Что будет с ангелами после судного дня
Конец Света по Исламу в Коране
Конец Света по Исламу в Коране как описывается? Давайте сегодня коротко рассмотрим этот вопрос.
Ангел Исрафил (Серафим)
Вера в ангелов является важной составляющей религии Ислам. У ангелов есть свои обязанности. Например, ангел Исрафил должен оповестить о наступлении Судного дня и о Воскрешении. Конец Света наступит именно по его сигналу. Когда он в первый раз дунет в рог, то погибнет всё живое, а когда дунет во второй раз, наоборот, все воскреснут и начнётся Великий Судный День.
Звук рога Исрафила очень страшный звук, от которого Вселенная начнёт меняться, расколется небо, а солнце, луна и звезды погаснут. Начнется ужасное землетрясение, моря закипят, горы взлетят словно пух. После всего этого небеса и земли обретут новую форму. На арабском языке все эти события называются «кыямат». Начало этого страшного дня известно лишь Всевышнему Аллаху.
Конец Света в Коране
По поводу Конца Света в Коране есть такие аяты:
«В тот день Мы свернем небо, как сворачивают свитки для книг. Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это» (Коран; 21:104).
В еще одном аяте Конец Света описывается таким образом:
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (Коран; 39:67).
Известно, что Абдулла ибн Масгуд, (пусть будет доволен им Аллах) говорил:
«Как то раз к пророку Аллаха (мир ему), подошёл один учёный из иудеев и сказал: «О Мухаммад! Мы читаем, что Аллах в день Воскресения разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвёртом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: «Я — Царь». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, соглашаясь со словами учёного, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей» (Сахих аль-Бухари, 4811).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах схватит (всю) землю и свернет небеса Своей правой рукой, а потом скажет: «Я – Царь, а где же цари земли?» (Сахих аль-Бухари, 4812)
В суре Ясин говорится:
«И послышался звук Горна, и умерли все, кто на небесах, и все кто на Земле, кроме тех, кого Всевышний пожелал оставить. Затем послышался очередной звук Горна, и все они (люди, джинны, ангелы) стоят (живые), смотрят».
«И как только прозвучал (второй) звук Горна, так сразу, без промедления они воскресли из могил и устремились к Господу своему, говоря: «О горе нам! Кто поднял нас с постели (из могил, пробудил ото сна) Им ответят: «Это обещание Всемилостивым и правдиво переданное посланниками Его» (аяты 50-51)
О Конце Света невозможно читать без содрогания. Описание Конца Света является постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за свое поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни.
Что происходит с ангелами-хранителями после смерти человека?
Ангелы – это безгрешные творения Всевышнего Аллаха, созданные Им из чистого света, поэтому их невозможно познать человеческими органами чувств. Ангелы никогда не нарушают предписания Господа и всегда без промедления выполняют все Его приказы и повеления.
Ангелы являются рабами и слугами Аллаха, которые поклоняются Ему, не проявляя ослушания даже на один миг. Ангелы, так же, как и все создания Аллаха, смертны и будут воскрешены в Судный день.
Многочисленными ангелами заполнены небеса. Эти ангелы так многочисленны, что никто, кроме Всевышнего, не знает их количества. Они не едят, не пьют, к ним неприменимо понятие пола, у них отсутствуют страсти, они не грешат и всё время заняты поклонением Всевышнему.
Ангелы могут принимать различные образы, наделены различными способностями, и каждому из них Всевышний Аллах определил роль, место и положение. Некоторые из ангелов также выполняют повеления, которые непосредственно касаются людей.
К каждому человеку Всевышним приставлены ангелы, которые охраняют его и записывают его деяния. Ангелы, записывающие поступки и слова людей, неотлучно сопровождают каждого человека.
Об ангелах-хранителях и благородных писцах, прикреплённых к каждому человеку, говорится в Священном Коране и достоверной Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал о них:
وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ كِرَامًا كَاتِبِين َيَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ
(смысл): «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всём, что вы совершаете». (сура Аль-Инфитар: 10–12)
По одному ангелу сидят справа и слева от человека и записывают его благие и плохие деяния, а другие двое располагаются впереди и позади от человека и охраняют его. Ангелы-писцы записывают все деяния раба: и хорошие, и плохие.
Всю собранную «информацию» они сообщают Аллаху. Всевышний устроил всё таким образом, хотя Он и без этого прекрасно знает обо всём, что натворил Его раб, и обо всём, что он будет делать в будущем.
Если человек хотя бы периодически совершает благие деяния, ангел, сидящий справа, непременно запишет эти деяния, и благодаря этому Всевышний Аллах прощает ему грехи, совершённые между этими благодеяниями.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَا مِنْ حَافِظَيْنِ يَرْفَعَانِ إِلَى اللَّهِ، عَزَّ وَجَلَّ، مَا حَفِظَا فِي يَوْمٍ، فَيَرَى فِي أَوَّلِ الصَّحِيفَةِ وَفِي آخِرِهَا اسْتِغْفَارٌ إِلَّا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: قَدْ غَفَرْتُ لِعَبْدِي مَا بَيْنَ طَرَفَيِ الصَّحِيفَةِ
«Ангелы-хранители поднимаются к Аллаху, Свят Он и Велик, с тем, что они записали за день. Увидев, что в начале и в конце свитка Его раб просит прощения, Аллах говорит: «Я простил Моему рабу всё, что написано между двумя корками этого свитка»». (Аль-Баззар)
По милости Всевышнего ангел, который сидит у левого плеча, не сразу записывает плохие деяния раба. Он ждёт, пока человек, пожалев о содеянном грехе, искренне раскается. Следовательно, если человек одумается и покается, ангел не записывает его плохие поступки.
Таким образом, Всевышний даёт своим рабам возможность раскаяться и очиститься от своих грехов. Поэтому каждому из нас следует почаще каяться и стараться не совершать дурные поступки.
Итак, ангелы-писцы фиксируют все деяния человека, где бы он ни находился и что бы он ни творил. Все плохие и хорошие дела раба Всевышний Аллах посредством ангелов-писцов сохраняет в книге деяний раба, чтобы в Судный день показать ему.
Таким образом, запись деяний человека продолжается всю его жизнь и прекращается только после его смерти. А что происходит с ангелами, прикреплёнными к человеку, которые записывают его деяния после того как он умрёт?
Имам Ар-Рамли в своей книге «Аль-Фатава» об этом пишет следующее:
«К каждому человеку приставлены два ангела, а когда человек умирает, они просят у Всевышнего позволения подняться на небеса. Всевышний им отвечает, что Его небеса переполнены Его созданиями, которые восхваляют Его. Ангелы спросят: «О наш Господь, где мы тогда будем находиться?«
Тогда Всевышний им повелевает: «Идите к могиле моего раба, возвеличивайте Меня, восславляйте Меня (произносите формулу единобожия: Ля иляха иля-Ллях), поминайте Меня и записывайте всё это моему рабу до Судного дня«».
Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аль-Фатава аль-хадисийя» об этом пишет следующее:
«Меня спросили: “Когда человек умирает, что происходит с ангелами-хранителями, прикреплёнными к человеку?”. На это я ответил следующее:
“Абу Аш-Шайх и Байхаки передали от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Всевышний Аллах приставил к каждому Своему верующему рабу двух ангелов, которые записывают его деяния, а когда он умирает, эти прикреплённые к человеку ангелы, которые записывают его деяния, говорят: «Он умер, разрешите нам подняться на небеса«. Аллах, Свят Он и Велик, им отвечает: «Мои небеса переполнены Моими ангелами, которые Меня восхваляют«. Ангелы спросят: «Может, мы пребудем на Земле?«. Всевышний им отвечает: «Моя Земля переполнена Моими созданиями, которые Меня восхваляют«. Они опять спросят: «Куда мы пойдём?«. Тогда Всевышний скажет: «Идите на могилу моего раба, восхваляйте, возвеличивайте, восславляйте Меня (произносите формулу единобожия: Ля иляха иля-Ллях) и записывайте всё это моему рабу до Судного дня«». (Аль-Байхаки)”».
Исходя из всего этого, мы можем сказать, что ангелы, которых Всевышний Аллах прикрепил к каждому человеку, сопровождают его везде и повсюду. На протяжении всей жизни человека они ведут запись и учёт всего, что происходит с ним.
Когда человек умирает, по велению Всевышнего эти ангелы пребывают на его могиле, восхваляют, возвеличивают и восславляют Аллаха, а вознаграждение за всё это они записывают человеку.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Семь небес ислама
Сведения о загробном мире ислама достоверны и непротиворечивы. В отличие от многих других религий, где теоретики и путешественники спорили друг с другом, предлагая самые невероятные географические версии, в исламе основным источником информации являются Коран и хадисы, восходящие непосредственно к Пророку.
