Что будет с нашими детьми в будущем
Отвечаю, какое будущее ждёт детей России
В России присутствует элита человека курильщика, которая занимается исключительно своими интересами, пиная подведомственное населения, обкладывая налогами и банально обкрадывая на разнообразных госзаказах.
Какое будущее может быть у детей, если их родители крепостные? Как ещё нас назвать, если около половины соотечественников имеет доход от 5 до 15 тысяч рублей?
«Если вы работаете, но вашей зарплаты хватает только на еду, одежду, и оплату ЖКХ, то стоимость вашего труда равна стоимости труда paбa!», – сказал наш выдающийся учёный Дмитрий Лихачёв. Сегодня многим даже на одежду не хватает, некоторым и на еду!
Какое будущее может быть у наших детей? Бюджетное высшее образование уходит в прошлое, да и сама высшая школа давно уже не готовит кадры для экономики, а производит некий полуфабрикат для переобучения на рабочем месте. Высокооплачиваемых наукоёмких рабочих мест с каждым днём всё меньше.
Где социальные лифты и равные возможности для всех? Нет и не будет, потому, что равные возможности для всех, означают снижение возможностей для детишек «элиты», которые живут за рубежом на наши деньги.
Судьба подрастающего поколения, если ничего не изменится, незавидна. На протяжении 20-ти лет элитка умудрилась закрепостить народ, и с чего мы взяли, что в оставшееся отведённое им время «господа да бояре» позаботятся о наших детях?
У нас хотя бы было понимание: «что такое хорошо и что такое плохо». Наших детей же будут воспитывать под ура-патриотическим угаром, где из каждого утюга рассказывают о величии Путина, правительства и партии власти. Молодёжь просто не будет знать иного: свободы, достойного отношения, достойной жизни, счастья и т.д.
Скажите мне друзья, такого будущего хотим для своих детей?
Какое будущее ждет наших детей?
Наверняка, 25-30 лет назад родители многих нынешних молодых пап и мам и представить себе не могли, какое будущее ждет их детей в первые десятилетия XXI века.Также и современным родителям очень сложно вообразить, в каком мире будут жить их дети (и они сами), скажем, в 2050 году. Очевидно лишь, что этот мир будет сильно отличаться от того, к которому мы привыкли сейчас
А что думают о том, как может измениться жизнь на планете Земля профессиональные футурологи? К чему нужно готовить своих детей уже сейчас?
С кем придется конкурировать нашим детям на рынке труда через 20-30 лет?
Очевидно, что дальнейшее технологическое развитие внесет большие изменения в образ жизни и профессиональную деятельность землян.Тенденции по автоматизации производства и сферы услуг прослеживаются уже сейчас, а через 20-30 лет они могут стать одним из ключевых факторов изменения жизни людей на всех континентах.
Главными конкурентами на рынке труда для наших детей станут не мигранты из соседних бедных стран, а машины, компьютеры и роботы, которые смогут работать гораздо эффективнее, надежнее и дешевле, чем существа из плоти и крови, поскольку им не нужна страховка, зарплата и оплачиваемыйотпуск, благоприятные условия труда и перерывы на обед. Машины и роботы могут работать круглосуточно и максимально эффективно, без каких-либо ошибок, возникающих из-за «человеческого фактора». Ни один человек не сможет конкурировать с ними во всех сферах трудовой деятельности, которые можно механизировать. Как считает американский футуролог Томас Фрей, уже к 2030 году машины и роботы займут более 2 млрд. существующих ныне «человеческих» вакансий.
Универсальность и творческое воображение как главные факторы конкурентоспособности
Поскольку многие профессии будут постепенно автоматизироваться, будущее потребует от наших детей гораздо большей профессиональной универсальности, чем она нужна сейчас их родителям. Пожизненная работа в одной профессии будет возможна лишь в единичных областях, а большинству людей придется несколько раз в течение жизниоперативно осваивать новые сферы деятельности.
Главными человеческими качествами на рынке труда в будущем могут статьтворческое воображение, оригинальность и креативность, поскольку автоматизировать и механизировать эти свойства вряд ли возможно. Поэтому представители творческих профессий, работающие с человеческими эмоциями, будут успешно конкурировать с машинами и роботами будущего.
Если предположить, что у человечества из-за автоматизации производства, появится много свободного времени для досуга, то творчество, креатив и оригинальность тоже выйдут на первое место, поскольку начнется эпоха искусства и самовыражения во всем.
Возможно, кому-то удастся дожить и до тех времен, когда самыми богатыми людьми будут считаться не те, у кого много денег, а те, у кого наиболее яркая, творческая индивидуальность.
Универсальность, готовность обучаться новым профессиям несколько раз в течение жизни и хорошо развитое творческое воображение – вот что, возможно, потребуется нашим детям для успешной жизни в экономике будущего.
Какие профессии исчезнут?
Переквалифицироваться придется многим представителям «посреднических» профессий. Возможно, будет автоматизирована и большая часть транспорта, поскольку из-за человеческого фактора в этой сфере ежегодно гибнут сотни тысяч людей. Весь производственный труд будет механизирован (да и правительства всех стран желательно будет заменить компьютером, который никогда не сворует и не нагрешит, в отличие от человеческих президентов).
Человек в «старых» профессиях останется только там, куда прогресс будет добираться с большим опозданием, или в сегменте премиум, где будет цениться личное общение и эмоциональный контакт. Безусловно, появятся и какие-то новые профессии, о назначении которых мы можем сейчас только гадать.
Работа и учеба на разных континентах
Уже сейчас есть немало людей, которые живут в одной стране, а работают в другой. Сейчас это еще пока не стало нормой, но в ближайшие десятилетия, безусловно, удаленный формат работы выберут многие представители интеллектуальных и творческихпрофессий. Появится много глобальных компаний, все сотрудники которых будут проживать на разных континентах и встречаться только в Интернете.
Традиционные школы и университеты в ближайшие 20-30 лет тоже, судя по всему, прекратят свое существование, поскольку Интернет предоставит неограниченные возможности для обучения в лучших учебных заведениях мира. Дети и подростки будут бесплатно учиться в школах и университетах по всему миру, не выходя из дома, авсе ЕГЭ и дипломы будут восприниматься как безнадежно устаревшие инструменты образования далекого прошлого.
Альтернативный вариант развития будущего от Жака Фреско
Повсеместная автоматизация с одной стороны приведет к тому, что наконец-то, сбудется давняя мечта многих любителей фантастики, и вкалывать начнут роботы, а не человек, а с другой стороны, это может привести к грандиозным социальным сдвигам.
Если не будут появляться новые профессии, многие люди останутся без работы, и у них не будет денег для того, чтобы поддерживать нормальное функционирование рыночной экономики, в которой постоянно кто-то должен что-то продавать и покупать.
Как считает американский ученый, изобретатель, футуролог и автор проекта «Венера» Жак Фреско, это станет хорошим поводом для перехода от денежной системы к ресурсо-ориентированной экономике, в которой ресурсы планеты будут принадлежать не отдельным олигархам, а всем людям Земли.
По мнению Фреско, этого будет достаточно, чтобы обеспечить высокий уровень жизни для всех землян и создать совершенно новую цивилизацию, в которой люди будут жить в высокотехнологичных, «умных», экологически чистых городах. В идеальном мире Жака Фреско нет денег, войн, нищеты, правительства, армии, полиции и большинства современных проблем, все люди занимаются своим любимым делом и живутв согласии с природой.
К чему еще нужно готовиться
Практически все футурологи прогнозируют в ближайшие 20-30 лет значительное увеличение продолжительности жизни землян. Этому будут способствовать и развитие медицины, и даже возможное изобретение лекарства, замедляющего старение. Человек, который сможет прожить 150, и даже, 200 лет, по мнению некоторых «прогнозистов», уже родился. Безусловно, это приведет к некоторым изменениям в социальной жизни представителей человеческого рода.
Если люди будутжить в среднем около 100 лет, то никакая государственная или частная пенсионная схема не сможет обеспечить им комфортную жизнь в течение 30-40 лет после окончания трудовой деятельности. Если это произойдет, то нашим детям придется настраиваться на более продолжительный срок трудовой жизни, или вообще позабыть о пенсиях, и готовится работать всю жизнь.
Что останется неизменным
Несмотря на все технологические прорывы и фантастические изобретения, которые ждут нас в будущем, кое-что останется неизменным. Прежде всего, это человеческая физиология, которая формировалась миллионами лет, и 30-40 лет явно недостаточно для ее изменения.
Несмотря на то, что большую часть работы за нас в будущем будут выполнять машины, наш организм по-прежнему будет нуждаться в физических нагрузках, для которых он формировался в ходе миллионов лет эволюции. Поэтому не забудьте приучить себя и своих детей к занятиям физкультурой, здоровой пище и крепкому сну. Это поможет вам дожить до отдаленного будущего и увидеть все своими собственными глазами.
Что наших детей ждёт в будущем?
В последние годы мир меняется с огромной скоростью. На нас обрушиваются потоки информации, постоянно изобретаются новые технологии, и наша жизнь почти несравнима с жизнью наших предков. Общество изменилось настолько сильно, что уже не работают проверенные годами рецепты «как правильно жить» от наших бабушек и прабабушек.
Их рецепты воспитания не сработали у наших мам даже в воспитании нашего поколения. Тем более они не могут сработать на наших детях. И если мы хотим, чтобы наши дети не потерялись в этом мире, чтобы они смогли нормально действовать, строить карьеру или свой бизнес, создавать счастливые семьи, то нам нужно делать что-то по-другому.
Давайте вернёмся в тысяча девятьсот четырнадцатый год – сто лет назад. Как жила любая крестьянская семья? «Поднимается медленно в гору лошадка», и шестилетний ребенок является полноценной трудовой единицей. Маме не надо думать о его образовании, о его самореализации, о том, чтобы раскрыть личностный потенциал. У них всё хорошо: он в шесть лет мужчина, второй мужчина в семье, возит хворост. И всю жизнь так проживёт. И у мамы все хорошо, ей не надо ни на кружки возить, ни репетитора оплачивать – жизнь удалась.
Как только речь заходит о людях, желавших в те годы дать своим детям больше, чем тяжёлую крестьянскую судьбу, например, о дворянах, то бытовую технику заменяла кухарка и горничная, ребёнку находили даже не репетиторов, а нанимали с проживанием иностранных гувернеров. И после домашнего образования дети шли в элитный лицей с высокооплачиваемым преподавательским составом.
Если взять советские времена, нашим бабушкам ещё повезло с нашими мамами – было всё чётко и понятно. Была школа рядом с домом. Или ребёнок мог напрячься и поступить в лучшую гимназию, потом в университет. Если ребёнок «не тянул» на институт, он, как ни странно, после ПТУ зарабатывал на заводе больше, чем зарабатывал инженер с высшим образованием.
И было понятно, чему и как учить детей. Задача родителей была достаточно простой: устроить в школу получше и помочь поступить в институт попрестижней, после этого жизнь ребёнка автоматически нормально устроится. Что делать с детьми, в Советском Союзе было совершенно понятно – ребёнок закончит школу, закончит вуз и будет уважаемым членом общества.
К сожалению, сейчас окончание любого российского вуза никаких гарантий никому уже не даёт. А мечтающим поступить в Гарвард российская школа мало чем поможет.
И у родителей, желающих успеха и счастья своим детям, возникает проблема: мир меняется очень быстро. Максимум через десять лет техника и роботы заменят многие рутинные операции, связанные с физическим трудом. Уже есть заводы, где работают два оператора вместо тысячи рабочих. Два человека управляют роботами, остальное автоматизировано. Изобретены роботы, заменяющие труд уборщиц, водителей, рабочих. Ряд профессий скоро исчезнет, как недавно исчезли пейджеры.
Осталось удешевить производство, и рутинный низкооплачиваемый физический труд будет передан технике. Через 20 лет пойти работать дворником, рабочим или таксистом никто из наших детей не сможет, даже если захочет. Как только роботы подешевеют в рамках массового производства, то любой предприниматель выберет не нанять рабочего, а купить работающего в три смены, не болеющего и не пьющего робота. Расходы на покупку робота за счёт экономии на зарплатах, больничных и отпускных будут окупаться за пару лет.
Люди, которые не сумеют стать интеллектуально развитыми и творческими, будут доживать на пособии, потому что простой физической работы для них практически не останется. Сейчас технологии существенно отличаются от того, что было 20 лет назад. А ещё через 20 лет нашим детям предстоит жить в мире, где физический труд почти полностью будет передан технике и роботам.
Второй вид работы, который почти исчезнет в ожидаемом будущем – это рутинный интеллектуальный труд, постепенно заменяющийся компьютерными программами. Благодаря IT-технологиям там, где раньше требовалась тысяча бухгалтеров, хватит пяти, но высококвалифицированных, остальное посчитает компьютер. Благодаря автоматизации и внедрению систем электронного правительства существенно уменьшится необходимость в чиновниках. Количество рабочих мест с рутинным не творческим трудом, раньше считавшимся интеллектуальным, сократится в десятки раз за счет IT-технологий.
Очевидно, что изменение структуры рынка труда наши государственные мужи просчитать не могут. Они неспособны заранее подготовиться к тому новому миру, где будут роботы, где будет всё в компьютерных программах, где не будет спроса на низкоквалифицированный труд и на современный уровень образования школьников и студентов на постсоветском пространстве. И эта тенденция видна в западных странах – огромное количество рабочих стали безработными, найти другую работу не могут, сидят на социальном пособии и умирают, спиваясь, потому что нет смысла в жизни, нет целей. Аналогично выпускники университетов в этих странах не могут найти себе работу в соответствии с дипломом.
И либо наши дети получат другое образование благодаря нам, либо мы с помощью школы потратим их детство на знания и умения, которые в ХIХ веке были полезны, но через 20 лет даже не помогут ребёнку просто найти любую работу и прокормить себя. Да, будут отдельные гениальные дети, которые «сами пробьются». Но вы уверены, что ваш ребёнок войдёт в их число? Лично я предпочитаю сама дать своим детям востребованные в современном мире знания, навыки и умения.
Как вы думаете, почему одни дети вырастают лидерами, а другие — нет?
Узнайте, что мешает вашему ребёнку стать лидером!
Переходите по ссылке, чтоб пройти тест бесплатно: http://yurkovskaya.com/deti/
Пройдите 5 минутный тест бесплатно, и узнайте, что мешает вашему ребёнку стать лидером: http://yurkovskaya.com/deti/
Будущее наших детей. Поколение без границ
На протяжении веков, во время анальной фазы развития, жизнь была равномерной и гораздо более предсказуемой, чем сегодня. Была уверенность в завтрашнем дне. Положение в обществе, в семье, на работе было более устойчивым и редко подвергалось изменению. В обществе царила системы ценностей брака, верности, почета и уважения. Большинство родителей росло на этой базе, и воспитывалось соответствующем образом, по своему опыту пытаясь передать это современным детям, а мир сегодня уже не тот, мы вышли из анальной фазы развития. Подобные противоречия между представлениями старшего поколения и видением детскими глазами иной реальности в итоге приводит к полной дезориентации детей.
Процесс развития идет на ускорение и усложнение. Где каждое следующее поколение рождает более гениальные мысли, чем предыдущее. Объем желания современного поколения вырос настолько, что произошел отрыв поколений. Впервые в истории человечества родители ничего не могут передать детям, а только создать благоприятные условия для их развития. Человечество вышло на новый уровень развития. Это поколение наших детей.
Системно векторная психология отличает восемь векторов человека, 8 базовых свойств и желаний. Наличие тех или иных векторов в человеке предполагает тот или иной жизненный сценарий. Отличая вектора, мы способны понимать истинные потребности своего ребенка, чтобы выстроить правильные отношения и необходимую среду для его развития.
В чем отличие нового поколения
Будущее наших детей очень сложно представить. В современной кожной фазе развития, каждый день происходит что то новое, уже нет линейного и предсказуемого течения событий, как это было раньше. Любой новый прорыв в технологии очень быстро и значительно меняет способы общения и поведения людей. Интернет, I-phone, e-book, планшеты, изменили наше восприятие мира. В будущем, благодаря интернету, который станет еще более глобальным, дети начнут уже переносить системы ценностей сети в реальную жизнь. Во что это может вылиться, трудно себе представить.
Обиженные родители и будущее глазами детей
— Папа у меня дурак, не может зарегистрироваться на одноклассниках.
А родители не понимают, им хочется, чтобы их ценили.
В попытках передать старые навыки и умения, устарелые системы ценностей, родители, в большинстве случаев, остаются непонятыми. Мир глазами детей выглядит совершенно иначе и то, что пытаются донести родители, кажется совершенно бессмысленным. Кому надо уметь пилить лобзиком? Кому захочется чинить мотор машины? Детям этого не понять – у них совершенно другой окружающий мир, совершенно иной уровень желаний, который способен в своем потенциале привести все человечество к познания самого себя.
Обижаются родители на неблагодарных детей, не оправдавших надежды сыновей и дочерей, просиживающих часами в сетях интернета, не поддерживающих старые взгляды общества на мораль и нравственность. Удивляются распущенности в сексуальных отношениях, не знают, что делать с алкоголизмом, наркотиками и компьютерной зависимостью. Пройдет пару лет, и они будут отвечать за целостность нашей страны, за будущее всего государства.
«Наши дети будут жить в мире, о котором мы с вами понятия не имеем»
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», — говорил Альбер Камю. Способна ли нынешняя система образования готовить детей, которые смогут успешно реализовывать себя в будущем? Какие навыки для этого нужны? «Газета.uz» поговорила с российским экспертом, доктором педагогических наук Ириной Емельяновой, посетившей Ташкент.
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Эти слова Альбера Камю в наше стремительно меняющееся время актуальны как никогда. Способна ли нынешняя система образования готовить детей, которые смогут успешно реализовывать себя в будущем? Какие навыки для этого нужны детям? Как родители могут помочь в их формировании? Корреспондент «Газеты.uz» поговорил с российским экспертом в области одарённости, доктором педагогических наук Ириной Емельяновой, недавно посетившей Ташкент по приглашению Leader School. Ирина Емельянова — профессор кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, научный руководитель компании «Инновации детям» и эко-детсада «Бельчонок».
— Чего не хватает школам и системе образования, которые мы имеем сегодня?
— Система образования вообще очень инертная. Это самая значимая сфера и в то же время она самая трудно меняемая. Почему самая значимая? Потому что реформой образования можно влиять на людей, и это знают правители.
Когда педагог меняется, он меняет сразу целое поколение. Поэтому это одна из самых влиятельных сфер, но при этом одна из самых инертных. Вот такое противоречие. И оно пока неразрешимо.
Привычная нам классно-урочная система обучения была создана Яном Амосом Коменским ещё в индустриальную эпоху. Представляете, сколько прошло веков? Но у нас до сих пор ведущая — это классно-урочная система.
Я её ни в коем случае не отвергаю и не критикую. Но она должна была трансформироваться — со временем. В большинстве школ, а не в одной интересной школе. Или не в другой прогрессивной школе с прогрессивным руководителем. Она должна была масштабно пройти форматирование, исходя из условий.
Чему учит классно-урочная система? Учитель сказал — ребёнок выполнил — учитель проверил. Если неправильно сделал — поставили двойку. Мы до сих пор не можем прийти к осознанному обучению из-за того, что нам ставят отметки. Причём ставят, не объясняя их.
Сейчас дети много передвигаются, путешествуют вместе с родителями. Они могут учиться в разных странах. Есть зачётные единицы, которые студент может набрать и изучить определённый модуль в другой стране. Почему этим почти никто не пользуется, или пользуются, но мало? Почему это делают единичные факультеты, институты?
Я не хочу, чтобы классно-урочная система рухнула. Я хочу, чтобы она трансформировалась либо чтобы она была гибкой и переходила из одной формы в другую: классно-урочная система, лесные школы (модель обучения на открытом воздухе — ред.), дифференцированное обучение, онлайн, другие формы. Чтобы у ребёнка был выбор — в какой форме ему комфортнее в данное время.
Может быть, сейчас мне необходимо побыть в классно-урочной системе — другого выбора нет. Или есть выбор, но я выбираю именно классно-урочную систему, потому что здесь учитель твёрдый, он авторитет для меня, я его люблю, он предмет свой знает хорошо и мне нравится его требовательность. И я иду до определённых значимых для себя и для других результатов вместе с ним в классно-урочной системе.
На другом этапе мне не нужно, чтобы рядом со мной был такой твёрдый человек. Я сам хочу быть твёрдым, а по сравнению с учителем я всегда мягкий. Всё это видится в сравнении. И тогда я беру на себя инициативу, мне уже не нужна классно-урочная система. Я сам сплочу вокруг себя тех, кто, как и я, хочет понять конкретную тему, разобраться и узнать больше. И мы создаём свою инициативную группу учеников и разбираемся в этой теме вместе.
Сегодняшние дети могут позвонить специалисту, работы которого нашли в сети интернет, и спросить у него по его теме. Моя дочь Маша мне иногда присылает сообщение: заплати этому специалисту столько, а сейчас — столько. И цены разные: то 300 рублей, то 1200 рублей. Я спрашиваю: «А кто это?» Отвечает: «Нашла в интернете, академик такой-то, он меня консультирует по пунктуации такого-то века». «А почему у академиков такие разные цены?» — «Ну, я торгуюсь».
Получается, детям нужна эта свобода поиска информации, информация через интернет для них доступнее. Где-то нужна классно-урочная система, а где-то — нет. Но у нас в школе ведь только формат классно-урочной системы. И ничего с этим не поделаешь.
Образование — это всегда про воспитание, про развитие и обучение. Нельзя говорить: «образовательно-воспитательный процесс» — масло масляное получается. На сегодняшний день учёные ставят воспитание на первый план. Мы говорим о личности, о её созревании, о её самореализации.
Главное кредо для меня — это духовно-творческая самореализация личности. Это синоним счастья. Это значит помочь детям раскрыть свои способности. Понять, как они могут созидать. Направить на путь самости. Я считаю, что это и есть та соломинка, с помощью которой мир спасётся. Он спасётся за счёт наших детей с внутренним стержнем.
— К чему школа должна готовить ребёнка?
— Принимать решения. Изучать нужную ему информацию. Есть информация необходимая — например, знать, что в 1941 году началась война, в 1945-м она закончилась. Мы должны понимать вклад наших дедов: это не то, что можно забыть и оставить истории, которая в картинках в старых книжках. Это близкое нам, не знать это нельзя, это неуважительно, нечеловечно.
Есть вещи, которые надо давать ребёнку, чтобы он стал человеком. И есть вещи, которые дети сами могут найти. Мы же делаем наоборот. Мы даём им то, что они сами могут найти, что есть в учебнике.
Один из знакомых учеников взбунтовался: «Зачем вы мне рассказываете то, что написано в учебнике? Я что, презентации такие в YouTube найти не могу? Могу. Сделайте мне выжимку и отпустите. Что я тут сижу? Там погода хорошая». И он прав! Эту информацию он может и хочет найти. У него есть учебный план. Он понимает, что хочет или не хочет, ему всё равно необходимо выполнить требования, добежать до этой «границы» — окончить школу. Это требование социума. Он и сам себе цели ставит: получить высшее образование, найти хорошую работу, содержать потом свою семью. Это паттерны, установки, которые формируются.
Есть информация, которую мы даём — и тем самым формируем человека. И есть информация, знания, которые человек сам хочет найти — потому что у него нет другого выхода, такова его потребность. И тогда его мотивы получать знания будут сильные.
Поиск информации — раз. Анализ этой информации — два. Сколько сейчас мишуры в интернете, попробуй найди среди неё то, что тебе нужно, нужного спикера. На одну и ту же тему выкладывают материал столько, скажем так, двоечников, которые пытаются на этом заработать. Поэтому здесь тоже надо понимать, какая критериальная шкала будет: у кого спросить, как это спросить, как правильно обратиться в интернете к спикеру? Но нет такого урока этики, на котором бы эти вопросы рассматривались.
Что у школьников в программе в основном? Русский, математика, литература, история… Но нужны и финансовая грамотность, и культура преподнести себя, и навыки создавать текст. Всему этому тоже нужно учить.
У ребёнка должна быть своя личная точка зрения. Стойкость должна быть: «я иду своим определённым путём». Допустим, ребёнок принимает путь своего доброго, хорошего кумира. Он понимает, что его кумир не поступил бы плохо. Ребёнок примеряет на себя образ и поведение своего кумира.
Как научить ребёнка идти своим путём и отстаивать свои убеждения? Ведь так легко поддаться: «Все курят, и я буду, это же модно». Но нельзя допускать вседозволенность.
В современном обществе императивы — непререкаемые ценности, которые ни при каких условиях нельзя переступить, — часто стираются. Императивное поведение считывается ребёнком с родителя в раннем возрасте. Эти паттерны поведения становятся основой для ребёнка на всю жизнь.
Важно стремиться к индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ). Например, мы перешли на домашнее обучение, учимся в онлайн-школе. Химию ведёт именитый химик. Мы можем строить свой образовательный маршрут: увеличивать нагрузку по одним предметам, снижать по другим. Это изменяет жизнь, и по-другому уже жизнь не представляется. Ребёнок сам выбирает свою траекторию — что он изучает и делает. Это и есть осознанность.
И здесь важен идеальный конечный результат (ИКР). Учитесь с детьми выстраивать ИКР. Это очень помогает прийти к какому-то сильному, важному результату, решению. Особенно когда ваши дети станут совсем самостоятельными, им эти решения очень пригодятся.
Сейчас ребёнок, вышедший в мир, подросток, молодой человек в быстро меняющемся пространстве должен быть гибким. Потому что он будет жить в мире, о котором мы с вами понятия не имеем. Гибкий означает не столько адаптивный, сколько способный к самореализации. Слово «адаптация» в данном случае мне не нравится. Оно напоминает адаптацию организма — приспособился и вроде как выжил. Требуется глубинное, личностное — а это уже самореализация.
И когда мир меняется, человек постоянно будет искать, где ему реализовать себя. Во-первых, в разных ролях — отец, мать, работник, сын, дочь и так далее. Во-вторых — разные профессии. Попробовал себя в педагогике, не получилось — признай, уйди в другую сферу. Либо получилось, но, может быть, человек уже заскучал, где-то выгорел. Смени, не стесняйся, говори в открытую. Например, моя знакомая, преподаватель истории, ушла из профессии на несколько лет, отдохнула, самообразованием занялась, вернулась с новым силами — и снова свежа и интересна детям.
Есть и те, которые кардинально меняют всё. «Я себя в чём-то попробовал, теперь хочу бизнес-образование открыть». Или вообще, хочется реализовать какую-то детскую мечту. К примеру, я не уверена, что не уйду из образования. Вроде много чего достигла, но у меня до сих пор стоит мольберт, я знаю, что он меня ждёт. Как это будет — полноценный отпуск, посвящённый рисованию, и его мне будет достаточно, или я действительно уйду в живопись через какое-то время? Конечно, я понимаю, что могу не достичь определённых высот, как профессионал, потому что нужно оттачивать талант каждый день, а я столько лет упустила. Ну, значит, я не буду знаменитым художником, я должна это осознавать. Однако если меня всё так же будет тянуть к этому, я буду этим заниматься.
А может случиться наоборот, авторский почерк родится. И может быть, рядом со мной в этом процессе как раз будут стоять те дети, которым я дам предпосылки к самореализации. Возможно, моё дело сейчас — это мелкий вклад, капля в море, а именно тогда, когда я начну преподавать живопись, я смогу дать детям гораздо больше, открою их души? Может быть, там будет моя настоящая реализация. Не ради титулов, денег, а ради того, что я вложила в ребёнка — потому что через искусство можно дать больше.
Это вот пример возможных кардинальных изменений. Главное, чтобы мы этого не боялись. Как ребёнка к этому подготовить? Быть антихрупким. Уметь перестраиваться.
Но как учить детей перестраиваться, если мы сами не можем? Очень тяжело из своей старой шкурки вылезти. Потому что развитие — это всегда кризис выхода из привычного. Это всегда боль. Это всегда дискомфорт, а надо идти и делать. И мне хочется, чтобы дети научились получать от этого удовольствие, азарт: «Как это сделать?», «А что, если сделать по-другому?», «А как ещё можно?» Поэтому важно учиться быть готовым к быстро меняющемуся миру, получать от этого удовольствие, видеть доброе, видеть, что ты можешь привнести в этот мир.
— Поясните, пожалуйста, понятие «антихрупкость».
— Антихрупкость — это способность быть устойчивым в стрессовых ситуациях, в которых кажется, что из них нельзя выйти. И чем больше таких ситуаций, тем сильнее становится личность ребёнка. В стрессе мы паникуем и не знаем, куда идти. А ребёнок в стрессе говорит: «Круто, сейчас будет интересно».
И тогда уже неважно, в какой профессии, в какой стране он будет. Он будет знать, как там найти своё «Я» и самореализоваться.
По прогнозам разных аналитических групп, в будущем наши дети будут менять в течение жизни до 20 профессий. Может быть, это будет в одном направлении, но они будут разными. В России в год пандемии коронавируса 23% граждан кардинально поменяли свои профессии.
Известно понятие soft skills. Это комплекс навыков, которые помогают самореализоваться. С помощью этих навыков ребёнок сможет получать сразу несколько профессий, быстро осваивать их, потому что он умеет себя реализовать, он владеет тайм-менеджментом, он может вокруг себя создать команду, может включиться в стартап или придумать его сам, проявить свои коммуникационные навыки, творчество, описать ИКР.
Нам нужно сначала переизобрести себя. Нашему поколению не хватает гибкости. Нам страшно что-то новое начинать, и эти страхи мы навязываем детям. А сегодняшний мир очень гибок и переменчив. Период пандемии позволил нам побыть в ситуации, когда пришлось быстро менять многое в своей жизни.
— Каким, по-вашему, будет будущее образования?
— Смотря в какое далёкое будущее смотреть. В ближайшем будущем первое, что будет развиваться — это смешанное обучение. Часть занятий будет онлайн, часть — оффлайн. Здесь важно, как я уже говорила, научить ребёнка самообразовываться, самореализовываться.
Например, мой ребёнок не ходил в школу. Будучи со мной в Узбекистане, дочь здесь нашла компьютер, учится, педагоги ей пишут, то есть она ничего не теряет. Она в любой точке мира может учиться, был бы интернет. Даже если не будет интернета, я думаю, она найдёт способ: пойдёт на уроки, занятия, начнёт спрашивать у меня, у других, кто рядом.
В будущем помогать в образовании будут искусственный интеллект и нейросети. Мы будем обязательно ими пользоваться. Это будет удобно — мы просто не сможем от этого отказаться. И это не фантастика, это уже существует.
— Какие советы вы бы дали родителям?
— Любить ребёнка, учиться его поддерживать — не хвалить, а поддерживать. Благодаря этому он станет сильным. У него будет внутренняя опора, тайная опора. И за счёт этого он сможет в будущем, когда ему подвернётся случай, быть самостоятельным, быть гибким, он будет опираться на эту опору и идти своим путём.
Если говорить о техниках, то я, чтобы ребёнок становился гибким, интересным, системным и креативным одновременно, с рождения всем давала бы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач — ред.). Это пришло из инженерии, это способ разрешать противоречия. Они могут быть везде. Поэтому нужно учить ребенка видеть противоречия, видеть ресурсы, которые могут помогать разрешать такие противоречия, понимать, как эти противоречия могут разрешиться с высокой степенью идеальности. ТРИЗ — это привычка мыслить, технология думания. И она применима в любой сфере — в искусстве, бизнесе, архитектуре, спорте, в чём угодно. Везде есть противоречия.
Режим дня для маленьких детей — это основа их спокойной нервной системы, здоровой жизни в целом. Зарядка, физминутки, спорт в жизни ребёнка очень важны.
В школе дети очень много сидят. Парадигма обучения в движении — она о том, чтобы не сажать ребёнка за стол, когда в этом нет необходимости.
Мы должны больше доверять и давать выбор детям. Мы всё время решаем за них. Требуем: ты уроки сделал, ты туда сходил, ты поел, тебя никто не обидел? Таким вот образом кого мы воспитываем? Разве это самостоятельная личность? В школе дети тоже идут по расписанию, составленному кем-то, и никак не могут повлиять на него. Это уже не про самореализацию. Это про навязанную ответственность.
При этом надо чётко определять границы и круг обязанностей. Это наша, родителей, задача, и никто за нас её не выполнит. Представьте себе коридор, который нарушать нельзя, но внутри этого коридора есть пути, выбор, а границы — это нравственные границы, границы режимных моментов. Свободное воспитание — это не про вседозволенность. Это про умение договариваться в рамках этих границ. И давать выбор в этом коридоре, а не за ним.
Цифровизация тоже испытание для нас, это один из камней преткновения в нынешнем взаимодействии поколений. Всегда есть борьба поколений. Нам до сих пор приятно держать в руках книгу, а нашим детям приятно держать гаджет. Что будет от гаджетов — вред или польза — зависит от того, какие условия вы создадите. Если разрешать постоянно сидеть за гаджетами, ребёнок в них уйдёт. А если вы будете с ним путешествовать, гулять, заниматься, то нет.
Наша воспитательная задача — показать ему границы дозволенного. И в этом надо быть твёрдым, не жёстким. Спокойным, уравновешенным, твёрдым.
Мы разучились наблюдать за ребенком. Я предлагаю образ мухи на стене — есть такое понятие в педагогике. Оно означает, что мы наблюдаем, не вмешиваясь в процесс, и вступаем во взаимодействие с ребёнком, только если он сам просит или если есть какая-то опасность.
Играйте с детьми по-настоящему, забыв про всё на свете. Детство так быстро проходит, и оно никогда не вернётся. Нехватка общения сказывается на ребёнке. Будьте эмоционально доступными родителями — говорите о своих переживаниях, болях, страхах, радостях с ребёнком открыто. Отключите телефон, полностью. Совсем ненадолго. Важно качественно. А это значит: полная включённость в разговор, в игру, глаза в глаза.
Труд — наше всё. Любить трудиться — это не то же самое, что уметь трудиться. Любовь к труду закладывается в три года. Ребёнку должно нравиться что-то делать. Вся жизнь — это труд, и если ты его любишь, то жизнь радостнее. Давать деньги за работу по дому нельзя — нет созидательного аспекта. Вы семья, нельзя продавать такие вещи. Давать деньги за работу можно, только если ребёнок помогает вашему бизнесу, вашей работе, по вашей с ним договорённости.
Читать. Миром будут управлять люди, которые читают, а не смотрят соцсети. Клиповое мышление не выстраивает закономерности. А в книге есть зачин, разворачивание событий, причинно-следственная связь. История должна быть полноценная, многосерийная, с проживанием, сюжетами и выводами, моралью. Если вы не хотите, чтобы вашим ребёнком управляли, он должен читать.
Учитесь быть родителями. Тренируйтесь так же, как вы на фитнес ходите. Учитесь по интернету, сегодня очень много доступных ресурсов. Профессиональный родитель — это осознанный, добрый родитель. Родительство — это участь, которую Бог дал, и не всем. Нельзя сразу родиться осознанным родителем. Вы же учились быть профессионалом. Да, сложно найти на это время, но кто, если не мы?