Что будет с дьяволом после страшного суда
Что мы знаем о Страшном суде
Страшный Суд – событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?
Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?
Может ли душа не хотеть попасть в рай?
Почему последний суд называют Страшным?
Когда будет конец света и Страшный суд?
Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.
Что будет с телом после суда?
Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.
Что Священное Писание говорит о Страшном суде?
Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);
|Читайте также:
Евангелие о Страшном суде
А почему «но»? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.
страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Если сатана раскается, Бог простит его?
Ответ на вопрос о том, может ли раскаяние сатаны привести к его прощению Богом, рассматривается на протяжении тысячелетий. И ответ на него давно известен – нет. Но по какой причине Господь так жесток к дьяволу? Почему ему не будет прощения вовек? Для этого есть несколько причин.
Прощение – только людям
Сатана – это падший Ангел, то есть существо бесплотное. Такими всех Ангелов создал Бог. А в Священном Писании говорится, что прощает Господь людей, в силу их телесной немощи, когда они грешат под действием потребностей своего тела. Не желают ущемлять телесные потребности и совершают преступления против своей души.
Святой Иоанн Дамаскин говорил, что дьявол не способен к покаянию, как человек, потому что тело человека немощно. А сатана бестелесен, поэтому совершает зло по своей сути.
Отдаление от Господа
Когда гордость привела сатану к хуле на Святой Дух, то он совершил такое деяние, когда его падение привело к изменению его сущности. Имеется в виду то, что духовный мир постоянно находится в развитии, в движении. А сатана – это и есть дух, ведь он бестелесен. И дух этот после падения продолжает постоянное отхождение от Бога, то есть движется в направлении дальнейшего осатанения, он не может сам остановить этот процесс. Он отдаляется от Бога все дальше и дальше.
Упущен момент
Если бы падший Ангел сразу осознал свою вину и покаялся, вернулся к Богу, то он был бы, несомненно, прощен по Великой милости. И, может быть, даже возвращен на свое место вблизи от престола Божьего. Но он не сделал этого, и поэтому его состояние изменилось, как это описано выше. Сейчас этот момент упущен.
И это был его осознанный выбор, он не простачок, попавшийся на чьи-то уловки. Он – могущественный Ангел, который выбрал путь противления Богу.
Отрезан от влияния Святого Духа
Люди раскаиваются в своих грехах и просят прощения за них у Господа под влиянием совести. А совесть просыпается в них по воле и под воздействием Святого Духа. Но дьявол полностью отрезан от Господа и не может подвергнуться благотворному воздействию Святого Духа. Да и совесть у него полностью отсутствует из-за его дьявольской сущности. И это – одна из самых важных причин невозможности его раскаяния, а, значит и прощения.
Уничтожить дьявола – значит освободить людей от его влияния?
В результате дьявол по сей день продолжает борьбу с Богом, воздействуя на его создания – на людей. Он искушает их, пытается отвратить от веры, от Бога, тем самым досаждая Господу, показывая, что Он не всемогущ, ведь к сатане идут немало людей. А в некоторые страшные периоды истории – гораздо больше шло за дьяволом, чем за Богом. Но это только видимый успех. В час суда люди под воздействием Святого Духа осознают свое падение, совесть побеждает и начинает говорить им, что они прожили жизнь не так, как хотела их душа, не так, как для нее было бы хорошо. И отходят от сатаны, возвращаясь под Божественное покровительство.
Поэтому возникает закономерный вопрос – так почему Всемогущий Бог не уничтожит дьявола раз и навсегда, освободив людей от его влияния? Ответ прост – у человека должен быть выбор. Он должен сам решить, где ему быть, с кем ему заботиться о своей душе. И в этом – самая настоящая свобода, которую Господь дарит людям. Они должны сами выбрать свой путь.
А вот путь греха – это не свобода, а зависимость. Зависимость от вредных привычек, других людей, денег, злобы и ненависти. Кажущаяся вседозволенность – только цепь, которая приковывает людей к греху и разврату.
Тема борьбы Господа и сатаны – это не только тема борьбы добра и зла, она много глубже и шире. И обсуждать ее можно бесконечно долго, до самого Судного Дня. А в этот день и станет ясно, кто шел по верному пути, а кто потакал сатане. В этот миг они и отрекутся от него, тем самым низложив того, кто и так пал на самое дно.
Что будет после Страшного Суда (продолжение)
Юрий Шокин
Юрий Шокин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Ввиду необычности предыдущего моего вопроса считаю нужным пояснить, что эта тема вызвана непониманием Вашего ответа по теме http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=6111
Некоторые богословы, основываясь на том, что Бог это Любовь и Он всех любит одинаково, представляют наказание грешников в аду Любовью Божьей в виде Света Его, который светит всем одинаково, а воздействует на всех по-разному в зависимости от их праведности и греховности. Мне это непонятно.
