Что будет если устроиться на 2 работы официально последствия
Как правильно оформить сотрудника по совместительству
Рассказываем, как взять на работу сотрудника, если он уже официально трудоустроен. В статье примеры, когда может понадобиться совместитель, и образцы документов
Ольга Семенова
Эксперт по кадровому делопроизводству
Иногда бизнесу нужен сотрудник, но задач на полную ставку не набирается. В такой ситуации можно нанять сотрудника по совместительству — это когда вы берете в штат человека, у которого уже есть основное место работы. В статье расскажем об особенностях оформления совместителей.
Статья будет полезна ИП и компаниям, которые нанимают сотрудников в штат, а также кадровым работникам.
Что такое работа по совместительству
Совместительство — это когда у человека помимо основной работы есть дополнительная, и он занимается ей в свободное время. Например, гончар работает с 9 до 18, в это время он лепит посуду на продажу. А после своего основного рабочего дня — с 18 до 20 — он дополнительно ведет кружок по лепке из глины для детей.
Трудоустроиться по совместительству можно как к своему работодателю, так и в другую организацию.
В первом случае это называется внутренним совместительством — тогда сотрудник в нерабочее время подрабатывает на другой должности внутри своей компании.
Во втором — внешнее совместительство, когда работодатели разные.
Закон не ограничивает в количестве работ по совместительству. Если работник успевает, может работать сразу в нескольких местах.
Чем совместительство отличается от совмещения
Работодатели часто путают работу по совместительству и по совмещению. Рассмотрим, чем они различаются.
Совместительство | Совмещение | |
---|---|---|
Кому подходит | Любому, у кого уже есть официальная занятость | Только сотруднику, который уже работает у этого работодателя |
Когда работают | После основного рабочего времени и по выходным | В основные рабочие часы |
Как оплачивают | Отдельно от основной зарплаты | Доплачивают к основной зарплате |
Как оформляют | По новому трудовому договору | Составляют дополнительное соглашение к основному трудовому договору |
Примеры | Администратор салона красоты работает с 8 до 17, а с 18 до 19 убирается в салоне |
Специалист по качеству работает на заводе с 9 до 18, с 19 до 21 ведет английский язык в языковой школе
Врач работает в городской поликлинике с 8 до 14, с 15 до 20 — в частной
Сортировщик раскладывает заказы по коробкам и сам развозит их вместо курьера с 10 до 19
Женщина работает в салоне парикмахером и одновременно массажисткой
Совмещение — когда сотрудник выполняет дополнительную работу не после работы, а во время. Например, официально сотрудница числится поваром и дополнительно моет посуду за доплату. Работать по совмещению можно только на постоянном месте работы. В этом случае новый трудовой договор оформлять не нужно, достаточно подготовить дополнительное соглашение к имеющемуся договору и договориться о доплате.
Если повар готовит еду с 9 до 18, а после — моет посуду, то это уже считается работой по совместительству и нужно оформлять отдельный трудовой договор.
Когда компании подходит работник по совместительству
Работодателю сотрудник по совместительству может понадобиться в разных ситуациях — приведем примеры.
Потребность в работнике есть, но задач на полную ставку для него нет. Например, в магазине цветов посменно работают два продавца. Днем поток клиентов небольшой, и одного продавца достаточно. Но вечером покупателей много, и один сотрудник не справляется. Тогда работодатель нанимает дополнительного продавца, который будет помогать в вечернее время.
Сотрудник внезапно уволился или заболел. Например, в компании работали два курьера, один из них уволился, и ему не успели найти замену. Второй курьер не справлялся в одиночку, и руководитель компании предложил менеджеру по продажам после 18:00 самому развозить заказы клиентам и получать за это доплату.
Нужный сотрудник уже трудоустроен в другой компании. Например, вам нравится, как работает маркетолог, но он уже трудоустроен в другом месте и переходить к вам на постоянную работу не хочет. Зато он согласен выполнять ваши задачи во время, свободное от основной занятости.
Чтобы трудоустроиться по совместительству, не нужно разрешение руководителя с основного места работы. Главное, чтобы вторая работа была в свободное время от основной. Исключение — если совместитель уже работает генеральным директором в другой фирме. Такие работники должны получить согласие участников компании или совета директоров.
