Что будет после школы
Немного про образование в России и что делать после школы
Всем привет! Скажу сразу, данная статья предназначена скорее для тех, кто сейчас учится в 9-х классах и старше, не стоит её читать, если ты, дорогой читатель, уже учишься в ВУЗе или колледже, техникуме, ну и в прочих заведениях нешкольного образования. Хотя, думаю, и вы сможете что-то тут подчерпнуть.
Так вот, дорогие школьные выпускники, как же вам не терпится покинуть школьные двери и окунутся в студенческую жизнь, верно? А тем, кому не хочется, то не волнуйтесь, родители решат всё за вас, тут не нужно вашего мнения. Пока вы учились в школе, то наверняка побывали хоть раз на каком-то дне открытых дверей в каком-то их таких заведений. Ну и что, понравилось? Если нет, то поехали куда-то ещё ну и так может быть даже вы исколесили все заведения Москвы, кто знает. Но допустим вот, что-то вам и правда приглянулось, не правда ли? А чем именно? Уровень преподавательских способностей лекторов? Или красивая и современная отделка и оснащенность здания? Есть и такие, кто выбирает по уровню престижности, странно правда? Откуда, интересно берется этот «престиж».
Для начала, дабы никого не обидеть, мы начнем с колледжей и техникумов (говорят, удел быдла, но тут кому как, лучше прочтите, ибо общественное мнение это и есть мнение самого быдла). Обучение длится 3 года на базе 9-го и 2 года на базе 11-го. Средний возраст выпускника где-то 19-20 лет. Что мы имеем на выходе? Дипломированный СПЕЦИАЛИСТ. Сейчас внимание, это не аттестат, а диплом, запомнили? Продолжим. Работать вы можете устроится очень даже, если специальность позволяет, однако, тут нюанс один, о котором говорят все школьные преподы, мол, со средне-специальным нельзя занимать руководящую должность. Трактуйте как хотите, зная лазейки этой страны, но скажу одно, иногда, зам ген. Директора получает почти на уровне вышестоящего. Читайте дальше и пока не торопитесь с выводами!
Высшее образование и его продолжение во всех видах и углах (аспирантура и магистратура). Мамкины и папкины технари, вас отдельно прошу, дочитайте это всё, знаю, что у вас взорвет, причём не хило так. Ну давайте начнем с обучения, длится оно 4,5 года, а в некоторых случаях доходит и до 6-7 лет, но про это отдельно. Средний новоиспеченный бакалавр имеет возраст примерно 22-23 года. Тут обычно утешают такой вот фразой: «Ну и что, что твои одноклассники которые после 9-го ушили уже давно устроились как 2 года, ты придёшь и будешь их начальником…». А вы в этом уверены?
Теперь займемся суммированием всех этих результатов в нечто единое. Для начала небольшая памятка тем, кто морально застрял в школе. Поступите вы хоть в самый элитный колледж Москвы (баян про «не ПТУ, а Колледж!») или в самый топовый ВУЗ, да да, твои мечты про МГУ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, но главная суть везде одна и та же. Знания тебе никто не впихнет и тем более, без твоего желания давать точно не будет. Пусть даже ты отвалишь за обучение огромные деньги, всё равно. Лекторы как правило читают весь материал по книжкам или пособиям, а твоя задача просто слушать и запоминать. Конечно, есть всякие виды проверки ваших знаний, дабы вы не заплыли распи*дяйством и не гоняли кое-что на парах. Но что получается, это некий вид надзирателя? Как и репетиторы и учителя, разницы нет. А отсюда напрашивается главный вывод — зачем учится в том или ином заведении, если можно просто обзавестись нужными книгами и приложить усилие на их прочтение? Тут конечно есть нюансы, которые вы наверняка заметите и обязательно не согласитесь со мной, начав про всякие там практики, программы обмена и прочую туфту, которую втирают направо и налево. Да, практики у Вас будут, несомненно, куда же без них? Но вот только свято верить в то, что после того как вы походили у работодателя практику, в виде пары летних месяцев и просиживали зад в его офисе, далеко не факт, что он обязательно возьмет тебя на работу. Программы обмена? Обмена кем и между кем? Со странами Африки может и да, у них там беда с образованием, ну а что касаемо всяких там Англий, Германий и прочих розовых очков, то просто задумайтесь, неужели в таких государствах нет своих хороших студентов? Даже если вы гений, то ваше знание языка будет на порядок ниже любого их студента, а платить за курсы его и для вас, никто не будет. Самое главное отличие всего этого процесса от обычного изучения книг на дому — диплом. Согласитесь, как-то странно увивать столько лет жизни из-за этой бумажки, неправда ли? А ведь даже она не дает тебе никаких шансов. Нужны только ваши знания и ничего более. Если у вас их нет, то даже диплом то не спасет, ибо устроившись на работу с дипломом, но при этом не обладая вообще даже близко чем-то в голове, вы просто вылетите оттуда через пару месяцев. Работодателю не важен опят работы, ему важно то, сможете ли вы проработать у него, а как это доказать? Уж точно не пройденными в институте/колледже практиками, они ведь знают, как такие студенты вроде тебя их проходят (то есть, никак). Стереотип о дипломе — это только стереотип, не нужно на него вестись.
Теперь вообще о смысле обучения где-либо и нужно ли это вообще? Выше я уже привел смысл принципа образования в России. Сразу оговорюсь, почему именно в России. Я не был в других странах и не могу судить об этом, как сторонний обыватель. Система образования очень сильно переломана, причём руками тех людей, которые решили утвердить свой высокий статус выпускника ВУЗа но при этом имея специальность, которую можно прировнять к выпускнику техникума. И тут самое интересное, багаж знаний у них будет одинаков! Приведу пример, есть специальность N и на её изучение при нормальном учебном графике без лишней воды нужно X времени/часов. Для 70% всех специальностей ВУЗов России — это реальная цифра около 2-х лет, ну максимум 3-х и то, в редких случаях. Откуда же берутся эти 4,5? Они притянуты за уши, хитрыми маркетологами. Если обратится к не далёкой истории, то можно проследить тот факт, что большинство специальностей, которые раньше изучались исключительно в заведениях уровня колледж/техникум, теперь есть в институтах, а у некоторые из них ВНЕЗАПНО стали настолько сложными что их изучение возможно только в институте.
Конечно, не всё так плохо, да и я не хочу как-то оскорбить всех студентов ВУЗов и других заведений, поэтому, давайте не будем забывать о тех специальностях, которые и правда можно изучить только в ВУЗе и больше нигде. Кстати, их не так много, поэтому, если у тебя нет горящего интереса к этому маленькому и узкому кругу, то прошу, можешь уходить сразу после 9-го ну или оттянуть армию (для парней) и после 11-го. Кстати, никогда не понимал именно девушек, им то что до армии? Так нет, просиживают до 11-го. Ну так вот, в ВУЗе вы можете овладеть такими специальностями следующих направленностей: медицинской (врач — это очень тяжелая профессия, да и на дому трупы не по изучаешь), ядерной физики и всего такого, что постижимо единицам (о таком могут рассказать только люди имеющие огромный опыт с подобным. Такие, кстати, из-за аутичности, книг не пишут, поэтому изволь приходить к ним в институт), сложной инженерии, в том числе касающийся точный расчетов (это прикладные математики, прочнисты и прочие очень умные ребята). Список конечно немного больше, но думаю, любой может сам для себя его продолжить. Вам показались эти специальности крайне сложными? Конечно, ведь это и есть смысл обучения в настоящем ВУЗе, постижение такого, что не расскажут больше нигде, даже в книгах.
С ростом технологий автоматизации многие специальности облегчились настолько, что их изучение порой можно ограничить обычными курсами. Так, например, архитектор — это уже не тот человек, который должен иметь высшее образование, а обычный специалист по компьютерному моделированию (курсы на полгода и всё в норме), если конечно хотите углубится в это, то идите к архитектурный колледж, там и правда дают отличные знания, был бы у вас интерес! То же самое и с менеджментом, экономикой, бухгалтерией, и даже с международными отношениями — это все специальности колледжей! Но наше министерство образования считает иначе, и дабы повысить уровень образования в стране оно приказало ВУЗам штамповать бакалавров любой ценой по всем специальностям (порой даже доходит до абсурда, и обычный слесарь-механик теперь тоже может получить высшее). Конечно, такое обучение сводится к пустым предметам для заполнения графика и чаепитиями с преподами, так как рассказывать оп сути нечего, а теряется целых 2-3 года жизни!
И на последок, при выборе профессии всегда анализируйте свой выбор по принципу взаимовыгодности сторон, то есть, что бы полученная тобой специальность была нужна и интересна не только тебе, но и твоей стране. Не нужно получать специальности, которые были популярны когда-то давно (обычно такое идет от советов твоих родственников), ведь, когда ты выйдешь из ВУЗа ты столкнешься с тем, что все вакантные места занимаю пенсионеры и ты просто никому не нужен, так как их руководители имеют тот же возраст. Такое особенно часто случается у новоиспеченных технарей уровня МГТУ им. Баумана, МАИ, СТАНКИН и прочее в таком роде. Основывайте свой выбор на потребностях страны в будущем, нам не будет нужна армия программистов (быдлокодеров) и специалистов по международным отношениям. В нашей стране всегда были и есть ресурсы, такие как нефть, газ и полезные ископаемые и их нужно транспортировать. Это просто пример той сферы, которая практический бессмертна и всегда была есть и будет. Машинисты и другие эксплантаты транспорта доживают последний день, ведь автоматизация не стоит на месте, беспилотные поезда и самолеты уже почти готовы. Подумайте, а не заменит ли вас, специалиста, в будущем машина?
Надеюсь, эта статья натолкнет кого-то в тяжелом выборе на правильные вариант. Я не хочу кого-либо оскорбить или унизить. Весь текст несет лишь познавательную цель и только моё мнение. Удачи!
Need Help: Я не могу определиться, что мне делать после школы. Как быть?
Чем ближе выпускные экзамены, тем острее стоит вопрос «Куда дальше?» И ладно, если у тебя в запасе хотя бы год, а если уже нет?
Некоторые чуть ли не с пеленок знают, что пойдут, скажем, в учителя. Или врачи. Или журналисты. И как-то умудряются за годы жизни не передумать. А ты никак не можешь даже приблизительно прикинуть, чем хочешь заниматься после школы. Пора выбирать профессию, а у тебя все еще ноль идей. Что делать? Мы спросили у экспертов — вот что они советуют.
Елена Шматова
Все очень просто. Чтобы принять наиболее верное решение в данном случае, надо исходить из реальной картины на данный момент. Придется сделать многоступенчатый выбор.
Выбор 1. Работать или учиться
Если есть возможность или хотя бы маленькая вероятность учиться дальше, надо учиться. Чтобы тебе там не напевали блогеры из соцсетей, что высшее образование — потеря времени, что там дают лишь теорию, не верь, это делается не от великого ума, а с целью продать какой-нибудь очередной курс по ведению Инстаграма или чего-то в этом роде. Образование всегда ценилось, ценится и будет цениться. В самом крайнем случае, если не получается поступить на бюджет, а средств на платное обучение нет и нет возможности работать и учиться, то только в таком случае — работа.
Выбор 2. Если учиться, то где и на кого
Загугли списки профессий, которые будут востребованы ближайшие 10 лет. Если рядом нет профориентолога (который помогает определиться с выбором профессии), то создай для себя список из тех востребованных профессий, в которых бы максимально использовались твои умения, подробно почитай про них, посмотри видео, и выбери 3-4 профессии, которые вызвали у тебя наиболее яркие эмоции, предвкушение и интерес. Вузы выбирай по рейтингам, надежности и рекомендациям.
Выбор 3. Где работать, если не поступила
Выбор, конечно, непростой. Придется закончить какие-нибудь курсы, учитывая те таланты, которые у тебя есть, к чему лежит душа. Начинай работать и дальше уже планируй повышать квалификацию в этом направлении, если дело понравилось. Это вкратце.
Юлия Колбасова
эксперт по британскому образованию и профориентации, основатель Almanax Education (Лондон)
На самом деле, это прекрасно, что у тебя нет однозначного ответа на вопрос, кем ты хочешь стать и какую профессию выбрать. Ситуация неопределенности — абсолютно нормальное состояние у всех старшеклассников, от которых ожидают какого-то «выбора».
Выбрать заранее профессию в наше время звучит уже как атавизм. Само понятие «профессия» — это что-то, что подразумевает уже некую совершённость, то есть профессия становится профессией только после полученного образования, наработанного опыта. А еще вернее — профессия окончательно формируется вместе с твоим жизненным опытом.
На мой взгляд, профессию невозможно «получить», окончив какие-то ступени образования. Профессию (или, вернее, твой индивидуальный профессиональный путь) можно только самостоятельно создать и превратить его в «призвание», «дело жизни» и «самореализацию».
Любой выбор может быть основан только на твоей внутренней мотивации. Изучи себя, спроси себя, что для тебя является импульсом, что разжигает твое любопытство, какое дело заставляет тебя испытывать стремление свернуть горы?
Вместо выбора конкретной профессии сконцентрируйся на истинной цели и внутренней мотивации, разработай стратегию достижения твоей цели, изучи все инструменты, которые тебе понадобятся.
Если твоя внутренняя мотивация создавать вокруг красоту — присмотрись к дизайну и архитектуре, изучи классические и дополнительные образовательные программы, которые помогут вам разобраться в деталях.
Тебя вдохновляет общение с разными людьми? Твоя общительность — это путь в коммуникационную индустрию, обрати внимание на международные программы по журналистике и PR.
Тебя привлекает цифровая визуальная культура — освой motion-дизайн, присмотрись к индустрии gamedev и научись создавать собственный визуальный мир.
Ключевая цель — исходи в своем выборе не от конкретной профессии, а от мотивации, своих интересов, целей и вдохновения, которые дают тебе любимые занятия.
Новые профессии появляются с огромной скоростью, и появляются они как следствие активного поиска своего дела и предназначения. Возможно, именно твой внутренний поиск станет импульсом для создания совершенно новой профессиональной сферы?
Дарья Кузнецова
психолог-конфликтолог Домашней школы «ИнтернетУрок»
Выпускной класс на носу, со всех сторон говорят о ЕГЭ и поступлении и уже пора определяться с экзаменами по выбору, а ты не знаешь, что хочешь делать после школы? Не волнуйся, в похожей ситуации, на самом деле, находятся многие твои сверстники. И это совершенно нормально.
Первое, что нужно сделать, — дать себе право на ошибку. Ты правда сможешь поменять свой выбор, если что-то не понравится. Вообще редко так бывает, что первая профессия остается с человеком навсегда. Тут действует правило «не попробуешь — не узнаешь». Надо примерять и проверять.
Наверняка у тебя есть выбор из нескольких направлений. Напиши на больших листах бумаги эти направления. К примеру, у тебя получится три листа: дизайн, юриспруденция и педагогика. Разложи их на полу и постой двумя ногами на каждом из них, почувствуй себя профессионалом в этой области. Как ты будешь жить через 5 лет? Нравится ли тебе эта мысль? Как реагирует тело? Где из всех направлений ты чувствуешь себя лучше всего? Твое тело подскажет тебе направление по душе на сегодняшний день.
Есть ли жизнь после школы?
Taylor Wilcox / Unsplash
«Кем я стану, когда вырасту?» – такой легкий вопрос для пятилетнего ребенка и такой пугающий и сложный для одиннадцатиклассника. Кем они видят себя в ближайшем и отдаленном будущем?
Сентябрь 11-го класса. До ЕГЭ еще далеко, но внутри уже что-то сжимается от этих трех букв. Е. Г. Э. Но ЕГЭ закончится всего за 4 часа, а что будет дальше? Пришло время определяться с тем, в каком направлении ты будешь развиваться.
Возможно, стоит начать с понимания себя и с того, кем точно быть не хочешь. Так варианты сократятся минимум вдвое. Не менее важна и alma mater. Однако после окончания университета многие чувствуют какую-то опустошенность. Учеба заканчивается, и наступает взрослая жизнь со всеми ее неприятностями и трудностями, от которых в детстве нас так старательно оберегали родители.
Кроме выпуска, ЕГЭ и учебы в университете после будет целая жизнь. Думают ли о ней нынешние выпускники? Именно об этом «Дети Вышки» решили спросить у будущих абитуриентов.
Амалия Спокойнова, 11-й класс, школа №1231
Кем я стану, когда вырасту?
С недавних пор я серьезно задумываюсь над ответом на этот важный для каждого человека вопрос. Если отвечать коротко, то в будущем я хотела бы быть известным мастером в сфере красоты. Интерес к бьюти-индустрии проснулся достаточно давно, но я долго не могла определиться, чем именно хочу заниматься. Но прошло время, и я четко могу ответить, что в будущем хочу стать профессиональным визажистом.
Если рассматривать этот вопрос более детально, то через 10 лет я вижу себя топ-мастером, через 15 лет хочу владеть сетью салонов красоты по России, а также хочу открыть академию, где буду обучать начинающих мастеров. Через 20 лет хочу управлять своим бизнесом и, возможно, открыть не один филиал за границей (как в Азии, так и в Европе), заниматься своей семьей и получать удовольствие от того, к чему я так долго и упорно шла!
Я легко представляю себя в возрасте 30–40 лет. Считаю, что в каждом возрасте жизнь прекрасна и она может быть яркой, интересной и насыщенной в любое время. Стоит только захотеть и делать для этого всё необходимое.
Евгений Старцев, 11-й класс, Лицей НИУ ВШЭ
Кем я стану, когда вырасту? Ответ на данный вопрос крайне неочевиден. У меня есть увлечения, которые легко можно превратить в профессию уже сейчас. Одно из них – работа с фото и видео (видеомонтаж, спецэффекты, фотошоп). Этим я занимаюсь уже длительное время и чувствую себя уверенно, когда, например, сажусь за монтаж того или иного видео (в конце концов, всегда поможет интернет). Я бы не напрягался и сразу бы сказал, что в будущем стану монтажером, если бы не мое второе увлечение – программирование. В моем понимании, эта сфера намного более сложная, но этим она и интересна. У меня есть хорошая база: я неплохо знаю на простом уровне широко известные языки программирования, такие как Python или C#. Но иногда школьные уроки убивают мотивацию идти в эту сферу, и, думаю, то же самое произойдет в университете, поэтому желание работать программистом колеблется, но даже несмотря на это мне кажется, что через какое-то время я пойду именно в IT.
Не хочется думать, попаду ли я в Google, стану ли востребованным программистом. Может быть, вообще в «Макдоналдс» работать пойду. Время покажет. Пока могу сказать, что я просто делаю то, что мне нравится и от чего я получаю удовольствие (программирую и монтирую), а через какое-то время я почувствую, кем мне лучше стать. Дело нужно выбирать душой.
Дарья Щепочкина, 11-й класс, гимназия №1576
Лично мне сложно представить себя в возрасте 30–40 лет, я предпочитаю думать о настоящем моменте. Конечно же, это не исключает то, что я размышляю о своем будущем. Я уверена, что получу высшее образование, но не знаю, куда оно меня заведет. Возможно, я начну работать по профессии: маркетологом или же PR-менеджером. А возможно, я открою свой собственный бизнес и буду его развивать. Думаю, что в нашем современном мире необязательно четко составлять план на свою профессиональную жизнь, ведь у нас очень много разных возможностей.
Екатерина Дроздова, выпускница гуманитарного направления Лицея НИУ ВШЭ 2020 года
Я плохо представляю себя хотя бы через год. Я думаю, что это классно.
Однако на данный момент мне кажется, что в ближайшем будущем, ну или хотя бы ближайшие пять лет, я буду развиваться в фотографии и, как это ни странно, в шитье одежды. Потому что это оказалось очень интересным, и в вещах ручной работы есть определенный шарм. Мы никогда не знаем, что нас ждет в будущем, но хотелось бы заниматься тем, что приносит тебе удовольствие и желательно еще и деньги.
Я очень надеюсь, что мои увлечения фотографией и шитьем однажды превратятся в коммерцию, которая будет приносить мне какой-то доход.
Максим Мальцев, 11-й класс, гимназия №1576
В будущем я планирую поступать в Финансовый университет на «Управление бизнесом».
Я считаю, что это направление будет очень востребованно, так как именно на этом факультете дадут, как мне кажется, максимально полезные знания для выживания во взрослой жизни. В дальнейшем я планирую поехать в Китай, дабы получить там расширенные знания по экономике и китайскому. Лет в 30 я бы хотел открыть шаурмичную, как у Димы Масленникова, и кайфовать по полной!
Мария Камбурова, 11-й класс, Лицей НИУ ВШЭ
Я вижу себя успешным человеком. Планирую окончить университет и пойти в иностранную магистратуру. К 30 годам обзавестись коттеджем где-нибудь за городом. Куплю много домашних животных и ферму. У меня нет планов на потомство в ближайшие 5–10 лет, но кто знает, как сложится жизнь. Мой приоритет – удачная карьера.
Сложно представить себя в 30–40 лет, но я точно знаю, что к этому времени хочу иметь некую финансовую стабильность. А вопрос семьи сложно как-то планировать заранее, всё будет зависеть от того, когда я встречу своего спутника жизни, буду ли я достаточно успешна в карьере, буду ли я готова морально и физически.
Анна Пирожкова, 11-й класс, гимназия №1576
Хочу работать в сфере дизайна. Пока что мне очень нравится графический/коммуникационный дизайн, но, возможно, в будущем изменю это направление. После университета в России я бы хотела окончить магистратуру за границей, набраться опыта, достичь определенных успехов в карьере. После этого было бы здорово завести семью. Я хорошо представляю себя в роли мамы.
А как вы представляли свою жизнь через 10, 15 лет, когда вам было 16?
Выбор будущего: что делать после окончания школы?
Практически каждый подросток торопится быстрее покинуть школьные стены и с головой окунуться в романтизированную студенческую жизнь. Даже если такого желания совсем нет, устоявшаяся социальная парадигма диктует свои правила: детский сад, школа, университет – равно успешное будущее. Многие родители считают, что так жить «правильно» и берут на себя право выбирать жизненный путь за ребёнка.
Вот только проблема в том, что со времен их юности многое изменилось. Ускорилось получение и потребление информации, а вот система образования поскольку-постольку осталась той же. Для нынешнего темпа 11 лет обучения в школе и 4-6 лет в вузе – это целая вечность. За это время ряд профессий может исчезнуть и появиться больше сотни новых специальностей.
Советское образование подстраивалось под плановую экономику, то есть заранее было известно сколько требуется специалистов на то или иное направление. Сегодня у руля стоит рыночная экономика, которая требует особых качеств и способностей, соответствующих современности.
Выбирая специальность и учебное заведение, многие школьники отталкиваются от позиции друзей, родителей и не понимают, что в их головах за время становления может многое измениться. Как правило, после поступления уже взрослые дети попадают в совершенно неизвестную, новую для них обстановку. Дружба со школьными друзьями постепенно стирается, никто ни к чему не обязывает, происходят кардинальные перемены в сознании, впереди открываются новые возможности. Но самое главное, что сопровождает всю взрослую жизнь – это каждодневный выбор, за который придется нести ответственность самостоятельно.
Семнадцатилетнего ребенка, который уже устал от учебы ставят перед серьезным выбором, который определит его деятельность на 5 лет. Одни точно знают, кем хотят быть. Другие ссылаются на примеры известных личностей, которые добились успеха без образования. Третьи из-за давления или нежелания что-либо решать выбирают первый попавшийся факультет, куда их приняли.
Несколько вариантов развития событий
Необязательно поступать в университет после 11 класса, многие ученики идут в колледжи уже после 9 класса. Многие специалисты, имеющие среднее профессиональное образование востребованы, как никогда. Чтобы не остаться без работы, но с дипломом о высшем образовании, есть вариант сначала получить рабочую специальность, а потом уже продолжить обучение в вузе, но уже по сокращенной программе.
Как бы противоречиво не звучало, но чтобы не тратить времени зря, следует, в первую очередь, не торопиться, взять тайм-аут и всё хорошенько обдумать. Если подросток на протяжении нескольких лет интересуется определенной профессией и стремительно движется в этом направлении, его стоит только поддержать. Настоящим профессионалом может стать только тот, кто по-настоящему горит своим делом. Но как быть, если нет никакого ориентира?
Прежде чем выбирать специальность, стоит обратить внимание на то, что факультеты популярных специальностей (экономисты, юристы и т.д.) выпускают огромное количество кадров, что значительно усложняет поиск работы. Именно поэтому нельзя выбирать «дело жизни» наобум.
В школах часто проводят тесты на профориентацию, но дети относятся к ним крайне скептически. Лучшим вариантом станет обращение за помощью к карьерному консультанту. Благодаря правильным методикам, специалист выявит сильные и слабые стороны, пристрастия и способности, что станет основой для последующих решений.
Если главная цель – это достойный заработок или «диплом ради диплома», то попытки отучиться на неблизкую человеку специальность не могут увенчаться успехом. Можно проучиться в вузе много лет и только потом понять, что это было большой ошибкой, что теории не всегда сходятся с реалиями.
Иногда самый верный шаг – пропустить год. Найти работу, пройти курсы, узнать больше о специальностях и специфике работы, а уже потом, с окрепшим умом взвешенно выбирать свой жизненный путь. Возможно, заветное поступление так и не понадобиться.