Что будет с электричками после открытия мцд
Что будет с электричками после открытия мцд
Успевать на электричку больше не надо: как поменялись транспортные привычки жителей Москвы и МО за год работы МЦД
Успевать на электричку больше не надо: как поменялись транспортные привычки жителей Москвы и МО за год работы МЦД
Автор: Наталия Владимирова
Чуть больше года назад, 21 ноября 2019, были запущены два первых Московских центральных диаметра — линии нового наземного метро, которое позволило интегрировать пригородные поезда с метрополитеном за счёт единой билетной системы, тактового движения поездов и удобных пересадок. Как развивается это транспортное направление и когда, наконец, запустятся D3 и D4 (спойлер — на них уже построили две новые станции и несколько реконструировали), рассказывает начальник дирекции МЦД Департамента транспорта Москвы Андрей Акимов.
Пассажиры и пандемия
Поделитесь итогами первого года работы МЦД. Как на диаметры повлиял карантин?
Несмотря на карантинные ограничения, мы не снижали объёмы работ. Наши зарубежные коллеги в пандемию серьёзно сократили выпуск подвижного состава. Мы же приняли решение сохранить тот же объём поездов на диаметрах, чтобы обеспечить соблюдение социальной дистанции. Также продолжали строить и реконструировать вокзалы на запущенных и перспективных диаметрах. Все поставленные задачи по количеству открытых станций и обновлению подвижного состава мы выполнили.
Конечно, ограничения повлияли на пассажиропоток. До пандемии востребованность МЦД росла с каждым месяцем, а 6 марта 2020 года мы перевезли рекордные 568 тыс. пассажиров — это на 15% больше, чем до запуска диаметров. Во время пандемии пассажиров у нас стало меньше, как и во всем московском транспорте. Тем не менее за первый год работы МЦД перевезли 130 млн пассажиров.
Что вы сделали, чтобы повысить безопасность перевозок во время пандемии?
Мы сделали всё, чтобы транспорт оставался безопасным и пассажирам было комфортно в этих непростых условиях.
Понятно, что среди пассажиров были те, кто не мог остаться дома: врачи, транспортники, волонтёры, работники магазинов и предприятий непрерывного цикла. Для того чтобы сделать их поездки безопасными, мы изменили регламенты уборки, интенсивность дезинфекции,
на станциях появились санитайзеры.
МЦД, как и весь общественный транспорт Москвы, защищён лучше, чем во многих европейских и американских мегаполисах. На станциях диаметров каждые два часа протирают все поверхности, с которыми контактируют пассажиры, трижды в день проводится влажная уборка и дезинфекция в поездах. Во время ночной стоянки весь подвижной состав МЦД обрабатывают холодным туманом. Кассиры, контролёры и локомотивные бригады перед каждой сменой проходят медицинский осмотр и измерение температуры. И, конечно, все они используют средства индивидуальной защиты, к чему мы призываем и наших пассажиров.
В чем уникальность МЦД?
Это крупнейший транспортный мегапроект. В городе уже существовала железнодорожная инфраструктура, но она не была интегрирована в транспортную систему города: разные виды билетов, разные правила проезда, дневные перерывы в движении поездов, неудобные пересадки на городской транспорт. На выходе получалось, что электричками преимущественно пользовались жители области и москвичи, путешествующие на дачи. А для поездок в городе потенциал не использовался.
Диаметры же полностью интегрированы в городскую транспортную систему: удобные пересадки, единые тарифы, тактовое движение поездов, высокий уровень пассажирских сервисов.
Благодаря МЦД у пассажиров появились альтернативные маршруты, которые позволили им тратить на дорогу меньше времени, — экономия до 44 минут в день. За счёт выгодных тарифов и бесплатной пересадки на метро экономятся и деньги: для жителей Москвы — до 50%, для жителей Московской области — до 75% трат на проезд. За год работы диаметров совокупно пассажирам удалось сэкономить 1,5 млрд руб. и совершить более 16,5 млн бесплатных пересадок на метро.
Как МЦД изменил привычки пассажиров?
Теперь МЦД выбирают и для коротких поездок по городу. В час пик интервал всего 5—7 минут — это дает пассажирам свободу в построении маршрута.
Установка «успеть на электричку» осталась в прошлом, так как следующий поезд теперь приходит через несколько минут.
Самыми популярными станциями за год работы стали Царицыно, Одинцово, Тушинская, Белорусская и Савёловская. В будни в среднем каждая из этих станций сейчас перевозит до 22 тыс. человек.
Благодаря МЦД на тех станциях метро, которые раньше не пользовались популярностью, стало больше пассажиров. Например, на 50% больше людей теперь пользуются станцией Новохохловская МЦК, с которой можно бесплатно пересесть на одноимённую станцию D2. На «Волоколамской» — рост 45%. А на ранее загруженных станциях, наоборот, стало свободнее: на ряде линий — до 12%, а на дорогах — до 5%.
Новые вокзалы, музыка и книги
Что это за концепция новых вокзалов? Как вообще развивается инфраструктура МЦД?
Это одно из самых ощутимых изменений для постоянных пассажиров пригородных электричек. Мы постепенно превращаем старые станции в современные пригородные вокзалы европейского уровня. В 2020 году их построено рекордное количество — 15. Из них 5 — совершенно новые (Остафьево, Славянский бульвар, Курьяново, Санино, Ховрино) и 10 — реконструированные (Лихоборы, Опалиха, Сетунь, Новодачная, Нахабино, Долгопрудная, Победа, Мичуринец, Крекшино, Подольск).
На Славянском бульваре нам удалось объединить несколько видов транспорта: МЦД, метро, «Аэроэкспресс» и наземный транспорт. А пересадка на метро займёт не больше двух минут, причём для этого не надо выходить на улицу. Новые вокзалы Курьяново и Остафьево будут способствовать развитию прилегающей территории и повышению её привлекательности. Благодаря открытию новых станций улучшилась транспортная доступность 770 тыс. жителей семи районов Москвы и Московской области.
В 2021 году нас ждёт огромная работа: вместе с партнёрами из РЖД мы уже открыли после реконструкции пригородный вокзал на станции Баковка D1, а до конца года планируем открыть в Центральном транспортном узле ещё 11 объектов: 10 пригородных вокзалов на действующих и перспективных направлениях МЦД (Печатники, Щукинская, Марьина Роща, Аминьевская, Минская, Кокошкино, Внуково, Мещерская, Толстопальцево, Матвеевская) и новый терминал на станции «Локомотив» МЦК для транзитных поездов дальнего следования, которые проходят через Москву с южных направлений.
Печатники, Щукинская и Марьина Роща — это новые вокзалы, которые мы откроем на D2. Они создадут крупные хабы с пересадкой на метро в Юго-Восточном, Северо-Западном и Северо-Восточном округах Москвы. На перспективном D4 откроем семь вокзалов: после реконструкции Внуково, Мещерская, Толстопальцево, Матвеевская, Кокошкино и новые Минская и Аминьевская. Таким образом, уже к запуску нового диаметра, к 2024 году, пассажиры будут иметь новую инфраструктуру, отвечающую всем стандартам МЦД.
Какие новые пассажирские сервисы были внедрены?
Сразу после запуска мы провели так называемый краудсорсинг, на котором собрали идеи пассажиров по развитию МЦД. Получили более 3 тыс. предложений и ряд из них уже реализовали.
Так, в поездах появились схемы вагонов и аудиосообщения о том, с какой стороны будет выход на платформу. По предложениям участников улучшена навигация на отдельных станциях. Например, на станции Царицыно и около неё появились около 40 указателей. Между станциями Стрешнево D2 и «Войковская» Замоскворецкой линии метро на фонарных столбах разместили лайтбоксы с указателями в сторону метро и МЦД.
А какие-то дополнительные сервисы, не связанные с инфраструктурой, появились?
Да, МЦД присоединились к проектам «Книги в метро» и «Музыка в метро». В августе на всех станциях диаметров разместили на плакатах QR-коды, дающие доступ к онлайн-библиотеке. А в сентябре на Славянском бульваре D1 и Волоколамской D2 появились первые музыканты проекта «Музыка в метро». Мы реализовали уже более 20 предложений, получаем много положительных отзывов, поэтому с уверенностью могу сказать, что в скором времени на МЦД появится ещё больше сервисов для пассажиров.
Кто-то пользуется услугами Центра обеспечения мобильности пассажиров на МЦД?
Это один из самых востребованных и важных сервисов как на МЦД, так и в метро. За год работники центра помогли более 1 тыс. пассажиров диаметров. Чаще всего за помощью обращаются слабовидящие пассажиры, пассажиры, использующие инвалидную коляску, и дети с ограниченными возможностями. Сотрудники ЦОМП делают огромную работу: они сопровождают их по всему маршруту, в том числе с пересадками между МЦД, метро и МЦК. Также они помогают сориентироваться на вокзалах и провожают до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения, до автовокзалов города Москвы, на «Аэроэкспрессе» до терминала аэропортов и по городской территории до социальных объектов.
время ожидания поезда в часы пик
пассажиров перевезено за год работы
современных пригородных вокзалов построено за 2020 год
сэкономили пассажиры за год работы диаметров
Новые ветки и новые поезда
В какой стадии следующие линии МЦД — D3 и D4?
Оставшиеся три диаметра — D3 «Ленинградско-Казанский», D4 «Киевско-Горьковский» и D5 «Ярославско-Павелецкий» — сейчас находятся на этапе проектирования, их планы окончательно не утверждены. Но мы в прошлом году открыли станцию Ховрино на будущем D3 с удобной пересадкой на одноимённую станцию метро, открыли четыре станции на Киевском направлении будущего D4. В новом году планируем открыть ещё семь новых и реконструируемых станций на Киевском направлении, продолжим развивать участок Каланчевская — Курская. Он важен сразу для двух диаметров — существующего D2 и перспективного D4. Реконструкцию планируется завершить в начале 2023 года, на 1,5 года раньше, чем в первоначальном сценарии.
Также важный участок для нас — Курский вокзал — Москва-Товарная — Нижегородская (Карачарово). Там строятся дополнительные пути, а в будущем будет создан новый транспортный хаб «Серп и Молот», который объединит D2, перспективный D4 и две станции метро: «Площадь Ильича» Калининской линии и «Римская» Люблинско-Дмитровской линии.
Как будут ходить обычные дальние электрички после запуска МЦД
Следующий вопрос нам поступил сразу от нескольких москвичей, видимо, действительно очень актуальная тема. Как будут ходить обычные дальние электрички Савеловского направления после запуска МЦК “Лобня” – “Одинцово” – в “окнах” расписания между поездами МЦК или электрички “обрежут” до “Лобни”?
Максим ЛИКСУТОВ, заместитель мэра г. Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры: Наверное, вы говорили про Московские центральные диаметры, не МЦК. Это будущий проект, в котором…
Я все-таки как журналист в данном случае зачитываю то, что интересует москвичей именно в тех формулировках вопросов, в которых они нам их присылают.
Максим ЛИКСУТОВ: Суть вопроса, видимо, это большой проект, который мы развиваем под руководством мэра Москвы и президента “Российских железных дорог”, проект очень большой, связанный с большим изменением движения пригородных поездов, для того, чтобы они проходили через центр города. Цель этого изменения – это уменьшение интервалов движения и еще более серьезная интеграция пригородного железнодорожного транспорта в инфраструктуру города. Задача, которую мы себе ставим, – чтобы ни одна существующая электричка, которая сейчас идет из Одинцова в Лобню, не была отменена. Задача, которую нам поставил мэр Москвы, – сделать так, чтобы интервал движения был только меньше между поездами, интенсивность больше, поезда были новые и пригородные поезда, например, из Одинцова в Лобню проходили через центр города с минимальным интервалом. Задача – это 6 минут в идеале. Возможно, мы начнем в каком-то не в 6-минутом интервале, это может быть 7 или 8 минут, но задача одна, чтобы было 6. На первом этапе, как мы это, например, по МЦК, постоянно сокращали интервал движения. Поэтому более четко сформулировать ответ на этот вопрос: задача такая – ни одна из действующих электричек не должна быть отменена, задача одна – чтобы этих электричек было больше и чтобы вагоны и поезда были новые, более удобные и комфортные. Вот такой проект.
Смотри, интересно получается. Журналисты только недавно начали про МЦД писать, но, тем не менее, у москвичей уже есть целый ряд вопросов, например, следующий от Алексеева Романа. Как будут ходить “Аэроэкспрессы” в “Шереметьево” после запуска МЦД – как сейчас, без остановок или с остановками в рамках МЦД, смогу ли я доехать от Долгопрудного до аэропорта “Шереметьево” по тарифу тоже МЦД?
Максим ЛИКСУТОВ: Во-первых, с конца отвечу на этот вопрос. Тарифы на Московских центральных диаметрах еще не утверждены, задача, которую нам поставил мэр Москвы, – сделать так, чтобы тарифы не были препятствием для более активного использования этих центральных диаметров. Мы думаем о том, что билет на Центральный диаметр должен быть максимально интегрирован с метро и с наземным транспортном, существующей билетной системой города и, конечно, в Московской области, мы с коллегами здесь в полном контакте находимся, понимаем, что технически это возможно и реализуемо С точки зрения поездки на диаметрах в аэропорт, то, тот, кто спросил, что Савеловское направление, ветка на “Шереметьево” – это отельная ветка, которая идет в аэропорт. Все-таки диаметры призваны решить проблемы больших городов Московской области, Подмосковья и, конечно, Москвы. Поэтому пока в аэропорт не планируется отправлять диаметры, поэтому есть существующая схема движения, она, конечно, также не изменится и мы постараемся, чтобы поезда в аэропорты не потерпели никаких изменений в связи с вводом Московских центральных диаметров.
Кого-то из наших телезрителей как раз очень волнует тема Московских центральных диаметров. Где-то более подробно можно посмотреть конкретно эту схему, изучить, какие направления будут, как будут проходить?
Максим ЛИКСУТОВ: На “Транспорт мос.ру” есть достаточно большой объем информации по этому поводу. Сейчас идет та стадия проекта, которая как раз призвана выяснить все детали. Мы сейчас проводим детальной обследование каждой станции. Задача, которая у нас есть, – это интеграция существующих станций метрополитена, МЦК с железнодорожными станциями, чтобы перемещения между ними были максимально удобными и комфортными. Поэтому сейчас у нас есть принципиальна схема, генеральная схема того, как будет развиваться этот проект, но более точная карта, думаю, появится в первом квартале следующего года, уже с деталями, с номерами маршрутов, с расстояниями между станциями метро, остановками городского транспорта. Такая проработанная детальная карта, как это было на момент запуска МЦД, когда мы запускали Центральное кольцо.
Я так понимаю, когда в следующий раз на нашей традиционной истории “10 вопросов по транспорту” вы появитесь в этой студии, вопросов по Московскому центральному диаметру будет еще больше.
Подпишись на новости этой тематики!
Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.
Как работает, сколько стоит и куда едет: все, что нужно знать об МЦД
Сегодня, 21 ноября, официально запустились два маршрута новых Московских центральных диаметров. Первые пассажиры уже прокатились по новым маршрутам (и поделились впечатлениями), а «Афиша Daily» рассказывает, как пользоваться новым столичным транспортом.