Вселенная ислама состоит из мира живых, из мира душ, в котором умершие ждут Судного дня, из рая и ада. Взаимное расположение миров четко не обозначено и, по-видимому, не может быть постигнуто человеческим разумом. Так, например, ад, который у представителей других конфессий традиционно расположен в глубинах Земли, у мусульман не может помещаться в Земле уже по той причине, что он для этого слишком велик. Известно, что после Судного дня в адский огонь будут брошены не только сами грешники, но и те идолы, которым они поклонялись, в том числе «Солнце и Луна будут скручены в Огне». По этому поводу один из крупнейших мусульманских богословов одиннадцатого века Аль-Куртуби писал: «…они будут брошены в Геенну вместе потому, что им поклонялись наряду с Аллахом. Огонь не причинит им страданий, потому что они – безжизненные существа. С ними поступят так, чтобы унизить неверующих и приумножить их горе. Так говорили некоторые ученые».
Но есть свидетельства, позволяющие допустить, что ад расположен в глубочайших недрах земли. Сподвижник Пророка Абу Хурейра рассказывал: «Как-то мы сидели около посланника Аллаха и услышали грохот падающего камня. Пророк спросил: “Знаете ли вы, что это?” Мы ответили: “Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше”. Он сказал: “Это – камень, брошенный в Ад семьдесят лет назад, и лишь сейчас он упал на его дно”». Известно и другое высказывание Пророка: «Если камень величиной с беременную верблюдицу будет брошен с края Ада, он будет лететь семьдесят лет и не достигнет дна».
Мусульманский ученый Умар Сулейман Абдуллах аль-Ашкар в книге «Рай и ад» пишет, что богословы разошлись во мнениях относительно того, где располагается Ад сейчас. Одни утверждали, что он находится на «нижайшей земле». Другие полагали, что он находится на небесах. Третьи воздерживались от конкретного суждения. Умар Сулейман Абдуллах аль-Ашкар считает последнее самым правильным, «так как по этому поводу нет ни одного ясного достоверного текста». Он ссылается на мнение хафиза ас-Суйути: «Следует воздерживаться от высказывания суждений относительно местонахождения Ада, потому что этого не знает никто, кроме Аллаха, и на эту тему нет ни одного хадиса, которому я бы доверял».
Шейх Валиуллах ад-Дахлави в своем трактате, посвященном вероучению, писал: «Нет ни одного ясного текста, конкретизирующего местонахождение Рая и Ада. Они находятся там, где угодно Всевышнему Аллаху. Мы же не способны объять своим знанием творение Аллаха и Его миры». Но где бы ни находился мусульманский ад сегодня, есть основания думать, что он претерпит радикальные преобразования после Судного дня, который будет сопровождаться катаклизмами космического масштаба.
Известно, что ад, как и рай, были созданы изначально, в процессе сотворения мира, и пребудут вечно. Пророк сказал: «Обитатели Рая войдут в Рай. а обитатели Огня – в Огонь, а потом глашатай встанет между ними и скажет: “Обитатели Рая, смерти не будет – будет вечность! Обитатели Огня, смерти не будет – будет вечность!”» Но и рай, и ад существуют в определенной динамике и подвержены изменениям. Так, например: «Адский огонь разводили тысячу лет, пока он не стал белым, затем его разводили еще тысячу лет, пока он не стал красным, а затем его разводили еще тысячу лет, пока он не стал черным. Он – черный, подобно темной ночи»: По версии некоторых мусульманских ученых, при наступлении Судного дня «Земля расстелится по всему пространству, что огибает, крутясь вокруг Солнца». Таким образом, можно допустить, что физическая сущность ада тоже претерпит преобразования.
Рай в исламе – это, прежде всего, не место упокоения душ; в нем будут пребывать праведники, воскресшие телесно после Судного дня. Поэтому было бы не вполне корректно отождествлять рай с небесами. Тем не менее до телесного воскресения праведники могут пребывать на небесах, что Пророк засвидетельствовал во время своего чудесного путешествия из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха. В память об этом путешествии мусульмане ежегодно отмечают праздник «мирадж» – это слово, по мнению богословов, означает лестницу, по которой Мухаммед совершил восхождение на небо из Иерусалима. По этой же лестнице спускаются и поднимаются ангелы. Хадисы, посвященные восхождению Пророка, описывают его путешествие в сопровождении архангела Джабраила на волшебном животном по имени ал-Бурак.
Существует семь небес, расположенных над землей на разных уровнях. На нижнем, первом из них, пребывает Исмаил, легендарный предок арабов. Под его началом находится воинство ангелов, которые защищают небеса от джиннов. На втором небе Пророк встретил пророка Ису (Иисуса), на третьем – Йусуфа (Иосифа), на четвертом – Идриса (Еноха), на пятом – Харуна (Аарона) и на шестом – Мусу (Моисея). На седьмом небе пребывает пророк Ибрахим (Авраам), который и показал Мухаммеду рай. Дальше лежит море, над которым расположен Трон Всевышнего.
Все путешествие Мухаммеда заняло столь малый промежуток времени, что, вернувшись, он успел подхватить кувшин с водой, опрокинутый перед отбытием. Тем не менее Пророк сообщает, что расстояние от земли до первого неба – пятьсот лет, «а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над всем этим…». Если принять дневной переход за двадцать пять километров, то расстояние до первого неба составит чуть больше четырех с половиной миллионов километров, что примерно в десять раз превышает расстояние от Земли до Луны, но в тридцать с лишним раз меньше, чем до Солнца.
Впрочем, как мы уже говорили, космология мира, в том числе и рая, и ада, претерпит значительные изменения в день Страшного суда. Все обитатели земли и неба, которые доживут до этого дня, должны будут умереть (в том числе джинны и ангелы), после чего ангелы и джинны воскреснут, а человечество возродится из праха, чтобы занять места в раю и в аду.
В Коране сказано: «Вострубит трубач и падут в прах все, что на Небесах и на Земле, кроме тех, которых пожелал сохранить Аллах. И еще раз вострубит труба и все восстанут из могил в ожидании. Осветится Земля светом Господа ее, и возложат Книгу Деяний, и приведут пророков и свидетелей. И рассудят меж людьми по справедливости, и ни в чем они не будут обижены. Каждой душе сполна воздастся за ее поступки – ведь Он лучше знает о ее деяниях. И погонят неверных в Геенну толпами… И скажут им: “Войдите во врата Геенны и пребывайте там вечно”. Как ужасно возгордившихся местопребывание!… А тех, что убоялись Господа своего, приведут в сады райские толпами, и когда они подойдут к ним, откроются все врата и скажут хранители рая: “Мир вам, добрые. Навеки пребывайте здесь, блаженные!”»
А теперь рассмотрим, как устроен каждый из названных загробных миров.
Ад охраняют девятнадцать ангелов-стражников, «сила великая у каждого». У ада семь врат, каждым из которых соответствует один из его уровней. Грешник попадает в тот слой, который он заслужил своими деяниями, «одних Огонь охватит до щиколоток, других – до их колен, третьих – до пояса, а четвертых – до шеи». Причем, по словам Пророка, «лицемеры – в самом нижнем слое Ада». Грешники в аду закованы в ошейники и цепи, в частности, упоминается «цепь длиною в семьдесят локтей» (впрочем, эта длина относительно невелика по сравнению с размерами адских жителей, о чем будет сказано ниже).
Ад очень велик, и это следует не только из того, что он (в перспективе) вместит Солнце и Луну. Он сможет без труда вместить неисчислимые толпы грешников, и переполнить его невозможно: «В тот день Мы спросим у Геенны: “Наполнилась ли ты?” Она скажет: “Нет ли добавки?”» Иэто притом, что каждый грешник, вступая в ад, многократно увеличится в размерах. Произойдет это для того, чтобы его тело могло испытывать соответственно и большие терзания. Так, зубы грешника станут размером «с небольшую гору», а расстояние между плечами вырастет до «трех дней пути» – около 60—80 километров. Кроме людей, в ад попадут также и джинны, чьи души тоже обретут новые тела.
