Что будет если уйти не заплатив в ресторане
Может ли посетитель покинуть ресторан не заплатив, если ему не принесли счет?
Посетитель ресторана может оказаться в довольно глупом положении, если после ужина ему долго не приносят счет. Как правильно поступать в таких ситуациях? Можно ли уйти не заплатив?
Посетитель не обязан сидеть вечно
Если человек делает заказ в ресторане, он, таким образом, оформляет договор на обслуживание, которое должно быть оплачено, объясняет адвокат Кристиан Берешка из Целле. Если после трапезы гостю не приносят счет, он не обязан сидеть там вечно.
Будет правильно, например, подойти к официанту и сообщить, что если через пять минут не принесут счет, вы уйдете. Через пять минут можете уходить. Однако счет следует оплатить в любом случае. Как вариант, можно оставить на столе номер своего телефона или позже запросить счет по электронной почте (адрес можно найти на сайте заведения).
К сожалению, на практике такое происходит редко. К тому же, у рестораторов нет полномочий наказывать посетителя, который ушел не заплатив.
Уход из ресторана без оплаты не наказуем
Кристиан Берешка говорит, что уход без оплаты считается мошенничеством только в том случае, если будет доказано, что гость изначально пришел в ресторан с таким намерением. Если же посетитель хочет заплатить, но заведение не предоставляет ему счет на оплату или заказ не приносят в указанный срок, человек вправе покинуть заведение, ничего не заплатив.
Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»
В отношении посетителей ресторанов действуют правила, касающиеся норм Федерального закона «О защите прав потребителей». Посетитель кафе, бара или ресторана – это так называемый заказчик услуги. Ресторан в свою очередь перед посетителями услугу выполняет. Если говорить о письменных обязательствах, то они выражаются тем, что в ресторане вам по заказу приносят выбранные блюда, а вы в свою очередь обязуетесь оплатить их стоимость.
Согласно статье 9 пункта 10 Правил общественного питания до заказа посетитель ресторана имеет право знать следующее:
А еще посетитель ресторана имеет право на то, чтобы знать полностью информацию о том, что продукты питания соответствуют требованиям СанПиНа и Роспотребнадзора.
Поговорим о том, как можно отказаться от блюда. Например, если вы заказали стейк, а вместо него вам принесли салат, то тогда вы можете не оплачивать блюдо, которое не соответствует позиции в меню. Но важно сообщить администратору или же официанту об этом до того, как вы попробуете блюдо. В идеале вообще не надо дотрагиваться к еде и сразу же придется позвать официанта, чтобы объяснить ему ситуацию.
По закону посетитель точки общественного питания не обязан платить за ту еду, которую он не заказывал.
Также бывают случаи, когда у повара ресторана на кухне заканчивается определенный ингредиент либо продукт. Повар может решить заменить его на другой, что вполне естественно. В хороших ресторанах, следящих за своей репутацией об этом факте клиенту заведения сообщают до того, как он выберет позицию из меню. Сам посетитель ресторана должен отказаться от еды или дать согласие на замену ингредиента. Например, в роллах место авокадо может отказаться огурец. Вы как посетитель ресторана имеете полное право на то, чтобы не платить за блюдо или попросить скидку на него. Опять же упор делать надо на то, что еда не соответствует той, которая обозначена в меню.
Очень часто в ресторанах администрация или шеф-повара преподносят посетителям так называемые комплименты. Это может быть пирожно коктейль.
Клиенту ресторана говорится то, что комплимент бесплатный, а потом посетитель узнает, что он включен в стоимость счета. Помните о том, что вы как посетитель можете не оплачивать подарок и отказаться от него. По закону ресторан, относящийся к точке общественного питания должен предупреждать своих посетителей о любых дополнительных услугах платного характера. А еще ресторан обязан донести все о весе предлагаемого готового блюда. Если указано, допустим 450 грамм салата, а принесли гораздо меньше и это видно невооруженным взглядом, то тогда можно попросить официанта взвесить блюдо при вас. Знайте, что такая ситуация – это прямой обман потребителя. И при этом ресторан могут даже оштрафовать по закону на сумму до пятидесяти тысяч рублей.
Ресторан на основании норм ФЗ «О защите прав потребителей» обязан предлагать гражданам только качественные блюда, которые не должны нанести вред здоровью посетителей. То есть блюдо, которое вам принесут, должно быть съедобным и не должно навредить здоровью. Точкам общественного питания не запрещено предлагать людям экзотические либо свои фирменные блюда, но вы как потребитель услуги должны знать, что в итоге получаете.
В соответствии с положениями действующих норм СанПиН некачественным блюдом считать можно следующее:
Ну и в завершении надо поговорить о посторонних продуктах. Самая распространенная ситуация – это волосы в еде, которые не должны быть там. Помните о том, что некачественная еда повод обратиться не только в Роспотребнадзор, но и в судебные органы, чтобы потребовать с ресторана как материальную, так и моральную компенсацию.
По статистике ошибки в ресторанах среднего и премиум-класса часто признают и потом исправляют, а в качестве извинения предлагают бесплатные десерты или другие блюда. В недорогих ресторанах и сети фаст-фудов ситуация несколько иная. Стойте на своем и попросите принести вам книгу предложений и жалоб. Она должна быть в каждой точке общественного питания по закону. В книге без лишних эмоций и максимально корректно опишите свою проблему, указав, какие недостатки у блюда вами были обнаружены. Свой отзыв лучше сфотографировать, ведь недобросовестная администрация может посодействовать тому, что он может пропасть, но при этом у вас на руках будут доказательства.
Предупредите администрацию и заявите о том, что вы планируете подать жалобу в отношении ресторана в Роспотребнадзор и судебные органы.
Рестораны, дорожащие своей репутацией не допустят длительных проверок и судебных тяжб, так как им это просто невыгодно. А в целом, чтобы не было проблем на будущее более тщательным образом выбирайте ресторан. Обязательно почитайте отзывы об точке общественного питания. Если проблемы и неприятные ситуации в кафе, баре, ресторане все же были, то тогда недовольные посетители точно укажут об этом в отзывах.
Что делать, если ресторан не принимает карты?
Рассказываем, как вести себя в такой ситуации, чтобы найти компромисс!
Содержание
С началом пандемии использование карт и отказ от наличных актуальны как никогда. Но и без этого многие уже давно предпочитают безналичный расчет, ведь это удобно и быстро. А как быть, если вы пришли в ресторан, а там карты не принимают? Рассказываем, кто виноват и почему в принципе администрация ресторанов может так поступать.
Кто виноват и что делать?
Владелец ресторана обязан оборудовать свое заведение терминалом для безналичной оплаты, если выручка за отчетный предыдущий год больше 30 миллионов рублей (с 1 июля 2021 года – больше 20 миллионов рублей). О возможности расплатиться картой чаще всего сообщают соответствующие наклейки или объявления, которые можно увидеть на входе.
Почему могут не принимать карты?
Есть несколько причин отсутствия возможности заплатить картой (при условии, что в общем случае она есть).
Что делать, если вы пропустили сообщение о том, что нельзя заплатить картой?
Если информация о невозможности заплатить картой предоставлена, а вы ее не заметили (прослушали слова официанта или не увидели объявление), предложите поискать компромисс. Есть несколько вариантов выйти из неприятной ситуации:
Может ли администрация заставить вас заплатить своим трудом (помыть посуду, убраться и т. д.)? Нет, это запрещено! И за принуждение к такого рода «оплате» можно привлечь к ответственности по ст. 127 УК РФ.
Что будет в худшем случае, если вы откажетесь платить любым из доступных способов? Представитель ресторана может вызвать полицию, зафиксировать факт отказа от оплаты и потом на основании этого документа обратиться в суд. Поэтому не стоит агрессивно реагировать на подобные неловкие ситуации, гораздо проще найти решение, которое устроит обе стороны.
Как быть, если вам не сообщили о невозможности заплатить картой?
Если вас заранее не предупредили о том, что оплата картой не предусмотрена, вы вправе отказаться платить. В сущности, в такой ситуации ресторан нарушает условия публичной оферты, то есть, не предоставляет всю информацию до того, как определенная услуга будет оказана. Если вас силой принуждают заплатить, можете вызвать полицию и сообщить о неправомерных действиях персонала. Также в дальнейшем вы можете обратиться в Роспотребнадзор с просьбой провести расследование.
При таких обстоятельствах вы даже можете получить компенсацию за нарушение условий публичной оферты.
Как ресторану получить с клиента деньги за разбитую посуду, сломанную мебель и технику
Что поделать: иногда клиенты бьют бокалы, прожигают диваны и ломают бачки. По закону клиент должен заплатить ресторану за ущерб точно также как за чужую личную вещь. Проблемы нет, если клиент готов расплатиться здесь и сейчас. А вот если клиент ушёл, отрицает вину или несогласен с прайсом, спор с ним может превратиться в детективную историю с полицией и судом.
Часто реагировать надо быстро. Если сразу понятно, что клиент переломал мебели на крупную сумму и вы точно не собираетесь спускать это с рук, вызывайте полицию. Сотрудники составят документы, которые понадобятся для суда — про это будет дальше.
Клиент обязан заплатить за ущерб
Если клиент нечаянно или специально испортил вещь ресторана, он обязан заплатить. Потому что для ресторана это материальный ущерб. Исключение — когда клиент не виноват — ст. 1064 ГК РФ.
Если клиент сильно выпил и не помнит себя, это никак не снимает с него ответственность за ущерб — ст. 1078 ГК РФ.
Если клиенты сломали вещь вместе, например, оба упали на стол, они платят поровну. Но в этом случае ресторан может взыскать всю сумму ущерба с любого, а по долям клиенты будут разбираться между собой — ст. 1080 ГК РФ.
За несовершеннолетних ущерб возмещают родители. За детей до 14 лет — всегда, а с 14 до 18 — если у подростка нет своего дохода — ст. 1073, 1074 ГК РФ.
Ещё в общепите есть миф, что в меню надо включить раздел с ценами за бой посуды, мебели и техники. А в случае ущерба, просто включить цену в счёт, и тогда клиент просто обязан заплатить. Но это не так. В меню пишут названия блюд, услуг ресторана и цены. А плата за испорченные вещи ни к еде, ни к услугам не относится. Клиент легко оспорит, что икеевский бокал стоит две сотни, а не полтысячи и откажется платить по прайсу. Заранее навязать клиенту цену за ущерб, как это удобно ресторану, нельзя — ст. 16 Закона о правах потребителей.
Если клиент отказывается платить, придётся готовиться к суду. Дальше расскажем, как это сделать.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Как доказать факт и сумму ущерба
В суде ресторану надо доказать следующее:
Невиновность уже будет доказывать клиент, например, что бокал разбил не он, а официант. Ресторану разве что придется это опровергать.
Что именно сломал клиент
Хорошо, если официанты сразу составят акт ущерба в свободной форме. Туда надо вписать все испорченные вещи и расписаться.
Сломал именно он
Для суда понадобится имя и адрес клиента и доказательства, что он причинил ущерб. Это подтвердят документы из полиции, записи с камер наблюдения и показания официантов.
Если сразу видно, что клиент сломал дорогую вещь и платить не собирается, надо вызвать полицию. Умышленная порча имущества на сумму больше 5000 ₽ — это преступление по ст. 167 УК РФ. Сотрудники дежурной части приедут по такому вызову. И если клиент ещё не ушёл, запишут в протокол его имя, адрес и что он натворил. Дальше проведут доследственную проверку. Дело заведут вряд ли, но ресторан получит постановление об отказе в возбуждении дела, где будет зафиксирован факт нанесения ущерба. Но если сразу это не сделали, написать заявление можно и после.
В подтверждение вины клиента можно взять записи с камер наблюдения. Показать запись полиции, своему юристу и суду — можно. Нельзя только сливать её в интернет в общий доступ — ст. 152.1 ГК РФ и п. 44 Постановления Пленума ВС № 25.
Обычно сложно доказать, что клиент сломал сантехнику, потому что в санузле камер нет. Тут помогут показания официантов, охранников, администраторов. В суде они будут свидетелями.
Если клиент успел уйти, его имя можно попробовать узнать по банку и кассе. Во-первых, если он применял карту лояльности можно посмотреть его имя в онлайн-кассе. Во-вторых, можно сделать запрос в банк, объяснив, что клиент причинил материальный ущерб.
Сколько это стоит
Вещь может быть сломана совсем или подлежать ремонту. Отсюда ресторан может показать суду такие документы:
Дальше надо написать исковое заявление, приложить документы и идти в суд по месту жительства клиента. На этом этапе лучше позвать юриста. Если выиграете, клиент заплатит и за него тоже. В конце суд выдаст исполнительный лист, с которым можно снять деньги с карты клиента через банк или приставов.
Однако если клиент докажет, что у него маленький доход и есть дети, суд сделает ему скидку — ст. 1083 ГК РФ.
Напоследок посмотрите реальные примеры споров общепита с клиентами.
В Омском ресторане подрались две девушки и мужчина. В драке разбили стаканы и плазменный телевизор, повредили деревянные перила. А девушки ещё и не оплатили счёт. Ресторан вызвал полицию, сотрудники записали имена клиентов. Дальше ресторан обратился в суд и показал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, запись с камер того вечера, где хорошо видно кто и что ломает, справку из бухгалтерии о стоимости вещей. В роли свидетелей драки выступили официанты. Суд взыскал в пользу ресторана: с девушек вместе 250 ₽ за посуду и 1400 ₽ за неоплаченный счёт. С одной девушки 1000 ₽ за сломанные перила. А с мужчины 60 000 ₽ за разбитую плазму — дело №2-834/2017.
В другом деле в Сургуте мужчина на корпоративе в ресторане сломал дверь в вип-зал. Хозяева вызвали полицию, данные на мужчину записали. Ресторан заказал экспертизу стоимости двери, получилось 98 000 ₽. В суд ресторан принёс постановление от полиции, видеозапись и заключение эксперта. Мужчина в суде говорил, что плохо помнит вечер в ресторане, потому что пил и не может что-то сказать. Суд взыскал с мужчины в пользу ресторана 98 000 ₽, 20 000 ₽ расходов на юриста и 10 000 ₽ на экспертов — дело № 33-685/2020.
В Челябинске женщина танцевала возле стола в караоке-баре, уронила кальян на бархатный диван и прожгла его. В суд владельцы заведения принесли постановление из полиции о факте инцидента и акт выполненных работ на перетяжку прожжённого дивана новым бархатом в сумме 62 000 ₽. Женщина отрицала стоимость ремонта, но не подкрепила слова бумагами. В итоге суд обязал девушку заплатить бару 62 000 ₽ — дело № 2-1187/2019.
Статья актуальна на 03.12.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что реально грозит, если не заплатить по счету в кафе (ресторане)
На днях один из пользователей сайта задал мне вопрос «Действительно ли могут «посадить» если не заплатил за обед в ресторане?».
В результате общения выяснилось, что пользователь пришел в ресторан пообедать, заказал бизнес-ланч, но еда была отвратительная, хлебу было несколько дней, кусок оказался суховат и с плесенью, суп холодный и без мяса, после чего он возмутился и отказался платить. Официант начал грозить уголовной ответственностью и статьей за кражу. В итоге, клиент все же оставил деньги и ушел, но теперь хочет наказать этот ресторан, и его начал беспокоить этот вопрос.
Рассмотрим более подробно с точки зрения закона, что вообще может грозить, если отказаться заплатить по счету в кафе или ресторане.
Мнения рестораторов
Как ни странно, но в большинстве случае, рестораны не идут на конфликт в подобных ситуациях. Многие рестораторы стараются решить вопрос мирно, не привлекая особого внимания. Правда, зависит и от причины, по которой клиент не оплачивает счет. Чаще всего, клиент просто забыл денежные средства, либо не имеет наличности, а терминал для оплаты картой не работает. В таких случаях, как правило, администратор просто записывает данные клиента и отпускает его – практически всегда в этих случаях, клиент возвращается и оплачивает счет.
Бывают случаи, когда клиент недоволен сервисом или качеством блюд, либо считает, что счет завышен. Ну и конечно, просто не хочет оплачивать счет.
Что по закону могут сделать сотрудники кафе (ресторана)
Если такая неприятная ситуация произошла, то самостоятельно сотрудники ресторана ничего сделать не смогут. Удерживать силой клиента или применять какое-либо воздействие они не имеют законного права. В таких случаях остается только вызвать полицию, чтобы зафиксировать данный факт.
Уголовный состав преступления тут неоднозначный. К административной (например, ст. 7.27 КоАП РФ) привлечь тоже маловероятно, поскольку тут нет тайного хищения, да и доказать умысел вряд ли получится, ведь клиент может сказать, что хотел расплатиться, но забыл деньги, или их потерял по дороге в ресторан. В данном случае применяются нормы гражданского законодательства.
Клиент, придя в ресторан, изучив меню и сделав заказ, фактически соглашается на условия публичной оферты. Между клиентом и рестораном наступают гражданские правоотношения. Таким образом, клиент, отказываясь платить по счету, нарушает принятые на себя обязательства, тем самым нарушив ст. 309 ГК РФ. Следовательно, ресторан может лишь обратиться в суд и требовать взыскать с клиента денежные средства за услугу, которая была ему предоставлена.
И доказательством в таком случае будет протокол, составленный сотрудниками полиции и постановление об отказе в возбуждении дела.
Конечно, в большинстве случаев кафе или рестораны не будут инициировать судебные процессы по данному поводу, особенно, если сумма чека небольшая. Таким образом, максимум, что будет грозить такому клиенту – это порицание со стороны официанта, и возможно посетителей. За это точно не посадят.
Тем не менее, злоупотреблять не стоит. Если обслуживание или качество еды оказалось на низком уровне, то можно потребовать книгу жалоб и предложений, где зафиксировать ваши недовольства, а также обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.