Какие диаметры открылись
Сегодня запустились два московских диаметра: МЦД-1 и МЦД-2. Первый, Белорусско-Савеловский, будет проходить от Одинцова до Лобни. Он протянется на 52 километра и 28 станций. От одной конечной станции до другой можно будет добраться за 80 минут.
Второй, Курско-Рижский, соединит Нахабино и Подольск и протянется на 80 километров. На это нужно будет потратить 116 минут. С обоих диаметров можно пересесть на МЦК, метро и радиальные направления железной дороги.
До 2024 года власти обещают добавить еще несколько станций к этим диаметрам.
Сколько стоит проезд
Прикладывать проездные к валидаторам нужно в начале и в конце поездки. Если забыть это сделать в конце, то карту заблокируют — снять блокировку можно будет в кассе за 150 рублей. Однако ТАСС передает, что первым пассажирам МЦД будут прощать забывчивость — но как долго продлится этот льготный период, пока неизвестно.
На диаметрах будет три зоны: Центральная, Пригород, Дальняя. Центральная зона будет работать в пределах МКАД и немного выходить за них. Здесь правила такие же, как в метро и на МЦК. «Пригород» пройдет по Подмосковью от «Центральной» до конечных станций МЦД. Стоимость проезда — 45 рублей, бесплатная пересадка на МЦК, метро и другие диаметры — в течение 90 минут по электронному кошельку «Тройки».
Если у вас есть абонементы на Центральную зону, то для Пригорода все равно придется покупать полный разовый билет. А для выезда в Дальнюю зону необходимо будет приобретать существующий пригородный абонемент у ж/д операторов или оплачивать всю поездку электронным кошельком.
Дальняя — 45 рублей по умолчанию и еще по 23 рубля за каждую зону. Бесплатная пересадка на МЦК, метро и другие диаметры по «Тройке» здесь будет в течение 90 минут от момента въезда в границы МЦД. Кстати, льготы для школьников и студентов действуют только в Центральной и
Пригородной зонах.
Как работает МЦД
График работы диаметров такой же, как в метро: с 5.30 до 1.00. Планируется, что интервалы будут примерно 5–6 минут в часы пик.
Обслуживать диаметры на первом этапе будут 39 городских поездов «Иволга» в смешанном режиме с электричками. В новые салоны добавили экраны, розетки, сидушки и столики, а также дополнительные зоны для велосипедов и колясок.
После открытия первых двух диаметров планируется запустить еще три: Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово. Как ожидается, все пять диаметров общей протяженностью 186 станций заработают до конца 2024 года.
Что говорят первые пассажиры МЦД
Запуск МЦД пока проходит не очень успешно. Жители, успевшие прокатиться на новых поездах, жалуются на давку, сломанные валидаторы и задержки поездов.
Удобное время: почему Москва пересела в электропоезда
Московским центральным диаметрам исполнилось два года, за время их работы у жителей Московской агломерации кардинально изменилось мнение о железнодорожном транспорте: электропоезда впервые стали не пригородным, а городским транспортом.
Два года новому наземному метро
Всего за два года работы первые два диаметра стали востребованным видом транспорта, они перевезли уже более 309 млн пассажиров. При этом, несмотря на режим пандемийных ограничений, когда общественный транспорт пользуется меньшим спросом, поток пассажиров на МЦД упал меньше всего и восстановился после пандемии быстрее, чем во всем московском транспорте, и продолжает уверенно расти.
Эта сеть связала разрозненные районы Москвы и ближайшие города Подмосковья и стала частью единой городской транспортной системы. Для реализации МЦД-1 и МЦД-2 была использована уже существующая инфраструктура Московского железнодорожного узла. За время, прошедшее с момента запуска МЦД, все больше пассажиров предпочитают проезд по железной дороге передвижению на личных автомобилях, наземном транспорте и даже метро. Почему — в материале «Известий».
Кто пользуется МЦД
Пассажирами новых маршрутов стали не только жители Подмосковья, которые ежедневно ездят на работу в центр города, но и многочисленные жители отдаленных районов Москвы, у кого нет рядом станций метро. На железнодорожный транспорт со временем пересели и многие автомобилисты, которым надоело часами стоять в пробках на въезде и выезде из города. Ехать в новом поезде не менее комфортно и удобно, чем на личном автомобиле, а времени на дорогу тратится гораздо меньше, тем более по пути можно почитать или поработать. Кроме того, по прибытии в город не надо искать парковку и тратить на нее лишние средства.
Фактически МЦД в плане удобства и комфорта превратилось в наземное метро, которое работает не только в столице, но и за городом.
«Запуск МЦД запустил перераспределение потоков московского транспорта, разгрузив общественный транспорт и дороги. За два года существования МЦД разгрузили до 12% линии метро, а автомагистрали столичного региона, проходящие вблизи железнодорожных станций, — от 5 до 9%», — отметил Максим Ликсутов.
Как МЦД позволяет экономить
Проезд на МЦД в границах города стоит столько же, сколько и в метро. Кроме того, пассажиры МЦД-1 и МЦД-2 пользуются бесплатной пересадкой на метро и МЦК, что позволяет значительно экономить на проезде и строить действительно удобные маршруты, не думая об экономии средств. Бесплатная пересадка на метро и МЦК доступна при оплате проезда картой «Тройка» в течение 90 минут с начала поездки
Система оплаты проезда на МЦД совершенствуется и после запуска. Так, в 2021 году стала доступна функция оплаты банковскими картами и электронными устройствами с NFC — смартфонами и часами. За время работы новой функцией оплаты проезда банковскими картами воспользовались уже более 2,3 млн пассажиров.
«Аэроэкспресс» ездит на МЦД-1 от Одинцово до Окружной как поезд МЦД, по тому же тарифу. Если же пассажиру необходимо добраться до Шереметьево, надо купить другой билет.
«С запуском диаметров жители Москвы стали экономить на проезде до 50%, а жители Московской области — до 75%. Благодаря единой билетной системе, выгодным тарифам и бесплатной пересадке на метро и МЦК со дня запуска диаметров пассажиры сэкономили уже более 6,2 млрд рублей», — рассказал Максим Ликсутов.
Почему пассажиры выбирают МЦД
До запуска МЦД электрички были преимущественно пригородным транспортом, причем не самым удобным и комфортным. Не привыкшие к подобному способу передвижения москвичи пользовались ими лишь в крайних случаях. Сейчас же все чаще диаметры выбирают для ежедневных поездок по Москве, они стали не просто новым видом транспорта, но и полноценной альтернативой метрополитену.
«Мы видим, что МЦД все чаще используют для поездок по Москве, со дня запуска количество коротких поездок внутри города выросло на 86%. Это говорит о том, что нам удалось создать полноценную альтернативу подземному метро», — отметил Максим Ликсутов.
С запуском МЦД, которые позволили объединить в рамках одного транспортно-пересадочного узла множество видов транспорта, у пассажиров появилась возможность строить ряд альтернативных маршрутов и выбирать наиболее удобный для себя. Это позволяет разгрузить вокзалы и первые пересадочные станции — те, до которых раньше все ехали на электричках, прежде чем пересесть на другой вид транспорта.
Чем поезда МЦД отличаются от старых электричек
Запуск МЦД стал стимулом глобального обновления подвижного состава в Московском транспортном узле.
«Сегодня парк поездов на МЦД — самый молодой в Европе, в прошлом году мы обновили поезда диаметров на 100%», — отметил Максим Ликсутов.
Сейчас по диаметрам ходят поезда «Иволга», «Ласточка», ЭП2Д и «Аэроэкспресс». Средний возраст поездов не превышает трех лет.
С запуском МЦД в Московском регионе появилась новая специально созданная модель электропоезда. «Иволга» — это комфортное функциональное пространство с большими окнами, где можно не только почитать книгу или послушать музыку, но и поработать на ноутбуке, зарядить мобильный телефон — розетки для зарядки гаджетов в каждом сиденье. В головных вагонах расположены крепления для велосипедов и инвалидных колясок, в туалетных комнатах установлены пеленальные столики.
В поезде постоянно работает система климат-контроля и обеззараживания воздуха, которая не только поддерживает оптимальную температуру, но и убивает почти 100% бактерий, что особенно значимо в период пандемии.
Состав едет плавно и бесшумно, мягко и быстро тормозит, что важно при частых остановках в городских условиях. Толкаться на остановках, как в старых электричках, пассажирам больше не надо: вагоны стали более просторными за счет широких дверей и отсутствия тамбуров, а посадка и высадка происходят быстрее за счет сквозного прохода между вагонами.
Как изменились железнодорожные станции
В настоящее время общая протяженность первых двух диаметров составляет 132 км, на МЦД-1 насчитывается 25 станций, на МЦД-2 — 35 станций, 21 из этих 60 — с пересадкой на метро и МЦК.
«Несмотря на условия пандемийных ограничений, МЦД остается приоритетным проектом для правительства Москвы, поэтому строительство новых и реконструкция существующих станций ведутся строго по графику. После запуска МЦД в 2019 году были реконструированы и построены 22 станции на существующих и перспективных диаметрах», — говорил Максим Ликсутов.
Все новые и реконструированные станции соответствуют стандартам московского транспорта, они оснащены всеми необходимыми удобствами: навесы над платформами защищают пассажиров от осадков, ждать поезда можно в комфортных вестибюлях с кассовыми и турникетными зонами, на станциях оборудованы безопасные надземные и подземные переходы через железнодорожные пути, а также создана безбарьерная среда для маломобильных групп пассажиров, в том числе эскалаторы и лифты.
Как МЦД меняет жизнь в столице
Запуск МЦД ускорил процесс создания крупных хабов, которые расширяют транспортные возможности пассажиров и дают право выбора более удобного и быстрого маршрута.
К примеру, станция «Славянский бульвар», открытая летом 2020 года, уже стала одной из самых популярных на маршруте первого диаметра. Фактически это новый современный городской вокзал, построенный с нуля. С ее платформ пассажиры сразу попадают в теплый терминал, откуда за минуту по подземному переходу можно пересесть на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии метро. За счет удобной пересадки многие пассажиры, приезжающие со стороны Одинцово, поменяли привычный маршрут, им больше не приходится ехать до станций «Фили», «Беговая» или до Белорусского вокзала. А у местных жителей появилась альтернатива метрополитену.
«Со дня открытия станции «Славянский бульвар» МЦД-1 ее пассажиропоток вырос уже почти в 5 раз — с 5,4 тыс. до 25,9 тыс. пассажиров в сутки. Это еще раз доказывает, что МЦД даже в районах с развитой сетью общественного транспорта пользуется огромным спросом», — отмечает Максим Ликсутов.
На «Волоколамской», открытой в ноябре 2019 года на МЦД-2, пассажиры могут всего за пару минут пересесть на одноименную станцию метро Арбатско-Покровской линии. Это позволило тысячам людей, которые едут со стороны Нахабино, перестроить маршрут в пользу более удобного и быстрого. Со дня открытия поток Волоколамской вырос в 4 раза — с 3,3 тыс. до 13,3 тыс. пассажиров в сутки.
«Щукинская», новая станция на втором диаметре, была открыта в июне 2021 года. Здесь есть удобная пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию метро и более 20 маршрутов наземного транспорта, в том числе трамваи. Она заменила маловостребованную станцию «Покровское-Стрешнево», которая находилась далеко от метро. За время работы станция стала популярнее в полтора раза.
