Что будет после тик тока
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
TikTok: за внешним позитивом развлекательного приложения скрывается зловещая цель (Forbes, США)
Через три года после запуска сервиса «ТикТок» (TikTok) эта платформа для создания и распространения коротких видеороликов и социальная сеть стала одной из самых быстроразвивающихся. Она зафиксировала более двух миллиардов скачиваний, став одним из самых популярных на данный момент приложений. В США, Великобритании или Испании по времени, в течение которого пользователи (особенно молодые) проводят в этой сети, «ТикТок» обогнал даже Инстаграм или Ютуб.
«ТикТок» можно назвать хранилищем загруженного контента, который удобно «переделывать», добавляя в него созданные пользователями видеоролики, генератором вирусных мемов, благодаря которому пользователи чувствуют себя рок-звездами. Приложение даже использовалось для координирования протестных акций против Дональда Трампа — на прошлой неделе в Талсе был сорван предвыборный митинг Дональда Трампа, первое массовое мероприятие с его участием после начала пандемии коронавируса. Кроме того, была совершена атака на сайт магазина, продающего агитационные материалы и сувениры предвыборного штаба Трампа — пользователи «ТикТока» «положили в корзину» все имеющиеся в продаже товары, но так и не купили их, лишив других покупателей возможности совершать покупки.
И конечно же, если вы осмелитесь критиковать «ТикТок», вам просто скажут, что вы слишком стары, чтобы понять его, что у молодых людей не такие критерии, как у вас. Все это хорошо и прекрасно, но, все-таки, что такое «ТикТок»? Насколько объективны критерии молодежи?
Год назад я опубликовал статью в «Форбс» (Forbes), в которой критиковал платформу «ТикТок за то, что она не взяла на себя ответственность за различные злоупотребления этим приложением.
С тех пор служащим вооруженных сил США запретили использовать это приложение, и в военном ведомстве его называют угрозой кибербезопасности. Специалисты израильской компании «Чек Поинт» (Check Point), работающей в сфере кибербезопасности, изучили приложение и пришли к выводу, что у него есть уязвимости, позволяющие обходить системы защиты, серьезные слабые места, а также общие проблемы безопасности. Изучением приложения занимается и правительство США. Вместе с тем руководитель и соучредитель сайта «Реддит» (Reddit) Стив Хаффман (Steve Huffman) называет его «изначально паразитным (подслушивающим) приложением, которое всегда слушает» и предостерегает от установки этого приложения, являющегося, по его словам, «шпионским ПО». Некоторые организации, выступающие за права детей, заявляют, что это приложение представляет собой явную опасность для детей. Как утверждают компании «Эппл» (Apple), ее специалисты обнаружили, что в буфере обмена «ТикТок» использовались средства, позволяющие следить за миллионами пользователей.
Контекст
Соцсети — враги человечества?
Корреспондент: нужно ли блокировать российские соцсети
Habertürk: в Турции заблокировали популярные соцсети
Главред: почему украинцы продолжают сидеть в российских соцсетях
Почему же так много людей и учреждений подвергают критике, казалось бы, невинное приложение? Неужели мы, критики, являемся лишь кучкой отставших от жизни стариков?
Я так не думаю: «ТикТок» — это очень безответственная компания, опасная по определению. И дело не просто в небрежности, ошибке или в недосмотре — речь идет об абсолютной, глубоко «сидящей» и наглой безответственности, философии, ориентированной на то, чтобы постоянно собирать и записывать все виды пользовательских данных…. Это приложение, которое, как и следовало ожидать, создано китайской компанией, работающей в Китае, которая делает несколько косметических доработок (в лучшем случае), чтобы адаптировать его для Запада, руководствуясь теми же критериями и философией, что и в Китае. Короче говоря, приложение, пользоваться которым не рекомендуется ни детям, ни взрослым, особенно по причине его зловещей системы рекомендаций в отношении контента. И которое теперь действует под прикрытием в лице благожелательного и любезного западного генерального директора, ранее работавшего в компании «Дисней» (Disney).
