Что будет если упасть с большой высоты
Как защититься от падения с высоты
Падения с высоты — частая причина производственных травм и смертей. Планирование защиты от падения может помочь устранить опасности или контролировать риски, связанные с работой вблизи проемов или на высоте.
Падения являются одной из наиболее распространенных причин серьезных травм и смертей, связанных с работой. Работодатели должны оборудовать рабочее место таким образом, чтобы предотвратить падение работников с верхних платформ, приподнятых рабочих мест или в отверстия в полу и стенах.
Организация безопасных условий труда, обучение и предоставление информации – вот основные меры, которые можно предпринять для обеспечения защиты от падения с высоты.
Что можно сделать, чтобы уменьшить количество падений?
Работа на высоте — это любая работа, при которой человек может упасть с большого расстояния и получить травму. Это событие может включать, например, падение со стремянки, с крыши или через неохраняемую дыру в земле или полу. Защита от падения также может потребоваться при работе над резервуаром с открытым верхом, бункером, бункером или ванной.
Работодатели должны оборудовать рабочее место таким образом, чтобы предотвратить падение работников с верхних платформ, приподнятых рабочих мест или в отверстия в полу и стенах. Защита от падения должна обеспечиваться при работе над опасным оборудованием и механизмами, независимо от расстояния падения. Чтобы предотвратить травмирование работников при падении, работодатели должны обеспечить защиту от падения:
Разработайте план защиты от падений с высоты, привлекая к участию тех людей, которые имеют непосредственный опыт работы, и чья работа будет затронута больше всего, и получите информацию от руководителей и работников, чья работа связана с опасностями падения.
«Травма ныряльщика»: обездвижен на всю жизнь
Лето, солнце, речка. О таких выходных мечтаешь весь год! Но нельзя забывать о правилах безопасности! «Травма ныряльщика» – одна из самых тяжелых травм. 60-70% пострадавших не выживают. Остальные остаются глубокими инвалидами
Шейные позвонки сломались мгновенно
Последнее воскресенье июня 1999 года было жаркое. Не хотелось сидеть в городе. Немного отъехать от Абакана, и вот она – протока Енисея. Прохладная, манящая, слегка бурлящая.
Евгений Буреев с женой и друзьями отправились туда. Погулять, покупаться, порезвиться. Дело молодое. Чуть позже подъехала еще одна знакомая компания. На грузовике. Гулять так гулять – подогнали грузовик к берегу, чтобы прыгать с него в воду.
Подошли к делу основательно: глубину проверили, дно изучили. Плеск, визги барышень, мужские «похвастушки» – кто круче прыгнет. Все было очень весело.
Но тут водитель решил сменить локацию и чуть сдвинул грузовик в сторону. «Ну, значит, и там тоже проверили», – подумал Женя. Толчок, прыжок. Ему хотелось прыгнуть подальше – чем дальше, тем глубже.
Но подальше была мель. Женя эффектно, «щучкой» вошел прямо в эту мель, и его шейные позвонки сломались моментально. Руки и ноги перестали слушаться. Но он был в сознании.
Женя всплыл и качался на поверхности воды лицом вниз. Он не мог пошевелиться. И только мозг ясно понимал: еще секунда, мгновение, и он захлебнется.
Друзья смотрели на его спину с берега, думали – дурачится. Свояк, который оказался рядом, догадался его перевернуть. Женино тело было, как тряпочка.
Прыжки в воду – это всегда опасно!
«Первое, что нужно усвоить и запомнить нам всем: прыжки в воду – это всегда опасно! – говорит Сергей Ковалев, спасатель международного класса, врач Мобильной водолазной группы МЧС. – Вода таит в себе неочевидность. Незнакомое, да и знакомое, место всегда может преподнести «сюрпризы».
В наших регионах вода, в основном, темная, мутная. И даже если вокруг ровное, безопасное дно, именно в том месте, куда вы решили прыгать, может оказаться старый пень, или бетонная плита. Знакомая река могла неожиданно обмелеть.
Люди часто забывают о том, что вода – это потенциальная опасность. Даже в состоянии алкогольного опьянения у человека не появляется желание прыгнуть со второго этажа головой вниз: все понимают, что это опасно. А вот желание прыгнуть в реку или озеро возникает очень часто.
Более 60% пострадавших с «травмой ныряльщика» находились в состоянии алкогольного опьянения. Не алкоголь приводит к травме, просто алкоголь снижает способность критически мыслить и оценивать обстановку. И вот уже человеку море по колено».
Чем выше высота, тем глубже глубина
Наталия Лукомская обожает прыжки в воду. В прыгательный бассейн она пришла в возрасте 33 лет. И с тех пор уже шесть лет не представляет своей жизни без прыжков. В 2018 году она стала чемпионкой России по прыжкам в воду в категории «masters».
Но это не значит, что она прыгает везде и всегда: «В водоем, который я не знаю, я не буду прыгать даже ногами вперед. Остерегусь. Хочешь прыгать? Надень плавательные очки, нырни, исследуй дно. Нет ли там камней. Не валяются ли какие-нибудь спинки кроватей, остатки моста.
Достаточная ли там глубина. Я как-то прыгнула в воду на пляже. Глубина была где-то два с половиной метра – и я старалась прыгать не вертикально, а вперед, как с бортика бассейна. И то я прочиркнула руками по дну».
В профессиональных прыжковых бассейнах, в которых установлены вышки, глубина чаши должна быть от 3 до 6 метров. То есть, при наличии вышки высотой 1 метр глубина бассейна должна быть 3 метра. А с вышки высотой в 10 метров можно прыгать только в 6-метровый бассейн, не меньше.
Как измерить глубину водоема? Каждый взрослый знает свой рост. Если с вытянутыми вверх руками вы погружаетесь под воду, вероятно, глубина водоема около двух метров. 3-4 метра – это должна быть ощутимая глубина!
«Если вы даже хорошо проверили место для ныряния, прыгните сначала ногами вниз, а не головой. Сломав ногу, можно выплыть. Сломав шею, сложно! – советует Наталия Лукомская. – Важно, чтобы кто-то был рядом и смотрел за вами. Кто-то, кто сможет оказать помощь».
Женя, историю которого мы рассказали вначале, остался жив. Но вот уже более 20 лет он практически обездвижен.
Зафиксировать и не трогать
Какую помощь можно оказать человеку, неудачно прыгнувшему в воду? «Травму ныряльщика», как и травмы после ДТП, удара молнией, падения с высоты, спасатели объединяют в группу «травмы высокой энергии». Это значит, что такая травма априори подразумевает возможную черепно-мозговую травму и травму шеи. При «травме ныряльщика», – говорит Сергей Ковалев, – 60-70% пострадавших не выживают. Остальные остаются глубокими инвалидами.
«Самое сложное при такой травме – транспортировка больного, – объясняет Сергей. – Если человека, пострадавшего при ДТП, мы можем при отсутствии опасности оставить в машине до приезда «скорой», то ныряльщика нужно как минимум вытащить из воды на берег. И сделать это нужно максимально осторожно.
У пострадавшего должно быть как можно меньше движений в шейном отделе позвоночника.
Попробуйте положить его и зафиксировать шею любым доступным способом: руками, валиками из одежды, мешками с песком. И, конечно, такой человек должен как можно быстрее попасть в больницу. Счет идет на минуты. Чем быстрее ему будет оказана профессиональная помощь, тем благоприятнее прогноз».
Шея – самое мобильное, но и самое слабое место нашего организма. А иначе как бы мы крутили головой? При «травме ныряльщика» происходит компрессия спинного мозга осколками позвонков (а возможно, и его разрыв). Человек в таком состоянии не может пошевелить ни рукой, ни ногой.
Но случается и перелом основания черепа. Такая травма похожа на «мину замедленного действия». Человек может двигать руками и ногами, остается в сознании, но одно неловкое движение создает компрессию нервных стволов – и человек мгновенно умирает.
Крайне важно зафиксировать и не шевелить пострадавшего!
А как быть с пострадавшим без сознания? По протоколу первой помощи его положено положить на бок, чтобы не затруднялось его дыхание.
Сергей Ковалев считает, что важно соблюдать приоритеты: «Если вы можете не оставлять пострадавшего одного, постоянно контролируете его дыхание, такого человека можно оставить лежащим на спине. Каждый поворот может ухудшить его состояние.
Но если дыхание вдруг пропало – прибегаем к стандартным протоколам первой помощи. То есть, открываем дыхательные пути, запрокидывая голову пострадавшего назад. Конечно, мы рискуем оставить человека инвалидом. Но зато у него есть шанс остаться живым.
Остановка дыхания и обильное кровотечение – две основные причины, по которым человек может умереть за считанные минуты. Контролировать дыхание – крайне важно!»
