Что будет при неявке в военкомат
Какие причины неявки в военкомат являются уважительными?
Какие причины неявки в военкомат являются уважительными?
Явка по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в указанное в повестке время и место является прямой обязанностью гражданина. При этом в случае неявки без уважительных причин по повестке гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 10, п. 4 ст. 31 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; ст. 21.5 КоАП РФ; ст. 328 УК РФ).
Неявка по повестке в установленные время и место без уважительной причины влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 3 000 руб. Незаконное уклонение от призыва на военную службу наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 21.5 КоАП РФ; ч. 1 ст. 328 УК РФ).
К уважительным причинам неявки в военкомат по повестке относятся (п. 2 ст. 7 Закона N 53-ФЗ):
При этом получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства), подлога документов или иного обмана расценивается как уклонение от призыва на военную службу (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
Следует обратить внимание, что по окончании действия уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в военный комиссариат муниципального образования (Приложение N 30 к Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Увеличены штрафы за административные правонарушения в области воинского учета
billiondigital / Depositphotos.com |
Подписанным сегодня Президентом РФ законом о внесении изменений в КоАП усилена административная ответственность за административные правонарушения в области воинского учета (Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 132-ФЗ). Документ опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. В частности, за непредставление руководителем организации, должностным лицом органа местного самоуправления в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, теперь предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. (в прежней редакции статьи – от 300 руб. руб. до 1 тыс. руб. (ст. 21.1 КоАП РФ)).
Такие же штрафы в повышенном размере для указанных лиц определены за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ) и за несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3 КоАП РФ), а также и для должностных лиц учреждений МСЭ (ч. 1 ст. 21.4 КоАП РФ), органов ЗАГС (ч. 2 ст. 21.4 КоАП РФ), не сообщивших необходимые сведения о признании гражданина инвалидом, об изменении записи актов гражданского состояния. А за несообщение руководителем организации или ответственным лицом за воинский учет в военкомат сведений о приеме указанных граждан на работу или увольнении с работы (также отчисленных с учебы) штраф составит от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
За неявку по повестке в военкомат без уважительной причины, неизвещении об изменении сведений о семейном положении, об образовании или переезде и т. д. (ст. 21.5 КоАП РФ), за уклонение от мед обследования (ст. 21.6 КоАП РФ), за умышленную порчу, утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ) вместо размеров штрафа от 100 руб. до 500 руб. для гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, теперь законом предусмотрены штрафные санкции в повышенном размере от 500 руб. до 3 тыс. руб.
Помимо этого, срок давности привлечения к административной ответственности за все указанные административные правонарушения в области воинского учета увеличен до 3 лет.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Прокурор разъясняет
Военный комиссариат вызывает гражданина в военкомат повесткой. При этом явка по повестке является прямой обязанностью гражданина.
За неявку гражданина по вызову военкомата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб. (статья 21.5 КоАП РФ). Кроме того, пункт 1 статьи 328 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень уважительных причин неявки гражданина по повестке при условии ее документального подтверждения:
1) Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности.
В этом случае нужно представить в соответствующий отдел военного комиссариата один из документов:
медицинскую справку о нахождении на стационарном лечении;
иной документ, подтверждающий данные обстоятельства.
2) Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.
3) Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие).
В такой ситуации необходимо представить документальное подтверждение, полученное, например, в органе местного самоуправления по месту жительства о причинах неявки.
4) Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
По окончании действия срока уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в соответствующий отдел военного комиссариата.
Прокуратура
Республики Хакасия
Прокуратура Республики Хакасия
25 февраля 2016, 00:00
Является ли заболевание уважительной причиной для неявки по повестке в военный комиссариат? Должен ли призывник после излечения самостоятельно явиться в военкомат или может подождать повторного вызова?
Военный комиссариат вызывает гражданина в военкомат повесткой. При этом явка по повестке является прямой обязанностью гражданина.
За неявку гражданина по вызову военкомата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб. (статья 21.5 КоАП РФ). Кроме того, пункт 1 статьи 328 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень уважительных причин неявки гражданина по повестке при условии ее документального подтверждения:
1) Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности.
В этом случае нужно представить в соответствующий отдел военного комиссариата один из документов:
медицинскую справку о нахождении на стационарном лечении;
иной документ, подтверждающий данные обстоятельства.
2) Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.
3) Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие).
В такой ситуации необходимо представить документальное подтверждение, полученное, например, в органе местного самоуправления по месту жительства о причинах неявки.
4) Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
По окончании действия срока уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в соответствующий отдел военного комиссариата.
Неявка по повестке военкомата | последствия и наказание
Цель статьи — донести информацию об ответственности за неявку по повестке военкомата и разобрать в каких случаях закон защитит, в каких случаях заставит отвечать. О реальном наказании за неявку в военкомат и частых заблуждениях. Обо всем по порядку.
