Что будет с пфр с приходом кигима
Пенсионный фонд России задумали сделать еще больше
Фото: Денис Абрамов / РИА Новости
После назначения главой Пенсионного фонда России (ПФР) Андрея Кигима структуру могут объединить с Фондом соцстрахования (ФСС), который ранее возглавлял чиновник. Об этом со ссылкой на источники, близкие к правительству, пишут «Известия».
Однако некоторые из них не исключают, что задуманная реформа окажется еще значительнее — частью ПФР сделают также Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Это позволит еще больше оптимизировать и цифровизировать процессы получения социальной поддержки до уровня одного окна.
Само назначение Кигима собеседники издания объяснили результатами цифровизации в ФСС, согласием чиновника передать администрирование взносов во внебюджетные фонды Федеральной налоговой службы (ФНС). Повлияло на выбор и знакомство его с темой социального страхования.
Проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов ожидает, что в случае объединения двух структур экономия составит не менее 50 миллиардов рублей в год. Одной из возможностей уменьшить траты станет снижение числа сотрудников, а значит, и расходов на офисы. Если же лишится независимости и ФОМС, то экономия достигнет 120 миллиардов.
Глава правительства России Михаил Мишустин подписал указ о назначении Кигима на должность главы ПРФ на прошлой неделе, 12 февраля. Ранее организацию возглавлял Максим Топилин, пришедший на этот пост после отставки кабинета Дмитрия Медведева год назад.
До этого пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил низкие пенсии негативными периодами в истории страны, черными полосами, к которым российское руководство отношения не имеет.
ПФР и ФСС объединятся в 2023 году. Чиновники останутся без работы
Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования становится реальностью. Это упростит жизнь всем: и обычным гражданам, и работодателям. Кроме того, позволит сократить число чиновников. Вопрос: куда пойдёт работать «армия» госслужащих?
ПФР и ФСС, объединяйтесь! Фото: ozakone.com
Объединение фондов — вопрос ближайшего будущего
Итак, Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединятся не ранее 2023 года. Об этом на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявила вице-премьер Татьяна Голикова.
Дело в том, что мы работаем по этому направлению, я имею в виду унификацию страховых взносов, возможность объединения социальных фондов — пенсионного и социального страхования — очень давно. Относимся к этому крайне осторожно и крайне взвешенно и делаем это с соответствующим переходным периодом. В рамках предложений, которые мы формулируем, это 2023 год (цитата ТАСС)
Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Фото: bloknot.ru
Идею обсуждают три года
Впервые об объединении Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) заговорили в 2018 году. Идею озвучила Голикова, на тот момент глава Счётной палаты. После этого власти в открытую эту тему не затрагивали, но по-тихому начали назначать ПФР оператором всех новых социальных пособий, да и старых тоже.
Уже в этом году в марте правительство представило концепцию цифрового изменения социальной поддержки, в которой чётко обозначено слияние двух из трёх внебюджетных фондов.
В чём сила, друг?
Объединение ПФР и ФСС выгодно всем: и государству, и работодателям, и обычным людям. Граждане получат возможность взаимодействовать по вопросу социального обеспечения с одним госорганом. Получится так называемое «единое окно». Причём оно будет цифровым. К 2025 году, согласно концепции, 80% социальных услуг можно будет получить дистанционно. Время ожидания сократится в два раза, количество предоставленных документов — на 60%.
Принцип «единого окна». Фото: ptzgovorit.ru
Работодатели смогут сократить документооборот, объединив два платежа в единую квитанцию. Сейчас они уплачивают взносы по отдельности: 22% от зарплаты сотрудников направляют в ПФР (пенсионное страхование), 2,9%, а также от 0,2% до 8,5% — в ФСС (социальное страхование). Меньше бумажек — меньше расходов.
Государство также сэкономит на слиянии фондов — около 50 млрд рублей в год. Расходы уменьшатся, потому что при объединении ПФР и ФСС часть госслужащих сократят: если раньше для работы требовалось два человека, то теперь с ней справится один.
Но появится новая проблема — куда деть «армию» уволенных чиновников? Нормальных рабочих мест не так много, а госслужащие вряд ли пойдут работать дворниками. Не исключено, что по этой причине власти относятся к объединению фондов «крайне осторожно и крайне взвешенно».
Почему Миронов захотел уволить главу ПФР и ликвидировать фонд
Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»
«У меня есть настоятельная рекомендация к руководителю Пенсионного фонда России Андрею Кигиму. Рекомендация следующая — немножко подуспокоиться, набраться смелости и написать заявление об отставке», — заявил Миронов.
Лидер СРЗП остался недоволен выступлением Кигима на прошедшем во вторник пленарном заседании Госдумы. По словам политика, глава ПФР не ответил ни на один из вопросов, заданных депутатами разных фракций и партий. «Либо он издевается, либо не владеет ситуацией», — отметил Миронов.
19 октября Кигим выступал на пленарном заседании во время рассмотрения отчета об исполнении бюджета на 2020 год. Во время него у главы ПФР произошла перепалка с депутатами. Член СРЗП Михаил Делягин упрекнул Кигима, что Пенсионный фонд в кризисный период продолжает приобретать и строить дорогостоящие здания для собственных нужд.
«Продолжается расточительное приобретение имущества. Помимо приобретения ПФР получил разрешение на строительство новых зданий. На эти цели направлен 1 млрд рублей. И это в кризис! Здания Пенсионного фонда и так самые роскошные по всей России. Зачем продолжать эту тенденцию?», — спросил у Кигима депутат.
Делягин также обратил внимание, что в 2020 году профицит ПФР составил 540 млрд руб. и сравнил эту сумму со средней пенсией в 15 тыс. руб. «ПФР судьба пенсионеров безразлична. Нет никаких данных об имуществе, которое находится в оперативном управлении. 6 млн рублей принесло это имущество. Зачем оно нужно? Как эффективно оно используется?», — спросил парламентарий.
Однако председатель правления ПФР фактически уклонился от прямого ответа. «Вопросы, на которые мы не могли ответить, мы постараемся к трехлетнему бюджету показать статистику, у нас нет проблем по депозитам, чтобы просто «Справедливая Россия — За правду» чуть-чуть подуспокоилась», — сказал Кигим.
Эти слова возмутили спикера Госдумы Вячеслава Володина, который указал Кигиму, что в нижней палате нет «тех, кто возбудился, кто должен подуспокоиться». «Все находятся в рабочем состоянии. Мы бы хотели, чтобы вы были в здравом уме и рабочем состоянии. И прошу вас, уважительно относитесь к депутатам, не делайте ошибок», — заявил Володин главе ПФР.
Спикер подчеркнул, что вопрос про «дворцы» Пенсионного фонда звучал вполне конкретно, и депутатам хотелось бы услышать ответ на него. «У вас что в планах деньги лишние, чтобы строить их, или негде находиться?», — добавил Володин.
21 октября Миронов также обратил внимание, что процессы, происходящие с неизрасходованными деньгами Пенсионного фонда непонятны, что они «прокручиваются в банках». По мнению политика, эти средства ПФР должен направить непосредственно на выплату пенсий. В качестве одного из вариантов их расходования Миронов предложил проиндексировать пенсии работающим гражданам.
«Партия «Справедливая Россия — За правду» предлагает ликвидировать ПФР, а вместе с ним и Фонд обязательного медицинского страхования. Давно пора соединить эти структуры в единое социальное казначейство и подчинить правительству, потому что их функции государство должно выполнять напрямую», — резюмировал парламентарий.
Пенсионная реформа под грифом «секретно»: увольнение Максима Топилина – первый шаг
Отставка главы ПФР Максима Топилина изрядно наделала шума. А назначение на его место Андрея Кигима – руководителя Фонда социального страхования – породила много вопросов. Пока неизвестно, что будет с Пенсионным фондом. По странному совпадению, в этот же момент Минфин задумал очередную пенсионную реформу, но документ сейчас имеет гриф «секретно». О том, что ждёт ПФР и как происходящее отразится на пенсионерах – в программе «Интервью» ведущая Анна Вавилова и эксперты.
Анна Вавлова — Реформе по повышению пенсионного возраста исполнилось три года, обещанных позитивных изменений никто так не увидел. Какие можно подвести итоги? Стали ли мы жить лучше или в экономике дела поправились? На эти вопросы ответят доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве, член высшего совета «Сильной России» Наталья Оганова и доктор экономических наук, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
Наталья Оганова – Говорить о том, что мы стали лучше жить, когда продолжается и пандемия, и вызванный ею экономический кризис, довольно сложно. В принципе президент признаёт то, что уровень жизни населения ощутимо падает. Растёт и безработица, какие бы нам радужные цифры ни показывали, сейчас мы сталкиваемся с тем, что в среднем на сто человек работающих приходится порядка тридцати неработающих. В ближайшие 5-10 лет эта цифра может увеличиться в два раза.
Что такое пенсия? Кто-то считает, что вот, он всю жизнь проработал, неважно, сколько ты получал, но, достигнув определённого возраста, он получает волшебный ларчик с деньгами. Но эти деньги должны откуда-то взяться. Откуда? Из налогов, которые платит работающий бизнес и трудоспособное население. Они и формируют содержимое волшебного ларчика.
А у нас на сегодняшний день старение населения, безработица, объём поступлений в Пенсионный фонд сокращается. Более того, всё, что там было, разворовано, если говорить откровенно. И это подтверждают результаты проверки, которую проводила Счётная палата. Понятно, что в таких условиях никакая пенсионная реформа проводиться не может. Отмечу, что власти не всегда это называют реформой. Нам говорят: мы не трогаем обязательную часть, мы говорим только о накопительной. Но тут надо дискутировать.
Владимир Климанов – На самом деле, пенсионная реформа назрела давно. Я наблюдаю дефицит Пенсионного фонда с 2005 года, соотношение объёма его расходов к доходам, которые сформированы прямыми платежами работодателей, год от года увеличивалось. В прошлом году это более 3,3 триллиона рублей. То есть Пенсионный фонд недобирал за счёт прямых взносов работодателей, и вынужденно формировался межбюджетный трансфер в ПФР из федерального бюджета, в котором есть много иных направлений расходования средств, жизненно необходимых для нашей страны.
Правда, надо учитывать, что Пенсионный фонд у нас последнее время занимается также другими вопросами, например, материнским капиталом. Так что с точки зрения бюджета пенсионная реформа, действительно, назрела. Пенсии нужно индексировать, количество пенсионеров растёт, растут и суммарные расходы Пенсионного фонда. Деньги брать уже почти неоткуда, то есть увеличивать платежи работодателей, связанные с заработными платами, которые идут как раз в виде поступлений в Пенсионный фонд, нерационально, и возможности здесь тоже ограниченные.
С этим было и связано повышение пенсионного возраста и другие изменения, которые касались как раз пенсионной реформы. Поэтому такие действия были оправданны. Прямо скажу, мы их откладывали несколько лет. О том, что нужно переходить на какие-то другие отношения, говорилось давно, как минимум десять лет назад, может, и больше. Но то, что случилось, то случилось. Сейчас преобразования, которые обсуждаются, касаются, скорее, административных вопросов. И забегая вперёд, могу сказать, что, по некоторым оценкам, в результате объединения фондов мы получим экономию в 120 миллиардов рублей. Мне кажется, это завышенные оценки, но, безусловно, какую-то экономию мы на этом получим.
– Давайте поговорим о недавней отставке главы ПФР Максима Топилина, который не продержался и года на этой должности. Как вы считаете, в чём причина его отставки?
В. К. – Происходит какая-то естественная ротация кадров. Но то, что сейчас назрела административная перестройка структур, которые занимаются доходами бюджетов, это очевидно. То есть мы видим попытку саккумулировать все ресурсы, поступающие в виде доходов бюджетов разных уровней, с точки зрения единого принятия решений.
Отставка главы ПФР Максима Топилина наделала много шума. А назначение на его место Андрея Кигима, руководителя Фонда социального страхования, породила много вопросов. Фото: Alexei Nikolsky/Kremlin Pool/Globallookpress.
Несколько лет назад произошла централизация системы управления и системы учёта этих платежей. Они были выведены из ведения государственных внебюджетных фондов и отданы федеральной налоговой службе. В свою очередь, все основные администраторы доходов бюджетов, собираемых на федеральном уровне, оказались в ведении Минфина – и ФНС, и таможенная служба, и даже Росалкогольрегулирование, которое у нас поставляет значимую часть доходов бюджета.
– То есть назрело время навести порядок во всей этой сфере. Наталья Валерьевна, как вы считаете, нужен ли нам ПФР как организация, которая ничем другим, кроме распределения средств и выдачи пенсионерам на руки не занимается? Эта организация настолько дорогостоящая, что любая экономия, которая идёт от урезания пенсий и повышения пенсионного возраста, фактически уходит на содержание Пенсионного фонда России.
Н. О. – Хочу добавить к ответу коллеги. После проверки Счётной палаты в Пенсионном фонде недосчитались порядка 400 миллионов рублей. Этому способствовало некорректное с юридической точки зрения ведение расчётов, отсутствие единой базы или портала, куда можно было бы вносить сведения о получателях пенсии. Кроме того, никто не контролировал правильность начислений. Были случаи, когда один и тот же номер СНИЛС присваивался нескольким гражданам.
Более того, родственники умерших пенсионеров по нескольку лет продолжали получать их пенсии. Именно поэтому сейчас премьер-министр Михаил Мишустин выступил с инициативой о порядке получения накопительной части пенсии родственниками умерших. То есть потихоньку этим всем начинает заниматься правительство.
И я перехожу к ответу на ваш вопрос. Сейчас многие говорят, что необходимо реформировать замороженную с 2014 года накопительную часть пенсии и создать комфортные условия для того, чтобы граждане сами копили собственные пенсионные деньги, получая при этом различные льготы, бонусы и так далее. Это дало бы возможность аккумулировать на специально открытых счетах денежные средства, которые передавались бы в доверительное управление и приносили дополнительный доход. Получится это или нет – вопрос дискуссионный. Поправки, которые в связи этим принимаются, ясности в вопросе не прибавляют. Да и гриф «секретно» тоже не позволяет понять, что в них содержится.
Предыдущие поправки, которые представлялись в 2016 и в 2019 годах, которые получили название «индивидуальный пенсионный продукт», должны были рассматриваться как инвестиции для граждан. Но объяснить, скажем, бабушке, живущей в какой-нибудь области, что это такое – инвестиции – очень сложно, учитывая общую финансовую неграмотность населения.
Есть и другие варианты, к которым склоняются многие экономисты и юристы. Конечно, необходимо анализировать мировой опыт. Ведь мы не единственная страна, которая сталкивается с такими проблемами.
– Мне бы хотелось задать вопрос ещё одному участнику нашей беседы – экономисту Антону Любичу. Нужен ли нам этот самый раздутый в мире по штату Пенсионный фонд?
Антон Любич – Начну с того, что пенсионной реформы как таковой у нас не проводилось. Просто был повышен пенсионный возраст. А пенсионная реформа заключалась бы в том, чтобы у ПФР появились бы деньги в управлении, которые можно было бы направлять на инвестиционные цели, зарабатывать на выплаты пенсий будущим пенсионерам. Как и поступают фонды. Он и был когда-то создан именно для того, заниматься этой деятельностью. Это его предназначение изначальное по реформе 2002 года, если мне память не изменяет.
С тех пор было сделано всё для того, чтобы у него не осталось денег для управления, а накопительная часть пенсии была заморожена. Потому сейчас он просто выполняет функцию по получению денег из бюджета, передачи их пенсионерам и параллельно содержит секретарш, охранников, автомобили, здания и ведёт какую-то непрофильную деятельность, которая только уменьшает пенсии пенсионеров.
– ПФР, у которого более ста тысяч сотрудников, не стеснял никогда себя в тратах. Через десять дней после того как правительство объявило о повышении пенсионного возраста, фонд спустил 95,6 миллиона рублей на аренду служебных автомобилей. Эта организация, как вы считаете, осознаёт свои действия? Что происходит в Пенсионном фонде сейчас?
В. К. – Я хочу выступить несколько в защиту Пенсионного фонда. Всё-таки даже нарушения, которые выявлены Счётной палатой, несопоставимы с масштабом тех действий, которые Пенсионный фонд у нас осуществляет. Всё-таки у нас 40 с лишним миллионов пенсионеров, плюс есть ещё различного рода получатели средств из Пенсионного фонда, и нужно сказать, что в целом система функционирует без сбоев, то есть ежемесячно пенсионеры всюду по стране получают положенные им из бюджета средства.
Н. О. – Они же получают деньги из бюджета. Не секрет, что правительство туда эти деньги вбрасывает, а в последний период времени – это точно.
В. К. – Ещё раз повторю, что примерно из 9 триллионов рублей, которые сейчас составляют объём Пенсионного фонда, 3,5 – это межбюджетный трансфер из федерального бюджета. А остальное – это те платежи, которые связаны, в основном, с 22 процентами от заработных плат, которые платят работодатели повсюду по стране напрямую в бюджет Пенсионного фонда. Мы видим, что сбоев в доведении средств до конкретных граждан из бюджета происходит немало. К примеру, в прошлом году сложности были с доведением доплат медикам.
Казалось бы, простая задача, ограниченный круг получателей, что тут сложного? Тем не менее и правительство, и конкретные чиновники были подвергнуты справедливой критике из-за того, что механизм оказался очень сложным и запутанным. Пеняли на губернаторов, пеняли на работников медицинских учреждений и руководителей, но задача оказалась сложной.
Здесь задача, решаемая для 40 с лишним миллионов получателей. Это сложная административно-управленческая задача, потому что остановить работу Пенсионного фонда на какое-то время просто невозможно. Нельзя сказать, что мы сейчас на 2-3 месяца его закрываем, чтобы провести перестройку и сделать тут какой-то новый механизм. Внедрить, в конце концов, новую информационную систему.
Кстати, многие работодатели жаловались, что когда в 2017 году переводили администрирование этих платежей из Пенсионного фонда в ФНС, то достаточно много огрехов выявилось с точки зрения чисто информационного учёта работодателей. Поэтому вместе с критикой нужно говорить и о позитивных вещах.
А то, что вы говорите насчёт администрирования, да, наверное, это так. Действительно, больше ста тысяч сотрудников, занятых в Пенсионном фонде, при средней зарплате 80 тысяч рублей, это расточительность.
– Да, зарплаты там неплохие. Экономисты Всемирного банка, который, как известно, приветствует пенсионные реформы, отметили, цитирую, что в России – это не реформа, а конфискация почти миллиона рублей у каждого из представителей старшего поколения при средней пенсии 15 тысяч рублей в месяц, пять лет невыплаченных пенсий складываются в 900 тысяч. Об этом писали журналисты издания «Аргументы недели».
Однако с этим комментарием специалистов Всемирного банка в корне не согласен кандидат экономических наук Константин Добромыслов.
Константин Добромыслов – Деньги, которые сегодня уплачиваются за работника работодателем, сразу же направляются на выплату пенсий. Люди, которые уплачивают страховые взносы, перед ними возникают обязательства, а те лица, которые платили до этого страховые взносы и сегодня вышли на пенсию, перед ними эти обязательства исполняются. Тут мы видим вполне понятный принцип компенсации уплаченных страховых взносов.
Так что ни о какой конфискации средств речь идти не может, это в корне неправильное определение или непонимание этими специалистами того, как работает российская пенсионная система. Я с этим непониманием подобных специалистов сталкивался уже в начале 2000 годов. Я думаю, что они до сих пор так ничего и не поняли.
– Эксперты Всемирного банка не понимают, как устроена наша пенсионная система. А мы понимаем, как она устроена? Можно какую-то ретроспективу того, что происходило с нами на протяжении последних 7-10 лет? С нашей пенсионной реформой? Что изменилось?
Н. О. – Я хочу закончить ту мысль об альтернативе Пенсионному фонду. Наше правительство может выполнять функции Пенсионного фонда, аккумулировать на своих счетах все те налоги, которые выплачивают наши предприниматели, и дальше эти денежные средства распределять. Возможно, мы к этому придём, но не раньше 2026 года, тем не менее такая мысль есть. Я думаю, что количество денежных средств, которые будут поступать из бюджета, только увеличится.
То, что касается ретроспективы и почему Всемирный банк не понимает, объясню, что до 2014 года у нас существовала накопительная часть, у нас существовала вот эта солидарная часть, она и сейчас существует, солидарная часть, только вопрос в размерах. Помимо старения есть ещё второй враг пенсионной реформы, это увеличение доходов населения. У нас только пять процентов населения способны копить деньги. Если сравнивать те пенсии, которые получают пенсионеры на Западе, то они совершенно от других сумм отчисляют эти проценты. И те проценты, которые у нас сейчас, и те базовые доходы, с которых исчисляется размер пенсий, они несопоставимы с тем, что происходит на Западе.
Сейчас активно говорят о том, что социальные пенсии мы как социальное государство никуда не денем, и, может, мы придём к тому, что будет существовать один для всех одинаковый базовый доход социальной пенсии, который будет всем выплачиваться. Если вы хотите получать свыше этого – открывайте накопительный счёт и дальше пытайтесь передавать ваши деньги в доверительное управление. Но это подойдёт только для продвинутой части населения.
Чему научился Пенсионный фонд за это время? Я, как юрист, сталкиваюсь с этим регулярно на практике. Пенсионный фонд научился за последние годы штрафовать за несвоевременную уплату взносов работодателей. Не успеваешь оглянуться, как на генерального директора штраф, счёт заблокирован, дело уже в суде, и судья уже озвучивает решение.
Вот плюс Пенсионного фонда. Во всяком случае, сейчас это работает как часы. И плюс ликвидировать компанию без согласия Пенсионного фонда, если есть малейшая задолженность, вы не сможете никогда – ПФР держит это всё в своих руках.
– Как вы считаете, Топилина отстранили от дел с какой целью?
Н. О. – Я думаю, что формируется новая команда, которая в тесном сотрудничестве с правительством будет продвигать все те идеи и задачи, которые связаны с тем самым законопроектом Минфина под грифом «секретно».
– То есть речь идёт о новой реформе, которая нас ждёт в декабре 2021 года. Вам что-то известно, Владимир Викторович, об этом?
В. К. – В СМИ идёт достаточно много дискуссий по этому поводу. Уже есть информация о том, что в правительстве готовится новая стратегия развития до 2030 года. Что касается возможных и обсуждаемых объединений Пенсионного фонда с Фондом социального страхования, вкупе с ними ещё и с Фондом обязательного медицинского страхования, эта идея просто высказывалась многими. Я помню, Голикова, будучи председателем Счётной палаты, лет пять назад эту идею тоже продвигала.
Но всё-таки под этим есть какая-то основа для того, чтобы подобные решения нашли политическое обоснование и вылились в конкретный законопроект. И сейчас такие основания действительно есть, поскольку правительство очень активно внедряет систему унификации разного рода информационных систем, и если предполагается создание так называемого социального казначейства, то почему бы это не сделать в виде единой структуры, которая их будет администрировать?