Во-первых, получается, что Бог ярким нестерпимым для грешников светом освещает ад, который обычно называют тьмой, а грешники не имеют возможности скрыться от этого света, так как он проникает во все уголки ада. Тогда зачем этот ярко освещенный ад нужен и чем он отличается от ярко освещенного тем же светом рая? С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю.
Во-вторых, в данном представлении о наказании грешников Бог выглядит некоторым пассивным источником любви и света, который не наказывает Сам. Он равномерно светит всем одинаково, а грешники и праведники получают по заслугам без активного участия Бога в процессе Страшного Суда. Утверждается, что под вечным действием этого света грешники сами наказывают себя. Значит, Бог не будет их судить и наказывать Сам, а будет просто безучастно вечно светить на всех одинаково?
Когда Адам и Ева спрятались в кустах от Божественного света, так как их терзали стыд и совесть, то Бог не ограничился этим «самонаказанием». Он ждал покаяния, но они не покаялись и Бог наказал их Сам, изгнав из рая и сделав тела их смертными. Также накажет и грешников в аду, лишив их после Страшного Суда Своего Божественного Света.
В дальнейшем я пришел к пониманию того, что грешники в аду теряют не только Бога, но и тело, воскресшее у них только на момент Суда
Извините за многословность, с уважением, Юрий.
Леонов Алексей Михайлович
Здравствуйте, Юрий. Вы задали сложно-скомпонованный вопрос. Отчасти же сами и ответили на него. Давайте рассмотрим предложенную вами тему по порядку.
Вы спрашиваете: «как поражается грешник в аду бичем любви Божией?» и «будет ли в аду пребывать что-либо Божественное?». Конечно же, Бог пребывал, пребывает, и будет пребывать в аду, как, собственно, и вне преисподней, как и везде. В этом проявляется одно из Его существенных свойств: «неизмеримость и вездеприсутствие». Было бы неправильным считать, будто зло имеет силу и могущество отграничивать от Бога какие-то независимые пространства, какие-то потаенные углы: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138, 7 — 8). Впрочем, вы, кажется, и сами это чувствуете, а иначе бы вы не имели оснований удивляться:«как поражается грешник в аду бичем любви Божией?». Ясно ведь: где присутствует любовь, там неминуемо присутствует и Носитель любви, в данном случае — Бог.
Далее, вы предполагаете: «Я представляю это так. Когда протрубит труба, все грешники, бестелесные души которых прежде мучились в аду, предстанут перед Судом в образе и подобии Божием, воскресшими духовными телами (ап. Павел), в которых душа живая вместе с дыханием Божьим (Святым Духом) соединится с воскресшим телом. Через это грешники осознают свои грехи, будут готовы к Суду и будут судимы. Таким образом, через Дух Святой, действующий внутри воскресших тел как совесть, грешники накажут сами себя». Что касается угрызений совести, которой надлежит проснуться в грешниках со славным Пришествием Христа, — вы абсолютно правы. Об этом не раз, и не два говорили Святые Отцы. Более того, их (грешников) дурные поступки (возможно, забытые ими самими) будут обнаружены не для них одних. Правда, ваше выражение: «Дух Святой, действующий внутри воскресших тел как совесть», — не корректно. Лучше говорить, как и сказано выше: «действием Святого Духа будет пробужена совесть».
Однако не только (и не в первую очередь) в этом проявится мучительная участь злодеев. Будущая богооставленность, как результат самоотчуждения грешников от Бога, — вот самое печальное из того, что их ждет: «Тогда скажет (Господь) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41); «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк. 13, 27). Поскольку же Бог есть Источник всех благ, постольку богооставленность грешников выразиться в отсутствии в их жизни тех радостей, которыми будут обильно одарены святые, пребывающие в Славных Небесных Обителях. Жизнь же, лишенная радостей и утешений, — это стенанья, печали и скорбь (как пространство, лишенное света, есть тьма). Считается, что мучения грешников, равно как и блаженство угодников Божиих, будут соизмеримы со «степенью» греховности и святости соответственно.
Представляется интересным следующее ваше замечание-вопрос: «Во-первых, получается, что Бог ярким нестерпимым для грешников светом освещает ад, который обычно называют тьмой, а грешники не имеют возможности скрыться от этого света, так как он проникает во все уголки ада. Тогда зачем этот ярко освещенный ад нужен и чем он отличается от ярко освещенного тем же светом рая? С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю». Но дело в том, что«ярко освещенный ад» и «ярко освещенный тем же светом рай» не предполагают одинаковой способности грешников и праведников к восприимчивости этого Божественного Света. Как Солнце, равно освещая парафин и влажную глину, производит в них взаимопротивоположный результат (парафин из твердого превращается в жидкий, а мокрая глина, наоборот, — из жидкой становится твердой), так и Сияние Славы Божества иначе воспримется грешниками, а иначе — праведниками. Причина кроется в следующем: тела и души грешников заражены проказаю греха, а тела и души праведников не только не заражены, но и очищены, освящены, охристовлены, обожены. Отсюда и разность восприятия нетварных Божественных энергий (Света).
Впрочем, вы, очевидно, знакомы с аналогиями подобного рода. Поэтому и пишите: «в данном представлении о наказании грешников Бог выглядит некоторым пассивным источником любви и света, который не наказывает Сам. Он равномерно светит всем одинаково, а грешники и праведники получают по заслугам без активного участия Бога в процессе Страшного Суда. Утверждается, что под вечным действием этого света грешники сами наказывают себя. Значит, Бог не будет их судить и наказывать Сам, а будет просто безучастно вечно светить на всех одинаково?». Корень вашего непонимания, Юрий, заключается в следующем. C одной стороны, святость праведников не есть нечто приобретенное ими самими по себе. Святость праведников — это преображение их человеческого естества, совершенное как при их добровольном активно-усердном участии в деле спасения, так и, в главную очередь, при посредстве нетварной Божественной благодати, сопутствующей (сопутствовавшей) им на всем их добродетельном пути. Святость стяжается в лоне Матери-Церкви, в живом союзе праведников с Пресвятой Троицей. Спасение человека сделалось возможным в силу Воплощения, служения, Крестных страданий, смерти, Воскресения, Вознесения и непрестанного попечения Сына Божия, совершенных, понятное дело, не без участия Бога Отца и Святого Духа, а вы сравниваете Живоначальную Троицу с каким-то Излучателем какого-то абстрактного свечения. Это — недопустимо. Собственно, и меньшая греховность одних нечестивцев по сравнению с другими — также является делом благодати, а не делом исключительно самих нечестивцев. Гды вы тут видите «пассивность» Создателя?
С другой стороны, по учению Церкви, действие Страшного Суда будет совершаться Воплощенным Богом Словом (и не без участия Бога Отца и Святого Духа), а, опять же, не каким-то там вечно-пассивным световым излиянием. Священное Писание свидетельствует об этом ясно и определенно. Где тут «безучастность» Божия.
Теперь, что касается ваших слов: «С таким же успехом грешники могли бы мучиться от этого яркого света и в раю». Вы только представьте себе, Юрий, как будут себя чувствовать убийцы и убиенные, насильники и изнасилованные, грабители и ограбленные, коль окажутся вместе. Кому из них будет комфортно в этом общежитии? Первым (учитывая, что у них, как вы сами заметили, раскроется совесть)? Вторым (учитывая, что первые — злодеи). Думаю, вы и сами ответите на данный вопрос.
Юрий, я благодарю вас за ВДУМЧИВЫЕ интересные вопросы и прошу извинения за долгое молчание. Храни вас Господь!
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ ПРАВЕДНИКОВ И ГРЕШНИКОВ ПОСЛЕ СТРАШНОГО СУДА
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ СУД БОЖИЙ.
Второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа есть догмат православия и содержится в седьмом члене Символа Веры. В этом же члене изложен и догмат будущего Страшного суда Божьего над человечеством за его земную жизнь, за его дела.
Понятно, что открытие суда предворяет пришествие судьи и потом явление на суд судимых: людей и бесов. Следовательно, все свидетельства Св. Писания о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа на землю, о воскресении мертвых – остаются свидетельствами о действительности всеобщего суда. Вот свидетельство Самого Господа Иисуса Христа об окончательном суде, свидетельства св. апостолов, св. отцов и учителей Церкви.
Иисус Христос учит: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… дал Ему власть производить суд»(Ин. 5: 22 и 27); и в другом месте говорит: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16: 27). И апостолы проповедывали о суде: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17: 31); «Се идет Господь со тьмами Святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах» (Иуд. 14: 15); апостол Павел многократно свидетельствует о всеобщем, окончательном суде, и, наконец, о том же пишет Иоанн Богослов (Откр. 20: 11-15)
Св. Церковь всегда исповедовала этот догмат всеобщего суда. В символе Афанасиевом читаем: «Приидет (Христос) судить живых и мертвых, Его пришествием все человеки воскреснут с телами своими, и воздадут о делах своих ответ». Этот догмат свидетельствуется всеми святыми отцами и учителями Церкви в их писаниях.
Вот потрясающая душу картина окончательного суда над человечеством, картина, которую представляет нам слово Божье (Мф. 25: 31-46) и которая подтверждается здравым умом. Части этой картины суть: 1) Судья – Бог, 2) соучастники в суде – Ангелы и апостолы, 3) подсудимые, 4) предмет суда, 5) разлучение праведных от грешных и 6) окончательный приговор тем и другим.
На первом месте картины Страшного суда, по свидетельству Самого Иисуса Христа, предстанет Сын Божий, как Бог-Царь и Судья, сидящий на Престоле Своей славы, окруженный всеми св. Ангелами и св. апостолами. Сидение на Престоле – выражение образное, взятое от обыкновенных царей! Они восседают на троне в особенно важных обстоятельствах.