Интересно отметить, что мусульманский ад в какой-то мере предстает живым существом, своего рода демоном. Соратник и родственник Мухаммеда Ибн Аббас писал о звуках, издаваемых адом навстречу человеку, которого туда волокут:«…и тот зарычит на него так, как мулица рычит, увидев ячмень. А потом он вздохнет так, что всех вокруг охватит страх». Пророк сказал о Судном дне: «В день Воскресения приведут Огонь, у которого семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут волочить семьдесят тысяч ангелов». Последнее высказывание позволяет составить представление не только о невероятных размерах Геенны, но и о ее мощи, для обуздания которой требуются такие силы.
Источником адского огня будут «люди и каменья». Мусульманские ученые высказывали разные точки зрения по поводу того, какие каменья имеются в виду, возможно, что это слитки серы. Кроме того, «растопкой для Геенны» будут и языческие идолы. Пророк оставил сообщения по поводу температуры адского пламени. Он сказал: «Огонь ваш этот, который разводит сын Адама, является лишь семидесятой частью жары Адского пламени… Поистине, жара Адского огня превосходит жару этого огня на шестьдесят девять раз, каждая из частей которого равна жаре этого пламени». Известно, что температура горения дерева в обычном костре составляет от 800 до 1000° С. Температура горения каменного угля в обычной печи не превышает 1200° Таким образом, можно допустить, что температура адского пламени достигает 70000° С (для сравнения: температура поверхности Солнца – около 6000° С).
Грешники не только горят в огне, они и «питаются» им: «Поистине, кто несправедливо пожирает сирот имущество, пожирают огонь в свои утробы». Кроме того, «для неверующих из огня одежды скроены».
Из пищи обитателей ада можно отметить «горький терн, который не дает дородства, как и от голода не избавляет», и плоды растущего здесь же, в аду, дерева заккум. «Это – дерево, растущее из Ада глубины, плоды его подобны дьявольским главам». Они «кипят… во чревах, подобно кипятку».
Грешники будут взывать к главному стражу ада, ангелу Малику, умоляя его: «О, Малик! Пускай Господь покончит с нами!» Но он ответит им: «Поистине, навеки останетесь в Геенне огненной».
Показательно, что мужчины попадают в Геенну значительно реже, чем их жены. Описывая ад, Пророк говорит: «Я увидел, что большая часть его обитателей – женщины». Его спросили: «Из-за чего, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Из-за их неблагодарности». Его спросили: «Они неблагодарны Аллаху?» Он ответил: «Они неблагодарны своим мужьям, неблагодарны за доброе отношение».
Обитатели рая и ада могут общаться между собой. В Коране приводится следующий диалог: «Обитатели рая воззовут к обитателям ада, говоря: “Мы нашли награду, которую обещал нам Господь, истиной. Нашли ли вы то наказание, что обещал вам Господь, истиной?” Обитатели ада им ответят: “Да!”»… «Обитатели ада обратятся к обитателям рая, говоря: “Дайте нам воды или что-нибудь из того, чем наделил вас Аллах из доброй пищи, одежды и других благ!” Тогда обитатели рая им ответят: “Мы не можем этого сделать, потому что Аллах запретил это всё для неверных, нечестивых людей, которые не уверовали в Него и не были благодарны Ему за блага, дарованные Им, в ближайшей жизни”».
Между раем и адом находится преграда – Аль-Араф (некоторые переводчики Корана называют ее чистилищем, хотя это место и не вполне соответствует католическому чистилищу). Здесь находятся люди, которые еще не знают о своей посмертной судьбе, и они молят Всевышнего: «Господи наш! Не помещай нас с этими грешными и неправедными!»
Знаменитый составитель свода хадисов Муслим, живший в девятом веке, упоминает «длинный мост, пересекающий Адский огонь и охваченный темнотой», отделяющий ад от рая. Впрочем, сообщение между этими двумя регионами после Страшного суда станет невозможным, ибо ворота ада закроются навсегда.
Картины рая в исламе проработаны столь же, если не более подробно. Пророк упоминал, что «рай имеет сто ступеней, между которыми есть расстояние в сто лет». Это, кстати, косвенно говорит о том, что рай не равнозначен небесам, структура которых отличается от райской. Впрочем, все обитатели рая, независимо от того, на какой ступени они находятся, могут пользоваться любыми наслаждениями, которые они только пожелают.
Рай – это прекрасный сад, где земля состоит из шафрана и мускуса и усыпана галькой из жемчуга и рубинов.
Здесь протекают реки искрящейся воды, молока, меда и вина, причем вода из этих рек никогда не портится, молоко никогда не закисает, а вино не дурманит разум. В воздухе разливаются дивные ароматы. Из множества растений можно особо отметить лотосы, финиковые пальмы, гранатовые деревья и деревья акации со стволами из золота. Пророк говорил, что, если бы Он взял из рая одну лишь кисть винограда, люди земли «ели бы его, пока существует этот мир».
В раю воздвигнуты дворцы и особняки; кирпичи, из которых они построены, отлиты из золота и серебра. «Поистине, в раю у верующего будет шатер из одной полой жемчужины, высота которой шестьдесят миль. В нем живет семья верующего». Здесь стоят шатры, сделанные из драгоценных камней. Повсюду разостланы великолепные ковры, на них возлежат праведники, одетые в зеленый шелк, атлас, парчу и золото. Им прислуживают прекрасные юноши. «Кто бы ни вступил в рай, благословляется жизнью, полной радости; он никогда не будет чувствовать себя несчастным, его одежда никогда не будет портиться, и он всегда будет молод».
Обитатели рая, после того как воскреснут, отнюдь не будут бесплотными душами, они смогут получать радости от еды, питья и физической любви. Но при этом тела их будут чисты и выделять станут лишь некий пот, подобный мускусу. Не будет и физических неудобств от холода или жары, невозможны станут ни болезни, ни старость.
Супруги сохранят свое сожительство, если пожелают. Кроме того, к услугам праведников будет множество прекрасных черноглазых гурий. И это отнюдь не лишнее, ибо, как писал Аль-Куртуби: «Женщины составят меньшую часть обитателей Рая, потому что они легко поддаются соблазнам и склоняются к тленным земным красотам. Причина этого в том, что они недостаточно благоразумны, чтобы устремить свои взоры к будущей жизни. Им не хватает сил, чтобы трудиться во благо Последней жизни, и они тяготеют к земному миру и его прелестям».
Но будь обитатели рая мужчинами или женщинами, они не станут предаваться пустой болтовне и сплетням. Люди в раю «не встретят душу злословящую… Там не услышат ни пустых речей, и ни преступных слов. Звучать лишь будет: “Мир вам! Мир!”».
Таковы ад и рай ислама. Но души попадают туда не сразу. Когда умирает грешник, то злая душа с трудом оставляет тело, ангелы вытягивают ее «подобно переполненному вертелу, протянутому через влажную шерсть». Потом Ангел Смерти помещает душу в мешок, сотканный из вонючих волос, и относит ее на самое нижнее небо, но врата не открываются перед грешником. В книге его жизни делается соответствующая запись (с ней он предстанет перед Последним судом), и душа низвергается обратно и возвращается в мертвое тело. Ангелы прямо в могиле допрашивают грешника, с тем чтобы окончательно убедиться в его виновности. «Дно его могилы воспламеняется жестоким огнем Ада, и его могила делается узкой и сжимается до того, что его ребра переплетаются, поскольку его тело сокрушено». Злые дела, совершенные им, являются перед его взором. Кроме того, ему показывают место, которое было предназначено для него в раю и которое теперь ему не достанется. Показывают грешнику и место, уготованное для него в аду.
Умирающий праведник, напротив, с самого начала опекается белолицыми ангелами, и душа его мирно выходит из тела. Ангелы успокаивают умирающих: «Не бойтесь и не печальтесь, примите радостную весть о Рае, что обещан вам. Мы – ваши опекуны в этой жизни и в будущей; вы там найдете все, что ваши души пожелают, и все, о чем попросите, – благодать от Всепрощающего и Милосердного». Ангелы оборачивают душу благоуханным саваном и возносят на небо. Небесные врата открываются перед праведником, и в книге его жизни делаются похвальные записи. После этого душа вновь возвращается в могилу, но могила эта просторна и наполнена светом. Ангелы задают умершему ряд вопросов (как задавали и грешнику), но праведная душа отвечает на них без запинки. Впрочем, современные таджики на всякий случай кладут в могилу небольшой листок с правильными ответами – благо вопросы ангелов известны заранее. Потом праведнику, как и грешнику, показывают уготованное для него в раю и аду место; правда, рая надо еще дождаться, сразу в него не пускают.
Что касается душ в основном праведных, но все же запятнавших себя незначительными грехами, они в этот период подвергаются очистительным наказаниям, а окончательно их участь будет решена на Страшном суде.
Мусульманские богословы высказывают разные точки зрения на то, когда души попадают в рай или в ад. В полной мере эти два мира откроются перед своими будущими жителями только после Страшного суда. Лишь тогда воскресшие тела смогут по-настоящему вкусить мучения ада и наслаждения рая. Сначала умершие пребывают в «мире душ», и главная радость праведников – предвкушение будущего блаженства. Но существует и такая точка зрения, что, во-первых, время ожидания Судного дня для каждой души свое (конечно, объективно Суд наступит для всех сразу, но субъективно ожидание будет воспринято каждой душой по-разному), а во-вторых, души все-таки попадают в рай и ад раньше, чем наступит конец света. Недаром ведь Пророк говорил, что врата ада закрываются в месяц рамадан. Это значит, что в остальное время они открыты и ад уже функционирует.
Что же касается рая, Пророк говорил: «Поистине. дух верующего – птица, сидящая на ветвях райских деревьев, пока Аллах не вернет его в его тело в Судный день». И это дает некоторым ученым основания думать, что душам праведников не приходится дожидаться рая слишком долго.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Семь печатей и семь труб
Семь печатей и семь труб Следующая важная тема «Откровения» – это тема власти и господства: (Откр. 4–5). Читателю открывается вместе с Апостолом Иоанном символическое описание Царства Божия на небе. Прежде всего описывается некий небесный тронный зал. На престоле
Семь небес ислама
Семь небес ислама Сведения о загробном мире ислама достоверны и непротиворечивы. В отличие от многих других религий, где теоретики и путешественники спорили друг с другом, предлагая самые невероятные географические версии, в исламе основным источником информации
Глава пятнадцатая. ЧЕТВЕРТОЕ ВИДЕНИЕ: СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИМЕЮЩИХ СЕМЬ ПОСЛЕДНИХ ЯЗВ
Глава пятнадцатая. ЧЕТВЕРТОЕ ВИДЕНИЕ: СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИМЕЮЩИХ СЕМЬ ПОСЛЕДНИХ ЯЗВ Этою главою начинается последнее, четвертое видение, обнимающее собою восемь последних глав Апокалипсиса (15-22-ю гл.). Св. Иоанн увидел «как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие
Глава шестнадцатая. СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИЗЛИВАЮЩИХ СЕМЬ ЧАШ ГНЕВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЮ
Глава шестнадцатая. СЕМЬ АНГЕЛОВ, ИЗЛИВАЮЩИХ СЕМЬ ЧАШ ГНЕВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЮ В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней, поражавших древний Египет,
Семь небес ислама
Семь небес ислама Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2006.Коран. Пер.: Б.Я. Шидфар. М., 2004.Максуд Р. Ислам. Пер.: В. Новиков. М., 1999.Мухаммад ибн Сулейман аль-Тамими. Китаб ат-Таухид (Книга Единобожия). Интернет-публикация, http://tauhid.info.Тафсир Аль-Коран. Аль-Мунтахаб. 2003.У мар
41. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?
41. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Слова Христа о Себе, как об истинном хлебе жизни, сшедшем с неба, произвели недовольство в
36. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
36. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. 37. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, (Мк. 8:7, 8). Добавление к рассказу «благословив, Он велел раздать и их» (т.е. хлебы) встречается только у
27. И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. 28. И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. 29. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц (из стада овец), которых ты поставил особо? 30. (Авраам) сказал: семь агниц сих возьми от р
27. И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. 28. И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. 29. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц (из стада овец), которых ты поставил особо? 30. (Авраам) сказал: семь агниц
25. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. 26. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; 27. и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром,
25. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. 26. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; 27. и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных
Глава десятая Семь верст до небес и все лесом
Глава десятая Семь верст до небес и все лесом Начинается странствование по пустыне кочевых пастушеских еврейских племен, и библия записывает ряд «чудес». Уже в XV главе мы неожиданно узнаем, что там, в пустыне Сур, через три дня странствования по безводным местам, «бог дал
История и судьба ислама через призму философии Шариати. Проблемы современного мусульманского общества. Необходимость возрождения и реформации ислама в понимании Али Шариати
История и судьба ислама через призму философии Шариати. Проблемы современного мусульманского общества. Необходимость возрождения и реформации ислама в понимании Али Шариати Используя данные теоретические разработки, Шариати рассуждает о судьбе, проблемах, задачах и