Что будет с белавиа
«Это не санкции, а подарок!»: что будет с «Белавиа», если у нее заберут самолеты
«Белавиа» даже заинтересована в том, чтобы самолеты забрали»
Это значит, что в пандемию, когда самолеты и так никто не покупает, лизинговая компания может быть вынуждена по собственной инициативе разорвать договор с партнером. Еще в 2020 году Boeing делал прогноз: в течение 10 лет спрос на гражданские самолеты упадет на 11%.
В коронакризис «впихнуть» кому-то самолет очень сложно. То есть, если самолеты возвращаются лизингодателю, он будет обречен сидеть с ними в обнимку до восстановления рынка.
Но некоторые проблемы у «Белавиа» все же возникнут, поясняет Еврорадио исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Предыстория и «некоторые доказательства»
Британская The Guardian очень аккуратно объясняет причины возможных санкций в отношении «Белавиа». Мол, да, большое число потенциальных мигрантов прилетело в Минск чартерными рейсами частных сирийских и иракских авиакомпаний.
Но «европейские официальные лица и СМИ представили некоторые доказательства, которые, по их словам, показывают, что «Белавиа» также участвует в перевозке просителей убежища».
Среди «некоторых доказательств», например, увеличение числа рейсов между Турцией и Минском. В этом и рассмотрели умысел: мол, «Белавиа» пыталась доставить как можно больше мигрантов и беженцев к границе ЕС.
Впрочем, сами составители санкционного пакета пока четкого решения по «Белавиа» так и не приняли. Не то поверили Александру Лукашенко, который говорил, что мигранты прилетают в Беларусь «какими-то своими боингами».
Или проще: санкции можно принять только с согласия всех 27 государств-членов ЕС. А Ирландия прежде не была сторонницей мер, которые навредят ее собственным компаниям. Но сегодня в Берлине на Минском форуме сотрудник МИД Германии Матиас Лютенберг подтвердил: пятый пакет санкций затронет «Белавиа».
Впрочем, рост числа рейсов в Стамбул в самом деле можно объяснить совершенно тривиально. Практически любая попытка попасть в Европу сейчас приведет вас к выбору: через Москву или через Стамбул?
Один из регулярных пассажиров «Белавиа» пояснил нам:
— Чтобы добраться хоть куда-нибудь после того, как европейское небо закрылось, оставались только Москва и Стамбул. Но сами видели, какие цены были на московские рейсы после открытия сообщения в феврале. Через Стамбул много хороших стыковок, да и сам город симпатичный и безвизовый, прекрасно подходит, чтобы к поездке добавить несколько деньков и на него, а не просто «куковать» на стыковке в аэропорту.
Сейчас каждый по-своему учит «Белавиа» отличать мигрантов от немигрантов. Узбекское агентство гражданской авиации, например, решило следовать весьма формальным признакам: просто запретила возить из Ташкента в Минск граждан Афганистана, Ирака, Йемена, Ливана, Ливии и Сирии.
Считаем чужие деньги и самолеты
Вернемся в Ирландию. Там, в общем-то, тоже понимают, что с возвратом самолетов могут возникнуть трудности.
Да и сам Ковени тоже признавал: да, Ирландия хочет усилить санкции на белорусский режим. Только нужно убедиться, что они вообще реализуемы. Когда речь заходит о будущих лизинговых контрактах, тут все просто: можно просто больше не сотрудничать с «Белавиа». Если речь об уже действующих, то все сложнее: есть юридические обязательства.
Экономист Ярослав Романчук, впрочем, уверен, что по крайней мере неустойку за сорванный контракт ирландцам платить не придется.
Вместо «Эмбраера» просто возьмут у России «Суперджет»
Где их брать? Глава департамента авиации Минтранса Артем Сикорский уже рассказывал про план «Б» на случай санкций:
— Будут российские, российско-китайские проекты, которые сейчас реализовываются.
То есть летать, скорее всего, будем на российском Superjet SSJ100. Во-первых, потому что там «Белавиа» наверняка предложат льготные выгодные условия. Во-вторых, добавляет Роман Гусаров, коронакризис показал, что летать выгоднее на заполненном маленьком самолете, чем на полупустом большом.
Белорусы про «Суперджет» узнали в 2019 году, когда в аэропорту Шереметьево произошла катастрофа с участием этого самолета. Пока велось расследование причин трагедии, журналисты беспокоились и атаковали «Белавиа» вопросами: а у нас, мол, нет таких самолетов? У нас «Суперджетов» тогда не было, да и покупать, говорили в компании, не планировали.
А еще можно взять самолет в субаренду практически у любой авиакомпании: парк сейчас у всех простаивает. Можно просто взять и полететь. Проблема «Белавиа» не в технике. Самолетам просто по-прежнему некуда летать.
Нет, это не первый случай, когда лизингодатель по своей инициативе может разорвать договор, говорит Олег Пантелеев. Но, возможно, первый такой случай.
— В подавляющем большинстве случаев на такие шаги лизинговые компании идут, если у них есть обоснованные сомнения в том, что парк воздушных судов поддерживается в исправном состоянии. Или в случае, если лизингополучатель тривиально не платит.
Ситуация с «Белавиа» другая. И вот подобных прецедентов наш собеседник вспомнить не может. Приводит пример: когда ввели санкции против России, пострадала и авиация. Санкции предполагали в том числе запрет на финансовые операции в отношении подсанкционных компаний. Например, банковские кредиты для компаний, попавших под санкции, становились недоступны. Но самолеты никто не забирал.
— Крупные российские компании, в том числе полугосударственный «Аэрофлот», до сих пор выполняют полеты по маршрутам весьма обширной сети, сотрудничают с разными лизинговыми компаниями и не испытывают санкционных проблем.
Почему, когда что-то не ладится, нельзя просто «присесть»
Около года назад Игорь Чергинец подводил итоги первого года пандемии и говорил: самый сложный период «Белавиа» и аэропорт выдержали и даже не уволили ни одного сотрудника. Сикорский пояснял: если бы полеты остановились в пандемию, запустить их снова было бы уже невозможно.
Главным образом потому, что нужно постоянно поддерживать опыт кабинного экипажа, инженерно-технического состава. Иначе могут возникнуть вопросы к безопасности полетов.
Тогда же Чергинец говорил о «не всегда честной конкуренции» и предсказывал, что, когда пандемия закончится, борьба за пассажира будет еще более жестокой. Можно ли в потенциальных санкциях в отношении «Белавиа» рассмотреть ту самую нечестную борьбу за пассажира? Ярослав Романчук так не считает.
— Белорусские власти сами замутили 20-й и 21-й годы. Сами устроили атаку на гражданское общество. Сами построили ОМОН-экономику и ОМОН-право. Сами устроили атаку мигрантами на Европейский союз. А тот на самом деле ответил очень мягко, учитывая все инструменты, которые могли быть использованы. Так что ни торговой войной, ни нечестной конкуренцией здесь даже не пахнет.
Все профессиональные сотрудники компании являются заложниками ситуации. А кто будет следующим пострадавшим? Железнодорожники? Грузоперевозчики? Когда все руководители и работники начнут задумываться о том, почему они страдают, неизменно к ним придет ответ.
На днях в комментариях на фейсбуке у Чергинца спросили, можно ли планировать на январь отпуск с вылетом из Минска. Он ответил: «Все рейсы будут выполнены».
Достаточно изучить осенне-зимнее расписание «Белавиа», чтобы понять главную ее проблему на сегодня. А она такова: если Ирландия все же заберет свои самолеты, это будет первый европейский «рейс» авиакомпании за полгода. И возможно, неожиданно выгодный.
«Белавиа» ответила на сообщение о сокращении 50% персонала
Белорусская авиакомпания «Белавиа» подтвердила планы по сокращению персонала из-за действий европейских стран, отметив, что «о 50% сокращений речь не идет». Об этом РБК сообщили в компании.
«В сложившихся сегодня обстоятельствах сокращение затрат, а также объявление простоя или оптимизация численности персонала — это неприятные, хоть и закономерные шаги. В то же время мы хотим обратить внимание, что в данной ситуации решения по персоналу могут быть приняты только по рекомендации руководителей подразделений и только с учетом текущего объема работы. Массовые сокращения не рассматриваются», — отметили в авиакомпании. Там добавили, что о сокращении половины персонала речь не идет.
В компании отметили, что перевозчик вынужден отменять десятки рейсов в пик сезона по не зависящим от авиакомпании обстоятельствам. «Ситуацию усложняет то, что перевозчик совсем недавно начал восстанавливаться после массовых отмен рейсов из-за пандемии в 2020 году. Хотелось бы отметить, что в разгар эпидемии COVID-19 сокращений персонала не проводилось. Вместе с тем снижение затрат было достигнуто за счет снижения надбавок и сокращения графиков работ», — отметили там.
О том, что белорусская авиакомпания «Белавиа» сокращает половину своих сотрудников после ограничений европейских стран, в своем Telegram-канале написал белорусский блогер Антон Мотолько. Он опубликовал документ, а позже дописал: «Сообщают о сокращении персонала на 50%».
После инцидента 23 мая с вынужденной посадкой самолета ирландской авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, в Минске и задержания находившегося на борту сооснователя оппозиционного Telegram-канала Nexta Романа Протасевича власти ряда стран выступили за бойкот белорусского воздушного пространства. Кроме того, страны Евросоюза 24 мая в ходе европейского саммита приняли решение запретить белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство и аэропорты европейских стран. Решение должно вступить в силу после утверждения в Совете ЕС.
До этого Великобритания приостановила разрешение на выполнение полетов «Белавиа», а также других белорусских авиаперевозчиков, включая чартерные компании. Похожее решение приняли и французские власти. После этих ограничений «Белавиа» отменила рейсы в Лондон и Париж до конца октября. В авиакомпании принесли извинения пассажирам и сообщили, что те могут вернуть полную стоимость билетов без штрафов или изменить дату вылета.
Ограничения со своей стороны ввели и власти Украины. Авиасообщение между странами прекратят с полуночи 26 мая. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, который анонсировал это решение, отметил «наглость вызовов» белорусских властей. «Учитывая уровень опасности и наглости вызовов демократическим ценностям, которые создают своей деятельностью власти Беларуси в непосредственной близости от границ Украины, президент Владимир Зеленский инициировал решение о полном прекращении авиасообщения с Республикой Беларусь и перенаправлении всех авиарейсов в обход ее воздушного пространства», — сказал он.
ЕС пригрозил отобрать у «Белавиа» самолеты: перевозят нелегалов
Быстро перейти на российских лайнеры у авиакомпании не получится
Евросоюз считает, что авиакомпания «Белавиа» причастна к нелегальной перевозке мигрантов. Этот вопрос будет учитываться при подготовке пятого пакета санкций против Белоруссии. Как заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, Европейский Союз не исключает запрет для европейских компаний передачи в лизинг самолетов белорусской авиакомпании.
Накануне три новеньких самолета Embraer 195-E2 друг за другом вылетели из Минска в Нур-Султан. Все они были приобретены через лизинговую компанию со штаб-квартирой в Дублине AerCap в 2021 году. По данным белорусского сайта Motolko.Help, из-за санкций бразильский производитель не предоставил компании обновленную базу данных, без которой самолеты не могут летать. По этой причине авиакомпания была вынуждена от них избавиться. В «Белавиа» переброску самолетов не комментируют, ссылаясь на коммерческую тайну. Но представитель Air Astana пояснил казахстанским СМИ, что речь идет только о стоянке этих бортов.
Всего авиапарк «Белавиа» насчитывает 29 самолетов: один Boeing 737-8, девять Boeing 737-800, один Boeing 737-500, по три Boeing 737-300 и Embraer-195-E2, семь Embraer-195 и пять Embraer 175. Как передает белорусские СМИ со ссылкой на профильный швейцарский ресурс ch-aviation, всего «Белавиа» владеет 9 самолетами, все остальные приобретены в лизинг у европейских и американских компаний. Если ЕС запретят западным компаниям коммерческие отношения с белорусским перевозчиком, то компания рискует остаться без авиапарка, поскольку не сможет обслуживать технику, считает политолог Вадим Можейко.
Что касается юридических моментов расторжения договора по лизингу, то Суздальцев уверен, что это не станет помехой. Если это решение будет принято на уровне правительств, то обстоятельство можно будет рассматривать, как форс-мажор, что зачастую прописывается в условиях подобных договоров. Оба политолога сошлись во мнении, что «Белавиа», как структура будет ликвидирована, если эти санкции будут введены.
Впрочем, главным лизингодателем выступает Ирландия, а министр иностранных дел Саймон Ковени уже заявил, что страна поддержит санкции, но только в части заключения договоров будущей аренды. Там не намерены отказываться от обязательств по существующим контрактам.
Что будет с рейсами «Белавиа» и ценами на билеты, когда так много запретов? Разбираемся
Высокий туристический сезон закончился, но спрос на перелеты есть в любое время. Для вылетов из Беларуси уже действовал ряд ограничений, а накануне ЕС распространил санкции на авиакомпанию «Белавиа». Разбираемся, что все это значит для нашего кошелька.
Что означают эти санкции — это ограничения для самолетов, перелетов в какие-то страны?
В официальном журнале ЕС приводится объяснение причин, почему «Белавиа» включили в санкционный список. Но конкретные запреты там не прописаны.
Тем не менее эта ситуация уже повлияла на работу авиакомпании.
— В связи с введением ограничений авиакомпания вынужденно сократила парк воздушных судов. На данный момент флот авиакомпании состоит из 15 самолетов, — сообщили в «Белавиа».
По информации на сайте компании, в начале года было 29 воздушных судов.
«В начале года у „Белавиа“ находилось 18 самолетов в лизинге. Строго соблюдая контракты, частично мы вернули самолеты по требованию лизинговых компаний», — рассказывал глава авиакомпании Игорь Чергинец в конце ноября.
Этих самолетов хватит?
В авиакомпании считают, что этого вполне достаточно для выполнения всех запланированных рейсов в зимнем сезоне — как регулярных, так и чартерных.
Самый большой коммерческий флот в мире у авиакомпании American Airlines — около 900 самолетов. У других гигантов немецкой Lufthansa и американской United Airlines — примерно по 760 самолетов.
Реально ли купить новые самолеты?
В компании говорят, что да.
К летнему сезону хотят купить новые самолеты, а также договориться о лизинге с компаниями — нерезидентами ЕС.
«Есть для этого Китай, есть другие страны в Европе, которые не принадлежат к ЕС, в России будем брать самолеты. Мы найдем борта для нашего парка. Часть самолетов мы уже приобрели, часть еще купим сейчас», — комментировал Чергинец разрыв отношений с лизинговыми компаниями из ЕС.
И все же — хочу купить билеты на зимние каникулы. Или могут потом отменить рейсы?
В «Белавиа» заявляют, что введенные ограничения не отразятся на рейсах, которые уже запланированы в текущем расписании. Но отдельные корректировки могут быть.
— Зимнее расписание сформировано. Как и ранее, в процессе работы и анализа загруженности рейсов в расписание могут вноситься точечные корректировки на протяжении всего сезона, связанные с оптимизацией ротации самолетов и построением оптимальной стыковочной базы.
Подавляющее большинство рейсов будет выполнено по расписанию. В единичных случаях изменения расписания пассажиры регулярных рейсов предупреждаются об этом персонально, при изменении расписания чартерных рейсов информируется заказчик рейса, — говорят представители авиаперевозчика.
А что с чартерами?
В туристических компаниях поясняют, что на данный момент чартеры из Беларуси летают только в Египет. Корректировок в расписании не было.
— Конечно, турфирмы тоже следят за тем, что происходит, потому что у нас есть зависимость от чартеров. Сейчас летаем только в Египет, соответственно, задействовано не столько много самолетов, чтобы, условно говоря, их не хватило. Куда больше бортов надо в летний сезон, когда есть Турция и, возможно, другие направления.
Из регулярных направлений, куда сейчас летают туристы, это Эмираты. Там, как обычно, летают «Белавиа» и flydubai.
Вообще, особенность зимнего сезона — это экзотические направления с вылетом из Москвы. Это не массовый поток туристов. К тому же часть людей, которые собирались сейчас лететь, из-за нового штамма омикрон решили выждать время, посмотреть, как будет все развиваться.
Другая ситуация: билет куплен, теперь думаю о том, чтобы его сдать. Мне вернут деньги? Или я могу полететь позже?
Деньги за билеты возвращаются в соответствии с правилами выбранного тарифа. Не для всех тарифов возврат билетов разрешен.
Изменить дату путешествия можно с доплатой или без нее, это зависит от выбранного тарифа.
Можно ли сейчас улететь на отдых и потом застрять в другой стране?
— Риска застрять в чужой стране нет. Государства, в которые сейчас выполняются полеты, открыты для «Белавиа», новые ограничения не повлияют на их доступность, рейсы будут выполняться в соответствии с расписанием, — говорят в авиакомпании.
Что будет с ценами на билеты?
Цены на авиабилеты меняются динамически и зависят от текущей и прогнозируемой загрузки рейсов, спроса на авиаперевозки по конкретному направлению и других факторов. В связи с ситуацией цена на перелеты не изменится, считают в авиакомпании.
А что будет летом, когда туристы массово захотят на море?
Пока ни турфирмы, ни авиакомпании не дают конкретики. О новых направлениях говорить не приходится.
— При планировании расписания полетов в летний период 2022 года авиакомпания исходит из реального количества самолетов во флоте, — ответили в «Белавиа».
«Белавиа» может потерять две трети авиапарка из-за европейских санкций
В новый, уже пятый по счету пакет санкций против Белоруссии войдут как персональные ограничения, так и меры против белорусских компаний. Как заявил верховный представитель союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, подробности этого пакета будут согласованы в ближайшие дни. Об одной из планируемых мер сообщили власти Ирландии. По словам ирландского министра иностранных дел Саймона Ковени, ЕС разорвет контракты на лизинг самолетов, заключенные с белорусской государственной авиакомпанией «Белавиа». Ковени отметил, что белорусский авиаперевозчик взял в лизинг 17 самолетов через ирландские компании. Если «Белавиа» откажется возвращать самолеты, то отвечать ей придется в суде, пригрозил министр.
Необходимость введения новых санкций против белорусского государственного авиаперевозчика обсуждалась в Брюсселе еще на саммите сообщества в конце октября.
Ранее, в конце мая ЕС ввел ряд жестких ограничений в отношении «Белавиа» после инцидента с вынужденной посадкой самолета Ryanair в Минске и ареста экс-главреда признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича. Тогда белорусской авиакомпании запретили использовать воздушное пространство и аэропорты ЕС. Но при этом в собственно санкционный список Евросоюз не внес ни одну белорусскую авиалинию, так что «Белавиа» по-прежнему могла получать финансовые и экономические ресурсы от физлиц и компаний из Евросоюза. Это тем более важно, что перевозчик владеет лишь 9 из 29 используемых самолетов. По данным ch-aviation, 20 из них она взяла в лизинг у ирландских, датских, румынских и американский компаний.
Как отмечает программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев, Брюссель показывает Минску, что он настроен серьезно, и дает время белорусским властям принять «нужные» меры.
Европейские чиновники, поясняет Тимофеев, взяли паузу, чтобы разработать новый правовой механизм. Существующий, считает эксперт, уже не соответствует проблематике, так как текущие санкции против Минска вводятся в связи с результатами выборов 2020 г. и подавлением протестов и там ничего про мигрантов нет, отмечает эксперт. Однако, как считает Тимофеев, когда дело дойдет до санкций в отношении лиц, которых ЕС признает ответственными за мигрантский кризис, они, скорее всего, также будут символическими. Это, например, визовые запреты и угроза блокировки счетов. Влияния на белорусскую экономику они иметь не будут, заключил эксперт.
Поздно вечером 15 ноября состоялся телефонный разговор Александра Лукашенко с Ангелой Меркель, которая до сих пор исполняет обязанности канцлера Германии. Как сообщает сайт пресс-службы главы немецкого государства, в ходе разговора Меркель обсуждала с Лукашенко миграционный кризис и необходимость оказания гуманитарной помощи находящимся там беженцам и мигрантам. В сообщении отмечается, что «стороны договорились продолжить обмен по этим вопросам», но не указано, что Лукашенко — президент Белоруссии.