Что будет с магазином ряды

Магазины оптоклуба «Ряды» в Петербурге отойдут дарк-сторам

С 14 сентября в Петербурге закрывается сеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды», состоящая из трех магазинов. Как считают эксперты, освобождаемая торговая площадь будет интересна в первую очередь онлайн-игрокам, делающим ставку на дарк-сторы.

О закрытии сети с 14 сентября сообщил сам ретейлер. «Оптоклуб Ряды» открылись в Петербурге 2015 году. Спустя пять лет они состояли из трех гипермаркетов, каждый из которых находился в непосредственной близости от КАД.

Еще один магазин был открыт в Мытищах, но его закрытие произошло еще раньше петербургских гипермаркектов. По данным ЕГРЮЛ, доля в «Оптоклубе Ряды» принадлежит ООО «Бигбокс» Инны Мейер, которая является женой бывшего совладельца «Ленты» Августа Мейера.

Бизнес ретейлера представлял собой сеть клубного типа, своего рода магазин-склад с годовыми абонементами, которые дают право на значительную скидку.

За время работы постоянными членами клуба стали более 100 тысяч человек, приводят данные в компании. При этом решение о закрытии там объясняют «негативным влиянием сложных внешних обстоятельств». Эксперты обращают внимание и на другие причины закрытия бизнеса.

«Дело в том, что крупные федеральные отрасли имеют доступ к более выгодным контрактам поставщиков. А региональные сети средней величины, конечно, проигрывают им уже на этапе закупки. Кто-то может частично компенсировать проигрыш ассортиментом или сервисом, но когда основная ставка делается на дисконт, конкуренция по цене становится критичной», — объясняет генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Как добавляет собеседник АБН, реализация стратегии «Оптоклуба Ряды» могла стать успешной только при масштабировании бизнеса, наращивании количества магазинов до десятков и сотен, и увеличении представительства в других регионах страны.

Что будет с магазином ряды. Смотреть фото Что будет с магазином ряды. Смотреть картинку Что будет с магазином ряды. Картинка про Что будет с магазином ряды. Фото Что будет с магазином ряды

Генеральный директор INFOLine Иван Федяков / Фото: facebook

Стоит отметить, что подобные планы на первом этапе у ретейлера были. Владельцы сети рассчитывали 2021 году увеличить ее до 22 магазинов. Но здесь наложилось сразу несколько негативных факторов.

Например, Иван Федяков обращает внимание на заимствованный у американских сетей формат. По его словам, такая стратегия была актуальна в США еще несколько десятков лет назад, в то время как современный российский рынок продуктового ретейла имеет несколько серьезных отличий.

«Попытка привязать к себе покупателя каким-то абонементом, акциями или стикерами не может увенчаться успехом. Человек начинает ходить в один и тот же магазин только когда считает его лучше остальных. При этом формат гипермаркетов вообще умирает. Во-первых, растут онлайн-продажи, во-вторых, популярнее становятся магазины у дома, в-третьих, денег и времени у покупателей становится меньше», — добавляет независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов.

Негативное влияние оказала и пандемия. Именно формат гипермаркетов, находящийся в отдалении от потребителя, пострадал больше всего. Люди опасались посещения магазинов с большой проходимостью и скоплением людей.

По подсчетам гендиректора INFOLine, у гипермаркетов произошел отток от 30 до 50% по траффику, что только частично удалось компенсировать ростом среднего чека.

В итоге многие петербургские продуктовые сети показали отрицательную динамику во первом квартале, которая сменилась глубоко отрицательной во втором квартале и даже относительные успехи третьего квартала не смогли выправить ситуацию.

Что будет с магазином ряды. Смотреть фото Что будет с магазином ряды. Смотреть картинку Что будет с магазином ряды. Картинка про Что будет с магазином ряды. Фото Что будет с магазином ряды

Одним из последствий пандемии стал тот факт, что потребители сосредоточились либо у магазинов у дома, либо на заказе продуктов питания с доставкой.

По мнению Александра Анфиногенова, подобный процесс уже необратим, он затронул все гипермаркеты в России и за рубежом. Сочетание факторов стало ударом по бизнес-модели, которую выбрали для себя владельцы «Оптоклуба Ряды».

Что касается перспектив освобождаемых помещений на Пулковском и Мурманском шоссе, а также на Шафировском проспекте, то здесь эксперты не видят множества желающих открыть на этих торговых площадях новый бизнес.

Александр Анфиногенов считает, что объектами могут заинтересоваться игроки с рынка DIY, так как «люди готовы доехать до строительного рына или сетевого магазина, когда делают ремонт».

«Прихода еще не представленных в Петербурге игроков продуктового ретейла ждать не стоит. Конкуренция в городе и без того высокая — 80% рынка продуктов питания поделено между 10 компаниями. Плюс локация рядом с КАД не самая лучшая. Возможно, помещениями заинтересуется «Лента» или другие компании, делающие ставки на дарк-сторы, включая Ozon и Wildberries», — предполагает Иван Федяков.

Формат dark store возник в Великобритании в 2009 году. Он представляет собой магазин-склад, который предназначен для обслуживания интернет-заказов. Как уже сообщало АБН, склады в Петербурге становятся все более востребованными, а перевести помещения «Оптоклуба Ряды» в склады можно без больших капиталовложений.

Источник

Что будет с магазином ряды. Смотреть фото Что будет с магазином ряды. Смотреть картинку Что будет с магазином ряды. Картинка про Что будет с магазином ряды. Фото Что будет с магазином ряды

Что будет с магазином ряды. Смотреть фото Что будет с магазином ряды. Смотреть картинку Что будет с магазином ряды. Картинка про Что будет с магазином ряды. Фото Что будет с магазином ряды

С конца 1999 года я был главным технологом компании «Лента C&C». И до 2004 года формировал всю технологию продаж, а также планы магазинов, товарный справочник, ретейл-аналитику, управленческие отчеты, клиентские программы CRM, руководил внедрением SAP R3. Формирование технологии ретейла сродни созданию скелета человека или каркаса автомобиля. Суть технологии «Лента» заключалась в соединении элементов сash&сarry и гипермаркета. И самым важным было построение отдела по работе с клиентами и клиентской программы.

Идея оптоклуба витала в воздухе еще в 2002-2003 годах, когда Август Мейер и Дмитрий Костыгин выкупили долю в «Ленте» у Ладимира Волошина и Андрея Смецкого.

Август Мейер приехал из США, а в Штатах нет ретейла формата cash&carry+гипермаркет. Есть формат wholesales club, оптовый магазин-клуб. Это и есть магазины формата Sam’s club и Costco. Когда Август как соучредитель предлагал основателю «Ленты» Олегу Жеребцову перевести «Ленту Cash&Carry» в формат Sam’s club и Costco, мне стоило значительных усилий отговорить Олега от этого решения.

То, что не вышло в нулевых, случилось в 2015 году: в «Оптоклубе Ряды» была почти тотально скопирована модель работы Sam’s club из Америки. При этом американский покупатель значительно отличается от российского по мотивам и целям покупки. Та же Metro Cash&Carry потерпела неудачу в США, а Walmart ушел из Европы и России, где так ничего и не открыл. Почему? Потому что стратегия покупок и тактика покупателей на разных континентах абсолютно разная. Sam’s club — еще один проект Сэма Уолтона, основателя Walmart. Так вот, у Walmart в формате store 90% ассортимента — non food. Там есть носки с золотым люрексом, носки с серебряным люрексом, носки с бронзовым люрексом и т.д. А, для сравнения, в «Ленте» 90% ассортимента — это продукты питания. Все наоборот. Американец едет в Walmart в первую очередь за трусами, а русский и европеец отправляется в гипермаркет за продуктами питания. Тотальная разница!

Есть два разных подхода в технологии создания ретейла: тотально копировать и умно адаптировать. С моей точки зрения, технологию к рынку необходимо адаптировать.

Например, «Карусель» была когда-то слепо скопирована с «Ленты» и до сих пор приносит убытки.

«Ряды» тоже адаптацию не сделали, и на дистанции в 5 лет этот управленческий минус стратегически грохнул компанию. Основное зерно технологий в ретейле — работа с клиентами. Именно для клиентов и в показателях клиентов строится умная работа с товарами и коммерческое управление продажами. Если нет технологии (а в «Рядах» ее было недостаточно), то и все остальное неуспешно. Технологии — сердце ретейла.

Например, в Sam’s club и во многом в «Оптоклубе Ряды» основная покупательская группа — это владельцы малого бизнеса в сегменте Horeca, а розничные покупатели и охотники за скидками лишь на втором месте. В «Лента Cash&Carry» было все наоборот. Соответственно различается и размер покупки, и технология предоставления скидки: в первом случае — 3-10 sku и скидка на опт, во втором — 15-30 sku и скидка на сумму покупки.

