Что будет после меня обществознание 8 класс
1) Прочитай текст и выполни задания.
1) С опорой на текст учебника заполни пропуски в предложении.
Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «Человек» в значении Индивид , а Эзоп в значении Личность.
2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?
Он смотрел на моральное состояние человека, его характер.
2) Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца. Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Понятия: А) Индивид Б) Индивидуальность В) Личность
Определения: 1) человек как социальное существо с присущими ему чертами 2) отдельно взятый представитель человеческого рода 3) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.
3) Прочитай размышления Д.С.Лихачёва и выполни задания.
1) Составь план текста.
1. Интеллигент- белая ворона 2. Заблуждения 3. Настоящий интеллект 4. Вывод.
2) С какими качествами многие люди, по мнению Д.С. Лихачева, связывают интеллигентность?
С начитанностью, с хорошим образованием.
3) Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Подчеркни в тексте не менее четырёх качеств.
4) Объясни утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека».
5) Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Почему? Приведи фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Нет. Если они наговорили друг другу много с горяча, то почему бы не извиниться?
Я думаю, что скоро они привыкнут к его характеру и поймут, что на самом деле, он интересный, как личность.
4) Используя текст учебника, заполни пропуски в схеме.
5) Американский писатель-фантаст Р. Брэдбери в новелле «Марсианин» рассказал о существе, которое постоянно меняется в зависимости от желаний того, в чью сферу влияния оно попадет.
Такое поведение встречается и у некоторых людей. Оцени подобное поведение, используя термины «личность», «жизненные ценности», «жизненные ориентиры», «мировоззрение».
Я считаю такую личность слабой. У личности должно быть своё мировоззрение, свои жизненные позиции.
6) В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Изучи диаграмму и выполни задания.
1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?
Семья и родственники.
2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?
3. Какие из названных опрошенными агентов социализации относятся к ближайшему окружению человека?
Семья и родственники, школа, сверстники.
4. Сделай вывод о том, какую группу агентов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.
Семьи и родственники.
Урок обществознания для 8-го класса «Вечные вопросы»
Цель урока: введение учащихся в сложный круг проблем человековедения.
Задачи урока:
Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, тест, дидактический материал.
Ход урока
I. Орг. момент.
Объявление темы урока. Характеристика дидактического материала.
II. Изучение нового материала.
Мотивационная часть.
Что значит вечные вопросы? – Ответы учащихся.
Это вопросы о смысле жизни, о смерти, о бессмертии человека, его уникальности и возможности внеземных форм жизни и разума; об ответственности и о космическом предназначении человека и человечества; о надежде на будущее, перспективах человека, прогрессе человечества. В определенный период своей жизни люди задумываются над этими вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека. В юности чаще всего задумываются над тем, Кто я? Каков я? Кем и каким быть?
Основная часть.
1. Ответить на первый вопрос Кто я? поможет выполнение следующего задания.
Задание 1. Записать все слова, которые помогут ответить на вопрос: «Кто ты?», т. е. каждый из вас? (см. схему на доске).
Как вы думаете, есть ли здесь правильный ответ? (Нет. Почему?)
Это очень хорошо, что ответы разные и правильного ответа здесь быть не может.
2. Зачем я?
(Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого и давайте попробуем ответить на эти вопросы)
(слайд 2)
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звезды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен,
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Что хотел сказать и спросить автор стихотворения? Что его волнует?
Ответ (Человеку свойственно «любить и ненавидеть, Растить цветы» и стремится к звездам. Никто не хочет искать и терять, люди обычно находятся в раздумьях. И к сожалению нам приходится в своей жизни терять. Часто люди находятся в раздумьях о смысле жизни. Всех нас интересует вопрос: Зачем мы появились на свет и растём?)
(после ответов на вопросы)
Какие вопросы стали вечными?
(Кто я? Каков я? Кем и каким быть? Зачем родился я и рос? Зачем живые все живут? В чем заключен закон жизни?)
Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой, с одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой – нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.
Вам уже известно, что человек отличается от животных и разнообразием своих потребностей, их способностью к расширению. Всякая удовлетворенная потребность порождает новые, более совершенные потребности, высшими из которых являются потребности в творчестве, в развитии своих способностей, нравственном совершенствовании, в гуманных поступках. И в то же время, если «удовлетворять все желания человека, но отнять у него цель жизни, он станет несчастным и ничтожным существом» (К.Д. Ушинский).
Скажите как связаны цели жизни человека с потребностями? (разумными и неразумными)
Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет человеку стать творцом не только собственной судьбы, но и всего общества. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека?
Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то конечным, свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливы все люди? Что вы думаете по этому поводу? (Смысл жизни можно отожествлять с тем, что человек добился чего хотел в профессии, либо в какой-либо деятельности). Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека?
Смысл жизни и счастье не начало или конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью и радостью успехов и потерь.
3. Что будет после меня?
Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которые нет и не может быть однозначных ответов.
Как биологическое существо каждый человек смертен, но смертен он и как существо социальное.
– Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».(слайд 3)
Люди непременно хотят оставить свой след на земле.
У человека, который не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть несколько возможностей сохранить эту веру в бессмертие.
Человеческая память с благодарностью чтит имена тех, кто принес счастье наибольшему количеству людей (слайды 4-9), но она также неимеет права забыть имена и тех, кто принес много горя людям (слайд 10 С деятельностью Усама Бен Ладена и его организации «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев» связано осуществление террористических актов по всему миру ).
Помнить об этом – нравственный долг перед жертвами и предупреждение потомкам о возможности повторения трагедии.
Сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни, наполнять смыслом каждое ее мгновение.
Иначе рассматривают проблему смерти и бессмертия различные религии. Для них характерна вера в бессмертие души. Несмотря на различные представления о том, что происходит с душой после физической гибели тела, о том, куда переселяются души умерших, все религии так или иначе связывают судьбу души с земными деяниями человека.
Задание 2. Вам было дано опережающее задание. Вы должны были проанализировать высказывания и выбрать какое из них вам ближе. Свой ответ обоснуйте.
(анализ высказываний)
3. Человек, индивид, личность.
Я предлагаю вам задание в результате выполнения которого вы сможете оценить отдельные свойства своего характера.
Тест
ОЦЕНИТЕ, ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ.
Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.
(слайд 12)
(слайд 13)
От 60 до 120. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
(слайд 14)
Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Однако вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке.
Попытайтесь здраво разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
Как вы думаете почему результаты оказались такими разными?
Отчего это зависит? Я специально не спрашиваю кто набрал сколько баллов, т. к. информация индивидуальная и она касается только лично каждого из вас, но я хочу, чтобы дома вы проанализировали её и сделали определённые выводы. (Это будет ваше домашнее задание)
(Т. к. все мы разные и у всех свои свойства характера, поэтому и результат не у всех одинаков. Есть и такие свойства характера над которыми предстоит ещё поработать)
Как вы думаете влияют ли свойства нашего характера на наше развитие?
Групповая работа.
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для человека.
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для личности.
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для индивида.
Проанализировав высказывания учащиеся приходят к выводу, что человек индивидуален, но не всякий человек является личностью.
III. Первичное закрепление знаний.
Задание группам: Сформулируйте определения
Iгруппа: ЧЕЛОВЕК
II группа: ЛИЧНОСТЬ
III группа: ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо; принадлежность к одному из народов; к человечеству. (слайд 15)
ЛИЧНОСТЬ – (от лат. persona – маска актёра) – социально и духовно развитый человек. Это слово подчёркивает особые, свойственные только данному человеку общественные качества. (слайд 16)
ИНДИВИД – (от лат. individuum- неделимое, особь) – отдельно взятый представитель всего человеческого рода. (слайд 17)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. (слайд 18)
Если останется время, то работа с учебником с. 41.
В конце урока проводится рефлексия.
IV. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы
(слайд 19)
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 37-42, задание 1, с. 42, проанализировать результаты теста.
Список использованной литературы:
§5. Как стать личностью
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Сильную личность характеризует следующее:
Для этого существует очень простая, но очень эффективная техника.
3. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие — как личность? Приведи примеры.
Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид. Индивид — это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.
Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному. Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда — писатели, поэты, художники, актёры, музыканты.
Ещё один признак, присущий только человеку, — быть личностью. Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.
Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.
Нет, потому что человек – это социальное существо. Личность человека формируется под влиянием институтов социализации, а значит общества. Поэтому справедливо высказывание: «Личностью не рождаются, личностью становятся».
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Жизненные ценности – ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется. Ценности похожи на правила, и то и другое есть совокупность предписаний, но если правила человек иногда хочет обойти, то жизненные ценности — это правила, внутренне обязательные для человека, это то, зачем человек следит сам и чему изменить не может.
Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.
Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.
Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными а их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.
Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.
Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.
Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек — техника», где главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек — природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек — знак» — здесь ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек — человек» — область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек — художественный образ» — эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.
В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходяща, а профессиональный успех — удел тружеников.
В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, — всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.
Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.
Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.
Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все. Данная фаза может быть названа адаптацией.
Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.
Третья фаза — интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого — группы, общности, всего общества.
Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности — в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.
Сильный духом, уверенный в себе человек, имеющий принципы и собственное мнение, и умеющий убедить в своей правоте окружающих. Заражающий своей энергией всех вокруг. Которого непросто забыть.
В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для человека, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.
Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести?
Я согласен с Татьяной. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Что будет после меня обществознание 8 класс
Совершенно мудрый тревожится о том, что после смерти его имя не будет поминаться, корыстолюбивый всецело предается стяжанию, доблестный готов отдать жизнь за славу, тщеславный отчаянно борется за власть, а массы простолюдинов довольствуются своей жизнью.
Тип урока: комбинированный.
Цель: способствовать формированию у учащихся необходимости осознания связи цели жизни человека и потребностей.
Учащиеся должны знать, что:
1) человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной;
2) каждый отрезок жизни имеет свой смысл, который дает человеку ощущение счастья;
3) сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни и наполнять смыслом каждое мгновение;
6) личность несет в себе определенные ценности, качества;
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) человек; 5) смысл жизни;
2) личность; 6) способности;
3) индивид; 7) потребности.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять смысл основных понятий;
2) определять признаки, характеризующие человека как индивидуальность и как личность;
3) комментировать высказывания.
Ответить на вопросы для самопроверки и выполнить задания к § 6.
II. Изучение нового материала.
— Записать: «Какой я?» и «Каким бы я хотел быть?».
Данный вид работы выполняется учащимися самостоятельно.
— Прочитать стихотворение Н. Заблоцкого, приведенное в § 7, и ответить на в о п р о с ы, которые задаются в этом стихотворении.
Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которые нет и не может быть однозначных ответов.
Как биологическое существо каждый человек смертен, но смертен он и как существо социальное.
— Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».
Люди непременно хотят оставить свой след на земле.
У человека, который не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть несколько возможностей сохранить эту веру в бессмертие.
Другая возможность состоит в том, чтобы посвятить себя служению людям, добру и справедливости.
Задание 2. Проанализируйте высказывания. Какое из этих высказываний вам ближе. Свой ответ обоснуйте.
1. «Дела и заботы большинства людей еще более смертны, чем их тело». (Фрэнсис Бэкон.)
5. «Когда дом окончен, остается только умирать». ( Арабское изречение.)
Задание 3. Напишите небольшой рассказ «Мой характер: дома, в учебе, на улице».
Задание 4. Оцените отдельные свойства своего характера.
1. ОЦЕНИТЕ, НАСКОЛЬКО ВЫ ДОВОЛЬНЫ ЖИЗНЬЮ.
1) Другие одеваются лучше, чем вы?
2) Вы хотите жить в другом доме?
3) Хотели бы вы иметь другую работу?
4) Хотелось ли вам хоть раз выдать себя за кого-то другого?
5) Гордитесь ли вы тем, что сделали в своей жизни?
6) Умеете ладить с партнером?
7) У вас всегда хорошие отношения с друзьями?
8) Находите ли общий язык со своими родственниками?
9) Вы удовлетворены своей сексуальной жизнью?
10) Вам нравится ваша внешность?
11) Хорошо ли вы спите?
12) Часто бываете разочарованы и озлоблены?
13) Нравится ли вам быть активным?
14) Вы легко расслабляетесь?
15) Думаете ли вы, что судьба была к вам несправедлива?
Подсчитайте очки: в вопросах 1-4, 12 и 15 отрицательный ответ приносит вам 1 очко, а в вопросах 5-11, 13 и 14, наоборот: в них очко дает ответ «да».
9 очков или больше: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, существуют некоторые вещи, которые хотелось бы изменить, но, в общем, вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.
От 4 до 8 очков: вы в основном довольны, хотя существует многое, что хотелось бы по возможности изменить.
3 очка или меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.
2. ОЦЕНИТЕ, ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ.
1) Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь сначала?
2) Есть ли у вас хобби?
3) Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»?
4) Радуетесь ли вы, узнав о том, что кто-то вам завидует?
5) Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке?
6) Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашим знакомым произошли те же неприятности, что и с вами?
7) Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия?
8) Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею?
9) Учащается ли ваш пульс, когда вы узнаете о том, что ваши родственники или друзья сделали дорогую покупку?
10) Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей?
Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.
Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь здраво разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
От 60 до 120. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
3. ОЦЕНИТЕ, КАК ВЫ К СЕБЕ ОТНОСИТЕСЬ.
1) Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать?
2) Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
3) Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
4) Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
5) Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
6) Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
7) Вы любите представлять различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? ‘
8) Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
9) Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
10) Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета:
50-38 баллов. Вы довольный собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» от них утверждением «все врут календари». А жаль.
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23- 10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом.
Третий вопрос темы рассматривается как практическая работа.
2) «Многое станет понятным, если вдруг выяснится, что среди разумных мы простейшие». (Владимир Шойхер.)
3) «Человек не последнее слово природы». (Ггрберт Уэллс.)
4) «Что такое для человека обезьяна? Посмешище или стыд и боль. Тем же самым должен стать для сверхчеловека человек». (Фридрих Ницше.)
5) «Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги». (Жан Поль Рихтер.)
6) «Обезьяна выбилась в люди, так и не став человеком». (Аркадий Давидович.)
7) «Среди животных ближе всего к обезьяне человек». (Георг Лихтенберг.)
9) «Способности от Бога, но потребности от обезьяны». (Гглий Аронов.)
1) «Личность всегда главное. Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». (Иван Тургенев.)
3) «Самим собой сначала становятся, а уж только потом остаются». (Евгений Евтушенко.)
5) «Посредственности неотличимы, личности несравнимы». (Илья Шевелев.)
7) «Индивидуальность гибнет, личность спасается». (Владимир Микушевич.)
2) «Индивидуальное, образующее личность, есть отличающее от стандарта, то есть ценное сверх того, что было бы вполне достаточным для существования индивида в качестве идеальной части социального целого». (Александр Круглов.)
4) «Все многогранны, но мало кто бриллиант». (Владимир Ма- лёшин.)
7) «Все люди одинаково разные». (Болеслав Вольтер.)
8) «Конечно, все люди разные, но Боже, как они похожи».
9) «По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга. Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны». (Конфуций.)
Проанализировав высказывания, учащиеся приходят к выводу, что человек индивидуален, но не всякий человек является личностью.
Написать синквэйны со словами «человек», «индивид», «личность».