Что будет если я это сделаю таблица
13. Как принимать решения: Декартовы координаты
Данная техника не подходит для ситуаций поиска лучшего выбора, вроде: «какую машину покупать?», «на ком жениться?» или «какую работу лучше выбрать?».
И часто получается «зависание»: сложно оценить выгоды и потери от каждого действия. В НЛП для облегчения выбора есть небольшая техника «Декартовы координаты».
А дальше вам просто нужно будет записать в каждой соответствующей области приобретения и потери.
— Что я получу, если сделаю?
— Что я потеряю, если сделаю?
— Что я получу, если не сделаю?
— Что я потеряю, если не сделаю?
Например, для покупки автомобиля это может выглядеть так:
Что я получу, если не сделаю?
Сэкономлю деньги
Кучу дополнительного времени
Смогу не возить родителей на дачу
Можно спокойно выпить с друзьями
Что я получу, если сделаю?
Удовольствие
Повышение статуса
Удобство
Привлекательность у девушек
Расслабление
Ощущение роста
Что я потеряю, если не сделаю?
Свободу передвижения
Подтянутый вид
Уверенность в собственных силах
Что я потеряю, если сделаю?
Деньги
Время на уход за машиной
Время на стояние в пробках
Независимость от вещи
Естественно, здесь важно честно определить все основные критерии «за» и «против».
Что я получу, если не сделаю?
+5 Сэкономлю деньги
+4 Кучу дополнительного времени
+8 Смогу не возить родителей на дачу
+9 Можно спокойно выпить с друзьями
Что я получу, если сделаю?
+7 Удовольствие
+4 Повышение статуса
+8 Удобство
+9 Привлекательность у девушек
+4 Расслабление
+10 Ощущение роста
Что я потеряю, если не сделаю?
-10 Свободу передвижения
-6 Подтянутый вид
-9 Уверенность в собственных силах
Что я потеряю, если сделаю?
-9 Деньги
-4 Время на уход за машиной
-6 Время на стояние в пробках
-6 Независимость от вещи
Потом просто смотрим результат. За: 7+4+8+9+4+10-9-4-6-6=17. Против: 5+4+8+9-10-6-9=1. 17-1=16. 16 баллов в плюс за покупку. Такой вполне дигитальный, но наглядный вариант получается.
Применение Квадрата Декарта для принятия решений (в Примерах)
Как начать торговать на бирже: Инструкции и Примеры, Обучение
Что такое Квадрат Декарта простыми словами. Как он работает и как им пользоваться. Скачать психологический квадрат Декарта для принятия решений.
По статистике человек принимает примерно 70 решений в день, 2 100 решений в месяц, 25 500 решений в год и 1 405 000 решений за свою сознательную жизнь.
Большинство из них нельзя назвать серьезными: что купить в магазине, какой фильм посмотреть и т.д. Но если речь идет о действительно важном решении, способном оказать влияние на всю дальнейшую жизнь, тут сложнее. Кто-то ориентируется на свой опыт, кто-то склонен руководствоваться советами окружающих. На самом деле же главное, чему стоит доверять – наш разум.
А упростить принятие правильного решения помогает такой простой, но эффективный метод, как квадрат решений Декарта. Техника, предложенная известным философом, позволяет быстро и легко взвесить все за и против актуального вопроса и сделать верный выбор.
Что такое квадрат Декарта (простыми словами)
Квадрат Декарта (Descartes square) – это техника принятия решений на основе сравнений всех возможных плюсов и минусов. Квадрат Декарта помогает рассмотреть ситуацию с четырех разных сторон.
Метод основан на рассуждениях известного французского философа, математика, инженера и основоположника алгебраической символики и аналитической геометрии, а также автора известного в философии метода радикального сомнения – Рене Декарта (Rene Descartes). Жил этот ученый в 1596-1650 гг. Он был первым, кто ввел понятия система координат, коэффициент и переменные величины в математику.
Его известное выражение: «Я мыслю, следовательно, существую». Сомнения он считал важным свойством мышления.
Система включает в себя четыре вопроса:
Дав честные и развернутые ответы по каждой из частей квадрата, человек может проанализировать актуальный вопрос с разных сторон и принять актуальное решение.
Квадрат Декарта простыми словами – это оценка за и против разных вариантов развития событий.
Благодаря такой технике можно проанализировать все аспекты вопроса без однобокой фокусировки только на позитивных или негативных аспектах.
Квадрат Декарта для принятия решений – это универсальная и простая система, которую можно использовать для вопросов любой важности: бытовых или глобальных, касающихся профессиональной деятельности, отношений, личного развития.
Это не волшебный инструмент, который поможет достичь идеального результата и всегда находить решение проблем, но фундамент обдуманного таким образом решения будет значительно крепче, чем спонтанного.
Как пользоваться квадратом Декарта
Метод квадрата Декарта предполагает наглядность. Результатом будет взвешенное и логичное решение, основанное на имеющейся информации.
Перед тем как работать с квадратом Декарта, важно четко сформулировать свой запрос. Учтите, что методика работает с двухсторонними случаями, когда решение принимается на основе «да» или «нет», «можно» или «нельзя», «делать» или «не делать». Многогранный выбор, к примеру, «Куда идти работать: в компанию А или компанию Б?» сюда не подходит. Вопросы нужно ставить так: «Идти ли мне работать в компанию А?». Но никто не запрещает составить два квадрата на каждую из гипотетических ситуаций.
Вам потребуется лист бумаги, а также ручка или карандаш. Приготовив инструменты, приступайте к основной части – поочередно давайте себе честные ответы на указанные выше четыре основных вопроса. Их можно считать основными пунктами анализа проблемы, которые дают возможность оценить ее с различных сторон и сформировать самое объективное представление.
Важно стараться давать на каждый вопрос так много ответов, как сможете. Так вы рассмотрите максимальное количество граней проблемы:
Так выглядит квадрат Декарта в психологии:
Следующий вариант – это скачать квадрат Декарта в виде приложения на телефон и в нем записать ответы на вопросы. Дать им оценку и получить необходимый ответ. Это удобно для тех, кто захочет регулярно пользоваться этой методикой, но нет желания постоянно искать бумагу с ручкой.
Например, приложение от WellApp. В процессе записи ответов вы будете будто конвертировать свои мысли и идеи, это поможет принять правильное решение.
Квадрат Декарта для принятия решений в личной жизни
Что такое Квадрат Декарта в области личного развития? Это еще и мотиватор. Он поможет разложить их по полочкам и даст мотивацию для того, чтобы поставленная задача была достигнута.
Квадрат Декарта, как техника принятия решений применим в любой отрасли. Вот несколько примеров, когда можно его использовать:
Психологический квадрат Декарта анализирует вопрос с разных аспектов. Каждый имеет как положительные, так отрицательные стороны. Поэтому важно прислушаться к себе и проанализировать первоначальный запрос максимально глубоко.
Пример использования квадрата Декарта
Как работать с квадратом Декарта лучше всего рассмотреть на наглядном примере с небольшими пояснениями. Рассмотрим переезд, при возникновении такой необходимости сомнения становятся частым спутником.
Что случится, если это произойдет?
В этом пункте ищем положительные стороны произошедшего гипотетически события или выполненной цели. Самый очевидный пункт, который является главным мотивационным звеном.
Что случится, если я переду из-за черты города ближе к центру?
Довольно часто используется квадрат Декарта при выборе профессии. В том числе, его уместно применять, если вы думаете о смене рода деятельности, но пока сомневаетесь.
Первый вопрос, который предполагает метод квадрата Декарта, самый простой и очевидный. Ввиду этого на него стоит дать максимальное количество ответов, не останавливаясь на первых, которые придут в голову. Наряду с положительными перспективами можно выявить еще и свои страхи.
Что произойдет, если я решу сменить род деятельности:
Что случится, если этого не произойдет
В данном пункте нужно найти как можно больше плюсов в текущем положении дел. Ответы на этот вопрос отобразят, то какие остаются преимущества. То есть нужно дать максимальное количество положительных вещей, которые хотелось бы сохранить.
Что случится, если я не перееду из-за черты города ближе к центру?
Если я останусь жить за городом, то…
На этом этапе нужно найти преимущества от того, что мы не получим желаемое. То есть, нужно оценить, что будет, если мы откажемся принимать решение, и все останется так, как было. В ответах нужно оценить все плюсы актуального положения дел, которые не хочется терять.
Что будет, если я решу не менять род деятельности:
Что не случится, если это произойдет
Этот вопрос подразумевает осознание минусов достижения цели. Или, иначе говоря, цена, которая будет отдана за возможность реализации.
Что не случится, если я переду из-за черты города ближе к центру?
При ответе на третий вопрос Декарта, нужно найти минусы в получении желаемого. То есть, это та самая цена, которую придется заплатить за воплощение своего решения. Если пришли в голову положительные моменты, пишите их тоже. Переходите к следующему этапу только после того, как все мысли закончатся.
Чего не будет, если я не сменю род деятельности:
Что не случится, если этого не произойдет
В этом секторе находятся минусы от того, что событие не произошло. Это последний пункт в котором отсекаются все оставшиеся «не», которые мешали реализации цели. Этот вопрос очень важен для анализа ситуации, в которой поставленная цель никак не достигается. Рекомендуется давать ответы как можно быстрее. Тут важно опираться на подсознание, которое будет выдавать все барьеры. Так же важно сохранить все «не» из вопроса:
Что не случится, если я не переду из-за черты города ближе к центру?
Если я не перееду, то…
На последнем этапе ищутся минусы от непринятия решения.
Чего не случится, если я сменю род деятельности:
Таким образом, можно применять квадрат Декарта для принятия решений в личной жизни, бытовых вопросах, своем развитии и множестве других сфер.
Как принять решение с помощью квадрата Декарта
В том, как пользоваться квадратом Декарта, самым сложным может показаться конечный процесс принятия решения. Вынести окончательный вердикт очень просто. Обычно ответив на заданные вопросы достаточно подробно, решение приходится практически незамедлительно и является верным. Для это нужно перечитать ответы на вопросы и поставить рядом отметку, демонстрирующую к какой категории отнести аргумент: за или против. Пересчитав полученный результат, мы получаем научно достоверное решение.
Если оценить результат, приведенный в пример, то видно, что плюсов переезда 19, а минусов 12. Дальше человек оценит значимость для него тех и других и поймет, что все же стоит рискнуть и изменить свою жизнь.
Как вариант, не просто относить к какой-то категории, а еще и ставить баллы от 1 до 5. Чем ответ важнее, тем больше баллов. Подсчитать, какая категория набрала больше – тот выбор и достоверный. Техника дает возможность получить точное решение проблемы. Но не стоит забывать и о своем внутреннем голосе.
Советы по использованию
При использовании следует обратить внимание на несколько нюансов:
Техника даст лучшие результаты, если вы будете использовать ее правильно. Квадрат Декарта предполагает такие тонкости:
Заключение
Порой в жизни мы сталкиваемся со сложным выбором. Нужно учиться не прятаться от принятия на себя ответственности за свою жизнь, а максимально грамотно управлять ею. Техника квадрата Декарта очень проста и удобна. Она не только поможет сделать шаг в верном направлении, но и поможет научиться анализировать неудачи и просчитывать вероятные исходы.
«Порядок освобождает мысль» – говорил Рене Декарт.
В жизни каждого из нас бывают сложные ситуации. Зная, что такое квадрат Декарта, и как его использовать, вы можете принять самое правильное решение в любом случае. Методика очень простая и быстрая, при этом, точная и эффективная. К тому же ее можно легко адаптировать под все сферы жизни.
Помните, что анализ – это процесс и не нужно гнаться сделать все и сразу. Всегда можно часть написанного отложить и продолжить после.
Трейдер, инвестор, частный предприниматель. «Финансовые рынки объединяют разные интересы, бизнес, континенты. Это то место, где всегда можно найти, чем заняться, что и как сделать или создать.»
Как принять решение, если сомневаешься? Квадрат Декарта для принятия решений, Методика «Стакан воды» Хосе Сильва и другие проверенные, работающие методики.
Добро пожаловать на блог! Я очень рада Вашему визиту!
Как принять решение если сомневаешься? Это очень важный вопрос. Ведь вся наша жизнь — это фактически вереница принятых решений по самым простым и самым сложным вопросам. И от каждого предыдущего решения зависит, какие последующие новые вопросы поставит перед нами жизнь и какие возможности откроются перед нами. Странно, что в школе столько времени уделили тригонометрии, но не дали никаких инструкций по такому важному вопросу…
У меня есть несколько верных помощников – проверенных методик, которые много раз выручали меня и помогали принять правильное решение. Некоторые методики я узнала на тренингах по личностному росту, некоторые — из трудов великих философов, а некоторые подсказала мне… моя бабушка.
Иногда становится немного страшно от того, насколько даже самое простое решение может изменить нашу судьбу. Вот пример из жизни:
Девушку пригласили на вечеринку среди недели. Она думала идти или не идти. Устала после работы. Плюс завтра утром важная презентация. Всё же РЕШИЛА пойти. И в результате встретила свою любовь. Вышла замуж, родила любимому детей. Она нашла своё счастье и часто задаёт себе вопрос, какой была бы её судьба, не пойди она на ту вечеринку.
Так от каждого нашего решения, даже самого маленького, зависит, каково будет продолжение сценария нашей жизни.
Итак, вернёмся к нашему главному вопросу: «Как принять правильное решение, если сомневаешься?».
Методики, как принять правильное решение, если сомневаешься.
1-я методика «Интуиция».
Все последующие методики очень важны, но нельзя ни в коем случае принижать роль интуиции. Вы заметили, что чаще всего мы сразу знаем, чувствуем, как надо поступить. Я, например, говорю себе: «Прислушайся. Что говорит тебе твой желудок?». Нужно прислушаться к своему внутреннему голосу. Но если это не помогает, я использую несколько простых и проверенных методик.
2-я методика «Бабушкин совет».
На самом деле, это народная мудрость, которая является квинтэссенцией опыта многих предыдущих поколений наших предков. Они на протяжении тысячелетий подмечали те или иные причины и следствия. И передавали эти знания из поколения в поколение. Так вот, бабушка мне говорила, если сомневаешься, не знаешь, какое решение принять, спроси совета у 2-х самых близких людей. Бабушка говорила, что через них Ангелы сообщают тебе наилучшее для тебя решение.
Этот метод можно в какой-то степени назвать вытекающим из предыдущего метода: если твой Ангел не может «достучаться» с правильным решением до тебя через интуицию, то он передаёт его через самых близких тебе людей.
3-я методика «Квадрат Декарта для принятия решений».
Суть этой простой техники в том, что проблему или вопрос необходимо рассмотреть с 4-х разных сторон. Ведь зачастую мы зацикливаемся на одном вопросе: что будет, если ЭТО СЛУЧИТСЯ? Или, что я получу, если я ЭТО СДЕЛАЮ? Но надо задать себе не 1, а 4 вопроса:
Чтобы стало понятнее, можно задать вопросы немного по-другому:
4-я методика «Расширение выбора».
Это очень важная методика. Часто мы зацикливаемся только на одном выборе «ДА или НЕТ», «Сделать или Не сделать» и в своём упорстве забываем рассмотреть все другие варианты. Например, купить именно эту машину в кредит или нет. Если нет, то продолжать ездить на метро. Из-за того, что мы зацикливаемся только на варианте «ДА или НЕТ», мы забываем о других вариантах. Например, альтернативой езде на метро может быть покупка недорогой машины. И уже не в кредит.
5-я методика Хосе Сильва «Стакан воды».
Это удивительная, действенная, работающая методика. Её автор Хосе Сильва, получивший известность в мире за разработанный им Метод Сильва – комплекс психологических упражнений. Выполнять упражнение надо так. Перед сном взять стакан воды с чистой не кипяченной двумя руками (можно взять минеральную воду), закрыть глаза и сформулировать вопрос, который требует решения. Затем отпить примерно половину воды небольшими глотками, повторяя про себя приблизительно такие слова: «Это все, что мне нужно сделать для того, чтобы найти правильное решение». Открыть глаза, поставить стакан с оставшейся водой возле кровати и лечь спать. Утром допить воду и поблагодарить за правильное решение. Решение может явно «прийти» сразу утром после пробуждения, а может осенить среди дня. Решение придёт, как вспышка и станет совершенного не понятно, как можно было сомневаться. Вот же оно, правильное решение.
Объяснение этой методики очень простое: мы состоим на 80% из воды. Японские и российские учёные проводили эксперименты с водой, в результате которых выяснили, что вода может «запоминать» различную информацию и передавать её мгновенно на большие расстояния. Об этих исследованиях снят документальный фильм «Вода». Если Вы его еще не видели, можете посмотреть в этой статье Как решать конфликты эффективно?
6-я методика «Придерживайся своих базовых приоритетов»
Методика основана на идеях философов Древней Греции. «Атараксия» — это невозмутимость, спокойствие. Она достигается, когда человек правильно распределяет систему ценностей. Ведь чаще всего человек неспокоен и страдает от того, что не получает желаемого.
Ключ к постижению счастья очень прост: нужно радоваться тому, что ты имеешь, и не желать того, чего иметь не можешь! (Олдос Хаксли)
Мудрые греки распределили ВАЖНОСТЬ ценностей и своих базовых приоритетов так:
Так вот, когда Вы что-то хотите получить при принятии решения, проанализируйте по вышеуказанной классификации, действительно ли это нужно Вам или это не природные и не естественные ценности, навязанные Вам стереотипами общества. Не думайте о том, что подумают другие, но при этом будьте уверены в том, что Ваше решение никому не навредит.
Если Вам интересно познакомиться с другими советами древнегреческих философов, архиважных и актуальных в наши дни, читайте статью Как правильно жить мудрые советы. Философское мировоззрение.
7-я методика «Подождать».
При принятии важных и долгосрочных решений важно избавиться от эмоций. Например, в отношениях с любимыми людьми или если хотите сменить работу, но боитесь перемен.
Если Вы хотите чего-то по-настоящему и если это действительно полезно для Вас, Вы обязательно это получите (о том, почему мы иногда не получаем того, чего желаем и что кажется важным для нас, читайте в статье Пути Господни неисповедимы что это значит?).
Иногда, чтобы принять правильное решение, нужно просто подождать. Вы знаете, что с импульсивными желаниями часто трудно справиться. При этом, если подождать немного, желание может пропасть само по себе. И то, что казалось первейшей необходимостью ещё вчера, сегодня кажется совсем не нужным. Не зря говорят: «С этой мыслью нужно переспать».
Чтобы избавиться от эмоций, можно воспользоваться упражнением, которое называется «10/10/10». Надо ответить на вопрос «Как я отнесусь к этому через 10 часов/10 месяцев/10 лет?».
Резюме.
Вы получили ответ на вопрос, как принять решение если сомневаешься? И сейчас Вам предстоит сделать Ваш выбор. Во время принятия решения важно:
При всех прочих обстоятельствах, будьте всегда уверенны в себе и в своей мечте, не сдавайтесь, будьте оптимистом. Не думайте о том, что подумают другие, но при этом Ваше решение будет правильным только тогда, когда после его принятия, у Вас будет спокойно на душе и Вы будете уверены, что никому не причиняете зла и не идёте против своих принципов.
Не бойтесь, принимайте именно Ваше решение, даже если оно окажется неправильным, ведь «Никто не спотыкается, лёжа в постели» (японская мудрость)!
Желаю вдохновения и много сил для всех Ваших планов и решений!
Decision Table — что это и как применять
Decision Table (таблица решений) — техника, помогающая наглядно изобразить комбинаторику условий из ТЗ.
Чем проще и понятнее требования, тем меньше будет разночтений. И тем меньше исправлений после реализации. И тем проще нам, тестировщикам, писать тест-кейсы по таким требованиям.
В тестировании таблица решений используется для того, чтобы на основе требований составить тест-кейсы. И ничего не забыть при сложных комбинациях входных условий! Ведь каждая строка или столбец таблицы → готовый тест-кейс.
Decision Table относится к техникам тест-дизайна. Значит, про неё спрашивают на собеседованиях. И поэтому я сделаю небольшой цикл статей по таким техникам в помощь начинающим тестировщикам. Чтобы ознакомиться с каждой техникой:
Decision Table (таблицы решений) — текущая статья
Сегодня говорим про Decision Table (таблица решений):
Помимо статьи есть видео о таблице решений с моего канала. Кому что удобнее! 🙂
Как составлять таблицу
По горизонтали — выписываем условия, которые влияют на результат. А чуть ниже — сам результат, в оригинале Action — действие, которое нужно выполнить.
По вертикали — правила: конкретная комбинация входных условий.
То есть мы указываем значения условий и результата
Правило 1
Правило 2
Правило N
Условия
Действия
Давайте посмотрим на простом примере — когда у нас один результат (action).
Пример 1. Страховка на автомобиль (один результат)
Я прихожу в страховую компанию и заполняю анкету, где есть 2 вопроса:
Есть ли 5 лет стажа вождения?
Ответить можно либо да, либо нет.
Получается 2 условия по 2 возможных варианта, итого 4 варианта пересечения условий, 4 правила. На каждое правило свой результат:
Если у меня небольшой стаж и я часто бываю в авариях — придется заплатить по максимуму, иначе страховать такого водителя будет невыгодно.
Если нет стажа, но нет аварий — плачу поменьше, но не сильно. Знаете как бывает — первое время катаются очень осторожно, а потом начинают думать «да я царь и бог, не попаду в аварию». И понеслось.
Если я опытный водитель, но бываю в авариях — ценник еще чуть ниже. Ведь бывать в авариях — это нормально. Иногда ты просто стоишь на светофоре, а в тебя влетает дурак, ну что тут поделаешь? Но если аварий мало, а опыта много — это хороший знак.
Если опытный, да еще и без аварий — меньше всего. Очень аккуратный водитель, платить скорее всего не придется!
А теперь то же самое, только в виде таблички:
Матрица Эйзенхауэра: как разобраться с делами раз и навсегда
Что такое матрица Эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра — это метод тайм-менеджмента, помогающий расставлять приоритеты: делать важное и не тратить время на ненужное. Он подойдет всем, кто хочет разобраться с личным и рабочим временем, научиться планировать расписание, которое не съезжает. Матрица состоит из четырех квадратов: срочно и важно, несрочно и важно, срочно и неважно, несрочно и неважно.
Идея распределять дела по такой методике появилась у 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра, руководившего страной с 1953-го по 1961 год. Эйзенхауэра считают одним из самых продуктивных президентов в истории Штатов.
«У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные — всегда несрочные», — Дуайт Эйзенхауэр.
Метод Эйзенхауэра оформил и популяризировал американский консультант Стивен Кови, описав его в книге «Семь навыков высокоэффективных людей».
Эффективность метода подтверждает исследование 2018 года [1]. Большинство людей выбирают срочные, а не важные дела. Ученые предложили участникам эксперимента выбрать, что делать в первую очередь. Срочные дела выбирали люди, которые описывали себя как «занятые». Зато когда их попросили обдумать последствия выбора той или иной задачи, они отдавали приоритет важным делам.
Как пользоваться матрицей Эйзенхауэра
Прежде чем заполнять матрицу, отследите в течение нескольких дней, какие задачи вы выполняете и сколько времени они отнимают. После наблюдения положите перед собой список дел и к каждому задайте три вопроса:
Ключевые слова — «для меня». В основе оценки и распределения должны лежать результаты, которые нужны вам, а не вашим близким или коллегам.
Когда распределите задачи по блокам, посмотрите, в каком квадрате их больше всего. Последовательно разбирайтесь с каждым квадратом. В будущем старайтесь оставлять в одном квадрате не больше восьми задач, причем личные и рабочие задачи считаются вместе. А перед тем как добавлять новое дело, завершите одно из списка.
Квадрат 1 — срочные и важные
Оперативно подхватить проект, пока коллега на больничном, закрыть задачу, прилетевшую за три часа до дедлайна, вылечить зуб с острой болью, — срочные и важные дела. Они требуют быстрого ответного действия. Обычно у таких задач есть осязаемые дедлайны и последствия, если не выполнить их вовремя. Сюда отнесем дела, возникшие из-за кризисов или форс-мажоров.
Если таких задач большинство. Возможно, у вас проблемы. Задачи в этом квадрате неизбежны, ведь ситуации и события, которыми нельзя управлять, будут происходить всегда. Но если фокусироваться только на срочных и важных делах, можно «заработать» хронический стресс, эмоциональное выгорание и ощущение потери контроля над жизнью. Это приведет к «внутренней миграции» — делам из четвертого квадрата.
Что делать. Старайтесь оставить здесь как можно меньше дел. Разработайте план по достижению актуальных целей. Поставьте дедлайны, составьте расписание. Проверьте в конце недели, что вы успели сделать, какие результаты получились и что будете делать на следующей неделе. Если срочные и важные задачи приходят извне, подумайте, как это предотвратить. Например, поговорите с начальством, коллегами или клиентом о перераспределении нагрузки или поменяйте рабочий план.
Квадрат 2 — несрочные и важные
Занятия в тренажерном зале, изучение языков, учеба на образовательных курсах — это задачи, связанные не с решением проблем, а с личным ростом. Эти дела помогают двигаться к долгосрочным целям с самыми ценными результатами. У них может не быть дедлайна или конечного срока, поэтому часто мы заменяем несрочные важные дела задачами из списка срочных.
Подкаст об образовании не поможет зарабатывать больше уже завтра, но поможет спланировать свою образовательную траекторию, чтобы зарабатывать больше в будущем. Это несрочно, но важно.
Если таких задач большинство. Вы расходуете свои ресурсы на то, что считаете важным. Уровень стресса снижается, вы почувствуете себя еще лучше, когда увидите первые результаты своих инвестиций.
Что делать. Это идеальная ситуация. Поддерживайте и сохраняйте ее как можно дольше.
Квадрат 3 — срочные и неважные
Сюда попадает проверка электронной почты и мессенджеров, рассылки документов, мытье посуды и другие бытовые дела. Это рутинные задачи, их результата ждут другие люди, но это почти не приближает вас к собственным целям. Автор книги «Сделай это завтра» Марк Форстер называет это занятостью. Занятость мешает делать «настоящую работу».
Если таких задач большинство. В этом квадрате можно увидеть эффект срочности: вы можете чувствовать драйв от поставленных галочек напротив списка дел, которые почти ничего для вас не значат. Но вместе с этим возникает ощущение, что вы занимаетесь не тем. Растет недовольство собой и своей жизнью.
Что делать. Стивен Кови советует делегировать такие задачи: службам доставки, личным ассистентам, клининговой службе, подрядчикам. Если делегирование невозможно — снизить их влияние на расписание. Например, выключать уведомления мессенджеров, ясно обозначать другим, сколько вам нужно времени на задачу, и говорить «нет», если таких дел становится слишком много. Еще один способ — заниматься задачами третьего квадрата, когда в первом и втором уже ничего нет.
Квадрат 4 — несрочные и неважные
Сюда попадают просмотры сериалов, пролистывание ленты в соцсетях и сортировка писем вместо ответа на них. Это «убийцы времени»: за этими занятиями мы проводим часы, но не получаем от них практической пользы в долгосрочной перспективе. Конечно, желание отвлечься, отдохнуть, полениться — это естественно. Самого Эйзенхауэра критиковали за игру в гольф в рабочее время. Но гольф и бридж создавали баланс между личным временем и стрессовой работой президента.
В долгосрочной перспективе «убийцы времени» мешают достигать важных целей. Исследование 2019 года, опубликованное в Journal of Applied Psychology, это доказывает [2]. Ученые нашли взаимосвязь между досугом сотрудников и их продуктивностью на следующий день. Исследователи выяснили, что работники, которые накануне долго смотрели передачи, пришли на работу с хорошим настроем. Но к концу недели их настроение ухудшалось, а мотивация падала. При этом работники, которые занимались спортом, йогой, медитацией, слушали музыку и помогали другим, чувствовали себя более спокойными и мотивированными.
Если таких задач большинство. Вы можете застрять в рутине. Из-за этого появится стресс и ощущение эскапизма, бегства от проблем.
Что делать. Фиксируйте время. Это поможет определить главных «убийц времени». Когда их найдете, подумайте, чем их заменить или ограничить.
Где собирать матрицу Эйзенхауэра
Блокнот или тетрадь. Не имеет значения, будут ли это разлинованные листы или нет — главное, чтобы вы осознавали границы между квадратами. Чтобы сделать распределение нагляднее, используйте разные цвета и шрифты для каждого блока.
Todoist. В приложении можно маркировать задачи с помощью четырех уровней приоритетности, которые можно отфильтровать.
Notion. Оформить матрицу в Notion можно несколькими способами. Например, создать базу с автоматическим присваиванием тега к задачам. Чтобы пользоваться такой матрицей, скопируйте шаблон у автора. Шаблон на английском языке.
Evernote. Это приложение для заметок. В нем есть шаблон матрицы, который можно настроить под себя: выбрать цвета, задачи. Можно заводить отдельную заметку с матрицей на каждый месяц, неделю или день.