Кого нельзя оформить по совместительству
Некоторым сотрудникам работать по совместительству нельзя. К ним относятся:
Если проигнорировать запрет и нанять по совместительству сотрудника, которому нельзя совмещать работу, ИП грозит штраф до 5000 ₽, а компании — до 50 000 ₽.
Как оформить сотрудника по совместительству
Краткая инструкция для оформления сотрудника по совместительству — на схеме.
Рассмотрим подробно, что делать на каждом этапе.
Запросите документы. Чтобы оформить сотрудника по совместительству, нужны такие документы:
Вы можете запросить дополнительные документы, если они необходимы для трудоустройства. Например, сертификаты о повышении квалификации или дополнительном образовании.
Заключить трудовой договор по совместительству. Договор на работу по совместительству выглядит как стандартный трудовой договор, за исключением двух нюансов:
1. Нужно четко прописать, что работа является совместительством.
2. Время на работе по совместительству не может превышать четырех часов в день.
Продолжительность рабочего времени по совместительству за месяц не должна превышать половину месячной нормы работы, то есть при норме 160 часов в месяц сотрудник по совместительству может работать не больше 80 часов.
Сделать приказ о приеме на работу. Приказ оформляют по форме № Т-1. Заполнить приказ нужно так же, как при приеме сотрудника на полный день, но прописать, что работа будет по совместительству.
Без приказа трудоустраивать незаконно. В дальнейшем на его основании передают сведения в пенсионный фонд и заводят личную карточку сотрудника.
В самом приказе нужно прописать, что это совместительство, и указать график работы и зарплату.
Пример приказа о приеме на работу совместителя:
Заполнить эту форму нужно в течение рабочего дня после издания приказа при приеме на работу и увольнении и до 15-го числа следующего месяца во всех остальных случаях, например при постоянном переводе на другую должность.
По желанию вы можете установить испытательный срок. В этом случае действуют общие правила: максимум шесть месяцев для руководителей, две недели для сотрудников при трудоустройстве от двух недель до шести месяцев и три месяца для всех остальных.
Как платить сотруднику по совместительству
В законе прописаны два способа, как платить за работу по совместительству: за отработанные часы или за выполненный объем работы. Рассмотрим каждый вариант.
За отработанные часы. Этот способ выгоден в том случае, если сотрудник нужен на определенное время каждый день.
В пекарне посменно работают два продавца. В вечернее время покупатели часто заходят в пекарню за выпечкой, когда идут домой. Чтобы избежать очередей, работодатель нанимает третьего продавца по совместительству на два часа в день по вечерам.
В этом случае сотруднику назначают ставку за час работы и оплачивают по факту отработанных часов.
За выполненную работу. В этом случае сотруднику оплачивают выполненную работу, которая измеряется в готовом результате.
В ателье берут на работу швею, которая должна шить каждый месяц по пять платьев. В какие дни она будет приходить, не имеет значения, главное, чтобы платья были сшиты и швея была на рабочем месте в будни не более четырех часов.
В этом случае сотруднику назначают оплату единицы продукции и оплачивают по факту выполненной работы.
Законом не запрещено установить свои условия, которые устроят обе стороны. Главное — прописать все условия в документах при трудоустройстве.
Если хотите платить за результат и сотрудник вам нужен временно, можно не нанимать его в штат, а заключить договор ГПХ.
Как платить налоги, декретные и отпускные выплаты
Налоги и взносы. Работодатели должны платить НДФЛ и взносы за сотрудников по совместительству — все как и для обычных сотрудников в штате.
Больничные. Оба работодателя обязаны выплачивать больничные за первые три дня болезни. При более длительной болезни больничные выплачивает фонд социального страхования.
Если сотрудник болеет дольше трех дней, ему нужно передать номер электронного листка нетрудоспособности обоим работодателям. А тем, в свою очередь, — заполнить свою часть информации и отправить в ФСС.
Отпуск. Отпускные выплачивают оба работодателя. Если на основной работе начинается отпуск, на месте по совместительству тоже можно уйти в отпуск, даже если прошло менее шести месяцев с момента трудоустройства.
Декрет. В декрет сотрудник может уйти у всех работодателей при условии, если хотя бы на одном из мест он проработал более 6 месяцев. С 2021 года пособие по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет платит ФСС, работодатель только передает сведения для начисления.
За пособием по беременности и родам можно обратиться к обоим работодателям или к одному из них, по выбору работника. Пособие по уходу за ребенком можно оформить только у одного работодателя на усмотрение матери.
Если сотрудница уходит в декрет на основной работе, она может продолжать работать по совместительству на втором месте, если захочет.
Женщина в декрете на основном месте может устроиться на новую работу по совместительству — никакие дополнительные документы от первого работодателя не нужны.
Гарантии и компенсации за работу в районах Крайнего Севера. «Северные» гарантии и компенсации предоставляют только по основному месту работы.
Причины увольнения работника по совместительству
Уволить сотрудника по совместительству можно по нескольким причинам:
По собственному желанию. Все типично — работник пишет заявление в свободной форме за две недели до увольнения. В день увольнения ему выплачивают компенсацию за неиспользованный отпуск и зарплату за отработанное время.
По соглашению сторон. В этом случае работодатель и работник договариваются, на каких условиях они готовы расстаться.
Например, сотрудник не влился в коллектив, но объективно увольнять его не за что. В таком случае стороны договариваются: работодатель выплатит при увольнении компенсацию — полный оклад за месяц, а работник выполнит имеющиеся у него задачи.
Увольнение по соглашению удобно тем, что можно расстаться без отработки: если стороны согласны, то работник может уйти хоть на следующий день. Главное — подготовить для него все документы и перечислить деньги.
По инициативе работодателя. Если сотрудник не хочет уходить, его можно уволить по желанию работодателя, но это непросто: нужно провести внутреннее расследование и собрать доказательства. Например если хотите уволить совместителя за прогулы, пригодятся записи с камер видеонаблюдения и показания коллег.
Если устраивается сотрудник, для которого эта работа будет основной. Легче всего уволить сотрудника, если в компанию нанимают сотрудника на основную работу на эту должность.
В компании по совместительству работает детский фотограф. Ранее в компанию обращались в среднем 10 человек в неделю в вечернее время, и фотограф справлялся. Теперь работодатель захотел расшириться и приглашать на съемки взрослых. Фотограф не может выйти на полную ставку, так как он трудоустроен в другом месте на полный день. Тогда его увольняют, а взамен нанимают другого специалиста на полный день.
Дальше подробно расскажем, как оформить увольнение по этой причине.
Как уволить сотрудника
Общий алгоритм увольнения по совместительству, если работодатель решил нанять основного работника, — на схеме.
Письменно уведомить сотрудника. Предупредить сотрудника нужно как минимум за 14 календарных дней до расторжения трудового договора. Если сотрудник работает удаленно — документ отправляют по почте с уведомлением о вручении. Отсчет 14 календарных дней идет с момента получения, поэтому если отправляете уведомление почтой — письмо лучше отправить заранее.
Если сотрудник заболел или в отпуске, нужно дождаться, когда он выйдет на работу. Увольнять в это время нельзя. Также нельзя уволить сотрудника из защищенной категории сотрудников, например беременную женщину (ст. 261 ТК РФ).
Напишите письмо в произвольной форме, главное — указать причину увольнения: увольнение в связи с приемом на работу сотрудника, для которого данная работа будет основной.
Выпустить приказ об увольнении. В приказе тоже нужно прописать причину увольнения. Подойдет такая формулировка: «в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет основной».
Подготовить документы для работника. В день увольнения сотруднику надо выдать необходимые документы:
Еще сотрудник может попросить 2-НДФЛ или другие документы, связанные с работой.
Рассчитать в день увольнения. В последний день работы сотруднику выплачивают зарплату за отработанные дни и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Чем грозит работа по двум трудовым книжкам?
«Случайно узнали, что один из наших сотрудников трудится еще в одной компании и тоже имеет там трудовую книжку. Нарушает ли работник закон и чем грозит такая ситуация работодателю? Светлана Анисимова, г. Тула». Ответы читайте в статье.
А они – настоящие?
Как известно, трудовая книжка – это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже сотрудника, который получает ее у работодателя (ст. 66 ТК РФ). Другими словами, документ этот выдается однократно по первому месту работы, после чего при трудоустройстве на очередное место службы физлицо предъявляет этот документ новому работодателю.
Причины появления нескольких трудовых книжек у всех разные: это и утеря первой книжки с последующим ее обнаружением уже после выдачи дубликата, и желание скрыть неприятные факты, отраженные в этом документе, и т. п.
В результате решения любой из очерченных выше проблем у сотрудника оказывается несколько трудовых книжек. И сразу напрашивается мысль: а считаются ли такие документы настоящими или сотрудник использует фальшивый документ?
На наш взгляд, назвать такие книжки поддельными, пожалуй, нельзя: оформлены они в четком соответствии с законом – записи внесены отделом кадров, имеются все необходимые подписи и печати. Никаких заведомо фиктивных сведений там нет, автографы кадровика и начальства никто не подделывал и липовые штампы не проставлял. Поэтому сама книжка, конечно, не фиктивная.
Вопрос лишь в том, как новый сотрудник обосновал причину, по которой ему оформили еще одну трудовую книжку (дубликат). Например, он мог заявить, что потерял ее, и написать соответствующее заявление. Если при этом старая трудовая лежит у него дома или действительно утеряна, то проблем, скорее всего, не будет. Сложности могут возникнуть, если выяснится (как – неважно), что первая книжка никуда не исчезала, человек об этом прекрасно знал, и, тем не менее, дал новому работодателю заведомо ложную информацию при приеме на работу. В этом случае схитрившему гражданину может грозить расторжение трудового договора на основании пункта 11 статьи 81 ТК РФ – «за представление работником подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового соглашения».
Налоговый вычет: на два не делится
Далее следует разобраться с налоговыми вычетами, которые работники получают, как правило, по основному месту работы. Отметим сразу – нигде не указано, что вычеты предоставляются именно по основному месту работы. Таким образом, вычет может произвести любой налоговый агент по выбору самого работника (ст. 218 НК РФ). Для этого нужно лишь написать соответствующе заявление и приложить к нему документы, подтверждающие право на вычет – свидетельство о рождении ребенка, справку о его проживании совместно с родителями, а если они разведены, то соглашение об уплате алиментов или исполнительный лист о перечислении алиментов на содержание детей.
Не следует претендовать на налоговые вычеты на двух рабочих местах одновременно. Второй по времени работодатель, если «всплывет» информация об оном, сможет взыскать сумму вычета и обвинить работника в злоупотреблении правом.
Кстати, вопрос предоставления вычетов важен не только для владельцев нескольких трудовых, но и для предприятий, на которые их трудоустроили. Ведь работодатель, будучи уверен, что сотрудник оформлен у него как по основному месту работы, будет после предъявления налогоплателбщиком заявления добросовестно предоставлять вычеты, тем самым уменьшая сумму налога ко взысканию.
Вот почему владельцам нескольких трудовых книжек, чтобы не нажить дополнительных сложностей, не следует претендовать на налоговые вычеты в двух местах работы одновременно. В противном случае второй по времени работодатель (если «всплывет» информация о другом работодателе) сможет взыскать с вас сумму вычета и обвинить в злоупотреблении правом. В суд он, скорее всего, не подаст, но ситуация в целом будет крайне неприятная.
Точно так же обстоят дела и с использованием других гарантий, предоставляемых исключительно по основному месту работы. Например, если уж вы берете учебный отпуск, пусть он будет оплачен только у одного работодателя, а у второго возьмите отпуск «за свой счет».
Что скажет ПФР?
Теперь рассмотрим вопрос о предъявлении трудовых книжек для начисления пенсии. С введением персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования трудовая книжка, по сути, теряет свою функцию учета трудового стажа. Персональная запись содержит значительно более полную информацию о трудовой деятельности будущего пенсионера, чем отражено в трудовой книжке. Кроме того, в результате пенсионной реформы размер трудовой пенсии граждан РФ рассчитывается на основании поступлений на их индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде, а не только на основании трудового стажа.
«У меня работает сотрудница, которой оформлены в разное время две трудовые книжки, – рассказывает руководитель отдела персонала торговой компании Анастасия Старостина. – И при расчете ей стажа, чтобы засчитать период работы из второй трудовой, велели взять справку с того места работы, которое было вписано во вторую книжку».
Все это так, но, тем не менее, оформить пенсию без предъявления трудовой книжки практически невозможно, ее по-прежнему нужно предъявлять «вживую». В настоящее время трудовая книжка (копия и оригинал) как документ, подтверждающий страховой стаж, входит в обязательный перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оформлении пенсии.
И тому, кто обзавелся несколькими трудовыми книжками, следует помнить, что в законодательстве нет такого понятия, как «параллельный стаж». Поэтому предъявить обе книжки он не сможет – их просто не примут. Лишь одну, более «выгодную», придется приложить к пенсионному заявлению.
Стаж и пособия: возможно совмещение
Работнику, имеющему несколько трудовых книжек, следует помнить, что в законодательстве нет такого понятия, как параллельный стаж. Поэтому предъявить обе книжки в ПФР он не сможет – их просто не примут.
Расчет страхового стажа и начисление пособий – не менее важный вопрос для обладателей нескольких трудовых, чем проблема оформления пенсии. По общему правилу, в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, работа на государственной, гражданской или муниципальной службе, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 16 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). А подтверждает необходимые периоды работы трудовая книжка (п. 8 приказа Минздравсоцразвития от 6 февраля 2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», далее – Приказ № 91).
Впрочем, обладатели нескольких таких документов вполне могут воспользоваться правилами, изложенными в пункте 2 статьи 16 Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Закон № 225-ФЗ от 29 декабря 2006 г.). Там указано, что при совпадении по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из них по выбору застрахованного лица. То есть выплаты по больничному листу, а также по беременности и родам (в том числе и единовременное пособие), а также отпуск по уходу за ребенком можно безопасно получать только на одной работе. В противном случае ваши действия будут сильно напоминать умысел, направленный на незаконное получение денег или попытку незаконного обогащения…
«Предупреждаю всех «двукнижниц», которые рассчитывают получить единовременное пособие, а также «детские» деньги по обоим местам работы: это невозможно», – подтверждает аспирантка Галина Иванова (фамилия изменена по просьбе последней. – Примечание редакции). – Ведь пособия эти начисляются на соновани больничного, который выдается женщине в медцентре или женской консультации. В свою очередь в больничном отмечается, по какому месту работы он представляется – по основному или «дополнительному». Убедилась на собственном опыте – в данных учреждениях невозможно объяснить, что у вас два основных места работы. В моем случае заведующая, к которой пришлось обратиться для урегулирования столь необычной на взгляд сотрудников медучреждения ситуации, сразу позвонила в Соцтрах, где ей подтвердили, что два больничных, адресованных в разные (и при этом основные) места работы, выдавать нельзя».
Впрочем, есть другой вариант получения «увеличенного» пособия – своего рода совмещение данных из обеих трудовых книжек. Для этого надо принести на фирму документы, которые могут подтвердить факт вашей работы в определенные периоды (приказ № 91). Подтверждением ваших слов могут стать копии приказов, на основании которых человек трудился в другой компании (или выписки из них), справки других работодателей, документы об отчислении денег на социальное страхование и др.
Формального запрета нет
Скажем сразу – законодательством не предусмотрены какие-либо санкции за наличие у работника двух трудовых книжек. Скорее это можно расценить как злоупотребление правом, чем как нарушение закона.
Не представляет особой опасности и довольно древнее, но по сей день действующее Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих». В соответствии с пунктом 17 этого документа за подделку или использование заведомо подложной трудовой книжки виновные лица понесут ответственность в установленном законом порядке. А, как мы уже выяснили, вторую трудовую, правильно оформленную и содержащую достоверную информацию, вряд ли можно будет счесть подложной (в самом же постановлении не сказано, будет ли вторая трудовая книжка считаться подделкой).
Ну а при выходе на пенсию каждый сможет самостоятельно решить, какую из трудовых книжек предъявлять для подтверждения трудового стажа. Ведь если несколько периодов работы совпадают по времени, для начисления пенсии учитывается только один из таких периодов по выбору самого гражданина (п. 1 ст. 12 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Итак, если следовать закону, то никаких нарушений, влекущих ответственность за наличие двух трудовых книжек, нам обнаружить не удалось. Совсем другое дело, когда внутренние локальные акты предприятия (коллективный договор, положение и т.п.) могут предусматривать льготное положение основных работников перед совместителями, чем и может воспользоваться работник с двумя трудовыми. Но тогда и ответственность для обманщиков должна быть предусмотрена в этих же локальных документах.
Анна Мишина
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!