Далее представляются исполнители воли Божьей, или как бы соучастники в суде – Ангелы и апостолы: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 31), и соберут от царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и отделят злых из среды праведных». Вот участие, деятельность Ангелов на Страшном суде. Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб, что послужило Иисусу Христу символом для образной речи собрания всего человечества на суд посредством Ангелов с громким трубным гласом. Это речь образная, и не стоит думать, что Ангелы будут посланы с трубами. Нет, будет греметь одна последняя труба (1 Кор. 15: 52), труба Божья (1 Фес. 4: 16), при звуке которой будут посланы Сыном Божьим св. Ангелы; вместе с тем по гласу той же трубы последует и воскресение мертвых. [впрочем учение о многих трубах (семь в Откровении) вероятно было распространено в Иудее, потому что в 3й книге Ездры, где описываются события явно относящиеся к последним годам сказано об одних – «при третьей трубе» произошло (3Ездр.5:4) – ред. golden-ship] Страны света (восток, запад, север и юг) иудеи обыкновенно называли ветрами. Посланные Ангелы соберут на суд всех людей из всех стран света, соберут и праведных, и злых, и отделят первых от последних.
И здесь апостольский суд, представленный Господом, имел своим образом, символом суд советников, царедворцев, окружающих земных царей и помогающих им в деле суда. Двенадцать колен израилевых – имя народа Божьего, народа, избранного некогда и возлюбленного Богом; в настоящем же изречении Господа «двенадцать колен» принимает значение всего народа, возлюбленного Господом и искупленного Им, именно – всех христиан, подлежащих суду. Так и апостол Иаков всех христиан называет двенадцатью коленами.
Рай представит на место суда своих небожителей – праведные души, а ад своих мертвецов – души грешников, и последует соединение душ с их телами. Потом произнесется роковой приговор праведным и грешным, и получит каждый полное свое воздаяние по делам земной жизни.
Неверующие, как не принявшие искупления, на Страшном всеобщем суде Христовом будут осуждены на лишение вечной блаженной жизни во Христе; а с ними и те из верующих и крещенных, которые проводили земную жизнь вопреки закону Христову. Ко времени Страшного суда воскреснут все без исключения когда-либо жившие, и подвергнутся последнему суду, чему служат доказательством слова: «воззрят на Него, которого пронзили» (Зах. 12: 10). Воззрят (число множественное) все воскреснувшие, в том числе и те, кто распял Господа Иисуса Христа. Значит, и неверующие, короче – все человечество. Не только люди предстанут на суд, но и падшие духи, которых, по свидетельству апостола «Бог не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (1 Пет. 2:4). И апостол Иуда тоже пишет: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».
Если человек состоит из духа, души и тела, то видимая, внешняя жизнь и деятельность человека есть не что иное, как выражение, проявление жизни и деятельности души. Мысли, желания, чувствования – предметы мира невещественного. Они составляют невидимую деятельность невидимой души, и, будучи выражены словами и делами, составят видимую деятельность тела, как органа души, т.е. деятельность человека. Итак, на суде будут судимы и внутренняя (духовная) и внешняя (телесная) деятельность человека. По двойственной природе человека и двойственной его деятельности, которая осудится на всеобщем суде, и награда и наказание последуют двоякие: духовные, внутренние (для души) и внешние, чувствования, соответственные новому телу человека.
Каждый человек на последнем суде отдаст строгий и полнейший отчет во всех мыслях, желаниях, чувствованиях, словах и делах за всю земную жизнь. Конечно, греховные мысли, желания, чувствования, слова и дела не вспомнят на суде, если своевременно на земле еще будут смыты истинным раскаянием.
Слова – суть выражение мыслей и чувств человека и вообще внутреннего, нравственного состояния его; по ним познается человек, как дерево – по плодам. Если слова человека – правдивы, честны, благочестивы, назидательны, то они показывают человека хорошего, и такой человек получит оправдание на суде; если слова – ложны, нечестивы, то они указывают на злое сердце человека, и таковой не может получить оправдания, а подвергнется осуждению. Оправдание и осуждение на суде зависит от веры и дел, слова же означают только внутреннее, нравственное состояние души. Праздное слово есть такое, которое заключает в себе ложь, клевету, возбуждающее неприличный смех, т.е. слово позорное, бесстыдное, пустое, не имеющее никакого отношения к делу.
Апостол Павел о суде над невидимой, тайной душевной деятельностью пишет: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда каждому будет позвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Итак, на суде каждый человек отдаст строгий и полнейший отчет за всю свою деятельность, как за внутреннюю, духовную (Мф. 12: 36), так и за видимую, внешнюю, т.е. за все слова и дела воздаст Господь каждому (Рим 2: 6; 2 Кор. 5: 10).
На Страшном суде, когда все тайное откроется, праведники и грешники увидят и узнают друг друга. Грешники в аду, видя до этого времени святых в раю, но не видя друг друга, теперь увидят и узнают, как пишет Афанасий Великий в «Слове об Усопших». Но свидание их будет нерадостно! Почему? Потому что причиной вечного осуждения были мы сами и наши близкие на земле, с которыми нам теперь и придется свидеться. Неужели благодарность услышим от наших близких, когда мы, оставшись на земле после них, провели жизнь так, как родные братья евангельского несчастного богача?
Св. Иоанн Дамаскин, предостерегая нас от такой ужасной встречи со своими близкими в день суда, пишет: «Мы постараемся всеми силами, чтобы в оный ужасный и страшный день родные не укоряли нас в небрежении о них; наипаче те из нас, которым они вверили попечение об их имуществе и оставили оное. Ибо да не подумает кто-либо, что на том страшно событии мы не узнаем друг друга». Принципиальное око душевное есть орган зрения и познания, как свидетельствует Сам Господь Иисус Христос в притче о богаче и Лазаре.
Правда, богатый, будучи на земле, знал и, быть может, не раз видел Лазаря, а потому и не удивительно, что узнал его; а как же он узнал, по свидетельству Господа Иисуса Христа, Авраама, которого прежде не знал и никогда, нигде не видел? Значит, заключаем и как истину свидетельствуем, что на суде узнают все друг друга, и знакомые и незнакомые. Св. Иоанн Златоуст об этой истине пишет так: «Мы узнаем не только тех, которые здесь нам были знакомы, но и тех увидим, которых никогда не видали».
Св. Ефрем Сирин пишет: «Тогда дети будут обличать своих родителей в том, что они не делали добрых дел; в оный день несчастными увидят многие своих знакомых, а некоторых из них, приметивши поставленными одесную, пойдут прочь от них, со слезами прощаясь с ними».
Св. Димитрий Ростовский, обращаясь к плачущему родителю, о смерти сына как бы в утешение говорит: «Узришь его (т.е. умершего сына) в благодати Божьей между праведниками, в месте светлом и прохладном».
Так учат все пастыри и учители Церкви, что все увидим в свое время друг друга. Следовательно, на суд предстанет все человечество от первого до последнего человека: «Соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25: 32); «Который будет судить живых и мертвых» (2 Тим. 4:1), поскольку «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10: 42).
Что может быть ужаснее и смраднее того состояния душ, когда перед взором каждого откроются все наши тайные и явные дела, слова, мысли и желания, когда каждый ясно увидит всю деятельность другого? Тогда-то очевидно для всех откроются наша любовь и лицемерие, правда и неправда. Иоанн Дамаскин говорит: «Это будет великий небесный стыд, когда всякий узнает другого и сам будет узнан». И тогда Господь «поставит овец справа Себя, а козлищ – слева» (Мф. 25: 33), т.е. Господь отделит праведных от грешных; тогда неверие отлучит отца от сына, дочь – от матери, и супруги должны будут расстаться навеки. Вера спасет одних, а неверие погубит других.
«И разлучит их (судимых) друг от друга, как пастырь разлучает овец от козлищ. И поставит овец справа от Себя, а козлищ – слева». Так как на суде будут христиане и нехристиане, то одна часть суда есть суд над христианами, что из вопросов Иисуса Христа и ответа судимых, которые относятся прямо к христианам. Это же подтверждает и избранный сосуд Святаго Духа учитель языков, говоря: Всем нам (т.е. христианам, и праведным и грешным) подобает явиться перед судилищем Христовым, чтобы каждый из нас получил за внутреннюю и внешнюю деятельность свою на земле (т.е. за свои мысли, желания, чувствования, слова и дела) полное воздаяние: или награду или наказание (2 Кор. 5: 10).
Другая же часть суда (над нехристианами) кратко изображается в словах Св. Писания. Суд над христианами произведет Сам Иисус Христос; судимы будут верующие по своим делам, а потому дела наши нас осудят или оправдают. Дела любви и милосердия, предложенные Господом на суде христианам, как знающим Его всесвятую волю, одним доставят Царство Небесное, уготованное уже для них от вечности; а другим, стоящим на левой стороне, как тоже знающим волю, заповеди Божьи, но пренебрегающим ими, объявится наказание; они пойдут в муки вечные.
Вся христианская деятельность, все наши взаимные, между собою отношения должны быть основаны на вечной божественной любви. Сообразно степени любви христиан, одни будут поставлены по правую сторону, а другие – по левую. Правая сторона вообще почетнее левой; она обыкновенно предназначается для высших особ, царей и вообще старших, для близких, для родственников, друзей. Правая сторона, по слову Господа Иисуса Христа, есть место для благословенных, место для детей Божьих, наследников Царства Небесного, а левая – место для проклятых, отверженных, потому что они сами добровольно отвергались уготованных человеку благ в его загробной жизни.
Истинных христиан, последователей Своих, Иисус Христос называет Своими братьями, как близких Ему по духу, по расположению и по страданиям: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 50) Об этом признании Иисусом Христом Своих верных рабов братьями свидетельствует и апостол Павел: «Ибо и освящающий, и освещаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр. 2: 11, 12). Единение Господа со своими истинными последователями есть единение самое тесное: единение веры, любви, духа и действий. Поэтому все, сделанное нами для ближних, Господь относит к Себе и награждает как бы за сделанное Ему Самому: «Мне сотворите», или: «Принимающий вас, принимает Меня»…
О том суде святых не только над неверными, но даже и над злыми духами апостол Павел учит так: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» (1 Кор. 6:3) Все святые отцы и учители Церкви признавали это изображение всеобщего суда несомненно истинным.
