Что будет хозяину машины
Езда на чужой машине, что нужно знать!
Часто собственники автомобилей, доверяя свою машину другому человеку, не задумываются о последствиях. Равно как и водители, взявшие транспорт для временного использования. В большинстве случаев передача машины остается для правоохранительных органов незамеченной. Если же инспектор остановит автомобиль, который был передан другому человеку собственником неправильно, то наказание будет весьма суровым. О правовых последствиях езды на чужой машине мы и поговорим далее.
Как правильно ездить на чужой машине?
Существует два основных понятия:
собственник;
владелец.
Собственник — это лицо, которое указано в документах на автомобиль. Он имеет право распоряжаться автомобилем, продавать его, дарить и совершать иные манипуляции. Владелец же, по сути, является арендатором, использующим автомобиль за плату или безвозмездно.
У владельца прав на машину нет. Он может только пользоваться автомобилем в пределах оговоренного срока и обязан вернуть транспорт в целостности и первоначальном виде. Чтобы управлять чужим автомобилем, у владельца должно быть четыре документа:
Полис ОСАГО. Страховка должна быть неограниченной. Если она ограниченная, то обязательно вписывается водитель, который будет временно пользоваться машиной.
Водительское удостоверение. Собственник, передавая право управления человеку, не имеющему прав, сам рискует попасть под административную ответственность.
СТС. Свидетельство о регистрации права собственности передается пользователю вместе со страховкой.
Доверенность. Инспектора ее наличие проверять не имеют права, но ее наличие убережет от многих проблем.
Если страховка неограниченная, то доверенность поможет доказать, что автомобиль не был угнан. Только представьте, что будет, если при конфликтной ситуации собственник заявит в полицию об угоне? И доказать свою невиновность будет очень трудно.
Что нужно знать собственнику?
Доверяя свой автомобиль чужому человеку, не поленитесь составить доверенность в письменной форме. В ней указываются данные собственника и временного владельца и дата действия доверенности (можно написать, что право пользования действует бессрочно). Заверять документ у нотариуса не нужно.
По сути, с 2012 года обязанность составлять доверенность отпала. И сейчас ей практически не пользуются. Инспектора не имеют права требовать доверенность, а водитель может отказать ее предоставлять без последствий. Однако документ необходим собственнику, чтобы избежать многих проблем:
В случае ДТП обвинения будут предъявлены собственнику автомобиля, если водитель сбежит с места аварии.
Если водитель окажется пьян, то собственника могут обвинить в передачи управления ТС человеку, который находится в состоянии опьянения.
За нарушения, зафиксированные камерой, штрафы приходят именно собственнику (письма счастья).
Во всех перечисленных случаях доверенность поможет доказать, что в момент нарушения за рулем находился не собственник, а другой человек. При алкогольном опьянении у водителя нужно доказать, что машина была передана трезвому человеку.
Возможный штраф
Штраф за езду на чужом автомобиле не предусмотрен, если у водителя при себе имеются все необходимые документы. Отсутствие хотя бы одного из них рассматривается как нарушение, за которое придется понести наказание:
Если водитель не вписан в ОСАГО, то ему придется заплатить 500 рублей, согласно части 1 статьи 12.37 КоАП.
Если у водителя нет прав. Штраф для самого водителя составит до 15 000 рублей, согласно части 1 статьи 12.7 КоАП. Заплатить придется и собственнику за передачу права управления ТС, у которого отсутствует удостоверение. И наказание за это — 30 000 рублей, согласно части 3 статьи 12.7 КоАП.
При отсутствии СТС штраф составит 500 рублей по части 1 статьи 12.3 КоАП.
Более серьезное наказание предусмотрено в случаях, когда водитель управляет авто в пьяном виде. Пользователю машины грозит штраф в размере 30 000 рублей и лишение удостоверения на срок до 2 лет, по части 1 статьи 12.8 КоАП. Аналогичное наказание предусмотрено и для собственника, который передал машину пьяному человеку, согласно части 2 статьи 12.8.
Если собственник заявит об угоне, то наказание будет в виде лишения свободы на срок до 5 лет по части 1 статьи 166 УК. Или штраф в сумме до 120 000 рублей.
Как видите, езда на чужой машине и передача своего автомобиля другому лицу может стать причиной серьезных нарушений и внушительных штрафов. Поэтому грамотно передавайте и принимайте ТС.
Но обо всем по порядку. Некто Жалнин немного погулял с друзьями, после чего решил за руль не садиться. Он позвонил своей жене и попросил ее довезти его до дома на их же машине. Жена приехала, забрала мужа, и они вместе поехали домой. Проблема оказалась в том, что жена накануне тоже немного приняла на грудь горячительных напитков. А тут как раз по дороге попался наряд дорожно-патрульной службы. Мимо бдительных стражей порядка парочке проскочить не удалось. Инспекторы быстро установили, что женщина находится в состоянии опьянения, все это грамотно оформили. Да и она сама не оспаривала факт употребления спиртного.
И суд лишил прав на полтора года и жену, которая была за рулем, и собственника автомобиля. А также назначил каждому штраф в 30 тысяч рублей. Однако с этим не согласился Жалнин и пошел обжаловать это решение во всех инстанциях.
Но даже Верховный суд не нашел процессуальных нарушений в рассмотрении этого дела нижестоящими судами и подтвердил законность решения.
В соцсетях же начали возмущаться тем, что теперь любого собственника машины можно лишить прав, если кто-то управляет его автомобилем по доверенности в нетрезвом виде. Однако это далеко не так. Даже Верховный суд в данном деле указал, что, согласно рапортам сотрудников полиции, в момент остановки автомобиля под управлением Жалниной в салоне находился и ее муж Жалнин. При этом его нахождение в машине в момент события правонарушения не оспаривается. Таким образом, факт передачи управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения, подтвержден собранными по делу доказательствами.
То есть если бы муж находился в другом месте, а не в машине, его бы не привлекли к ответственности за передачу права управления нетрезвому водителю. И это устоявшаяся практика.
Лев Воропаев, адвокат:
— Верховный суд РФ неоднократно указывал, что в каждом конкретном деле необходимо устанавливать факт передачи собственником управления своим транспортным средством иному лицу, находящемуся в состоянии опьянения. И это должно доказываться совокупностью сведений о произошедшем событии.
Если собственник транспортного средства не находился в одном автомобиле с водителем, который управлял этим автомобилем в состоянии опьянения, а тот имеет право пользования и управления данным транспортным средством, в том числе указан в страховом полисе ОСАГО.
И если помимо этого собственник укажет, что в период, относящийся к обстоятельствам правонарушения, автомобиль находился в пользовании и распоряжении водителя без ограничения. Или этот собственник передал данное транспортное средство водителю в момент, когда он не находился в состоянии опьянения, а другими доказательствами это не опровергнуто. Тогда, при таких обстоятельствах, в действиях собственника отсутствует нарушение Правил дорожного движения, а дело подлежит прекращению.
Наказание за передачу руля человеку без прав
Передача руля человеку без прав может закончиться штрафом — для того, кто управляет и для хозяина, что дал ему управлять транспортом. Штраф за передачу руля еще строже, если отдать авто тому, кто нетрезв. Рассказываем, что будет за такие действия, можно ли его обжаловать или избежать.
Штраф за передачу руля человеку без прав
Пункт 3 статьи 12.7 КоАП
Штраф за езду без прав
Пункт 1 статьи 12.7 КоАП
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Ответственность за передачу руля человеку без прав
Хозяина не было в транспортном средстве при задержании. Если экипаж ДПС попросит остановиться шофера без удостоверения, его оштрафуют — до 15 000 рублей. Машину эвакуатор отвезет на штрафстоянку. Хозяин авто сможет забрать его со стоянки, заплатив за эвакуацию и хранение — около 6 000 рублей.
Если обнаружится, что хозяин добровольно передал авто гражданину без водительского удостоверения, он тоже получит штраф.
Собственник находился в салоне машины. В такой ситуации автовладельцу будет трудно подтвердить, что факт отсутствия удостоверения у того, кто управлял ТС. Если эту пару остановит инспектор, скорее всего, обоих оштрафуют.
Штраф за передачу руля человеку без прав в 2021 году
Рассмотрим ситуации, когда положено наказание хозяину авто и тому, кто был за рулем.
Собственник авто передал управление гражданину без прав. Штраф за такие действия — 30 000 рублей.
Гражданин без водительского удостоверения управлял ТС. Если гражданин управлял авто без права на то, его оштрафуют — от 5 000 до 15 000 рублей. Если водителя уже лишали прав, например за превышение скорости на 60 км/ч, ему грозит штраф 30 000 рублей или арест на 15 суток.
Передача руля лицу без прав в состоянии опьянения
Такое бывает, например, когда нетрезвая компания едет до ближайшего магазина за новой порцией спиртного. Если владелец авто решает передать руль менее пьяному товарищу без прав, накажут обоих. Причем собственника — даже если его не было в машине при задержании.
Собственник передал управление пьяному без прав. Хозяин авто получит за такие действия наказание — 30 000 рублей с лишением прав до двух лет.
Пьяный водитель без прав сел за руль. Такая поездка обойдется водителю в 15 суток ареста в спецприемнике.
Иногда суд может ограничиться штрафом — 30 000 рублей. Такое наказание получит тот, кого по закону нельзя подвергать аресту :
Если шофер, лишенный прав за нетрезвое вождение, снова сел за руль выпившим, он получит более серьезное наказание в виде уголовной ответствености — штраф до 300 000 рублей или тюрьма на два года.
Как обжаловать, смягчить наказание или уменьшить штраф
Практика такова, что оправдать гражданина в похожих делах трудно: для хозяина, который передал руль, и для того, кто сел за этот руль. Тем более, если водитель был пьян — судьи по таким делам редко выносят оправдательный приговор.
В моей практике такого не встречалось, но вину можно смягчить, когда хозяин не был в курсе, что передает руль гражданину без водительского удостоверения или выпившему. Он должен сказать об этом на суде. А водитель должен подтвердить, что скрыл факты отсутствия прав и употребления спиртного.
Собственник продал машину на словах, а теперь заплатит за чужое ДТП
Один мужчина в Новгородской области ехал на жигулях и врезался в Тойоту Камри.
Когда стали разбираться, оказалось, что автомобиль принадлежал ему только на словах. Владелец машины и этот мужчина договорились, что когда-нибудь в будущем заключат договор купли-продажи, а пока пусть покупатель ездит без документов: денег-то у него все равно нет, а машину хочется. Собственник хотел себя обезопасить: вдруг переоформит машину, а денег не получит? Пусть уж лучше она по документам будет принадлежать ему.
Ни доверенность, ни договор мужчины тоже не оформляли, в ГИБДД переход права собственности не регистрировали. Единственное, что сделал собственник машины, — оформил полис ОСАГО с неограниченным количеством водителей. Правда, к моменту ДТП и его действие уже закончилось.
Пострадавший водитель Тойоты Камри не стал долго разбираться и подал в суд на них обоих: и на водителя, который управлял автомобилем в момент аварии, и на собственника, ведь по документам автомобиль принадлежал именно ему.
Аргументы сторон
Водитель Тойоты. Мужчина управлял жигулями на законном основании: автомобиль ему передали по договору купли-продажи, пусть и только устному. Он сам это подтвердил, когда сотрудники ГИБДД оформляли аварию. Но так как договор не зарегистрировали в ГИБДД и переход права собственности на машину не оформили, то виноваты оба — и водитель, и собственник. Они должны отдать мне деньги за ремонт — 60 тысяч рублей. Кто именно — без разницы, пусть между собой разбираются.
Собственник жигулей. В момент ДТП за рулем автомобиля был его новый владелец. Мы с ним договор купли-продажи не оформляли, потому что сейчас у него нет денег. На машине он ездит как бы в долг. Но мы все обговорили: как только появятся деньги, мы подпишем договор, я получу плату, а он зарегистрирует машину на себя. Я даже специально сделал страховку на неограниченный круг лиц, чтобы, если что, водитель мог всем доказать, что находится за рулем законно. Никакая доверенность не нужна: ведь по закону об ОСАГО главное, чтобы тот, кто за рулем, был вписан в страховку. А то, что на момент ДТП страховка закончилась, — это проблемы водителя, это же теперь его машина, должен был думать. Пусть он выплачивает эти деньги.
Водитель жигулей. Пожалуй, просто не пойду на судебные заседания. Пусть разбираются без меня.
Что сказали суды
За рулем машины, которая спровоцировала ДТП, был водитель, который якобы был ее новым собственником.
Но при этом договора купли-продажи машины нет, акта приема-передачи нет, переход права собственности на этого человека не зарегистрирован, деньги в счет покупки машины он собственнику не передавал. Доверенность на право управления машиной у него тоже отсутствует. Получается, что за рулем в момент аварии находился вообще посторонний человек.
Возмещать ущерб будет тот, на кого записан автомобиль. Никаких других вариантов тут даже быть не может.
Собственник жигулей не согласился с таким решением суда. Он уже больше года не пользовался машиной и, конечно, не хотел платить 60 тысяч за эту аварию. Он подал апелляцию.
Ни собственник, ни водитель автомобиля не отрицали тот факт, что между ними заключен устный договор и автомобиль принадлежит водителю. Когда они заключали этот договор, действовал полис ОСАГО, по которому управлять автомобилем мог неограниченный круг лиц.
То, что этот полис закончился, а у водителя не было ни действующего полиса, ни документов на машину, не говорит о том, что водитель был за рулем неправомерно. Собственник ничего не должен возмещать, это ошибка райсуда. Разъяснения, на которые они сослались, касаются случаев причинения вреда жизни и здоровью, а не материального ущерба.
Решение суда первой инстанции отменяем. Виноват водитель, который находился за рулем жигулей в момент ДТП. Он должен выплатить владельцу Тойоты 60 тысяч рублей как возмещение ущерба, а еще 14 тысяч — как компенсацию судебных расходов. А владелец Тойоты должен возместить предыдущему собственнику жигулей его расходы на судебного представителя, так как он тут вообще ни при чем.
Такое решение не устроило уже владельца Тойоты Камри. У водителя жигулей не было денег даже на покупку старой машины — как же он выплатит 60 тысяч? Так дело дошло до Верховного суда.
Апелляционный суд ошибся. Доказывать, что машина сменила владельца, должен собственник. Если не докажет — он и возмещает ущерб.
Первая инстанция установила собственника автомобиля, а мужчина, который был за рулем жигулей, транспортным средством только пользовался. Суд апелляционной инстанции это не опроверг. Значит, доказывать, что автомобиль был продан, должен именно собственник, указанный в документах.
Отменяем апелляционное определение и возвращаем его обратно. Переделывайте.
Ой, и правда. Значит, решение районного суда надо оставить в силе.
Получается, что вред причинил водитель, который управлял автомобилем, не являющимся его собственностью. При этом собственник машины не застраховал ее по ОСАГО. Значит, он самостоятельно должен возмещать вред, причиненный чужому имуществу его транспортным средством.
Да, собственник убеждал нас в том, что на момент ДТП автомобиль ему уже не принадлежал. Но он ничем не мог это обосновать и никаких доказательств не представил. Он говорит, что заключил договор купли-продажи автомобиля, — но это только слова, документов-то нет. К тому же собственник передал право управления автомобилем третьему лицу без оформления каких-либо правомочий. С точки зрения закона владение транспортным средством должно основываться на юридическом, а не на фактическом владении. Собственник не смог доказать переход права собственности на автомобиль к водителю, поэтому и возмещать ущерб будет сам — как законный владелец.
Оставляем в силе решение суда первой инстанции. Собственник жигулей возмещает владельцу Тойоты все расходы — как на ремонт, так и судебные. Всего 74 тысячи рублей.
Что в итоге
Собственник хотел продать свой автомобиль, который, судя по всему, был ему не очень-то нужен, но не стал связываться с бумажками. Наверняка водитель и собственник были хорошо знакомы: ведь вряд ли кто-то отдаст постороннему человеку машину с условием заплатить за нее «когда-нибудь, когда деньги будут».
В результате виновник аварии как будто бы и ни при чем, а собственник автомобиля вместо дохода от продажи получил обязательство исполнить решение суда. Как он будет выяснять отношения с водителем — можно только догадываться.
Какие выводы можно сделать из этой истории
Если решите просто так дать кому-нибудь покататься на вашем автомобиле, будьте готовы платить за все нарушения и тем более ДТП. Не хотите платить за чужие ошибки — оформляйте хотя бы доверенность в простой письменной форме на управление автомобилем. Владельцу машины в этой истории было бы достаточно оформить такую доверенность и включить своего приятеля в действующий страховой полис. Этим он точно подтвердил бы, что передал ему право на управление автомобилем.
Но вообще-то сторонам в этой ситуации надо было заключить договор купли-продажи автомобиля. К этому документу нет каких-то особых обязательных требований, поэтому его можно было написать даже от руки. Единственное — договор должен быть составлен в трех экземплярах: для продавца, для покупателя и для ГИБДД.
Важно прописать в условиях договора цену и способ передачи денег от покупателя продавцу. Именно в этом пункте герой нашей истории — собственник жигулей — мог бы указать, что деньги покупатель передаст ему в течение, например, года.
Желательно составить акт приема-передачи автомобиля и написать расписку о получении денег. Но можно указать в тексте, что договор — это одновременно и акт, и расписка. После подписания договора и взаиморасчетов покупатель с договором должен в течение 10 суток прийти в ГИБДД и перерегистрировать машину на себя.
Еще один важный момент — семейное положение продавца. Договор купли-продажи автомобиля не относится к сделкам, для которых требуется нотариально заверенное согласие супруга. Но если продавец состоит в браке, лучше обзавестись простым письменным согласием супруга. Также продавец может гарантировать в договоре, что его супруг не возражает против продажи автомобиля.
Кратко
Вот как надо оформить продажу машины, чтобы не платить потом за нового владельца:
Sergey, вы говорите о ситуации, в которой надо выяснять, кто орудовал ножом. А в ситуации, описанной в статье, водитель не отпирался, что был за рулем.
Или если у меня угнали автомобиль и угонщик попал на нем в ДТП. По логике ВС я должен за это отвечать?
Sergey, покупатель не отрицает свое нахождение за рулём ровно до тех пор, пока на него не будет подан гражданский иск. Тогда он скажет, что ничего не знает, и машину эту вообще впервые видит, как и ее владельца. Насколько я понимаю, тогда владелец будет каким-то образом доказывать обратное.
Никита, так я и написал же, что доказывать придется все равно.
Artemiy, п.1 ст. 1079 ГК РФ
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.)».
П. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1
«О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»:
«Источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека».
Поэтому суд, на мой взгляд, прав, а титульный владелец авто сам виноват, что поленился документально оформить передачу автомобиля другому лицу.
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Sergey, если собственник оформил доверенность и ОСАГО, то не причём. Тут этого не было.
Штраф за того парня
Однако ни районный, ни областной, ни 8-й кассационный суды жалобу транспортной компании не удовлетворили и оставили штраф в силе. Тогда компания обратилась в Верховный суд. ВС напомнил, что собственник машины освобождается от ответственности, если будут данные о том, что в момент фиксации нарушения автомобиль находился во владении другого лица. Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспорта во владении другого лица, могут, в частности, быть полис ОСАГО, в котором есть запись о допуске к управлению этой машиной другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей или лица, непосредственно находившегося за рулем в момент фиксации нарушения. Из всех доказательств транспортная компания представила только копию договора купли-продажи машины, составленного за четыре месяца до нарушения.
Вместе с тем доказательств передачи автомобиля другому лицу на момент фиксации нарушения компания не предоставила, указал Верховный суд. Более того, судом установлено, что только через 12 дней после фиксации нарушения, автомобиль был зарегистрирован на другого собственника. Иных объективных данных о том, что автомобилем управлял другой водитель, к компании отношения не имеющий, нет. Поэтому Верховный суд оставил жалобу компании без удовлетворения, а само постановление и решения всех нижестоящих судов в силе.
Как пояснил «РГ» адвокат Лев Воропаев судебная практика уже достаточно длительное время стоит на таком постулате: чтобы старому собственнику доказать то, что автомобиль был продан и нарушителем является иное лицо, предоставить в суд только договор купли-продажи и даже акта приема-передачи будет недостаточно. На день нарушения должна быть доказана фактическая передача транспортного средства новому собственнику, для этого как минимум машина должна быть снята с регистрационного учета в ГИБДД с прежнего собственника. Если это условие не выполнено, то для доказывания факта выбытия из владения транспортного средства необходимо, чтобы новый собственник прибыл в ГИБДД или суд и подтвердил, что им действительно автомобиль был приобретен по данному договору. А также, в идеале, показал, кто именно управлял автомобилем в момент нарушения. Только данные обстоятельства могут способствовать отмене постановления о штрафе.
Напомним, что снятия автомобиля с регистрационного учета перед продажей у нас больше нет. Но у нового собственника есть 10 суток с момента приобретения автомобиля, на то, чтобы зарегистрировать автомобиль на себя в ГИБДД. Если он этого не сделал, то прежний владелец имеет полное право сам обратиться в ГИБДД для того, чтобы прекратить регистрацию машины. Таким образом он избавится от штрафов, если недобросовестный покупатель не выполнил своей обязанности по регистрации машины.
Но покупатель может набедокурить и в течение этих самых десяти дней. И получается, судя по судебной практике, штрафы за эти десять дней лежат на совести прежнего владельца, который ничего не нарушал и выполнил все требования закона.
Верховному суду приходится восстанавливать справедливость в большом количестве дел, где инспекторы и нижестоящие суды забывают о том, что полис ОСАГО, в который вписан другой водитель, а также личные показания другого водителя доказывают, что прежний собственник не мог находиться за рулем уже не его машины. Но в ситуации, когда ни новый полис, ни нового собственника предоставить невозможно, бывший автовладелец остается беззащитен от чужих штрафов.
Напомним, что отказ от такой процедуры, как снятие автомобиля с учета для продажи делался в том числе для удобства автовладельцев. А еще для того, чтобы исключить ситуации, когда некоторые несознательные граждане, снимая машину с учета, избегали уплаты транспортного налога. Однако, как видно, обернулось благое дело дополнительными проблемами для автовладельцев. Избежать таких проблем можно только одним способом: вместе с покупателем при продаже машины отправиться в ГИБДД, чтобы гарантированно убедиться в том, что машина оформлена на другого собственника.