«Совместно с главным тренером британской сборной по прыжкам в воду Алексеем Евангуловым, – говорит Наталия Лукомская, – мы сейчас пишем детскую энциклопедию о прыжках в воду. Еще не утвердили название: или «Две секунды над водой», или «Полторы секунды над водой». Первый и главный принцип, который заявлен в нашей книжке: «Не зная броду – не суйся в воду!»
Коллажи Татьяны Соколовой
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Как выжить, если вы падаете со скоростью 190 км/ч с высоты 10 000 метров, и у вас в запасе есть три минуты
Вы оказались на высоте десяти километров, и падаете без парашюта. Шансов у вас немного, однако небольшое количество людей, оказавшись в подобной ситуации, сумели выжить.
6:59:00, высота 10 000 м
Вчера вы рано легли, а сегодня у вас был ранний рейс. Вскоре после взлёта вы засыпаете. И вдруг вы резко просыпаетесь – вокруг вас свистит холодный воздух и раздаётся шум. Ужасный и громкий. Где я? – думаете вы. Где самолёт?
Вы на высоте 10 км. Один. И вы падаете.
Неприятная ситуация. Самое время сконцентрироваться на положительных сторонах (да, кроме той, что вы выжили после разрушения самолёта). Гравитация работает против вас, зато другая сила на вашей стороне: время. Хотите — верьте, хотите – нет, но эта ситуация лучше той, в которой вы упали с балкона верхнего этажа отеля, приняв на грудь слишком много.
Ну, по крайней мере, она станет лучше. На таких высотах недостаточно кислорода, и у вас начинается гипоксия. Скоро вы потеряете сознание, и пролетите не меньше полутора километров до того момента, как очнётесь снова. А после этого вспомните этот текст. Ведь ваша следующая остановка – поверхность Земли.
Конечно, шансы выжить после падения с десятикилометровой высоты чрезвычайно малы, однако оказавшись в подобной ситуации, вы ничего не потеряете, если хорошенько в ней разберётесь. С самолёта можно упасть двумя способами. Первый – свободное падение, без всякой защиты и средств для замедления спуска. Второй – стать «наездником на обломках», как назвал эту ситуацию историк-любитель из Массачусетса Джим Гамильтон, собравший страничку исследований случаев свободного падения. Это что-то вроде онлайн-базы по всем случаям падений людей с высоты, после которых они выжили.
Во втором случае вы можете получить преимущество, если прицепитесь к какой-то части развалившегося самолёта. В 1972 году сербская стюардесса Весна Вулович находилась в самолёте McDonnell Douglas DC-9, летевшем над территорией Чехословакии, и внезапно взорвавшемся в воздухе. Она упала с высоты 10 160 метров, будучи зажатой между сиденьем, тележкой с едой, частью фюзеляжа и телом ещё одного члена экипажа. Она приземлилась на заснеженном склоне, и перед полной остановкой соскользнула с него. В результате она получила серьёзные травмы, но выжила.
Выжить после падения, будучи окружённым немного защищающими тебя предметами, получалось чаще, чем выжить после падения без посторонних предметов. Известен случай Алана Маги, героя американского сборника удивительных фактов «Ripley’s Believe It or Not!». В 1943 году его самолёт B-17 сбили над Францией. Лётчик из Нью-Джерси упал с высоты 7 000 м, и столкнулся с крышей железнодорожного вокзала, после чего провалился внутрь. Впоследствии его взяли в плен немецкие войска, поражённые тем, что он выжил.
Прицепились ли вы к обломку фюзеляжа, или падаете свободно, больше всего вас интересует концепция предельной скорости. Под воздействием гравитации вы падаете всё быстрее. Но, как и любой движущийся объект, вы испытываете сопротивление воздуха – тем большее, чем быстрее вы двигаетесь. Когда сила гравитации сравняется с сопротивлением воздуха, ускорение прекращается – вы достигаете максимума.
В зависимости от вашего размера и веса, и факторов типа плотности воздуха, ваша максимальная скорость окажется равной примерно 190 км/ч. Достигнете вы её удивительно быстро – пролетев всего порядка 450 м (высота Останкинской башни – 540 м). А равенство скорости означает, что вы врежетесь в тротуар с одинаковой силой. Разница только в промежутке времени. Спрыгнув с Останкинской башни, вы упадёте через 13 секунд.
После того, как вы выпадете из самолёта, у вас будет столько времени, что вы сможете прочитать почти всю эту статью.