Но если в США крупные покупки можно хранить в гараже или подвале частного дома, то в России человек живет условно на «5-м этаже хрущевки без лифта». А тащить на 5-й этаж мешок с рисом трудно. Таких отличий можно привести еще много.

Ошибка была сделана в самом начале — руководителем «Оптоклуба Ряды» как СЕО стала операционный менеджер из «Лента C&C» Елена Стрельцова. Но руководить магазином созданной торговой сети и создавать технологию торговой сети — две разные задачи. Как водить автомобиль и делать его.

Для начала нужно было сделать правильный товарный справочник, рейтинговый анализ продаж, то есть ABC-анализ, out of stock — отсутствие в продаже рейтинговых товаров, CRM и т.д. Без этого проект не полетит, как автомобиль не поедет без колес, руля, тормоза и мотора.

В итоге в «Оптоклубе Ряды» почти не было фреш-фуда и ультра-фреша, они продавали в основном упакованные продукты. Так же как в Америке, где Sam’s club продает консервы, донатсы, соки, замороженные продукты и т.д. А в России продуктовые супермаркеты, гипермаркеты и сash&сarry без фреша — никак! Да, россиянин склонен быть ловцом дешевых товаров, но никто не покупает домой 5 кг блинов и 75 донатсов! Попробуй ты принести домой 24 упаковки молока, тебе жена скажет: «Ты что, рехнулся? А где бананы и картошка?»

С клубными карточками, которые необходимо было купить, чтобы стать клиентом «Рядов», — то же самое. Россияне не хотели за нее платить, потому что им невыгодно: здесь нет финансовых программ, поддерживающих эту карточку. В Sam’s club есть программы, связанные с MasterCard и Visa. Если у тебя American Express, то ты не отбиваешь свою сотку баксов, которую нужно положить на годовую программу. А здесь люди не понимали: за что я плачу деньги, если мне хватает товара и ассортимента?

Проект Льва Хасиса сеть «Смарторри» сделала те же ошибки. Не было проведено адаптации торговой технологии под потребности и мотивы покупок клиентов. Плюс слабое изучение клиентов, плюс слабая CRM. Если инвестор, делая ретейл-клуб, думает, что покупки будут как в супермаркете, он изначально ошибается на 70-80%.

Клубная программа в России возможна, только создают ее не деньги, связи, товары и скидки, а именно торговые технологии. Retail is detail!

Виктор Адамов о причинах провала проекта «Смартори» Льва Хасиса

Что будет с магазином ряды. Смотреть фото Что будет с магазином ряды. Смотреть картинку Что будет с магазином ряды. Картинка про Что будет с магазином ряды. Фото Что будет с магазином ряды

Мне кажется, для «Рядов» сложилась трагическая совокупность факторов. Такое стечение обстоятельств отправило на дно и непотопляемый «Титаник». Вот эти факторы:

1. Формат «гиперов» демонстрировал снижение популярности и до локдауна. Очевидно, что в пандемию покупатель был склонен к магазинам у дома. Федеральные сети их и развивали. А «Оптоклуб Ряды» строил стратегию именно на «гиперах».

2. Собственно формат. Да, клуб. Да, у Costco отлично получилось. Но вот российскому потребителю «не зашло». Или массовое промо желтых ценников и «3 по цене 1» в федеральных сетях сформировали паттерн поведения «поиска лучшей цены сегодня».

3. Феномен локаций. Вроде вот он, по пути. Но даже на Пулковском шоссе (в Петербурге. — Ред.) в «Ленте» и «О’Кее» всегда было больше народу.

4. И, вероятно, главный фактор. История сложных взаимоотношений акционеров привела «Юлмарт» к закрытию. Возможно, в то время, когда компании нужен был pivot (смена бизнес-модели. — Ред.), например, на «клуб у дома», но этого не произошло именно из-за погруженности акционеров в проблемы «Юлмарта».

Источник

Помещениями бывших магазинов оптоклуба «Ряды» в Петербурге могут заинтересоваться дарк-сторы

Что будет с магазином ряды. Смотреть фото Что будет с магазином ряды. Смотреть картинку Что будет с магазином ряды. Картинка про Что будет с магазином ряды. Фото Что будет с магазином ряды

С понедельника, 14 сентября, в Северной столице прекратила работу сеть магазинов «Оптоклуб Ряды». За 5 лет деятельности в городе сеть открыла три гипермаркета, которые пользовались большой популярностью у местных жителей. Эксперты предположили, какие компании могут заинтересоваться освобожденными помещениями.

