Что будет с дизельным топливом при длительном хранении
Сколько можно и как правильно хранить дизельное топливо
Вопрос, сколько можно хранить дизельное топливо, интересует не только тех, кто занимается его реализацией, но и потребителей. Солярка широко применяется во многих сферах нашей жизни: в качестве топлива грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, различных механизмов и инструментов с дизельным двигателем. Хранение дизельного топлива должно происходить по определенным правилам. Об этом и поговорим сегодня.
Хранение дизельного топлива по ГОСТ
Срок и условия хранения дизельного топлива описаны ГОСТом 1510 – 84. Госстандарт определяет сохранность данного нефтепродукта в течение 5 лет с момента производства. За это время топливо не изменит состав и первоначальные свойства.
Солярка современного производства отличается от стандарта 1984 г. В ней присутствует небольшое количество серы и повышенный процент различных присадок, которые приводят к ускоренному разложению продукта.
Стандартный срок хранения солярки (5 лет) возможен только на складах госрезерва. Там для нее созданы специальные условия. К тому же, качество топлива должно соответствовать нормам, принятым еще в советские времена.
Тем, кто решил приобрести дизтопливо впрок, для последующего использования в хозяйстве, нужно учитывать, что уже спустя 12 месяцев оно начнет терять качество. Его использование по назначению может привести к поломке дорогостоящей техники. Просроченный нефтепродукт следует утилизировать.
Если температура хранения дизельного топлива превышала +30°С, оно потеряет качество уже спустя 6 месяцев.
Быстрее придет в негодность зимняя солярка. В ней присутствуют присадки, которые увеличивают скорость разложения этого нефтепродукта.
Условия хранения дизельного топлива
Емкости для хранения дизельного топлива должны быть герметично закрыты, чтобы минимизировать контакт содержимого с кислородом. Когда происходит процесс окисления, химическая формула топлива меняется, что приводит к потере его качества.
Лучше, если хранение дизтоплива будет происходить в специальном металлическом резервуаре, имеющем двойные стенки и оборудованном климат – контролем. Но такая емкость стоит недешево, поэтому не каждому по карману.
Обыкновенная стальная канистра с плотно прилегающей крышкой – наиболее бюджетная тара для хранения солярки.
Тара, которая используется для хранения топлива, не должна иметь частей из латуни, цинка или меди. Взаимодействие этих металлов с соляркой приводит к образованию нестабильных химических соединений. Они, в свою очередь, способны значительно повлиять на качество нефтепродукта.
Попадание воды внутрь канистры с топливом приводит к образованию и развитию различных грибков и бактерий. Кроме того, влага имеет свойство замерзать при отрицательных температурах. Это также может вывести из строя топливную систему.
Грязь, которая образуется при смешивании воды с пылью, способна забить фильтры, которые придется заменять новыми (в самом благоприятном случае). При более негативных последствиях потребуется ремонт двигателя.
В чем хранить
Требования к хранению дизельного топлива состоят в организации надлежащих условий, соблюдении температурного режима и правильном выборе тары.
Емкости для хранения солярки должны быть специально предназначены для этих целей. Это могут быть металлические канистры или бочки, которые следует содержать в идеальной чистоте. Но лучше всего воспользоваться резервуаром с возможностью регуляции температуры хранения его содержимого. Из – за высокой стоимости такие емкости доступны не каждому. В основном их используют частные автотранспортные компании, занимающиеся грузовыми перевозками.
Для бытовых нужд хранить ДТ вполне можно в обыкновенной железной бочке. Очень важно, чтобы она имела плотную крышку и была абсолютно чистой изнутри.
Если хранение дизельного топлива происходит на постоянной основе, емкость регулярно очищают от осадка, который неизбежно появится в ней со временем.
Вся тара для хранения горючего оборудована селикагелевыми клапанами. Их конструкция обеспечивает вентиляцию содержимого, не позволяя проникнуть внутрь влаге.
Дополнительные советы по хранению
Некоторые дополнения к теме, как и сколько можно хранить солярку, помогут тем, кто делает это впервые.
Выбирая место для хранения дизельного топлива, следует учитывать, что оно является легковоспламеняющимся нефтепродуктом. Помещение, где находится резервуар с соляркой, должно быть оборудовано противопожарным инвентарем и укомплектовано огнетушителями.
Условия и срок хранения дизтоплива
Вопрос срока годности дизельного топлива становится актуальным тогда, когда планируется его длительное хранение. В повседневной эксплуатации солярка обычно расходуется двигателем автомашины или других механизмов от нескольких дней до пары недель после покупки, а партия дизтоплива реализуется на АЗС максимум за месяц. За такие сроки никаких значимых изменений с топливом не происходит.
Если же планируется хранить солярку дольше, тогда следует учитывать, что дизтопливо имеет определенные сроки хранения. При условии, что температура наружного воздуха будет составлять 20 градусов Цельсия, хранить солярку можно 12 и более месяцев. Повышение температуры до 30 градусов и выше ограничивает срок хранения дизтоплива рамками от 6 месяцев до 1 года.
Что влияет на срок годности солярки
В процессе длительного хранения при температуре около 25-25 градусов Цельсия в дизельном топливе наблюдается наличие взвеси, которую образуют твердые частицы. Результатом становится помутнение солярки. Появление таких образований связано с тем, что определенные компоненты в составе дизтоплива вступают в химическую реакцию с кислородом, который содержится в наружном воздухе.
Образовавшаяся взвесь приводит к быстрой закупорке фильтров двигателя после заправки таким горючим. Очевидно, что эксплуатировать ДВС на подобной солярке нельзя. Также определенное количество твердых частиц, которые проходят через фильтрующие элементы, попадает в цилиндры дизельного двигателя и сгорает. В результате сгорания образуется избыточное количество сажи, которая приводит к закоксовке дизельного мотора и в значительной степени повышает токсичность отработавших газов.
Наличие воды в дизтопливе приводит к активному росту бактерий и грибков, при длительном хранении в топливе накапливается пыль, которая со временем превращается в грязь. Также солярка портится при учете хранения при высоких температурах.
Еще одним фактором, который влияет на сохранность солярки, выступает наличие в составе дизтоплива различных присадок для улучшения её свойств. Распад определенных групп добавок начинается после непродолжительного периода времени.
Как правильно хранить дизтопливо
Сроки хранения горючего можно существенно продлить путем максимальной нейтрализации факторов и воздействий, которые негативно влияют на дизтопливо и его эксплуатационные свойства. Хранить солярку необходимо в специально предназначенных для этого емкостях для хранения дизтоплива. Указанные емкости должны содержаться в абсолютной чистоте.
Необходимо проводить профилактическую очистку емкостей для хранения дизтоплива минимум один раз в 8-10 лет. Если нужно иметь на хранении дизтопливо для зимней эксплуатации, тогда зимний дизель (ДТЗ) или арктическую солярку (ДТА) лучше закупать не в межсезонье, а после наступления устойчивого минуса.
Обратите внимание, что присадки в солярке для зимы, которые повышают текучесть и температуру застывания, одновременно сокращают срок хранения дизтоплива данного типа. По этой причине зимний дизель не рекомендуют хранить долго. Солярка при хранении не должна вступать в контакт со следующими металлами: цинк, латунь, медь. Для снижения рисков можно добавить специальную присадку в дизтопливо. Такой деактиватор металлов замедляет процесс химических реакций.
Дополнительные присадки
Кроме деактиватора металлов, которые созданы для торможения химических реакций от контакта солярки с медью, цинком и т.д, существуют и другие группы присадок. Такие присадки позволяют эффективно продлить срок хранения топлива для дизеля. К данным группам относятся фунгициды (биоциды), которые убивают грибки, бактерии и даже водоросли, которые могут активно расти в дизтопливе при длительном хранении.
Данный осадок образован погибшими микроорганизмами. Для предотвращения окисления дизтоплива также существуют отдельные группы добавок. Такие присадки способны продлить срок хранения и снизить интенсивность образования сторонних взвесей.
Летняя солярка и зимний дизель. Особенности заправки дизельного двигателя зимой для уверенного запуска при отрицательных температурах.
Какое масло лучше заливать в дизельный двигатель: синтетическое, полусинтетику или минеральное. Какой тип масла лить в турбодизель, эксплуатация и замена.
Почему дизтопливо и солярка являются разными видами горючего. Сфера применения очищенного дизеля и солярки зависимо от типа дизельного двигателя.
Необходимость качественной фильтрации солярки, функции топливных фильтров на дизельном двигателе. Конструкция фильтрующего элемента, самостоятельная замена.
Что такое показатель плотности солярки, сезонные отличия. Почему плотность горючего влияет на расход и как самому измерить плотность дизельного топлива.
Классификация дизельного горючего по маркам: летняя, зимняя, арктическая солярка и биодизель. Особенности изготовления, свойства, присадки. Разница в цене.
Как долго можно хранить дизельное топливо
У многих автолюбителей в гараже всегда бывает припасено несколько канистр с топливом, но можно ли его использовать по окончанию срока хранения никто не знает. Разные источники дают противоречивую информацию, и значения, указанные в паспорте на нефтепродукты, могут не совпадать со стандартами РФ. Как долго можно хранить дизельное топливо и какие изменения происходят с ним в течение этого времени?
Факторы, влияющие на качество
Основные характеристики дизельного топлива зависят от следующих параметров:
Как ни странно, но именно присадки, предназначенные улучшать характеристики топлива, негативно влияют на его хранение. Добавки склонны к химическому разложению, а продукты распада загрязняют топливо. Солярка, которая в прежние времена хранилась на складах Госрезерва по 5-10 лет, была «чистой» и не содержала синтетических модификаторов.
Что нужно делать для сохранения нефтепродуктов
Заказывая доставку дизельного топлива, необходимо заранее позаботиться о емкостях для хранения. Не допускается контакт с цинком или медью – эти металлы проявляют химическую активность по отношению к компонентам нефтепродуктов. В обычных гаражах создать идеальные условия хранения дизельного топлива невозможно, поэтому многие специалисты утверждают, что срок его годности не может исчисляться годами. В процессе хранения в канистрах появляется взвесь твердых частиц, жидкость становится мутной из-за окисления некоторых соединений.
В неизменном виде топливо может храниться в течение следующего времени:
В условиях переменных температур длительное хранение топлива нельзя гарантировать. Поэтому рекомендуется создавать небольшой запас, который будет израсходован в течение нескольких месяцев. Если топливо «залежалось», его лучше уничтожить и не экспериментировать над собственным транспортным средством. Емкости при этом тщательно промывают и высушивают перед повторным заполнением. Для увеличения срока хранения зимних и арктических марок рекомендуется закупать топливо не в межсезонье, а в период устойчивых минусовых температур.
Компания «РусПетрол» предлагает свои услуги по доставке бензина и дизтоплива высокого качества. Вы можете оставить заявку в форме обратной связи или позвонить нам для получения дополнительной информации по условиям сотрудничества.
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская, Пензенская область.
Начало реализации межсезонного дизельного топлива
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Что будет с дизельным топливом при длительном хранении
За последнее десятилетие в Европе и Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения потребления дизельного топлива. Прежде всего, это связано с увеличением парка автомобильного транспорта с дизельным двигателем из-за их экономичности и приоритетным направлением автомобильной промышленности за счет развития дизельного автомобилестроения с повышенной мощностью двигателей. Производимые в настоящее время высоко оборотистые дизельные двигатели, характеризующиеся экономичностью и высокой удельной мощностью, требуют в свою очередь качественного топлива.
Одним из основных направлений развития нефтеперерабатывающей отрасли России до 2020 г. определен рост производства дизельного топлива, увеличение реализации на внутреннем рынке до 45 млн т/год, при стабилизации объема переработки нефти на текущем уровне [1].
Бесперебойное обеспечение качественным дизельным топливом различных дизельных энергетических установок, а также наземного и водного транспорта, с учётом разных природно-климатических зон, достигается не только за счет производства топлива на нефтеперерабатывающих заводах с заданными свойствами, но и правильного хранения его в резервуарах, выявления закономерностей изменения качества топлива со временем их хранения в резервуарах и с определением влияния внешних параметров на изменение качества, разработки способов и технологии восстановления его качества до требуемых норм.
На территории Российской Федерации с 2008 г. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118 введен Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В соответствии с этим регламентом основные показатели качества моторных топлив были изменены в сторону ужесточения, по сравнению с ранее действующими стандартами.
На нефтеперерабатывающих заводах при производстве дизельного топлива кроме эксплуатационных свойств особое внимание уделяется повышению экологических показателей.
Для обеспечения возможности экспорта производимого в России моторного топлива в европейские страны показатели качества топлива должны соответствовать европейским нормам EN 590, который за последние десятилетия претерпели существенные изменения.
Так, для дизельного топлива класса 5, соответствующего евростандарту Евро-5, его цетановое число должно быть не менее 51 единицы, содержание серы не выше 10 ppm. При этом нормируется и предельная температура фильтруемости (для холодного климата не выше минус 20 °С), и смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа) при 60 °С, регламентируемое ГОСТ Р 55475-2013, не выше 460 мкм.
Принятие нового технического регламента и неуклонное повышение требования качества нефтепродуктов настолько велики, что методы переработки дизельного топлива, вполне удовлетворительные в прошлом, в настоящее время уже непригодны. Это и стало основным толчком к началу модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов, улучшению промышленного оборудования, усовершенствования старых и внедрения новых технологий, что ведет к дополнительным затратам и увеличению себестоимости дизельного топлива, а значит, и рыночной цены на автозаправочных станциях [2].
Однако решить вопрос лишь реконструкцией не всегда получается за короткий срок. К 2015 г. в России было реконструировано только 47 из более чем 120 запланированных установок по переработке нефти [3, 4].
Известно, что работа дизельных двигателей на топливе, содержащем серу, вызывает интенсивное отложение нагара, образование сернистых соединений, вызывающих коррозию деталей, но с другой стороны, наличие серы в топливе обеспечивает его смазывающие свойства, Но стандарт обязывает производство с ультранизким содержанием серы, что ведет к ухудшению смазывающей способности дизельного топлива.
Цель исследования: изучение влияния длительного хранения дизельного топлива на его эксплуатационные характеристики.
Исследование изменения смазывающих свойств дизельного топлива при длительном хранении в резервуарах и разработка способов восстановления его качества до требуемой нормы является актуальной с научной и практической точки зрения.
Материалы и методы исследования
Согласно ISO 12156-1, ASTM D6079 смазывающее свойство исследуемого образца дизельного топлива определялось на приборе HFRR «High Frequency Reciprocating Rig». Метод основан на измерении пятна износа на металлическом шарике, образующегося в результате трения металлического шарика к горизонтально установленной металлической пластине. Для испытания используются стандартный шарик диаметром 6 мм и пластина, изготовленные из специальной стали, заданной твердостью и отполированной поверхностью. В ходе испытания шарик прижимается к неподвижной горизонтальной стальной пластине круглой формы под действием приложенной нагрузки 0,20 кг. Испытуемую пробу топлива помещают в емкость объемом 2 см3, в которой поддерживается заданная температура 60 °С, при этом поверхность шарика, вступающая в контакт с неподвижной пластиной, полностью погружена в испытуемое топливо. Для обеспечения возвратно-поступательного движения шарика с заданной частотой и длиной хода в приборе HFRR используется электромагнитный вибровозбудитель. Продолжительность испытания строго регламентирована. Для измерения размера пятна износа на испытываемом шарике используется микроскоп с высокой разрешающей способностью. При расчете точного размера диаметра пятна износа учитывают не только полученные диаметры, параллельные и перпендикулярные осциллирующему движению, но так же температура и относительная влажность воздуха в начале и конце эксперимента, для корректировки пятна износа к стандартному набору условий испытания. Рассчитанный таким образом скорректированный диаметр пятна износа (СДПИ) является показателем смазывающей способности дизельного топлива, допустимое значение которого, регламентируемое ГОСТ Р 55475-2013, составляет 460 мкм [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Используемое топливо в дизельных двигателях служит смазочным материалом для движущихся деталей топливной аппаратуры, пар трения плунжерных топливных насосов, форсунок, запорных игл, штифтов и других деталей. Однако постоянное ужесточение экологических требований к моторным топливам вынуждает производителей проводить глубокое обессеривание дизельного топлива.
Сернистые соединения благоприятно влияют на работу пар трения топливной аппаратуры высокого давления дизельного двигателя, так как они являются природными поверхностно-активными веществами и их удаление снижает смазывающую способность дизельного топлива. Использование дизельного топлива с пониженными смазывающими свойствами приводит к повышенному износу деталей двигателя и значительно снижает ресурс работы двигателя, поэтому для улучшения эксплуатационных, смазывающих свойств к дизельному топливу добавляют противоизносные присадки.
Современные двигатели предъявляют повышенное требование к потребляемому топливу, кроме того, возросшие экологические требования к продукции НПЗ заставляют их выпускать качественный товар, отвечающий условиям Евро-5, поэтому в настоящее время применение присадок является обязательным условием при производстве малосернистого дизельного топлива.
Ассортимент применяемых присадок для дизельного топлива значительно шире, чем для автомобильного бензина. Это, прежде всего, связано с тяжелыми условиями работы дизельного двигателя, сложным химическим составом и свойствами дизельного топлива, полученного смешением различных фракций нефтепереработки, которые могут сильно отличаться и по-разному реагировать на условия эксплуатации и хранения.
В качестве присадок для дизельного топлива сегодня используются в основном продукты нефтехимии, позволяющие улучшить эксплуатационные свойства дизельных топлив в соответствии с современными требованиями.
Применяются на практике как однокомпонентные присадки в чистом виде, так и комплексные, в предварительно подготовленном растворе. Из всего многообразия ассортимента присадок самые востребованные при производстве современных дизельных топлив класса Евро-5 на нефтеперерабатывающих заводах являются: противоизносные (смазывающие), цетаноповышающие и депрессорно-диспергирующие присадки.
Применение противоизносной присадки для восстановления смазывающих свойств является обязательным условием на нефтеперерабатывающих заводах, выпускающих дизельное топливо, подвергшихся глубокой гидроочистке, соответствующее современным экологическим требованиям.
Рабочие концентрации противоизносных присадок в дизельных топливах составляют сотые доли процента. На практике величина дозировки связана с составом средних дистиллятов нефти – фракционного состава, от степени обессеривания топлива, температуры помутнения, количества и типа парафинов, наличия в нем других присадок и т.д. [6–8].
В то же время с применением присадок возникает дополнительная проблема: при длительном хранении топлива в резервуарах происходит частичное, а в некоторых случаях возможно и полное осаждение присадок под действием силы тяжести их собственного веса. Данный процесс ведет к расслоению используемых присадок и дизтоплива, а значит, ухудшению качества [9].
Данный вопрос является особенно актуальным для территориальных нефтебаз хранения топлива и обширных, но малонаселенных и труднодоступных территорий Крайнего Севера с суровыми климатическими условиями. Отопительный сезон в этих регионах длится иногда 9–11 месяцев в году, а доставка грузов, включая топливо, возможна только в непродолжительный период летней навигации из-за отсутствия постоянного наземного сообщения. По программам «северного завоза» ежегодно завозятся значительные объемы жидкого топлива: в Иркутскую область – 15 тыс. т, в Якутию – 740 тыс. т; в ЯНАО – 89 тыс. т; в ХМАО – 11 тыс. т; в НАО – 10 тыс. т, в Хабаровский край – 24 тыс. т; в Камчатский край – 30 тыс. т; в Чукотский АО – 140–148 тыс. т; в Красноярский край – 62 тыс. т [10].
Значительное количество жидкого углеводородного топлива в этих регионах хранится в резервуарах до следующей навигации, следовательно, из-за расслоения продукта снижается смазывающее свойство дизельного топлива, теряется его качество.
Использование в дизельных двигателях такого топлива с низкими смазывающими свойствами приводит к повышенному износу плунжерных пар насоса высокого давления и игл форсунок, следовательно, снижает надежность работы дизельного двигателя.
Литературных данных по изучению влияния смазывающей способности сернистых соединений, роли противоизносных присадок для дизельного топлива с ультранизким содержанием серы достаточно много, однако отсутствуют исследования по изменению смазывающей способности дизельного топлива при длительном хранении вследствие расслоения присадок. На наш взгляд, исследование изменения качества дизельного топлива при длительном хранении из-за расслоения продукта и разработка способа восстановления качества до требуемых норм является актуальным как с научной, так и с практической точки зрения.
Для исследования влияния длительного хранения дизельного топлива на его эксплуатационные характеристики был взят один из основных показателей качества дизельного топлива – смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа).
Был проведен ряд опытов для подтверждения расслоения дизельного топлива. В качестве базового топлива взято гидроочищенное дизельное топливо без присадок с установки гидроочистки.
На приборе HFRR «High Frequency Reciprocating Rig» была определена смазывающая способность базового гидроочищенного дизельного топлива без добавления присадки. Измеренный показатель СДПИ составил 598 единиц, что значительно превышает требуемую норму, регламентируемую ГОСТ Р 55475-2013, составляющую 460 мкм.
Основные характеристики базового гидроочищенного дизельного топлива представлены в табл. 1.
Далее в базовое топливо была введена смазывающая присадка Dodilube 4940 (Clariant) из расчета 0,30 кг/т. Введение смазывающей присадки повысило смазывающую способность данного дизельного топлива на 49 % (табл. 2).
Физико-химические свойства гидроочищенного дизельного топлива