7:00:20, высота 6700 м
Вы спустились достаточно низко для того, чтобы спокойно дышать. Ваше сознание резко вернулось. На такой высоте до падения остаётся около 2 минут. Ваш план простой: вам нужно войти в состояние дзена и решить выжить. Вы поймёте, что, как отметил Гамильтон, «вас убивает не падение, а приземление».
Не теряя присутствия духа, вы прицеливаетесь.
Но во что? Падение Маги на каменный пол французского вокзала смягчила его стеклянная крыша. Стекло наносит травмы, но и помогает вам. Как и трава. Стога сена и кусты смягчали падение людей, которые потом удивлялись, что выжили. Деревья тоже подойдут, хотя на дерево можно и нанизаться, как на шампур. Снег? Конечно. Болота? С грязной поверхностью, покрытой растительностью – ещё лучше.
У Гамильтона описан один случай с парашютистом, который после полного отказа парашюта спасся, спружинив от проводов линии электропередачи. А вот вода – ужасный выбор, несмотря на популярное заблуждение. Жидкость, как и бетон, не сжимается. Упасть в океан – по сути, то же самое, что упасть на тротуар. Только тротуар не «раздвинется, поглотив ваше разбитое тело», как поясняет Гамильтон.
Выбрав цель, можно переходить к правильному положению тела. Чтобы замедлить спуск, изобразите парашютиста. Расправьте руки и ноги, грудь поверните к земле, выгните спину и голову вверх. Вы увеличите трение, и вам будет легче маневрировать. Но не расслабляйтесь – эта поза не для приземления.
К сожалению для вас в такой ситуации, вопрос о наилучшей позе для приземления остаётся предметом споров. В исследовании от 1942 года в журнале War Medicine отмечалось, что «распределение и компенсация давления играют большую роль в уменьшении травм». Рекомендация: приземление всей площадью тела. Однако в отчёте от 1963 года федерального агентства авиации утверждается, что переход в классическую позу парашютиста – ноги вместе, пятки вверх, колени и бёдра сжать – увеличивает шансы на выживание. В том же исследовании отмечалось, что людям помогают выживать навыки акробатики и борьбы. Особенно полезными для падения на твёрдые поверхности признаны занятия единоборствами. «Обладатель чёрного пояса может, по отзывам, ломать дерево одним ударом», пишут авторы, считающие, что подобные навыки пригодятся в рассматриваемой ситуации.
Лучшим уроком по методу «обучение методом проб и ошибок» будет история японского парашютиста Ясухиро Кубо, обладателя мирового рекорда в «банзай»-категории парашютного спорта. Этот парашютист выбрасывал из самолёта парашют, затем прыгал следом за ним, выжидал максимально возможное время, потом догонял его, надевал и дёргал за кольцо. В 2000 году Кубо прыгнул с высоты в 3000 метров, и падал 50 секунд перед тем, как схватить свой парашют. Более безопасный метод обучения – использования симуляторов-аэротруб, которые можно найти в различных парках аттракционов.
Но эти методы не помогут вам натренировать самую сложную задачу – приземление. Для этого можно рассмотреть такой вариант – хотя не сказать, что мы его советуем – как прыжок с самого высокого моста в мире (на момент строительства), виадука Мийо. Одна из его опор имеет высоту в 341 метр, а внизу расположена упругая пашня.
Если вам приходится приземляться в воду, нужно очень быстро принимать решение. Изучение случаев, когда люди выжили после прыжка с моста, показывает, что максимизирует шансы выжить поза «ноги вперёд, вытянувшись» («карандашиком» или «солдатиком»). При этом знаменитые прыгуны со скал в Акапулько [профессиональные артисты, участвующие в ежедневном шоу по прыжкам с высоты 30-40 м в воду в мексиканском местечке ла Кебрада / прим. пер.] предпочитают позу «головой вперёд», со сжатыми вместе ладонями и вытянутыми руками для защиты головы. Что бы вы ни выбрали, сначала как можно дольше удерживаете позицию парашютиста. Затем, если вход в воду ногами вперёд неизбежен, самым важным в этой ситуации, по причинам как очевидным, так и неприличным, будет посильнее сжать ягодицы.
Какой бы ни была поверхность, определённо не стоит приземляться на голову. В «исследовании о переносе ударных нагрузок при свободном падении» 1977 года исследователи Института изучения безопасности шоссе установили, что основной причиной смерти при падениях – а изучали они падения со зданий, мостов и в шахту лифта – было повреждение затылка. Если уж вам приходится падать горизонтально, пожертвуйте красотой и приземляйтесь на лицо, а не на затылок. Также можете подумать над тем, чтобы брать с собой в полёт защитные очки – Гамильтон говорит, что иначе при падении вам будет сложно прицелиться, поскольку из-за сильного потока воздуха у вас будут слезиться глаза.
7:02:19, высота 300 м
Учитывая вашу первоначальную высоту, к моменту, когда вы дочитаете до этого места в статье, вы уже будете подлетать к земле.
Прим. пер.: автор оригинала основывает расчёты на объёме английского текста и среднюю скорость чтения в 250 слов в минуту; на самом деле количество слов в оригинальном тексте статьи к этому моменту приближается к 1250, что отняло бы 5 минут на чтение, а речь идёт о трёхминутном падении. В русском переводе слов к этому моменту примерно столько же, но средняя скорость чтения по-русски оценивается в 180 слов в минуту. Всё-таки лучше прочитать эту статью до того, как вы упадёте с высоты.
Всё необходимое мы уже рассмотрели, поэтому можете концентрироваться на главной задаче. Однако, если что, вот вам дополнительная информация – хотя, к этому моменту она уже мало вам поможет.
Статистически в данной ситуации шансов больше у члена команды воздушного судна, у ребёнка или у пассажира военного самолёта. За последние сорок лет произошло около десяти авиакатастроф с единственным выжившим. Среди описанных случаев четыре человека относились к команде воздушного судна, как, к примеру, стюардесса Вулович, а семерым не исполнилось 18. К ним относится и двухлетний Мохаммед эль-Фате Осман, прокатившийся на обломке реактивного самолёта Boeing, упавшего в Судане в 2003.
Возможно, члены команды выживают чаще из-за того, что их ремни лучше работают. А вот о том, почему детям удаётся чаще выжить, пока идут споры. В исследовании федерального авиационного агентства отмечается, что у детей, в особенности до 4 лет, скелет более гибкий, мускулы более расслабленные, а пропорция подкожного жира по отношению к весу тела больше – это помогает защитить внутренние органы. Люди маленького роста – когда голова оказывается ниже, чем спинка переднего сиденья – лучше защищены от обломков разваливающегося самолёта. Меньший вес уменьшает предельную скорость падения, меньшая площадь тела уменьшает шансы наткнуться на что-либо при падении.
7:02:25, высота 0 м
Возьмём пример Джулианы Кёпке. Накануне рождества 1971 года её самолёт Lockheed Electra взорвался над Амазонкой. На следующее утро 17-летняя немка очнулась в джунглях, всё ещё будучи пристёгнутой к сиденью, и окружённой горой упавших рождественских подарков. Одна, с травмами, она сумела отвлечься от мыслей о гибели матери, сидевшей с ней рядом. Вместо этого она вспомнила совет отца, биолога: потерявшись в джунглях, в поисках цивилизации следуй за водой. Кёпке переходила от небольших ручейков к более крупным. Она обходила крокодилов, и тыкала палкой в грязи перед собой, чтобы распугивать электрических скатов. Во время падения она потеряла один ботинок, а её юбка была разорвана. Единственной едой, которую она нашла, был пакетик с конфетами, а пить ей приходилось только грязную воду. Ей приходилось не обращать внимания на сломанную ключицу и открытые раны, кишащие личинками.
На десятый день она присела отдохнуть на берегу реки Шибонья. Когда она встала, она вдруг увидела привязанное к берегу каноэ. Много часов у неё ушло на то, чтобы забраться на высокий берег, где стояла хижина, в которой её на следующей день нашли дровосеки. В Перу это случай посчитали чудом, и по статистике тут действительно не обошлось без божественного вмешательства. Согласно женевскому управлению регистрации авиакатастроф, в период с 1940 по 2008 года в 15 463 катастрофах погибло 118 934 людей.
Даже если включить в список выживших парашютистов, счёт подтверждённых или хотя бы убедительных случаев выживания в базе Гамильтона идёт на 157 человек – из них только 42 случая произошли при падении с высоты более 3 км.
Однако Кёпке никогда не считала, что выживание зависит только от судьбы. Она ещё может вспомнить первые моменты падения с самолёта, когда она вертелась в своём кресле. В этой ситуации она ничего не контролировала, зато после того, как она очнулась, всё было в её руках. «Я смогла принять верное решение – покинуть место аварии», — говорит она теперь. И благодаря опыту, полученному при работе на исследовательской станции её родителей, она говорит: «Я не чувствовала страха. Я знала, куда идти в лесу, как идти по реке, где мне приходилось плыть бок о бок с такими опасными животными, как кайманы и пираньи».
