Что будет с армянскими машинами

Покупка авто из Армении: нюансы, риски и реальные цены

Что будет с армянскими машинами

Что будет с армянскими машинами

Содержание:

Автомобили с армянскими номерами начали массово появляться на российских дорогах несколько лет назад. Поначалу казалось, что за рулем таких автомобилей преимущественно ездят граждане самой Армении, которые временно въехали на территорию России на своих машинах. Однако это не совсем так.

Дело в том, что после вступления Армении в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз) в 2014-м году и снятия некоторых ограничений в 2018-м, автомобили на армянском учете получили право находится на территории Российской Федерации бессрочно, поскольку само понятие «временного ввоза» для них было упразднено.

Поэтому за достаточно короткий период количество машин на армянских номерах на территории нашей страны резко увеличилось. Ведь после отмены временного ввоза за рулем таких машин уже можно было ездить и гражданам других стран-участниц ЕАЭС, включая россиян.

Так чем же привлекательная покупка автомобиля на армянском учете? Как осуществляется ввоз таких машин? Есть ли ограничения и запреты на такие машин и какие нюансы эксплуатации? А также нужно ли их растаможить и сколько это может стоить? Отвечаем на самые важные и сложные вопросы об автомобилях на армянских номерах.

Чем привлекательна покупка авто из Армении?

Интерес к автомобилям из Армении обусловлен несколькими причинами:

1. Цена

Первый и главный фактор — это цена. Стоимость автомобилей с пробегом в этой маленькой южной республике значительно ниже, чем в России. При этом основная причина низких цен — это специфика армянских таможенных пошлин. С 2014 года по 1 января 2020-го они были несравнимо ниже, чем в РФ.

Что будет с армянскими машинами

После того как в январе прошлого года в Армении окончательно начали действовать правила и законы Таможенного союза, порядок растаможки стал точно таким же, как в России. Однако в период с 2014 по 2020-й год, несмотря на вхождение Армении в Евразийский экономический союз, у этой страны сохранялись отличия в правилах и законах таможенного режима. И в эту пятилетку в Армению привезли огромное количество машин как из-за океана, так и из арабских и азиатских стран.

2. Редкие модели

Второй причиной стало то, что из-за не очень высоких пошлин армянский вторичный рынок быстро заполнили недорогие, но редкие и интересные машины из США вроде Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Dodge Challenger и прочие. И любители автомобильной экзотики также ринулись в Армению за необычными вариантами.

Что будет с армянскими машинами

3. Транспортный налог

Третья причина — иная система начисления транспортного налога в Армении. Он там точно так же привязан к мощности автомобиля, но сами ставки значительно ниже. Например, на автомобили мощностью до 120 л.с. годовой налог не превысит 1600 рублей. А на мощные машины с моторами отдачей свыше 300 л.с. он будет составлять порядка 20 000 рублей в год. В то время как в России минимальная ставка за машины мощностью свыше трехсот сил составляет порядка 45 000 рублей и может быть выше в зависимости от региона прописки владельца.

4. Отсутствие штрафов

Четвертая заключительная причина — это отсутствие штрафов с дорожных радаров и камер фотофиксации. Армянские номера не фиксировались нашими камерами, так что штраф за рулем таких машин можно было получить лишь за остановку транспортного средства инспектором ДПС и составление протокола.

Впрочем, последний пункт стал причиной введения запретов и ограничений для автомобилей на армянских номерах, о котором стоит рассказать более подробно.

Ввоз авто из Армении: порядок процедуры и нюансы

Любой совершеннолетний гражданин России может прибыть в Армению и купить там на вторичном рынке автомобиль. Затем он может поставить его на учет на себя, получив армянские номера, и отправиться на этой машине домой.

Что будет с армянскими машинами

Такой порядок действий стал возможен с того момента, как Армения вступила в Евразийский экономический союз. С 2014-го по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилейИ и ввезти авто можно было двумя способами: как по переходным армянским тарифам, так и по тарифам ЕАЭС. В тот период при ввозе автомобилей по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% от стоимости автомобиля, в то время как по тарифам ЕАЭС эта цифра составляла уже 48-50%. Поэтому возникло несколько вариантов ввоза автомобилей с армянскими номерами в Россию:

Первый и второй вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утилизационный сбор и получить ПТС российского образца, а также государственный регистрационный знак в ГИБДД.

