Что будет с кэшбэком при возврате товара
8 вещей, которые нужно знать про кэшбэк
Банки привлекают клиентов большим кэшбэком за покупки, но потом могут отказать в выплате денег. Вот 8 вещей, которые нужно знать тем, кто хочет получить от банков максимум бонусов.
Кэшбэк бывает деньгами или бонусами
Кэшбэк переводится с английского как «возврат наличных денег», поэтому кэшбэком называют программы лояльности по банковским картам, которые предполагают возврат части суммы покупок. Часть банков возвращают её рублями, которые можно потратить по карте или обналичить. Другие начисляют клиентам баллы, которые можно обменять на рубли или компенсировать ими прошлые покупки.
Как правило, по одной и той же карте бывает предусмотрено несколько видов кэшбэка:
повышенный за покупки по специальным предложениям и у партнёров банка;
средний за покупки в выбранных категориях (они могут быть как фиксированными, так и меняться от периода к периоду; иногда их можно выбрать из предложенного списка, иногда их просто устанавливает банк;
минимальный — за все остальные покупки.
Найти карты с рублёвым кэшбэком
Кэшбэк рублями устроен проще, чем кэшбэк бонусами
Если кэшбэк начисляется баллами, то могут быть ограничения по их тратам. Например, по карте «Польза» банка Хоум Кредит можно расходовать не меньше 100 баллов, а по карте Рокетбанка — от 3000 рокетрублей (кроме отдельных случаев).
Некоторые банки позволяют конвертировать бонусы в рубли, и обычно «обменный курс» — один к одному. Но не всегда: Сбербанк позволяет на более высоких уровнях своей программы лояльности конвертировать бонусы в рубли, но по курсу «1 бонус = 0,5 ₽».
Часто у бонусов также есть «срок жизни», и если не использовать их в течение этого времени, они сгорают.
Процент на остаток может быть выгоднее кэшбэка
Это работает, если вы тратите по карте немного денег — в основном там, где начисляется стандартный кэшбэк в размере 1–2% (и если вы можете позволить себе долго держать на карте некоторую сумму). Процент на остаток у банков может достигать 5–7% годовых. Предположим, что в одном случае у вас на карте год лежит 10 000 ₽ под 5%, а в другом вы просто тратите за тот же период 10 000 ₽ с кэшбэком в 2%: тогда в первом случае вы получите 511 ₽ (проценты капитализируются, а начисление происходит раз в месяц), а во втором — 200 ₽.
Кэшбэк выгоднее, если вы быстро тратите крупные суммы в специальных категориях, где возвращается 10–30% от суммы покупки.
На кэшбэке много не заработаешь
Банки ограничивают размер кэшбэка, который могут начислить по итогам месяца. Часто он привязан к категории карты: чем она выше, тем больше лимит начисления бонусов. Например, по карте Black Тинькофф Банка может быть начислено не больше 3000 ₽ в месяц, а по карте Black Edition — до 30 000 ₽. В Альфа-Банке начисляется от 2000 до 21 000 баллов в зависимости от карты и наличия пакета услуг.
Также некоторые банки могут расценивать траты только в категориях с повышенным кэшбэком как злоупотребление программой лояльности. Так недавно произошло с клиентом уже упомянутого Альфа-Банка, который, по мнению банка, слишком часто расплачивался на заправках. В соответствии с правилами этой кредитной организации, она может отказать в начислении баллов в случаях, когда операции есть только в категориях с повышенным кэшбэком или когда расходы в этих категориях «существенно превышают» суммы операций во всех остальных.
Если вернуть товар, то банк заберёт кэшбэк
Не пытайтесь перехитрить банк: нельзя что-то купить, дождаться начисления кэшбэка, а потом вернуть товар в магазин и получить обратно потраченные на него деньги, сохранив при этом кэшбэк. После возврата денег на счёт банк заберёт у вас начисленные бонусы.
