Что будет если украсть логотип
Как защитить свой бренд и что делать, если кто-то украл его
TL; DR: Поистине удивительные идеи редки и требуют времени и усилий для развития. Примите меры, необходимые для защиты вашего бренда от кражи.
Я хочу начать эту статью, поделившись, что эта тема очень близка моему сердцу. Я провел много лет, создавая бренд со своими бизнес-клиентами. У меня было броское имя, и я использовал его по-разному в течение 13 лет. К сожалению, я не был мудрым с этим именем, и я не маркировал его и не регистрировал его каким-либо образом.
Кто-то, кто работает в подобных кругах, как я, и который, очевидно, видел имя в использовании, прежде чем торговать с ним и вырвал имя из-под меня. Хотя я, вероятно, мог бы сразиться с этим человеком над этим, это стоило бы тысячи долларов в виде судебных издержек, и я просто владелец малого бизнеса с несколькими или двумя клиентами.
Я получил очень ценный урок из этого опыта, и я надеюсь поделиться с вами тем, что я узнал, и не дать вам совершить ту же ошибку, что и я.
Однако, если вы сделали то, что я сделал, и не смогли подготовиться, и случилось худшее, у меня также будет несколько советов о том, как вы можете продвигаться вперед в своем бизнесе, не теряя темпа.
1. Защитите свой уникальный бренд / логотип
Если у вас есть уникальный бренд или логотип, защитите его. Это простая вещь для того, чтобы кто-то вырвал ее из-под вас и потребовал от нее права собственности. Ваш первый шаг должен состоять в том, чтобы зарегистрировать имя в качестве товарного знака. Вы можете сделать это онлайн через ряд услуг или нанять адвоката.
Если вы решите зарегистрироваться онлайн, я рекомендую вам выполнить некоторые поиски, чтобы убедиться, что имя еще не используется кем-то еще. Поиск в Google, поиск в базе данных товарных знаков и искать сайты в социальных сетях. Если имя не используется, то вы готовы двигаться дальше и начать процесс товарного знака.
Вам придется заполнить кучу документов, и обычные слова не могут быть зарегистрированы как товарный знак. Например, если слово «Biz» является частью вашего имени, вы не можете просто зарегистрировать слово «Biz», поскольку это слово используют тысячи компаний. Однако вы, вероятно, можете зарегистрировать комбинацию слов, например «Biz Tipz for You».
Управление по патентам и товарным знакам США свяжется с вами по любым вопросам, связанным с употребляемыми словами, и разработает с вами решение, которое подойдет вам и другим лицам, которые, возможно, уже используют такое слово, как «бизнес».
2. Сделайте бумажный след
Как только вы начинаете свой бизнес, вы должны начать бумажный след, который показывает, что вы использовали это имя с X даты. Например, вы можете зарегистрировать свое доменное имя у регистратора доменов, заплатить за печать некоторых визитных карточек (сохранить квитанцию) или даже сохранить копию формы, которую вы использовали для подачи заявки на товарный знак.
Бумажный след покажет, кто первым использовал имя.
3. Следите за нарушениями товарных знаков
После того, как вы зарегистрировали название своей компании, вы захотите отслеживать свои локальные области, социальные сети и поисковые системы на предмет нарушений и защищать свою торговую марку, уведомляя любого, кто использует вашу торговую марку, прекратить действие и отказаться от него.
Защита вашей торговой марки имеет жизненно важное значение, потому что люди могут создать магазин с использованием аналогичного имени и вести бизнес. Это может испортить вашу репутацию, так как потребитель считает, что вы один и тот же, что и компания «полет».
Что если кто-то украл вашу идею?
Это происходит каждый день. У кого-то есть отличная идея, и другой человек, который является неоригиналом, крадет эту идею.
Или, может быть, это не совсем так зловеще, и у них просто есть подобные идеи, не осознавая этого.
Если вы не смогли защитить свое фирменное имя, но уже несколько лет работаете на веб-сайте, вы можете быть в состоянии паники, пытаясь понять, что делать.
Если вы получили уведомление о том, что используете чужое товарное имя и не подали документы, у вас есть один из двух вариантов. Вы можете либо нанять адвоката и попытаться бороться с ним (есть вероятность, что суды также могут не принять решение в вашу пользу), либо вы можете придумать новый бренд.
Вот секрет о людях, которые любят красть идеи других, которые могут заставить вас чувствовать себя немного лучше.
В то время, когда требуется, чтобы украсть вашу идею, вы пришли с 50 более уникальными, Они просто не могут угнаться за действительно творческим, трудолюбивым человеком.
Итак, вы придумали один отличный бренд… придумали новый.
1. Держите свой домен
Несмотря на то, что другой человек зарегистрировал ваше имя из-под вас, вы потратили годы на создание трафика на своем сайте. Сохраните это доменное имя и укажите его для нового бренда. Если вы отпустите его, вы рискуете тем, кто украл (умышленно или случайно) ваше имя, получая выгоду от трафика, который вы постарались создать, потому что этот человек может приобрести домен.
Вместо этого сохраните его и укажите на свой новый бренд. Любой, кто сохранил сайт в своей папке избранных, все равно сможет найти ваш сайт.
2. Торговая марка ваше новое имя ДО выпусков
Как только вы придумали новое сказочное имя, убедитесь, что вы используете его под торговой маркой, прежде чем рассказывать кому-либо об этом имени. Это процесс, который занимает минимум 4-6 недель для завершения, так что это может занять некоторое время, чтобы получить это на месте. Не поддавайтесь искушению выпустить новое имя до того, как у вас в руках окажется бумага с указанием торговой марки.
3. Зарегистрируйте свой новый домен
Перейдите к своему любимому регистратору домена и зарегистрируйте новый домен под новым брендом, Надеюсь, вы уже исследовали это и знаете, что у выбранного вами имени есть подходящее подходящее доменное имя. Это может стать настоящей проблемой, поскольку все больше и больше доменов захватывается.
Namecheap и GoDaddy Вы можете рассмотреть два регистратора домена.
4. Объявить об изменении
После того как вы пометили торговую марку новым именем, зарегистрировали домен, изменили свои логотипы и расставили все по местам, пришло время сообщить вашим читателям, что вы меняете свое имя и почему. Будь здесь осторожен. Вы не хотите указывать пальцем на другого человека. Вместо этого сосредоточьтесь на положительных аспектах изменений.
Человек, который украл имя, которое я использовал, действительно оказал мне огромную услугу. Мои клиенты-мужчины не влюблены в текущее имя моего бизнеса, и потеря его заставила меня взглянуть на небольшие комментарии, сделанные ими здесь и там. Я знал, что мне нужно сфокусироваться.
Когда я впервые попал в веб-дизайн и продвижение, Я работал с преимущественно романтическими авторами. Имя было женственным и соответствовало моей клиентуре. Однако за эти годы я перешел к обоим авторам (а не к романтике) и к малым предприятиям. Имя больше не подходит.
Я получил товарный знак для моего нового имени. У меня есть домен в руках. Логотип был только что закончен, и я скоро сделаю объявление об изменении.
Оставаться позитивным
Я знаю из первых рук, как усугублять и разочаровывать что-то подобное. Больше всего, я был разочарован собой, потому что не был знающим бизнес-женщиной, которого я знаю.
Однако, если это случится с вами, постарайтесь оставаться позитивным. Посмотрите на него как на возможность ребрендировать себя во что-то большее и лучшее, чем когда-либо прежде. Вы можете просто приятно удивить удивительный новый бренд, который вы можете придумать, и как он приносит пользу вам и вашим клиентам.
О Лори Соард
Лори Сэард работает независимым писателем и редактором с 1996. Имеет степень бакалавра в области английского образования и степень доктора журналистики. Ее статьи появились в газетах, журналах, онлайн, и она опубликовала несколько книг. С 1997 она работает веб-дизайнером и промоутером для авторов и малых предприятий. Она даже работала на коротких веб-сайтах рейтинга популярной поисковой системы и изучала глубокую тактику SEO для ряда клиентов. Ей нравится слушать ее читателей.
Что делать, если украли вашу интеллектуальную собственность?