А вот автомобили, ввезенные в период с 2014 по 2020 год, в России оказались вне закона. В начале 2020 года Федеральная Таможенная Служба признала такие автомобили иностранным товаром, и обязала владельцев уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах. В противном случае владельцев ждут штрафы за нарушение таможенного законодательства и даже конфискация автомобиля.

Вместе с тем именно на этот период пришелся пик ввоза автомобилей с армянским учетом. Таких машин в России насчитывалось свыше 300 тысяч единиц.

Что будет с армянскими машинами

Свое решение Таможенная Служба РФ объяснила путаницей в трактовке законодательства Таможенного Союза. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что республика обязана обеспечить использование автомобилей, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать территорию Армении.

Впрочем, по этому же договору российская таможенная служба должна была контролировать въезд таких машин на территорию РФ и сразу взимать дополнительные платежи. Однако на практике этого не происходило.

Что теперь будет с авто из Армении?

В июле 2020 года органы ГИБДД, которые начали штрафовать автомобили на армянских номерах, разъяснила порядок действий для владельцев таких машин. Россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС (туда, кстати, входит не только Армения, но и Беларусь, Казахстан и Киргизия) не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в России. Значит, они обязаны зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД. Им на это дается 10 дней. В ведомстве также объяснили, что этот срок начинает отсчитываться с момента въезда автомобиля на территорию России.

За нарушение этих правил водителю грозит штраф в размере от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении автомобилисту придется заплатить 5 тысяч рублей. Кроме этого, водителя могут лишить прав на срок от 1 до 3 месяцев.

При этом важно подчеркнуть, что эти требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее одного года.

Что будет с армянскими машинами

Как растаможить авто из Армении?

Самый большой вопрос теперь стоит перед владельцами автомобилей с армянскими номерами, чьи машины были ввезены на территорию Таможенного союза в период с 10 октября 2014-го по январь 2020 года. Единственный выход в этой ситуации — растаможка автомобиля. В противном случае вам придется либо не эксплуатировать транспортное средство, либо раз в год пересекать на нем границу.

Порядок растаможки таких автомобилей точно такой же, как при ввозе машин из стран Европы, США или Японии. Цена таможенного оформления авто из Армении в Россию индивидуальна для каждого автомобиля. Полная стоимость складывается из таможенной пошлины, утилизационного сбора, сбора за оформление на таможне и акциза.

Физлица должны заплатить 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см двигателя — для транспортных средств, чей возраст превышает 3 года, и 2,5 евро за 1 куб. см — на транспортное средство меньшего возраста. Юридические лица выплачивают 1,4-3,2 евро за 1 куб. см. Размер пошлины не зависит от страны-производителя автомобиля.

Кроме того, необходимо будет заплатить утилизационный сбор. Его рассчитывают, умножая базовую ставку (для легковых авто, предназначенных для собственного использования, базовая ставка равна 20 000 рублей; для коммерческих и грузовых — 150 000 рублей) на специальный коэффициент, который составляет 0,17 для автомобилей младше 3 лет и 0,26 для машин старше этого возраста.

Что будет с армянскими машинами

Также оплачивается сбор за таможенное оформление, который зависит от цены машины в договоре купли продажи. Если цена автомобиля в сделке указана в валюте, то стоимость автомобиля в рублях перерасчитывается на конкретный день по курсу Центробанка.

Размер сбора за таможенное оформление в таком случае составляет:

Еще при растаможке авто и его переоформлении оплачивается акциз. Акциз не собирается лишь с автомобилей, чья мощность не превышает 90 л.с. Во всех остальных случаях его размер зависит от мощности двигателя и в отличие от утилизационного сбора взимается даже с электромобилей.

Источник

В России начали изымать автомобили на армянских номерах. Что происходит? O_0

Что будет с армянскими машинами

Что будет с армянскими машинами

Это статья про автомобили, которые стоят на армянском учёте и передвигаются по России. Грустная статья. Про цугцванг (вообще-то шахматный термин, но уже применяется и в быту — как синоним безысходности).
Суть вопроса. Спустя пять с хвостиком лет после начала ввоза автомобилей из Армении в Россию гражданами, проживающими в России, Федеральная таможенная служба РФ (далее по тексту просто — таможня) вдруг осознала, что все это время эта процедура исполнялась совсем не так, как было правильно и нужно, и с отчаянным усердием принялась наводить порядок. Владельцы таких автомобилей попали в ситуацию, при которой что бы они ни сделали далее — все будет ухудшать их положение, наступил так называемый цугцванг, ну, или Кобаяси Мару (если вам «Стартрек» ближе шахмат).

Ну а теперь часть третья — «Месть ситхов таможни»
По порядку. В отдельных регионах РФ начались преследования в отношении владельцев автомобилей с государственными номерными знаками (далее — ГРЗ) союзной — как участника Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Республики Армения. Где-то эти преследования происходят помягче, где-то построже. Так, из Челябинска стали массово поступать сообщения о том, что инспекторы дорожно-патрульной службы начали активно «вылавливать» такие автомобили и оформлять на каждый протоколы по 12 статье КоАП РФ. Преимущественно 12.1 КоАП РФ, в некоторых случаях даже 12.3.КоАП РФ. А из городов Северодвинска и Кургана появилась информация и вовсе об изъятии автомобилей таможней.

Мы постарались объективно изучить факты и узнать о ситуации больше. Обо всем, что узнали — рассказываем.

Первым делом мы поспрашивали владельцев таких автомобилей в группах мессенджеров и соцсетях — и, судя по ответам, в целом по стране все спокойно. Исключения — Урал, Ханты-Мансийский автономный округ и некоторые города (о них ниже). По остальной России на армянских номерах продолжают спокойно ездить. Максимум, что происходило — перепись владельцев и регистрационных данных на автомобили, с дальнейшей передачей этой информации в Центры автоматизированной фиксации административных нарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России (далее — ЦАФАП), дабы такие машины не выпадали из системы начислений штрафов.

В начале года произошел первый прецедент с изъятием автомобиля в административном центре ХМАО — Югре. В том случае владелец передал управление автомобилем другому лицу, что зафиксировал экипаж ДПС, который и направил автомобиль на спецстоянку, а также передал информацию таможне, которая в дальнейшем изъяла автомобиль и после суда продала на торгах.

В марте в Северодвинске (Архангельская область) произошло изъятие двух автомобилей. На известном видеохостинге легко найдете всю историю непосредственно от владельца этих автомобилей. В данном случае таможня сама пришла к владельцу с уведомлением о незаконной растаможке.

Июнь. В Кургане изъяли пять автомобилей. Тут уже владельцев вычисляли по ориентировке от таможни посредством ЦАФАП точечно, экипажами ДПС. Затем автомобили были направлены к управлению Курганской таможни, где были изъяты.

Июль. В Челябинске начали массово останавливать автомобили с армянскими ГРЗ и выписывать протоколы по статьям 12.1 ч.1 либо 12.3 ч.1 КоАП РФ (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке и Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза соответственно), в некоторых случаях у тех, кто управлял по страховке либо по доверенности, автомобили поместили на специализированные стоянки, откуда владельцы после уплаты штрафа смогут их забрать.
Зона отчуждения
Ну что ж, едем в Курган. Да, действительно: четыре автомобиля изъяты и стоят на стоянке временного хранения, среди списанных автомобилей УВД, и еще один стоит уже на стоянке Росимущества (ныне — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом). Пообщались с тремя владельцами автомобилей с армянскими номерами — все лично ездили в Армению, покупали там машины, в должном порядке оформили на свое имя, сами же въехали на них в РФ, исправно оплачивают налоги и штрафы за эти автомобили и аккуратно ездят. Управляют своими автомобилями также сами. Упреждая глас хейтеров — да, нам повезло найти именно таких, правильных. «Неправильные» нас в реальности по большому счету и не интересуют — их финансовые риски значительно дешевле, а ответственность намного меньше, если она вообще есть.
В данном случае таможня усматривает факт управления собственником (не гражданином Армении) автомобилем, имеющим статус импортного товара, растаможенного в Армении по льготным ставкам, предусмотренным на переходный период вступления в ЕАЭС и, соответственно, не предназначенного к вывозу без уплаты пошлин на ввоз по единому тарифу Таможенного союза.

Это совершенно реальный пример. В его существовании мы убедились лично, как и в том, что он в Кургане не единственный.
Попробуем разобраться в происходящем
Возможных комбинаций владелец — автомобиль с армянскими номерами и учетом в Армении не так много, и рискуют пострадать не все и не в одинаковой степени.

Возможные варианты такие:

1. Автомобиль ввезен и растаможен до 10 октября 2014 года.

2. Автомобиль ввезен в промежутке между 10 октября 2014 года и 01 января 2020 года;

2.1. Автомобиль растаможен по тарифам Армении до вступления в ЕАЭС;

2.2. Автомобиль растаможен по тарифам ЕАЭС.

3. Автомобиль ввезен и растаможен по тарифам ЕАЭС в 2020 году и позже.

4. Автомобиль растаможен как запчасти.

5. Автомобиль ввезен и не растаможен.

Варианты 4 и 5 незаконны, и при должной доказательной базе (если докажут) светят тем, кто такое эксплуатирует, неприятностями, вплоть до соответствующих статей УК РФ и, в некоторых случаях, «посадкой». Рассматривать эти категории более подробно не считаем нужным — с ними и без нас справятся. В народе эти варианты прозвали «фантиками» — за полное отсутствие законных оснований существования. Под «фантики» попадают также «двойники» — когда владельцы покупают комплекты номеров и свидетельств о регистрации от похожего автомобиля. Санкции, если эти факты будут установлены, такие. За передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, — в соответствии с частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ. За подделку документов и использования заведомо подложных документов — в соответствии со статьей 237 УК РФ.

Варианты 1, 2.2 и 3 — полностью законны, кто бы ни владел таким автомобилем, он не рискует вообще ничем и может в любой момент заплатить «утильсбор» и получить привычные ПТС и ГРЗ с регионом по месту прописки либо временной регистрации, предъявленным в МРЭО ГИБДД, после чего управлять им может кто угодно.

Остался пункт 2.1. — самый распространенный, поскольку на этот период пришелся бум ввоза автомобилей на армянских номерах вследствие сравнительно низких цен и богатого ассортимента. Этот же пункт самый проблемный, поскольку действовали сразу две схемы таможенной очистки — по тарифам до вступления в ЕАЭС и по тарифам ЕАЭС. Разобраться в хитросплетении формулировок не смогла даже сама таможня (ни наша, ни армянская).

Как выяснилось только сейчас, если автомобиль ввезен между 2014 и 2020 годами и растаможен по тарифам до вступления Армении в ЕАЭС — то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только гражданами Армении. Такова трактовка российской таможни. При этом в Таможенном кодексе ЕАЭС применена иная формулировка — «постоянно проживающими» в ней, но об этом ниже. Такой автомобиль может эксплуатироваться только владельцем-армянином на территории всего ЕАЭС всего лишь с двумя ограничениями — продать либо доверить управлять таким автомобилем он может только в Армении, по остальным странам ЕАЭС должен ездить сам и для продажи вернуть его обратно в Армению.

При этом если таким автомобилем управляет гражданин России либо другой страны-участницы ЕАЭС, Казахстана, например, то ныне таможня считает такие автомобили иностранным товаром, требующим таможенной очистки путем внесения разницы в таможенных платежах между тарифами ЕАЭС и уже уплаченными ранее платежами в казну Армении. Именно по этой причине и забрали автомобили в Кургане.

Основная категория тех, кого преследует российская таможня — граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, которые купили и эксплуатируют автомобиль, купленный в Армении как на территории ЕАЭС, но растаможенный на внутренний рынок Армении. Таких большинство (по некоторым данным — 200 тысяч), и участь большинства будет схожей.
С одной стороны, тексты договора о присоединении Армении к ЕАЭС и Таможенного кодекса ЕАЭС с 2014 года не менялись, и резонный вопрос «куда все смотрели, когда покупали?» вполне справедлив, но тут есть ряд нюансов, требующих внимательного рассмотрения.

1. Таможня в 2014 году не смогла разобраться с ситуацией с автомобилями на армянских номерах. И к итоговому решению пришла только после завершения переходного этапа вступления Армении в ЕАЭС.

1.1 До конца 2019 года на запросы граждан были официальные ответы, что ввоз и эксплуатация таких автомобилей свободны и разрешены.
2. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.04.2014 г. во втором абзаце пункта 40 в разделе «V. Вопросы таможенно-тарифного регулирования» сказано:

«Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств — членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию».

Из чего прямо вытекает, что такие автомобили вообще не должны были покинуть солнечную Армению. А РФ вправе была определить порядок пропускать всех, кого таможня Армении признала легитимными и выпустила без дополнительных проверок.

3. Российская таможня, в свою очередь, тоже не выполнила п. 33 Договора о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.04.2014 г.: «В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств — членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей — совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения». При том, что на внешних границах этот механизм отточен, и в регламенте у сотрудника таможни есть 10 минут на то, чтобы установить статус ввозимого автомобиля, стоящего перед ним (Письмо Федеральной таможенной службы от 1 октября 2010 г. № 01-11/47866 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации», пункты 9 и 10). Из чего можно сделать вывод, что ресурсы у нашей таможни на это есть, но почему-то выполнено это положение не было.

Печально, но информирования о том, что ранее мы все ошибались, а теперь мы (имеется в виду таможня) нашли ошибку — не было, как не была дана владельцам возможность исправить ситуацию (доплатить пошлину, вывезти машины на тех же условиях, какие были на момент ввоза и т. п.). Просто начались «облавы» — где с конфискацией, где пока с оформлением протоколов или просто переписью будущих целей.

4. Гражданин РФ, согласно Таможенному Кодексу РФ, при ввозе автомобиля, имеющего статус иностранного товара, обязан или оформить временный ввоз, или в течение 10 дней заплатить все пошлины и получить российские номера и ПТС. Но в отношении автомобилей из Армении российская таможня отказывалась оформлять подобный документ, ссылаясь на то, что это будет нарушением таможенного законодательства ЕАЭС. В Таможенном кодексе ЕАЭС в ст. 264 действительно достаточно четко прописан этот момент, но там в основном все про иностранцев. Зато там прописано, кому можно передавать такой автомобиль и в каких случаях, что фактически ставит под запрет продажу такого автомобиля по доверенности.

5. Каждый, кто разбирался самостоятельно в документах ЕАЭС, относящихся к ввозу автомобиля, руководствовались тремя основными документами — Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс ЕАЭС и Договор о присоединении к ЕАЭС Армении. И наверняка обращали внимание на интересную формулировку — «постоянно проживающий». Но ее толкования в части того, в каком статусе пребывает гражданин РФ, приехав в Армению и сделав прописку (это требовалось для оформления сделки купли-продажи), скорее всего не нашел. Данная формулировка присутствует в российском законодательстве в 115-ФЗ от 25.07.2002 г «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в статье 2, абз.11: «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство». Но аналогичная расшифровка формулировки в ТК ЕАЭС отсутствует. При этом фактом постоянного проживания гражданина РФ по конкретному адресу в РФ считается штамп в паспорте с пропиской (либо бланк временной регистрации), а все жители стран — участниц ЕАЭС приравнены в правах этой странной формулировкой. Странной, поскольку под ней может оказаться гражданин любой страны, входящей в ЕАЭС, и при этом не считаться иностранным гражданином, но проживать в соседствующей республике без ограничений. Вопрос, кого и по каким критериям тогда считать «постоянно проживающим» и как это документально подтвердить, до сих пор открыт.

В 2018 году, когда мы приехали в Армению, ответы таможни и регистрационного отдела в самом Ереване были одинаковы — прописка на территории Армении, оформленная на небольшом квитке (который, кстати, забрали при регистрации машины на учет), это достаточный аргумент и продать машину, и зарегистрировать, и использовать на территории всего ЕАЭС.

А еще есть не определенные точно моменты — например:

— Каждый владелец автомобиля на армянском учете обязан платить налоги в казну Армении. Можно ли его признать налоговым резидентом? В РФ быть налоговым резидентом может любой, но должен в течение года 183 дня находиться на территории РФ, отсчет идет с момента пересечения границы. В случае с ЕАЭС — никаких штампов при пересечении границы Союза не предусмотрено. В Армению запросто можно улететь по внутреннему паспорту РФ. И платить транспортный налог, не вставая с дивана.

К тому же нигде в документах не указывается, как был растаможен автомобиль, по каким тарифам и ставкам. Проверяется это при постановке автомобиля на учет в Армении, но информация владельцу даже не озвучивается (если специально не попросить). На сайте таможни по вин/фрейм можно только узнать, когда автомобиль выпущен с таможни. Стало быть, предусмотрено, что об этом позаботятся представители власти — те, кто ставят на учет, не дадут это сделать при отсутствии таможенной очистки, а таможня не выпустит из страны без доплаты пошлин… Это что касается ввоза автомобиля.

В том, что касается эксплуатации таких автомобилей на территории РФ гражданами РФ, тоже есть спорные и неясные моменты, например:

— протоколы по 12.1 ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» противоречат Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.04.2020) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее просто ПП №938) :

п. 2(1). «Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств — членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более шести месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией».

То есть все признаки того, что автомобиль все-таки зарегистрирован надлежащим образом на таможенной территории ЕАЭС. Некорректно растаможен — да, тут, пожалуй, спорить бессмысленно (но в данном случае было бы неплохо доказать умысел в совершении этого правонарушения, КоАП 2.2), но оформлен при этом в полном порядке: на автомобиле стоят ГРЗ, считываемые камерами, есть свидетельство о регистрации, есть страховка. Штрафы и налоги уплачиваются в совершенно штатном режиме.

Протоколы по 12.3, ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства» вызывают сомнения в правильности их применения, так как автомобиль оформлен как положено, временный ввоз для такого варианта таможня не предусмотрела, и какие в этом случае надо иметь документы — тоже.

По обоим случаям применения статей сейчас нет правоприменительной практики — чтобы понимать, как правильно действовать владельцу в случаях, когда протокол будут выписывать инспекторы ДПС. Остается ждать судов и вынесенных по этим случаям решений и надеяться, что неустранимые сомнения растолкуют в пользу обвиняемых. А также докажут, в чем провинились все, кто попал в капкан таможни без объявления смены линии поведения.

По факту Курганской и Архангельской таможней предложен только один рабочий вариант решения проблемы — конфискация и дальнейшая реализация с торгов. Предлагаемые в Кургане реэкспорт и доплата разницы таможенных платежей фактически не даст владельцу ни ПТС, ни российских номеров (по крайней мере до 2023 года), поскольку регистрацию автомобиля в Армении таможня, судя по ответам, не считает регистрацией вообще, и в соответствии с принятыми у нас правилами будет требовать и Евро-5, и кнопку ГЛОНАСС, и утильсбор к доплате в таможенных платежах как при первичной регистрации. А машины на стоянке временного хранения явно «непроходные» — ни по возрасту, ни по экоклассу…

Что остается в сухом остатке, что теперь делать тем, кто владеет такими автомобилями?

Как вариант, в 2023 году все автомобили, ввезенные с 2014 по 2020 годы, станут «проходными» для регистрации как товар ЕАЭС. Они перестанут считаться импортными и их можно будет легализовать путем оплаты утилизационного сбора. Пока меньшее из зол (на взгляд автора) — поставить машину на прикол до понимания развития ситуации и держать нос по ветру.

Вот и получается: сейчас владельцу автомобиля с армянскими номерами любой выбор действий грозит проблемами.

1. Продать и забыть. Можно, но потом придется вернуть деньги покупателю, когда его машину арестуют, а с вас спросят доплату таможенных платежей, да еще и выдумают наказание за утрату предмета их интересов.

2. Разобрать на запчасти. Тоже вариант возможный, но если не повесят утрату, то повесят растаможку запчастей — по ставкам конструктора, например.

3. Перегнать в Армению обратно и там продать. Можно, но вероятность вляпаться на «спецоперацию» (ДПС и таможни) и потерять машину в пути пока довольно велика, да и границы по пути в Армению закрыты. А автовоз даже до Верхнего Ларса с Урала обойдется скорее всего примерно в стоимость самой машины. Да, и если удастся выбить возможность временного ввоза, для вывоза придется заплатить депозит в размере доплаты пошлин (который когда-нибудь, наверное, вернут).

4. Спрятать до 2023 года — самый дешевый вариант, чтобы не попасть в поле зрения всяких списков для выставления потом штрафов, и переждать бурю. Но за эти два с хвостиком года наверняка придумают еще какие-нибудь гонения на такие автомобили. Да и зарыть немаленькую сумму денег не многим под силу, есть же и те, кто в кредит эти машины взял, чтобы возить свою большую семью.

5. Растаможить, как положено, получить российские ПТС и номера желающих будет мало. Суммы растаможивания «непроходных» машин крайне негуманны.

Ни одного приемлемого варианта, и каждый хуже предыдущего — цугцванг как он есть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *