Что будет с пианино в неотапливаемом помещении
ИНСТРУКЦИЯ ПО ХРАНЕНИЮ ФОРТЕПИАНО И УХОД ЗА НИМ
Рекомендации Ассоциации фортепианных мастеров России
Фортепиано — весьма чувствительный музыкальный инструмент, имеет сложный механизм и тщательно отделанный корпус. Ввиду этого оно нуждается в бережном и умелом обращении при транспортировке, содержании и в постоянном уходе.
1. Древесина и сукно, применяемые для изготовления фортепиано, гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от влажности воздуха. Идеальными являются температура 20° С и относительная влажность 45%. (Для определения величины влажности необходим гигрометр или, что еще лучше, психрометр).
2. Нельзя ставить инструмент вблизи отопительных приборов, окон, дверей и наружных стен, также необходимо предохранять его от сквозняка, прямых солнечных лучей
3. Все ролики или ножки должны жестко фиксироваться на полу, чтобы инструмент не качался во время игры.
4. В зимнее время года инструмент, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом отпотеть, т.е. покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.
5. Новый инструмент после доставки в помещение клиента следует проверить и при необходимости отрегулировать его механизм, настроить.
6. Категорически запрещается ставить на инструмент горшки и вазы с цветами, а также другие предметы, приводящие к порче механизма и внешнего вида инструмента.
7. С наружных поверхностей инструмента нужно удалять пыль мягкой тряпкой. Для защиты от пыли рекомендуется пользоваться чехлом. Не реже одного раза в год необходимо удалять пыль из инструмента с помощью пылесоса.
8. Для предохранения от моли рекомендуется насыпать на дно инструмента не слишком ядовитые препараты.
9. Для настройки и регулировки фортепиано необходимо приглашать опытного мастера. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьезные дефекты в инструменте.
Эксплуатация пианино и роялей. Рекомендации настройщика.
Установка инструмента.
Рояль или пианино следует устанавливать как можно дальше от отопительных приборов и окон (по крайней мере не ближе двух метров), и очень желательно так, чтобы инструмент не мог находиться на сквозняке при любых вариантах открытых окон и дверей. По возможности исключите попадание на инструмент прямых солнечных лучей. Нельзя ставить пианино к внешней стене. Расстояние между пианино и стеной (к которой инструмент поставлен) должно быть не менее 7-8 см.
Условия эксплуатации.
Наиболее важным условием для рояля или пианино является влажность и её изменения. Релятивная (относительная) влажность должна быть в пределах 42-55%. Для инструментов низкого качества (например, отечественных или довольно старых) влажность устанавливают в пределах 50-60%. Следует избегать резких перепадов влажности и температуры даже в установленных пределах. Температура в пределах 17-24 градусов считается допустимой. Считается, что не следует ставить на рояль или пианино какие-либо предметы.
Условия транспортировки.
Никогда не поручайте перевозку рояля или пианино обычным грузчикам и лицам не имеющим специальную подготовку и снаряжение для перевозки именно этих музыкальных инструментов. На большие расстояния рояли и пианино перевозят в специальных контейнерах. При этом в самом инструменте блокируются нажатия клавиш и движения всех элементов механики. На относительно небольшие расстояния (например, в пределах города) допускается перевозить инструмент без контейнера и блокировки. В таких случаях инструмент надёжно крепится к транспортному средству, в случае необходимости устанавливается на специальные рейки или другие приспособления, кантовка не допускается.
Настройка, интонировка, сервис роялей и пианино, используемых не в профессиональных целях, при регулярном обслуживании.
Практически в любой инструкции по эксплуатации и обслуживанию рояля или пианино можно прочитать:
При умеренном использовании (не в профессиональных целях) и при условии хорошего состояния, инструмент следует настраивать не реже двух раз в год.
Настройка и обслуживание роялей и пианино при нерегулярном обслуживании. Срок службы инструментов.
Если инструмент не настраивался продолжительное время (тем более если была перевозка), то настройка займёт гораздо больше времени (и естественно будет дороже), чем при регулярном обслуживании.
Это прежде всего связано с тем, что строй инструмента, если его не настраивать, с течением времени ослабевает (причём неравномерно). Необходимо поднять и выравнить строй, и дать ему осесть. То есть требуется предварительная настройка.
В некоторых случаях предварительную настройку приходиться повторять. Это связано с тем, что при значительном изменении натяжения одних струн, меняется натяжение других струн (неодинаково и зависит от конструкции /в основном мензуры/ и состояния данного инструмента).
Довольно часто, чтобы произвести настройку за один раз, предварительную настройку делают с завышением строя, так, чтобы после осадки получить приблизительно номинальное натяжение всех струн. Но сделать это грамотно может только опытный и квалифицированный специалист, т. к. завышения строя производится неравномерно, по довольно сложной схеме, требует постоянного контроля за реакцией инструмента и сильно зависит от конкретного случая.
Даже если настраивать инструмент на том уровне на котором он оказался с течением времени, не поднимая строй, или строй почти не требуется поднимать (он остался приблизительно на своём уровне) всё равно может понадобится больше времени, чем обычно, т. к. изменение строя неравномерно и требуется его выравнивание.
Естественно после длительного перерыва в обслуживании инструмента, регулировка, интонировка и другие сервисные работы также займут больше времени.
Настройка рояля или пианино после длительного перерыва менее устойчива, чем при регулярном обслуживании (это касается и результатов других сервисных работ, но в меньшей степени). Поэтому лучше повторить настройку через некоторое время (обычно это 1-2 месяца).
Многие из-за плохого качества и/или состояния своего инструмента теряли интерес к занятиям музыкой. Особенно дети. Если из-под нажимаемых клавиш раздаются сомнительные (в лучшем случае неэстетичные, а порой откровенно фальшивые) звуки, то вряд ли кто-либо (особенно в юном возрасте) возымеет большой интерес к музыке. Не у многих хватит терпения упражняться или играть на инструменте, когда клавиши нажимаются с разным усилием, опускаются на разную глубину, дают разные интонации звука, имеют люфт и т. д. и т. п. Кстати, из-за этого намного дольше приходится разучивать те или иные музыкальные пассажи (особенно скоростные, которые могут вообще не получаться или периодически сбиваться).
Если подробнее обсуждать вопрос обслуживания роялей и пианино, то следует учесть, что частоту настроек инструмента (а также объём и продолжительность проводимых работ по обслуживанию инструмента) определяют следующие основные факторы:
1) конструкция и состояние вирбельбанка и то, как хорошо инструмент держит строй
(разумеется, при нормальном общем состояние инструмента)
2) микроклимат и (в большей степени) его изменения
3) интенсивность использования инструмента
3) любые перемещения инструмента (перестановки, транспортировки, кантовки
/последнее лучше избегать/)
4) качество и периодичность предыдущих настроек, а также других работ, связанных с
обслуживанием инструмента (в частности, замена вирбелей /колков/, замена струн и т. п.)
Лучше всего решать вопросы обслуживания инструмента с мастером, разумеется, после осмотра вашего рояля или пианино.
При профессиональном использовании роялей, настройку производят перед каждым концертом, записью и даже репетицией. Бывают случаи, когда необходимо произвести настройку (перестройку) рояля или роялей во время концерта.
Существует несколько типов настроек. Их применение зависит от исполняемых произведений, акустических характеристик зала, конечно же, от самого инструмента, исполнителя, а при записи и от записывающей аппаратуры (в основном здесь важно учесть схему расположения микрофонов и их характеристики).
Постарайтесь найти квалифицированного фортепианного мастера, который бы уделил достаточное внимание вашему инструменту и взял бы его на постоянное обслуживание. И узнайте у вашего мастера, к кому вы можете обратиться в его отсутствие.
Эксплуатация фортепиано
Как настраивать пианино?
Начнем по порядку. От просто к сложному.
Как часто нужно настраивать фортепиано?
В том случае, если на инструменте вы играете регулярно, его надо настраивать хотя бы два раза в год (когда включают и выключают отопление). А если на фортепиано не играют, то для поддержания его в хорошем состоянии достаточно осуществлять настройку раз в год.
Что говорить настройщику пианино при вызове?
Заранее сообщите настройщику всю необходимую информацию о вашем пианино: его цвет и название, количество педалей. Также сообщите, когда в последний раз настраивался инструмент и как сильно он расстроен. Если вы не знаете, как сильно расстроено пианино, приставьте телефонную трубку к пианино, нажмите клавишу Ля первой октавы. Тогда настройщик сможет хотя бы примерно определить величину расстройки. И обязательно сообщите настройщику о том, есть ли в пианино порванные струны!
Можно ли перевозить фортепиано лежа?
Не рекомендуется лёжа перевозить пианино. К примеру, с фабрики инструмент перевозят исключительно стоя, фиксируя сзади транспортировочными болтами. Конечно, на практике случаются и случаи перевозки пианино лежа. В таком случае под инструмент стелют несколько слоев картона, его фиксируют, чтобы он не елозил по полу, а все открывающиеся детали дополнительно фиксируют малярным скотчем. Несмотря на это, старайтесь перевозить пианино стоя.
Можно ли зимой перевозить пианино?