Станция «Курьяново» была построена на МЦД-2 по просьбе жителей одноименного микрорайона в Печатниках и района Марьино. С ее открытием общественный транспорт стал доступнее для 340 тыс. человек и появился стимул для развития прилегающих территорий: здесь ведутся благоустройство территории и строительство жилых комплексов, район стал привлекательнее для жизни и бизнеса. После открытия станцией «Курьяново» пользовались более 1,2 тыс. пассажиров в сутки, сейчас поток вырос в 3,6 раза — до 4,3 тыс. пассажиров в сутки.
«Остафьево» позволило обеспечить жителей поселка Знамя Октября и прилегающих микрорайонов Щербинки наземным метро в шаговой доступности. Для них время в пути сократилось на 10–35 минут, а расходы на проезд — на 70–85%. За счет появления удобного общественного транспорта территории стали более привлекательными для строительства жилья, общественных пространств, деловых центров.
Какими будут МЦД-3 и МЦД-4
В настоящее время в столичном регионе ведется масштабная работа для запуска следующих двух диаметральных маршрутов. Запустить третий диаметр, «Ленинградско-Казанский», который соединит Зеленоград и Раменское, планируют в 2023 году. На нем будет 42 станции, общая протяженность путей составит 85 км. Он улучшит транспортную доступность более 20 районов Москвы и четырех городов Московской области. С 14 станций МЦД-3 можно будет пересесть на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги.
«Третий диаметр уникален тем, что его интегрируем с проектируемой высокоскоростной магистралью Москва — Санкт-Петербург. Высокоскоростные поезда будут останавливаться на трех станциях МЦД-3: Зеленоград, Петровско-Разумовская, Рижская, а также на Ленинградском вокзале. На базе этих станций будут созданы крупные современные хабы с удобными пересадками на московский транспорт», — заявил Максим Ликсутов.
Четвертый диаметр, «Киевско-Горьковский», не просто свяжет Апрелевку и Железнодорожный, но и соединит крупнейшие железнодорожные вокзалы столицы — Белорусский, Савеловский, Рижский, Казанский, Ленинградский, Ярославский и Курский. У пассажиров появится новый сквозной маршрут протяженностью 86 км, на диаметре будет 39 станций из которых 18 будут пересадочными на метро и МЦК.
Для того чтобы уже в 2023–2024 годах поезда могли поехать по сквозному маршруту четвертого диаметра, проводятся масштабная реконструкция участка Каланчевская — Курская и строительство соединительной ветки между Белорусским и Киевским направлениями железной дороги. В самом центре Москвы строят двухпутную соединительную линию, на ней расположатся три новые станции будущего МЦД-4: «Поклонная гора», «Кутузовская» и «Тестовская». С «Кутузовской» можно будет пересесть на одноименные станции МЦК и метро, а с «Тестовской» — на одноименную станцию МЦД-1, «Деловой центр» БКЛ, «Шелепиха» МЦК, «Шелепиха» БКЛ, «Международная» Филевской линии, «Выставочная» Филевской линии, «Деловой центр» Солнцевской линии, «Деловой центр» МЦК. А на месте старой «Каланчевской» построят современную станцию «Площадь трех вокзалов», которая будет принимать поезда сразу двух диаметров — D2 и D4.
К запуску МЦД-4 ведутся масштабные преобразования и на Киевском направлении железной дороги. До конца года здесь будут построены две новые станции — «Аминьевская» и «Минская», они станут основой крупных транспортно-пересадочных узлов. «Аминьевскую» интегрируют с одноименной строящейся станцией Большой кольцевой линии метро, она станет первой удобной пересадкой на метро для пассажиров, следующих из Новой Москвы и области в центр столицы. «Минскую» же объединят с одноименной станцией Солнцевской линии метро.