 000 до 150 000 рублей. Если станцию удалось разместить в очень оживленном месте (например у станции метро) один самокат берется в аренду в 5−6 раз в день. Длится поездка примерно около часа. Брать за точку отсчета можно сумму в 100 рублей за поездку. Если средний дневной трафик у станции колеблется около тысячи человек, каждый самокат станут арендовать в среднем трижды в день.
Таким образом, десятка самокатов может «привозить» по 3 тысячи рублей выручки в день, либо 90 000 рублей в месяц. С трех станций можно иметь 270 000 рублей.
Чистая прибыль. За вычетом расходов это 150-170 тысяч в месяц. То есть отбить вложения у владельца самокатошеринговой компании получится за сезон-полтора.
Срок окупаемости составляет в среднем 10 месяцев, однако не стоит забывать про сезонность этого бизнеса. Зимой либо в промозглую осеннюю погоду желающих пользоваться сервисом найдется немного. В зависимости от города и региона сезон активных поездок может длиться от 7 до 10 месяцев.
Краткое резюме
В 2020 году самокатошеринг видится отличным вариантом для старта бизнеса, ведь сейчас арендовать двухколесные средства передвижения не только выгодно, но и модно. Но не ждет ли эту нишу повторение ситуации с многочисленными вейп-шопами, которые на волне трендов на испарители открывались в большом количестве, какое то время зарабатывали, а теперь остались не у дел? Время покажет, однако одно остается очевидным — даже без модных тенденций мегаполисов аренда самокатов крайне удобная услуга, которая однозначно имеет право на будущее.