Отметим, руководство сети причиной закрытия магазинов назвало «негативным влиянием сложных обстоятельств». Генеральный директор INFOLine Иван Федяков считает, что бизнес мог закрыться из-за слишком большой конкуренции. Дело в том, что, когда в стратегии упор делается на дисконт, весьма сложно удержаться на плову. Для это стоит постоянно расширять бизнес и наращивать количество магазинов в разных регионах. Сам формат гипермаркетов тоже постепенно отходит на второй план. Покупатели в настоящее время больше ориентированы на онлайн-магазины и магазины у дома. Сказывается и факт того, покупательская способность из-за кризиса снижается. Об этом сообщает АБН.

Еще одним фактором для решения о закрытии могла стать пандемия. Петербуржцы боялись ездить в отдаленные магазины (все точки находились в непосредственности близости от КАД), а также активно посещать общественные места. Из-за этого фокус покупателей сместился с гипермаркетов на доставку и магазины у дома. Негативное влияние данной тенденции ощутили на себе многие торговые сети.

Федяков также предположил, кто может стать следующими арендаторами освободившихся площадей. Эксперт подчеркнул, что новых представителей продуктового ритейла ждать не стоит из-за большой конкуренции. Расположение также не является удачным. Скорее всего, помещениями могут заинтересоваться онлайн-игроки, такие как Ozon или Wildberries, для организации складов с товарами для интернет-заказов. К тому же, переоборудование помещений бывшего оптоклуба для данных целей не будет стоить серьезных затрат.

Источник

«Оптоклуб Ряды» закрывает все магазины

Что будет с магазином ряды. Смотреть фото Что будет с магазином ряды. Смотреть картинку Что будет с магазином ряды. Картинка про Что будет с магазином ряды. Фото Что будет с магазином ряды

«Оптоклуб РЯДЫ» на Шафировском проспекте в Петербурге, фото: producttoday.ru

Торговая сеть «Оптоклуб Ряды» окончательно уходит с рынка, так и не сумев разобраться с возникшими проблемами и оптимизировать свою работу в новых условиях. Ранее компания закрыла гипермаркет в Москве и намеревалась сконцентрировать все усилия на рынке Петербурга, однако и этого сделать не удалось. Магазины будут работать до середины сентября, но уже сейчас в них практически нет товара.

В ООО «БигБокс» сослались на «внешние обстоятельства», сообщая о решении закрыть магазины. При этом отметили, что все расчеты с сотрудниками и поставщиками будут произведены в полном объеме.

Таким образом, 14 сентября станет последним днем работы трех существующих в Петербурге магазинов этой сети: на Мурманском и Пулковском шоссе, а также на Шафировском проспекте. В начале июля «Оптоклуб Ряды» покинул Москву — единственный гипермаркет в Мытищах был закрыт.

После ухода с московского рынка в компании планировали активизировать развитие в Петербурге, ведь именно на проблемы в Москве руководство «Оптоклуба Ряды» ссылалось ранее, когда возникали проблемы с долгами перед поставщиками (а возникали они в последнее время очень часто). Единственный открытый в московском регионе магазин стоил компании слишком дорого — ресурсов для обеспечения его работы тратилось гораздо больше, чем было отдачи.

К слову, о скором закрытии сети «Оптоклуб Ряды» сайт «Продукт медиа» писал еще в марте 2020 года, основываясь на данных о больших долгах перед поставщиками и крайне малыми товарными запасами в магазинах. Позже в компании поспешили опровергнуть эти предположения и даже решили значительную часть проблем с оплатой задолженностей поставщикам, однако из сети продолжала поступать информация о неопределенности в планах по развитию.

Еще летом «Оптоклуб Ряды» планировал осуществить свои давние планы по открытию гипермаркета на Таллинском шоссе в Петербурге, но до их реализации дело так и не дошло. Долги перед поставщиками продолжали расти, кроме того, ритейлер в значительной степени пострадал от падения продаж в «профессиональном» канале — оптовые покупатели, снабжающие общепит и гостиничный бизнес весной и летом из-за пандемии выручки почти не приносили.

Напомним, что первый «Оптоклуб Ряды» на Пулковском шоссе был открыт в 2015 году, а к 2018 году сеть должна была увеличиться до 20 магазинов, в том числе и за счет выхода в другие регионы.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *