Что будет после интернета в будущем
Как изменится интернет в ближайшие годы
Содержание
Содержание
Представить, каким будет мир без интернета уже невозможно. А вот пофантазировать, какой будет сама глобальная сеть — вполне возможно. Главное в калейдоскопе событий и новостей разглядеть актуальные векторы развития технологий. Ну что, попробуем?
Немного истории
Прародитель интернета создавался для военных целей. Нужна была такая структура, которая обеспечивала бы устойчивую связь между центрами управления в условиях ядерной войны. Но дипломатия взяла верх, а инфраструктура и перспективные наработки остались. На их базе и начали строить локальные сети, которые упрощали обмен данными среди рабочих станций организации.
Основной прорыв случился в 1989 году, когда Тим Бернес-Ли, для упрощения поиска и обобщения информации, ввел в обычные документы несколько строчек кода, сделав их гипертекстовыми. Дальнейшая реализация проекта привела к разработке протокола HTTP и языка HTML, без которых всемирная паутина просто невозможна. Именно эти открытия создали интернет, сделали его доступным огромному количеству пользователей по всему миру.
Естественно, интернет, как любой инструмент, постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать возрастающим потребностям. Да, именно инструмент! Ведь банального серфинга уже недостаточно, всемирная паутина давно стоит в авангарде развития и поддержки технологий, поэтому со временем ее роль будет только усиливаться. Так какие векторы развития видятся уже сегодня?
Курс на ускорение
Технологии развиваются, а сервисы все множатся, так что растет потребность в быстром обмене информацией. Нынешней точки развития сети достаточно, чтобы сделать онлайн-покупку или совершить видеозвонок в другую часть света — пропускной способности каналов хватает, что называется, «с головой».
Так зачем увеличивать скорости передачи, если всех все устраивает? Вот здесь начинается фантастика, правда научная и вполне себе вероятная. Дело в том, что на данном этапе развития технологий, высокие скорости нужны больше не людям, а машинам!
Беспилотный транспорт, коптеры спецслужб и служб доставки — первое, что приходит на ум. Любое мало-мальски полезное устройство будущего будет требовать подключения к сети. Здесь как нельзя кстати пригодятся основные параметры стандарта 5G, с его высокой скоростью доступа, и что немаловажно, с его увеличенной емкостью сети.
С каждым годом полезных гаджетов, подключаемых к всемирной паутине, будет становиться все больше и больше, поэтому может через какой-то десяток лет, человечество вовсю будет обсуждать прелести протокола 6G, а подрастающее поколение будет искренне удивляться нашим современникам, умевшим обходиться 3G и 4G.
Курс на децентрализацию
Если уж сам Тим Бернес-Ли заговорил о том, что создавая интернет, он видел его не таким, каким его сделала сетевая эволюция и капитал, стоит крепко задуматься. Интернет создавался, чтобы у каждого были равные возможности. Но фактически, к сожалению, существует несколько мощных центров, через которые проходит сетевой трафик и собирает о нас информацию. Благодаря этому поисковые системы постоянно предлагают нам очередные «нужные» товары. А так и до манипуляции сознанием недалеко!
Поэтому начинают терзать вопросы, а что интернет на самом деле знает о тебе? И как это ни печально, на самом деле очень много.
Оставаться анонимным в сети становится все сложней. Все эти данные, как правило, хранятся в одном месте, в руках одной компании или группы компаний. Вот здесь и кроется основная уязвимость. Успешный взлом или рукотворная утечка — и вся подноготная пользователя оказывается у третьих лиц. А как они ей распорядятся — остается только догадываться.
Глобальный сбой в работе такого сервиса также приведет к информационному коллапсу и невозможности своевременного получения услуги. Особенно «больно», если это затрагивает сферу финансов.
О необходимости перемен заговорили не только идеологи всемирной паутины, но и лидеры мировых держав. Децентрализация интернета, уход от клиент-серверных технологий в сторону совершенно иных алгоритмов идентификации, обработки и хранения информации, особенно приватной.
Одним из вариантов децентрализации может стать технология blockchain или схожие с ней (xblockchain, function и т. д.) алгоритмы. Сеть на их основе невозможно «сломать», ведь за сохранность конфиденциальной информации отвечает не один мощный сервер, а обычные пользовательские ПК, входящие в структуру сети. Причем на каждой из них хранится лишь малая часть нужной информации. Более подробно о блокчейне можно прочитать в статье на Клубе DNS.
Курс на доступность
Хоть интернет для многих — явление само собой разумеющееся, но до сих пор на земле полно мест, где его нет. А в новом, глобальном мире он нужен везде.
Решить проблему может амбициозный проект Илона Маска, получивший название StarLink. Суть проста — обеспечение широкополосного доступа к сети из любой точки Земли. Для этого на околоземную орбиту нужно вывести от 12000 до 42000 спутников связи. Сейчас проект находится в стадии формирования группировки спутников. На орбите в данный момент трудится чуть более 500.
Если немного пофантазировать на эту тему, то можно предположить, что данный проект направлен в большей степени на освоение космоса, нежели на предоставление услуг беспроводной связи по всему миру. Как знать, может эти спутники — первые ласточки в длинной цепочке создания устойчивых каналов связи с первыми колонизаторами Луны или даже Марса.
Курс на обновление
Еще одна веха, которую нам наверняка предстоит наблюдать — смена поколения интернета. Как уже говорилось, наступает эра интернета вещей. Имеющийся протокол Web 2.0 «заточен» в большей степени для людей, а не для машин. Поэтому следующее поколение интернета Web 3.0 исправит этот недостаток и будет доступно для понимания неодушевленным предметам и искусственному интеллекту.
Не за горами времена, когда появятся полностью роботизированные мультиязычные переводчики, не уступающие профессиональным специалистам, а вместо навязчивой рекламы всякой всячины сеть будет ориентирована на предоставление полной цепочки услуги, включая как on-line, так и off-line составляющие сервиса.
Появление в обозримом будущем действующей семантической паутины — лишь вопрос времени. Такая надстройка над существующей всемирной паутиной, помимо привычных тегов, понятных человеку, будет нести признаки, пригодные для машинной обработки. Т. е. вещи тоже смогут черпать информацию из сети и делиться ей.
Курс на безопасность
Как уже говорилось, сохранить анонимность с каждым годом все трудней и трудней. Виной тому возрастающие угрозы мирового терроризма и киберпреступности. Так что можно предположить создание систем и алгоритмов, оценивающих линию поведения пользователя на основе его действий, анализирующих и выявляющих скрытые угрозы. Естественно, что все это будет отдано на откуп искусственному интеллекту. А вот механизм принятия решений — хотелось бы видеть в руках человека. Как здесь не вспомнить «Пятый элемент» с его безапелляционным вынесением приговоров искусственным разумом?
Итак, скорее всего Интернет станет структурой, доступной на высоких скоростях в любой точке планеты, как людям, так и машинам. А также сетью, окутанной семантической паутиной с зачатками искусственного интеллекта. Ну а как будет на самом деле? Поживем — увидим!
Web3: метавселенные, цифровые активы или куда нас ведет эволюция интернета
Разбираемся с командой Future Comes
Также не существуют физически виртуальных кроссовок Gucci, которые они продавали за 12 долларов и ножа-керамбит в CS:GO, который оценили в 58 млн рублей.
Кажется, что все больше аспектов нашей жизни настигает цифровизация. Хорошо это или плохо – решать вам. А поможет в этом анализ пути развития интернета от агентства Future Comes.
Этапы развития Интернета за три десятилетия:
Web 2.0, придуманный О’Рейли и другими в период с 1999 по 2004 год, переместил мир со статических настольных веб-страниц, предназначенных для потребления информации и обслуживаемых с дорогостоящих серверов, к интерактивному опыту и пользовательскому контенту, которые принесли нам Uber, AirBnB, Facebook и Instagram.
Прямо сейчас происходит переход от закрытого и централизованного Web 2.0 к открытому Web 3.0, которым распоряжаются преимущественно пользователи, а не крупные технологические компании. Web 3.0 стал первым этапом развития Интернета, в котором мы без посредников можем монетизировать свою деятельность и взаимодействовать на новом уровне.
И опять все внимание достанется разработчикам, ведь без них создание метавселенной невозможно. Подход к разработке будет больше похож на разработку игр или «опыта» для виртуальных систем (Oculus Quest и HTC Vive), виртуальных миров (Roblox и Fortnite), игровых консолей (Playstation и Xbox) и самого интернета. И главный вопрос состоит в том, как объединить цифровой мир с реальным. Ответ на него мы скоро сможем получить от Microsoft, Nvidi с их Omniverse и от Facebook, которые теперь называются Meta.
Метавселенная – это новый уровень инфраструктуры, который создается по мере сближения цифрового и физического миров. Слияние даст бóльший простор разработчикам, в метавселенных они смогут реализовывать свой творческий и технический потенциал, благодаря тому, что все объекты цифрового мира являются строками кода. Я определенно считаю, что они открывают огромные возможности. Метавселенная – это то место, где мы начнем использовать криптовалюты вместо денег.
Метавселенные станут драйвером роста индустрии цифровых активов и будут способствовать массовому принятию криптовалют в качестве платежного инструмента. Об этом заявил инвестиционный стратег Bank of America Хаим Израэль в разговоре с Business Insider.
Я определенно считаю, что они открывают огромные возможности. Метавселенная – это то место, где мы начнем использовать криптовалюты вместо денег.
Израэль уточнил, что волатильность существующих криптовалют не позволит им стать доминирующим средством расчетов. По его мнению, эту роль будут играть стейблкоины – монеты, привязанные к стоимости фиатных активов.
Но с этим многие захотят поспорить, ведь истинные адепты децентрализации верят в то, что от централизованных стейблкоинов необходимо отказываться ради построения полноценной цифровой экономики. Тем более сейчас в Эль-Сальвадоре можно расплатиться биткоином за бургер в McDonald’s или отправить моментальный перевод на биткоин-кошелек вместо отправления через Western Union.
Метавселенная может способствовать развитию виртуальных сообществ, сетей и экономик, выходящих за рамки границ и национальной идентичности. В один прекрасный день люди могут идентифицировать себя в первую очередь с децентрализованными автономными организациями, основанными на метавселенной, со своей собственной квази-внешней политикой. Такой переход может потребовать переосмысления геополитических дел с нуля. Это может быть как угрозой, так и стимулом к развитию и формированию новых устоев.
Метавселенная обладает потенциалом изменить мир к лучшему путем внедрения международных виртуальных посольств, что поможет развивающимся странам оказаться на более равных условиях, улучшить осведомленность и упростить создание союзов, которые ранее были маловероятны из-за недостатка ресурсов.
Несмотря на то, что метавселенная может произвести революцию в работе и концепте развлечений, важно не забывать об опасностях, которые могут возникнут, если она затронет повседневную жизнь. Например, усиление цифрового шпионажа.
Виртуальные среды усилят кампании по дезинформации, шпионажу и слежке. Борьба за контроль над физической инфраструктурой метавселенной вполне может привести к обострению глобальных конфликтов. А наднациональный характер метавселенной, где границы реального мира становятся гораздо менее актуальными, может произвести революцию в том, как люди воспринимают национальные государства и взаимодействуют с ними.
Не стоит пугаться и воспринимать это буквально: это произойдет не завтра и даже не послезавтра. Но тем не менее, уже есть доказательства того, что многопользовательские онлайн-игры могут способствовать распространению дезинформации и теорий заговора. Игроки могут использовать внутриигровые средства коммуникации для распространения слухов или “фальшивых новостей”. Просто будьте внимательнее в выборе контента для потребления и сообществ для общения.
Страны, которые будут содержать и обеспечивать физические ресурсы поддержания метавселенных, будут обладать бóльшим влиянием в цифровом поле. Страны, которые имеют контроль над технологиями, определяют направление развитий этих технологий и аккумулируют капитал.Эти факторы в совокупности обеспечивают значительные международные рычаги влияния, что будет вызывать глобальное неравенство. Так, например, Китай с системой «Цифрового шелкового пути» и Тайвань, которая доминирует в полупроводниковой промышленности, могут стать важнейшими игроками рынка в концепте метавселенной. Если люди будут владеть собственностью, зарабатывать на жизнь, поддерживать социальный статус внутри метавселенной, то нехватка оборудования или перебои в обслуживании могут поставить под угрозу средства к существованию или подорвать социальную стабильность. Вся жизнь перевернется от малейших сбоев в сети: будь то вынужденное отключение электричества или хакерские атаки.
В теории, метавселенные могут открыть дорогу распространению деструктивного контента. Но есть предпосылки так называемой коммьюнити-модерации: когда члены сообщества голосуют за или против контента, высказывания или сообщения. То есть объективно деструктивный контент поддается цензурированию сообществом, несмотря на децентрализацию.
Метавселенные регулировать, казалось бы, просто – с помощью правил и пользовательских соглашений. Такие правила ничем не отличаются от тех, условия которых мы сейчас принимаем перед тем, как запустить какую-либо игру или зарегистрироваться на сайте.
Но с учётом того, что виртуальные миры строятся преимущественно поверх блокчейнов, они наследуют все аспекты, касаемые безопасности и шифрования данных. А если метавселенные будут принадлежать сообществу, то есть огромному количеству обезличенных адресов, взаимодействующих между собой, то и регулировать такие структуры будет сложнее. Это как пытаться заставить человека делать то, что он не хочет делать. Придется искать компромисс.
Может ли государство влиять на метавселенные? Да, может. Если метавселенные или их пользователи систематически нарушают публичные интересы или интересы определенного круга лиц. Самый простой пример – метавселенные обязательно должны будут соблюдать законодательство о персональных данных. В противном случае они могут быть заблокированы, а администраторы – оштрафованы.
Если метавселенные обретут популярность, ограничения однозначно появятся. Например, может быть установлено ограничение по максимальному времени, которое разрешено проводить в метавселенной. В Китае уже существуют ограничения времени на видеоигры для несовершеннолетних: по часу в пятницу, субботу и воскресенье, а также в праздничные дни.
Также на метавселенные может быть распространено трудовое законодательство, как минимум в части времени труда, в метавселенной нельзя будет «работать», допустим, более 40 часов в неделю. Но как за этим будут следить, при условии, что авторизация в таких пространствах будет происходить при помощи «обезличенных» крипто-кошельков — не ясно.
Мета (ранее Facebook) предположила, что метавселенная – это большой общий проект, созданный людьми со всего мира, который поможет нам вывести образование, профессиональную деятельность и простое человеческое общение на новый, недоступный ранее уровень. Помощниками в этом процессе будут служить технологии.
Мы собрали для вас тезисы, которые помогут понять, чего нам стоит ждать от метавселенных:
Метавселенные начинались с гейминга: например, это был концерт Travis Scott в Fortnite. Все это подкреплялось развитием GameFi, внутриигровой экономикой, построенной на блокчейне. Во все вышеперечисленные отрасли сейчас активно инвестируют венчурные фонды и частные инвесторы, рынок растёт и набирает ликвидность.
Как будет выглядеть конечный вариант «устоявшейся» метавселенной не знает никто. Остается надеяться, что корпорации, стремящиеся построить метавселенные, будут учитывать опыт утечки данных и смогут перестроить формат работы на новый: без рисков и последствий для пользователей. Можно ли «бесшовно» решить проблемы и нивелировать риски, связанные с утечками данных и конфиденциальностью? Делитесь мнениями в комментариях.
VR, NFT и метавселенные – это инструмент. Важно не то, где мы существуем, а то, что мы делаем. Технологии могут засунуть в виртуальное пространство симуляторы, где будут только фейки и куча рекламы, а могут дать абсолютно каждому доступ к хорошему образованию и удаленной работе.
Будущее наступит, хотим мы этого или нет. Вопрос в том, кем в этом будущем будем мы.
Ответы на распространенные вопросы о Web3, IT-индустрии и блокчейн-технологиях вы найдете в нашем Telegram-канале: офис в стиле лофт.
Следующая версия интернета: как изменится жизнь в метавселенной
Последние годы главы техногигантов предлагают свои варианты определения термина «метавселенная» — подобно советникам из притчи, в которой ощупывали слона в темноте. Гендиректор Microsoft Сатья Наделла в июле на конференции представлял концепцию «корпоративной метавселенной»: «Благодаря цифровым двойникам вы сможете выстроить населенную цифровую модель физического мира с людьми, локациями и вещами, а также их взаимодействиями». Марк Цукерберг в августе рассказывал про «социальную метавселенную» — «интернет, на который вы не смотрите, а находитесь непосредственно внутри».
Впрочем, пока это выглядит как VR-встречи с коллегами в виде мультяшных персонажей по пояс с максимальной имитацией рабочего присутствия. Для разработчиков игр метавселенная открывает новый пользовательский опыт, в том числе переноса купленных артефактов между разными играми, а также возможности участия в виртуальных массовых мероприятиях внутри игровых миров.
Глава Nvidia подчеркивает коллаборативные возможности по работе над промышленным дизайном и инжинирингом на своей платформе Omniverse. Amazon с 2018 года разрабатывает опыт «виртуального шопинга», а Disney упоминает в своей стратегии создание метавселенной парка развлечений.
Антропоморфный постгуманизм
Сам термин «метавселенная» впервые появился в культовом киберпанк-романе Нила Стивенсона «Лавина» 1992 года. Прочтение этого романа обязательно в команде разработчиков Microsoft Xbox и среди топ-менеджмента Facebook. В прошлом году мы все ощутили на себе работу в бета-версии этой метавселенной — во время самоизоляции. Мы стали не просто готовить решения для обсуждения в офлайн-формате, а непосредственно работать в киберпространстве с нашими коллегами и партнерами. В формате видеоконференций проводились первые важные встречи, велись переговоры по крупным сделкам, предоставлялись медицинские и образовательные услуги. Согласно публикациям McKinsey, больше половины сотрудников не хотят возвращаться в свои офисы в обычный пятидневный график, а более 30% готовы уволиться, только бы не возвращаться в офлайн.
По факту метавселенная — это следующая версия интернета в виде коллаборативной открытой гибридной среды смешанной реальности, объединяющей виртуальный и физический мир, где активно взаимодействуют люди и интеллектуальные вещи в рамках многих создаваемых корпорациями, художниками и разработчиками виртуальных миров на единой этической, технологической и экономической платформе.
Метавселенная станет следующим этапом цифровой трансформации экономики после «Индустрии 4.0», для которого было характерно введение в бизнес-среду вещей и максимально гибкая роботизация производства, а также создание новых интерфейсов с возможностью персонализации продуктов и контента на основе предпочтения пользователей и анализа больших данных. Новые бизнес-модели «Индустрии 4.0» позволили кратно ускорить процессы запуска новых продуктов, сделать рентабельным средне- и мелкосерийное производство, выстраивать отношения людей с вещами в виде «умных колонок» и ИИ-ассистентов.
Отношения людей с вещами и «нечеловеческими акторами» будут углубляться. С помощью машинного обучения в лабораториях MIT (Массачусетский технологический институт. — Forbes) удалось расшифровать утраченные древние человеческие языки, но теперь подобные технологии могут помочь разобрать язык животных. Уже сейчас можно распознать эмоции и уровень боли овец, далее можно будет перевести лай собаки в человеческую речь с уникальным голосом и интонациями. С помощью дополненной реальности можно будет «общаться» с кактусом и ощущать его боль, когда его надо полить. Понятно, что в какой-то момент мы сами сможем сказать что-то нашим любимцам с помощью ИИ-переводчика.
В метавселенной фундаментальное разделение людей и вещей может постепенно размываться. Фактически будет строиться «общий мир» согласно акторно-сетевой теории известного французского философа и социолога Бруно Латура, в котором «нечеловеческие акторы» принимают участие на равных с людьми. Благодаря ИИ в следующий раз, когда вы будете заказывать такси, можно будет оптимизировать путь не только по времени или расстоянию, а с точки зрения минимизации вреда для других людей, животных, окружающих объектов, деревьев, воздуха, памятников архитектуры и т. д. Возможно, вам предложат такую цену поездки, что станет понятно: вам настоятельно рекомендуют поехать на метро или на самокате. Таким образом, в систему может быть органически вписана ESG-повестка (ESG — экологическое, социальное и корпоративное управление. — Forbes), которая для многих по-прежнему остается абстрактной.
Постепенно все больше коммуникаций будут происходить между вещами без участия людей. Например, когда вы входите в магазин Amazon Go и берете вещь с полки, полка отслеживает это с помощью компьютерного зрения. Если полка оказалась пуста, она запрашивает пополнение на складе. Склад может обнаружить отсутствие продукта и запросить его у поставщика, который может произвести некоторый небольшой объем под заказ с помощью 3D-печати на одной из своих площадок, ближайшей к складу, и запросить доставку с помощью беспилотника. Когда вы выходите из магазина, магазин взаимодействует с вашим банком и снимает деньги за купленные вещи. Все эти взаимодействия могут проходить между независимыми компаниями, которые соединены едиными протоколами.
Эти действия часто оформляются документами и людьми — это колоссальная потеря времени и ценности для экологии, общества и компаний, поэтому это неизбежно перестанет существовать в текущем виде. В результате человек и скорость его реакции станут главным «узким горлышком» для множества задач. Кстати, это основная мотивация Илона Маска в его проекте Neuralink, где он разрабатывает интерфейсы «мозг-компьютер» с электродами, которые будут подключены непосредственно к мозгу для считывания и записи информации. Пока с точки зрения текущего уровня фундаментальной науки такая технология нереализуема, но есть более простой способ вписать «медленного» человека в метавселенную — цифровые аватары.
Цифровой трансгуманизм
Искусственный интеллект способен не только имитировать визуальные образы, но и повторить творческий процесс. В апреле этого года вышли «новые» песни музыкантов из «Клуба 27» (известных солистов, умерших в 27 лет). На слух мы можем оценить, что ИИ смог вывести формулы самых сокровенных творческих выборов Эми Вайнхаус, Джима Моррисона, Курта Кобейна и Джими Хендрикса ― людей с непростой организацией психики. Если мы наглядно видим потенциальную эффективность принятия решений в творческих задачах, то почему бы не делегировать искусственному интеллекту решение по нашим предпочтениям в рутинных задачах. Тогда мы могли бы высвободить время, будем надеяться, не только для просмотра мемов в соцсетях, но и для решения неформализуемых творческих и изобретательских задач.
Для человеческого восприятия время задержки реакции (latency) в 100 миллисекунд незначительна. Но, например, для транспортной инфраструктуры и взаимодействия роботов этот показатель становится критичным. При этом часто в некотором процессе может оказаться «нажиматель кнопки» — человек, который должен уделить время, взглянуть и выбрать предпочтительный вариант с учетом множества факторов. Часто это не слишком интеллектуальные задачи — выбор исполнителя некоторого действия или маршрута поездки, решение бытовых вопросов, выбор оптимального варианта формы юридических документов и прочее. Как убрать «нажимателя кнопки», но при этом оставить персонализацию, учет обстоятельств и специфики процесса?
Разумеется, можно попросить пользователя заполнить все настройки по своему профилю или прописать, какое действие предпринять в том или ином случае, и пытаться сделать этот список исчерпывающим. Но что, если гибкие «настройки» можно сформировать исходя из прошлого выбора человека и людей, с которыми он или она общается? Такие «прошлые решения», а также этические и психологические установки вместо точечных настроек могут сформировать «цифровой аватар» человека — этот термин описывает принципиально иное явление, чем «цифровой двойник».
Цифровой аватар мог бы обучаться непосредственно действиями человека, а также взаимодействовать с другими аватарами для поиска типичных решений в текущих обстоятельствах, о которых он будет узнавать из всего набора открытых источников и от других аватаров реальных друзей этого человека и лидеров мнений. В будущем это позволит достичь первого рубежа трансгуманистической повестки ― цифрового бессмертия. Встречи с умершими станут более реалистичными, чем прошлогодняя первая в мире и эмоционально болезненная VR-встреча матери с дочерью, которую унес рак.
Переход на удаленный формат работы привел к резкому росту профессионалов, работающих через интернет, радикально быстрой цифровизации бизнес-процессов и накоплению данных по принимаемым решениям. Расширились возможности по аналитике процессов, действий и шаблонов поведения, которые не добавляют ценность и могут быть упразднены или ускорены за счет автоматизации и применения искусственного интеллекта. При этом метавселенная не уводит всех в онлайн-пространство или виртуальную реальность, а, наоборот, создает гибридный мир с новыми возможностями самореализации, взаимодействия с физическим миром и социализации с использованием новых технологий.