(из книги монаха Митрофана (Алексеева В.Н.)
«Как живут наши умершие и кА будем жить
и мы после смерти». СПб., 1897)
После всеобщего, торжественного, открытого, строгого, страшного, решительного и последнего суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и момент последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царства славы, начало новой, блаженной жизни праведников и вечной жизни – страдания грешников.
После суда последует конец мира, кончина века.
Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: «Жатва есть кончина века, а жнецы – суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сожигают; так будет при кончине века сего» (Мк. 13: 39-40). Не следует понимать под этим словом – конец – уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится – как не уничтожится человек, изменяясь и превращаясь из состояния тленного в нетленное, из смертного в бессмертное.
С изменением человека последует новое устроение мира, соответственно наступающему новому порядку в царстве Христовом. Изменение мира будет произведено огнем, по свидетельству слова Божия. Так, апостол Петр говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, рушатся. земля и все дела на ней растают» (2 Пет. 3: 7, 10, 12). Что действительно рано или поздно последует кончина века, конец мира, в том удостоверяет нас Божественное Откровение и наука. Откровение приписывает изменение мира огню, а наука, кроме огня, допускает в средство изменения этого и другие способы, которые могут положить конец настоящему состоянию земли, а следовательно, живущему на ней человечеству.
Вот свидетельства слова Божьего о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира писал так: «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их» (Пс. 101: 26-27). Как благоприятно соответствовала природа состоянию душ первых человеков до их падения, так стала неблагоприятно она соответствовать человеку после падения «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… Ибо знаем, что всякая тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 20, 22). Т.е. вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась работе тления, кручинится и соболезнует с нами, чего не было с природой до падения прародителей. Тогда, т.е. до падения прародителей, по словам апостола Павла и книги Бытия, видно, что творение было «добро зело» (весьма хорошо), что в всем творении духовном и чувственном царствовал мир, т.е. согласие, союз, гармония, радость, блаженство. Следовательно, все, созданное Богом, было в единении, союзе, взаимном отношении и общении со своим Творцом-Богом и между собою. Все было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания. Из мирного согласия проистекло враждебное восстание, посеянное в творении Божьем врагом мира и любви. Так точно должна природа соответствовать и новому духовному человеку. Весь видимый вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться, чтобы прейти в соответствие с обновленным человеком: «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих».
Обновление мира совершится в последний день посредством огня, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и могущего их изменить по их назначению: «небо и земля прейдут», и в другом месте: «доколе стоит мир», или «скорее прейдет небо и земля, скорее миру настанет конец» (Мф. 5: 18); «Я с вами во все дни до скончания века». И всех слов Самого Господа Иисуса Христа видно, что нынешнее небо и земля только прейдут, но не уничтожатся, а по словам Давида, как старая одежда, изменится в новую (Пс. 101: 26,27), что подтверждает и апостол Петр, говоря: «Мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» (2 Пет. 3: 13). И Иоанн Богослов действительно видел в Откровении небо новое и землю новую; «И увидел я новое небо и новую землю» (Откр. 21: 1).
Точно так же учили о конце мира и все учители Церкви. Св. Ириней: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но переходит образ мира этого, т.е. то, в чем произошло расстройство… Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля».
Св. Кирилл Иерусалимский: «Придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою при кончине мира этого в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир обновится. Поскольку разврат, воровство, прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос. 4:2), то, чтобы эта чудная обитель всего живого не осталась навсегда исполненной беззакония, падет мир этот, дабы снова явиться лучшим… Уберет Господь небеса не для того, чтобы истребить их, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова Пророка Давида: в начале Ты, Господи, землю основал, и небеса дело рук Твоих. Они погибнут, Ты же пребываешь… Но скажет кто-либо, почему он говорит ясно: погибнут? Это видно из последующего: и все как одежды обветшает, и как одежды изменено будет. Ведь и о человеке говорится, что он погибает, хотя мы понимаем, что если он праведный, то его ожидает воскресение: так точно мы ожидаем подобного воскресения и небу».
Св. Василий Великий: «Предвозвещением догматов о скончании и изменении мира служит и то, что передано нам ныне кратко в самых начатках богодухновенного учения: «в начале сотвори Бог»… Начавшееся со временем по всей необходимости и окончится во времени. Если имеет начало временно, то не сомневайся о конце… но они (ученые язычники) не нашли одного из всех способов, как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судью, воздающего каждому достойно по делам, и как вместить в уме, вытекающую из понятия о суде, мысль о скончании, потому что миру необходимо измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь имеет качества, сродные этому миру, так и будущее существование наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию».
Бл. Иероним: «Ясно показывается (Пс. 101: 27), что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в лучшее. Равным образом и то, что написано в другом месте: «будет свет луны, яко свет солнца» (Ис. 30: 26) значит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Подумаем о сказанном: преходит образ, а не существо. То же выражает и св. Петр – «не сказал: узрим иные небеса и иную землю, но прежние и древние, измененные и лучшие».
Так же учили: Иустин Мученик, Афинагор, Тациан, Феофил Антиохийский, Минуций Феликс, Ипполит, Мефодий и др. Пятый Вселенский Собор, опровергая разные заблуждения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественным мир «не преобразится только, но совершенно уничтожится».
История бытия мира представляет три великие периода. Из рук Творца – источника любви – все вышло, по собственному Его свидетельству, «доброе зело», т.е. совершенно и прекрасно настолько, насколько было нужно на первый раз. Если бы было все созданное не совершенно и не прекрасно, то в чем же бы и состояло то расстройство мира после падения прародителей? В творении Божьем мы видим дивный порядок всех вещей и гармоническое устройство каждой вещи. Каждая вещь назначена к высшему или низшему служению в царстве природы. В царстве природы, подобно как в дому мудрого и благоразумного владыки, все устроено благообразно и по чину, т.е. низшее непосредственно служит высшему, как ему подчиненное. Существа неорганические преимущественно служат органическим, а эти – чувствующим, а чувствующие – разумным; эти же последние назначены для торжественного, непосредственного и видимого служения Богу, Которому и все служит непосредственно или посредственно. Жизнь всему миру дает Дух Святый, без Которого все – мертво. Следовательно, в творении Божьем главная составная часть творения есть духовно-нравственный мир, от состояния которого зависит и состояние мира физического. Так и было при начале, тотчас после сотворения. Единство и согласие в целом творении – все было очень хорошо. Все было подчинено человеку, существу духовно-нравственному; все работало на него, и природа физическая согласовывалась с природой духовно-нравственной. Тогда земля и небо, т.е. атмосфера и все ее явления, были в благоприятных отношениях с человеком.
Бог-Творец среди своего творения. Духовно-нравственный и физический мир должны исполнить свое назначение, взаимно действуя одни на другой, как составляющие одно многосложное целое. Закон действия определен – исполнение воли Создавшего, достижение цели своего назначения, стремление к совершенству.
Если даже теперь, когда все вздыхает, болеет, мы видим благоприятное отношение светлой солнечной погоды на духовное состояние человека, а вместе с тем и на его видимую природу – тело. При солнечной погоде, говорят, и на душе как-то веселее, отраднее, вместе с тем, с живостью духа и тело приходит в особое деятельное состояние; что-то радостное отражается и в душе и на теле. И наоборот: пасмурная, туманная, дождливая погода производит что-то грустное, тоскливое, располагающее и тело к бездействию. Короче, хорошая погода благоприятно, радостно действует на весь организм человека, плохая же производит в организме человека действие противное: на душе грусть и в теле изнеможение. И больные и здоровые, против воли и желания, чувствуют состояние погоды, атмосферы. Пресыщенное тело препятствует деятельности духа, а веселое расположение духа производит и в теле охоту и усердие к труду, так что даже внешняя деятельность наполняется какой-то неизъяснимой радостью. Таким образом, из настоящего состояния мира и человека мы безошибочно заключаем, опираясь к тому же на свидетельство Божьего Откровения, что в первый период бытия мира – «все добро зело»; заключаем о дивной гармонии частей всего творения Божьего, при котором только и было возможно блаженство.
Из характера же второго периода открывается только то, что блаженство первого периода потеряно, и зло, которого совершенно не было в первом периоде, теперь в мире господствует уже так, что и само добро не остается без примеси зла: «весь мир во зле лежит!» Вот характер или отличительное свойство второго периода бытия мира. С падением прародителей тотчас же изменилась в свойствах вся видимая природа: 1) тело восстало на дух, 2) земля изменил свое плодородие, а изменением свойств земли, подпавшей неблагословению и проклятию, изменилась и атмосфера, изменилось небо и земля, звери ополчились на бывшего прежде своего царя и т.д. Второе состояние мира, или второй период его бытия, имеет свой отличительный характер, противоположный первому и тоже высказанный в Св. Писании: «весь мир во зле лежит». Однажды данная миру жизнь не отнята, но жизнь с блаженством или блаженная жизнь изменилась в жизнь плача и скорби. То, что составляло блаженство, отнято за нарушение закона. Так точно, как часто мы, своевольно разрушая здоровье, впадаем в болезнь. Духовно-нравственная и физическая природа человека тесно соединилась одна с другою, составив одухотворенную плоть или воплотившийся дух. Ныне же не так как прежде; ныне, по словам апостола Павла, восстали части человека одна на другую: дух воюет на плоть, а плоть на дух, и человек часто не то творит, что хочет, но то – что ненавидит, исполняя волю тела и порабощая ему дух.
Когда две природы в человеке взаимно действуют одна на другую, тогда и физический мир пребывает в союзе, гармонии и во взаимном отношении с духовно-нравственным миром, т.е. его существами, как оживотворяемые одним и тем же Духом Святым, дающим жизнь всему миру. Изменения в нравственном мире не оставались без отношения к миру невидимому – физическому. Во время страдания Богочеловека земля потряслась, завеса церковная разодралась надвое, камни распались, солнце померкло, воскресли многие умершие.
И, наконец, наступит третье состояние мира, или третий период бытия его, где все ново: и человек, и небо, и земля, и где живет только правда, по свидетельству апостола Петра. Итак, в третьем периода бытия мира опять будут и новое небо и новая земля, отличные от настоящих. Нынешние небо и земля не уничтожатся, но изменятся в новые посредством огня, как первый период бытия мира и человека уступил второму посредством воды. Вода и огонь имеют важное, таинственное значение в религии вообще. Как золото очищается от посторонних примесей огнем, так и миру (небу и земле, т.е. земле с ее атмосферой) надлежит очиститься от зла посредством огня, по апостольскому свидетельству. Тогда опять для нового возобновленного человека будут и новое небо и новая земля, в которых живет одна только правда, и к восстановленным миру и человеку опять уже можно будет отнести слово «добро зело». Иначе и быть не может.
Примирить веру с наукой – вот, кажется, прямое назначение современного знания, Если всякая наука есть систематическое изложение истин, относящихся к какому-либо предмету, то разумеется, что эти истины, добытые наукой, должны быть в согласии с откровенными истинами, как об этом засвидетельствовал Сам Бог: «Я – Истина и без Меня не можете творить ничего».
Только в настоящее время откровенные истины стали подтверждаться современным знанием и приходить в согласие с наукой. Апостолы Петр и Иоанн Богослов свидетельствуют нам о третьем периоде бытия мира, об измененных новых земле и небе. И научное изучение устройства вселенной допускает, что умершие миры (следовательно, и наша планета – Земля) могут снова начать жить, а значит, и следаться обиталищем существ. Слово Божье не говорит о смерти, уничтожении земли, но свидетельствует только о ее изменении, какое произойдет и с живущими на ней людьми в момент кончины мира, т.е. все умрут и тотчас же воскреснут в новом лучшем виде со всеми прежде умершими. Вместе с тем произойдет и изменение земли. Наука видит причину, могущую опять возвращать к жизни умершие мировые тела.
Все верования и здравый ум свидетельствуют человеку, о начале и конце мира, и эта мысль принадлежит человеку на всех ступенях его развития. Так, например, верование китайцев о кончине мира состоит в следующем: некто Фесо, первоначально открывший в Китае соль, со временем был признан ими за бога. Фесо придет опять на землю только за тем, чтобы возвестить конец мира. В древнейшей греческой мифологии, в одном из мифов, есть пророчество, или как бы указание на догмат о конце мари и его преобразовании посредством огня: «С победою добра над злом, света над тьмою последует конец этого мира, и для будущей жизни этот мир преобразуется в лучший посредством огня, т.е. старый мир сгорит». О том, что рано или поздно должен наступить конец мира (не в смысле прекращения, уничтожения, а только преобразования в лучшей мир и именно посредством огня) учил за 500 лет до Рождества Христова Гераклит. Он прямо говорил, что мир, совершая вечные и бесконечные кругообращения, наконец сойдется с началом, которое по его учению есть первобытный огонь, и сгорит. Но не уничтожится а изменится, ибо из пепла произойдет новый мир. Демокрит, творец первого механистического мировоззрения, учил: «ежели миры могут возникать, то они могут и исчезать». Но исчезать не в смысле прекращать бытие, как сам же Демокрит учил, что «ничто из существующего неуничтожимо», а значит, только изменяется образ, вид, бытие старое на новое.
Наука говорит, что наша планета Земля имеет много способов погибели и наивернейшим из всех признает огонь, наполняющий внутренность земного шара. Учение, что мир разрушится огнем, перешло к нам от древних иудеев и теперь есть учение Христианской Церкви и всех ее учителей и писателей. Возможность конца мира посредством огня наука признает за положение, достойное вероятности.
Действительно, можно почти наверняка предполагать, что поверхность шара, на которой мы строим свои города и жилища, имеет небольшую толщину, и что за этим тонким слоем все минералы находятся в расплавленном состоянии. С другой стороны, доказано, что эта тонкая поверхность земного шара постоянно колеблется, и что не проходи тридцати часов без того, чтобы не случилось где-нибудь более или менее сильного землетрясения. Мы, следовательно, живем на тоненьком плоту, который с минуты на минуту может пойти ко дну, т.е. в пропасть огня.
(из книги монаха Митрофана (Алексеева В.Н.) «Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти» СПб. 1897)
ОТКРОВЕНИЯ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
Святые Божии любили размышлять о блаженстве праведников, а некоторые из них и удостоились особенных откровений о райской жизни.