Что будет с образованием в казахстане
Система образования в Казахстане в 2021 году
Система образования в Казахстане: Freepick
Система образования в Казахстане определяет будущее страны. Вот почему общество так пристально наблюдает за происходящими в ней реформами. Уточним, с какими нововведения в образовательной системе столкнутся школьники, студенты и их родители.
Система образования в средней школе Казахстана
Образование в Казахстане реформируется уже несколько лет. Неизбежность этого процесса обуславливает динамика, с которой развивается наука и техника, информационное пространство. Новая система образования в Казахстане внедряется, чтобы дети становились мобильными и результативными взрослыми, были готовы осваивать меняющиеся технологии.
Школьное образование в Казахстане сейчас построено так:
Содержание и программы
Новая программа обучения в школах РК внедряется уже в течение нескольких лет. На нее постепенно переходят учащиеся разных классов.
В чем заключаются обновления? Новые требования существенно меняют подходы к получению знаний: репродуктивное воспроизведение информации уходит на второй план, учителя стараются развивать критическое мышление, учат сопоставлению и анализу фактов.
Оценивание
Новаторским подходом в определении успеваемости стало критериальное оценивание. Эту технологию используют для оценки личных достижений учащихся, выявления их сильных сторон и указания аспектов, над которыми надо работать.
Оценивание проводится или по всей теме, или по отдельному заданию. Формально оценка выражается по-разному: смайлики, наклейки, надписи, сделанные учителем.
Отсутствие поточных оценок затрудняет понимание родителями ситуации с успеваемостью ребенка. Им следует помнить, что:
Данные учителя вносят в электронные дневники, которые доступны для просмотра онлайн.
Учебная нагрузка
Среднее образование в РК: Freepick
МОН РК порекомендовал уменьшить общее количество часов обучения, то есть снизить учебную нагрузку. Для младшей школы оно составило 2–3 часа, с 5-го по 7-й классы нагрузку снизили на три часа, а с 8-го ее стало меньше на четыре часа.
Сокращение произошло после усовершенствования учебных планов и сокращения часов изучения предметов. Также была пересмотрена деятельность на физкультуре: дети получили возможность выбирать для занятий хореографию или спорт.
Обновленная система образования РК рассчитана на то, что школьники не только будут интенсивно осваивать знания, делать домашние задания, но и полноценно отдыхать. Время, которое отводится на подготовку домашних заданий, существенно сократилось и составляет:
С таким режимом уменьшится эмоциональная и психологическая нагрузка на детей и повысится уровень закрепления знаний.
Кроме того, была рекомендована пятидневная неделя для полноценного отдыха школьников и учителей. Давать учебные задания на время каникул запретили. В специализированных школах можно давать литературу для чтения, вести подготовку проектных работ.
Языки обучения
По мере того как в обществе меняется национальная гуманитарная стратегия, начались изменения и в школах:
Интересным нововведением стало внедрение изучения некоторых предметов (химии, физики, биологии) на английском языке. Такой вариант пока возможен лишь для старшеклассников после соответствующего решения совета попечителей.
Новые предметы и современные учебники
Реформы в школах РК: Freepick
В школьную программу добавили курс «Основы жизнедеятельности». В курсе литературы и истории дети в 5–7-х классах начали изучать краеведение. В отдельных школах вводятся курсы робототехники.
Изменилась ситуация с учебниками:
Реформы коснулись и учителей. Каждый вид выполняемых работ теперь оплачивается. Были пересмотрены различные бюрократические моменты с целью уменьшения документов, которые надо оформлять.
Еще одно новшество коснулось распределения государственного финансирования школ. Теперь его размер определяется количеством учащихся. Таким образом, каждая школа заинтересована в высоком уровне обучения.
Описанные усовершенствования нацелены на то, чтобы оптимизировать среднее образование в Казахстане, повысить качество знаний и умений, приобретаемых школьниками, формировать самостоятельную и деятельную личность.
Система высшего образования в Казахстане
Молодежь в стране получает высшее (бакалавр, специалист) и послевузовское образование (магистратура, резидентура, докторантура). В государственные и частные вузы абитуриенты поступают по результатам единого вступительного экзамена — ЕНТ. В этой сфере реформы таковы:
Профилизация в вузах
Высшее образование в РК: Freepick
Некоторые высшие учебные заведения предлагают специальности, которые у молодежи не пользуются спросом. Поэтому каждый год на них не добирают студентов. Профильные министерства будут отменять лицензии вузам на такие специальности.
Это поможет провести модернизацию вузов, чтобы сформировались конкурентные профильные направления. Данный процесс предполагает улучшение качества преподавания и получаемых знаний, развитие материально-технической базы.
Система антиплагиата
За последние годы снизилась самостоятельность в выполнении студентами различных письменных работ, в том числе дипломных:
Объемы информации, представленные в Сети, огромны и не всегда можно отследить ее источники и проверить достоверность. Поэтому разработана система, которая будет использоваться для проверки всех письменных работ. Особенно тщательной проверке предполагается подвергать дипломные и магистерские работы, так как по ним оценивают результат обучения студента и его профессиональную подготовку.
Заочное или дистанционное обучение
Ранее в РК существовала заочная форма обучения для студентов, но с 1 января 2019 года она была приостановлена. Причиной такого государственного решения стал тот факт, что уровень знаний, который при этом получали выпускники, сильно отличался в худшую сторону по сравнению с очным отделением.
На смену заочному образованию сегодня приходит современное дистанционное высшее образование или система неполной занятости (part time). Теперь возможно составление гибкого графика: лекции и занятия проводят в выходные дни или вечером. Те студенты, которые поступили на заочную форму с 2018 года и ранее, будут доучиваться и получать дипломы по старым правилам.
Система колледж — вуз
Студенты в Казахстане: Freepick
В Казахстане с 2019 года запущен пилотный проект, который позволил выпускникам некоторых колледжей (их 46) продолжать обучение в вузах по новым условиям: студентов переводят в университет по результатам выполнения учебного плана. Это стало возможным благодаря единой системе кредитно-модульного обучения.
Аттестаты для детей с особыми потребностями
Ранее детям с задержками умственного развития выдавали справки. Теперь для них предусмотрены аттестаты с иной серией, чем у остальных выпускников.
Особенные дети получили возможность поступать в колледжи, приобретать рабочие специальности. Это нововведение сняло проблему с нарушением прав человека по отношению к таким детям и открыло для них перспективу социализации.
Стипендия «Болашак»
Эту стипендию учредил Президент Казахстана, чтобы дать возможность молодежи получать научные степени и проходить стажировку в известных мировых компаниях. Для ее получения необходим высокий средний балл аттестата, а также владение на высоком уровне казахским и иностранными языками.
Реформы, которые переживает образовательная система Казахстана, — это объективная необходимость. Их вызвала динамика, с которой развивается наука, экономика и технологии.
В новой реальности и требования к людям стали новыми. Они должны быть не просто умными, а креативными, иметь нестандартное мышление, быть мобильными и динамичными, быстро осваивать новые технологии.
Национальная экономика развивается благодаря человеческим ресурсам. Поэтому система образования в Казахстане постепенно обновляется, чтобы растить индивидуумов, способных делать существенный вклад в этот процесс.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Казахстан прощается с добротным образованием
«Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».
В Казахстане опровергнут афоризм Конфуция, гласящий: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению». Здесь за многие годы реформ при поддержке Всемирного банка создана система, которая основную массу учеников должным образом не обучает и не социализирует. В шоке учащиеся, в шоке родители, учительский корпус и директора. Но задний ход «реформам» верховная власть не дает, видимо, надеясь на Чудо (чудо с маленькой буквы не справится) или на то, что все само собой рассосется.
В постсоветский период система школьного образования деградировала уверенно, но достаточно медленно – сказывалась наработанная база учителей, методик, учебников и традиций. Однако если подрывная работа проводится долго, целенаправленно и системно, то результат обязательно будет. Точкой перелома стал 2017/2018 учебный год, когда Ерлан Сагадиев (11-ый министр образования Республики Казахстан) сломал-таки хребет вменяемой общеобразовательной школы. Стержнем очередной реформы стало лишение школьного образования системности, логики и последовательности с переносом упора на хаотичность, мозаичность и разрозненность вкладываемых в детей знаний. Чтобы это не столь резко бросалось в глаза, деструктивные вещи подали под видом очередной реформы, где суть была упакована в новую форму.
Поэтапное внедрение реформы (1, 2, 5, 7-ой классы – в 2017/18 учебном году; 3, 6, 8, 10-ый – в 2018/19 и 4, 9, 11-ый – в 2019/20) нарушило прежде всего педагогический принцип системности. Так, в 7-ом классе по многим предметам школьники изучали те же темы, что уже были ими пройдены в 6-ом классе (география, биология, алгебра/математика, литература). При этом по той же биологии в кучу свалили изучение ботаники, зоологии и анатомии.
Введение новой системы оценивания, по официальной задумке МОН, должно было привести к снижению психологической нагрузки школьников, уменьшению страха перед оценками. На деле СОРы (суммативное оценивание раздела) и СОЧи (суммативное оценивание четверти) довели учеников 2, 5 и 7-ых классов (в 1-ых классах пока безоценочная система) до состояния интеллектуальных зомби с неустойчивой психикой. Именно из этих 2-3-х оценок по каждому предмету складывается итоговая четвертная. И ситуация, когда школьники в течение двух недель ежедневно пишут СОРы, СОЧи, количество которых доходит до 4-5 в день, приводит к хронической усталости, переходу мозга в щадящий режим работы и нервным срывам.
Системное отсутствие системы обучения – основная претензия к Ерлану Сагадиеву со стороны специалистов. В результате такой «методологии» детали становятся важнее базовых вещей, а база уходит из процесса обучения как таковая. Что характерно, подобная аналогия закреплена соответствующим пакетом документов. Все задает ГОСО (государственный стандарт образования). В соответствии с ним разрабатывается типовой учебный план, а уже на основе него – типовая рабочая программа. Опираясь на требования рабочей программы, пишутся и принимаются в работу учебники. То есть Министерство образования изначально требует учебники, по которым невозможно получить нормальные знания, а разработчики делают их согласно нормативам (техническому заданию).
Преподаватели, со своей стороны, получили «бонус» в виде резкого увеличения рабочей нагрузки за ту же мизерную зарплату. Заработные платы в системе образования как были на 40% ниже, чем в среднем по экономике, так и остались (серьезные деньги педагогам пока только обещают), однако трудиться теперь приходится гораздо больше. Хоть и принято считать, будто школьный учитель в Казахстане – это социальный неудачник и податься ему некуда, но текучка кадров в ходе и после 2017/18 учебного года свидетельствует об обратном. Учителя увольняются из школ в поисках лучшей (или хотя бы не худшей) доли, а как следствие, в учебных заведениях растет число незаполненных вакансий. Часто директора не в состоянии уволить учителя, на которого жалуются родители и ученики просто потому, что в случае его ухода преподавателя некем будет заменить. Даже в школах Алматы массово не хватает учителей-предметников, что уж говорить о малокомплектных школах в сельской глубинке? А ведь когда-то сельские школы, в особенности из северных регионов (местами западных регионов, центрального Казахстана – Карагандинская область…) давали знания на хорошем уровне, не хуже столичного (Алма-Ата). Правда, это было в советскую эпоху…
При Асхате Аймагамбетове, 13-ом министре образования, в текущем учебном году начались издевательства над средним образованием. Для десятиклассников придумали три профиля специализации (есть не в каждой школе, где-то один – два), при выборе которых школьник (и его родители) должны определиться с будущей сферой деятельности на дальнейшую жизнь. Дело в том, что при выборе гуманитарно-социального профиля, например, в аттестате о среднем образовании не будет физики и информатики, а значит поступление на технические специальности станет автоматически закрыто. Получается в итоге, что, если даже ученик через год понял, что выбранная сфера – не его (!) обратной дороги уже нет.
Ряд наблюдателей нововведение со специализацией объясняет желанием ректоров вузов Казахстана «застолбить» за собой местных абитуриентов. Пока казахстанские вузы в своей торговле дипломами не испытывали нехватки абитуриентов, проблема оттока выпускников школ к северному партнеру по Евразийскому экономическому союзу беспокоила их постольку-поскольку. Но если первоначально в российские вузы поступали в основном представители славянских этносов, то в последние годы ситуация кардинально поменялась. Теперь в университеты Москвы, Петербурга, Новосибирска, Томска, Казани, Уфы и других городов все активнее едут и сами казахи, представители государствообразующей нации… Очень часто это фактически билет в один конец, ибо российский рынок труда при всех его перекосах предлагает более широкий выбор профессий, рабочих мест и зарплат. А во время обучения – стипендии и общежития.
К слову, выше мы упоминали, что крепкое среднее образование – это была фишка северных регионов Казахстана. Так вот, сегодня у республики имеются большие проблемы с оттоком населения, по сути дела, идет обезлюдение, прежде всего в сельской местности. В частности, это особенно ярко проявляется в Северо-Казахстанской области (СКО, адмцентр Петропавловск). Но здесь еще одна «падающая» синусоида, утяжеляющая графики оттока населения. Речь идет о том, что буквально пару лет тому назад (опять же – при Сагадиеве!) систему высшего образования Казахстана тех регионов поразила следующая проблема – абитуриенты недовольные условиями поступления в вузы (качеством обучения в них?), равно как и заключительными экзаменами в выпускных классах в огромном количестве рванули в российские вузы. Да так рванули, что местные вузы, как частные, так и государственные, оказались на мели – в прямом (нет студентов…) и финансовом (нет студента – нет оплаты…) смысле. Такая ситуация – это тоже яркая иллюстрация текущей катастрофы в сфере образования по-казахски.
Сегодня трудно прогнозировать, как будут поступать в российские вузы нынешние десятиклассники, когда закончат одиннадцатый класс. Но уже ясно, что их позиции изначально подорваны по сравнению с теми, кто проскочил очередной деградационный рубеж в силу возраста. Все понимают, что система школьного образования и обучения должна меняться под требованиями времени. Однако меняться и деградировать –принципиально разные вещи. Ну а пока, средняя школа уходит в пике дисфункции социального института, родители учеников панически ищут пути выхода из устроенной обществу засады. Пока еще никому не удалось найти эффективный и одновременно законный рецепт решения проблемы.
ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
«Это уничтожение казахстанской науки». Взгляд ученых на новую реформу министерства образования
Министерство образования и науки Казахстана предложило новую реформу в науке. Она, в частности, предусматривает возможность получить степень PhD без написания диссертации. Кроме того, ученых, у которых нет статей, опубликованных в зарубежных изданиях, намерены отстранять от некоторых видов научной деятельности. Эксперты отмечают, что у этих изменений много недостатков.
СТАТЬ ДОКТОРОМ БЕЗ ДИССЕРТАЦИИ
5 апреля этого года министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов на своей странице в Facebook᾽е рассказал о реформах для развития науки в Казахстане. В посте министра часто упоминается «опыт зарубежных вузов».
Одной новостью, удивившей докторантов, стала возможность получить научную степень PhD без написания диссертационной работы — при наличии публикаций во влиятельных научных изданиях: одного обзора и двух статей в журналах Q1-Q2 WoS, в которых докторант является первым автором или автором для корреспонденции.
Трехлетняя программа докторантуры PhD — это третья ступень высшего образования в Казахстане. В течение этого периода докторанту выплачивается стипендия в размере около 100 тысяч тенге (примерно 230 долларов США) в месяц и выделяются средства на его стажировку за рубежом.
WoS (Web of Science) — крупная платформа, объединяющая ведущие научные издания мира. Q1-Q2 — это список самых влиятельных журналов на этой платформе. Научное влияние журнала определяется количеством ссылок на его статьи.
Научные журналы базы данных WoS и Scopus знакомы казахстанским ученым с 2011 года. В том же году министерство образования и науки потребовало от будущих докторов наук публиковать свои статьи в изданиях, включенных в базы данных этих платформ. Кроме того, чтобы стать ученым или преподавателем в университетах и исследовательских институтах, необходимо часто публиковать статьи в журналах из этих баз данных.
По словам министра, это не означает, что написание диссертации и ее защита полностью исключаются. «Это решение выступает как дополнительная опция. Докторант при желании, как и прежде, может выбрать привычный вариант с написанием и защитой диссертации», — сообщил министр.
«ХИЩНИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ» И «ПОСРЕДНИКИ»
После того как казахстанских ученых обязали публиковаться в зарубежных научных журналах, стали часто звучать сообщения, что они тратят тысячи долларов на статьи в «хищнических» изданиях, которые не имеют значительного научного влияния, но входят в упомянутые базы.
Это явление среди представителей научной среды страны некоторые источники сравнивают с «эпидемией». В интервью Kapital.kz в 2018 году профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби Булат Кенесов сказал, что «Казахстан занимает первое место в мире по количеству статей, опубликованных в таких изданиях».
По некоторым данным, в период с 2015 по 2020 год ученые из стран СНГ опубликовали в них 25 тысяч статей. В отдельные годы более 80 процентов специализирующихся в сфере общественных наук журналов, в которых публиковались казахстанцы, оказались «хищническими».
По мнению ученых, нововведение министерства, вероятно, приведет к усугублению ситуации.
По словам Газизы Сапарбеккызы, докторанта Университета Сулеймана Демиреля, с изменением требований в стране резко выросло число ловкачей-посредников, которые делают бизнес на публикации статей в международных журналах, и главную роль, говорит она, здесь играет не качество работы, а деньги.
— В социальных сетях есть множество агентств, которые обещают не только опубликовать статьи в журналах из списка Q1-Q2, но и перевести их на английский язык — нужно только заплатить. Если докторант опубликует статью, основываясь на своих знаниях, это можно считать достижением. Но их очень мало, — говорит она.
По словам докторанта, несмотря на то что требования, обязывающие публиковать статьи в журналах списка WoS и Scopus, действуют уже несколько лет, казахстанские исследователи всё еще испытывают трудности с публикацией своих статей.
— Ученые часто не знают английского языка. Поэтому допускают ошибки при выборе научного журнала. Публикация статей — обязательное требование, поэтому они готовы отдать от 700 до 800 тысяч тенге (1600–1800 долларов. — Ред.) кому угодно, лишь бы опубликовали. Появится ли статья в журнале или нет, неизвестно. Даже если она будет опубликована, через несколько лет журнал могут исключить из международной базы, — говорит она.
Одна из статей Газизы появилась в венесуэльском журнале из списка Scopus. О судьбе второй статьи, которую она некоторое время назад направила в австрийский журнал, пока ничего не известно.
«Мы должны признать наличие коррупции в сфере образования»
«ОПЫТ БЕРКЛИ, ОКСФОРДА, КЕМБРИДЖА. »
Реформа министерства образования и науки Казахстана, «направленная на повышение качества науки», этим не ограничивается. Ведомство также намерено распустить диссертационные советы, поскольку считает их неэффективными.
«Утвержденный на три года постоянный состав диссовета зачастую принимает решение при отсутствии специалистов по направлению защищаемой диссертации», — считает министр образования и науки.
По словам Аймагамбетова, за 2019 и 2020 годы «диссоветами в национальных вузах отрицательное решение принято только по двум диссертациям из 266». В связи с этим, сообщил министр, меняется порядок формирования диссертационного совета.
Защита будет проходить в прямом эфире с трансляцией в интернете. Министр говорит, что онлайн-защита станет традицией. Здесь он сослался на опыт таких известных университетов, как Беркли, Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский университеты.
Большинство ученых, с кем удалось пообщаться репортеру Азаттыка, говорят, что требования к составу диссертационного совета настолько строгие, что формировать их будет сложно.
По словам преподавателя Казахского национального педагогического университета имени Абая доктора наук Шахислама Лайсханова, для того чтобы стать членом диссертационного совета, ученый должен иметь статью в международном журнале и много ссылок на свои работы. Чем больше ссылок, тем выше у исследователя индекс Хирша (h-index — математический метод, вычисляющий продуктивность работы ученого, ссылок на него).
— В диссертационный совет входит не менее восьми членов. Сейчас в такие советы входят профессора вузов, доценты, то есть пожилые люди, не понимающие новую систему. Многие не имеют ни одной статьи в международной базе данных, не говоря уже об индексе Хирша. Поэтому по новому требованию они будут исключены. Большую часть совета теперь будет составлять молодежь, — говорит он.
Ученые, не имеющие индекса Хирша, статей в международной базе данных, не смогут быть научными руководителями не только у докторантов, но и магистрантов. Кроме того, при выделении грантов на исследовательские проекты, приеме преподавателей на работу, назначениях на должности ученым придется преодолевать такие «барьеры», как Scopus, индекс Хирша. В результате те из них, кто не адаптирован к новой системе, уже сталкиваются с множеством трудностей.
Ученые, «уставшие от нехватки денег»
«ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ В ПРЕДЕЛАХ РАЗУМНОГО»
К примеру, кандидат педагогических наук Шолпан Карибаева была руководителем у двух докторантов, множества магистрантов и состояла в диссертационном совете Казахского национального педагогического университета имени Абая. Поскольку ее статьи не публиковались в WoS и Scopus, она больше не может выполнять эту работу.
— С прошлого года [те, у кого нет статьи в международной базе данных] не допускаются к руководству не только докторскими, но и магистерскими диссертациями. Если у вас нет опубликованной в Scopus статьи, то вы не ученый. Вы думаете, что некоторые молодые люди, которые прибегают к разным уловкам и добиваются публикации статьи, являются учеными? Я не против того, чтобы молодые росли, но ведь всё должно быть в пределах разумного, — говорит она.
— Я сама для себя ученый. Позвольте мне остаться ученым без статьи в Scopus. Но я продолжу консультировать докторантов, — говорит она.
Доктор педагогических наук, профессор Данагуль Казакбаева является одним из авторов учебника физики для 7-го класса, издававшегося с 2001 по 2016 год, учебника физики для 9–10-х классов, издаваемого в рамках действующей обновленной программы.
Она работает на кафедре физики Казахского национального педагогического университета имени Абая, где также являлась заместителем председателя диссертационного совета.
В 2015 году Данагуль Казакбаева опубликовала статью в журнале списка Scopus (четверо авторов) за 600 тысяч тенге (около 1400 долларов США). Однако вскоре журнал был исключен из списка, и статьи в базе данных больше нет.
— Почему наша наука должна зависеть от зарубежных журналов? Не должны ли результаты наших исследований работать на нашу страну? У меня нет индекса Хирша. Каждый год, начиная с 2012 года, я была научным руководителем нескольких магистрантов. Теперь не разрешают, — говорит она.
Дандай Ыскакулы, доктор филологических наук, профессор, автор 28 научных монографий, был лишен возможности стать научным руководителем, членом диссертационного совета по тем же критериям.
— Я против этого правила, которое обязывает публиковать статьи за рубежом. Это уничтожение казахстанской науки, — считает Дандай Ыскакулы.
Хорошая наука, плохой маркетинг? Чем вызвано недоверие к «Спутнику V»
«У НАС БОЛЬШЕ НУЖНЫ ЦИФРЫ, А НЕ КАЧЕСТВО»
Другие ученые говорят, что дело не только в знании английского. Хорошую статью можно опубликовать без денег, но это долгий и трудный путь, руководство ждать не будет, говорят они.
Основная проблема, которую называют исследователи: докторантам, преподавателям и ученым не дают времени на занятие наукой.
«Статья в престижном журнале с высоким рейтингом — это результат очень долгой, кропотливой и упорной работы. Между тем в научно-исследовательских институтах и учебных заведениях Казахстана для докторантов такие условия не создаются», — говорит докторант факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, попросивший не называть его имени.
По его словам, написание статьи для журнала с высоким рейтингом может занять больше времени, чем написание диссертации.
— Для этого в архивах нужно провести не один месяц или год, проводить полевые исследования (fieldwork) и эксперименты или вводить, обрабатывать и анализировать большие объемы данных в специальной компьютерной программе. Во многом для этого нет условий, никого не освобождают от занятий в аудиториях и общественной работы. У нас нужны цифры, а не качество, университетам нужны показатели, рейтинги, и никого не волнует, в каком положении находятся ученые, — говорит докторант.
«У УЧЕНЫХ НЕТ ВРЕМЕНИ НА НАУКУ»
Гульшат Тусип, докторант Абердинского университета, согласна, что для таких реформ не сформирована среда: не снижена учебная нагрузка преподавателей, министерство образования и науки не ознакомило их с требованиями к научной работе в соответствии с новыми международными стандартами.
— Во-вторых, на казахском языке недостаточно материалов, отвечающих международным стандартам написания научных работ, начиная с эссе на казахском языке. Они только начинают складываться. Кроме того, международные исследовательские базы доступны только некоторым национальным университетам и некоторым частным университетам. Потому что для этого нужны большие деньги, а нашим университетам жалко денег на это. Доступ к таким базам данных должен быть включен в основные требования для всех университетов при выдаче лицензий университетам, — добавляет она.
По словам Гульшат Тусип, без создания этой инфраструктуры неуместно требовать от преподавателей публикации статей во влиятельных журналах. Такой подход она называет «репрессивными» методами, суть которых заключается в том, что, «если статья не публикуется в ближайшее время, это отразится на зарплате».
— Если у преподавателей нет времени на науку и нет доступа к научным базам и они сами оплачивают материалы, то, конечно, они будут попадать в ловушки «хищнических журналов» и будут поспешные публикации статей по требованию сверху, — говорит Гульшат Тусип.