Адвокат, управляющий партнер юридического бюро «United Partners», правозащитник, председатель Международного центра развития мо.
Авторский контент, компьютерная программа или даже обертка от шоколадки — все это объекты интеллектуальной собственности. Они представляют материальную ценность, поэтому важно оградить их от злоумышленников.
Андрей Андреев, адвокат, управляющий партнер юридического бюро «U&Partners», рассказывает, что нужно делать для охраны и защиты ваших прав.
Сегодня телекоммуникационная инфраструктура диктует бизнесу, какие системы и ИТ-приложения внедрять в производство и маркетинг, чтобы быть не на шаг впереди, а хотя бы на плаву.
Но не каждый участник бизнес-среды готов вкладываться в разработку собственного технологичного капитала. Это очень дорого, долго и рискованно.
Поэтому многим кажется, что проще «позаимствовать» интеллектуальную собственность, принадлежащую конкретному лицу или фирме: присвоить и выдать за свою.
Объекты интеллектуальной собственности
Для начала разберемся, что является объектом интеллектуальной собственности в нашей стране.
Согласно статье 1225 ГК РФ, к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации относятся:
Все объекты можно объединить в две большие группы:
Какие объекты авторского права чаще других копируют и воруют
Ежегодно в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются тысячи исков. Фото, видео и аудиоконтент сайта — один из самых популярных нематериальных объектов для хищения.
В целях страхования рекомендуется размещать на веб-ресурсе знак «копирайта» ©. Это предостережение для тех, кто занимается плагиатом и копированием. С помощью такого символа можно определить реального правообладателя.
Но если знак отсутствует, это не значит, что у произведения нет законного владельца. При удалении символа «копирайта» нарушается закон, что влечет за собой ответственность.
Содержимое сайтов зачастую находится в открытом доступе, некоторые CMS-системы легко поддаются взлому, что дает злоумышленнику возможность попасть внутрь консоли и базы данных.
Как только у недоброжелателей появляется доступ к ресурсу, они берут под контроль bugtraq-рассылки о появлении разного рода проблем.
Последствия могут быть печальными: за спам и размещение фишинговых страниц часть функционала может быть отключена, или сайт вообще будет заблокирован на хостинге. К тому же антивирусные и поисковые системы могут пригрозить санкционным пакетом.
Однако проблема может быть не только в программном обеспечении и оборудовании, но и в сотрудниках.
К сожалению, бизнес многих организаций страдает из-за пренебрежения средствами защиты данных и корпоративной политикой безопасности.
Допустим, ваша компания заказала разработку мобильного приложения у агентства. Заказ передается на проработку программисту, у которого автоматически возникают права на этот продукт.
Согласно статье 1257 ГК РФ, авторство автоматически закрепляется за лицом, которое указывается на оригинале или экземпляре произведения, если нет доказательств авторства другого.
Но вам невыгодно, чтобы права на будущий актив распространялись на третьих лиц. В этом случае вам следует сразу же подать заявку на регистрацию в Роспатент. А еще — заключить договор с исполняющей стороной, в котором будет четко закреплено, кто является автором продукта.
Кроме того, внутри компании тоже необходимо организовать документооборот так, чтобы избежать ситуации, когда ваш сотрудник может считать себя правообладателем.
Игнорировать соглашение о неразглашении (NDA) не стоит. Для руководителя это гарантия того, что при невыполнении условий контракта нарушителя ждут последствия, степень тяжести которых определит суд.
Такая мера снизит риск того, что кто-то скачает на флэшку файл с инсайдерской информацией и вынесет из офиса.
Вторым распространенным объектом хищения выступают товарные знаки, их регистрация, а также объекты, которые входят в айдентику, – фирменный и корпоративный стиль и его элементы.
Как защитить свою интеллектуальную собственность
Как вы понимаете, просто заявить о нарушенных авторских правах – недостаточно. Должно быть как минимум три обстоятельства:
Конечно, при столкновении со спорами о краже уникальных разработок, программ и эскизов, правообладатель в первую очередь стремится пресечь дальнейшее использование результатов своей деятельности, а также требовать компенсацию.
Наверное, всем знакома история шоколада «Аленка», производимого на фабрике «Красный октябрь».
Конфликт, перешедший в судебную плоскость, разгорелся из-за производства «Славянкой» продукции с идентичным названием и изображением – шоколада «Алина». Товарный знак «Аленка» зарегистрирован в 2000 году, а «Алина» — на три года позднее.
«Красный Октябрь» требовал взыскать со «Славянки» компенсацию за нарушенные права на патент и обладание товарным знаком. По их словам, потребитель воспринимает два разных продукта от разных производителей как одну линейку товара.
Спор завершился выплатой ответчиком компенсации в размере 300 тысяч рублей и запретом на выпуск шоколадной продукции под названием «Алина».
Презумпция невиновности в нашей стране предусматривает, что лицо-нарушитель должно доказать отсутствие своей вины.
Рассматривает и разрешает споры федеральный орган исполнительной власти.
Мировое соглашение
От реакции правообладателя зависит многое. Если он вовремя отследит и зафиксирует нарушение, то велики шансы урегулировать все мирным путем: через отправку правонарушителю претензии с требованием прекратить нелегальное использование вашей интеллектуальной собственности.
Какие пункты должна содержать претензия:
Отправить письмо можно почтой с уведомлением или курьером. Обязательно должна была отметка о получении. Оригинал документа должен быть у вас на руках.
Федеральная антимонопольная служба
Следующим шагом по отстаиванию прав может стать обращение в Федеральную антимонопольную службу.
Сотрудники ведомства рассматривают дела о незаконном использовании изделия (упаковка, орнамент, знаки дизайна) в производственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и торговле.
Надзорный орган вправе приостановить регистрацию товарного знака, если, например, со стороны собственника прослеживаются попытки вести деятельность за рамками добросовестной конкуренции.
Об эффективности обращения за защитой исключительных прав можно судить в том случае, если правообладателю удается полностью заблокировать действия злоумышленника. Такой вид урегулирования спора удобен тем, что внесудебный порядок более простой.
В портфеле ФАС присутствуют кейсы о принудительном трансфере технологий в обмен на согласование глобальных слияний и поглощений.
Если ваши конкуренты ведут агрессивную кампанию, то это основания для обращения в ФАС России:
По факту вашей заявки ФАС проводит предварительную проверку. И если имеют место нарушения антимонопольного законодательства, то последует возбуждение дела.
Палата по патентным спорам
Еще одна инстанция для обращений – Палата по патентным спорам, созданная на базе Федерального института промышленной собственности.
Палата принимает заявления с подробным изложением ситуации о нарушении исключительных прав на объекты ИС. Обратиться туда можно через Коллегию Роспатента – через поверенных или вашего доверителя.
Палата выносит решения в результате рассмотрения жалоб на экспертизу. Она может оспорить права претендующих на товарный знак третьих лиц и наименование места происхождения товара.
Именно там выносится вердикт: следует ли отказать в получении свидетельств на знаки обслуживания и товарные знаки (в том числе международные).
Суд по интеллектуальной собственности
Этот федеральный орган создан в России не так давно, но уже пользуется популярностью у тех участников рынка, чьи ноу-хау применяли без согласия правообладателя в коммерческих целях, а товарные знаки и фирменные наименования использовались как приманка для клиентов.
Типичная ситуация, когда конкурент настраивает контекстную рекламу так, что по ключевым запросам с названием вашей организации первыми в поиске выдается их сайт.
Если такие нарушения есть, то нужно обратиться в специализированный арбитражный суд первой и кассационной инстанции по интеллектуальным правам.
Суд рассмотрит ваше дело об оспаривании действий/бездействия органов власти, что послужило причиной нарушения права частных лиц и организаций в сфере интеллектуальной собственности.
Также в кассационную инстанцию принимают дела, которые ранее рассматривали арбитражные суды РФ.
Порядок подачи иска такой же, как и в обычном суде. Заявление принимается в письменной форме с приложением необходимых документов и реквизитов. При подаче требуется оплатить госпошлину.
Очень просто переступить границу, достаточно совершить хотя бы одно из этих действий:
Чтобы не лишать бизнес стимула инвестировать в технологии, нужно максимально отрегулировать вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в России.
В идеале каждой компании нужно регистрировать свои нематериальные объекты на этапе их создания, вне зависимости от того, ведет предприятие деятельность в сфере ИТ, авиастроения, навигации или производит кондитерские изделия, – свой бренд нужно защищать.
Можно ли использовать чужие логотипы на своем сайте?
Я самозанятый, работаю с разными компаниями: делаю макеты листовок, буклетов, брошюр, которые заказчики потом распечатывают и раздают своим клиентам.
Хочу завести себе сайт-визитку и на нем рассказать о своем опыте. Макеты листовок и буклетов, скорее всего, выкладывать не буду — хочу только перечислить своих партнеров. Но меня смущает вот что: можно ли размещать на сайте логотипы других компаний? Не нарушу ли я чьи-то права? Должен ли я получить согласие партнеров на размещение их логотипов на моем сайте?
Вы можете разместить на своем сайте чужой логотип, если вам разрешил правообладатель или если цитируете логотип в некоммерческих целях. Если же вы сделаете это в коммерческих целях или не спросив разрешения, правообладатель может взыскать сразу две компенсации до 5 млн рублей каждая.
Какие права можно нарушить, если разместить чужой логотип на своем сайте
Для большинства людей логотип — это обычная картинка, которую использует компания для своих продуктов. Но на самом деле логотип — это сразу два объекта интеллектуальной собственности: произведение и товарный знак. Юристы называют такой случай двойной правовой природой.
Произведение — это результат творческого труда. Если кто-то нарисовал картинку, она охраняется законом. Неважно, что нарисовано: картина акварелью или логотип для бургерной. Оба они — объекты авторских прав. У них есть правообладатель, которому принадлежит исключительное право на произведение.
Курс о больших делах
Товарный знак — обозначение, зарегистрированное в Роспатенте. Как правило, это названия и картинки. Предприниматели регистрируют знаки, чтобы выделять свои компании и продукты на рынке. Без разрешения правообладателя его конкуренты не вправе использовать такие же или слишком похожие обозначения.
Получается, если без спроса опубликовать чужой логотип на своем сайте, можно нарушить и авторские права, и право на товарный знак — зависит от особенностей дела.
Если нарушить и то и другое, правообладатель может взыскать две компенсации сразу — в сумме получится до 10 млн рублей.
Вот как все сделать, чтобы нарушения не было.
Когда можно использовать чужие логотипы
Можно ли использовать чужой логотип, зависит от того, как и для чего вы это делаете: в некоммерческих целях или в своем бизнесе.
Вы цитируете логотип в некоммерческой публикации. Допустим, вы дизайнер и пишете в личный блог рассказ о разных стилях дизайна логотипов. В этой статье приводите в пример десяток известных лого. Так можно.
Обычно люди думают, что цитировать можно только текст, но это не так. Цитировать можно и картинки, и видео, и аудио — все что угодно.
Вот правила законного цитирования:
Это общие правила, и в случае с логотипами есть свои нюансы. Например, имя автора логотипа, как правило, неизвестно, и можно указать разве что компанию, которой принадлежит логотип. С размером цитаты тоже есть нюанс: скопировать лого можно полностью — закон этого не запрещает. Но получается немного странно, ведь цитата полностью воспроизводит произведение.
На практике в таких случаях споров практически не возникает. Обычно правообладателей возмущает, когда кто-то коверкает их логотипы или пытается заработать на их использовании. Если речь идет просто об упоминании в статье и все правила цитирования соблюдены, то нарушения нет, и вряд ли кто-то решит доказать обратное.
Вы используете логотип в бизнесе с согласия правообладателя. Если вы планируете использовать чужой логотип в своем бизнесе, нужно заручиться разрешением правообладателя.
