Что будет с беларуськалием

Литва посетовала, что ее соседи хотят перетянуть транзит удобрений «Беларуськалия»

Министр, по его словам, располагает заверениями Вашингтона о том, что США «говорят с государствами и нашими соседями, чтобы они точно так же, как и Литва, искали решения, как перекрыть источники финансирования для режима (Александра) Лукашенко».

Некоторые латвийские перевозчики подтвердили BNS, что получили от белорусского производителя удобрений «Беларуськалий» запросы о возможности перевозить его продукцию транзитом через территорию Латвии и перегружать их в латвийских портах.

И все же перевозчики сказали, что Латвия, как и Литва, придерживается международных санкций и не хочет их нарушать.

Реализация международных санкций в отношении Белоруссии, а также пробуксовывание поставок товаров в Китай и из него являются рисками для экономики Литвы, однако как это скажется на экономике страны – пока прогнозировать трудно, говорит председатель правления Банка Литвы Гедиминас Шимкус.

Литва и Китай переживают кризис двусторонних отношений из-за сближения Вильнюса с Тайванем.

США 9 августа объявили о введении санкций в отношении «Беларуськалия», которые вступили в действие 8 декабря. Ожидалось, что в связи с этим прекратится поставка белорусских калийных удобрений через балтийские порты, в том числе через основной перевалочный для «Беларуськалия» порт – Клайпеду. Санкции в отношении «Беларуськалия» ввела также Великобритания, а ЕС – секторальные санкции на поставки части продукции калийной отрасли Белоруссии. В начале декабря в санкционный список США попала также «Белорусская калийная компания», трейдер «Беларуськалия».

Несмотря на санкции, Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги») и Клайпедский порт продолжили транзит белорусских удобрений, что вызвало в Литве большой резонанс.

Уже после вступления санкций в силу правительство Литвы объявило, что будет добиваться расторжения договора Lietuvos gelezinkeliai c «Беларуськалием», хотя утверждает, что санкции США напрямую к транзиту удобрений через Литву не применяются.

Источник

Санкции давят на «Беларуськалий». Чьи потери будут больше – Беларуси, Литвы или фермеров?

Беларусь может продолжить транспортировать калийные удобрения, не подпадающие под западные санкции, через Литву и после декабря. Опрошенные ilex эксперты полагают, что многое будет зависеть от позиции США и банков, через которые реально осуществлять финансирование поставок. Переориентация же на Россию грозит обернуться для Беларуси издержками. Выдавливание «Беларуськалия» с мирового рынка может дорого стоить сельхозпроизводителям из Бразилии, Китая и Индии.

В чем суть проблемы?

9 августа «Беларуськалий» в числе прочих угодил под санкции США в связи с политической ситуацией в Беларуси. По мнению Вашингтона, крупнейший государственный производитель калийных удобрений стал «источником незаконного богатства для режима».

Вместе с тем Минфин США выпустил лицензию на осуществление сделок, необходимых для сворачивания сотрудничества с «Беларуськалием». В соответствии с документом, на это отведено четыре месяца. При этом предусмотрен запрет на заключение новых контрактов на покупку продукции у предприятия.

Вскоре после этого власти Литвы заявили, что с декабря прекращают транзит белорусских калийных удобрений.

Проблема в том, что почти все поставки «Беларуськалия» на экспорт идут через литовский порт в Клайпеде. Кроме того, 30% клайпедского терминала BKT принадлежит белорусскому производителю калийных удобрений.

Евросоюз же уже ограничивал продажи «Беларуськалия»?

Действительно, Совет ЕС 24 июня принял решение о введении секторальных санкций в отношении Беларуси. Под раздачу попало и производство калийных удобрений, но не сам «Беларуськалий».

При этом ограничения оказались не столь критичными. Эти санкции не распространяются на контракты, заключенные до 25 июня 2021 года. Кроме того, европейские ограничения не затрагивают основную продукцию «Беларуськалия» — хлористый калий с содержанием полезного вещества (оксида калия) по весу в пределах 40—62%, который используется для внесения в почву и производства сложных удобрений. В 2020 году калия, попавшего под санкции, Беларусь поставила в ЕС на 141,8 млн евро при общем уровне продаж в 2,4 млрд долларов.

А переориентироваться на Россию или другие страны нельзя?

Беларусь готова перенаправить экспорт калийных удобрений в Азию, в порты Ленинградской области и Мурманска, если Литва откажется продолжать перевалку белорусского хлористого калия, заявил 16 августа глава белорусского Минтранса Алексей Авраменко.

Однако эксперты сомневаются, что при этом страна сохранит прежнюю доходность от продажи калийных удобрений.

Тарифное расстояние через порты России существенно превышает тарифное расстояние при перевозке из Беларуси в Клайпеду: дистанция до Усть-Луги длиннее на 55%, до Мурманска — в 3,3 раза, сказал РБК заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

— Еще остаются вопросы с размером оплаты за вагоны операторам и за перевалку в российских портах. Очевидно, что эти параметры будут дороже расценок в прибалтийских портах, — добавил Савчук. — К тому же в России на данный момент существует дефицит портовых мощностей для экспорта удобрений, в результате чего сами российские компании пользуются портами стран Балтии.

Россия готова предложить существенные скидки на перевозку белорусских удобрений, переориентация поставок из порта Клайпеды в порты России не является проблематичной, сказала ilex аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. В мае глава РЖД Олег Белозеров говорил журналистам, что монополия ведет переговоры о том, как выстроить логистику для белорусских поставщиков удобрений, чтобы создать им условия для использования возможностей РЖД и российских портов.

Вместе с тем стоит отметить, что при поставках через Россию «Беларуськалию» придется конкурировать с «Уралкалием». А чтобы нивелировать риски для контрагентов и выглядеть привлекательнее надо будет предоставлять скидки покупателям. Ранее «Уралкалий» уже упрекал белорусских калийщиков в демпинге. Что касается совместной работы, то надо напомнить, что в 2013 году «Беларуськалий» и «Уралкалий» после громкого скандала перестали работать через единого трейдера.

Основной акционер терминала BKT Игорь Удовицкий считает, что при растущих ценах на удобрения вообще не проблема заплатить за доставку в российские порты. Литовский бизнесмен согласен, что «Беларуськалию» придется идти на «многие компромиссы» с «Уралкалием». В перспективе это может вылиться с объединение компаний.

— Тогда новый мега-производитель будет контролировать около 40% мирового рынка, то есть станет почти мировым монополистом. Проигрывает во всех случаях только Литва. Если белорусский калий уйдет в российские порты — он уйдет навсегда, — резюмировал Удовицкий, который рискует потерять свои доходы.

Через Литву уже точно всё?

На самом деле в Литве достаточно тех, кто кровно заинтересован в транзите белорусских калийных удобрений. В частности, на этом зарабатывают и литовская железная дорога, и сам порт, и компании, которые работают там. Около 20% всех грузов, перевозимых железными дорогами Литвы, приходится на хлоркалий от «Беларуськалия». Кроме того, почти треть всех грузов в порту Клайпеды составляет продукция из Беларуси, большая часть которой — калийные удобрения. В середине августа глава «Летувос гележинкеляй» Мантас Бартушка заявил, что потеря транзита белорусских калийных удобрений через Клайпеду приведет к дефициту средств на содержание инфраструктуры железных дорог в размере 60 млн евро, которые, по его мнению, придется компенсировать субсидиями из госбюджета. Вся цепочка транзита экспорта белорусских удобрений, по оценке Бартушки, недосчитается 100 млн евро.

Эксперты банка SEB оценивали потерю транзита белорусских калийных удобрений до 0,3% ВВП Литвы, сообщает «Интерфакс». В свою очередь Swedbank допускал возможное негативное влияние потерь белорусских грузов на литовский экспорт услуг в 0,3-0,5% ВВП. «Однако могут быть некоторые небольшие положительные побочные эффекты, такие как сокращение контрабанды сигарет из Беларуси», — говорится в обзоре Swedbank.

Окончательная судьба белорусского транзита через Литву не ясна, фактически ситуация находится в руках банков, считает министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис.

Банк SEB, обслуживающий договор «Беларуськалия» и Литовских железных дорог, уже информировал, что не будет осуществлять операции с подпавшими под американские санкции белорусскими компаниями. Другие банки, работающие в Литве, заявляют то же самое, уточнил агентству Argus Скуодис.

Елена Сахнова считает, что в этой истории многое будет зависеть от позиции США.

— Сейчас есть лицензия, которая разрешает закончить действующие договоры до начала декабря. В случае с «РУСАЛом» мы видели, что действие лицензий постоянно продлевали. Кроме того, санкции ввели против «Беларуськалия», а не против Белорусской калийной компании (БКК). Но все будет зависеть от позиции так называемых compliance отделов банков. Возможно, они не захотят брать никаких рисков и заблокируют все платежи, в том числе в пользу БКК, — сказала аналитик.

Что думают в Беларуси?

Непосредственно «Беларуськалий» не занимается поставками хлоркалия на внешние рынки. Экспорт калийных удобрений из Беларуси осуществляет Белорусская калийная компания.

В БКК сообщили ilex, что провели встречи с руководителями Литовских железных дорог и терминала BKT, которые выразили готовность выполнять действующие контракты по перевозке белорусских удобрений по территории Литвы и о перевалке в порту Клайпеды. «Вопрос о прекращении сотрудничества не стоит на повестке дня. Сейчас ведется работа с банками по вопросу платежей в контексте введенных ограничений», — отметили в компании.

Доля «Беларуськалия» в БКК составляет 48%, и это ниже порогового уровня, установленного Минфином США, что потенциально позволяет американским импортерам по-прежнему получать белорусский калий. При этом санкции США напрямую не действуют в юрисдикции Евросоюза. Однако обычно работающие в ЕС банки перестают обслуживать сделки, связанные с подпавшими под американские санкции компаниями. «Серая зона» остается в сфере трактовки санкций, если за услуги будет рассчитываться не подпавшая под санкции компания.

Еврокомиссия заявила, что она «в принципе» против экстерриториального действия санкций США. Хотя санкции против Беларуси также были скоординированы с США и Великобританией, компании в Евросоюзе обязаны соблюдать собственные санкции Евросоюза. В БКК также отметили, что «Евросоюз не признает экстерриториальное применение санкций и считает это противоречащим международному праву».

Почему это важно?

«Беларуськалий» является единственным производителем калийных удобрений в стране и градообразующим предприятием. Большинство жителей Солигорска трудится на благо этого комбината. Кроме того, «Беларуськалий» спонсирует ряд спортивных команд и культурных мероприятий.

Любые негативные изменения на рынке калийных удобрений сказываются на белорусском бюджете и смежных сферах. В 2019 году один только «Беларуськалий» обеспечил 5,6% консолидированного бюджета Беларуси. Минфин экспортные пошлины на калийные удобрения направляет на выплату госдолга, погашение которого в текущем году запланировано на уровне около 3 млрд долларов. В 2021 году власти хотели получить от пошлин на хлоркалий 1,6 млрд рублей.

Наряду с этим «Беларуськалий» – это один из ключевых источников поступления валютной выручки в страну. В 2020 году экспорт калийных удобрений принес Беларуси 2,4 млрд долларов против 2,8 млрд долларов в 2019 году (это 8,5-10% от продажи всей белорусской продукции за рубеж). Сопоставимыми объемами располагают только два нефтеперерабатывающих завода. После введения европейских санкций в конце июня 2021 года Белстат перестал раскрывать ежемесячные объемы экспорта удобрений.

Таким образом снижение калийной выручки будет давить на доходы бюджета и расчеты с внешними кредиторами, что может привести к курсовым колебаниям. Это в свою очередь отразится на доходах не только жителей Солигорска, но и многих белорусов.

Впрочем, история с продажами продукции «Беларуськалия» важна не только на локальном уровне, но и на глобальном. Солигорское госпредприятие является одним из крупнейших производителей хлористого калия в мире. Его доля оценивается в 20%. Уход такого игрока с рынка рискует вызвать дефицит и привести к скачку цен на удобрения. Вряд ли в таком развитии событий заинтересованы фермеры из Бразилии, Китая и Индии, которые приобретают примерно половину продукции «Беларуськалия». Ни одна из этих стран не присоединилась к западным санкциям. Рост цен на удобрения также грозит обернуться подорожанием продуктов питания. В БКК выразили надежду, что «ограниченное предложение на рынке калийных удобрений и продолжающийся рост цен на калий могут побудить многие компании добиваться поддержки для своего налаженного бизнеса».

Источник

«Потери будут слишком велики»: зачем Литва намерена остановить транзит продукции «Беларуськалия» через свою территорию

Вильнюс разрабатывает меры, направленные на прекращение транзита продукции «Беларуськалия» через Литву. Об этом в интервью эстонскому телеканалу ETV заявил министр иностранных дел республики Габриэлюс Ландсбергис.

Такие решения должны быть подготовлены до 31 января 2022 года. При этом министр подчеркнул необходимость сгладить репутационные издержки, которые возникли из-за ситуации вокруг «Беларуськалия».

«Репутационные риски для правительства Литвы должны быть сведены к минимуму — такова была её (премьер-министра республики Ингриды Шимоните. — RT) просьба… Да, по сути, в этом (прекращении транзита. — RT) идея и состоит, но, как я не раз открыто говорил, здесь необходимо надёжное юридическое и политическое обоснование», — сказал Ландсбергис.

Он пояснил, что действующие в отношении Минска европейские санкции не касаются деятельности «Беларуськалия», а Литва не имеет полномочий вводить собственные рестрикции в сфере торговли. По этой причине Вильнюс ищет иной способ запретить перевозки продукции белорусского предприятия.

Ранее Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подготовило законопроект о прекращении всего белорусского транзита. Документ призван создать правовой фундамент для введения санкций и блокирования сделок по поставкам продукции из Белоруссии.

Заявлению Ландсбергиса и появлению законопроекта Минтранспорта предшествовало введение санкций в отношении «Беларуськалия» со стороны Соединённых Штатов. После этого власти прибалтийской республики попытались заблокировать транзит товаров предприятия, однако в компании «Литовские железные дороги» (ЛЖД) заявили, что белорусское предприятие внесло в ноябре авансовый платёж, поэтому перевозки не могут быть остановлены.

При этом в Минтранспорта и МИД Литвы не было информации о ноябрьском авансе «Беларуськалия». На этом фоне Шимоните заявила о возможной отставке правительства, но впоследствии сообщила, что кабинет министров продолжит работу в прежнем составе. Однако под предлогом «деэскалации ситуации» и «минимизации репутационных рисков» власти настаивают на отставке главы ЛЖД Мантаса Бартушки.

Впрочем, пока он не покинул свой пост. К тому же за него заступились в администрации президента Литвы. В частности, руководитель группы советников главы государства по внешнеполитическим вопросам Аста Скайсгирите заявила, что Бартушка не должен в этой ситуации становиться «козлом отпущения».

«Спасти имидж»

«Беларуськалий» — один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений. Его продукция поставляется более чем в 130 государств мира, в том числе в страны Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Китай и Индию.

Грузы «Беларуськалия» в основном идут через незамерзающую Клайпеду, где компании принадлежит 30% портового терминала ЗАО «Бирю Кровиню Терминалс» (Biriu Kroviniu Terminalas). Эта часть литовской гавани является крупнейшим в мире специализированным терминалом перевалки минеральных удобрений.

Второй маршрут, которым пользуется белорусская компания, проходит через черноморский порт украинского Николаева.

Эксперты, в свою очередь, напоминают, что «Беларуськалий» — важный источник валютной выручки Минска и доходов государственного бюджета.

Так, в беседе с RT замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман отметил, что санкции против белорусского предприятия ЕС не ввёл по причине серьёзной зависимости от поставок калийных удобрений. Однако, как полагает эксперт, Литва, видимо, всё же решила «выслужиться» перед Вашингтоном.

Аналитики также напоминают, что Клайпеда — крупнейшая морская гавань Литвы. Как сообщило ранее латвийское издание Dienas Bizness, литовский порт является главным конкурентом морских ворот Латвии, которые сейчас переживают большие трудности из-за существенного снижения грузооборота. К этому, в свою очередь, привели пандемия COVID-19 и решение России модернизировать собственные портовые терминалы на Балтийском море и перенаправить туда часть транзита.

В настоящее время основу стабильного и достаточно большого объёма грузооборота Клайпеды составляет именно перевалка белорусских удобрений, подчёркивают журналисты.

Однако после введения американских санкций положение дел может измениться в пользу Латвии. Так, 18 декабря на своей странице в Facebook лидер главной оппозиционной партии «Союз крестьян и зелёных Литвы» Рамунас Карбаускис заявил, что теперь потоки товаров «Беларуськалия» пойдут через соседнюю республику.

«Ландсбергис публично признал, что белорусские удобрения, вызвавшие истерику в нашем правительстве, могут транспортироваться по латвийским железным дорогам. Возникает логичный вопрос: почему они могут делать то, что не можем мы. Ответ заключается в том, что Ландсбергису нужно было спасти свой имидж перед кем-то из Соединённых Штатов, потому что его обещания не были выполнены», — написал Карбаускис.

Он прогнозирует, что запрет на транзит белорусских калийных удобрений приведёт к потере сотен миллионов евро. Причём компенсировать ущерб, по мнению Карбаускиса, будет «каждый житель Литвы со своего личного счёта за счёт повышенных налогов».

Отметим, что глава МИД Литвы действительно допустил, что в случае запрета на транзит белорусское предприятие перенаправит потоки через другие государства.

Кроме того, министр указал на возросший объём перевалки нефтепродуктов через Эстонию и выразил надежду, что правительство страны обратит на это внимание.

18 декабря в комментарии местным журналистам бывший премьер-министр Литвы, депутат сейма Альгирдас Буткявичюс предупредил действующие власти страны о том, что Латвия и Эстония не поддержат политику Вильнюса в отношении «Беларуськалия» и, скорее всего, воспользуются возможностью увеличить перевалку белорусской продукции через свою инфраструктуру.

«Всегда эта конкуренция была: публично говорится одно, а делается совсем другое. Если нет письменного соглашения, что мы будем действовать принципиально и не будем возить определённые грузы, то надеяться, что будут соблюдаться устные заявления, не надо — такого никогда не было», — сказал Буткявичюс.

Павел Фельдман также полагает, что белорусский транзит, от которого намерена отказаться Литва, может пойти через другие прибалтийские государства или модернизированные российские порты, если это будет экономически целесообразно.

«Эстония всегда придерживалась более осторожной, более прагматичной позиции в отношении Белоруссии и России. Литва же, наоборот, проводит гораздо более жёсткую линию, действуя себе же в ущерб. Я думаю, что, кроме Вильнюса, не найдётся желающих отказываться от заработка на транзите белорусских товаров», — считает Фельдман.

«Будут экономические потери»

При этом эксперты говорят, что санкции США против «Беларуськалия» и запрет транзита со стороны Литвы были вполне предсказуемы. Ещё в августе аналитики SEB, одного из крупнейших банков Северной Европы (обслуживал сделки «Беларуськалия» с ЛЖД), подготовили отчёт, в котором спрогнозировали потери литовской экономики в объёме до 0,3% ВВП при отказе от перевалки калийных удобрений. Swedbank, через который белорусское предприятие внесло аванс за услуги ЛЖД, оценил потенциальные убытки Вильнюса в 0,3—0,5% ВВП.

Преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис также полагает, что Литва в результате такой политики понесёт весомые потери. В беседе с RT он отметил, что в наибольшей степени пострадают не только порты, но и железные дороги Литвы, по которым белорусские товары доставляются сейчас на побережье.

Как следствие, эксперт усомнился в том, что Вильнюс действительно решится заблокировать транзит продукции «Беларуськалия». Как полагает Маргулис, Ландсбергис в данном случае сделал «банальное популистское заявление».

«Литовские политики достаточно регулярно делают подобные резкие выпады, чтобы продемонстрировать нежелание сотрудничать с «белорусским режимом». Ждать радикальных мер в отношении «Беларуськалия», я думаю, не стоит. В первую очередь это будет невыгодно самой Литве. Слишком велики будут экономические потери, и мне сложно представить, что Вильнюс на это пойдёт», — рассуждает Маргулис.

Павел Фельдман придерживается противоположной точки зрения. Он согласен с тем, что Клайпеда и литовские железные дороги будут пустовать без транзита белорусского калия, но при этом выразил уверенность, что литовское правительство выполнит обещание прекратить экспорт продукции «Беларуськалия».

«Литовцы заставят белорусское предприятие доставлять продукцию европейским потребителям по более протяжённым маршрутам. Однако в перспективе, безусловно, проиграют те, кто вводит санкции. В данном случае — это Литва» — резюмировал Фельдман.

Источник

«Выстрел в ногу»: белорусские удобрения разрушают правительство Литвы

Кабмин Литвы может уйти в отставку из-за скандала с «Беларуськалием»

Что будет с беларуськалием

Правительство Литвы может в полном составе уйти в отставку из-за продолжения транзита удобрений компании «Беларуськалий», несмотря на санкции США против этой фирмы, заявила премьер-министр страны Ингрид Шимоните.

Что будет с беларуськалием

«Если деятельность правительства вызывает так много вопросов, то, наверное, правительство, если не может на них ответить, должно завершить свои полномочия, и какое-то новое правительство могло бы продолжить работу с нуля В политике многое зависит от того, как ты сам оцениваешь себя при конкретных обстоятельствах и в конкретном месте. Это по сути мое решение, когда я оцениваю свои возможности обеспечить долгосрочные интересы государства, именно это больше всего повлияет на мой выбор», — добавила Шимоните.

В чем суть проблемы

Заявление премьера Литвы прозвучало на фоне скандала с транзитом белорусских удобрений, который вспыхнул в стране в начале декабря. Дело в том, что Вильнюс активно поддержал западные государства в вопросах давления на руководство Белоруссии. В отношении официального Минска и белорусских кампаний ввели множество санкций, под ограничительные меры со стороны США попал в том числе и «Беларуськалий».

Санкции заработали в начале декабря, но Литва не смогла остановить сотрудничество с фирмой, поскольку до вступления санкций в силу «Беларуськалий» перевел «Литовским железным дорогам» (ЛЖД) аванс за транзит удобрений через территорию Литвы на несколько месяцев вперед.

Правительство Литвы объявило, что собирается разорвать контракт ЛЖД с белорусской стороной из-за американских санкций, однако это решение чревато серьезными судебными исками и даже возможным банкротством литовской компании, что создало сложную ситуацию для Вильнюса. В связи с кризисом министры иностранных дел и транспорта Габриэлюс Ландсбергис и Марюс Скуодис уже написали заявления об отставке, мотивируя это нанесением Литве репутационного ущерба.

Пока у властей нет понимания, как выйти из сложившейся ситуации. Как отмечал Скуодис, в Литве нет практики применения таких санкций, когда расторжение крупных контрактов может иметь серьезные последствия для государства.

«Министр не может обязать ЛЖД расторгнуть договор. Мы можем их попросить об этом, но правление железной дороги берет на себя ответственность практически личным имуществом за последствия решений, финансовые последствия, возможный ущерб, судебные иски», — пояснял министр транспорта.

В ЛЖД указывали, что разрыв соглашения с «Беларуськалием» потенциально грозит компании штрафами на сотни миллионов евро.

Компания может пойти на такой риск только в условиях многомиллионной поддержки и наличия правого решения со стороны государства, поскольку санкции США в данном случае не являются основанием для прекращения действия контракта.

Что стоит за скандалом

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты по-разному оценивают литовский скандал, не исключая надуманный характер проблемы. Так, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский считает, что Белоруссия вряд ли целенаправленно поставила Литву в столь неудобное положение. По мнению эксперта, литовцы сами так скандализировали эту проблему.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин также уверен, что говорить о каком-либо влиянии Белоруссии на политическую ситуацию в Литве не стоит, поскольку это внутренняя история для государства.

Что будет с беларуськалием

«Эта ситуация — свой маленький литовский скандал, каких по свету очень много. Формальных юридических оснований разорвать контракт у Литовских железных дорог нет, а значит причины могут быть только политические. Вот пригрозив уйти в отставку правительство и намекает железнодорожникам, что они имеют возможность разрывать соглашение по политическим причинам», — добавил эксперт.

Чем грозит отставка правительства

Пока неизвестно, действительно ли литовский кабмин может в полном составе уйти в отставку. Президент Литвы Гитанас Науседа уже призвал правительство принимать только хорошо обдуманные решения в текущей ситуации.

«Сегодня очень важно обеспечить стабильность в обществе, стабильность внутренней политики сложившаяся ситуация непростая как для премьер-министра, так и для всего правительства. Но самое главное, чтобы не было лихорадочно принимаемых и поспешных решений, которые только осложнят ситуацию, это нам нужно меньше всего, при учете всех международных обстоятельств», — добавил литовский лидер.

С точки зрения Офицерова-Бельского из ИМЭМО РАН, шанс на отставку кабмина действительно есть, что формально может привести к новым досрочным выборам в Литве.

«Это необязательно, поскольку ситуация может разрешиться уходом части министров в отставку и сбором нового кабинета, возможно, с другим премьером. Однако, конечно, могут быть и новые выборы — это будет зависеть от того, как договорятся литовские политики», — пояснил эксперт.

Досрочное голосование в парламент, по сути, может привести к смене власти в государстве, поскольку правящая коалиция в последнее время испытывает ряд проблем с рейтингами. Согласно опросу Vilmorus, наибольшей популярностью в стране на данный момент обладает оппозиционная Социал-демократическая партия Литвы. Она занимает первое место в рейтинге, набирая 27,3% среди респондентов.

На второй строчке находится правящая партия «Союз Отечества — Литовские христианские демократы» — 19,3%, следом идет оппозиционный «Союз крестьян и зеленых Литвы» — 17,6%. На четвертом месте партнеры «Союза Отечества» по правящей коалиции, партия «Либеральное движение» — 9,4%, замыкает пятерку оппозиционная «Партия труда» — 8,7%.

Впрочем, по мнению Владимира Жарихина из Института стран СНГ, смена кабмина Литве пока не грозит. По его словам, действия властей — лишь игра для безболезненного решения ситуации с «Беларуськалием».

«Скорее всего, они надеются, что суды, в которые в случае разрыва договоренностей подаст белорусская сторона, пойдут навстречу Литве и закроют глаза на юридическую ничтожность поводов для отказа от соглашений. У них сценарий такой, поэтому они поднимают планку, обещая уход правительства, что может привести к конституционному кризису в государстве, и это все в такой сложной ситуации, когда Россия якобы с минуты на минуту может напасть. То есть вряд ли литовское правительство действительно готово уйти в отставку. Это все игры вокруг перевода этой ситуации из юридической в политическую плоскость», — резюмировал эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *