Что будет если увидеть шайтана
Правда ли, что шайтан приходит к человеку перед смертью и требует отказаться от веры?
Когда Всевышний Аллах изгнал шайтана с небес, тот обещал, что будет сбивать с пути истинного и вводить заблуждение Его рабов. Поэтому каждого верующего всю его жизнь преследует шайтан, всячески стараясь сбить с пути Ислама.
Всевышний Аллах в Священном Коране приводит слова шайтана:
قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ثُمَّ لَآتِيَنَّهُمْ مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَنْ شَمَائِلِهِمْ
(смысл): «За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я непременно устрою засаду против Адама и его потомков на Твоём прямом пути. Потом я подойду к ним [к людям] и спереди, и сзади, и справа, и слева, буду отклонять их от Истины и разукрашу для них ложь». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-А‘раф: 16-17)
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْءٍ مِنْ شَأْنِهِ
«Поистине, шайтан неотлучно находится рядом с каждым из вас, что бы вы ни делали». (Муслим, 2033)
Больше всего усилий шайтан прилагает, когда верующий находится при смерти: он очень старается, требуя от него отказаться от веры, ибо если он покинет этот мир неверующим, все его благие деяния сгорят и всё его поклонение окажется совершённым впустую.
Перед смертью человек вступает в последнее, самое ожесточённое сражение с шайтаном. В этой битве шайтан старается всеми возможными способами взять верх. Он не оставит ни одно укрепление, которое ему под силу взять.
Учёные-богословы в своих книгах пишут о том, что шайтан приходит к человеку, когда он умирает, чтобы сбить его с пути и заставить отказаться от своей веры.
Имам Аль-Куртуби в своей книге «Ат-Тазкира хавля ‘унван Аль-Ахира», в главе о приходе шайтана к умирающему, пишет следующее:
«От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что, когда раб Аллаха находится при смерти, рядом с ним усаживаются два шайтана. Один садится справа от него, а другой – слева. Тот, что слева, принимает облик его отца и говорит ему: «О сын мой, я был к тебе снисходителен и очень любил тебя, но я умер христианином, и это лучшая религия». Тот, что справа, принимает облик его матери и говорит ему: «О сын мой, поистине, моё чрево было для тебя пристанищем, моё молоко было для тебя питьём, и моё бедро было для тебя сиденьем, но я умерла в религии иудеев, и это лучшая религия».
Это предание привёл Абульхасан Аль-Кабиси в своём шархе к «Рисаля» Ибн Абу Зайда. Также Абу Хамид привёл предание с таким же смыслом в книге «Кашф ‘улюм Аль-Ахира»».
Далее имам Аль-Куртуби пишет:
«Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: “Когда мой отец Ахмад умирал, я находился рядом с ним и держал в руках отрез ткани, чтобы обернуть им его челюсть. Он терял сознание, а потом приходил в себя. Сделав жест рукой, он говорил: «Нет, пока нет!». Он проделал это несколько раз. Я спросил у него: «Отец мой, что вы говорите?». Он ответил: «Шайтан стоит рядом со мной, покусывая пальцы и говорит: «О Ахмад, ты избавился от меня!» А я говорю: «Нет, пока я не умру!»”.
Я (аль-Куртуби) утверждаю, что слышал, как наш шейх, имам Абу Аль-‘Аббас Ахмад ибн Умар Аль-Куртуби в Александрии говорил: “Когда брат нашего шейха Абу Джафара Ахмад ибн Мухаммад Аль-Куртуби умирал в Кордове, ему сказали: «Скажи Ля иляhа илля-Ллаh», и он ответил: «Нет, нет!». Когда он пришёл в себя, мы сказали ему об этом, и он ответил: «Два шайтана подошли ко мне справа и слева. Один из них сказал: «Умри как иудей, ибо это лучшая из религий; а другой сказал: «Умри как христианин, ибо это лучшая из религий». И я говорил: «Нет, нет!» им, а не вам»”.
Я (аль-Куртуби) говорю: “Подобных рассказов от праведников передаётся очень много: когда они отвечают отказом на талькин (внушение умирающему формулы единобожия, чтобы его последними словами были Ля иляха илля-Ллаh), они отвечают шайтану, а не тем, кто внушает им шахаду”».
Исходя из всего этого, мы можем сказать, что шайтан приходит к человеку перед смертью и всеми силами старается сбить его с истины и требует отказаться от веры. Поэтому тем, кто находится рядом с умирающим, следует внушить ему формулу шахады, чтобы он умер верующим и не поддался уловкам шайтана.
Также желательно читать рядом с умирающим Коран, особенно суры Ясин и Ар-Ра‘д. Чтение Корана рядом с человеком, находящимся при смерти, позволяет надеяться, что он уйдёт из этой жизни с иманом в душе, ибо шайтан избегает того места, где читается Коран.
Если рядом с умирающим будут читать Коран, шайтан не сможет подойти к нему и лишить его веры, прибегнув к своим хитростям. Поэтому следует уделять особое внимание последним мгновениям жизни умирающего и непременно постараться, чтобы в тот момент, когда душа покидает тело, рядом с этим человеком читался Коран.
У человека, находящегося при смерти, пересыхает во рту и в горле. Но в этот момент он уже не в состоянии сам попросить для себя воды. И тогда шайтан, считая это прекрасной возможностью, пытается при помощи различных уловок и хитростей лишить человека его веры. Бывает так, что он даже предстаёт перед умирающим со стаканом в руке и обещает дать ему воды, если человек откажется от своей веры. Поэтому, зная об этом, родным и близким умирающего следует смачивать ему водой губы и рот.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана, и если да, то в каком виде?
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана, и если да, то в каком виде?
Шайтан представал перед людьми в разное время и в разных местах, принимая различный облик, не показываясь в своем истинном обличье. Поскольку шайтан является джинном, то он способен появляться в материальном мире, принимая различные образы. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Джинны делятся на три группы: У одной трети из них есть крылья, и они могут летать по воздуху. Еще одна треть существует в облике змей и собак. А еще одна треть ведет кочевой образ жизни, перемещаясь вместе с людьми» (Румузуль-Ахадис). Этой способностью принимать разный облик, джиннов наделил Аллах Всевышний.
Чаще всего шайтан представал перед людьми в облике человека, и в особенности в облике плохих людей. Однако шайтан ни в коем случае не может принять облик посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то увидит меня во сне, то пусть знает, что он действительно видел меня. Так как шайтан не способен принять мой облик».
Шайтан, который на протяжении всего времени существования человечества старался сбить людей с пути Аллаха, представал перед пророками, их последователями, сахабами и аулия. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же являлся к неверующим и многобожникам, стараясь помочь им сбивать благочестивых людей с пути Аллаха.
В риваяте, переданном Абу Хурайрой, сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Вчера один ифрит (самый скверный из шайтанов) из числа джиннов, явился ко мне, чтобы испортить мой намаз. Но я поймал его, и хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы вы смогли увидеть его утром. Однако я вспомнил дуа моего брата Сулеймана, сказавшего: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И тогда я прогнал его».
Как выглядит шайтан? Могут ли джинны и шайтаны менять свой облик?
В Коране и Сунне приходит большое количество аятов и хадисов, посвященных джиннам и шайтанам. Поэтому, является важным как следует понять эту тему.
يَا بَنِي آدَمَ لَا يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْآتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لَا تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ
«О сыны Адама! Не позволяйте дьяволу совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют» (7:27)
Как мы видим, Аллах говорит: « Вы их не видите ».
2. Существуют исключения, которые имели место быть в период ниспослания Откровения.
Все случаи видения джиннов и шайтанов во времена пророчества, в свою очередь, можно разделить на две группы :
Так Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал:
وكلني رسول الله صلى الله عليه وسلم بحفظ زكاة رمضان، فأتاني آت فجعل يحثو من الطعام، فأخذته، وقلت والله لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم. قال: إني محتاج، وعلي عيال، ولي حاجة شديدة. قال فخليت عنه فأصبحت فقال النبي صلى الله عليه وسلم: ((يا أبا هريرة ما فعل أسيرك البارحة)). قال قلت يا رسول الله شكا حاجة شديدة وعيالا فرحمته، فخليت سبيله. قال: ((أما إنه قد كذبك وسيعود)). فعرفت أنه سيعود لقول رسول الله صلى الله عليه وسلم إنه سيعود. فرصدته فجاء يحثو من الطعام فأخذته فقلت لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم. قال دعني فإني محتاج، وعلي عيال لا أعود، فرحمته، فخليت سبيله فأصبحت، فقال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((يا أبا هريرة، ما فعل أسيرك)). قلت يا رسول الله شكا حاجة شديدة وعيالا، فرحمته فخليت سبيله. قال: ((أما إنه قد كذبك وسيعود)). فرصدته الثالثة فجاء يحثو من الطعام، فأخذته فقلت لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم، وهذا آخر ثلاث مرات أنك تزعم لا تعود ثم تعود. قال دعني أعلمك كلمات ينفعك الله بها. قلت ما هو قال إذا أويت إلى فراشك فاقرأ آية الكرسي: <الله لا إله إلا هو الحي القيوم>حتى تختم الآية، فإنك لن يزال عليك من الله حافظ ولا يقربنك شيطان حتى تصبح. فخليت سبيله فأصبحت، فقال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما فعل أسيرك البارحة)). قلت يا رسول الله زعم أنه يعلمني كلمات، ينفعني الله بها، فخليت سبيله. قال: ((ما هي)). قلت قال لي إذا أويت إلى فراشك فاقرأ آية الكرسي من أولها حتى تختم: <الله لا إله إلا هو الحي القيوم>وقال لي لن يزال عليك من الله حافظ ولا يقربك شيطان حتى تصبح، وكانوا أحرص شيء على الخير. فقال النبي صلى الله عليه وسلم: ((أما إنه قد صدقك وهو كذوب، تعلم من تخاطب منذ ثلاث ليال يا أبا هريرة)). قال لا. قال: ((ذاك شيطان)).
« (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне хранить собранный в рамадане закят, а (через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей, и я — в крайней нужде!»
Тогда я отпустил его, а утром пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся».
Тогда я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся».
И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришёл и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: «Поистине, (теперь-то) я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься!» (Тогда этот человек) сказал: «Отпусти меня, (а за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что (это за слова)?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай аят Трона: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”, (от начала и) до конца, (и, если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!» — и я отпустил его.
А утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне: “Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца аят Трона: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”, — и ещё он сказал мне: “C тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!”»
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, или другой передатчик этого хадиса сказал): «А они больше всего стремились к благу».
(Далее Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «(Выслушав меня,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он действительно сказал тебе правду(, несмотря) на то, что он − отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал этими тремя ночами, о Абу Хурайра?” Я сказал: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Это — шайтан” » (Бухари 2311).
Также существует хадис, из которых мы узнаем, что во времена посланника Аллаха ﷺ в Медине некоторые джинны могли повстречаться людям в образе собаки или змеи.
Так передается, что посланник Аллаха сказал:
الجِنُّ ثَلاَثَةُ أَصْنافٍ فَصِنْفٌ لَهُمْ أَجْنِحَةٌ يَطِيرُونَ بِهَا فِي الْهَوَاءِ وَصِنْفٌ حَيَّاتٌ وَكِلَابٌ وَصِنْفٌ يَحِلُّونَ وَيَظْعَنُونَ
« Джинны бывают трёх видов: одни имеют крылья и летают по воздуху, другие (принимают облик) змей и собак, а третьи — останавливаются и путешествуют » (Хаким 3754, Табарани 18020, Ибн Хиббан 6256).
Этот хадис передается разными путями и с многочисленными добавлениями, но все они являются слабыми. Именно эта версия, которую приводит имам Хаким, является достоверной.
Необходимо отметить, что в этом хадисе имеются ввиду не все змеи и собаки, а только те, которые в тот момент встречались в Медине. На это указывают другие хадисы, в которых посланник Аллаха ﷺ побуждал убивать в Медине собак, поскольку их образ принимали неверные шайтаны и не трогать трое суток змей, даже если они заползали в дома, поскольку среди них были и верующие джинны. Всё это было чудесами посланника Аллаха ﷺ и касалось определенного места и времени.
قَالَ رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَّا يَنبَغِي لِأَحَدٍ مِّن بَعْدِي إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
فَسَخَّرْنَا لَهُ الرِّيحَ تَجْرِي بِأَمْرِهِ رُخَاءً حَيْثُ أَصَابَ
وَالشَّيَاطِينَ كُلَّ بَنَّاءٍ وَغَوَّاصٍ
وَآخَرِينَ مُقَرَّنِينَ فِي الْأَصْفَادِ
«Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий». Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов — всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (38:35-38)
Аллах ответил на дуа Сулеймана, мир ему, и подчинил ему шайтанов из числа джиннов, сделав это одним из знамений.
Также от Абу Хурайры передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن عفريتا من الجن تفلت علي البارحة- أو كلمة نحوها- ليقطع علي الصلاة، فأمكنني الله منه، فأردت أن أربطه إلى سارية من سواري المسجد، حتى تصبحوا وتنظروا إليه كلكم، فذكرت قول أخي سليمان رب هب لي ملكا لا ينبغي لأحد من بعدي
« Вчера меня неожиданно посетил могущественный демон из джиннов, намеревавшийся испортить мою молитву, но Аллах дал мне силу одержать над ним верх, поэтому я поймал его и хотел привязать его к одному из столбов мечети, чтобы все вы могли взглянуть на него, но я вспомнил молитвенное обращение моего брата Сулеймана: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня», — вот я и отпустил его, посрамленного » (Бухари 461).
Ещё одним подтверждением особого положения Сулеймана, мир ему, и его власти над джиннами, являются аяты:
قَالَ يَا أَيُّهَا الْمَلَأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ
قَالَ عِفْرِيتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ
«Он сказал: “О знать! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мною покорными?”. Силач из числа джиннов сказал: “Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого”» (27:38-39)
Таким образом, мы приходим к пониманию, что власть Сулеймана, мир ему, над джиннами — была его караматом, которым Аллах наделил его в ответ на дуа. И подчинение джиннов человеку — являлось особенностью его времени и одним из чудес пророчества. Точно так же и возможность видеть некоторых из джиннов, являлась отличительной особенностью времен пророчества других пророков.
Так, Ибн ‘Аббас сказал:
صارت الأوثان التي كانت في قوم نوح في العرب بعد، أما ود كانت لكلب بدومة الجندل، وأما سواع كانت لهذيل، وأما يغوث فكانت لمراد ثم لبني غطيف بالجرف عند سبا، وأما يعوق فكانت لهمدان، وأما نسر فكانت لحمير، لآل ذي الكلاع. أسماء رجال صالحين من قوم نوح، فلما هلكوا أوحى الشيطان إلى قومهم أن انصبوا إلى مجالسهم التي كانوا يجلسون أنصابا، وسموها بأسمائهم ففعلوا فلم تعبد حتى إذا هلك أولئك وتنسخ العلم عبدت
« Идолы, которые существовали среди народа Нуха, впоследствии появились среди арабов. Что касается Вудда, то он был идолом у племени Кельба, населявшего Думат аль-Джандаль. Сува был идолом племени Хузал. Йагусу поклонялись племя Мурада, а затем и племя Гатийф из аль-Джурф, недалеко от местности Сабаа. Йаука был идолом для племени Хамдана, а Наср — для Химьяра семейства Зу Киля. Это имена праведников, которые жили среди народа Нуха (Ноя), мир ему. Когда они умерли, сатана внушил людям слепить их статуи, поставить их в том месте, где они обычно устраивали посиделки, и назвать их именами этих праведников. Люди так и сделали, но статуям не поклонялись, пока не умерли строители этих статуй и пока не было потеряно знание. После этого люди сделали эти статуи своими идолами » (Бухари 4920).
Мы видим, что во времена пророка Нуха, мир ему, к людям пришел шайтан. И условием к утверждению этого является подтверждение этого факта Откровением.
Важно заметить, что Аллах позволил шайтану приходить к людям в образе человека именно во времена пророчества, когда ниспосылалось Откровение, и посланник находился среди людей, увещевая их. Во все остальные времена Аллах не даёт шайтану таких полномочий.
Из хадиса мы поняли, что существуют только три вида джиннов и на какую-либо другую их разновидность нет доказательства в Исламе, как нет довода и на то, чтобы джинны являлись когда-либо и к кому-либо в образе людей.
Сейчас же, когда двери пророчества закрыты, увидеть ни шайтанов ни джиннов невозможно в соответствии с основой, которую устанавливает аят: « Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите ». И лгут те, которые заявляют, что видели джиннов, разговаривали с ними и так далее.
Тем более неправильными являются слова о том, что джинны могут совокупляться с женщинами из числа людей, иметь от них детей и так далее. Всё это — только вымыслы, которые не имеют под собой никакой основы в религии Аллаха, несмотря на то, что подобные высказывания принадлежат некоторым известным имамам.
Может ли шайтан показаться человеку, и были ли те, кто его видел?
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями пламени» (Фатыр 35/6).
Шайтан – это существо, которое осмелилось не подчиниться приказу Аллаха, испытывающее ненависть к человеческому роду и старающееся сбить людей с прямого пути.
Поскольку шайтан является одним из джиннов, то в материальном мире он может принимать разные образы. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Джинны делятся на три категории: У одной части из них, есть крылья, и они могут летать по воздуху. Другая часть существует в образе змей или собак. А другая часть ведет кочевой образ жизни, сопровождая людей» (Румузуль-Ахадис). Как следует из этого хадиса, шайтан может представать в образе кошки, собаки, козла или змеи. Известно, что шайтан обманул Адама (алейхи салям) и Хавву (радыйаллаху анха), приняв облик змея.
Чаще всего шайтан появлялся в образе плохих людей. Однако шайтан не способен принять облика посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто увидит меня во сне, пусть знает, что действительно видел меня. Так как шайтан не может принять мой облик». На протяжении веков шайтан, показывался всем пророкам, а так же их последователям, в том числе посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и его сахабам. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же показывался неверующим и многобожникам, и оказывал им помощь в деле сбивания людей с истинного пути.
Сообщается, что однажды Иса (алейхи салям) заснул, положив под голову вместо подушки половину кирпича. Проснувшись, он увидел у своего изголовья сидящего Иблиса, и спросил: «Эй, проклятый! Чего ты ждешь?». Иблис ответил: «Исходя из того, что мирские богатства принадлежат мне, кирпич, который ты положил под голову, тоже мой. Раз ты используешь мое имущество, то значит, являешься моим соучастником». Тогда Иса (алейхи салям) взял этот кусок кирпича и выбросил, а шайтан был вынужден тихонько уйти (Фаридуддин Аттар, Мантыкут-Тайр).
Известно, что Аллах подчинил Сулеману (алейхи салям) джиннов и некоторых шайтанов, которые работали на него. В Коране по этому поводу говорится следующее: «Мы подчинили Сулейману сильный ветер, который дул по его повелению на землю, которую Мы благословили. Мы знаем о всякой вещи. Среди шайтанов были такие, которые ныряли для него и выполняли другие работы. Мы стерегли их» (Анбийа 21/81-82). «Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов – всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (Сад 38/36-38).
Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вчера вечером ко мне пришел один ифрит (самый скверный и ужасный шайтан), чтобы испортить мой намаз. Но Аллах дал мне силу против него, и мне удалось его поймать. Я хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы утром вы все могли увидеть его. Но я вспомнил дуа Сулемана (алейхи салям): «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И я отпустил его, прогнав прочь».
В риваяте Абу Дарды говорится: «Если бы не было дуа, моего брата Сулеймана, то он остался бы привязанным до утра. А мединские дети придя утром в мечеть, могли бы поиграть с ним».
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана, и если да, то в каком виде?
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана?
Шайтан представал перед людьми в разное время и в разных местах, принимая различный облик, не показываясь в своем истинном обличье. Поскольку шайтан является джинном, то он способен появляться в материальном мире, принимая различные образы. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Джинны делятся на три группы: У одной трети из них есть крылья, и они могут летать по воздуху. Еще одна треть существует в облике змей и собак. А еще одна треть ведет кочевой образ жизни, перемещаясь вместе с людьми» (Румузуль-Ахадис). Этой способностью принимать разный облик, джиннов наделил Аллах Всевышний.
Чаще всего шайтан представал перед людьми в облике человека, и в особенности в облике плохих людей. Однако шайтан ни в коем случае не может принять облик посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то увидит меня во сне, то пусть знает, что он действительно видел меня. Так как шайтан не способен принять мой облик».
Шайтан, который на протяжении всего времени существования человечества старался сбить людей с пути Аллаха, представал перед пророками, их последователями, сахабами и аулия. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же являлся к неверующим и многобожникам, стараясь помочь им сбивать благочестивых людей с пути Аллаха.
В риваяте, переданном Абу Хурайрой, сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Вчера один ифрит (самый скверный из шайтанов) из числа джиннов, явился ко мне, чтобы испортить мой намаз. Но я поймал его, и хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы вы смогли увидеть его утром. Однако я вспомнил дуа моего брата Сулеймана, сказавшего: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И тогда я прогнал его».