Что будет с фгупами
«Это будет пострашнее, чем пенсионная реформа»
Совфед и Госдума завершили спор вокруг резонансного закона о ликвидации унитарных предприятий, который уже обозвали «псевдоприватизацией».
Совет Федерации в понедельник одобрил резонансный закон о ликвидации в стране государственных и муниципальных унитарных предприятий — ГУПов и МУПов. Ранее сенаторы оказали сильное сопротивление этой идее и даже обещали отклонить законопроект после того, как он будет принят Госдумой.
В итоге новые нормы все-таки смогли заручиться поддержкой в Совфеде. «Закон очень чувствительный для муниципальных и региональных властей, но мы добились максимально возможных поправок при его доработке ко второму чтению в Госдуме. Теперь закон выглядит сбалансированным. Он даст возможность не напахать и не сломать то, что эффективно работает. Можно сказать, что палата регионов была услышана», — озвучила позицию Совфеда его спикер Валентина Матвиенко. В дополнение сенаторы приняли постановление, в котором изложили рекомендации правительству при подготовке будущих нормативных актов к принятому закону.
Если коротко, новые нормы разрешают ликвидировать или реорганизовывать унитарные предприятия на локальных конкурентных рынках, к которым может проявить интерес малый и средний частный бизнес. На социально значимых рынках ГУПы и МУПы смогут остаться, если туда не изъявят желания прийти частные хозяйствующие субъекты. Кроме того, правительство по мотивированному представлению губернатора сможет принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия, если это необходимо, например, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций или недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения в регионе.
В законе также очерчены направления, в которых такие предприятия смогут продолжить свою работу. Например, их сохранят в сферах безопасности, естественных монополий, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, и даже кинематографии. Последняя оговорка появилась в законе при его доработке, в том числе из-за опасений возможного акционирования киноконцерна «Мосфильм», который также работает в статусе ФГУПа.
В целом же процесс ликвидации унитарных предприятий растянется в России до 2025 года. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая выступила разработчиком закона, рассчитывают таким образом повысить конкуренцию на рынках. Там сообщили, что в последние годы ГУПы и МУПы стали плодиться по стране с подозрительной скоростью — зафиксирован рост их численности на 40%.
Позиция ФАС сводится к тому, что унитарные предприятия, по сути, часто оказываются коррупционной «кормушкой» для чиновников и связанного с ними бизнеса, работают непрозрачно и неэффективно, а, значит, мешают развитию российской экономики.
При рассмотрении этого закона в Госдуме замруководителя ФАС Сергей Пузыревский обращал внимание депутатов на то, что унитарные предприятия способствуют монополизации на таких конкретных рынках, как сдача имущества в аренду, торговля, сельское хозяйство, строительство, деятельность гостиниц, предприятий общественного питания и т. д.
Однако в Госдуме, где против принятия закона активно выступали в КПРФ и ЛДПР, многие считают, что демонополизацию российской экономики стоило бы начать не с унитарных предприятий, а, например, с банковского сектора. Противники новых норм называли их «очередной прихватизацией», а депутат от КПРФ Николай Арефьев ранее при рассмотрении законопроекта в первом чтении заявил, что «с муниципальными предприятиями этот закон сыграет другую злую шутку — это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста».
Депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев утверждал, что принятие закона никак не скажется на повышении конкуренции, но может привести «к уничтожению через псевдоприватизацию жизненно важных объектов». «Под эти законы могут попасть „Роскосмос“ и ряд других корпораций, обеспечивающие безопасность страны. Нам непонятна позиция правительства. Мы считаем этот закон жестким лоббированием антинациональных интересов», — заявил он.
Парламентарии опасаются, что многие унитарные предприятия намеренно станут преобразовывать в акционерные общества, а потом банкротить, отчуждая, в том числе имущество. «В этой части такие формы, как МУП и ГУП — это защита имущества, потому что его нельзя отчуждать в результате банкротства или плохого финансового положения, а оно зачастую стратегическое, как, например, в случае с аптеками», — предупреждал во время дискуссии по законопроекту коммунист Алексей Куринный.
В ЛДПР обращали внимание на то, что в России в форме унитарных предприятий работают восемь метрополитенов, которые не относятся к сфере естественных монополий (которая выведена из-под действия нового закона, — «Росбалт»).
А в «Справедливой России» говорили, что ликвидировать унитарное предприятие будет легко, но это приведет лишь к созданию псевдоконкуренции на рынке. Для этого нужно всего лишь зарегистрировать фирму-спойлера, а после того, как исчезнет МУП, останется «единственный монополист — частник, который начнет вздувать цены и доить конкретную территорию, новый же МУП по этому закону открыться уже не сможет», — указывал «эсер» Валерий Гартунг.
Путин велел избавиться от ФГУПов и МУПов. Но система сопротивляется
В России к 2021 году планируют закрыть или преобразовать унитарные предприятия
Правительство по поручению президента Владимира Путина задумало провести масштабную реформу государственного сектора экономики, но столкнулось с мощным сопротивлением в Кремле, в парламенте, в регионах и на самих предприятиях.
Эксперты называют их пережитком СССР, и власти многие годы пытались реформировать эту сферу. Но количество таких организаций только росло: по данным Федеральной налоговой службы, за пять лет, с января 2013-го по январь 2018 года, число унитарных предприятий выросло почти на 40%.
Сейчас инициатива вышла на финишную прямую: законопроект внесен в Госдуму. Но неожиданно она столкнулась с сопротивлением и в Кремле, и в Совете Федерации и Госдуме, и в регионах, и на самих предприятиях.
Исключения для себя просит и доверенное лицо Путина, член центрального штаба ОНФ Карен Шахназаров. Такого не было даже во время обсуждения пенсионной реформы.
«Мы же детей кормим»
В четверг она приедет в Москву на парламентские слушания, чтобы встретиться с чиновниками правительства и депутатами и попросить их не ликвидировать краснодарский комбинат питания.
«Комбинат школьного питания №1» был создан в 1988 году. В нем работают 600 сотрудников.
Что такое ФГУПы и МУПы
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Предприятия существовали по такому принципу еще в СССР, говорит доцент кафедры экономики и управления Костромского государственного университета Евгений Орлов.
Почему их хотят запретить
У федеральных властей накопилась масса претензий к унитарным предприятиям.
ФАС считает, что унитарные предприятия неэффективно используют госимущество, иногда просто сдают его в аренду. Кроме того, по мнению ФАС, они оказывают наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.
Часто учредители ГУПов и МУПов обходят жесткий закон о контрактной системе в госзакупках, по которым закупаются госведомства, и отдают субсидии своим унитарным предприятиям. А те приобретают товары и услуги для заказчиков уже по другому, более мягкому закону, по которому закупаются госкомпании.
Кроме того, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов, говорил замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.
ГУП «Петербургский метрополитен» просит не ликвидировать его
Что предлагается в законопроекте
Не трогать предлагается естественные монополии, компании в сфере обороны и безопасности, а также предприятия, по которым есть особые федеральные законы или решения президента или премьер-министра.
При подготовке к акционированию любого ГУПа предприятие должно пройти инвентаризацию, а аудиторы должны проверить весь бухгалтерский баланс компании, поясняет Ярослав Кулик из Art de Lex.
Бюджетное учреждение регулируется строже, чем унитарные предприятия, отмечает доцент КГУ Орлов. Они проводят закупки по жесткому закону о контрактной системе. Учреждение финансируется по смете, а также согласовывает штатное расписание с учредителем.
Реорганизация унитарных предприятий в акционерное общество или бюджетное учреждение само по себе не влечет автоматического увольнения работников, добавляет Орлов: «Их руководство будет решать, сохранять все как есть или оптимизировать персонал».
Правительство против всех
Несмотря на поддержку президента, о которой говорил Артемьев, против законопроекта ополчились, кажется, все. В конце октября глава ФАС сообщил, что государственно-правовое управление Кремля (ГПУ) дало отрицательное заключение на законопроект. Экспертиза ГПУ считается решающей для законопроектов.
В Совете Федерации сочли, что законопроект ФАС предполагает принудительное отчуждение имущества у госорганов, а значит, нарушает их права собственников. В целом сенаторы считают, что создание любого предприятия, в том числе унитарного, только усиливает конкуренцию.
Свои отзывы на законопроект прислали более 20 регионов, сообщили Би-би-си в комитете Госдумы по экономической политике. Практически все регионы просят серьезно доработать законопроект и не ликвидировать унитарные предприятия.
Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров просит для себя особый статус
Кроме того, правление «Мосфильма» обратилось в Госдуму, Росимущество, минэкономразвития и минкультуры. В пресс-службах Росимущества и минкультуры подтвердили получение обращения, добавив, что писем от других унитарных предприятий не было.
По словам Шахназарова, его позиция всегда была однозначной: «Мосфильм» должен остаться ФГУПом и принадлежать государству.
Кроме того, в случае акционирования у «Мосфильма» есть риск лишиться своего «золотого фонда» кинофильмов, переживает он.
По словам Шахназарова, он не против закона в целом, но просит особых условий для «Мосфильма».
Помимо «Мосфильма» и краснодарского комбината питания, в Госдуму с просьбой их не ликвидировать обратились еще несколько региональных унитарных предприятий. Среди них, к примеру, ГУП «Петербургский метрополитен» и ФГУП «Военизированная горноспасательная часть», подведомственная МЧС. Об этом рассказал Би-би-си собеседник в нижней палате парламента, представители предприятий подтвердили это Би-би-си.
Примут ли закон?
Рассмотрение законопроекта в Госдуме в первом чтении 22 ноября продлилось около сорока минут. Выступили больше десятка депутатов, возражали даже единороссы. В основном их заботила судьба унитарных предприятий в сфере тепло- и водоснабжения, а также сотрудников унитарных предприятий.
Возражения были и у профильного комитета Думы по экономической политике. В его заключении говорится, что в законопроекте надо прописать конкретные конкурентные рынки, на которых работу унитарных предприятий нужно ограничить. Кроме того, по мнению депутатов, законопроект не учитывает стратегические сферы, к примеру, госохраны и спецсвязи.
В итоге депутаты перенесли принятие законопроекта в первом чтении на неопределенный срок и решили провести парламентские слушания. Спикер Госдумы Володин говорил, что не будет снимать законопроект с рассмотрения: «Мы снимать законопроект не будем, потому что это было бы во всех отношениях неправильно и некорректно по отношению к нашим партнёрам из правительства».
Даже с нашумевшей пенсионной реформой подобного не было. Закон о повышении пенсионного возраста был сначала принят в первом чтении, а парламентские слушания организовали уже после этого.
По его словам, унитарные предприятия используются региональными элитами для воспроизводства прибыли и перераспределения средств. И они не хотят терять этот инструмент.
Минфин готовит «дорожные карты» по ликвидации ФГУПов
Министерство финансов ведет подготовку «дорожных карт» по ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Минфина.
Данная работа ведется в рамках поручения вице-премьера Дмитрий Григоренко, который поручил Минфину, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Росимуществу утвердить и представить в правительство до 1 октября 2020 года «дорожные карты» по ликвидации ФГУПов. Предложения по ликвидации подведомственных ФГУПов федеральные органы исполнительной власти должны внести в Минфин до 15 сентября 2020 года.
Копия поручения есть в распоряжении «Ведомостей». Источник, близкий к аппарату правительства, подтвердил его подлинность. В пресс-службе правительства не ответили на запрос «Ведомостей» на момент публикации материала. «Данный вопрос прорабатывается», — сказали в Минфине.
Согласно данным антимонопольной службы, на апрель 2019 г. в России насчитывалось 14 445 унитарных предприятий разного уровня. Из них — 12 237 муниципальных, 1713 региональных и 825 федеральных.
Ликвидация унитарных предприятий обсуждается не один год. «Это совершенно отвратительная антиконкурентная организационно-правовая форма», – так руководитель ФАС Игорь Артемьев охарактеризовал унитарные предприятия на антимонопольной конференции «Ведомостей» в ноябре 2018 г. По его словам, они конкурируют с частными компаниями, получая субсидии, преференции и имущество из бюджета, чем «просто уничтожается конкурентный рынок».
В декабре 2018 г. ФАС подготовила законопроект, который был внесен на рассмотрение в Госдуму со сроком реорганизации или ликвидации унитарных предприятий до 2021 г. В марте 2019 г. правительство предложило отложить реформу до 2023 г.
Согласно закону, теперь ГУПы и МУПы могут создаваться только для обеспечения жизнедеятельности в некоторых сферах, например: в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, в сферах естественных монополий, в области обращения с радиоактивными отходами, для обеспечения жизни населения в районах Крайнего Севера и проч.
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Реформы в России: Кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021 года
Вместе с административной реформой в России готовится масштабная реорганизация государственного «бизнеса» – федеральных унитарных предприятий (ФГУП) и организаций, действующих в рыночной форме. Первые необходимо либо ликвидировать, либо трансформировать в акционерные общества до конца следующего года, следует из поручения вице-премьера Дмитрия Григоренко Минфину, Росимуществу и другим профильным ведомствам. А госорганизации, при условии, что ими напрямую владеет РФ, нужно передать в вертикально интегрированные структуры, госкорпорации или в собственность регионов. Чтобы реформа сработала, ее нужно будет довести до логического конца и продать госорганизации в частные руки, полагают эксперты.
Реструктуризация активов
Первый вице-премьер Дмитрий Григоренко поставил перед Минфином, Росимуществом, ФНС, ФАС и Минпромторгом задачу акционировать или ликвидировать действующие ФГУПы до конца 2021 года, следует из текста его поручения этим ведомствам (есть у «Известий»). В конце 2019-го, при предыдущем составе правительства, Госдума приняла аналогичный закон, но с более растянутыми сроками. Предполагалось избавиться от государственных унитарных предприятий, при условии, что их ликвидация или трансформация в АО не создаст угроз безопасности и экономике, до 2025 года. По данным ФНС, в реестре юридических лиц на 1 ноября числилось около 700 ФГУПов.
Кроме ускорения реформы этих предприятий замглавы правительства поручил пересмотреть структуру собственности госкомпаний. В частности, если РФ напрямую владеет организацией, ее потребуется передать на баланс госкорпорации, вертикально интегрированной структуры (под ними понимаются, как правило, крупнейшие добывающие холдинги) или субъекту федерации, следует из поручения.
Ранее в октябре Минфин, в ведение которого с этого года перешло Росимущество, предложил перейти к единой системе управления организациями, консолидировав в агентстве права владельца всех государственных АО и унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности.
Впрочем, по поручению Дмитрия Григоренко для части ФГУПов и организаций будут сделаны исключения. Так, унитарные предприятия смогут сохранить свою форму, а госкомпании – остаться в прямой собственности правительства, если это одобрит специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы.
Кроме этого, если ФГУП не сможет эффективно выполнять свои функции в форме АО, его можно будет преобразовать в госучреждение (в такой форме работают, например, организации в сфере здравоохранения, образования и т.д.).
Ранее систему управления госимуществом раскритиковала Счетная палата. Аудиторы констатировали, что в России нет достоверных данных о числе компаний с госучастием, 90% из них находятся фактически в «серой» зоне, а вознаграждение их руководства может превышать зарплату работников в 20 раз. Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших холдингов, сообщалось в специальном бюллетене СП. Там также отмечалось, что в отчеты для правительства Минэкономразвития (ранее курировал Росимущество) включает данные только о десяти крупнейших АО – всего 1% от общего числа.
Есть два принципиальных преимущества, которые появляются у организации при ее переходе из унитарной формы в коммерческую, рассказал «Известиям» собеседник, участвовавший в акционировании «Почты России» (была преобразована из ФГУП в АО в конце прошлого года). Во-первых, появляется прозрачная система корпоративного управления с хорошо развитыми принципами принятия решений. В частности, менеджмент акционерного общества осуществляется не тем или иным ведомством или руководством региона, а правлением и советом директоров, в числе которых могут быть и независимые члены.
Во-вторых, имущество переходит на баланс АО, добавил собеседник «Известий». В случае с ФГУПом активы находятся либо в оперативном управлении, либо на праве хозяйственного ведения, тем самым организация не может ни эффективно ими распоряжаться, ни отчуждать непрофильные, пополняя тем самым свой доход.
В Минфине на вопросы «Известий» о реалистичности проведения реформы до 2021 года, а также о конкретных компаниях, которых она может коснуться, сообщили, что сроки установлены поручением правительства РФ.
– Конкретные этапы реализации мероприятий, направленных на исполнение поручения, прорабатываются с заинтересованными органами в рамках подготовки дорожных карт по ликвидации или реорганизации подведомственных ФГУПов, – добавили там.
Здание Федерального агентства по управлению государственным имуществом
В пресс-службе кабмина в ответ на аналогичные вопросы заявили, что правительством были установлены цели и задачи по определению целевого назначения и оптимального состава и структуры федерального имущества в программных документах по вопросам управления федеральным имуществом.
– В соответствии с указанным поручением будет обеспечена реализация федеральными органами исполнительной власти мероприятий по сокращению участия Российской Федерации во ФГУПах и обществах с государственным участием, – пояснили там.
Минпромторг ведет работу по оптимизации состава госпредприятий и задача, поставленная правительством, не новая, отметили в пресс-службе ведомства. Однако ряд ФГУПов имеет ограничения на реорганизацию в иные формы. Как только будут сняты законодательные барьеры, этот процесс может быть завершен. Министерство сейчас курирует 31 ФГУП, из которых восемь находится в стадии банкротства или ликвидации.
В Росимуществе, ФАС и ФНС на запросы «Известий» не ответили.
Только первый шаг
На федеральном уровне сейчас вопрос, наверное, не столько в количестве ФГУПов и обществ с прямым госучастием (за последнее десятилетие их количество сократилось кратно), сколько в суммах перераспределяемых ими денежных потоков, прозрачности, активах в виде дочерних и зависимых компаний и т.д. Развитие конкуренции на соответствующих рынках, вовлечение в оборот зачастую не очень эффективно используемого имущества – это будет иметь более весомое значение, резюмировал Иван Аксенов.
Реформа госсобственности продолжается уже не первый год: всё это время от профильных ведомств постоянно звучали призывы к приватизации или ускорению реорганизации архаичных унитарных предприятий, отметил эксперт НИУ ВШЭ Александр Абрамов. Однако каких-либо активных шагов к разгосударствлению предпринято не было: крупнейшие госкомпании кочевали из одного плана приватизации в другой, напомнил специалист.
По всей видимости, активизация связана с потребностью всеми возможными способами ускорить экономику, не перегружая при этом бюджет, добавил член экспертного совета при Госдуме по эффективному управлению и повышению производительности труда Николай Калмыков. Очевидно, что управление госсобственностью более эффективно осуществляют хозяйствующие субъекты, чем чиновники, логика передачи активов госкорпорациям или холдингам должна быть в этом, предположил эксперт. Форма унитарных предприятий, по его словам, уже безнадежно устарела, а дополнительных рисков трансформация в АО, при условии, что 100% акций сохранятся у РФ, не появляется, резюмировал эксперт.
Впрочем, реструктурирование госорганизаций – это, по всей видимости, только первый шаг к разгосударствлению, добавил Александр Абрамов. По его словам, чтобы ощутимо повлиять на экономику, необходимо довести реформу до конца: например, после акционирования унитарных предприятий продать их в частные руки.
Оценки доли государства в экономике России существенно отличаются. Например, ФАС в прошлом году оценивала ее в более 50%. Сопоставимые оценки (40–50%) приводило рейтинговое агентство Moody‘s. МВФ сообщал, что государство в экономике РФ занимает примерно треть.
В этом году впервые за почти пять лет была проведена приватизация крупной госкомпании – «Совкомфлот» вышел на IPO, продав 17,2% акций. Предыдущая сделка по сокращению госсобственности – реализация 19,5% акций «Роснефти», принадлежавших «Роснефтегазу», состоялась в 2016 году.
Как работает закон о ликвидации ГУПов и МУПов в 2020 году
Инструкция, как проходят ликвидации ФГУП, ГУП и МУП:
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Причины реформы
На основании Указа Президента №618 от 21.12.2017 о национальном плане ФАС хочет провести ликвидацию ФГУПов, ГУПов и МУПов на рынке конкуренции из-за того, что госзаказчики не применяют 44-ФЗ, а передают бюджетные деньги в форме субсидий организациям, которые им подчиняются для закупок ГУПами товаров, работ, услуг для нужд учредителя.
Эта ситуация наблюдается и на конкурентных рынках. Одновременно с этим большая часть унитарных предприятий функционируют в сегментах с достаточной конкуренцией. В основном они занимаются теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, управлением жилым фондом, торговлей и оказанием услуг.
Какие ГУПы и МУПы продолжат работать
В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать, и ликвидация муниципального предприятия не проводится, если цель организации — обеспечение жизнедеятельности:
161-ФЗ разъясняет, ликвидируются ли МУПы с естественной монополией — нет, что прописано в п. 4 ст. 8 Закона.
Под исключения попали и унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.
По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения. Создать новое ГУП, не ликвидируя старое разрешено не всегда. Во-первых, работает общий запрет на создание унитарных предприятий, а во-вторых, до 2025 года необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения.
Органы и организации, которые уполномочены на создание ГУПов и МУПов, вправе направлять в Антимонопольную службу запросы о соответствии создания ГУПов и МУПов или изменения их деятельности (ст. 35.2 135-ФЗ от 26.07.2006).
Когда ликвидируют остальных
Переходный период для ликвидации МУПов до 2025 года установлен для организаций, которые созданы до 08.01.2020 и работают на конкурентных рынках. Если после этой даты выявят, что унитарное предприятие создано с нарушением установленных требований, антимонопольный орган отправит учредителю предписание о необходимости ликвидировать. Если это предписание не исполнят, то ФАС обратится в суд с заявлением о принудительной ликвидации ГУПов и МУПов.
Если после 01.01.2025 товарный рынок станет конкурентным, в т.ч. и в сфере естественных монополий, антимонопольный орган выдаст предписание о ликвидации или реорганизации унитарного предприятия, которое работает на таком рынке. В этом предписании укажут сроки для принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации и сроки для мероприятий, которые необходимы для исполнения решения. Эти сроки не меньше тех, которые нужны для проведения отдельных процедур по законодательству о госрегистрации ликвидации или реорганизации. Если такое предписание антимонопольного органа не исполнят, предприятие ликвидируют на основании иска антимонопольщиков.
Все условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия изложены в 161-ФЗ и ГК.
Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые объясняют процесс ликвидации унитарных предприятий. Вот пример одной из них.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Как ликвидировать
В ст. 61 Гражданского кодекса прописано, кто может ликвидировать МУП, — это учредитель или суд. Федеральный закон №161 и ст. 63 Гражданского кодекса разъясняют порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника. Обязанности тех, кто принял такое решение, изложены в ст. 62 ГК.
Вот пошаговая инструкция по ликвидации МУП в этом году:
Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 3. Создание ликвидационной комиссии и передача собственником ей всех полномочий.
Шаг 4. Передача комиссией информации о ликвидации организации и порядке выплат кредиторам в СМИ. Срок — не более 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Шаг 5. Утверждение промежуточного баланса.
Шаг 6. Окончание выплат.
Шаг 7. Подведение окончательного баланса и его утверждение учредителем организации.
Шаг 8. Передача остатков имущества учредителю.
В регионах уже начали появляться «дорожные карты» по ликвидации УПов. Вот пример одной из них:
Как реорганизовать
Процедура реорганизации муниципальных предприятий проводится на основании положений 161-ФЗ и ст. 57 ГК. Основные этапы излагаем в пошаговой инструкции реорганизации МУП в ООО в этом году: Шаг 1. Принятие решения. Шаг 2. Подготовка учредительных документов и передаточного акта. Шаг 3. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 4. При необходимости — уведомление кредиторов и согласование с ними выплат или оформление документов об обеспечении обязательств.
Шаг 5. Получение в органах госрегистрации документов, которые подтверждают, что реорганизация ФГУП проведена.
Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.