Это зависит от автомобиля, на котором перевозят инструмент. Если это микроавтобус с тёплым салоном, позволяющим постоянно поддерживать комфортную для инструмента температуру, его можно перевозить даже из одного города в другой. Однако при перевозке пианино в автомобиле типа Газель без прогрева лучше хорошенько подумать. Если на улице в день перевозки сильный мороз (-20 градусов и ниже), то не рекомендуется перевозить пианино в неотапливаемом кузове. Если же мороз не сильный, то можно перевозить фортепиано в пределах города, но лучше прикрыть его одеялом, а может, даже не одним. Перевозить пианино между городами зимой в неотапливаемом кузове не рекомендуется.
Как долго длится процесс настройки?
Обычно настройка пианино длится два часа и более. Чаще всего мастера вызывают, когда инструмент сильно расстроен – тогда настройка занимает около четырех часов. Так что можно сделать вывод, что среднее время настройки составляет три часа.
Можно ли настраивать пианино сразу после перевозки?
Почему фортепиано быстро расстраивается?
На это есть несколько причин. Если ваше пианино старое, скорее всего, у вирбелей уже нет той силы трения в вирбельбанке, которая необходима для держания строя. Причиной может быть и недостаточная влажность воздуха (в идеале она составляет 50-60%). В меньшей мере влияет на расстройку частая игра на пианино, чересчур сильные удары по клавишам. Обычно настройщик предлагает различные способы укрепления строя. Если вы хотите избежать данных неудобств, рекомендуем приобрести цифровое пианино.
Уход за клавишными инструментами
Помещение с инструментом по возможности должно быть с равномерной температурой: минимум +10°C, а относительная влажность воздуха должна быть 31%-55%. Дело в том, что в механизме инструмента есть тонкие детали из дерева, металла, войлока, которые чрезвычайно чувствительны как к колебаниям температуры, так и к влажности воздуха. Так, если относительная влажность высокая, детали впитывают ее из воздуха, а их размеры увеличиваются. Вследствие этого ход механизма затрудняется, возникает опасность слипания клавиш, могут быть и другие неприятности. Все это причиняет инструменту значительный вред.
Отдельно следите за тем, чтобы в помещении с инструментом температура внезапно не упала, ведь это плохо повлияет на лакировку и полировку. Если изменения температуры велики, то лакировка может даже потрескаться.
Важно правильно очищать музыкальный инструмент от пыли. Полированные поверхности вытирают мягкой тряпкой без нажима, причем мокрые тряпки или грубый текстиль применять нельзя.
Проследите, чтобы инструмент не находился слишком близко к открытому огню. Покрытие клавиатуры, кроме слоновой кости, часто делают из целлулоида, а он легко воспламеняется.
Также надо защищать инструмент от прямого действия солнечных лучей.
В него нельзя вкладывать какие-то предметы.
Ремонт или настройку должны осуществлять только специалисты.
После перевозки инструмент надо как минимум на 12 часов оставить нераспакованным в помещении, которое не отапливается. После распаковки температуру помещения надо повышать постепенно.
Полированные поверхности покрылись влагой? Не вытирайте ее! По истечении определенного времени она исчезнет сам по себе.
Руководствуясь этими указаниями, вы обеспечите инструменту должный уход, а игра на нем принесет вам чистый звук, радость и наслаждение.
Утилизация пианино
Недостатки самостоятельной утилизации
Как происходит профессиональная утилизация пианино?
Некоторые люди, желающие избавиться от пианино, ищут услугу утилизации в интернете, газетах и пр. Как же происходит утилизация? Все очень просто! К вам приезжают специальным образом подготовленные люди (обычно двое), занимающиеся перевозкой и утилизацией. Они ловко берут инструмент, используя для этого специальные транспортировочные ремни, а иногда и специальную тележку, что позволяет облегчить перенос на ровных участках. Аккуратно, без лишнего шума и пыли они выносят пианино до ближайшей строительной помойки.
Правда, иногда так называемые «утилизаторы» не доносят пианино до мусорки, а грузят его в своё авто. Куда они его везут? Может быть несколько вариантов. К примеру, «утилизаторы» решили, что пианино представляет ценность, поэтому забирают его себе, решают отдать или продать коллегам, занимающимся реставрацией инструментов. А иногда инструмент отдают в детский дом или в школу.
Утилизация пианино — его вынос до ближайшей помойки. Не существует специальной свалки, где утилизируют инструменты, подобно автомобилям.
Перевозка пианино
Вам требуется перевезти или перенести инструмент с одного места на другое? Лучше доверьтесь профессионалам, занимающимся этой работой постоянно.