Например, вы заключили договор с компанией на создание рекламной листовки. В этом договоре стоит указать, что партнер дает вам право использовать свой товарный знак на сайте и в рекламе. Можно написать так:
«Исполнитель имеет право опубликовать рассказ об истории создания произведения в портфолио на своем сайте и в социальных сетях. Заказчик разрешает исполнителю сопроводить такую публикацию упоминанием имени заказчика, ссылками на сайт заказчика и его страницы в социальных сетях, а также воспроизвести в такой публикации логотипы заказчика: зарегистрированные им товарные знаки и иные обозначения, используемые заказчиком на его сайтах на момент публикации портфолио».
Такая формулировка подойдет для любого договора.
Независимо от того, что вы указываете на сайте-визитке — продажу своих услуг или автобиографию, — перед размещением логотипов получите согласие от партнеров.
Что делать, если клиент не хочет оформлять согласие, но не возражает против размещения логотипа
Если клиент не запрещает использовать свой логотип, но и согласие не оформляет, то надежнее всего не размещать логотип на сайте. Но бывают ситуации, когда письменного соглашения нет, а выложить кейс очень хочется.
Допустим, вы давно подписали договор с клиентом, и там не было ничего про логотипы. Сейчас просить подписывать отдельное соглашение как-то неудобно: с той стороны крупная компания, и их неловко отвлекать по таким мелочам, да и согласование может затянуться.
Вряд ли после такого согласования кто-то надумает с вами судиться. А если и надумает, то возникнет вопрос: разве можно считать добросовестными действия человека, который сначала сам разрешил выложить публикацию, а потом подал на вас в суд? Если суд увидит в таких действиях злоупотребление правом, он откажет в иске.
Когда наказывают за использование чужих логотипов
Если обычный человек нарушил правила цитирования логотипа на своей личной странице в соцсети, то вряд ли к нему придут с иском. Скорее всего, юристы правообладателя просто напишут жалобу в техподдержку, модератор удалит спорную публикацию, и на этом вопрос будет закрыт.
Другое дело, когда права нарушает предприниматель или даже целая компания. Их легче найти, и с них взыскивают более серьезные компенсации. Практически все судебные споры за логотипы связаны с бизнесом. Приведу примеры.
Предприниматель публикует на сайте логотипы своих клиентов, не заручившись их согласием. Например, у ИП есть сайт с разделом «Портфолио» или «Клиенты». В этом разделе опубликованы логотипы его заказчиков. Так делают почти все, но есть нюанс.
Даже хорошо сделанная работа не дает права использовать логотип заказчика на своем сайте. Конечно, вряд ли довольный клиент обидится на публикацию своего логотипа в портфолио и пойдет в суд.
Но что будет, если клиент окажется недовольным? Или если исполнитель и клиент поругаются и клиент скажет своим юристам навредить предпринимателю любым способом? Тогда исполнитель узнает, что использование объекта авторских прав без разрешения — это нарушение, и компенсация за такое нарушение составляет от 10 тысяч до 5 млн рублей. До суда дело, может, и не дойдет, но претензию пришлют точно.
Чтобы избежать такой ситуации, есть два варианта:
Предприниматель может рассуждать так: «Мои клиенты это никак не проверят, а та компания крупная, ей все равно. Да и как они вообще про меня узнают? А если и узнают, то что они сделают?»
Действительно, наказать портфольного обманщика за какое-нибудь эфемерное причинение вреда деловой репутации — сложная и нетривиальная задача. Тут как с взысканием морального вреда: денег взыскивают мало, а судиться надо долго. Если в такие суды и ходят, то не столько за деньгами, сколько из принципа.
То ли дело защита авторских прав. Компенсацию в диапазоне от 10 тысяч до 5 млн рублей определяет суд в зависимости от характера нарушения. И судья обязательно обратит внимание на то, что предприниматель как минимум:
«Откуда они узнают?» — может думать обманщик. Ответ простой: юристы тоже люди. Они могут попасть на сайт случайно, может вылезти реклама в интернете, а иногда и просто знакомые могут написать в личку: «О, а тут какой-то ИП пишет, что работал с вами. Врет, да?»
Дизайнер уволился из компании и завел себе сайт с портфолио. Может быть такое: дизайнер работал в компании, поругался с руководством и уволился. Чтобы найти клиентов, дизайнер создает себе сайт, где публикует работы, созданные на прошлом рабочем месте. В этом случае бывший работник — нарушитель.
Дело в том, что он рисовал эти логотипы по рабочим заданиям. У него был трудовой договор, и создавать эти произведения было его обязанностью. За это дизайнер и получал зарплату.
В таких случаях произведения считаются служебными. По закону исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Использовать произведения без разрешения правообладателя нельзя. В этом случае неважно, что настоящий автор — уволившийся работник. Есть лицо, которому принадлежит право, а есть лицо, у которого этого права нет.
Если работник не получил от работодателя письменное разрешение на использование служебного произведения, он не вправе его использовать. Компенсации с авторов-нарушителей взыскивают по той же статье, что и с обычных нарушителей.
Предприниматель использует на своих товарах чужие логотипы. Без разрешения правообладателя нельзя использовать его знак на товарах и в рекламе. Нарушением считается не только продажа товара, но и сам факт предложения товара к продаже с использованием чужого товарного знака.
В таком случае претензию могут предъявить за нарушение права на произведение и товарный знак. Товар один, а нарушения сразу два — и компенсации могут потребовать две, в сумме до 10 млн рублей, о чем я говорил выше.
Лучше всего это видно в судах за персонажей мультфильмов. Например, Крош из «Смешариков» зарегистрирован как товарный знак. Когда нарушитель продает какой-нибудь рюкзак с Крошем, ему могут предъявить сразу две претензии: одну — по авторским правам, другую — по товарным знакам.
При этом неважно, знал предприниматель о том, что логотип зарегистрирован как товарный знак, или нет. Суды считают, что предприниматели должны проявлять должную степень заботливости и осмотрительности и проверять, какие обозначения они используют в бизнесе и не нарушают ли чужие права.
Что в итоге
Логотипы можно цитировать в некоммерческих публикациях — это не нарушение.
Если собираетесь использовать чужой логотип на своем рабочем сайте, заручитесь письменным согласием правообладателя.
Незаконное использование чужого логотипа может одновременно нарушить и авторские права, и право на товарный знак.
Судиться чаще всего приходят к ИП и компаниям, а не к физлицам. Но даже если вы самозанятый, лучше не рисковать.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Договариваемся на берегу. При составлении договора сразу уточняем, можно ли ссылаться на них в будущем и прописываем это в договоре, если клиент не против.
да, лучше сразу получить разрешение на использование. в будущем тоже так буду делать, спасибо за разъяснения!
Подскажите, пожалуйста, если мы не зарегистрировали свой логотип как товарный знак, а клиенты хотят разместить на своем сайте наш логотип и просят, чтобы мы дали разрешение на использование, есть ли какие-нибудь шаблоны, что писать в данном случае, как правильно оформить разрешение?
Ирина, в таком случае вам можно написать разрешение в свободной форме, никаких особо установленных форм для этого нет. Просто укажите, что предоставляете право на использование такого-то логотипа в таком-то объеме на такой-то срок, и всё. Главный риск, от которого здесь закрываются ваши клиенты — это чтобы вы сами не подали на них в суд за нарушение исключительных прав. Для того, чтобы нейтрализовать этот риск, подойдет простой письменный лицензионный договор, или оговорка о предоставлении права в вашем текущем договоре. Никакие госорганы правильность заключения лицензионных договоров не проверяют, если что, поэтому тут можно написать так, как вам больше нравится.
Алексей, спасибо большое за ответ!
Тему до конца не раскрыли. Вот парочка вопросов в догонку:
1. «Может быть такое: дизайнер работал в компании, поругался с руководством и уволился.»
Типичная ситуация: что если дизайнер не был оформлен трудовым договором (и без иных договоров)? Он может логотипы размещать без последствий?
2. «Можно ли размещать на сайте логотипы других компаний» что если я сам автор этих логотипов (и работаю с клиентом напрямую, но допустим в договоре про размещение логотипов ничего не сказано)? У меня есть право «Считаться автором произведения, которое создал сам». Могу я своём портфолио разместить логотипы без спроса? Размещение логотипов в портфолио с целью привлечения клиентов является коммерческая деятельность?
Kirill, в целом согласен с вами, только уточнил бы некоторые детали.
1. Заключение договора на работы или услуги с дизайнером — это скорее порочная практика, чем правильное действие. Если дизайнер физик, то с ним нужно заключать договор авторского заказа. Если компания, то договор о создании произведения на заказ. Даже если назвать такой договор работами или услугами, суть этого не поменяет, по своей правовой природе это будут отношения авторского заказа и в случае спора регулироваться они будут по этим правилам.
2. По умолчанию заказчик не получает исключительное право, если исполнитель — автор-физик. п.2 ст. 1288 ГК РФ — в авторском заказе может предусматриваться отчуждение, но может и не предусматриваться, и по умолчанию отчуждения там нет. Заказчик по умолчанию получает исключительное право только в том случае, если исполнитель — компания (п.1 ст. 1296 ГК РФ). При этом я абсолютно согласен с вашим выводом: в договоре нужно урегулировать переход/предоставление прав, даже если в ГК есть нормы на этот счет (не стоит полагаться на то, что контрагент о них осведомлен).
3. «Как автору, создавшему логотип, вам принадлежит авторское право на него, данное право является неотчуждаемым» — тут на всякий случай я бы уточнил, что речь идет не об авторском праве, а о праве авторства. Авторское право — это совокупность прав, имущественных, личных и иных. Из них неотчуждаемым является не все авторское право в совокупности, а только личные неимущественные права, входящие в состав авторских прав, в том числе право авторства (п. 2 ст. 1228 ГК РФ).
4. «Размещение логотипа в портфолио с целью привлечения клиентов, на мой взгляд, очевидно является деятельностью, преследующей коммерческие интересы» — я согласен с вами с точки зрения общей логики, но тут далеко не факт, что с такой логикой согласятся суды. У нас в большинстве случаев «коммерческость» деятельности трактуют в лоб: если на странице есть кнопка «купить» и цена, значит это коммерция. Ну или на крайний случай использование в рекламе. А вот с всякими более сложными рекламными путями вроде нативных интеграций, портфолио и контент-маркетинга в нашем законодательстве и практики определенности еще нет. Вопросов там пока что больше, чем ответов.
Алексей, Kirill, спасибо, за ответы. Пытаюсь понять:
1. «и без иных договоров». Если никакого договора не было, то откуда возникает ГК РФ Статья 1288? или ГПХ возникает, что возникает? Вот давайте пример: если я скажу секретарше (у которой нет функций дизайнера), мол сделай логотипчик за шоколадку, то у нас автоматически возникает (или подразумевается) «Договор авторского заказа»? Если это так, то, как вы и указали «по умолчанию отчуждения там нет», секретарша таким образом может логотип у себя на сайте спокойно размещать.
2. Тут отличие только в том, что секретарша относится более серьёзно и заключила со мной некий договор, в котором прописана лишь кто заказчик, кто исполнитель, сумма и что сумма эта за разработку логотипа. Но в п.1 ст. 1296 ГК РФ слово «компания» отсутствует, там есть слово «Исключительное право. принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.». Так это ГК РФ Статье 1288 противоречит? Или здесь именно «компания» подразумевается? Каким образом «компания» подразумевается? Если секретарша откроет ИП, то она «компания»? А если она станет самозанятой? И что в итоге, она может логотип у себя разместить?
А что с правом «Считаться автором произведения, которое создал сам»? Допустим, что я дизайнер (физ. лицо) и исключительные права передал все в договоре. Но я же как-то должен считаться автором того, что создал? И вот я в портфолио указываю мол, что я автор вот такого-то логотипа, а именно миниатюра и подпись для кого сделано (я же по сути не исходник размещаю, а миниатюру, т.е. лишь указываю чего я автор)
Эти вопросы они не просто так. Это по сути этапы дизайнера. Когда он начинает, то просто берёт заказы по знакомству без договоров. Потом становится самозанятым или ИП с простым договором, где про права не сказано. А на зрелом этапе уже в договоре за отчуждение своих исключительных прав берёт дополнительные деньги. Так вот пытаюсь понять, на каком этапе у него пропадает права свои работы в портфолио размещать (пусть и коммерческом). Спасибо.