Или к этому моменту вы уже давно не спите, а колёса самолёта безопасно коснулись посадочной полосы. Вы понимаете, что вероятность катастрофы коммерческого самолёта невероятно мала, и что только что прочитанная информация вам вряд ли пригодится.
Судебно-медицинская характеристика и оценка повреждений при падении с высоты : лекция
Cудебно-медицинская характеристика и оценка повреждений при падении с высоты : лекция // Избранные лекции по судебной медицине (судебно-медицинская травматология) / Лев Моисеевич Бедрин. — Ярославль: Ярославск. гос. мед. институт, 1989. — С.87-95.
библиографическое описание:
Судебно-медицинская характеристика и оценка повреждений при падении с высоты : лекция / Бедрин Л.М. — 1989.
код для вставки на форум:
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПАДЕНИИ С ВЫСОТЫ
Среди травм тупыми твердыми предметами важное место принадлежит повреждениям при падении с высоты. Это определяется двумя моментами: во-первых, частотой этих повреждений и, во-вторых, особенностями морфологии их и условиями возникновения.
По данным различных авторов (А. А. Матышев, 1974, Л, С. Велишева, 1975, А. А. Солохин, 1985, А. А. Матышев и А. Н. Лебедев, 1987 и др.) удельный вес смертельных телесных повреждений в результате падения с высоты достигает в крупных городах 20—40% от всех случаев смертельной механической травмы. В последние годы, в связи со строительством многоэтажных зданий, количество травм от падения с высоты возрастает.
По роду смерти падение с высоты чаще всего является несчастным случаем (в быту или на производстве), реже — самоубийством или убийством.
Впервые падение с высоты, как самостоятельный раздел судебно-медицинской травматологии, было выделено в учебнике по судебной медицине Н. В. Попова (1946), до этого повреждения при падении с высоты рассматривались среди повреждений тупыми твердыми предметами вообще. За сорок с лишним лет было произведено большое количество научных исследований по проблеме экспертизы повреждений при падении с высоты, что во многом расширило наши представления об этом своеобразном и сложном для судебно-медицинской экспертизы виде травмы тупыми твердыми предметами.
Кроме этого различают СВОБОДНОЕ падение, когда па дает только одно тело человека, и НЕСВОБОДНОЕ, когда тело падает с каким-либо предметом или внутри его (например, внутри автомобиля при падении его с моста, при падении вместе с частями строительных конструкций, внутри самолета при авиакатастрофе и т. п.). Кроме того, отдельно рассматривается падение на плоскости, или, как его иногда называют, падение с высоты собственного роста.
Основное значение для тяжести травмы имеют высота падения и жесткость поверхности соударения. Положение тела в момент удара при «приземлении» во многом определяет морфологию повреждений и их локализацию.
В экспертной практике чаще всего встречается свободное прямое падение. Оно может наблюдаться как в вертикальном (чаще), так и в горизонтальном или близком к нему положении тела в процессе полета. В процессе прямого свободного падения положение тела человека претерпевает, как указывает А. А. Солохин, 1983, определенные изменения: первоначально происходит поворот тела относительно точки опоры, затем отрыв тела относительно точки опоры, затем отрыв тела от опоры с вращением или без него.
И в том, и в другом случае возможны различные варианты «приземлений», которые могут быть сведены в таблицу 17.
ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА В МОМЕНТ ПОЛЕТА ПРИ ПАДЕНИИ С ВЫСОТЫ И ПРИЗЕМЛЕНИЯ
Вертикальное положение
Горизонтальное положение
От того, какой из вариантов имел место, будет зависеть характер и локализация повреждений.
Рассмотрим характер и локализацию повреждений при различных вариантах свободного падения с высоты.
ПАДЕНИЕ НА ВЫПРЯМЛЕННЫЕ НОГИ (НОГУ) ПЕРВИЧНЫЕ ПРЯМЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ:
ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны подошвенных поверхностей стоп, переломы пяточных, таранных и других костей стоп.
ПЕРВИЧНЫЕ НЕПРЯМЫЕ (отдаленные) повреждения: переломы костей голени (чаще в нижней трети); компрессионные оскольчатые переломы нижних третей бедренных костей; переломы костей таза; компрессионные- переломы тел поясничных и нижнегрудных позвонков; кольцевидные переломы основания черепа.
Первичные непрямые повреждения часто бывают результатом общего сотрясения тела во время соударения. При этом, чем больше высота падения, тем резче выражены морфологические проявления сотрясения. Они проявляются в надрывах и разрывах связочного аппарата легких, печени, почек, разрывах или надрывах легких, печени, брюшины, брыжейки, кровоизлияниях в паренхиму внутренних органов.
А.А. Матышевым и А.Н. Лебедевым (1987) отмечена своеобразная особенность: чем резче выражены первичные прямые повреждения, тем меньше распространенность и выраженность прямых отдаленных повреждений.
ВТОРИЧНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ при падении на ноги являются результатом последующего после первичного удара падения тела (чаще назад) и удара его о грунт: возникают кровоизлияния и ушибы мягких тканей крестцово-ягодичной области, переломы свободной части крестца, ушибы и ушибленные раны локтевых областей; ссадины и ушибы кожи затылочной области головы, иногда — закрытые переломы костей основания черепа с ушибом головного мозга.
Как видно из сказанного, наиболее тяжелыми являются первичные отдаленные повреждения, которые в большинстве случаев и являются причиной смерти.
ПАДЕНИЕ НА ГОЛОВУ
В этом варианте свободного падения возникают обширные первичные прямые повреждения черепа и головного мозга: множественные оскольчатые переломы свода и основания черепа, ушибы и размозжения головного мозга. В месте соударения — ссадины, кровоподтеки, раны мягких покровов головы, переломы нижней челюсти. В некоторых случаях раны волосистой части головы возникают вследствие разрывов кожи изнутри отломками костей свода черепа.
Из первичных непрямых повреждений следует отметить прежде всего компрессионные и оскольчатые переломы позвоночника, преимущественно в шейном его отделе, сопровождающиеся перерывом спинного мозга, переломы грудины и ребер у места прикрепления их к грудине.
К первичным непрямым повреждениям относятся также явления сотрясения тела, выражающиеся в массивных кровоизлияниях в связочный аппарат легких, в паренхиму легких и в сердце.
Вторичные повреждения при этом виде падения с высоты выражены слабо и могут проявляться в ссадинах и кровоподтеках, редко ранах на той стороне тела, которой оно ударяется о грунт после приземления.
ПАДЕНИЕ ПЛАШМЯ (НА ПЕРЕДНЮЮ, ЗАДНЮЮ ИЛИ БОКОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА)
Падение при приземлении плашмя сопровождается образованием множественных обширных повреждений во многих областях тела, причем эти повреждения в большинстве случаев являются первичными прямыми.
При ПАДЕНИИ НА ЗАДНЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА возникают массивные кровоизлияния в мягких тканях, переломы затылочной кости, ушибы мозга как в затылочных долях, так и в областях противоудара — лобных и височных; переломы тел позвонков, дужек и остистых отростков, разрывы межпозвоночных дисков, сопровождающиеся часто повреждениями спинного мозга. Образуются также переломы лопаток и ребер по задним линиям, переломы крестца,
Из первичных непрямых повреждений можно отметить переломы ребер по подмышечным линиям, признаки сотрясения органов груди и живота.
При падении плашмя и соударении передней поверхностью тела повреждения носят как-бы зеркальный характер по сравнению с соударением задней поверхности тела, хотя такие случаи достаточно редки.
ПРИ ПАДЕНИИ НА БОКОВУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА возникают такие первичные прямые повреждения, как поперечные переломы костей черепа, ушибы головного мозга, пе реломы ребер и ключиц на стороне приземления, переломы на этой же стороне костей таза.
Возникают также и первичные непрямые повреждения в виде переломов ребер и таза на противоположной стороне, повреждения от общего сотрясения тела.
В некоторых случаях, при падении плашмя и обнаружении трупа на проезжей части дороги (что наблюдается, например, при падениях из окон многоэтажных домов, фасады которых располагаются в непосредственной близости от проезжей части дороги), возникает необходимость дифференциации повреждений при падении с высоты от возникающих в результате автомобильной травмы.
Правильному разрешению этого вопроса способствует знание особенностей повреждений, возникающих при автомобильной травме, а также данные осмотра трупа на месте его обнаружения и учет других обстоятельств дела.
ПАДЕНИЕ НА ЯГОДИЧНЫЕ ОБЛАСТИ приводит к образованию первичных прямых повреждений в виде ссадин, кровоподтеков, ран, обширных кровоизлияний в мягкие ткани, разрывов мышц. Наблюдаются рваные раны промежности, разрывы уретры, мочевого пузыря, переломы костей таза, часто симметричные, разрывы связок подвздошно-крестцовых сочленений.
Отдаленные повреждения напоминают таковые при приземлении на стопы.
Заканчивая раздел об особенностях повреждений при различных вариантах свободного падения с высоты, следует отметить еще одну важную для них: несоответствие малой выраженности наружных повреждений с обширными внутренними повреждениями.
При осмотре трупа на месте его обнаружения, при наличии подозрений на падение с высоты, следует, кроме выявления прочих данных, на которые обращается внимание при осмотре трупа при травме вообще, определить точное расстояние до фасада здания, угол, под которым тело находится к линии возможного падения. При осмотре предполагаемого места падения обращается внимание на подоконник, перила балконов и пр., на которых могут остаться следы подошв, волокна одежды, следы крови. Отмечаются выступающие части здания, а также предметы, располагающиеся по возможной траектории полета.
В процессе судебно-медицинского исследования трупа в морге необходимо искать повреждения, которые не связаны с падением с высоты (огнестрельные, острыми и тупыми предметами), поскольку встречаются случаи, когда человеку причиняются подобные повреждения, а затем труп или тяжело раненый человек выталкивается из окна (с балкона и т. п.).
ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ СТУПЕНЧАТОМ ПАДЕНИИ могут вызывать достаточные трудности при их судебно-медицинской оценке. Это обусловливается тем, что на трупе могут иметься, во-первых, повреждения, полученные до падения с высоты, во-вторых, повреждения от каких-либо предметов, о которые ударялось тело в процессе падения и, в-третьих, повреждения, возникающие в момент соударения при приземлении. Повреждения от встречных по пути падения предметов выражаются, в основном, в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, кровоизлияний в мягкие ткани. Характерно, что такие повреждения располагаются на различных участках тела, нередко вдали от повреждений, возникающих при соударении в момент приземления. Для последних вообще характерно то, что они локализуются на какой-то одной поверхности тела.
Перед судебно-медицинским экспертом нередко ставится очень важный для следственных органов вопрос: имело ли место в данном конкретном случае падение с ускорением (т. е. когда телу в момент начала падения придавалось ускорение в виде, например, толчка) или такого ускорения не было? Некоторые авторы (А. А. Солохин, 1983) предлагают называть падение с ускорением «активным падением», а падение без предварительного ускорения — «пассивным». К сожалению, только на основании одних судебно-медицинских данных решить этот вопрос не представляется возможным. В ряде случаев его решению могут помочь данные осмотра трупа на месте его обнаружения и физико-технических исследований вкупе с другими материалами следствия.
ПАДЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ
Кроме падения с большой высоты часто встречаются падения с высоты собственного роста или, как их чаще обозначают, падения на плоскости. По данным различных авторов они составляют 20% и более от всех несчастных случаев.
Чаще такие падения встречаются на улице в зимнее время (гололед), а также на лестницах и в подъездах домов, чаще страдают пожилые люди и пьяные.
При самопроизвольном падении навзничь (его также называют безынерционной травмой) на спину чаще всего возникают повреждения костей черепа и вещества головного мозга, имеющие наибольшее значение, поскольку нередко они приводят к смерти. На наружных покровах головы обнаруживаются ссадины, кровоподтеки, иногда ушибленные раны в затылочной области. При внутреннем исследовании обнаруживаются переломы затылочной кости, переходящие на основание черепа, внутричерепные кровоизлияния и ушиб головного мозга, преимущественно в затылочных долях. При этом выраженность переломов костей черепа будет зависеть от их толщины, наличия головного убора, длины тела и массы его, а также от характера поверхности, о которую ударяется голова.
Если падению на плоскости предшествовало ускорение (т. н. инерционная травма), повреждения приобретают определенные особенности. Точки соударения будут располагаться не только в области затылочного бугра, но и выше — в затылочно-теменной области, что отражается на характере переломов костей, линии переломов на основании черепа могут доходить до передней черепной ямки, а сами переломы нередко носят характер вдавленных, от краев которых отходят радиальные трещины. Иногда могут возникать непрямые переломы основания черепа. Резче выражены явления ушиба и размозжения головного мозга в области противоудара.
У пожилых людей при падении на плоскости возникают переломы шейки бедра. При падении вперед с выставленными руками могут возникать переломы костей предплечья в типичном месте. Поскольку они являются следствием несчастного случая, то судебно-медицинская экспертиза при них назначается редко.