Все инструменты можно адаптировать практически для любого использования. Многие молодые и не очень молодые люди, которые сегодня пользуются приложением «ТикТок», считают его интересным, прикольным, модной фишкой, способом самовыражения или даже средством «проявления» активизма. Но дело не в этом, или, по меньшей мере, не совсем в этом. Оно опасно по определению. Это приложение, основанное на китайской философии, проявляемой в интернете (мы хотим все видеть, все знать, все анализировать без ограничений) по отношению к Западу, где мы, судя по всему, пытаемся ввести в отношении этого какие-то ограничения. Потребовалось много лет, чтобы понять истинную суть «Фейсбука» и попытаться приструнить его с помощью бойкотов. Мы должны действовать безотлагательно, чтобы ограничить «ТикТок» и его злонамеренную деятельность.
Не надо питать иллюзий: за своей невинной внешностью «ТикТок» представляет собой опасность для общества. Я 30 лет преподаю инновационные технологии и приветствую все новые идеи. Я ничего не имею против Китая, страны, которую я внимательно изучаю, я материально не заинтересован в успехе ни одного из конкурентов компании «ТикТок»: я исхожу из результатов своих собственных исследований, своего опыта и того, что написано многими другими аналитиками. Я говорю об этом уже довольно давно, и все, что я вижу и читаю, подтверждает результаты моих исследований.
Исправить «ТикТок» невозможно: его проблемы заключены в самой его концепции и лежащей в его основе культуре. Я советую сторониться его как чумы. И не говорите потом, что вас не предупреждали.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
TikTok – не социальная сеть, а узаконенная слежка
Сотни миллионов пользователей, топы App Store по всему миру и регулярные заголовки СМИ – TikTok всего за два года стал феноменом уровня Instagram, добившись схожей популярности за почти десятикратно меньшее время.
Но взрывная популярность китайской соцсети коротких видео будоражит не только детей, проводящих там целые дни.
Внимание к TikTok приковано и со стороны экспертов по безопасности. Речь не про государственных, ангажированных политикой США, Европы или любой другой страны. Просто людей, которые в курсе, что и как работает.
Так основательно ещё никто не контролировал каждого пользователя. TikTok собирает данные и отправляет их на китайские сервера, а алгоритмы и системы, задействованные в этом, активно скрывает.
Дыма без огня обычно не бывает. В отличие от голословных заявлений без доказательств – см. обвинения Telegram в слежке за россиянами – TikTok ловится за руку и почему-то спокойно уходит, отмахнувшись. Популярность и нежелание разбираться в теме, увы, решают.
Поэтому тем, кто считает, что это «нормально», и «сейчас все так делают», хочу приоткрыть глаза.
Что творит TikTok с вашими данными
Из всех популярных приложений в App Store, TikTok на сегодняшний день – абсолютный рекордсмен по количеству систем слежения и контроля за пользователями. Уровень проработки этих механизмов заоблачно высок и сравним с лучшими достижениями частных шпионских организаций международного или государственного уровня.
На фоне TikTok даже Facebook (Instagram, WhatsApp) и Amazon меркнут. Они как минимум действуют открыто, а где нет, там в итоге «палятся». TikTok тем временем не подчиняется никому, никаким законам и требованиям, кроме желаний китайских владельцев, компании Bytedance.
Целые сообщества любителей и экспертов (например, на Reddit) возникли вокруг попыток «вскрыть» TikTok и разобраться:
▹ что и как он собирает о пользователях
▹ куда эти данные отправляются и как часто
▹ каким образом приложение защищается от желающих его взломать
Так что вот вам неполный список технологий логирования и слежения за пользователями, найденных в ТикТоке.
Часть из них вполне безобидны и не выходят за пределы, скажем, обычной аналитики на большинстве сайтов. Даже на iPhones.ru некоторое из перечисленного ниже сохраняется благодаря системе Google Analytics. Но чем дальше будете листать этот список, тем глубже убедитесь: для социальной сети столько данных не нужно, а уж возможностей – и подавно.
▪ Конфигурация смартфона. В неё входит модель процессора, количество ядер, уникальные идентификаторы «железа», разрешение экрана и плотность пикселей-на-дюйм, объём занимаемой оперативной памяти, объём свободной памяти в накопителе и так далее.
▪ Список установленных приложений. Его собирают как напрямую на Android, так и используя специальные инструменты. Например, работающий в фоне TikTok перехватывает открытие ссылок в сторонних программах, используя доступ к буферу обмена. На этом его поймала iOS 14 неделю назад.
▪ Сетевые данные. Это IP-адрес, отдельно локальный IP, MAC-адрес роутера, ваш MAC-адрес, название точки доступа Wi-Fi.
▪ Наличие джейлбрейка или рута. TikTok никак не реагирует на то или другое, но знает, «взломан» ли ваш смартфон.
▪ Геолокация по GPS. Считывается примерно раз в 30 секунд. Слежение активируется единожды и остаётся активным до ручного отключения в системных настройках смартфона – с момента, как пользователь впервые указал геопозицию поста в TikTok.
▪ Личные данные. Логи SMS-сообщений, список контактов, история звонков. Микрофон смартфона включается даже тогда, когда пользователю это не требуется. В версии TikTok для Китая, Douyin, данные собираются агрессивнее, чаще и глубже.
До последнего пункта было более-менее нормально, типично для многих приложений App Store. Но это могут быть не все данные, которые собирает TikTok – лишь те, которые ранее идентифицировали исследователи.
Помимо них, у приложения есть очень много «особенностей». Ниже только те, что удалось раскопать в замаскированном коде и подтвердить:
▪ Запуск прокси-сервера на устройстве. Якобы задействован для транскодирования медиафайлов, но его реальное назначение неизвестно. У сервера нет защиты или аутентификации – это «дыра».
▪ Открытый протокол HTTP для передачи данных. Использовался до последнего времени. Из-за этого исследователи неоднократно показывали, как легко украсть или подменить данные пользователей TikTok при наличии доступа к одной сети с ними. Можно было даже подменять отображаемые ролики.
▪ Загрузка любого ZIP-архива с сервера и запуск исполняемых файлов в нём. Естественно, поддерживается и распаковка ZIP-архива. Следы кода найдены в Android-версиях TikTok. Цель неизвестна. Этот код также был в «прошлом» поколении сервиса, musical.ly, и его хорошо прятали.
▪ Отключение приложения при запрете передачи личных данных. Если приложение замечает, что пользователь каким-то образом заблокировал соединение TikTok с серверами, принимающими личные данные (например, благодаря DNS-фильтру), то оно отказывается работать. Объективных причин в таком отказе нет.
▪ Отправка данных на 70+ разных серверов, >30% – китайские. Собираемая информация о действиях пользователя постоянно уходит на различные IP-адреса, среди которых больше 30% являются китайскими. Основная их часть принадлежит Alibaba Group, гигантской китайской корпорации-владельца AliExpress, Taobao, Cainao, крупнейшей в мире платёжной системы Alipay и многих других сервисов. В потоке есть банальная рекламная аналитика, но содержимое части пакетов жёстко зашифровано.
TikTok не только следит, но и защищается от любопытных
Попытки «вскрыть» TikTok сопряжены с постоянными проблемами и сложностями. Это не Telegram с его открытым кодом, регулярно публикующемся в интернете.
Эксперты жалуются, что приложение на лету меняет алгоритмы работы, если замечает «подозрительную» активность в сети пользователя (например, спуфер) или сторонний код, взаимодействующий с TikTok и передаваемыми/принимаемыми им данными.
Многое в TikTok настраивается не в самом приложении, а на серверах его разработчика. У Bytedance есть возможность менять существенную часть функциональности клиента соцсети без его обновления через App Store. В том числе алгоритмы трекинга пользователя.
Большая часть кода приложения остаётся замаскированной по сей день, потому что его создатели постоянно модифицируют защиту и оперативно реагируют на попытки разобраться в алгоритмах работы сервиса.
Несколько компаний, занимающихся «пентестингом» (проверкой безопасности систем через взлом), уже поднимали вопрос про TikTok и приходили к аналогичному мнению: приложение необычно сильно завязано на сборе данных – больше, чем любая другая популярная социальная сеть.
И что теперь?
Общая проблема глобальных сервисов азиатского и китайского происхождения заключается в том, что они могут беспрепятственно игнорировать правила защиты персональных данных в любой стране и продолжать там работать.
Facebook распинают за их рекламные политики уже пять лет подряд. Google достаётся постоянно, даже Apple задевает. А TikTok только недавно начали упоминать в подобном контексте. Да и то без сильного интереса.
Китайская компания может плюнуть на GDPR, базовые принципы защиты данных и вытащить сервис на мировой уровень хайпом и деньгами. Наказывать её некому, кроме самих китайцев. Единственный способ влияния, который может сработать – термоядерный: тотальный запрет на территории страны.
На прошлой неделе именно так поступила Индия, заодно «забанив» несколько десятков сервисов других крупных техногигантов КНР. Армия США тоже запретила TikTok.
Нельзя забывать и то, что внутри Китая который год подряд растёт давление на крупные технологические компании. Коммунистическая партия Китая, помимо уже легендарной мега-цензуры, всё сильнее присматривает за «правильностью» контента и его соответствию «ценностям социализма». В таком климате заставить Bytedance встроить что угодно в свои продукты – дело одного звонка.
В целом картина складывается так. Западные страны боятся государственного и частного шпионажа Китая – вспоминаем Huawei и ZTE. А TikTok, принадлежащий китайской компании, следит за пользователями активнее других социальных сетей. И на деле не пытается это объяснять или оправдывать, за исключением общих фраз.
Америка напрягается, Европа прислушивается, Индия вообще банит. Посмотрев на работу приложения, начинаешь их понимать.
Единственно правильным решением здесь, ИМХО, может быть только такое: удалить TikTok со своего смартфона.
А если не удалите, то теперь хотя бы примерно будете знать, что отправляете в Китай – непонятно кому и зачем.
Byte – потенциальный конкурент Tik Tok-а. Или лучше сказать «очередной»?
У нашумевшего приложения Tik Tok неприятности, и этим ажиотажем пытается воспользоваться новая площадка подобного формата. Только вот сможет ли Byte тягаться с таким титаном индустрии, если не имеет большинства популярных функций и ещё является переработкой одного популярного ресурса?
Tik Tok сейчас находится не в самом лучшем положении: учитывая, что Индия уже забанило его на территории страны, а США рассматривает реальную возможность блокировки, ресурс может потерять ещё больше пользователей, которые насчитываются миллионами. Но станет ли это концом так называемого «Tik Tok-формата»? Когда одно подобное приложение пропадает, ему на смену незамедлительно приходит другое. Ресурс Byte, который люди уже окрестили эдаким «наследником» приложения Vine (по факту он таковым и является, но об этом чуть позже), стал получать много внимания после не очень обнадёживающих заявлений о дальнейшей судьбе Tik Tok-а. По сути, Byte на данный момент является единственной медийной площадкой с форматом, как у Tik Tok-а (за исключением оригинала, конечно). Но что стоит за Byte-ом и можно ли его считать достойным соперником?
Всё началось с ресурса под названием Vine. Эта площадка, поддерживающая видео-формат, была запущена в 2013 году ребятами из Twitter-а. Первоначально пользователи могли загружать 6-секундные ролики в квадратной рамке, которые бесконечно повторялись. Vine быстро набрал популярность, и, по факту, дал толчок для развития будущим интернет-селебрити. Многие нынче известные блогеры как раз начинали свою карьеру в Vine (из тех, кто популярен на территории РФ: Настя Ивлеева, Паша Микус, Гусейн Гасанов, Ида Галич и много других на самом деле). Площадка в принципе стала своего рода медиа-феноменом, нарезки с самыми просматриваемыми роликами в Vine до сих пор собирают по несколько миллионов просмотров на YouTube, несмотря на то, что оригинальное приложение прекратило работу ещё в 2016 году.
Пустота, оставленная Vine, была в конечном счёте заполнена новой площадкой Tik Tok, который до этого, кстати, назывался Musical.ly и, по факту, это бета-версия. Ресурс появился в 2014 году, целевой аудиторией должна была стать преимущественно молодёжь, любящая записывать короткие ролики под популярную музыку. Позже права на площадку были куплены ByteDance (с приложением Byte эти ребята никак не связаны, к слову), и вот тогда свет увидел Tik Tok, который нам известен сейчас. Там можно создавать видео длиной около минуты и использовать для них треки из Apple Music или аудиозаписи («звуки»), которые загружаются пользователями самостоятельно. У приложения довольно неплохие возможности видеомонтажа, огромная куча фильтров на все вкусы, которые ещё и постоянно обновляются. Ну и всё это приправлено удобным интерфейсом. Ролики из приложения часто всплывают в рекомендованном при поиске популярных треков (и не только), чем, собственно, Tik Tok отлично пользуется, постоянно набирая аудиторию. Площадка уже не раз сталкивалась с осуждениями и претензиями, но с 2019 года у неё начался впечатляющий рост. Byte – это детище Дома Хоффмана, создателя приложения Vine. Поэтому по такой же схеме пользователи могут загружать туда короткие видео, которые бесконечно повторяются, однако доступное время одного ролика было увеличено примерно до 20 секунд (но, вероятно, это ещё не окончательный результат). И, подобно своему предшественнику, Byte практически не даёт никаких возможностей для монтажа. В общем, разработчики решили не заморачиваться, и сделали приложение очень примитивным в использовании.
И на данный момент главный конкурент Byte – приложение Tik Tok – столкнулось с серьёзными проблемами: как упоминалось, полная блокировка в Индии и вероятная блокировка в штатах. Американские пользователи уже стали активно скачивать Byte в страхе потерять накопленную аудиторию (у кого она есть) и свои аккаунты, и поэтому площадка увидела значительный скачок в статистике: сотни тысяч скачиваний буквально за один день. Неужели это конец Tik Tok-а?
Byte хорошо понимает, почему к их приложению интерес так сильно возрос, и чего хотят эти новые пользователи. Сейчас Byte активно работает над внедрением функций, похожих на те, что используются в Tik Tok: удобные алгоритмы, различные аудиозаписи для создания роликов, простая вставка текста в видео. Да, возможно, Byte не был готов к возникновению проблем у своего конкурента, но он явно пытается воспользоваться текущей ситуацией.Хотя нельзя отрицать, что новая аудитория откажется от Byte так же стремительно, как и пришла к нему, если Tik Tok-у удастся отстоять свои права и сохранить нынешнее положение. Он объективно является лидером в индустрии, Byte пока ощущается скорее новой версией Vine, дубликатом, хоть и качественным. Дела бы обстояли намного лучше, если бы это приложение появилось года три назад, тогда бы у него была возможность завлечь пользователей, которая остались после Vine-а. Но, к счастью или сожалению, это сделали другие, и результат мы наблюдаем сейчас.
Тяжело сказать, что произойдёт, если Tik Tok не разберётся со своими проблемами. Возможно, Byte и правда сможет прийти на его место и переманить большую часть пользователей. На самом деле конечный выбор «стороны» зависит от самих людей: тем, кто скучал по Vine-у и привык смотреть забавные ролики с минимальным количеством обработки, Byte определённо понравится; любителям всяких фильтров и спецэффектов, челленджей, трендов и эстафет подойдёт больше Tik Tok. В общем, на вкус и цвет, как говорится. Но наблюдать за этой битвой приложений всё же может быть интересно.
Почему Tik Tok так популярен? Каковы его перспективы в будущем? Рассказывает клинический психолог
Отмечу, что сейчас видеосообщество входит в глобальный TOP 10 социальных платформ с активной аудиторией в 500 млн пользователей!
А с начала 2018 года TikTok стабильно в числе самых загружаемых приложений в мире. Согласно отчету Sensor Tower, в III квартале TikTok занял четвертое место по числу скачиваний среди неигровых приложений. В рейтинге TikTok уступает WhatsApp, Facebook Messenger и Facebook, за то опережает Instagram!
Особенность ТикТока заключатся в контенте – это видео длительностью не более 60с, которые каждый из вас может с легкостью загрузить буквально в два клика, наложив, например, музыку уже предлагаемую видеосообществом.
Так кто же потребляет такой контент, и почему он интересен людям?
Как бы странно это не звучало, но такой контент интересен буквально каждому в современном мире.
Дело в том, что постоянно обновляющийся глобальный поток информации породил необратимо новое её восприятие, а именно, так называемое «клиповое мышление», то есть мозаичное (или фрагментированное) восприятия информации. Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый.
Сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.
Первоначально именно СМИ выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор актуальных тезисов.
В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделил пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3) увеличение разнообразия поступающей информации;
4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5) рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.
В результате большинство людей (а особенно молодое поколение) предпочитает воспринимать информацию короткими фрагментам, отсюда и такой интерес к коротким, легкодоступным и забавным роликам в ТикТоке.
Огромный поток информации к тому же не только меняет мышление, но и усиливает тревожность (тоже один из бичей современности). Это само собой порождает у людей неодолимое желание как-то избавиться от этой тревоги, успокоиться. И, на мой взгляд, именно из сочетания этого желания с клиповым мышление и возникла такая форма восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, а лишь, так или иначе, снижает тревогу за счет повторяющегося действия и влияния раздражителя на наш мозг, а если уж раздражитель еще и смешной или в нем знакомая, повторяющаяся музыка?
Ни для кого не секрет, что любые положительные эмоции, смех повышают уровень нейромедиатора – эндорфина в нашем мозге, и это естественно снижает тревожность.
Что касается знакомой мелодии: если мелодия у человека ассоциировалась с положительными эмоциями, то услышав эту мелодию снова, человек испытает те же чувства.
Так же немаловажный эффект дает и повторяемость мелодии звуков (на которых, кстати, и сделан акцент в ТикТоке): когда мы слушаем более знакомую нам музыку, участки головного мозга, отвечающие за эмоции, проявляют большую активность — нравится она нам или нет. Повторяемость создаёт знакомые, а потому нравящиеся нам отрезки, которые позволяют предугадывать, что будет звучать дальше, и становиться соучастником произведения.
То есть что мы получаем? Мы получаем классическую цепочку формирования психической зависимости у пользователя ТикТока: повторяющиеся действия в социальной сети – возбуждение зон награды, удовольствия в мозге, снижение тревожности — получение наслаждения – память о наслаждении – желание испытать его снова тем же, уже известным и достаточно простым способом.
О тех, кто генерирует контент
Другая категория – это, конечно же, хитрецы, которые поняли, как ТикТок может быть выгоден в современных реалиях, любопытные экспериментаторы, которые в итоге так же подсаживаются на «иглу социального одобрения».
В общем-то, это основная категория людей контент генерирующая.
Кто-то скажет, мол, ТикТок кишит абсолютно сумасшедшими, неадекватными – да, но сумасшедшие есть везде, и углубляться в этот момент я не стану.
И каковы же перспективы у этой социальной сети? – спросите вы
Я думаю, людям будет не так просто избавиться от этой зависимости, поэтомуTik Tok будет радовать нас ещё очень долго, пока хитрые разработчики не изобретут что-то ещё более простое и увлекательное.
Хочу отметить
Мы – компания Index, прознав перспективы и возможности этой социальной сети, решили написать бота для ТикТока: поэтому мы сейчас активно над этим работаем, и я даже завела там свой блог (собственно, видео оттуда), поэтому следите за нашими новостями, подписывайтесь!