Конечно, вы можете захотеть сэкономить, перевезя пианино своими силами. Давайте представим это. К примеру, вы являетесь среднестатистическим мужчиной, то есть у вас средняя физическая сила и средний рост. Вы зовете друга или же соседа, вместе с которым пытаетесь сдвинуть пианино с места. Даже если вы почувствуете себя достаточно сильным для того, чтобы оторвать пианино от пола, при попытке понести его вы поймете, насколько это непросто. Так что если вы не ходите в спортзал, не работаете с серьезным весом, попытка переноса инструмента даже на ровной поверхности может привести к травме. Через пару дней может появиться боль в коленях, тазу, пояснице, грыжа и т.д. И это еще не самое худшее!
Теперь представьте, что вам придется нести пианино вниз по лестнице. Конечно, вдвоем вы не будете даже пробовать. Что же вы сделаете? Позовете еще пару друзей или соседей.
Итак, четыре здоровых мужика или более пытаются спустить по лестнице пианино, пыхтя при этом. Скорость движения составит один лестничный пролет за 5-10 минут. А вот профессиональные грузчики переносят пианино вдвоем, используя специальные ремни. Очень редко требуется больше людей. При этом средняя скорость движения составляет один лестничный проем за минуту.
Теперь представьте, что вам еще придется нести пианино вверх по лестнице. И только вспомните, сколько мучений вы перенесли, всего лишь спуская его, а не поднимая!
Чтобы не испытывать мучений, наймите людей, постоянно зарабатывающих этим. Профессионалы обладают не только хорошей физической подготовкой, но и достаточным опытом в координации движений со своим партнёром, приемами и примочками, включая поддоны, тележку. Они знают, что инструмент надо переносить медленно, аккуратно, стараясь его не задеть нигде.
При какой температуре можно пианино
Климатические условия местонахождения пианино, наряду с профессиональной настройкой и своевременным ремонтом, играют определенную роль в длительности и стабильности его эксплуатации.
На состояние строя пианино, помимо вопроса своевременного и квалифицированного технического обслуживания, влияет и определенная влажность воздуха в помещении, где находится инструмент, процент которой не должен зашкаливать за цифру 60 и быть ниже 40%.
Множество деталей инструмента выполнено из дерева различных видов. Любая древесина без достаточной влаги начинает засыхать, и как следствие этого, в инструменте могут начаться проблемы со строем, резонансной декой, западаниями клавиш, отклейкой механических частей и т. д.
В нашей практике были случаи настройки фортепиано польского производства LEGNICA, находившегося длительное время на прогулочном катере и не настраивавшееся десяток лет. Пианино удивило тем, что его строй после давнего обслуживания изменился не очень сильно. Подрасстроились только некоторые унисоны, сама высота строя 440 гц не изменилась. Естественно, качество изготовления пианино и предыдущей настройки были на высоте, но не менее удивителен факт достаточно хорошего сохранения строя в подобных условиях.
Недостаточная влажность в помещении – распространенный бич стабильности состояния внутренних и внешних частей пианино! Из-за пересушенности воздуха в помещении у пианино могут начаться проблемы с расклейкой шпиллеров, начнут западать клавиши, пошатнется стабильность держания строя, ухудшится внешний вид покрытия. Если пришедший настройщик утверждает, что после осадки вирбелей вылетает пыль, – это следствие крайней засушенности инструмента.
К числу древних “лекарств” от сухости атмосферы внутри пианино относится пресловутая банка с водой, поставленная внутрь корпуса. Действие этого “эликсира” незначительно может повысить влажность воздуха в деревянном корпусе изделия, но это будет всего лишь +2-3% из минимума 40%. К тому же, про банку с водой часто забывают хозяева фортепиано, и пустая банка стоит себе внутри десятилетиями, а инструмент продолжает сохнуть.
Общеизвестен факт, что при снижении влажности воздуха в магазине фортепиано ниже 40% добросовестные владельцы даже снимут инструмент с продажи. Несколько лучшие климатические результаты показали аквариумы, увлажнители воздуха в помещении, где находится инструмент.
Однако наиболее прогрессивные результаты в нормализации условий содержания фортепиано показала специальная профессиональная система Климат-контроля, устанавливаемая внутрь фортепиано, когда с помощью специальных аксессуаров внутрь корпуса инструмента испаряется необходимая влажность.
При выборе места для установки пианино в помещении следует учитывать, что отопительные радиаторы не должны находиться от него на расстоянии не ближе, чем один метр.
Пианино чувствительно и к перепаду резких колебаний температур – иногда открытая форточка в зимнее время способна вызвать некоторое расстройство строя и послужить необходимостью к внеочередному вызову мастера. Низкие температуры, как и высокие, негативно сказываются на общем состоянии инструмента. Максимально комфортная температура для него от +5 до +25 °С.
Как настраивать пианино?
Начнем по порядку. От просто к сложному.
Как часто нужно настраивать фортепиано?
В том случае, если на инструменте вы играете регулярно, его надо настраивать хотя бы два раза в год (когда включают и выключают отопление). А если на фортепиано не играют, то для поддержания его в хорошем состоянии достаточно осуществлять настройку раз в год.
Что говорить настройщику пианино при вызове?
Заранее сообщите настройщику всю необходимую информацию о вашем пианино: его цвет и название, количество педалей. Также сообщите, когда в последний раз настраивался инструмент и как сильно он расстроен. Если вы не знаете, как сильно расстроено пианино, приставьте телефонную трубку к пианино, нажмите клавишу Ля первой октавы. Тогда настройщик сможет хотя бы примерно определить величину расстройки. И обязательно сообщите настройщику о том, есть ли в пианино порванные струны!
Можно ли перевозить фортепиано лежа?
Не рекомендуется лёжа перевозить пианино. К примеру, с фабрики инструмент перевозят исключительно стоя, фиксируя сзади транспортировочными болтами. Конечно, на практике случаются и случаи перевозки пианино лежа. В таком случае под инструмент стелют несколько слоев картона, его фиксируют, чтобы он не елозил по полу, а все открывающиеся детали дополнительно фиксируют малярным скотчем. Несмотря на это, старайтесь перевозить пианино стоя.
Можно ли зимой перевозить пианино?
Это зависит от автомобиля, на котором перевозят инструмент. Если это микроавтобус с тёплым салоном, позволяющим постоянно поддерживать комфортную для инструмента температуру, его можно перевозить даже из одного города в другой. Однако при перевозке пианино в автомобиле типа Газель без прогрева лучше хорошенько подумать. Если на улице в день перевозки сильный мороз (-20 градусов и ниже), то не рекомендуется перевозить пианино в неотапливаемом кузове. Если же мороз не сильный, то можно перевозить фортепиано в пределах города, но лучше прикрыть его одеялом, а может, даже не одним. Перевозить пианино между городами зимой в неотапливаемом кузове не рекомендуется.
Как долго длится процесс настройки?
Обычно настройка пианино длится два часа и более. Чаще всего мастера вызывают, когда инструмент сильно расстроен – тогда настройка занимает около четырех часов. Так что можно сделать вывод, что среднее время настройки составляет три часа.
Можно ли настраивать пианино сразу после перевозки?
Это зависит от влажности воздуха. Летом пианино чаще всего можно настраивать сразу после перевозки, а зимой рекомендуется оставить пианино в помещении на пару дней. А если у вас рояль – выждите около недели!
Почему фортепиано быстро расстраивается?
На это есть несколько причин. Если ваше пианино старое, скорее всего, у вирбелей уже нет той силы трения в вирбельбанке, которая необходима для держания строя. Причиной может быть и недостаточная влажность воздуха (в идеале она составляет 50-60%). В меньшей мере влияет на расстройку частая игра на пианино, чересчур сильные удары по клавишам. Обычно настройщик предлагает различные способы укрепления строя. Если вы хотите избежать данных неудобств, рекомендуем приобрести цифровое пианино.
Уход за клавишными инструментами
Любому инструменту требуется постоянное внимание. Пианино или рояль следует поместить в совершенно сухое место, идеально – у внутренней стены, на достаточном расстоянии от окна и нагревательных приборов, чтобы на него не повлияли ни сырость, проникающая через окно, ни излучение тепла от прибора. В вышеуказанных случаях инструменту может быть нанесен вред, ведь он будет расстраиваться, а металлические части будут ржаветь.
Помещение с инструментом по возможности должно быть с равномерной температурой: минимум +10°C, а относительная влажность воздуха должна быть 31%-55%. Дело в том, что в механизме инструмента есть тонкие детали из дерева, металла, войлока, которые чрезвычайно чувствительны как к колебаниям температуры, так и к влажности воздуха. Так, если относительная влажность высокая, детали впитывают ее из воздуха, а их размеры увеличиваются. Вследствие этого ход механизма затрудняется, возникает опасность слипания клавиш, могут быть и другие неприятности. Все это причиняет инструменту значительный вред.
Отдельно следите за тем, чтобы в помещении с инструментом температура внезапно не упала, ведь это плохо повлияет на лакировку и полировку. Если изменения температуры велики, то лакировка может даже потрескаться.
Важно правильно очищать музыкальный инструмент от пыли. Полированные поверхности вытирают мягкой тряпкой без нажима, причем мокрые тряпки или грубый текстиль применять нельзя.
Проследите, чтобы инструмент не находился слишком близко к открытому огню. Покрытие клавиатуры, кроме слоновой кости, часто делают из целлулоида, а он легко воспламеняется.
Также надо защищать инструмент от прямого действия солнечных лучей.
В него нельзя вкладывать какие-то предметы.
Ремонт или настройку должны осуществлять только специалисты.
После перевозки инструмент надо как минимум на 12 часов оставить нераспакованным в помещении, которое не отапливается. После распаковки температуру помещения надо повышать постепенно.
Полированные поверхности покрылись влагой? Не вытирайте ее! По истечении определенного времени она исчезнет сам по себе.
Руководствуясь этими указаниями, вы обеспечите инструменту должный уход, а игра на нем принесет вам чистый звук, радость и наслаждение.
Утилизация пианино
Недостатки самостоятельной утилизации
Многие люди, собирающиеся выбросить пианино, сталкиваются с проблемой его выноса из помещения. Этот инструмент весит около 250 кг, поэтому мало кто может избавиться от него самостоятельно. Как это обычно происходит? Хозяева пианино находят поблизости несколько знакомых, соседей, грузчиков, дворников – от четырех человек до немыслимого количества (на самом деле для переноса пианино требуется всего лишь два специально подготовленных человека). Эти люди за определенную плату соглашаются вынести инструмент до ближайшей помойки. В итоге неподготовленные люди немыслимым образом несут несчастное пианино, сшибая на своем пути предметы, наступая на ноги друг другу, защемляя пальцы. Кое-как они доносят полуразваленный, изначально целый инструмент до помойки. Хозяева расплачиваются со слезами на глазах от такой небрежности.
Как происходит профессиональная утилизация пианино?
Некоторые люди, желающие избавиться от пианино, ищут услугу утилизации в интернете, газетах и пр. Как же происходит утилизация? Все очень просто! К вам приезжают специальным образом подготовленные люди (обычно двое), занимающиеся перевозкой и утилизацией. Они ловко берут инструмент, используя для этого специальные транспортировочные ремни, а иногда и специальную тележку, что позволяет облегчить перенос на ровных участках. Аккуратно, без лишнего шума и пыли они выносят пианино до ближайшей строительной помойки.
Правда, иногда так называемые «утилизаторы» не доносят пианино до мусорки, а грузят его в своё авто. Куда они его везут? Может быть несколько вариантов. К примеру, «утилизаторы» решили, что пианино представляет ценность, поэтому забирают его себе, решают отдать или продать коллегам, занимающимся реставрацией инструментов. А иногда инструмент отдают в детский дом или в школу.
Утилизация пианино — его вынос до ближайшей помойки. Не существует специальной свалки, где утилизируют инструменты, подобно автомобилям.
Перевозка пианино
Вам требуется перевезти или перенести инструмент с одного места на другое? Лучше доверьтесь профессионалам, занимающимся этой работой постоянно.
Конечно, вы можете захотеть сэкономить, перевезя пианино своими силами. Давайте представим это. К примеру, вы являетесь среднестатистическим мужчиной, то есть у вас средняя физическая сила и средний рост. Вы зовете друга или же соседа, вместе с которым пытаетесь сдвинуть пианино с места. Даже если вы почувствуете себя достаточно сильным для того, чтобы оторвать пианино от пола, при попытке понести его вы поймете, насколько это непросто. Так что если вы не ходите в спортзал, не работаете с серьезным весом, попытка переноса инструмента даже на ровной поверхности может привести к травме. Через пару дней может появиться боль в коленях, тазу, пояснице, грыжа и т.д. И это еще не самое худшее!
Теперь представьте, что вам придется нести пианино вниз по лестнице. Конечно, вдвоем вы не будете даже пробовать. Что же вы сделаете? Позовете еще пару друзей или соседей.
Итак, четыре здоровых мужика или более пытаются спустить по лестнице пианино, пыхтя при этом. Скорость движения составит один лестничный пролет за 5-10 минут. А вот профессиональные грузчики переносят пианино вдвоем, используя специальные ремни. Очень редко требуется больше людей. При этом средняя скорость движения составляет один лестничный проем за минуту.
Что ж, допустим, вы смогли спустить пианино. Скорее всего, при этом вы много раз задевали им косяки, перила, ступеньки… Как результат – царапины, сколы, вмятины, а иногда и отломанные ножки пианино.
Теперь представьте, что вам еще придется нести пианино вверх по лестнице. И только вспомните, сколько мучений вы перенесли, всего лишь спуская его, а не поднимая!
Чтобы не испытывать мучений, наймите людей, постоянно зарабатывающих этим. Профессионалы обладают не только хорошей физической подготовкой, но и достаточным опытом в координации движений со своим партнёром, приемами и примочками, включая поддоны, тележку. Они знают, что инструмент надо переносить медленно, аккуратно, стараясь его не задеть нигде.
А в машине профессионалов есть необходимые крепления и ремни, поэтому пианино будут перевозить правильно – вертикально, а не лёжа, как это делают некоторые.
Как ухаживать за фортепиано
Приобретение фортепиано нельзя сравнить с покупкой мебельного гарнитура или эффектной интерьерной вещицы с крупными габаритами. Фортепиано в доме означает фактически появление необыкновенного живого организма, в котором присутствует душа, психика и сложное устройство внутренних систем. Безусловно, такому инструменту необходим внимательный и заботливый уход, который позволит предотвратить возможные проблемы в будущем.
Не стоит пугаться, что обслуживание и содержание пианино – трудоёмкий и сложный процесс, который, будто бы, требует свободного времени, крупных вложений и сил. Фортепиано – не автомобиль, оно не требует регулярного дорогостоящего ремонта, замены деталей, ежемесячного обслуживания, техосмотра и страхования. Чтобы поддерживать свой инструмент в идеальном, исправном состоянии, достаточно лишь знать несколько несложных правил и соблюдать условия необходимого микроклимата в помещении, где находится пианино.
– Температура в комнате должна быть достаточно прохладной: 17-20 градусов при влажности 40-60%. При более высоком уровне влажности может запуститься процесс набухания натуральных материалов, из которых состоят элементы конструкции. Излишнее наличие молекул влаги в воздухе со временем может привести также к образованию плесени и ржавчины.
Обратите внимание также на сезонные факторы: лето может быть засушливым или дождливым, а зимнее отопление – мощным или еле ощутимым. Пересушенный воздух способствует постепенному рассыханию деревянного корпуса и появлению в нём микротрещин, из которых с годами образуются крупные расслоения. Впоследствии колки перестают держать натяжение струн и пианино становится сложно настроить. Чтобы избежать подобной ситуации – поддерживайте необходимый уровень влажности и температуры в помещении.
– Существует несколько комфортных методов регуляции микроклимата: в первую очередь, это приобретение качественного увлажнителя воздуха и надёжного гигрометра, который устанавливается рядом с инструментом. Гигрометр лучше использовать не стрелочный, а цифровой, современный и технологичный.
– Какой лучше выбрать увлажнитель воздуха? В огромном разнообразии предлагаемой продукции не стоит делать свой выбор в пользу парового и ультразвукового. Подобные увлажнители выпускают, помимо пара, также соли и посторонние примеси, содержащиеся в жёсткой водопроводной воде. Неплохо зарекомендовали себя в фортепианном мире очистители, так называемые «мойки воздуха». Их производительность и экологичность выше большинства увлажнителей воздуха, а польза ощутима не только для инструмента, но и для человека. Действует аппарат по принципу взбивания специальным устройством воды, превращая её в водяную пыль и естественное влажное облако без потенциально опасных влияний на организм.
– Народные способы регуляции влажности в помещении включают в себя обилие комнатных растений, маленькие оранжереи, вазы с цветами, фонтанчики, открытые аквариумы, ёмкости с водой, поставленные у отопительных приборов, в углах и за шкафами.
– Банка с водой внутри инструмента? Действительно, некоторые мастера дают такую рекомендацию. Однако, отношение к этому методу неоднозначно. В первую очередь, потому, что о банках часто забывают. Через две недели вода в ёмкости испаряется – и пианино снова находится во власти иссушенного воздуха. Затем вдруг о банке вспоминают и снова наполняют. Происходит опасный, резкий перепад уровня влажности, который принимает постоянный характер. Более того: корпус фортепиано увлажняется изнутри и одновременно иссушается снаружи, обеспечивая всё те же температурные и климатические колебания. Помните, что здоровый микроклимат должен поддерживаться равномерно во всём помещении, а не только рядом с инструментом. Это полезно не только для его, но и для Вашего здоровья.
– Регулятор влажности для пианино (продается в музыкальных магазинах) – пожалуй, лучший вариант поддержания идеального состояния инструмента. В отличие от банок, подобные устройства сигнализируют, когда вода заканчивается, реагируют на малейшие изменения микроклимата, а также анализируют средние температурные показатели.
Проста и эффективна в использовании специально разработанная в Германии трубка Гидросил. Наполненная особым абсорбентом, способным как поглощать, так и отдавать влагу, она помещается внутрь пианино или рояля. В период отопительного сезона трубка будет регулярно вырабатывать микроскопические молекулы воды, необходимые для здорового функционирования фортепиано и предотвращая рассыхание древесины его корпуса. Для пополнения жидкости достаточно один раз в месяц помещать трубку на 10 минут в очищенную воду. Летом, хорошо просушенная, эта же трубка будет вбирать избыточную влажность.
Также отлично зарекомендовала себя система климат-контроля «Damp-Chaser». Её устройство состоит из одного или нескольких многофункциональных стержней: осушителя для понижения относительной влажности (RH), увлажнителя для обратного насыщения влагой воздуха и контрольного прибора для поддержания максимально комфортного для инструмента микроклимата с обеспечением относительной влажности 40%RH – 50%RH.
– Не забывайте о том, как важно правильно определить место для пианино. Лучше всего расположить инструмент у несущей стены на расстоянии 10 см вдали от отопительных приборов, солнечных лучей, окон и сквозняков, которые, как вы уже знаете, влияют на резкие скачки температуры и уровня влажности воздуха в помещении, что сказывается на состоянии древесины и внутренней механики фортепиано.
– Протирайте инструмент только сухой или чуть влажной мягкой тканью – например, микрофиброй. Мокрые тряпки способствуют отслоению и деформации лакового покрытия. Это касается и нижней части корпуса (особенно в районе педалей), которая часто задевается чрезмерно активными хозяйками во время мытья полов.
– Ни в коем случае не ставьте на верхнюю панель фортепиано различные предметы интерьера: тяжеловесные вазы, цветочные горшки и статуэтки. Не делайте инструмент, который служит искусству, источником постоянного хлама и пылесборником. Не место там также и увлажнителю воздуха. Таким образом, вы сбережёте корпус, который и так испытывает многотонное натяжение струн, от дополнительной нагрузки.
– Время от времени очищайте от пыли внутреннее пространство пианино и клавиатуру при помощи пылесоса. Осматривайте его на наличие посторонних предметов и возможных обитателей-насекомых. Не стесняйтесь просить мастера-настройщика проводить регулярную профессиональную чистку внутренних механизмов инструмента, включая и область, расположенную под клавишами.
– Внутрь корпуса допускается поместить (конечно, не на механические элементы) мешочек с засушенной лавандой или другими ароматическими средствами отпугивания таких насекомых как моль, которая может заинтересоваться войлочными компонентами пианино.
– Клавиши с покрытием из слоновой кости допускается при необходимости аккуратно очищать при помощи ватных палочек, смоченных слабым раствором нашатырного спирта или перекиси водорода. Таким образом вы сможете уберечь клавиатуру от преждевременного естественного пожелтения натуральных материалов. Клавиши с пластиковым покрытием протирайте обычной влажной тряпкой.
– Если Вы хотите создать дополнительный барьер звукоизоляции, оградив своё творчество от соседей, рекомендуется поставить пианино на специальный резиновый коврик или покрытие из пенки. Этот способ позволит уберечь инструмент от скопления пыли, которому способствуют шерстяные классические ковры и синтетический ковролин. Дополнительным плюсом станет обеспечение прекрасной акустики для глубокого фортепианного звучания.
– Если тёплый восточный ковёр является непременным атрибутом вашего уюта и комфорта – не беда. Просто поставьте под инструмент дополнительные устойчивые подпорки, чтобы его основа слегка приподнималась над полом. Так вы сможете сохранить акустику, состояние коврового покрытия и дополнительную защиту пианино от источника пыли и вредоносных микроорганизмов, населяющих ковровый ворс. Однако, всё-таки лучше будет избежать ковра в помещении, где находится фортепиано.
– Не пренебрегайте регулярной настройкой и обслуживанием инструмента профессиональным и качественным специалистом. Лучше всего договариваться о профилактических визитах настройщика один/два раза в год, в начале и/или конце отопительного сезона, который особенно негативно влияет на строй фортепиано. Благодаря консультациям мастера вы сможете поддерживать здоровое состояние своего пианино долгие годы и не тратиться на дорогостоящий ремонт.
Как видите, правила ухода за фортепиано достаточно просты и не требуют особых усилий. Достаточно лишь прислушиваться к потребностям своего инструмента и общим рекомендациям для поддержания здорового микроклимата в квартире. Обращайтесь с пианино бережно, не стучите по нему, ни в коем случае не хлопайте крышкой – и оно будет радовать Вас долгие годы!
А в заключении статьи мы будем рады поднять Вам настроение небольшим отрывком из разговора настройщиков о том, как правильно ухаживать за своим инструментом!
“Помещение с пианино лучше увлажнять аквариумами, цветами, непрерывным вскрыванием шампанского, наливом и переливом чая, кофе, минералки, круглосуточным кипячением белья, откручиванием фитилей на батареях, протечками от соседей.
В самом крайнем случае, пожарная команда поможет. Только просите увлажнять не пеной (она разъедает деки), а водой”.))