Но кэшбэк можно получить дважды за одну покупку
Если совершать покупки в интернете, то кэшбэк можно получить дважды: первый раз — от банка, а второй — от кэшбэк-сервисов, например Letyshops, Kopikot, Megabonus и других. Для получения второго кэшбэка важно перейти в магазин продавца через приложение или сайт кэшбэк-сервиса. Кэшбэк поступает на бонусный счёт в течение одного-двух месяцев. Накопленные деньги можно вывести на карту или другой счёт, но часто для этого требуется накопить кэшбэк на определённую сумму, например, 500 ₽.
Также есть сервисы, которые позволяют получить кэшбэк с уже сделанных в магазине покупок по чеку. Его нужно отсканировать с помощью смартфона. С некоторых товаров вам вернут часть денег. Такое возможно через приложения «Biglion.Чек» и «2ГИС Чек».
Кэшбэк может начисляться не на полную стоимость покупки
Не по всем картам начисляется кэшбэк, в точности равный проценту от каждой покупки. Например, в Тинькофф Банке кэшбэк по рублёвым картам округляется в меньшую сторону. То есть при тратах на 199 ₽ и кэшбэке 1% банк начислит вам только 1 ₽.
Есть траты, за которые кэшбэк не начисляется
Каждый банк определяет их самостоятельно, но чаще всего кэшбэк не начисляется по таким операциям:
Уловки банков и хитрости магазинов. Все проблемы карт с кешбэком
Лайф выяснил, чем рискуют обладатели карт с кешбэком, какие сюрпризы могут подстерегать их в банках и магазинах и что делать, чтобы не потерять деньги.
На этой неделе стало известно, что банки попросили Минэкономразвития не понижать комиссию за приём карт в небольших магазинах. Сейчас она составляет в среднем 1,5–2,5%. Если комиссию понизят до 1%, то банкам придётся корректировать свои программы лояльности. Например, отменять кешбэк за покупки в маленьких магазинах. Тогда покупатели будут уходить в крупные сети, а малый и средний бизнес начнёт терпеть убытки.
Для клиентов это означает, что они могут столкнуться с новыми и неожиданными для них ограничениями по кешбэку. При этом тема денежных бонусов в этом году стоит, пожалуй, как никогда остро. Из-за пандемии коронавируса части доходов лишились и банки, и их клиенты. Соответственно, люди ищут способы сэкономить на покупках, а финансовые организации корректируют программы лояльности. Неудивительно, что в последнее время появилось немало жалоб на кешбэк.
Тренд сезона. На что жалуются клиенты банков этим летом
Главный тренд этого сезона — обнуление кешбэка и неожиданное изменение условий по его выплате. Одни клиенты жаловались, что банк самовольно поменял процент, другим вообще не вернули ни копейки денег за небольшие покупки, третьи обратили внимание, что сумма возврата всегда округляется в меньшую сторону. Причём люди вспоминают, что раньше менеджеры банков их уверяли, что ничего подобного не случится. В результате клиенты соглашались оформить карту, а потом сталкивались с сюрпризами.
Перевод без переплат. Как избежать банковских комиссий и сэкономить на платежах
— У меня карта с кешбэком, который должен был составлять 10% в категории «телекоммуникации». В июне банк начал менять условия. В мае и июне (до публикации изменений) я совершил покупки в категории «телекоммуникации», за которые по тарифам банка начисляется кешбэк в 10% (и он начислялся за предшествующие маю месяцы за те же покупки в тех же местах). В конце июня банк выплатил 1% вместо 10% за май, — жалуется один из клиентов.
Впрочем, в ходе разборок с банком выяснилось, что формально финансовая организация права, а клиент просто невнимательно читал договор.
Ещё один больной вопрос держателей карт с кешбэком этим летом — оплата небольших покупок. Многие с удивлением обнаружили, что им вообще не вернулись деньги. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно внимательно читать условия пользования кешбэком. Он может выплачиваться при условии, что в месяц будет израсходована определённая сумма. Например, 10 тысяч. Если раньше человек безболезненно её тратил и не замечал, то при сокращении расходов оказывается, что и в карте уже нет смысла. К тому же может быть определённый порог и для минимальной суммы самой покупки.
Налоговый вычет. Сколько можно вернуть у государства
Какие сюрпризы могут поджидать клиентов в банках
По сути, для банков кешбэк — это бонус для привлечения клиентов. Как правило, он представляет собой возврат 0,5–1% от суммы покупки. По некоторым категориям товарных групп кешбэк может доходить до 5–7%, а по спецпредложениям компаний — и до 30%.
Из-за пандемии коронавируса многие банковские сотрудники потеряли часть дохода. Они получают вознаграждение в зависимости от оформленных клиенту услуг и продуктов. Соответственно, сейчас менеджеры пытаются наверстать упущенное и с удвоенной силой предлагают клиентам в том числе и карты с кешбэком. Чтобы не переплатить банку и не потратить лишнего в магазине, нужно ответить себе на вопрос: а нужна ли вам вообще эта карта?
— Дело в том, что обещание кешбэка часто выглядит красиво в предложении, но по факту его размер оказывается меньше или за пользование картой с такой услугой начисляется немаленькая плата со стороны банка. Нужно обращать внимание и на все ограничения по оплате. Бывает, что пользоваться такими картами по назначению можно только в партнёрских магазинах или организациях, предоставляющих определённые услуги. Таким образом, клиент ограничен в выборе. При оплате в других магазинах кешбэка не будет, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Секретные полки секонд-хенда. Где можно купить брендовые вещи за копейки и как вычислить подделку
На что обращать внимание, чтобы не переплатить в магазине
Очень важно внимательно читать условия предоставления кешбэка. Сейчас в первую очередь нужно посмотреть на форму оплаты, при которой вам вернут деньги.
— В некоторых случаях кешбэк возможен только при онлайн-оплате, — рассказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. — Иногда — только при прямых покупках в офлайн-магазинах. Также нужно помнить об ограничениях банков по сумме денежных средств, которые они возвращают. Где-то это может быть 2 тысячи рублей, в другом банке — 5 тысяч. Чётко определённой для всех финансовых институтов суммы нет.
По словам Алексея Кричевского, фактически для компаний, предоставляющих спецакции, это дополнительная реклама своих товаров и услуг. Соответственно, чем крупнее сумма возврата и выше процент кешбэка, тем внимательнее нужно изучать такое предложение. Обычно там скрываются и самые крупные подводные камни. Алексей Кричевский говорит, что сейчас тщательнее нужно присматриваться к предложениям, которые обещают кешбэк от 5% и выше.
— Также стоит понимать, что кешбэк — это маркетинговый инструмент. Его задача — сделать так, чтобы клиент постоянно пользовался услугами одной и той же компании (банка или магазина). Желание получить бонус нередко приводит к тому, что расходы покупателей растут. Люди, которые постоянно пользуются картой с кешбэком, по статистике, тратят на 20–25% больше, чем те клиенты, у которых её нет, — пояснил Артём Деев.
Кешбэк: как регулярно возвращать часть денег за покупки
Даже потратив честно заработанные деньги, можно получить часть обратно. Как? С помощью кешбэка, конечно! Это легко и не страшно. Рассказываем, как сделать это выгоднее всего.
Приятно раз в месяц получать деньги просто так, как будто ниоткуда. Это кешбэк от банка, который вы честно заработали, просто тратя деньги с карты. Но все не так просто — есть много тонкостей, зная которые, можно увеличить бонус.
Что такое кешбэк
Слово «сashback» дословно переводится как «возврат наличности», хотя всю суть сервиса и не раскрывает — возвращается не наличность, а цифровые деньги на банковскую карту.
Сервис придумали в США в 1980-х годах, активно развивали и прививали пользователям (именно Америка породила «бум потребления», на чем банкиры и решили активно зарабатывать).
До России кешбэк добрался примерно в 2006-2007 годах. Сегодня редкий банк выпускает карты без этой опции.
Суть программы – в течении отчетного месяца вы активно тратите деньги с карты, а по итогу вам возвращается часть потраченной суммы на карту в виде благодарности от банка.
Кешбэк бывает не только в банке. Бонусы за покупки предлагают практически все магазины, выдавая карты лояльности с накоплением баллов, которыми в дальнейшем можно расплатиться за покупки.
Кешбэк в виде бонусов или реальных рублей предлагают и специальные сайты-агрегаторы: просто заходите, выбираете нужную категорию, совершаете покупки, получаете за это вознаграждение.
В 2006 году, когда банки стали постепенно вводить кешбэк на своих продуктах, выпускались дебетовые карты двух видов — с предоставлением этой услуги и без нее. И обслуживание таких карт обходилось ощутимо дороже.
Также влиял и статус: держатели обычных карт получали 0,5% кешбэка, золотых и платиновых – по 1% и более.
Сейчас ситуация иная: кешбэк априори действует практически на каждой карте любого банка, а обслуживание ничем не отличается от других, а порой и вовсе бесплатное.
Карта Халва от Совкомбанка предлагает не только беспроцентную рассрочку до 10 месяцев в магазинах-партнерах, но и дарит кешбэк за покупки до 10%. Отличный вариант для тех, кто любит тратить деньги и получать выгоду. Ещё один весомый плюс — выпуск и обслуживание Халвы абсолютно бесплатные.
За что можно получить кешбэк в банке
Сейчас практически каждый банк выпускает дебетовые и кредитные карты с системой лояльности. Подключается автоматически, все условия прописаны в договоре.
Одни банки начисляют баллы за использование средств со своего счета, другие предпочитают «расплачиваться» деньгами. В обоих случаях бонус начисляется за покупки, совершенные картой.
Стоит отметить, что не все банки выдают вознаграждение за оплату услуг ЖКХ (это тоже покупка: вы приобретаете услугу), а некоторые, наоборот, дают повышенный кешбэк именно за эту операцию.
Чем больше вы потратите с карты – тем больше получите бонусов. Стоит помнить, что это хоть и приятная функция, но не постоянная: банки могут менять условия, снижать процент вознаграждения, повышать его или вообще убирать за некоторые покупки.
Как все устроено в банке
Вы просто тратите деньги и получаете вознаграждение. Никакого подвоха. Некоторые банки дают кешбэк вообще за все, другие начисляют только за покупки в определенных категориях (часто их можно выбрать самостоятельно в мобильном приложении).
Обычный бонус составляет 1-3% за все операции, до 10% в выбранных категориях. Некоторые партнеры банков предлагают до 30% поощрения.
Зачем это банку? Причин несколько:
Нужно ли платить налог
Кешбэк можно считать небольшим заработком, при этом за него не нужно платить 13% налог. Когда услуга только появилась в России, банки выплачивали его за вычетом налога. Так решил Минфин.
Уже в 2012 году ведомство написало письмо, в котором приравняло бонусы и денежное вознаграждение по карте к скидке и освободило от уплаты налога. В 2017 году это решение поддержала и НВС. С тех пор НДФЛ не удерживается.
Все легко объясняется: кешбэк— это бонус за уже совершенную оплату товара или услуги, с которых вы уже заплатили налог на добавочную стоимость. Кешбэк можно считать скидкой за товар или услугу, за которые вы уже понесли расходы.
Проценты на остаток
Еще один приятный бонус от банка — это проценты на остаток, отчет о которых приходит в тот же день, что и кешбэк, поэтому многие их путают. Разница у них существенная.
Кешбэк | Проценты на остаток на счете |
Начисляется раз в месяц. | Начисляются раз в месяц. |
Начисляется за покупку товаров и услуг, за использование карты банка. | Начисляются на остаток собственных средств на счете в банке (на карте) — чем больше остаток, тем больший процент получаете. |
Начисляется за любые потраченные суммы, но есть лимит. | Начисляются на остаток до 300 тысяч рублей. |
Банки видят в этом свою выгоду: чем больше вы храните деньги на карте, тем лучше они работают, а значит, находятся в обороте.
Кешбэк-сервисы
Эти сервисы работают по принципу сайта со скидками: на одном ресурсе собраны предложения от магазинов-партнеров, за покупки в которых вам полагается бонус.
Необходимо зарегистрироваться на таком сайте, где в личном кабинете и будут копиться бонусы. На подобных сервисах действительно огромный выбор известных и надежных магазинов с кешбэком.
Как все устроено
Кешбэк-сервисы собирают на одной площадке выгодные предложения от партнеров, привлекают покупателей, получают за это плату от магазинов и делятся с теми, кто воспользовался сервисом.
Кешбэк начисляется обычно не сразу, а в течение месяца. Деньги можно вывести на свою банковскую карту или потратить сразу же.
Если совершать покупки через кешбэк-сервисы со смартфона, можно не досчитаться бонусов: они засчитываются только при оплате товаров и услуг на сайте агрегатора. Если на телефоне установлено приложение магазина, где вы собираетесь что-то купить, и оно автоматически откроется, то бонусы не засчитаются.
Всегда обращайте внимание на то, какая ссылка открылась — прямая или приложение магазина на телефоне. Удобнее всего делать покупки с компьютера — так вы точно не ошибетесь.
Обычно кешбэк уже заложен в цену товара (бонус платит продавец). Но выбор есть: можете купить точно такой товар дешевле, но без бонуса, или дороже, но с кешбэком.
Как показывает практика, второй вариант всегда выгоднее. Если речь идет об уникальном товаре, который сложно найти где-то еще, то выбирайте кешбэк-сервис.
Как начисляется кешбэк
Баланс карты мгновенно увеличивается на ту сумму, которую вам выплатил банк в качестве вознаграждения.
Его можно увидеть в мобильном приложении в отдельной вкладке. Может копиться там долгое время, и в итоге набежит приличная сумма.
Это могут быть мили, баллы, которые можно обменять (купить) у партнеров банка. За мили можно взять авиабилеты, за баллы все что угодно — от продуктов до мебели.
Как тратить
Есть возможность выводить на электронные кошельки, получать купоны на скидку или оплачивать мобильную связь. Можно долго копить кешбэк, а спустя месяцы вывести на карту приличную сумму, или сразу тратить на покупки. Каждый решает сам.
На многих сайтах кешбэк-сервисов есть вкладка «Букинг», которая поможет вернуть деньги за бронирование отелей по всему миру. Выгода может быть очень ощутимой, если рассмотреть все предложения.
Кешбэк можно получить и за путешествия по России, это инициатива Ростуризма. Правда, все строго со сроками: купить туры по РФ и забронировать гостиницы с кешбэком нужно до 31 августа.
Отправиться в путешествие по этой программе можно с 1 октября по 24 декабря 2021 года. В круиз с кешбэком можно уплыть с 1 сентября по 24 декабря. Для бронирования нужно использовать карту «Мир».
Злобный пост, толстый кот: за что еще можно лишиться бонусов или кэшбэка
Пассажиры авиакомпаний, клиенты банков, розничных торговых сетей, АЗС хорошо освоили программы лояльности и научились зарабатывать на них, накапливая большое количество бонусов или кэшбэка на будущие расходы. Однако способы накопления не всегда устраивают бизнес: компании все больше ужесточают свои программы лояльности, прописывая все новые требования и ограничения. «Ведомости» собрали самые распространенные причины, по которым клиентам компаний и держателям банковских карт аннулируют бонусы и списывают кэшбэк.
Улетные мили
Многие люди не вчитываются в условия программ лояльности банков или компаний, которыми пользуются, а зря – там могут быть довольно неожиданные пункты.
Например, пассажиры «Аэрофлота», согласно условиям его программы «Аэрофлот. Бонус», могут лишиться статусов и миль из-за критики авиаперевозчика и его сотрудников. Так, в ноябре 2018 г. «Аэрофлот» лишил председателя совета благотворительного фонда «Нужна помощь» и директора портала «Такие дела» Митю Алешковского статуса платинового клиента (выдается при налете более 125 000 миль или 50 полетах в бизнес-классе в год) и аннулировал накопленные на его счету мили. Все это – за оскорбление гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева в микроблоге Twitter. За негативную оценку действий сотрудников «Аэрофлота» в сети Instagram в начале этого года потерял мили и блогер Александр Соколовский. В обоих случаях «Аэрофлот» сослался на соответствующий пункт правил программы.
Некоторые банковские карты стали доходнее вкладов
«Аэрофлот» также наказывает недобросовестных клиентов. Недавний случай – списание у регулярного пассажира Михаила Галина почти 400 000 бонусных миль за провоз в пассажирском салоне 10-килограммового кота Виктора (разрешенный вес для перевозки в салоне – до 8 кг). Галину удалось подменить кота на контрольном взвешивании и пройти на борт со своим животным. Он сам выложил историю подмены в Facebook. «Аэрофлот» расценил его действия как умышленное нарушение правил авиакомпании, исключил Галина из программы лояльности, аннулировал накопленные мили и закрыл счет.
Прицельные покупки
В программах лояльности банков пунктов о лишении бонусов и кэшбэка за критику пока нет, уверяют представители кредитных организаций. Зато они активно наказывают клиентов за так называемые «злоупотребления» программами лояльности.
В первую очередь речь идет о чрезмерных тратах в категориях, на которые начисляются повышенные бонусы или кэшбэк. Если оборот по таким категориям товаров и услуг будет слишком высок, банки оставляют за собой право лишить клиента кэшбэка или бонусов за соответствующий месяц.
Некоторые банки прямо прописывают в программах ограничения на использование карт только для покупок в категориях повышенного бонуса или кэшбэка. Например, по условиям программы Альфа-банка он может отказать в начислении бонусов, прекратить или приостановить действие карты CashBack, если клиент будет делать покупки только в категориях повышенного кэшбэка или если разница сумм покупок с повышенным кэшбэком и других трат будет существенна. Например, если в течение отчетного периода количество рассчитанных баллов в категориях «АЗС» или «Рестораны, бары, кафе» превышает количество рассчитанных баллов в прочих категориях покупок в 5 и более раз.
Верните кэшбэк! Как мы можем остаться без вознаграждения?
Мы оформляем дебетовую карту с кэшбэк с расчетом, что платежный инструмент будет работать на нас. Отказываясь от «налички», оплачиваем покупки картой, делая упор на премиальные категории с повышенным процентом. Но в один прекрасный момент можем перестараться, и тогда банк вправе нам отказать в вознаграждении.
Как такое может произойти, спросите вы? Ведь я заключаю с банком договор, а значит, кредитная организация должна ему следовать! Здесь начинается самое интересное.Чтобы прояснить ситуацию с лишением выплат по кэшбек, «Выберу.ру» обратился в несколько банков, а также задал вопросы юристу.
Тратил, но не заработал
Договор обслуживания банковского счета не регулирует программу лояльности. Это важно отметить сразу. Все бонусные опции — кэшбэк, скидки, мили и баллы, которые вы получаете за траты по карте, банк предоставляет вам на основе договора публичной оферты или договора смешанного типа.
Тогда «Выберу.ру» сделал запрос в банк: пресс-служба кредитной организации прокомментировала ситуацию и пояснила, почему такое может произойти.
Банк оставляет за собой право отказать клиенту в вознаграждении, если фиксирует расходы пользователя только в премиальных категориях. Чтобы получить вознаграждение, добавили в банке, клиент должен пользоваться картой не только в тех торговых точках, где начисляется повышенный кэшбэк.?
«К сожалению, не все пользователи карт с программой лояльности знают, что бонусные вознаграждения не регулируются договором обслуживания банковского счета, — отметил Сергей Яшенко, адвокат, партнер московской коллегии адвокатов GRAD. — Банк, привлекая компании-участники для выплаты процентов, предлагает вам договор публичной оферты. При этом, кредитная организация просто учитывает баллы или бонусы, потому как бонусные программы — это не банковская сфера деятельности. Все условия, которые вы принимаете в рамках бонусной программы, в том числе и кэшбэк, регулирует договор оферты».
В соответствии с договором, банк и в самом деле может оставить за собой право отказать в кэшбэк, если заподозрит, что вы пытаетесь «заработать» за счет премиальных категорий. Другое дело, что условия «злоупотребления» обычно сформулированы достаточно пространно. Например:
«Если Участник совершил или намеревается совершить действия, расцененные Банком как мошеннические, обман и/или прочие манипуляции, которые повлекли или могут повлечь за собой материальные, моральные и прочие вредоносные последствия различного типа и степени как для Банка, так и самого Участника и/или иных Участников, а также любого третьего лица».
Понять, что конкретно имеет в виду кредитная организация под «намереньем совершить мошеннические действия», сложно. Поэтому, отмечает юрист, каждый конкретный случай необходимо оспаривать с представителями банка в индивидуальном порядке. Причем, даже не с техподдержкой — клиентская служба не всегда может найти ответы на такие глубокие вопросы.
«А для себя ли ты заправлялся?»
Автор этой статьи однажды столкнулась с интересным случаем. Заехав на одну из автозаправок крупного города, собиралась уже направиться к кассе, как к ней подошел мужчина с загадочным видом. Далее состоялся диалог:
М: «У вас наличные?».
А: «Да, а что такое?».
М: «Давайте я вас с карты заправлю, а вы мне наличку отдадите? Хорошо? Вам на 1000?»
А: «. ну давайте».
Мужчина удалился к кассам, бросив беглый взгляд на номер колонки. Минут через пять он вернулся с чеком, получил наличку и снова отошел к своей машине. Уезжать мужчина не торопился, а как только на АЗС появился новый клиент, тут же направился в его сторону.
Никакого значения ситуации предано тогда не было, с легкостью ушла отданная неизвестному тысяча. Не исключено, что мужчина пытался накопить бонусные баллы от АЗС по карте клиента.
Кстати, траты на АЗС лидируют среди специальных программ с повышенным кэшбэком. Например, у того же Альфа-Банка за расходы в этих категориях можно вернуть 10%.
С «Пользой» Platinum банка «Хоум Кредит» за траты на АЗС вернется 5%, с «Пользой» Gold — 3%, рассказали в пресс-службе. «АЗС и автоуслуги» — популярная категория и у Промсвязьбанка, кредитная организация также начисляет 3% кэшбэк за эти расходы по карте «Твой кэшбэк».
Также 10% в рамках программы «За рулем» вернет «Восточный» банк за расходы на АЗС. Бонусные опции «Мультикарты» ВТБ тоже помогут получить кэшбэк в категории «Авто».
Но у каждого банка есть перечень правил, которые регулируют программу лояльности. Например, чтобы получить кэшбэк от ВТБ, придется потратить от 5 тыс. рублей в месяц на разные покупки.
В ВТБ и банке «Хоум Кредит» на вопрос, может ли клиент «злоупотреблять» опцией кэшбэк и как банк вычисляет таких пользователей, от комментариев отказались.
Промсвязьбанк отметил, что по программам лояльности «Двойной кэшбэк» и «Твой кэшбэк» злоупотреблений технически быть не может. За траты клиент получает баллы, которые может перевести в рубли по выгодному курсу: 1 балл = 1 рубль. Однако есть ограничения: бонусы по карте «Твой кэшбэк» начислят, только когда сумма покупок за месяц превысит 5000 рублей, но в обороте не учитываются операции без кэшбэка. В выбранных категориях с повышенным кэшбэком за месяц можно получить максимум 1500 рублей, плюс 1500 рублей за остальные покупки. Есть некоторые исключения и для карты «Двойной кэшбэк» — 1% за все траты, например, не вернется вам при оплате мобильной связи или коммунальных услуг.
В банке «Восточный» при оформлении карты посоветовали сразу обращать внимание на перечень МСС-кодов, указанных в договоре. Так вы будете уверены, за какую операцию точно получите вознаграждение, а за какую нет. Но перечень МСС-кодов торговой точки не всегда совпадает с МСС-кодами товаров, добавили в пресс-службе.
Отталкиваясь от условий договора публичной оферты, банки могут лишить вас по своему усмотрению бонусов, отметил Сергей Яшенко.
«Например, у вас в собственности автомобиль, ёмкость бака у него 50 литров. Банк, анализируя ваши расходные операции, видит, что вы заправляетесь чаще, чем того требует обслуживание среднего легкового автомобиля, — приводит пример эксперт. — С одной стороны, вы можете не стремиться заработать на тратах за счет банка, а просто предлагаете заправиться по вашей карте друзьям. Но банк-то этого не знает. И найдет в ваших действиях признаки злоупотребления программой лояльности. Банк может не учитывать, работаете вы курьером или таксистом. Но сколько же нужно „намотать“ по городу, чтобы потратить за день не 50, а 500 литров? И у банка возникает вопрос: а свою ли машину ты заправляешь?»
