Что будет при экспорте сделки в которой участвует несколько товаров
Вопросы по внешнеторговым операциям: отвечает эксперт
Интервью с Виталием Викторовичем Немогаем, экономистом с более чем 10-летним опытом работы в банковской сфере.
В чем различия внешнеэкономической сделки, внешнеторговой сделки и внешнеторговой операции?
Субъекты хозяйствования, вступившие в хозяйственные правоотношения с нерезидентами, в процессе своей деятельности сталкиваются с понятиями «внешнеэкономическая сделка», «внешнеторговая сделка», «внешнеторговая операция» и зачастую отождествляют их между собой. Однако разница между ними есть и она существенна.
В отличие от терминов «внешнеторговый договор» и «внешнеторговая операция» национальное законодательство не дает четкого определения термину «внешнеэкономический договор».
На заметку
В экономической и юридической литературе часто понятие сделки трактуется шире, чем понятие договор. Однако, сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними . К договорам применяются правила о дву- и многосторонних сделках, предусмотренных гл. 9 ГК . Таким образом, в контексте данной статьи понятия «сделка» и «договор» считаются равнозначными.
Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юрлицо Беларуси или гражданин Беларуси, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме. Таким образом, данная норма позволяет сделать вывод (хоть и косвенный), что договор, заключенный между минимум одним юрлицом/физлицом Беларуси и минимум одним нерезидентом Беларуси можно отнести к категории внешнеэкономического.
Внешнеторговые операции, как следует из абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа N 178, — это отдельные операции, осуществляемые резидентом и предусматривающие платежи, отгрузку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках внешнеторгового договора.
Обратите внимание!
Внешнеторговые операции осуществляются резидентами в отношение нерезидентов. Вышеперечисленные операции, проведенные нерезидентами в отношении резидентов, не являются внешнеторговыми операциями.
Другими словами, внешнеторговые операции — это не сделки (как часто ошибочно полагают), а действия резидентов по исполнению своих обязательств перед нерезидентами на основании и в рамках внешнеторгового договора.
Схематично описанные три определения можно представить так:
Резидент поставил товар нерезиденту. Товар поставлен на склад нерезидента, расположенный на территории Беларуси, с условием оплаты товара по факту поставки, т.е. выполнена отгрузка без пересечения границы. Необходимо ли в такой ситуации соблюдать требования к сроку завершения внешнеторговой операции?
Таким образом, пересечение товаром белорусской границы не является основополагающим фактором для определения необходимости соблюдения требований Указа N 178. В случае заключения между резидентом и нерезидентом внешнеторгового договора отгрузка резидентом товара в ходе исполнения обязательств по данному договору будет являться внешнеторговой операцией, которая должна быть завершена в порядке и сроки, установленные Указом N 178.
По внешнеторговому договору купли-продажи поставщик-нерезидент поставил некачественный товар. В связи с этим между поставщиком и покупателем была достигнута договоренность об уменьшении цены товара. Поставщик выставил покупателю кредит-ноту на сумму уменьшения цены продукции. Каким образом будут прекращены обязательства по данной внешнеторговой сделке в части недоплаченной суммы, на которую поставщик уменьшил стоимость продукции?
На заметку
Кредит-нота — расчетный документ, содержащий извещение, посылаемое одной из находящихся в расчетных отношениях сторон другой, о записи в кредит-счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы .
В рассматриваемой ситуации предметом заключенного между резидентом и нерезидентом внешнеторгового договора является импорт товаров. Поэтому отгрузка нерезидентом товаров в адрес резидента не является внешнеторговой операцией в понимании Указа N 178.
Однако в описанном случае резидент осуществляет оплату после получения товаров от нерезидента, что также не соответствует термину внешнеторговой операции. Таким образом, прекращение обязательств резидента перед нерезидентом будет осуществляться путем оплаты поставленных товаров с учетом изменений их стоимости, оформленных в соответствии с законодательством. Например, оформить допсоглашение к договору.
Резидент заключил с нерезидентом договор комиссии на реализацию товара, принадлежащего резиденту. Какие внешнеторговые операции в рамках Указа N 178 совершает резидент в указанной ситуации? Что является датой начала внешнеторговой операции, осуществляемой в рамках договора комиссии, и датой ее завершения?
Относительно рассматриваемой ситуации договор комиссии предполагает передачу резидентом-комитентом товаров нерезиденту-комиссионеру, который, в свою очередь, обязан перечислить резиденту-комитенту денежные средства, полученные от их реализации.
Поскольку подобная передача товаров осуществляется на возмездной основе нерезиденту в рамках заключенного договора с ним, то имеет место экспорт товаров и факт проведения экспортной внешнеторговой операции (датой начала в таком случае является дата отгрузки — подп. 1.6.3 п. 1 Указа N 178), которая должна быть завершена путем получения денежных средств либо другим способом, предусмотренным подп. 1.4 и 1.7 п. 1 Указа N 178. Датой завершения данной экспортной внешнеторговой операции будет дата поступления денежных средств на счет резидента-комитета в банке либо дата, установленная подп. 1.4 и 1.6.1 п. 1 Указа N 178.
На заметку
Отгрузка резидентом-комитентом товаров нерезиденту-комиссионеру после получения оплаты за них не является внешнеторговой операцией.
На заметку
Указ N 178 устанавливает, что резидент обязан завершать внешнеторговые операции в полном объеме, в установленном порядке и соответствующие сроки. Это означает, что при вычете нерезидентом-комиссионером своего вознаграждения из средств, причитающихся резиденту-комитенту за переданные товары, последний получит экспортную выручку не в полном объеме, что приведет к нарушению названных требований Указа N 178. Во избежание подобной ситуации резиденту-комитенту необходимо обеспечить поступление валютной выручки на свой счет в полном объеме (а затем рассчитываться с нерезидентом-комиссионером за оказанные им услуги) либо завершить экспортную внешнеторговую операцию неденежным способом согласно постановлению Совмина, Нацбанка от 30.04.2009 N 548/8.
В то же время ввиду специфичности договоров комиссии наряду с экспортом товаров резидент-комитент приобретает у нерезидента-комиссионера услугу по его реализации, что подразумевает наличие импорта услуг. По аналогии с экспортной операцией в случае перечисления резидентом-комитентом денежных средств (предоплаты) нерезиденту-комиссионеру до факта оказания последним услуг у резидента будет начата импортная внешнеторговая операция (дата списания денежных средств со счета импортера — подп. 1.6.5 п. 1 Указа N 178), которая должна быть завершена путем оказания услуг либо другим способом, предусмотренным подп. 1.4 и 1.9 п. 1 Указа N 178. Датой завершения импортной внешнеторговой операции в данном случае будет дата подписания сторонами акта оказанных услуг либо иная дата, установленная подп. 1.6.2 п. 1 Указа N 178.
На заметку
Оплата услуг нерезидента-комиссионера по факту их оказания не является внешнеторговой операцией.
Согласно условиям внешнеторгового договора резидент — это заказчик, нерезидент — исполнитель работ, плательщик — международная организация. Является ли такой порядок расчетов нарушением норм Указа N 178?
С учетом перечня таких исключений только в случае исполнения нерезидентом (международная организация является нерезидентом ) обязательств перед резидентом по договору займа резидент вправе осуществить расчет по внешнеторговому договору путем перечисления нерезидентом-заимодавцем денежных средств на счет нерезидента-кредитора по внешнеторговому договору. В иных случаях подобный порядок расчетов будет противоречить нормам Указа N 178.
Заключен внешнеторговый договор поставки, в котором: поставщик-резидент и покупатель-нерезидент (Туркменистан), условия оплаты — 100% предоплата. Покупатель направил уведомление, что плательщиком по этому договору будет третья сторона — нерезидент (Турция), а грузополучателем остается он. Допускается ли такая замена?
При этом из норм Указа N 178, следует, что белорусское законодательство не запрещает поступление денежных средств на счет экспортера от нерезидента, не являющегося стороной по внешнеторговому договору.
Таким образом, автор полагает, что предложенный порядок проведения расчетов за экспортируемый товар не будет противоречить белорусскому законодательству. В то же время при осуществлении оплаты нерезидентом-третьим лицом в рассматриваемой ситуации при оформлении соответствующих платежных документов необходимо делать ссылку на внешнеторговый договор, в рамках которого осуществляется исполнение обязательств по оплате товаров.
Представительство резидента, находящееся за пределами Беларуси, заключило внешнеторговый импортный договор с нерезидентом и перечислило ему денежные средства. Передача товаров не состоялась, денежные средства были возвращены, но на счет головной организации резидента в белорусском банке. Необходимо ли белорусской организации регистрировать сделку в данном банке?
Следовательно, если в ходе реализации внешнеторгового договора осуществление резидентом расчетов проводится через счет, открытый в банке-нерезиденте, то требования Указа N 178, в т.ч. в части регистрации сделки, не распространяются на данный договор.
Вместе с тем резиденты должны понимать, что в случае, если денежные средства поступят на счет в белорусском банке, то внешнеторговый договор будет подпадать под действие Указа N 178, что приведет к необходимости соблюдения всех его норм.
Однако в силу того, что экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, поступление денежных средств на счет в белорусском банке в описываемой ситуации, по мнению автора, автоматически приводит к нарушению подп. 1.11 п. 1 Указа N 178.
Таким образом, в случае поступления денежных средств на счет резидента в белорусском банке необходимо осуществить регистрацию сделки, причем регистрация должна быть осуществлена до момента проведения каких-либо операций в рамках регистрируемого внешнеторгового договора.
Резидент-поставщик в соответствии с Указом N 178 имеет право уступить свое требование другому резиденту. В случае исполнения договора уступки требования, предусматривающего расчет между новым и первоначальным кредиторами, что будет являться фактом завершения внешнеторговой операции:
— поступление денежных средств от нерезидента на счет нового кредитора
— или поступление денежных средств от нового кредитора на счет первоначального кредитора?
Таким образом, поскольку после заключения договора уступки требования к новому кредитору-резиденту перешло право требования у нерезидента исполнения обязательств по внешнеторговому договору, то и обязанность завершить внешнеторговую операцию в порядке и сроки, установленные Указом N 178, также переходит к нему.
Правоотношения, возникающие между резидентами в рамках договора уступки требования, не регулируются нормами Указа N 178.
Автор: Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Товары, вывезенные в таможенной процедуре экспорта, облагаются НДС по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В случае если реализация производится в страны ЕАЭС, ориентироваться нужно также на Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол), согласно которому (п. 3 и 4) к экспорту товаров в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка, если в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представлены соответствующие документы.
Поговорим о таких документах подробнее, тем более что с октября 2018 года нормы о документальном подтверждении скорректированы – см. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ.
Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья
Договор (контракт) с российской организацией
Договор (контракт) с иностранным лицом на поставку товаров за пределы РФ является базовым документом, подтверждающим экспорт. (Заметим, особых требований к порядку его оформления не определено – ориентируясь на гражданское законодательство, стороны согласовывают здесь основные условия: о наименовании товара, его стоимости, сроках поставки и пр.) Поскольку речь идет о контракте именно с иностранной компанией, до сих пор экспортеры были лишены возможности применять нулевую ставку при вывозе товара в режиме экспорта зарубежным обособленным подразделениям российских организаций («иностранного» контракта-то не было, см. Письмо Минфина России от 01.10.2013 № 03-07-15/40626, направленное для сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18594@).
С 01.10.2018 ситуация урегулирована: в отношении отгрузки товаров филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению российской организации, находящемуся за пределами ЕАЭС, подтвердить «экспортную» ставку можно контрактом с российской организацией (скорректирован абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Причем новые правила для подтверждения нулевой ставки НДС, а также налоговых вычетов по операциям реализации сырьевых товаров, указанных в абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ, применяются для всех случаев, перечисленных в пп. 1 и (или) 8 п. 1 ст. 164 НК РФ (что следует из абз. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Норма п. 1 ст. 164 НК РФ
Содержание нормы
Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта
Реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ)
Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов, остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под обозначенную таможенную процедуру
Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под обозначенные таможенные процедуры
Реализация припасов (топлива и ГСМ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания), вывезенных с территории РФ
Этот же подход наблюдается и в отношении реализации товаров через посредника (комиссионера, поверенного или агента) по посредническому договору (комиссии, поручения или агентскому соответственно). Иными словами, для подтверждения нулевой ставки, а также вычетов НДС по операциям реализации сырьевых товаров в налоговые органы представляют (пп. 2 п. 2 ст. 165 НК РФ в новой редакции):
контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) припасов за пределы территории РФ;
контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС.
Транспортные (товаросопроводительные) документы
С октября 2018 года для подтверждения ставки 0% копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, представлять не надо, что следует из обновленного пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.
Также эти документы не представляются при реэкспорте товаров, указанных в абз. 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (абз. 4 пп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ с 01.10.2018 утратил силу). Здесь понадобятся:
контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы ЕАЭС;
таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории;
таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров.
Не нужны транспортные документы и для подтверждения экспорта товаров, если налогоплательщик представит реестры этих документов в электронной форме (см. следующий раздел консультации). Налоговики сами получат информацию о вывозе у таможенников.
Однако сразу прощаться с транспортными документами не стоит, ведь налоговые органы при определенных обстоятельствах (в частности, при обнаружении несоответствия представленных налогоплательщиком и полученных от таможенников сведений) вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, предусмотренных абз. 2, 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, за пределы таможенной территории ЕАЭС (новый п. 1.2 ст. 165 НК РФ).
Для справки: в целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль и надзор в области налогов и сборов, сведения в электронной форме (п. 17 ст. 165 НК РФ).
Требования налоговиков нужно исполнить в течение 30 календарных дней с даты их получения, принимая во внимание особенности, представленные в таблице ниже (абз. 2 – 5 п. 1.2 ст. 165 НК РФ).
Способ вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта)
Способ подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС
Через морские порты, в том числе в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа
В налоговые органы представляются:
– копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ, копию поручения представлять в налоговые органы не нужно;
– копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС
В налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории ЕАЭС
Истребуемые транспортные документы могут представляться в электронной форме по формату, утвержденному совместно федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела. Указанные документы представляются в налоговый орган
в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов
Срок для представления документов из реестров
Участники внешнеэкономической деятельности в целях подтверждения нулевой ставки вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных (транспортных) документов (разумеется, если таковые требуются) вправе направить в налоговый орган электронные реестры этих документов (п. 15 ст. 165 НК РФ).
Но если налоговый орган выявит между «реестровыми» и «таможенными» сведениями несоответствия, он вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.
До сих пор на представление таких документов экспортеру было отведено 20 календарных дней с даты получения требования от налогового органа (абз. 15 п. 15 ст. 165 НК РФ). К копиям документов предъявлялось условие о наличии соответствующих отметок таможенников.
Документ
Требования ст. 165 НК РФ
Таможенная декларация (ее копия)
Наличие отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов
Отметки таможенных органов мест убытия, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории
Компетентные органы подчеркивали:
на истребуемых согласно п. 15 ст. 165 НК РФ документах должны быть проставлены отметки в соответствии с Порядком о таможенном декларировании (Письмо ФНС России от 10.01.2018 № АС-4-15/56@);
в случае если в таможенных декларациях, распечатанных налогоплательщиком с использованием специализированного программного средства ФТС, отсутствует какая-либо из отметок таможенных органов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, получение таких отметок налогоплательщиком у таможенных органов является обязательным (Письмо Минфина России от 05.07.2018 № 03-07-08/46762).
С 01.10.2018 рассматриваемая норма (п. 15 ст. 165 НК РФ) скорректирована. Во-первых, срок на представление «реестровых» документов налоговикам продлили с 20 до 30 календарных дней. Во-вторых, копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия.
К сведению: при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории ЕАЭС, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в соответствующие реестры, представленные в налоговый орган в электронной форме, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.
Если по требованию налоговиков «реестровые» документы не представлены, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части считается неподтвержденной.
В случае если экспорт (реэкспорт) за пределы таможенной территории ЕАЭС по представленным налогоплательщиком документам не подтверждается сведениями, полученными от таможенников, об этом сообщается налогоплательщику. Последний вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз указанного товара (новый абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ).
Пояснения и документы (если таковые были представлены налогоплательщиком в налоговый орган согласно абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ) налоговая служба включает в запрос, направляемый в ФТС. Если на основании этого запроса таможня так и не подтвердит вывоз товаров, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.
Повторное представление контрактов
Если контракты (договоры) ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения нулевой налоговой ставки или обоснования освобождения от уплаты акциза за предыдущие налоговые периоды, их повторное представление не требуется.
Обратите внимание: данное нововведение касается всех налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку НДС (то есть экспортеров товаров в ближнее и дальнее зарубежье).
Вместо контрактов в налоговый орган нужно направить уведомление с обозначением реквизитов документа, которым были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены. Это сказано в новом абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ.
Экспорт товаров в страны ЕАЭС
В главу 21 НК РФ внесены технические поправки, определяющие право на применение ставки 0% при вывозе товаров на территорию ЕАЭС. В частности, п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 1.1, согласно которому налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных из России в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), в случаях, предусмотренных Договором о ЕАЭС.
Для подтверждения нулевой ставки, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров из абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором о ЕАЭС, но с учетом обозначенных новым п. 1.3 ст. 165 НК РФ особенностей. Напомним, что Протокол среди подтверждающих экспорт документов называет:
договор (контракт), на основании которого осуществляется экспорт товаров;
заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств (либо перечень таких заявлений);
транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
К сведению: при экспорте товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС представление таможенной декларации (ее копии) не требуется (Письмо ФНС России от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).
Иначе обстоят дела, если продукция помещается под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада (пп. 3 п. 4 Протокола). В этом случае вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов нужна копия таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под указанные таможенные процедуры (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03-07-13/1/12524).
Но транспортные (товаросопроводительные) документы экспортерам ближнего зарубежья можно не представлять. Копии этих документов могут быть заменены на перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налоговой в электронной форме(абз. 2 п. 1.3 ст. 165 НК РФ).
К сведению: предусмотренный п. 15 ст. 165 НК РФ реестр, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0%, к рассматриваемой ситуации неприменим. Иными словами, налогоплательщик не может представить такие реестрывместо копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС (письма ФНС России от 03.08.2018 № СД-4-3/15160@, от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).
Вместе с тем налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Истребуемые документы (их копии) представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.
В случае если по требованию налоговиков документы не представлены, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.
Экспорт услуг (работ)
Для полноты картины стоит также отметить: Федеральный закон № 302-ФЗ внес и другие изменения – в частности, в ст. 165 НК РФ ввел п. 20, в котором представлены особенности подтверждения экспортной ставки НДС и налоговых вычетов при реализации работ (услуг). Но эта норма (в отличие от рассмотренных выше) будет применяться с 01.04.2019 (п. 9 ст. 4 закона).
Итак, согласно п. 20 ст. 165 НК РФ при железнодорожных перевозках вместо копий документов в налоговый орган могут быть представлены транспортные и перевозочные документы, составленные в электронной форме по установленному формату. В таблице ниже показано, о реализации каких услуг (работ) идет речь, а также обозначена норма НК РФ, в которой перечислены документы, «заменяемые» на электронные.
Услуги
Статья 165 НК РФ (о документах)
Услуги по международной перевозке, оказанные в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в таможенной процедуре экспорта (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)
Транспортно-экспедиционные услуги, а также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемые российскими организациями (ИП), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, при условии что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ)
Услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ
Работы (услуги), связанные с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых (реэкспортируемых) товаров
Услуги и работы, оказываемые и выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ)
Указанные в п. 20 ст. 165 НК РФ документы представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов.
Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ.
Мы рассмотрели скорректированные законодателем (Федеральный закон № 302-ФЗ) нормы гл. 21 НК РФ, которые нужно взять на вооружение участникам внешнеэкономической деятельности в ближайшее время.
при экспорте товаров российской организации можно применить ставку 0%, подтверждением права на нее является контракт с российской организацией;
для подтверждения нулевой ставки при экспорте могут не понадобиться транспортные документы;
продлен срок для представления документов из реестров;
копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия;
контракт для подтверждения нулевой ставки НДС представлять повторно не надо.
Перечисленные изменения вступили в силу 01.10.2018, но применяются в отношении операций по реализации товаров, совершенных начиная с указанной даты (п. 2 и 8 ст. 4 Федерального закона № 302-ФЗ). Это означает, что по старым (до 01.10.2018) экспортным поставкам изменения применяться не будут, даже если подтверждение нулевой ставки произойдет по ним после указанной даты. Вместе с тем официальных разъяснений по этому поводу пока не последовало.