Повестка и неявка в военкомат
Независимо от способа вручения, повестка обязывает гражданина явиться в военкомат. Данная информация имеет особое значение, потому что открывает нам границу между обязанностью и ответственностью. За неисполнение обязанности, например, если не прийти в военкомат по повестке, закон предусмотривает ответственность. При этом, на практике привлечь гражданина к ответственности удается далеко не в каждом случае неисполнения обязанности (неявки). В чем же причина и от чего зависят последствия при одном и том же действии? Все становится понятным, если разделить уведомление о вызове в военкомат на две группы: надлежащее и ненадлежащее уведомление. Мы рассмотрим все варианты уведомлений, в числе которых и вручение повестки. Так, Вы сможете правильно оценивать риски и предугадывать последствия неявки в военкомат.
При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Когда граждане обязаны прийти в военкомат?
Вручение повестки и ответственность
Оценить риски будет возможно, если понять какое уведомление относится к надлежащему и какие обстоятельства не требуют наличия уведомления, но обязывают явиться в военкомат. Тема может казаться сложной, но объективно, все предельно просто, очень скоро Вы будете легко ориентироваться в этом вопросе. Рассмотрим варианты уведомления призывника, которые вообще возможны и применяются на практике.
Неявка при разных способах вручения повестки
Неявка если повестку получил лично
Такое уведомление сопровождается подписью гражданина на отрывном корешке повестки. Корешок с подписью остается у сотрудников военкомата и свидетельствует о вручении повестки. Уведомление о вызове считается надлежащим и если не явиться в военкомат, последствия не заставят себя ждать. Напомним, что законом предусмотрен перечень уважительных причин для неявки в военкомат (документальное подтверждение уважительной причины является обязательным).
Повестку бросили в почтовый ящик и неявка в военкомат
Массовая рассылка повесток военкомата по почтовым ящикам призывников относится к наиболее частому способу уведомления. Вручение повестки происходит дистанционно и не предполагает наличия у военкомата документов, свидетельствующих о том, что призывник уведомлен. Отметим, что в большинстве случае, суд справедливо рассматривает такое уведомления как ненадлежащее. В начале статьи мы упомянали, что любая повестка обязывает явиться, но если молодой человек не пришел в военкомат по повестке, брошенной в почтовом ящике, едва ли последует привлечение к ответственности.
Повестку передали родителям
Порой, стремление сотрудников военкомата, во чтобы то ни стало, уведомить призывника приводят к вручению повестки родственникам. С точки зрения закона, действие это бессмысленное и противоречивое. Закон строго определяет круг лиц, полномочных уведомлять граждан о вызове в военкомат (вручать повестку); родители и другие родственники никаким образом не могут привлекаться к участию в подобном процессе. Подводя итог, скажем, что данное уведомление надлежащим не является и неявка в военкомат по такой повестке не влечёт ответственность.
Получение повестки в ВУЗе или колледже
Метод эффективно применяется и прямо предусмотрен законом. Особое внимание заслуживает отношение судов к такому уведомлению граждан о вызове в военкомат, потому как оно характеризуется единством в данном вопросе. Повестка, полученная в ВУЗе, колледже и даже по месту работы относится к надлежащему уведомлению и неявка в военкомат по такой повестке влечёт ответственность. Отметим, что наличие или отсутствие подписи призывника, свидетельствующей о получении повестки, в указанном случае не учитывается (судебная практика тому подтверждение).
Уважительные причины неявки в военкомат
Указанный выше перечень уважительных причин неявки в военкомат предусмотрен пунктом 2 статьи 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Заметим, что закон обязывает граждан явиться в военкомат на следующий день по окончании (исчезновение обстоятельств) действия уважительной причины и представить документы, которыми подтверждается уважительная причина неявки.
Ответственность за неявку в военкомат
Неявка в военкомат без уважительной причины имеет непредсказуемые последствия от предупреждения или административного штрафа до передачи дела в следственные органы со всеми вытекающими рисками. Законом предусмотрен как административный штраф за неявку в военкомат по повестке, так и уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу.
Если не явился в военкомат по звонку
Звонки от военкомата дело нередкое и многие призывники уже сталкивался с уведомлением о вызове на медкомиссию по телефону. Здесь нужно понимать, что военный комиссариат при взаимодействии с гражданами, обязан руководствоваться законом, который не только определяет полномочия, но и ограничивает, если хотите «связывает по рукам». Это как раз на тему телефонных звонков от военкомата. Дело в том, что законом не предусмотрено уведомление граждан о вызове в военкомат по телефону, поэтому такое уведомление не может являться надлежащим. Если не прийти в военкомат по звонку об ответственности не может быть и речи.
Не явился в военкомат после обследования
Если в ходе медицинского освидетельствования выдается направление в медицинскую организацию для прохождения обследования, молодого человека информируют о дате явки в военкомат с результатами. Зачастую, вместе с направлением не выдается повестка, что обеспечивает благоприятную среду для очень рискованного заблуждения.
Дело в том, что наличие направления уже является надлежащим уведомлением и обязывает гражданина явиться в военкомат с результатами обследования. Данное обстоятельство подтверждается судебной практикой. Из вышесказанного следует, что направление в медицинскую организацию можно смело считать врученной повесткой и потому, неявка в военкомат влечёт ответственность.
В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).
Если не явился военкомат после переезда
Закон обязывает граждан явиться в военный комиссариат при переезде на новое место пребывания (жительства) на срок более 3-х месяцев или выезде заграницу на срок более 6-и месяцев. Особое внимание в данном вопросе следует уделить пояснениям Верховного суда РФ. Так, согласно указанным пояснениям уклонение от исполнения воинской обязанности может быть совершено путем переезда гражданина на новое место жительства и неявки в военкомат для постановки на воинский учёт.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3
Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.
Административный штраф
Если в действиях призывника не было умысла на уклонение от призыва и неявка в военкомат по повестке является следствием случайных обстоятельств, военный комиссариат вправе вынести предупреждение или наложить административный штраф в соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ.
КоАП РФ Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Уголовная ответственность
Если призывник уведомлен надлежащим образом, но не пришёл в военкомат, безусловно есть риск привлечения к ответственности за уклонение от призыва. Не каждый случай рассматривается как деяние, совершенное с умыслом, тем не менее, нужно быть готовым к такому варианту. В отличии от протокола об административном правонарушении, который составляется в военном комиссариате, выяснение обстоятельств, связанных с уклонением от призыва, осуществляется в ином порядке. Военный комиссариат, едва ли, будет уведомлять граждан о том, что документы переданы в следственные органы. Призывник узнает об этом, когда получит повестку от следователя.
Вызвали к следователю, что дальше?
Следственным органам предстоит выяснить все обстоятельства, связанные с неявкой призывника в военкомат. Необходимо быть готовым, как минимум психологически, к серьезному диалогу с дознавателем. Приводим перечень основных вопросов которые стоят перед дознавателем.
Основы диалога со следователем
Информация, полученная следователем по указанным вопросам, позволяет определить наличие доказательств и виновность призывника. Имел ли место умысел, направленный на уклонение от призыва на военную службу, или умысла не было? В результате, следователем выносится заключение, от которого и будет зависеть развитие дальнейших событий. Если признаков преступления нет в военкомат отправляют соответствующую информацию. Если наличие признаков преступления установлено, за этим следует возбуждение уголовного дела.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3
Ответственность за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 328 УК РФ, наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву.
Что делать если не пришел в военкомат?
Нужно понимать, что неявка по повестке является правонарушением, поэтому универсального действия, гарантирующего решение проблемы, не существует. Но мы можем представить основные рекомендации, которые позволят минимизировать последствия. Прежде всего, возьмите за правило: не игнорируйте проблему, бегая от военкомата, решение возможно только через прямой диалог с военкоматом. Оптимальный вариант явиться в военный комиссариат по собственной инициативе, пусть со значительным опозданием по времени. Если дело еще не передано в следственые органы, этим простым действием можно свести все к предупреждению от начальника военкомата или административному штрафу, максимальный размер которого не превышает 3000 рублей.
Есть ли разница одна повестка была или более?
С законом понятно, другое дело практика. В данном случае, мы наблюдаем, что называется подтверждение заблуждению. На практике, если обобщать и не акцентировать внимание на отдельных случаях получается, что количество повесток, по которым призывник не пришёл в военкомат, будет иметь значение. Почему же так происходит? Причина, как можно догадаться в людях. В военкоматах не склонны отправлять дела призывников в следственные органы при первой же неявке. Если молодой человек не пришёл раз или два, стараются решать это на уровне военкомата, так скажем «не вынося ссор из избы». В случае, когда имеет место злостное неисполнение требований о явке, других вариантов уже и не остается, дело двигается дальше в известную сторону.
Наказание за неявку и вид повестки
Ответственность граждан за уклонение от прохождения военной службы
на военную службу
Конституция РФ.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Уголовный кодекс (УК РФ).
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
Указ Президента РФ от 7 декабря 2012 г. N 1609
«Об утверждении Положения о военных комиссариатах».
1. Воинский учет
Граждане мужского пола, подлежащие призыву на военную службу обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом №53-ФЗ 1998г.;
отбывающих наказание в виде лишения свободы;
постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
при освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Ответственность граждан за административные правонарушения
в области воинского учета
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Статья 21.5 Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
21.6. Уклонение от медицинского обследования.
Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Призыв граждан на военную службу
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом №53-ФЗ 1998г. освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность граждан, подлежащих призыву на военную службу за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
Уголовный кодекс (УК РФ)
Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
В ч. 1 ст. 328 УК РФ уклонением от призыва считается неявка гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, к которым ч. 1 ст. 31 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. относит явку на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона №53-ФЗ 1998г. являются:
заболевание или увечье лица, связанные с утратой трудоспособности;
непреодолимая сила или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Уклонение может выражаться и в незаконном получении гражданином освобождения от военной службы или отсрочки от нее, например путем симуляции болезни.
Преступление является длящимся, оно протекает во времени на стадии оконченного преступления вплоть до достижения лицом возраста 27 лет, явки его с повинной или пресечения преступления правоохранительными органами.
В ч. 2 ст. 328 УК содержится самостоятельный состав преступления, объектом которого является установленный порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. В указанных случаях гражданин должен лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.