Именно поэтому кредитная организация оставляет за собой право оспорить такую ситуацию и отказать вам в вознаграждении.
«Чтобы разобраться в ситуации, обращайтесь в банк напрямую. До тех пор, пока не сложится нормативной базы и прописанных регламентов, все такие случаи будут решаться „по звонку в банк“ в частном порядке. В ряде случаев с банком можно договорится, а то и оспорить отказ. Например, если вы действительно работаете таксистом или курьером», — добавил Сергей Яшенко.
Фемида пока не разобралась
Ни в одном законе не приведено понятие «кэшбэк», и у судов пока очень скудная практика в решении таких вопросов. Отношения не прописаны в законе, и с программами лояльности высшим судебным инстанциям еще придется разбираться.
Обращаясь в суд с жалобой на отказ в выплате вознаграждения, вы можете, с одной стороны, апеллировать законом о защите прав потребителей. Но суды говорят, что этот закон не распространяется на случаи, когда банк заключает с клиентом договор публичной оферты. Во-первых, потому что все бонусные программы — это небанковские услуги. Опция кэшбэк стала популярна последние несколько лет, поэтому суды не всегда понимают, с какой правовой стороны заниматься вопросом. Ведь все условия, прописанные в программе лояльности, регулируются, опять же, договором публичной оферты. И, принимая условия кэшбэка, вы соглашаетесь с пунктами этого документа.
Практика решения таких вопросов наверняка появится спустя несколько лет, добавил эксперт. Иными словами, чем больше потребителей будут обращаться в суд с этим вопросом, тем понятнее он будет и для банков, и для клиентов, и для судов.
«Обращаясь в суд с жалобой на отказ в выплате вознаграждения, вы должны доказать, что были нарушены ваши права. Если вы действительно так считаете, приводите все имеющиеся доводы — и договор публичной оферты, и условия программы, и договор банковского счета, а также обращайтесь к закону о защите прав потребителей», — поясняет Сергей Яшенко.
Всегда нужно рассматривать каждый случай отдельно. Если конкретные случаи злоупотребления не прописаны в рамках программы лояльности, то и «признаки нарушений» с вашей стороны должен определить суд. Кроме того, вы можете потребовать, чтобы вам этот пункт разъяснили — как в банке, так и в суде. Например, был неприятный случай с бонусными милями одной авиакомпании. Кто-то «продавал» эти мили, соответственно, авиакомпания терпела убытки. Когда мошенничество вскрылось, в начислении миль было отказано», — заключил эксперт.
Карта как в первый раз
Если вы решили оформить карту с кэшбэк, обратите внимание не только на выгодные условия и высокие проценты.
Если присоединяетесь к программе лояльности:
— изучите все подписываемые условия, не бойтесь задавать интересующие вопросы сотруднику банка;
— обратите внимание также на максимальную сумму кэшбэка, у некоторых банков она может быть ограничена, например, не более 3 000 рублей в месяц;
— узнайте курс конвертации бонусных баллов в рубли, если они начисляются по программе лояльности;
— уточните, как вы можете распоряжаться своим кэшбэком: потратить его на определенные виды товаров, или на любые покупки;
— также стоит узнать периодичность начисления процентов и смены тематических категорий;
— установите мобильное приложение банка и зарегистрируйте в нем свою карту: так вы сможете в любой момент узнать о тратах и количестве начисленных баллов или рублей. Также мобильный банк поможет заблокировать карту в случае потери или кражи, связаться с техподдержкой или отрегулировать категории трат, если они поменялись.
— запросите копию документов программы лояльности.
Банки предлагают кэшбэк клиентам, чтобы заинтересовать потребителей чаще пользоваться дебетовой картой. Российские кредитные организации заинтересованы в обороте как по дебетовым, так и по кредитным картам. Таким образом траты банка на кэшбэк окупаются увеличением транзакционной активности по карте.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина